Героический корабль тяжелой судьбы – авианосец «Адмирал Кузнецов»

На сегодняшний день в составе российского флота находится один единственный авианосец – «Адмирал Кузнецов». В своем классе он уникален, но не один в других характеристиках. Оценки качеств и полезности многой российской боевой техники чаще всего неоднозначны.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» тоже этого не смог избежать. Кто-то говорит, что он «смеется над НАТОвскими кораблями», указывая на его мощнейшее вооружение, а кто-то считает корабль «позором российского флота», якобы тот находится долгое время на ремонте.

Но авианосец «Адмирал Кузнецов» уже успел повоевать, и был награжден орденом Ушакова, так что заявлять о его «позорности» слишком поторопились.

Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия в порядке присвоения: «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2016 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника.

Рождение советского авианесущего флота

Первыми ласточками в советском военно-морском флоте стали авианесущие корабли проекта 1123.1-3 класса ПКР. Это были крейсера-вертолетоносцы, которые получили по классификации НАТО шифр «Кондор». Главным средством борьбы этих судов была дюжина вертолетов Ка-25.Основная функция кораблей этого класса – поиск и уничтожение подводных лодок противника на океанских коммуникациях.

Дальнейшим развитием авианесущей компоненты в советском ВМФ стали авианесущие крейсера проекта 1143.1-4 класса «Киев». Это уже были корабли, отдаленно напоминающие авианосцы, как по тактико-техническим характеристикам, так и по функциональности. Головной корабль этого проекта – тяжелый авианесущий крейсер «Киев» – вступил в строй декабре 1975 года. На этом корабле уже основным средством вооружений являлось авиакрыло, состоящее из 12 самолетов Як-38 и 12 вертолетов Ка-25. По водоизмещению и размерам это были крупные военные суда океанской зоны, способные действовать в составе крупных соединений кораблей на значительном удалении от баз флота. Всего в СССР было введено в строй 4 тяжелых авианесущих крейсера класса «Киев». Эти боевые суда впервые продемонстрировали миру возможности советских верфей строить авианесущие корабли.

Следует отметить: По количеству авианесущих судов, спущенных на воду и введенных в строй, СССР уступал только Соединенным Штатам. Великобритания, которая долгое время использовала авианосцы, построенные во время Второй Мировой войны, в послевоенный период сумела построить и ввести в строй всего 4 корабля этого класса. Во Франции строительство однотипных судов ограничилось постройкой 3 единиц. Италия ввела в строй своего флота два авианосца, а Япония вообще перешла на строительство комбинированных кораблей, авианесущих эсминцев и больших десантных кораблей.

В СССР после ввода в строй тяжелых авианесущих крейсеров класса «Киев» наметилась тенденция к переходу полноценного военного корабля, способного обеспечить базирование самолетам с горизонтальным взлетом и посадкой. Авианесущие крейсера проекта 1143.1-4 послужили технологической площадкой для последующего развития советского авианосного флота. В этом плане у высшего военного руководства страны были грандиозные планы. Планировалась постройка для военно-морского флота СССР более крупных и более мощных авианесущих кораблей. Улучшенной версией проекта стали тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143.5-6, из которых только ТАВКР «Адмирал Кузнецов» был спущен на воду и введен в строй.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» — видео

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.

Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Боевой флагман

Флагман ВМФ России ТАВКР «Адмирал Кузнецов» – не только самый крупный корабль, но и один из немногих, имеющих солидный боевой опыт, а если говорить об отечественных авианесущих кораблях, то вообще единственный. Осенью 2016 года крейсер во главе состава кораблей Северного флота отправился в Средиземное море, откуда его самолеты и начали наносить удары по боевикам террористических группировок в провинциях Идлиб и Хомс. По оценкам отечественных и иностранных военных экспертов, летчики базирующегося на «Адмирале Кузнецове» 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, принимавшие участие в боевых действиях, получили уникальный боевой опыт, которым могут похвастаться немногие действующие военные летчики в мире. О том, насколько удачно летчики крейсера справились с выполнением своих боевых задач, говорит такой факт: в 2022 году крейсер награжден орденом Ушакова – одной из высших военно-морских наград.

Служба ТАКР «Адмирал Кузнецов»

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу ТАВКР «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель КБ Сухого В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель КБ Микояна Т. О. Аубакиров). Также в этот день совершил первую посадку на палубу учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ (лётчик-испытатель КБ Сухого Игорь Вотинцев и лётчик-испытатель ЛИИ Александр Крутов). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16,2 тыс. миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.

В декабре 1991 года в адрес командира корабля поступила телеграмма от Президента Украины Леонида Кравчука, в которой объяснялось, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения он должен оставаться на севастопольском рейде. Командование ВМФ РФ приняло решение о его переходе на Северный флот. Ночью корабль покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. 1—24 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево, Мурманской области.

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально передан от Украины к Россией и зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. В 1992—1994 гг. продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33. Зимой 1994—1995 произведён ремонт главных котлов.

В год 300-летия Российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 стал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17 — 18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погиб атомный ракетный подводный крейсер К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 гг нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007, в составе корабельной ударной группы, вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.

5 декабря 2007 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.

8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях . На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.

6 декабря 2011 года ТАВКР отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море — к берегам Сирии.

По заявлению представителей Минобороны России, ТАВКР требует капитального ремонта и, возможно, пройдёт его с 2012 по 2022 год на судостроительном предприятии «Севмаш», однако из-за недостатка финансирования ремонт откладывается на неопределённый срок.

Седьмой дальний поход корабля был завершен в мае 2014 года.

С 14 мая по 20 августа 2015 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находился на ремонте в доке 82-го судоремонтного завода в Росляково.

С января по 15 июня 2016 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находился на ремонте в 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности перед дальним морским походом.

В начале июля 2016 года было сообщено, что корабль возглавит постоянную группировку ВМФ в Средиземное море в период с октября 2016 года по январь 2022 года, будет участвовать в операции России в Сирии (ранее поход заявлялся на лето 2016 года).

8 августа 2016 штатный истребитель МиГ-29КР из состава 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) Морской авиации Северного флота совершил первую посадку на палубу крейсера; сообщено также, что с половины августа до 1 октября судно будет на 35-м судоремонтном заводе для прохождения второго этапа сервисного обслуживания и восстановления технической готовности.

15 октября 2016 года в 15:30 корабельная группа во главе с ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отправилась в первый боевой поход к берегам Сирии. Также в состав группы вошли ТАРКР «Пётр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения.

Краткая история авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и его особенности

На самом деле «Адмирал Кузнецов» не является авианосцем в привычном понимании, поскольку помимо авиакрыла на его борту имеется и тяжелое ракетное вооружение, в частности противокорабельные ракеты «Гранит». Именно поэтому этот корабль определяется как тяжелый авианесущий крейсер, и спектр выполняемых им задач несколько отличается от целей обычных авианосцев.

История «Адмирала Кузнецова» началась еще в 1981 году, когда проект корабля был одобрен, и через год началось его строительство. Сложный период в жизни страны повлиял на этот процесс, так что работы длились почти 10 лет, а полный ввод в эксплуатацию завершился лишь к 1995 году.

Название «Адмирала Кузнецова» менялось очень часто – изначально авианосец назывался «Ригой», затем «Леонидом Брежневым», а после «Тбилиси» и только в 90-м году корабль получил свое нынешнее имя.

Планировалось выпустить несколько кораблей такого типа, объединенных в класс «Кузнецов», сам же «Адмирал Кузнецов» должен был стать флагманом. На черноморской верфи даже было заложено сестринское судно «Варяг», однако после распада Союза Украина продала его корпус Китайской Народной Республике, которая завершила строительство на своей территории.

В период с 1991 по 2015 год «Адмирал Кузнецов» совершил всего несколько боевых походов, а крупная модернизация на его борту проводилась лишь раз.

В 2016 году авианосец принял участие в Сирийской кампании, но после двух инцидентов, приведших к потере самолетов, авиакрыло было решено перебазировать на сушу. После этого «Адмирал Кузнецов» участвовал в учениях, а затем отправился на модернизацию в Мурманск, однако дата окончания работ остается неизвестной. И позже станет ясно почему.

Оценка и перспективы авианосца «Адмирал Кузнецов»

Являясь первым в советской морской практике полноценным авианосцем (то есть, способным принимать самолёты горизонтального взлёта и посадки с высокими боевыми качествами), ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», тем не менее, не смог в полной мере преодолеть недостатки первых советских ТАВКР типа «Киев». Ставка на замену полноценных паровых катапульт трамплином привела к затруднению взлётно-посадочных операций (из-за наличия всего одного направления для старта). С другой стороны, применение трамплина позволило значительно сэкономить на массе, внутреннем объёме и энергетике, необходимых для размещения, обслуживания и питания системы паровых катапульт. Также, отказ от сложной системы паровых катапульт повысил боевую устойчивость авиаполка в случае отказов из-за неполадок или боевых повреждений всей системы, и, как следствие, невозможности использования авиаполка ТАВКР. Отсутствие специализированных самолётов ДРЛОиУ, которые могли взлетать с трамплина, обусловило небольшую дальность радиолокационного обнаружения. В результате, возможности ТАВКР по загоризонтному обнаружению ограничивались вертолётами ДРЛО, имевшими малый радиус действия. Эксперты BBС комментируя данные недостатки о, т.к. само поддержание авианосца и его ордера в боеспособном состоянии и способность их к дальнему походу представляет серьезную проекцию силы.

Преимуществом необычной конструкции авианосца соединяющего в себе вооружение ракетного крейсера (авианесущий крейсер) заключается в том, что «Адмирал Кузнецов» является фактически единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Чёрном море. Дело в том, что конвенция Монтрё 1936 года запрещает проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы, но не запрещает для СССР и России проход ракетных крейсеров, которые дополнительно являются авианосцами.

Наличие совершенных для своего времени ПКРК «Гранит» с технологиями прорыва ПРО/ПВО призвано было создать кораблю преимущества в дуэли с другими авианосцами и их ордерами, так как ПКРК «Гранит» был рассчитан на то, чтобы, не поднимая своё авиакрыло, «Адмирал Кузнецов» мог ракетным залпом атаковать вражескую авианосную группу. Для удара на большую дальность комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95РЦ, вертолётов Ка-25Ц или других комплексов получения ориентировочных координат целей. Довольно популярна городская легенда, что ПКРК «Гранит» не может функционировать без целеуказания МКРЦ «Легенда», которая выведена из эксплуатации. Однако даже первоначальные версии ПКРК «Гранит» не требуют управления в полёте и при атаке цели, так как требуют просто введения координат цели полученных каким-либо способом при пуске, далее ракета следовала по инерциальной системе навигации и на финишном участке самостоятельно находила цели по своей РЛС. В 2001 году «НПО Машиностроения» по Постановлению Совета министров России начало работы по модернизации бортового оборудования ракет комплекса «Гранит» по переводу навигационной и вычислительной электроники на одну элементную базу с экспортным вариантом ПКРК «Яхонт» с его системами навигации и радиоэлектронного оборудования. Одновременно предусматривается продление срока службы ракет до 30 лет, а срока службы корабельных элементов комплекса — пожизненно для носителя. 16 октября 2016 года был испытан ранее не анонсированный вариант модернизации «Гранитов» для атаки по береговым целям, многие эксперты как Константин Сивков считают, что это наиболее вероятное использование Гранитов заканчивающих свой срок службы. Граниты могут быть очень эффективны для поражения площадных целей при условии подавления или отсутствия у противника локального ПРО, т.к. имеют рекордную массу и дальность для забрасываемых ракетами боеприпасов — 750 кг на 700 км.

Из-за размещения ракет «Гранит», авианосец имеет сравнительно небольшой ангар.

В апреле 2016 National Interest и другие источники сообщили об планах ВМФ РФ заменить «Гранит» на универсальные пусковые установки на базе ЗС-14 для более компактных крылатых ракет семейств «Калибр» и «Оникс», а также новой ракеты «Циркон», которая имеет гиперзвуковую скорость для прорыва современных систем ПРО. Судя по космическим снимкам стоящего на ремонте «Адмирала Нахимова» там уже ведется демонтаж пусковых установок Гранитов и монтаж ЗС-14 «Адмирал Кузнецов» в свою очередь должен встать на комплексный ремонт и модернизацию с 2022 года, в ходе которой ожидается смена «Гранитов» на современное ракетное вооружение.

Эксперты BBC оценивая проект авианосца отмечают, что самое его главное значение для ВМФ РФ это поддержание опыта использования авианосцев и наличие как специалистов, так и летчиков умеющих обращаться с оборудованием на авианосцах. Это позволяет как эффективно модернизировать авианосец, так и использовать опытный персонал для создания новых российских авианосцев. В этом плане эксперты BBC отмечают, что если авианосец будет применен в реальной ударной операции в Сирии, то ВС РФ получат опыт, который имеют немногие страны в мире.

Место авианосца в военно-морской стратегии

Закончившаяся Вторая Мировая война наглядно показала, с помощью каких средств вооружения можно добиться господства на море. Изменилась и геополитическая картина в мире. Британия из-за крупных военных потерь на море и тяжелого послевоенного экономического положения, утратила статус Владычицы морей и океанов. Королевский военно-морской флот, ВМС Франции, Италии и Японии в послевоенный период перестали быть серьезной морской силой. Ведущей морской державой, которая сумела не только сохранить, но и приумножить свои военно-морские силы за время военных действий, стали Соединенные Штаты Америки. Военно-морской флот США к концу войны насчитывал 1500 кораблей всех классов, из которых только одних авианосцев было 99 единицы.

Следует отметить, что в США военные первыми пришли к заключению, что будущее военно-морского флота за авианосцами. Проводить собственную политику в мире гораздо удобнее не линкорами и крейсерами, а с помощью авианосных судов. На место политики канонерок, пришла стратегия авианосцев. Военно-морские силы, обладающие кораблями этого класса, становятся удобным и гибким военным инструментом, способным решать задачи тактического и стратегического плана в зоне свободного доступа к побережью.

Для справки: ТАВКР «Адмирал Кузнецов», является единственным в мире авианесущим кораблем, который может свободно оперировать в акватории Черного моря, входить и выходить через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Конвенция Монтрё запрещает проход в Черное море авианосцев. Советские авианесущие крейсера стали удачным военно-техническим решением, позволившим Советскому Союзу иметь в данной акватории суда подобного класса.

Последующие военные конфликты, война в Корее, военные действия в Индокитае продемонстрировали ведущую роль и место авианосцев в военно-морской стратегии. Об этом хорошо знали не только в Вашингтоне и в Лондоне, где не прекращалась постройка авианосцев. Необходимость иметь в составе своего флота авианосцы быстро поняли правительства Франции и Италии, где после войны приступили к строительству собственных судов этого класса. Вслед за ведущими мировыми державами к этому процессу подключились страны третьего мира. Авианосцы, хотя и старой постройки, появляются в составе флотов Бразилии, Аргентины и Индии.

В Советском Союзе также с особым интересом рассматривали идею строительства авианесущих кораблей. Наметившееся в послевоенные годы военно-морское противостояние между США и СССР только ускорило работу отечественных конструкторских бюро в этом направлении. Однако первый советский полноценный авианосец, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» или ТАКР, вошел в строй только зимой 1991 года, когда СССР уже исчез с политической карты мира. Основными причинами такого затяжного старта стала политика советского руководства, делавшего первоначально ставку на создание ракетно-ядерного подводного флота, отсутствие опыта постройки судов этого класса в Советском Союзе.

Командиры авианосца «Адмирал Кузнецов»

За время службы кораблём командовали:

— капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987—1992); — контр-адмирал (присвоено во время командования кораблем) И. Ф. Санько (1992—1995); — контр-адмирал (присвоено во время командования кораблем) А. В. Челпанов (1995—2000); — капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000—2003); — капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003—2008); — капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008—2011); — капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011).

Происшествия на ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

— 19 октября 1995 года произошла авария вертолёта Ми-8. Во время руления по полетной палубе вертолёт был опрокинут сильным боковым ветром. Повреждений корабль не получил. У летательного аппарата был полностью разрушен несущий винт. Фрагмент лопасти попал в руку офицеру и вырвал кость.

— 18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра. Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла. Самолёт был доставлен на 121 АРЗ (Кубинка), но признан неремонтопригодным, после чего был списан.

— 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на ТАВКР произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишёра. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.

— 6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецкой ВМБ Акзас на борту авианосца в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами экипажа корабля. В результате отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По заявлению специалистов, ТАВКР не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.

«Компании не привыкать»

Доделывать кем-то спланированную и начатую работу и уложиться в сроки в любой сфере человеческой деятельности всегда непросто, а здесь — уникальное гидротехническое сооружение в тяжелых климатических условиях со сложными грунтами. Очевидно, насколько это сложнее реализации проекта с готовой полной раскадровкой.

«На начальной стадии работ очень важно было подключиться к этому проекту и минимизировать простои на площадке, возникшие после ухода предыдущего подрядчика, — объясняет исполнительный директор «Оргэнергостроя». — Поэтому сразу же после объявления о нашей победе в конкурсе мы приступили к мобилизации, не дожидаясь финального подписания договора». Это позволило компании уже через несколько дней после подписания договора привезти на площадку более 30 единиц тяжелой техники и моментально приступить к работам. Чтобы не снижать темпы работ, «Оргэнергострой», не дожидаясь авансирования, вложил в проект собственные деньги (оборотные и заемные) — около полутора миллиардов рублей.

«Мобилизация на площадку проходила крайне сложно в условиях ковидных ограничений, — рассказал заместитель руководителя строительства дока Александр Чучкевич, — но нашей компании не привыкать. Мы работаем в разных уголках земного шара и часто сталкиваемся с трудностями: как привезти, как доехать, как получить разрешение на въезд». По его словам, этот опыт позволил, несмотря на ковидные ограничения, не замедлять темпы стройки, а мобилизоваться.

В рамках первого этапа работ на объекте в «Оргэнергострое» кардинально изменили технологию строительства и откорректировали многие проектные решения. Не меньший объем работ был проделан и на втором этапе.

«Мы начали с ревизии и оценки проектных решений, — пояснил Герман Кокосадзе. — По итогам этой работы были выявлены определенные несоответствия в геологических и гидрогеологических условиях площадки и определенных проектных решениях, но после проведения дополнительных изысканий специалистами нашей компании была актуализирована часть проектных решений и полностью изменена технология выполнения работ».

Герман Кокосадзе рассказал «Ленте.ру», что для самых сложных участков трубошпунтовой стенки технология отрабатывалась пять-шесть раз, чтобы достичь оптимального результата. Это в гидротехнике процесс нормальный, он требует времени. Для реализации технологий было закуплено уникальное иностранное пневмоударное оборудование для работы в скальных основаниях; компанией были мобилизованы одни из самых тяжелых буровых установок, которые есть у нас в стране, были применены современнейшие технологии демонтажа бетонных конструкций.

С помощью сейсмологов «Оргэнергостроя» удалось снизить уровень сейсмики площадки с восьми до шести баллов, что позволило сократить объем бетона с 220 тысяч кубов до 180 тысяч. Кроме того, были изменены базовые конструктивные решения, применены более современные гидротехнические бетоны, повысившие долговечность эксплуатации строящегося дока. По словам Германа Кокосадзе, это позволило достигнуть экономии с точки зрения стоимости и сроков реализации проекта по сравнению с предыдущим проектным решением.

Кроме того, «Оргэнергострой», ориентированный на потребности заказчика, помимо одного варианта докования «Адмирала Кузнецова», предложенного предыдущим проектировщиком, разработал два дополнительных, чтобы ОСК совместно с Министерством обороны могли выбрать наиболее оптимальный для ремонтных работ на «Адмирале Кузнецове».

А для минимизации коллизий на площадке и сокращения сроков реализации второго этапа проекта все проектирование ведется с применением BIM-технологий в трехмерной среде.

Вооружение авианосца Адмирал Кузнецов

— Навигационное вооружение: Комплекс «Бейсур»

— Радиолокационное вооружение: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»; 2 × РЛС МР-360 «Подкат»; 3 × РЛС «Вайгач» — СУ авиацией: 1 × «Резистор-К42»; 1 × «Газон»

— Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб»; Комплекс связи «Буран-2»; ГАК «Полином-Т»; ГАС «Звезда-М1»; Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»

— Зенитная артиллерия: 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)

— Ракетное вооружение: 12 × ПУ ПКРК «Гранит»; 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов); 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)

— Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)

Самолеты авианосца Адмирал Кузнецов

— Авиационная группа: 50 самолётов и вертолётов — По проекту: 26 × МиГ-29К или Су-27К; 4 × Ка-27РЛД; 18 × Ка-27 или Ка-29; 2 × Ка-27ПС — Фактически: 14 × Су-33; 2 × Су-25УТГ; 10 × МиГ-29К; 4 × МиГ-29КУБ

Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов

Порт приписки: Мурманск-35 Введён в эксплуатацию: 20 января 1991 года

Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов

— 61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное

Размеры авианосца Адмирал Кузнецов

— Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая — Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая — Высота: 64,49 м габаритная — Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме — Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м — Наибольшая: 10,4 м — Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов

— Котлотурбинная, четырёхвальная — Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4 — Количество котлов: 8 котлов КВГ-4

Мощность — Паротурбины: 4 × 50 000 л.с. — Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт — Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт — Движитель: 4 пятилопастных винта — Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода

Дальность плавания

— При скорости: 29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль — Автономность плавания: 45 суток

Экипаж авианосца Адмирал Кузнецов

— 1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов.

«Сдадим готовый док»

Первый заместитель обособленного подразделения «Оргэнергостроя» в Мурманске Павел Некрич уверен, что любое гидротехническое сооружение — это уникальный объект: «Наверное, любой объект, который является особо опасным, уникален. Но этот — вызов для каждого работающего здесь участника масштабного строительства. Мы понимаем, для какого судна работа ведется».

Фото: Василий Максимов / «Коммерсантъ»

В ОСК понимают, в каких тяжелых условиях приходится работать Институту «Оргэнергострой», и речь не только о климате Мурманска. Источник в ОСК рассказал «Ленте.ру», что «новый генподрядчик получил, образно выражаясь, не белый чистый лист бумаги, а уже серый, изрядно помятый и выцветший»: «С одной стороны, мы требуем от них сроков, с другой — стараемся идти навстречу и находить золотую середину, осознавая, что трудности у них объективные. Но мы понимаем, что работы должны быть сделаны качественно». Поэтому, по словам сотрудника ОСК, они находятся в тесном контакте с работниками «Оргэнергостроя», чтобы не допустить ошибок прошлого: «»Адмирал Кузнецов» у нас один такой, и ошибки не может быть ни при каких обстоятельствах».

В настоящее время строители близки к завершению первого этапа работ, который планируют закончить до конца апреля — начала мая, и уже построили двухрядную перемычку, основную составляющую для создания котлована, отделяющую его от Кольского залива. Павел Некрич рассказал, что «на ней будут установлены насосные группы для откачки и обратной закачки воды в строительные котлованы».

Второй этап работ на объекте продлится чуть больше полутора лет, он включает в себя и докование «Адмирала Кузнецова», к которому строители будут готовиться четыре-пять месяцев. «По окончании работ после всех докований мы сдадим готовый док, сооружение под ключ с благоустроенной территорией, со всеми необходимыми станциями, — объясняет Павел Некрич. — Мы переключим стоки с завода на очистные сооружения, то есть поменяем все старое оборудование».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]