Фрегат «Адмирал Горшков» — будущая основа российского флота

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков во время Великой Отечественной командовал бригадой крейсеров, а впоследствии почти 30 лет занимал пост Главнокомандующего ВМФ. Неудивительно, что его именем называют военные корабли.

Ранее в честь адмирала был назван тяжёлый авианесущий крейсер. Теперь же имя флотоводца присвоено представителю новейшего семейства – многоцелевому фрегату проекта 22350. Это не только полностью новые, современные корабли, но и первые, официально именуемые фрегатами.

Происхождение названия типа и история постройки

Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.

В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.

В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».

Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.

Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.

К сожалению, тяжёлое экономическое положение в стране не всегда позволяло даже сохранять имеющиеся боевые единицы, не говоря уже о разработке новых. Например, сторожевик «Ярослав Мудрый» заложили ещё в 1988 году, но в строй он вступил только через 20 лет.

Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» — сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.

Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» — проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.

Фрегат «Адмирал флота Касатонов» проекта 22350

Фрегат «Адмирал Касатонов», Североморск

Фрегат «Адмирал флота Касатонов» в море

«Адмирал флота Касатонов» во время похода

Фрегат «Адмирал флота Касатонов», Баренцево море

«Адмирал флота Касатонов», церемония подписания акта

Фрегат «Адмирал Касатонов», Североморск

Фрегат «Адмирал Касатонов», Нева

Фрегат «Адмирал Касатонов» вышел на испытания

Фрегат «Адмирал флота Касатонов» в море

Фрегат «Адмирал флота Касатонов» на испытаниях «Адмирал Касатонов» вернулся в Санкт-Петербург

«Адмирал флота Касатонов» вышел на ЗХИ
«Адмирал флота Касатонов», подготовка к ЗХИ «Адмирал флота Касатонов» готов к вселению экипажа

«Адмирал флота Касатонов» у достроечной набережной

«Адмирал флота Касатонов» (бортовой номер 431)

Фрегат «Адмирал флота Касатонов», «Северная верфь»

«Адмирал флота Касатонов» у достроечного причала

«Адмирал флота Касатонов» во время строительства

Фрегат «Адмирал Касатонов», спуск на воду

Фрегат «Адмирал Касатонов» перед спуском на воду

«Адмирал Касатонов», церемония спуска на воду

Крестная мать фрегата «Адмирал Флота Касатонов» Фрегат «Адмирал Флота Касатонов» выведен из эллинга
  • 1
  • —>

Фрегат «Адмирал флота Касатонов» является первым серийным фрегатом проекта 22350, строительство которого ведется на Судостроительном (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Головным фрегатом данной серии является «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Приказом главнокомандующего ВМФ первому серийному кораблю присвоено имя «Адмирал Флота Касатонов». Первый заместитель главнокомандующего ВМФ СССР адмирал флота Владимир Афанасьевич Касатонов являлся родоначальником офицерской династии трех поколений, посвятивших свою жизнь службе в Военно-Морском Флоте России.

Проект 22350 (сторожевой корабль дальней морской зоны/фрегат) разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года (дата утверждения эскизного проекта).

Фрегаты данного проекта являются кораблями длиннополубачной конструкции, со сплошной надстройкой. Физические поля фрегата минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки (стелс) снижена эффективная поверхность рассеивания, что понижает радиолокационную и оптическую заметность корабля.

Фрегаты предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

На вооружении фрегатов — корабельная артиллерийская установка А-192 калибра 130 миллиметров, пусковые установки для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ» и зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут».

Основные характеристики фрегата «Адмирал флота Касатонов» (бортовой номер 431): Водоизмещение 4500 тонн. Длина 135 метров, ширина 16 метров. Скорость хода до 29 узлов. Дальность плавания 4500 миль. Автономность 30 суток. Экипаж 180-210 человек.

Заложен на ССЗ «Северная верфь» 26 ноября 2009 года (заводской номер 922). 30 октября 2014 года на «Северной верфи» состоялся перевод из эллинга в спусковой док. 12 декабря 2014 года спущен на воду. Предназначен для Черноморского флота ВМФ России. По сообщению от 13 января 2016 года на фрегате закончены основные малярно-изоляционные работы. По сообщению от 29 марта на фрегате началась зашивка и оборудование жилых помещений. По сообщению от 23 июня закончены основные работы достроечного периода. По сообщению от 05 июня 2022 года на судоверфи приступили к испытаниям дизель-генераторов в носовом машинном отделении фрегата. По сообщению от 08 ноября произведен пробный пуск маршевых двигателей главной энергетической установки. Вселение экипажа намечено в середине марта 2022 года. 19 ноября выполнил контрольный замер магнитного поля на заводском стенде у достроечной набережной. 21 декабря вышел в море от достроечной набережной предприятия «Северная верфь» (Санкт-Петербург) для проведения первого этапа заводских ходовых испытаний в полигонах Балтийского моря, которые были завершены 09 января 2022 года. 21 апреля 2022 года отправился в акваторию Балтики на заводские ходовые испытания, которые продлятся около одного – полутора месяцев. По сообщению от 15 мая вышел в море для прохождения очередного этапа заводских ходовых испытаний. 29 мая после пополнения запасов в Балтийске вышел на очередной этап заводских ходовых испытаний, которые проводятся в полигонах Балтийского флота. 20 ноября приступил к очередному этапу ходовых испытаний в Белом море. По сообщению от 08 декабря завершил серию испытаний в Белом море и прибыл в главную базу Северного флота – Североморск. По сообщению от 15 июля 2022 года состоялось подписание приемного акта. 21 июля вошел в состав Северного флота. Церемония подъема Андреевского флага и приема в состав Военно-Морского Флота России прошла в Санкт-Петербурге. По сообщению от 14 сентября направляется в главную базу Северного флота — Североморск, куда должен прибыть завтра. По сообщению от 15 октября вышел в Баренцево море для проверки оружия и технических средств.

30 декабря 2022 года вышел в дальний поход. 11 января 2022 года завершил переход Бискайским заливом и продолжил следовать Атлантическим океаном в южном направлении. По сообщению от 03 февраля совершил деловой заход в греческий порт Пирей, который завершил 05 февраля. По сообщению от 18 февраля завершил трехдневный визит в порт Александрия, Египет. 04 марта завершил деловой заход в военно-морскую базу Турции Акзас-Карагач, расположенную на побережье Средиземного моря. 23 апреля вернулся в Североморск.

Краткое описание конструкции

Корпус фрегата имеет длинный полубак, двойное дно идёт от носа до машинного отделения. С целью снижения вероятности обнаружения корабля радарами противника его надстройка выполнена из композитов на основе углеродного волокна. Такие материалы хорошо поглощают радиоволны.

Иначе говоря, «Адмирал Горшков» построен с применением «стелс»-технологий.

Энергетическая установка фрегата – комбинированного типа. В ней на каждый из валов гребного винта работают дизельный двигатель и газовая турбина. Мощность турбин составляет 27500 л.с., а дизелей – 5200 л.с. Суммарная мощность всей установки достигает 65000 л.с. На судне применены гребные винты фиксированного шага. Фрегат оснащён успокоителями качки. Мореходные качества, в итоге, должны позволить «Адмиралу Горшкову» вести боевые действия даже при пятибалльном шторме.

Главный артиллерийский калибр фрегата – универсальная 130мм автоматическая пушка в установке А-192. Предыдущая артустановка аналогичного калибра – АК-130 – имела массу свыше 80 тонн. Это ограничивало её применение только крупными кораблями – крейсерами и эсминцами. Масса установки А-192 составляет лишь 25 тонн, и она может устанавливаться даже на небольшие корабли, такие как фрегаты.

Скорострельность достигает 30 выстрелов в минуту, пушка может поражать наземные и морские цели на дальностях до 23 километров. При использовании орудия в качестве зенитного досягаемость составляет 18 километров по высоте.

Малокалиберная артиллерия представлена двумя зенитными установками «Палаш», по одной на борт. Каждая установка несёт две шестиствольные автоматические пушки ГШ 6-30КД, темп стрельбы которых – до 10 тысяч выстрелов в минуту (суммарно). «Палаши» поражают воздушные цели на высотах до 3 километров.

Ракетное оружие «Адмирала Горшкова» размещается в носу корпуса в универсальных установках вертикального пуска.

Две УВП ЗС14У1 содержат по восемь ячеек, в которые можно загружать ракеты различного назначения. Противокорабельная ракета средней дальности «Оникс» позволяет поражать корабли на дальностях до 300 километров, масса боевой части – 300 килограмм. Она малозаметна для радаров и применяется по принципу «пустил-забыл».

Другой вариант – крылатые ракеты «Калибр». Эта ракета универсальная и может быть, в зависимости от варианта, противокорабельной, противолодочной или тактической для поражения наземных целей. Дальность полёта – до 300 километров (как и у «Оникса»), боевая часть может быть проникающей или осколочно-фугасной. Наведение – инерциальное и радиолокационное. Противолодочные ракеты в качестве БЧ несут торпеду.

Наконец, в перспективе фрегат сможет использовать ракеты «Циркон», на вооружение пока не поступившую. Эти ПКР отличаются крайне высокой (гиперзвуковой) скоростью полёта. Переоснащение российских кораблей этими ракетами сможет, по некоторым оценкам, снизить роль авианосцев и заставит разрабатывать новые средства противоракетной обороны.

Противовоздушную оборону «Адмирала Горшкова» обеспечивает, в дополнение к артиллерии, ракетный комплекс «Редут». Его пусковые установки – также в носу, перед ЗС14У1. Боезапас насчитывает до 32 дальнобойных ракет 9М96 (дальность пуска – до 120 км) и до 128 ракет ближнего боя 9М100 (дальность – около 15 км).

От подводных лодок противника фрегат защищают две счетверённые установки «Пакет-НК».

Они поражают субмарины малогабаритными торпедами калибра 324 мм, а атакующие торпеды – реактивными противоторпедами М-15. Палубный ангар «Адмирала Горшкова» вмещает в себя традиционный для российского флота вертолёт Ка-27.

Тактико-технические характеристики

По понятным причинам большая часть таких характеристик широким слоям общественности неизвестна, да и не должна быть известна. Впрочем, некоторые общие характеристики строящихся судов из новой серии у многих на слуху:

  • Корпус оборудуется боковыми успокоителями качки, рули которых убираться не будут. Это устройство необходимо для того, чтобы корабль не терял своих ходовых качеств во время шторма;
  • Надстройки будут выполняться из специальных материалов с композитными характеристиками. Такие материалы способствуют снижению радиоакустического фона судов;
  • Фрегаты будут снабжаться технологией «Стелс». Такая технология делает корабли малозаметными, не позволяя вражеским радарам их засечь;
  • У всех будет двойное дно, что поможет судам удержаться на плаву при возникновении повреждений;
  • Будет установлена универсальная система тушения пожаров;
  • Мощность двигательной установки будет достигать 55 тысяч лошадиных сил;
  • Максимальная скорость будет достигать 29 узлов;
  • Применяя экономический ход (14 узлов), фрегат сможет пройти без остановок 4000 миль.

Скорее всего, при испытании новых кораблей некоторые их первоначальные характеристики изменятся.

Боевые характеристики фрегатов проекта 22350

Достойно внимания то, что в составе ВМС США тоже произошли изменения. Главной ударной силой по-прежнему остаются тяжёлые авианосцы, но на смену старым фрегатам «Оливер Перри» пришли «литоральные» сторожевые корабли проектов «Freedom» и “Independence”.В качестве другого конкурента «Горшкова» рассмотрим уже не новый, но широко распространённый немецкий фрегат семейства MEKO.

Проект 22350Littoral Combat ShipMEKO 200
Водоизмещение, тонн540031003400
Длина, метров135127118
Ширина, метров163214,8
Скорость хода, узлов304432
Артиллерийское вооружение1 x 130мм1 х 57мм, 2 х 30 мм1 х 127мм
Ракетное вооружение16 установок пуска ракет «Оникс» и «Калибр»24 ракеты “Hellfire”8 ракет “Harpoon”
Зенитное вооружение2 х ЗАК «Палаш», 4 х ЗРК «Редут»1 х ЗРКSeaRAMЗРК SeaSparrow, ЗАК Phalanx
Противолодочное вооружениеПЛР 91Р2, 2 торпедных аппарата2 торпедныхаппарата Мк32
Авиационное вооружениеВертолёт Ка-27Вертолёт MH-60, БПЛА MQ-8Вертолёт S-70
Экипаж, человек21075220

Сопоставляя тактико-технические характеристики, можно прийти к выводу: «Горшков», если и не является «суперфрегатом», то совсем не уступает по боевым возможностям своим аналогам. И вполне способен стать достойным конкурентом немецким фрегатам, если корабли проекта будут экспортироваться.

А вот характеристики новейшего американского сторожевика заставляют задуматься об уместности сравнения. Слишком сильно «литоральный боевой корабль» отошёл от сложившейся концепции фрегата. Калибр артиллерийского орудия вдвое меньше, зенитное вооружении слабее, противолодочное ограничено бортовым вертолётом. А лёгкие ракеты”Hellfire” – совсем не конкурент противокорабельным «Ониксам».

Если бы на их месте были хотя бы ракеты «Harpoon» — это сблизило бы возможности. Возможно, дополнительные боевые модули смогут значительно изменить боевые качества LCS. Внимания заслуживают высокая скорость и малая численность экипажа «американцев».

Вооружение кораблей проекта 22350

Новые корабли планируется оснастить самым современным вооружением:

  • Самым мощным вооружением фрегатов предполагается сделать ракетную установку 16 ПКР «Москит»;
  • Кроме этого, на судах будет размещена универсальная артиллерийская автоматическая установка А-192;
  • Для поражения подводных лодок противника корабли вооружат противолодочными комплексами «Медведка-2»;
  • Для оценки гидроакустического подводного пространства фрегаты оборудуют специальной системой «Виньетка-М». Данная система позволяет услышать вражескую подлодку на дистанции до 60 километров;
  • Чтобы обезопасить себя от нападения с воздуха, будут пользоваться зенитно-ракетным комплексом «Редут»;
  • Для этой же цели, а также для поражения малозаметных целей на поверхности воды, они будут оснащены ракетно-пушечным комплексом «Палаш»;
  • На всех судах данного проекта должны также иметься вертолеты Ка-27 с возможностью взлета и посадки на палубу.

Опять-таки вполне очевидно, что в дальнейшем вооружение кораблей может быть дополнено или изменено.

Перспективы, боевые и служебные

То главное, чего стоит ожидать от «Адмирала Горшкова» — это безаварийная эксплуатация. Всё-таки это первый всерии, не имеющей преемственности с предшественниками. Так что надеяться надо в первую очередь на то, что у него не выявится серьёзных «детских болезней». И что успевший сломаться маршевый дизель останётся самой крупной неприятностью.

Фрегат, скорее всего, будет нести патрульную службу. Возможно – будет поддерживать ракетными ударами действия наземных войск (если они не будут выведены из горячих точек в ближайшие годы).

А если корабли проекта 22350 будут построены крупной серией, то у них есть все шансы стать главной «рабочей лошадкой» флота (какой является на сегодняшний день американский эсминец «Арли Берк»). А вооружённые ракетами «Циркон» фрегаты получат возможность атаковать любые, даже самые крупные, корабли противника. И для уничтожения авианосцев уже не понадобятся тяжёлые крейсера.

Фрегаты проекта 22350 открыли новую, долгожданную страницу в истории флота России.

Даже лучшие корабли советской постройки уже давно нуждаются в замене – и вот она пришла. ВМФ начали принимать новые корабли, созданные с учётом современных требований.

Деятельность адмирала Сергея Горшкова на посту главнокомандующего в настоящее время оценивают по-разному. Есть мнение о том, что вместо строительства атомных крейсеров Советскому Союзу стоило больше внимания уделять авианосцам. Но есть определённый символизм в том, что имя адмирала присвоили хоть и небольшому кораблю, но мощно вооружённому и вполне способному (в перспективе) справиться с ролью противовеса авианосцам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]