Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV), Sd.Kfz.161

Орудие и оптика.

Установленная на ранних моделях танка PzKpfw IV 75-мм гаубица L/24 имела ствол с 28 нарезами глубиной 0,85-мм и полуавтоматический вертикальный сдвижной затвор. Орудие оснащалось клинометрическим прицелом, что при необходимости позволяло танку вести прицельную стрельбу с закрытых позиций. Цилиндр для отката ствола выступал за пределы орудийной маски закрывал большую часть ствола орудия. Люлька орудия была тяжелее, чем этого требовалось, в результате имелся небольшой дисбаланс башни.

В состав боекомплекта танковой пушки входили фугасные, противотанковые, дымовые и картечные снаряды. Наводчик наводил пушку и спаренный с ней пулемет по углу места, вращая левой рукой специальный штурвальчик. Разворачивать башню можно было или с помощью электропривода переключением тумблера, или вручную, для чего использовался штурвальчик, установленный справа от механизма вертикального наведения вооружения. Разворачивать башню вручную мог как наводчик, так и заряжающий; максимальная скорость ручного разворота башни усилиями наводчика составляла 1,9 гр/с, наводчика — 2,6 гр/с.

Электропривод разворота башни смонтирован в левой части башни, скорость разворота контролируется вручную, максимальная скорость разворота с помощью электропривода достигает 14 гр/с (примерно в два раза ниже, чем на английских танках), минимальная -0,14 гр/с. Поскольку мотор реагирует на сигналы управления с запаздыванием, отслеживать движущуюся цель, вращая башню с помощью электропривода, затруднительно. Выстрел из орудия производится с помощью электроспуска, кнопка которого смонтирована на штурвальчике ручного привода разворота башни. Механизм отката ствола после выстрела имеет гидропневматический амортизатор. В башне установлены различные приборы и устройства, обеспечивающие безопасные условия работы членов экипажа.

Установка длинноствольных пушек L/43 и L/48 вместо короткоствольной L/24 привела к нарушению сбалансированности башенной пушечной установки (ствол перевешивал казенную часть), для компенсации возросшей массы ствола пришлось монтировать специальную пружину; пружина устанавливалась в металлическом цилиндре в правом переднем сегменте башни. Более мощные пушки имели и более сильную отдачу при выстреле, что потребовало перепроектирования механизма отката, который стал шире и длиннее, но несмотря на проведенные доработки откат ствола после выстрела все равно увеличился на 50 мм по сравнению с откатом ствола 24-калиберной пушки. При совершении маршей своим ходом или при перевозках железнодорожным транспортом, чтобы несколько увеличить свободный внутренний объем, 43 — и 48-калиберные пушки поднимались на угол 16 градусов и фиксировались в этом положении специальной внешней откидной опорой.

Телескопический прицел длинноствольной 75-мм пушки имел две вращающихся шкалы и для своего времени имел достаточно высокий уровень комплексирования. Первая шкала, шкала дистанций, вращалась вокруг своей оси, метки прицеливания для стрельбы из пушки и пулемета наносились на шкалу в разных квадрантах; шкала для стрельбы фугасными снарядами (Gr34) и для ведения огня из пулемета градуировалась в пределах 0-3200 м, в то время как шкалы для стрельбы бронебойными снарядами (PzGr39 и PzGr40) градуировалась, соответственно на дистанции 0-2400 м и 0-1400 м. Вторая шкала, шкала визирования смещалась в вертикальной плоскости. Обе шкалы могли перемещаться одновременно, шкала визирования поднималась или опускалась, а шкала дистанций поворачивалась. Чтобы поразить выбранную цель, шкала дистанций вращалась до тех пор пока требуемая марка не устанавливалась напротив метки в верхней части прицела, а марка шкалы визирования накладывалась на цель за счет разворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости.

Во многих отношениях, танк PzKpfw IV для своего времени являлся совершенной боевой машиной. Внутри командирской башни танка наносилась шкала, проградуированная в диапазоне от 1 до 12, в каждом сектор делился делениями еще на 24 интервала. При развороте башни, за счет специальной зубчатой передачи командирская башенка вращалась в обратную сторону с той же самой скоростью так, что цифра 12 постоянно оставалась на осевой линии корпуса машины. Такая конструкция облегчала командиру поиск очередной цели и указывать наводчику направление на нее. Слева от места наводчика был установлен индикатор, повторяющий разбивку шкалы командирской башенки и вращающийся аналогично ей. После получения команды от командира, наводчик разворачивал башню в указанном направлении (например — 10 часов), сверяясь со шкалой-повторителем, а после визуального обнаружения цели наводил на нее орудие.

Изменение дизайна башни танка PzKpfw IV

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

Концепция и проектирование.

В 1930 году два основных типа танков, представлялись в качестве необходимого вооружения танковых войск:

  • танк, вооруженный пушкой рассчитанной, прежде всего на борьбу с БТТ противника;
  • танк поддержки, вооруженный крупнокалиберным орудием.


Последние из неразрешенный вопросов, по поводу разработки и строительства БТТ и организации немецких танковых войск, удалось разрешить в 1934г. Согласно плану танковый полк немецкой армии из двух батальонов. В каждом из которых по 1 роте танков поддержки и 3 роты танков (Pz. III) с 37-мм орудием.
Вооружение танка поддержки должно было состоять из крупнокалиберного орудия и двух пулеметов, один из которых спарен с орудием, а другой помещен в носовую часть корпуса. Что позволило бы ему решать задачи недоступные 37-мм пушкам танков более легкого класса.

Начало проектным работам положено в январе сорок третьего года, когда обвялены ТТТ и отрыт конкурс на создание машины огневой поддержки. О своем участии объявили представители фирм — Рейнметалл, Крупп, MAN. В ходе последующих восемнадцати месяцев проектирование было завершено.

Проект Крупп более строго соответствовал техническим требованием для будущего Pz.Kpfw IV:

  • общий вес 18 тонн;
  • мощность двигателя 320 л/сил;
  • максимальная скорость должна была быть 30 км/ч;
  • геометрические размеры 5600 x 2900 х 2650 мм;
  • толщина бронирования 5 до 14,5 мм;
  • способность преодолевать подъем в 30 градусов;
  • пересекать траншеи до 2,2 м;
  • 140 выстрелов для основного оружия и 3000 патронов для пулеметов должны были быть размещены в танке.


Однако первоначальная версия все же не устаивала военных. Основные нарекания вызывала рессорная подвеска из катков среднего диметра, тогда как военным предпочтительней казалась торсионная. По их мнению, последняя потенциально обеспечивала большую плавность хода, а также имела больший резерв вертикального хода катка.

В процессе совместного обсуждения конструкции Pz.Kpfw IV, представителями Крупп и Heeres Waffenamt было сочтено возможным всеже остановиться на рессорной подвеске, усовершенствованной конструкции, по восемь опорных катков применительно к борту.

Конечный вариант соединял в себе башню и корпус первоначального проекта Крупп и новую ходовую сконструированную с учетом требований военных.

Компоновка Pz.Kpfw IV — классическая для немецких танков схема с задним расположением моторного отделения. Рабочее место командира танка по оси танковой башни, над ним расположена наблюдательная башенка. Два остальных члена экипажа из находившихся в башне — наводчик и заражающий, располагались по обе стороны орудия. Механик и стрелок нвходились в передней части корпуса, отделении управления.

Ходовая и подвеска- 4 тележки по паре опорных катков, листовое подрессоривание, 4 поддерживающих малого размера, ленивец в передней части бронекорпуса и ведущего колеса сзади. Конструкторское решение весьма удачное, за все время производства никаких существенных изменений не претерпевшее.

Опытная машина выполнена в Эссене и прошла программу испытаний в течении 1935-1936 гг.

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации танка Pz.Kpfw IV.

  • Ausf. A.

    Pz.Kpfw IV Ausf. A. изготовлен в 1936 г. Танки были оборудовали 250- сильным двигателем Майбах HL-108TR и трансмиссией 5 скоростей вперед и одной заднего хода.

    Вооружение заключалось в 7,5 cm Kwk 37 ТП и пулемете MG в башне, еще одним МG перед стрелком, в бронекорпусе. Боекомплект насчитывал 122 выстрела к ТП и три тысячи патронов к пулеметам. В лобовом листе башни, эвакуационных люках в бортах имелись наблюдательные приборы. В боевых условиях они могли закрываться бронезаслонками.

    Кроме этого в бортах башни имелись порты для стрельбы на самооборону танка. Над головой командира, в задней части крыши установлена командирская башенка. Поворот башни мог осуществляться как в ручную, так и посредством электромотора, управлял поворотом наводчик. Для питания электромотора имелся дополнительный электрогенератор, расположенный в левой части двигательного отделения.

    Боевое отделение отделено от моторного противопожарной перегородкой. В ней имелся люк доступа к двигателю. Баки с топливом, числом три под боевым поликом вс самом низу боевого отделения.

    Изготовлено 35 Pz.Kpfw IV Аusf. A.

  • Ausf.B.

    Вторая модификация появилась в начале тридцать седьмого года. Основанием ее появления явилась необходимость внесения множества усовершенствований в конструкцию танка. Но все, же главное улучшение это установка 320 сильного мотора Майбах HL-120TR и новой трансмиссии.

    Бронирование лба танка довели до 30 мм. Часть «четверок» Ausf.B получили улучшенную командирскую башенку, в которой наблюдательные щели прикрывали бронезаслонки. Курсовой пулемет стрелка-радиста ликвидирован, вместо него оборудован пистолетный порт. Аналогичные по назначению порты появились в боковых эвакуационных люках.

    Если масса машины выросла до 17,7 тонн, то на скоростных качествах, благодаря более мощному мотору и КПП.

    Изготовлено 45 Pz.Kpfw IV Аusf. В.

  • Аusf. C.

    Год спустя, в тридцать восьмом году свет увидела следующая модификация — Аusf. С. С виду все три варианта — А, В и С, значительных отличий между собой не имели. Хотя отличить их можно. Одним из таких отличий являлся бронекожух спаренного пулемета появившийся в Аusf. С.

    Также на машинах Аusf. С позднего изготовления под орудийным стволом устанавливалась специальная рамка, которая при повороте башни отводила антенну. Позднее аналогичные устройства устанавливали на Аusf. A и В. Масса танка равнялась 18,5 тонн, скоростные качества не претерпели изменения благодаря формированному двигателю HL-120TRМ, позднее ставшему обычным для всех Pz.Kpfw IV.

  • Аusf. D.

    Толщина кормы и борта бронекорпуса танка увеличена до 20 мм, поздние в серии машины оснащались дополнительным накладным бронированием. Внутреннею орудийную маску заменили на внешнюю, как менее склонную к заклиниванию осколками и фрагментами пуль.

    Пулемет в лобовом листе вновь вернули на место. Масса танка составила 20 т. К началу войны успели изготовить 45 Аusf. D. Часть танков этой модификации была перевооружена 7,5 cm Kwk 40 L/48, но использовались в основном в учебных целях.

  • Аusf. E.

    Одним из уроков, полученных в ходе Польской компании — вывод о недостаточной бронезащите немецких танков. С целью устранения этого недостатка появилась на свет следующая модификация Pz. IV — Аusf. E.

    С этой целью лобовую часть машины усилили накладной броней до суммарной толщины в 50 мм, борта корпуса усилили 20-мм экранами. Командирская башенка сдвинута назад, ее толщина возросла с 5 до 95 мм. Масса танка составила 21 тонну. Ведущие колеса упрощенной формы, опорные катки нового типа. Прибор наблюдения мехвода нового типа с увеличенной площадью остекления, прибор пуска дымовых гранат.

    Серийное производство Pz.IV Аusf. E начато в тридцать девятом году и продолжалось вплоть до апреля сорок первого. Всего выпущено 224 машины.

  • Аusf. F1.

    Модификация с улучшенным бронированием. От экранов отказались в пользу увеличения толщины листов корпуса и башни, которые составили 50-30 мм. Вес машины вырос до 22,3 т.

    Для компенсации возросшего давления на грунт от траков шириной в 38 см отказались в пользу траков 40 см, для чего пришлось внести изменения в конструкцию ленивцев и ведущих колес. Люк командирской башенки двухстворчатый вместо люка с единственной створкой.

    Шаровая установка — Kugelblende 50, на задней части башни стали устанавливать «ящик Роммеля» для вещей экипажа.

    Всего свет увидело 462 танка Pz.IV Аusf. F1.

  • Аusf. F2.

    Модификация «четверки» вооруженной 7,5 cm KwK 40. Танки Аusf. F, получившие это орудие стали называться Аusf. F2, а машины с KwK 37 соответственно — F1. Боекомплект машины существенно уменьшен с 122 до 87 выстрелов.

    Еще одно видимое отличие- ликвидированы приборов наблюдения в эваколюках бортов башни и увеличенных размеров бронирование противооткатных устроцйств.

    Машины модификации F2 стали поступать на фронт в начале сорок второго года. В эту модификацию переоборудовали 25 машин. Еще 180 построили, после чего, летом текущего года их производство прекращено.

  • Аusf. G.

    Очередная попытка усиления боевых возможностей Pz.IV за счет установки дополнительного 30-мм экрана в лобовой части и навесных 5-мм экранов «shurzen» с бортов. Помимо защиты от гипотетических кумулятивных боеприпасов, 5-мм экраны весьма неплохо справлялись с защитой от пуль ПТР, что было актуальнее.

    Однокамерный ДТ орудия заменили на двукамерный. Установку дымопуска в корме заменили на спаренные блоки дымовых гранат по бокам башни. Ликвидированы сигнальные лючки для пуска сигнальных ракет в люках мехвода и стрелка.

    В период с 05.1942 г. по 06.1943 г., промышленность выпустила 1687 «четверок» этого типа.

  • Аusf. H.

    Усиление вооружения с использованием 7,5 cm Kwk 40, привело к перегрузке «четверки» в носовой ее части. Машина прибрела склонность раскачиваться даже при движении на сравнительно ровных участках. В модели Рz.IV Аusf. H была предпринята попытка устранить недостаток.

    Лобовая броня в очередной раз подверглась усилению, на этот раз до 80 мм. Стала устанавливаться зенитная турель под MG. Изменилась форма ведущих колес и ленивцев.

    Рz.IV Аusf. H- первая машина в серии «четверок», которую стали покрывать «циммеритом». Данная модификация самая массовая в линейке этих танков, всего же их произведено 3774 штуки, до лета сорок четвертого.

  • Аusf. J.

    Поледеней серийной модификацией «четверки» стала Рz.IV Аusf. J, выпуск которой был освоен 06.1944г. Конструктивно данная модификация представляла собой шаг назад в плане боевых возможностей, сделанный в угоду упрощения процесса производства.

    От электрического привода повороты башни пришлось отказаться, высвободившееся из-под вспомогательного электрогенератора место занял, дополнительный бак с топливом.

    Опорные катки окончательно потеряли обрезинку, поддерживающих роликов стало три, а не четыре. В целях снижения массы, бортовые экраны «shurzen», заменили на сетчатые «экраны Тома», но только в пределах корпуса. Башню прикрывали все те же экраны из 5-мм стали.

    Было ликвидировано большинство наблюдательных щелей, дополнительно введено множество других упрощений.

    Выпуск Аusf. J прекращен в марте 1945 г., после того как промышленность выпустила 1758 таких танков.

    ТТХ ранних Pz.Kpfw.IV.

    ТТХ ранних Pz.Kpfw.IV
    Ausf.AAusf.BAusf.CAusf.DAusf.E
    Размеры
    Боевая масса, т18,418,819,020,021,0
    Длина, м5,605,925,925,925,92
    Ширина, м2,902,832,832,842,84
    Высота, м2,652,682,682,682,68
    Бронирование, мм
    Лоб корпуса1530303030—50
    Борта и корма корпуса1515152020—20+20
    Лоб башни15303030—3530—35
    Борта и корма башни1515152020
    Крыша10—1210—1210—1210—1210—12
    Днище5551010
    Вооружение
    Пушка7,5 cm KwK.377,5 cm KwK.377,5 cm KwK.377,5 cm KwK.377,5 cm KwK.37
    Пулемёты2 × MG-131 × MG-341 × MG-342 × MG-342 × MG-34
    Боекомплект, выстрелов / патронов122 / 300080 / 240080 / 240080 / 270080 / 2700
    Подвижность
    ДвигательMaybach HL 108TR 250 л.с.Maybach HL 120TR 300 л.с.Maybach HL 120TR 300 л.с.Maybach HL 120TRM 300 л.с.Maybach HL 120TRM 300 л.с.
    Удельная мощность, л.с./т13,616,015,815,014,3
    Максимальная скорость по шоссе, км/ч3140404042
    Средняя скорость по просёлку, км/ч1720202020
    Запас хода по шоссе, км150200200200200
    Запас хода по просёлку, км
    Удельное давление на грунт, кг/см²0,690,700,750,770,79
    Преодолеваемый ров, м2,62,32,32,32,3
    Преодолеваемая стенка, м0,710,600,600,600,60
    Преодолеваемый брод, м0,800,800,801,001,00

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.


Pz.Kpfw IV Ausf.H

Конец истории немецкого «танка поддержки»

Танк
Pz.Kpfw.IVначал свою карьеру в качестве вспомогательной машины. По задумке военного заказчика, он предназначался для поддержки основного среднего танка Pz.Kpfw.III. Однако Pz.Kpfw.III был основным недолго: оказалось, что 50-мм пушки 5 cm KwK 39 не хватает для борьбы с новыми танками союзников, а более мощная 75-мм пушка 7.5 cm KwK 40 L/43 в его башню уже не помещалась. МодификацияPz.Kpfw.IV Ausf.G, оснащённая этим грозным орудием, изменила судьбу Pz.Kpfw.IV — именно он стал основным средним танком. Впрочем, советские, британские и американские машины быстро развивались, и немецким конструкторам постоянно приходилось искать новые решения, чтобы поддерживать боеспособность «четвёрки».

Из Африки в Европу

Исчерпывающий доклад британских бронетанковых специалистов о новом варианте «четвёрки», который британцы назвали Pz.Kw.4 Special, вышел в августе 1943 года. С момента появления танков с орудием 7.5 cm KwK 40 на фронте прошло больше года — в условиях стремительного технического прогресса военного времени это было целой вечностью. Британские разведчики не упустили тот факт, что танк перестал быть «особым». За год войны Pz.Kpfw.IV с длинноствольными орудиями стали распространёнными, и в обновлённых немецких технических описаниях теперь значились основными средними танками.


Рисунок Pz.Kpfw.IV из журнала Tactical & Technical Trends. Обозначение «Special» к 1944 году «четвёрка» потеряла

Танки, против которых союзники сражались в Италии, отличались от тех, что они прежде видели в Африке. К концу 1943 года разведка доложила о том, что немцы начали устанавливать на Pz.Kpfw.IV экраны из неброневой стали толщиной 1/4 дюйма (6 мм) и твёрдостью 120 единиц по Бринеллю. Британские специалисты решили, что такие экраны установлены для борьбы с подкалиберными снарядами.

Также отмечалось, что танк с длинной 75-мм пушкой внешне сложно отличить от «Тигра», так как экраны придают башне округлую форму. По мнению специалистов, немцы могли сделать это умышленно. На некоторых экранах был нанесён тонкий слой шершавого покрытия: предполагалось, что оно предназначено для защиты от магнитных противотанковых мин или для маскировки. Покрытие заинтересовало британцев, которые испытывали аналогичные материалы вплоть до 1946 года, но реального применения они не нашли.

Экраны оставались главной темой при обсуждении Pz.Kpfw.IV в сводках вплоть до весны 1944 года. Было отмечено, что от бронебойных снарядов они помогают мало, зато весьма эффективно работают против кумулятивных. Установить эффективность бортовых экранов не удалось, так как не нашлось ни одного танка, на котором бы они уцелели. Разведчики сообщили, что экраны расхищаются пехотой с обеих сторон для сооружения импровизированных укреплений и печей.

В переписке британцы упоминали, что из-за ограниченного применения немцами танков в Италии большинство информации о новой вражеской бронетехнике прибывает из СССР. Вторая причина скудости информации тоже довольно проста: на фоне «Тигров», «Пантер» и даже «Элефантов», которые использовались в Италии в значительных количествах, старенький Pz.Kpfw.IV не был чем-то выдающимся, особенно на фоне того, что машина радикально не меняла свой облик на протяжении довольно долгого времени.


Британский офицер рассматривает выгоревший Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Италия, сентябрь 1943 года. Редкий случай: танк несёт полный комплект не только башенных, но и бортовых экранов. Также хорошо видна открытая створка люка командирской башенки новой конструкции

Об этом красноречиво говорит лаконичный текст британской разведсводки: «Pz.Kpfw.IV всё ещё появляются на фронте. Дальнейшие комментарии излишни»

. Другая содержала немного больше:
«Несмотря на большое количество материала, посвящённого «Тиграм» и «Пантерам», Pz.Kpfw.IV остался стандартной машиной на вооружении немецких дивизий»
. Установка нового орудия в танк исчерпала ресурс модернизации практически полностью, и нового материала для разведчиков просто не было.

Последняя «четвёрка»

Бои в Нормандии велись с применением большого числа танков, что дало целый массив новой информации о немецкой бронетехнике, почерпнутой как из осмотра подбитых машин, так и трофейных документов. Так, британцы узнали о ещё одной особенности нового типа Pz.Kpfw.IV: на нём была установлена новая пушка длиной 48 калибров взамен старой, длиной 43 калибра. Впрочем, британские специалисты сомневались, что такое незначительное удлинение заметно повлияет на баллистику орудия.

Похоже, что старые танки тоже модернизировались, так как британцам попался Pz.Kpfw.IV с длинной 75-мм пушкой, но имевший 30-мм лобовую броню с дополнительным 30-мм экраном — такая использовалась на старом Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Также был осмотрен танк с монолитной 60-мм лобовой бронёй. Здесь не совсем понятно, в какую сторону ошиблись исследователи: это мог быть Ausf.G с 50-мм лобовой бронёй или же Ausf.H с 80-мм. Судя по трофейным документам, «четвёрки» постепенно заменялись в нише основного среднего танка немецкой армии «Пантерами». Задача Pz.Kpfw.IV теперь сводилась к прикрытию уязвимых бортов «Пантер» и истребителей танков на их базе.


Модернизированный Pz.Kpfw.IV из коллекции танкового музея в Бовингтоне. Машина имеет характерные для Ausf.D лоб подбашенной коробки и экранировку, но вместе с ними присутствуют длинноствольная 75-мм пушка и экраны на башне

Похоже, что в подбитых танках не нашли каких-либо документов, так как название новой модификации стало известно только некоторое время спустя. Новый танк назывался Pz.Kpfw.IV Ausf.H, но уверены в этом британцы не были, даже когда трофейная машина попала в Школу танковых технологий. Случилось это под конец 1944 года. Предварительное описание составили только к декабрю — к тому времени войска союзников успели вдоволь повоевать с новой машиной, но с трофеем в руках британцы могли подтвердить то, о чём раньше только догадывались.

Самые заметные изменения по сравнению с предыдущей моделью сводились к удлинённой пушке 7.5 cm KwK 40 L/48, новой командирской башенке, а также установке экранов по бортам машины.

Изменилось бронирование командирской башенки: толщина брони достигла 100 мм по сравнению с 95 мм на Ausf.E; крыша башенки с одностворчатым люком диаметром 480 мм имела толщину 12 мм. В отличие от Ausf.G, на башенке отсутствовал индикатор поворота башни. Основное бронирование машины оставалось на уровне Pz.Kpfw.IV Ausf.G, за исключением 85-мм лобовой плиты корпуса и подбашенной коробки при номинальной толщине 80 мм. Лобовое бронирование башни оставалось на уровне 50 мм.


Захваченный британской 27-й танковой бригадой Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Нормандия, июль 1944 года. Танк выглядит типично: у него есть экраны на башне, но бортовые экраны, которые легче использовать «по хозяйству», отсутствуют

В этот раз основная броня дополнялась разнесёнными экранами, установленными по бортам корпуса и вокруг башни. Толщина листов составляла 5–9 мм, от основной брони их отделяло расстояние до 400 мм. Башенные экраны имели откидные створки на петлях, чтобы экипаж мог пользоваться бортовыми башенными люками. Бортовые экраны отсутствовали, но крепления под них на машине остались. Экраны также имели противомагнитное покрытие, но к этому времени британская разведка уже выяснила значение слова «циммерит», поэтому исследователи знали, с чем имеют дело.

Новая пушка L/48 была длиннее своей предшественницы L/43: 3610 мм против 3230 мм. Начальная скорость снаряда от этого выросла до 2600 футов в секунду (790 м/с). Новые таблицы пробития для L/48 британцы составлять не стали, решив, что по сравнению с L/43 оно радикально не изменилось.

Изменения не сводились только к длине ствола: L/48 имела равномерную правую нарезку с крутизной в 7°, в отличие от прогрессивной крутизны нарезки у L/43, изменяющейся от 6 до 9°. Стволы пушек L/43 и L/48 имели 32 нареза, по сравнению с 28 нарезами у более короткой 7.5 cm KwK. Дульный тормоз изменился по сравнению с использованными ранее на Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Это был третий вариант дульного тормоза, который британцы отметили на пушках 7.5 KwK 40. Отмечались некоторые упрощения казённика.


Толщины и углы наклона брони Pz.Kpfw.IV Ausf.H

От всех изменений удлинённое орудие немного потяжелело, с 472 до 496 кг. Ствол потяжелел на 49 кг, но это частично компенсировалось облегчением других узлов. Уравновешивающую пружину сменил гидропневматический механизм, к люльке добавили крепление для клинометра. Спусковой механизм остался тот же, но крепления для батарейки на этот раз не было. На танке стоял электрогенератор E.M.F, как и на «Пантере». Боекомплект состоял из 85 выстрелов, а также 1950 патронов для двух пулемётов MG 34.

Ходовая часть тоже несколько изменилась. Поддерживающие катки теперь были стальными, без резиновых бандажей, ограничители хода подвески упростили по сравнению с теми, что использовали на Ausf.G. Ведущее колесо также отличалось. Так как танк был неисправным, ходовые испытания не проводились.

Осенью 1944 года разведка сообщила о новом варианте «четвёрки» — Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Тогда же удалось захватить документ, из которого британцы узнали о командирском варианте танков Pz.Kpfw.IV Ausf.H и Ausf.J. Такие машины весили 24,1 тонны, их вооружение не отличалось от линейных «четвёрок», но боезапас составлял всего 20 осколочно-фугасных снарядов. На крыше башни была установлена дымовая мортирка с круговым обстрелом.


Pz.Kpfw.IV Ausf.H из коллекции танкового музея в Сомюре. На машине стоят облегчённые экраны, характерные для Pz.Kpfw.IV Ausf.J

Уже весной 1945 года один такой танк, обозначавшийся Pz.Beob.Wg.IV Ausf.J, был захвачен американцами и исследован в Бельгии. Осмотр трофея дал информацию и об устройстве линейного Pz.Kpfw.IV Ausf.J, так как он мало чем от него отличался. Бронирование танка не отличалось от бронирования Pz.Kpfw.IV Ausf.H, даже крепления для облегчённых экранов из стальной сетки на данном экземпляре отсутствовали — вместо них стояли крепления для первого варианта экранов-фартуков («шурценов»).

Как сообщила разведка, в этом танке сохранился только ручной механизм поворота башни. В отличие от ручного механизма на Pz.Kpfw.IV Ausf.H, у него было две передачи. Высокая передача поворачивала башню на 360° за 220 оборотов маховика, низкая — за 352 оборота. На место вспомогательного двигателя для поворота башни на танках этой модификации устанавливался дополнительный 166-литровый бензобак, но на исследуемом экземпляре от бака остались лишь крепления. В правом спонсоне был установлен приводимый в действие вспомогательным бензиновым двигателем генератор. Выхлоп двигателя выводился из кормы через гибкую трубу, проложенную через моторное отделение. Для действий ночью выхлопные трубы прикрывались пламегасителями.


Pz.Kpfw.IV Ausf.H из коллекции музея «Оверлорд». Дверка в бортовом экране для использования башенного люка и одностворчатый люк командирской башенки открыты. На танке отсутствуют не только экраны на корпусе, но и крепления под них

Вдобавок к штатному креплению радиостанции рядом с сиденьем стрелка-радиста, в башне обнаружились крепления для ещё двух радиостанций. Выход для их антенн был устроен в корме башни. Также в танке присутствовали крепления для командирского перископа, похожего на тот, что использовали на «Пантере».

Британцам стало известно и о «гибридном» танке Pz.Kpfw.III/IV и самоходке Pz.Jag.III/IV на его базе. В сводке за апрель 1945 года упоминалось, что машина отличается от ранее описанного шасси G.W.III/IV, используемого для самоходок «Хуммель» и «Насхорн». Отмечалось, что, судя по немецким документам, такие танки должны были пойти в серию в ноябре 1944 года, но их так и не увидели на поле боя.

В тылу разбитого врага

После окончания войны британским военным довелось осмотреть немецкие (DHHV — Dortmund-Hörder Hütten-Verein) на территории, оккупированной западными союзниками. Это позволило ответить на многие вопросы, которые британские специалисты задавали себе во время исследования бронирования и сварки корпусов немецких танков. Оказалось, что изменения в сборке Pz.Kpfw.IV, целью которых было наращивание темпов производства, начались ещё в марте 1942 года. Ради упрощения конструкции изменились даже соединения лобовых листов — британцы думали, что это было сделано ради усиления бронирования. Немецкие конструкторы объяснили, что при толщине наклонной лобовой брони 20 мм плита в любом случае вдавливалась в корпус при попадании в неё снаряда, вне зависимости от типа соединений.


Корпус танка Pz.Kpfw.IV на (Nibelungenwerke). Стратегические бомбардировки союзников оказывали на объём выпуска немецкой бронетехники как прямое, так и косвенное влияние

Новое соединение листов брони дало одно заметное преимущество: сварка стала менее трудоёмкой и более качественной. По словам сотрудников обеих фирм, проблем с трещинами сварных швов не наблюдалось до января 1944 года, когда переход на новые электроды резко понизил качество сварки. Рабочим приходилось тратить много времени на повторное проваривание треснувших швов.

Качество работы упало также из-за бомбёжек, так как к зиме 1944 года система обогрева на обоих заводах перестала работать. Прибывшие на завод листы брони находились на морозе на протяжении примерно двух недель, что также приводило к распространению трещин. Вероятно, качество сварки оставляло желать лучшего и из-за привлечения к работе иностранных граждан, военнопленных и немецких заключённых. Возможно, производители просто имели другие приоритеты — так, доктор Вазмахт, глава отдела качества на DHHV, на допросе ответил, что главной его целью был объём производства, а стопроцентное качество работы от завода не требовалось.


«Ванна» корпуса Pz.Kpfw.IV в стапеле на заводе Круппа

Фактически судьба Pz.Kpfw.IV решилась к июню 1944 года. Бесконечно увеличивать толщину брони было нельзя, и даже самый совершенный вариант «четвёрки» пробивался в лоб бронебойным снарядом британской 6-фунтовки с 1600 ярдов (1460 метров). Бронебойный снаряд более мощной 17-фунтовки пробивал самую толстую броню танка с 2000 метров даже под углом 30°. Американским машинам тоже было что противопоставить Pz.Kpfw.IV: 76-мм пушка пробивала лобовую броню с 1800 ярдов (1650 метров).

Орудие немецкого танка тоже давно устарело: в таблице с названием «основные танковые пушки и их снаряды», составленной американцами для британской миссии осенью 1945 года, 7.5 cm KwK 40 L/48 отсутствует. Неудивительно, что немцы хотели полностью избавиться от «четвёрок» в пользу «Пантер», но «танк поддержки» так и оставался в строю с начала и до конца войны.

Источники и литература:

  1. Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
  2. ETO Ordnance Technical Intelligence Report No.172, German Pz.Kpfw.IV Model J Observation Tank
  3. Журнал Tactical & Technical Trends

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


StuG IV

Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Не высокого мнения о боевых качествах Pz.lV придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля): «Танк T-IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали T-IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты». Более существенную роль на всех театрах военных действий Pz.lV стал играть только после приобретения «длинной руки» — 75-мм пушки KwK 40 (серия F2). На Восточном фронте Pz.lV Ausf.F2 также появились летом 1942 года и приняли участие в наступлении на Сталинград и Северный Кавказ. После прекращения в 1943 году производства Pz.lll «четверка» постепенно становится основным немецким танком на всех театрах боевых действий. Впрочем, в связи с началом выпуска «Пантеры» планировалось прекратить производство и Pz.lV, однако, благодаря жесткой позиции генерального инспектора панцерваффе генерала Г.Гудериана, этого не произошло. Дальнейшие события показали, что он был прав..

.

Резко возросли боевые характеристики Pz.IV после установки длинноствольного орудия. Не уступая танкам противника по всем прочим параметрам, «четверка» оказалась способной поражать советские и американские танки вне пределов досягаемости их пушек. Об английских машинах речь не идет — четыре года войны англичане топтались на месте. Вплоть до конца 1943 года боевые характеристики Т-34 оставались практически неизмененными, Pz.IV занял первое место среди средних танков. С 1942 года тактико-технические характеристики Pz.IV не менялись (за исключением толщины брони) и в течение двух лет войны оставались ни кем не превзойденными! Лишь в 1944 году, установив на «Шерман» 76-мм длинноствольную пушку, американцы догнали Pz.IV, а мы, запустив в серию Т-34-85, перегнали. Для достойного ответа у немцев уже не оставалось ни времени, ни возможностей.Сопоставляя характеристики танков ВОВ, можно сделать вывод, что немцы раньше других стали рассматривать танк как основное и наиболее эффективное противотанковое средство, а это — главная тенденция послевоенного танкостроения.

В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У «Тигра» и «Пантеры», например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и «Шермана» башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году «Кромвель» так и не дотянул до «четверки», как, впрочем, и «Комета», выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный «Центурион».

Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B-1,43. Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа.


Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом (противомагнитная окраска, от магнитных мин). Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев заключалась в попытке перехода на новый тип среднего танка — «Пантеру». В качестве последнего она не состоялась , составив в классе тяжелых машин, но сыграла в судьбе Pz.lV роковую роль. Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании новых танков, немцы перестали заниматься серьезной модернизацией старых. Попробуем представить себе, что было бы, если бы не «Пантера»? Хорошо известен проект установки на Pz.lV башни «Пантеры», причем как стандартной, так и «тесной» (Schmall-turm). Проект вполне реальный по габаритам — диаметр башенного погона в свету у «Пантеры» 1650 мм, у Pz.lV-1600 мм. Башня вставала без расширения подбашенной коробки. Несколько хуже обстояло дело с весовыми характеристиками — из-за большого вылета ствола орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка на передние опорные катки возрастала на 1,5 т. Однако ее можно было компенсировать усилением их подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK 42 создавалась для «Пантеры», а не для Pz.IV. Для «четверки» можно было ограничиться орудием с меньшими массо-габаритными данными, с длиной ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калибров. Такое орудие если и потребовало бы замены башни, то все равно позволило бы обойтись более легкой конструкцией, чем «пантеровская». Неизбежно возраставший (кстати, и без подобного гипотетического перевооружения) вес танка требовал замены Двигателя. Для сравнения: габариты двигателя HL 120TKRM, устанавливавшегося на Pz.IV, составляли 1220х680х830 мм, а «пантеровского» HL 230Р30 — 1280х960х1090 мм. Почти одинаковыми были у этих двух танков и габариты моторных отделений в свету. У «Пантеры» оно было на 480 мм длиннее, главным образом, за счет наклона кормового листа корпуса. Следовательно, оснащение Pz.lV двигателем большей мощности не являлось неразрешимой конструкторской задачей. Результаты такого, конечно, далеко не полного, перечня возможных модернизационных мероприятий были бы весьма печальными, поскольку свели бы на нет работу по созданию Т-34-85 у нас и «Шермана» с 76-мм пушкой у американцев. В 1943-1945 годах промышленность третьего рейха изготовила около 6 тысяч «пантер» и без малого 7 тысяч Pz.IV. Если учесть, что трудоемкость изготовления «Пантеры» была почти вдвое больше, чем у Pz.lV, то можно предположить, что за это же время немецкие заводы могли бы выпустить дополнительно 10-12 тысяч модернизированных «четверок», которые доставили бы солдатам антигитлеровской коалиции гораздо больше неприятностей, чем «пантеры».

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены в игре War Thunder. На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.


Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Описание танка PzKpfw IV

Бронезащита. В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.

— На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл. — Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна «держать» 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.

С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка о

В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист так прокомментировал свои исследования: «Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись.»

Изменение дизайна лобовой части корпуса танка

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


Hummel


Jagdpanzer IV


Nashorn


Советский солдат осматривает разрушенный PzKpfw IV Еще материал по теме

  • M4 Sherman
  • Новый смертоносный танк Т90МС
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]