Т-34/85 образца 1944 года, Средний танк


История создания

История создания данной модификации уходит к разработке в конце 1942г. проекта танка Т-43, который должен был стать заменой Т-34. Но радикальные изменения, в конструкции Т-34, повели к резкому увеличению массы, и сказались на маневренных характеристиках машины, что было недопустимо. Еще в апреле 1943г. было известно, что 76-мм пушка Т-34 может пробить броню новейших немецких танков «Тигр» менее чем с 500м. В дальнейшем, недостаточная эффективность 76-мм пушки сильно сказалась во время Курской битвы, где победа нам далась ценой огромных потерь. Поэтому, в мае 1943 ГКО принимает решение об усилении артиллерийского вооружения танка, путем установки на него пушки зенитного орудия 52-К, которое могло пробивать лобовую броню « Тигра» с дистанции 1000м. Хотя работы по усилению вооружения велись с начала 1943г. К середине 1943г. на конкурс было представлено четыре варианта 85-мм орудий. В нем победила пушка С-53, созданная в ЦАКБ под руководством главного конструктора В.Г. Грабина. Но для ее размещения и обеспечения нормальной работы экипажа требовалось увеличить башню танка Т-34 образца 1942 года. К тому же, на испытаниях были выявлены некоторые конструктивные недостатки С-53. Чтобы не затягивать работы по перевооружению танка, было принято решение, установить уже выпускавшуюся, 85-мм пушку Д-5Т в увеличенную башню, разработанную в КБ . Внешне она была похожа на башню экспериментального танка Т-43, как и башня разработанная на заводе №183 в Нижнем Тагиле. Постановлением ГКО №5020сс, от 23 января 1944года, танк был принят на вооружение РККА под обозначением Т-34-85. После доработки и начала массового выпуска пушки С-53, в марте 1944года, завод №183 перешел на выпуск танков Т-34-85. Затем пушку С-53 стали устанавливать на горьковские и омские машины. Фактически, после этой модернизации Т-34, получился новый танк, который, с успехом применялся во всех сражениях завершающего этапа войны. В послевоенные годы Т-34-85 выпускался по лицензии в Польше и Чехословакии, всего было выпущено более 35000 машин. Т-34-85 являлся основным танком Советской Армии вплоть по середины пятидесятых годов. Официально танк Т-34-85 был снят с вооружения Российской Федерации только в 1993 году. После окончания Великой Отечественной Войны танк поставлялся во многие страны мира и принял участи ни одном вооруженном конфликте. Он применялся во время Корейской войны, нескольких войнах на Ближнем Востоке, войны во Вьетнаме.

Представляю Вам два фото обзора Walkaround танков Т-34-85 бортовой номер 507 и бортовой номер 750, находящихся на открытой площадке в экспозиции Музея-Панорамы Сталинградской битвы в городе Волгограде. Фото сделаны в сентябре 2006г. Они, как и многие другие фото, использовались мной при постройке сборных моделей Т-34-85 от фирм Revell и UM. Надеюсь, мои фотографии помогут и Вам при постройке моделей в различных масштабах.

ЛЮЛЬКА

Люлька (рис. 54) имеет цилиндрическую форму. Внутри люльки 1 имеется три бронзовые кольцевые облицовки: передняя средняя 3 и задняя 4, которые служат направляющими ствола пушки. В средней части люльки имеется квадратный фланец к которому крепится бронировка. С боков люльки имеются цапфенные гнезда с запрессованными бронзовыми втулками 5. Цапфы входят во втулки и крепятся бортами к кронштейнам башни танк Т-34-85. С правой стороны люльки крепится кронштейн 6 для установки пулемета ДТМ и правый щит ограждения. С левой стороны люльки крепится кронштейн 7 прицела, сектор 10 подъемного механизма и левый щит ограждения.

Рис. 54. Люлька

Нажмите на рисунок для увеличения

Рядом с сектором подъемного механизма имеется два гнезда 11 для стопора походного положения пушки. Пушка может крепиться по-походному в двух положениях: при угле возвышения 0° и при угле возвышения 16°. Сверху люльки крепится шпонка 8 с бронзовыми облицовками, дающая стволу направление при откате и удерживающая его от поворота при выстреле. Снизу люльки имеется прилив-борода 12 с двумя отверстиями, в которых крепятся штоки противооткатных устройств. С торцевой части люльки по обеим сторонам крепятся резиновые буферы 9, смягчающие удар при накате.

ПРОТИВООТКАТНЫЕ УСТРОЙСТВА

Рис.55. Тормоз отката

Нажмите на рисунок для увеличения

Противооткатные устройства состоят из тормоза отката и накатника. Тормоз отката служит для поглощения энергии откатных частей при выстреле. Накатник служит для возвращения откатных частей в первоначальное положение после выстрела. Тормоз отката и накатник помещаются в общей обойме 4 (рис. 49), крепящейся болтами к казеннику.

Устройство тормоза отката

Тормоз отката гидравлический веретенного типа. Он заполняется глицериновой жидкостью стеол стеол М в количестве 3,65 л (для тормоза без компенсатора). Тормоз отката помещается в левом гнезде обоймы. Он состоит из следующих основных деталей (рис 55): цилиндра 1, штока 3 с поршнем 2, веретена 4 с модератором 5 и корпуса сальника 6 с сальником.

Устройство накатника

Рис.56. Накатник

Нажмите на рисунок для увеличения

Накатник гидропневматический. Он наполняется глицериновой жидкостью стеол или стеол М в количестве 3,15 л и воздухом. сжатым до 34—37 кг/см2. Накатник помещается в правом гнезде обоймы. Он состоит из следующих основных деталей (рис. 56) наружного цилиндра 1, рабочего цилиндра 2 и штока 3 с поршнем.

ОГРАЖДЕНИЕ ПУШКИ

Ограждение пушки предохраняет экипаж танка Т-34-85 от ударов откатными частями во время стрельбы из пушки. Оно состоит из двух щитов, укрепленных на люльке с правой и левой сторон, и гильзоулавливателя. На правом щите ограждения укреплены копир и кронштейн для блокирующего прибора № 52 (рис. 57). На левом щите ограждения укреплен электромагнит 2 электроспуска, боковой уровень, указатель отката и рычаг 1 электроспуска со шнуром для ручного спуска. Внизу правый и левый щиты ограждения соединены скобкой, которая придает ограждению жесткость и, кроме того, служит для закрепления в ней оси гильзоулавливателя.
Рис.57. Спусковой механизм

Нажмите на рисунок для увеличения

Гильзоулавливатель может занимать два положения: походное, когда он поднят вверх; боевое, когда он опущен в горизонтальное положение. В походном и боевом положениях гильзоулавливатель фиксируется стопором, расположенным с левой стороны гильзоулавливателя. Для освобождения гильзоулавливателя нужно потянуть за кольцо стопор на себя. На задней стенке гильзоулавливателя крепятся гильзоотражатель и направляющий лоток, служащий для направления патрона при заряжании. Лоток шарнирно крепится к гильзоулавливателю и удерживается в верхнем положении пружиной.

СПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ

Для стрельбы из пушки имеется электроспуск и ручной спуск. Для стрельбы из пулемета ДТМ, спаренного с пушкой, имеется электроспуск РТ-9. Электроспуск пушки танка (рис. 57) состоит из электромагнита 2, блокирующего прибора № 52—6, рычага спуска 1, нажима 17 с пружиной 9, кольца с контактом 20 на подъемном механизме, тумблеров пушки 4 и пулемета 3, предохранителя на 20 и и системы электропроводов. Электромагнит 2 укреплен на левом щите ограждения. Он состоит из катушки и сердечника.
Рис.58. Подъемный механизм

Нажмите на рисунок для увеличения

Блокирующий прибор № 52 укреплен на кронштейне правого щитка ограждения. Он состоит из корпуса с крышкой 5, оси 7 с двумя рычагами 10 и 13, защелки 14 с пружиной 9, стержня 11 с кнопкой 12 и колпака 8 с контактным кольцом. Рычаг спуска крепится к левому щиту ограждения. В нажим спуска ввинчен регулирующий винт для регулировки электроспуска пушки. Тумблеры пушки танка Т-34-85 и спаренного пулемета установлены на щитке, прикрепленном к корпусу подъемного механизма.

При нижнем положении тумблеров цепь электроспуска выключена, при верхнем положении включена. Предохранитель на 20 а помещается на щитке в башне с левой стороны. Если электроспуск пушки не действует, можно произвести выстрел ручным спуском, т. е. оттянуть вниз спусковой шнур. Электроспуск РТ-9 пулемета состоит из электромагнита, двуплечего рычага с пальцем, двух захватов, оси спуска и крепящих деталей. Для производства выстрела из пулемета нужно включить правый тумблер и нажать на рычаг спуска.

ПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ

Подъемный механизм служит для придания пушке танка и спаренному с ней пулемету необходимых углов возвышения и снижения. Подъемный механизм (рис. 58) состоит из картера 2, цилидрической шестерни 1, червячного колеса 5, червяка 10 и зубчатого сектора, укрепленного на люльке. Картер подъемного механизма состоит из двух половин, соединяющихся друг с другом болтами 4. Картер крепится к левому кронштейну башни болтами. В центральные отверстия обеих половин картера запрессованы втулки 3 и 7, служащие подшипниками для валика цилиндрической шестерни. Отверстие картера закрывается крышкой 8 на резьбе.
Рис.59. Стопор походного положения пушки

Нажмите на рисунок для увеличения

Цилиндрическая шестерня 1 находится в зацеплении с зубчатым сектором, укрепленным на люльке. От осевого смещения шестерня удерживается установочной гайкой 6 со стопорным кольцом 9. Червячное колесо надевается своей ступицей на шлицы валика цилиндрической шестерни 1 и удерживается на валике гайкой 6. Червяк 10 помещается в приливе картера и находится в зацеплении с червячным колесом. Ось червяка вращается во втулках 21 и 22, вставленных в гнезда обеих половин картера.

На ось червяка между картером подъемного механизма и маховичком привода навинчивается гайка 20, использующаяся для выбора осевого люфта червяка. При наличии большого осевого люфта червяка нужно вынуть шплинт из гайки и слегка повернуть ее, не нарушая при этом плавности зацепления червячной пары, после чего гайку зашплинтовать. На конце валика червяка на шпонке укреплен маховичок 15.

При вращении маховичка вращается червяк, который передает вращение червячному колесу и цилиндрической шестерне 1. Цилиндрическая шестерня, перекатываясь по сектору подъемного механизма, вызывает поворот люльки со стволом вокруг цапф в вертикальной плоскости. В левом кронштейне башни танка помещается стопор походного положения пушки (рис. 59). При помощи стопора пушка танка может быть закреплена в двух положениях: при угле возвышения 0° или при угле возвышения 16°.

Содержание

Т-34-85 бортовой номер 507


1

Боевое применение

Первые Т-34, вооруженные 85 мм орудием, стали поставляться в бронетанковые части РККА в конце зимы 1944 года. Одной из первых боевых частей, оснащенных модернизированной «тридцатьчетверкой» стал 38-й отдельный танковый полк. На башнях были нанесены надписи краской «Димитрий Донской», изготовлены они были на средства, предоставленные РПЦ. Всего полк насчитывал по штату 21 единицу, кроме Т-34-85 штат полка составляли огнеметные версии Т-34-76.

В составе 58-й армии танковый полк вел боевые операции на территории Украины. Еще одной частью, оснащенной новой техникой с пушкой Д-5Т, являлся 119-й танковый полк. Так как танк был изготовлен на собранные деньги жителей республики Армения, то на танковых башнях были нанесены надписи на национальном языке «Давид Сасунский», в честь героя республики. Полк принимал участие в боевых действиях в составе 2-го Украинского фронта.

В начале весны 1944 года модернизованные «тридцатьчетверки» стали направляться в танковые бригады, а также в танковые и мех корпуса. Так, новую технику получили 2-й, 6-й, 10 и 11-й танковый корпус. При формировании экипажей новых машин, возникла проблема в наличии 5-го члена экипажа. Вопрос решился путем комплектования экипажей танкистов за счет бойцов роты противотанковых ружей.

Новые машины в первую очередь поставлялись в лучшие боевые соединения РККА.

В тоже время на освоение новых танков экипажам давалось всего несколько часов. Широкое применение Т-34-85 произошло в боях в Правобережной Украины, в особенности при проведении форсирования Днестра.

В столкновениях с бронетехникой противника, новая техника показала себя неплохо, но все равно уступала тяжелым немецким танкам. 88 мм орудия Тигров обладали высокой бронебойностью, тем более бронезащита корпуса «тридцатьчетверок» не претерпела изменений, а по мощности 85 мм орудие советского танка немного уступало немецкому 88 мм.

Также Т-34 с 85-й артиллерийской системой Д-5Т в количестве 23 единицы в начале весны 1944 поступили на вооружение 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной и ордена Красной Звезды Новгородской танковой бригады, которая вела наступление в составе Карельского фронта. Также в составе бригады числилось 42 «тридцатьчетверки» с 76 мм орудием и «Валентайн IX» в количестве 10 единиц.

Наступление проходило успешно, тем более у противника (финские и немецкие боевые соединения) практически не было танковых частей. С освобождением г.Киркенеса в Норвегии фронт был расформирован.

Во время наступательной операции «Багратион» летом 1944 года Т-34-85 занимали большую часть бронетанкового парка РККА. Так, из 811 участвующих в наступлении Т-34, машины, вооруженные 85 мм артиллерийской системой, составляли более 50% танкового парка.

Наибольшее количество новых «тридцатьчетверок» принимало участие в наступательных операциях Красной Армии в 1945 году. Участвующая в Висло-Одерской наступательной операции 3-я ТА генерала Рыбалко П.С. насчитывала в своем штате 640 танков Т-34-85, 22 танка Т-34-76 (использовались в качестве тральщиков), а также тяжелые машины ИС-2 (21 единица) и самоходно-артиллерийские установки (63 единицы ИСУ-122, 63 единицы СУ-85, 63 единицы СУ-76 и 49 СУ-57И).

В боях за Берлин Т-34-85 столкнулась с очень большой проблемой, а именно повсеместное использование противником фаустпатронов.

Простота производства и использования, а также ведения боя в городских условиях – все это сделало фаустников еще одним опасным противником советских танкистов в боях за столицу Рейха.

Для того, чтобы как-то обезопасить свои машины от выстрелов ручных противотанковых гранатометов экипажи обвешивали свои танки различным приспособлениями. Но, несмотря на активное применение гранатометов в боях, большую часть потерь Т-34-85 понесли от действия вражеской артиллерии.

В боях с Японией летом 1945 года принимало участие 670 танков Т-34-85, причем, вместе с ними в состав бронетанковых частей Красной Армии действующих против японских частей, входили устаревшие модели Т-26 и БТ-7. Основной ударной силой стала 6-я танковая армия, ее парк составляли 408 новеньких Т-34-85, прибывшие с двух заводов: №174 и №183.

Небольшое количество «тридцатьчетверок» было захвачено немецкими войсками и их союзниками и позже использовалось ими, например соединениями дивизии СС Викинг. Т-34-85 в конце войны также поступали в армии союзников СССР (Польши, Югославии, Чехословакии), а позже и странам,входившим в ОВД.

Т-34-85 бортовой номер 750

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]