Что такое фрегат… Фрегат — военно-морской термин для обозначения класса военных кораблей


Из истории

Итак, что такое фрегат? Раньше это был военный корабль с тремя мачтами и полным парусным вооружением. На нем находилась одна или две закрытых либо открытых палубы с орудиями. Отличие фрегата от линейных парусных кораблей заключалось в меньших размерах, а также артиллерийском вооружении. Предназначались эти судна для крейсерской службы либо разведки дальнего типа. Таким образом, применялись они как в интересах линейного флота, так и в боевых действиях для уничтожения или захвата торговых кораблей. Можно рассматривать фрегаты как предков современных крейсеров.

Фрегаты

Фрегаты это самый маленький класс из трех основных классов БНК (боевой надводный корабль) и, возможно, самый маленький «голубоводный», то есть океанский военный корабль.

Первоначально фрегатом именовали судно имевшее длинную и низкую конструкцию. Некоторые длинные быстроходные линейные корабли назывались «построенными на фрегатах» (frigate-built). Это был полностью оснащенный корабль с единственной выделенной орудийной палубой. Фрегаты имели минимальный набор оружия, обычно использовались для разведки, патрулирования, эскортов больших судов, иногда действовали независимо и даже назывались крейсерами.

Получив броню и башенные орудия фрегат стал крейсером, так как уже не было «орудийной палубы», определяющей особенности фрегата. Термин «фрегат» исчез примерно в конце 1800-х годов и не появлялся до Второй мировой войны

Британцы нуждались в корабле для сопровождения конвоя. Эсминцы выполняли почти ту же роль, что и фрегаты в эпоху парусного флота, однако океанские эсминцы были относительно быстры и несли торпеды.Патрульные катера были недостаточно быстры и не обладали достаточной дальностью действия или мореходными качествами, чтобы сопровождать конвои и защищать их от подводных лодок. Был создан средний класс БНК, который был не так быстр и хорошо вооружен как эсминцы (не имел вооружения против подводных лодок или самолетов), но все же двигался быстрее, чем конвойные суда. Он был больше патрульных катеров, чтобы перевозить больше топлива и выдерживать бурную океанскую погоду и волны. Англичане переработали термин «фрегат» для определения этого нового класса кораблей.

Новое время

Что такое фрегат в настоящее время? Это боевое судно водоизмещением от трех до шести тысяч тонн, которое оснащено ракетным управляемым оружием. Основным назначением кораблей является борьба с подводным и воздушным противником в моменты сопровождения основных сил либо важных конвоев. Фрегат – это универсальное эскортное судно, которое способно действовать на любом расстоянии от берега. Такое определение было дано в 1975 году классификацией НАТО.

На практике число задач корабля данного класса значительно больше: от выполнения патрулирования в открытых районах и прибрежной зоне до участия в войнах в качестве огневой поддержки наземных войск. Сюда же следует добавить демонстрацию флага, боевые походы, участие в поисковых и спасательных операциях, а также учениях.

Содержание

  • 1 Суровая реальность 1.1 Первые фрегаты
  • 1.2 Классические парусные фрегаты 1.2.1 Тяжёлые фрегаты
  • 1.3 Эпоха пара
      1.3.1 Пароходофрегаты и винтовые фрегаты
  • 1.3.2 Броненосные фрегаты
  • 1.4 Возрождение класса
      1.4.1 Вторая Мировая война
  • 1.4.2 Холодная война и наши дни
  • 2 Художественные произведения
      2.1 Литература
  • 2.2 Кино
  • 2.3 Телесериалы
  • 2.4 Музыка
  • 3 Примечания
  • Особенности кораблей

    Значение слова «фрегат» в военно-морской технике подразумевает компромисс. Ведь это скромное боевое судно может стать и этаким «супергероем». Смыслом появления фрегатов является экономия взамен массовости. Специфика задач дозора и сопровождения подразумевает разброс сил. Это требует снижения стоимости кораблей. Поэтому их боевые способности приносятся в жертву экономии. Для того чтобы не выйти за рамки сметы, инженерам приходится сокращать комплекс оружия, отказываться от многих систем радиоэлектроники. Они заменяют полноценные гидроакустические комплексы и радары на аналоги со значительно ухудшенными характеристиками.

    Слишком плотная компоновка и небольшие размеры плохо сказываются на живучести судна. Давно стало понятно, что современные фрегаты – это небоеспособные судна, которые только прикидываются боевыми кораблями. Военные США смогли в этом убедиться, когда их фрегат не смог отбить нападение одного самолета иракских военных. Он получил две ракеты в борт и едва не затонул. Пострадало 37 моряков. Таким образом, американцы наотрез отказались от дальнейшего производства кораблей класса «фрегат». Отзывы, так сказать, не очень хорошие.

    В таком небольшом корпусе оказалось нереально разместить все необходимое вооружение и системы. Для того чтобы все характеристики были на приемлемом уровне, необходим эсминец с водоизмещением как минимум 8 тысяч тонн.

    Лучшие фрегаты нашего времени

    Фрегат – боевой корабль водоизмещением 3000…6000 тонн, оснащенный управляемым ракетным оружием. Основное назначение — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Универсальный эскортный корабль, способный действовать на любом удалении от берега. Именно такое определение для фрегата дает классификация НАТО образца 1975 года.

    На практике задачи корабля класса «фрегат» гораздо шире – от выполнения патрульных задач в прибрежной зоне и открытых морских районах до ограниченного участия в локальных войнах (блокада и деблокада морских коммуникаций, проведение «точечных» десантов, символическая огневая поддержка наземных войск). Боевые походы, демонстрация флага, участие в международных морских учениях и поисково-спасательных операциях.

    Фрегат – это всегда компромисс, скромный боевой корабль априори может стать «супер-героем». Смысл появления фрегатов – экономия в обмен на массовость. Специфика дозорных и эскортных задач подразумевает рассредоточение сил, что, в свою очередь, влечет требование к снижению стоимости кораблей – в жертву экономии приносятся их боевые возможности. Чтобы уложиться в смету, создатели фрегатов вынуждены сократить комплекс вооружений корабля, отказаться от некоторых радиоэлектронных систем, заменив полноценные радары и гидроакустические комплексы на «реплики» с урезанными характеристиками.

    Чрезвычайно плотная компоновка и малые размеры негативно сказываются на живучести корабля. Например, на американских фрегатах типа «Оливер Х. Перри» (гигантская серия из 71 единицы, включая экспорт и лицензионную сборку), применялась одновальная схема ГЭУ – рискованное решение, противоречащее всем правилам проектирования боевых кораблей.

    То, что любой современный фрегат – небоеспособное корыто, прикинувшееся боевым кораблем, стало понятно еще давно. ВМС США убедились в этом на собственном опыте, когда фрегат «Старк» не смог отразить нападение одиночного самолета ВВС Ирака. Получив в борт две ракеты, «Старк» едва не погиб в Персидском заливе. Жертвами инцидента стали 37 моряков.

    Повреждения фрегата USS Stark (FFG-31), полученные в ходе инцидента 17 мая 1987 г.

    Еще сильнее пострадали британцы в ходе Фолклендской войны – несчастные фрегаты Её Величества, прикинувшиеся для важности эсминцами, были избиты свободнопадающими бомбами с дозвуковых самолетов! Сюжет, достойный Второй мировой войны, но не 1982 года.

    Американцы были столь разочарованы боевыми возможностями фрегатов, что поэкспериментировав с многочисленными «Ноксами» и «Перри», полностью отказались от дальнейшей постройки кораблей данного класса. Разместить все необходимые системы и вооружение в 4000-тонном корпусе оказалось невозможно. Для достижения приемлемых характеристик (мощь, универсальность, мореходность, высокая живучесть, комфортное размещение личного состава) требуется эсминец с водоизмещением, хотя бы, 8000 тонн.

    В результате, все последние 20 лет янки строят только крупные Иджис-эсминцы типа «Орли Берк». К 2013 году их наклепали уже 62 штуки — больше, чем фрегатов во всех странах мира вместе взятых. Впрочем, удивляться здесь нечему – имея 16 триллионов внешнего долга, можно построить вместо эсминцев звездолеты.

    Чтобы не забывать, как выглядит настоящий боевой корабль. USS Spruance (DDG-111)

    Время вносит свои коррективы – прогресс в микроэлектронике позволил радикально уменьшить габариты радиотехнических систем. Малые размеры фрегата обернулись его преимуществом – с использованием технологии «стелс», ЭПР современных фрегатов снизилось до значения ЭПР торпедного катера. Высокие технологии и композитные материалы, несомненный прогресс в двигателестроении, новые системы оружия – все это значительно повысило эффективность маленьких эскортных кораблей.

    Фрегат начала XXI века превратился в универсальный боевой корабль, способный принимать участие в военных конфликтах низкой интенсивности и выполнять практически весь спектр задач, стоящих перед современным военно-морским флотом.

    Спору нет, при прочих равных условиях, фрегат уступает эсминцу. Но неограниченные финансовые возможности есть только у Пентагона – кораблестроителям других стран приходится идти на компромисс и создавать эффективные корабли без разорительных трат и с минимумом необходимого оборудования. Давайте посмотрим, что у кого получилось.

    Турецкий гамбит

    Полное водоизмещение 4200 тонн. Экипаж 220 человек. Две газовые турбины General Electric LM2500 разгоняют фрегат до 30 узлов. Запас топлива на борту обеспечивает дальность плавания 5000 миль на крейсерской скорости 18 узлов.

    Вооружение: — пусковая установка Mk.13 балочного типа (в подпалубном магазине хранятся 8 противокорабельные ракеты «Гарпун» и 32 зенитных ракет средней дальности SM-1MR); — установка вертикального пуска Mk.41 (боекомплект — 32 зенитные ракеты самообороны RIM-162 ESSM); — артиллерийская система OTO Melara калибра 76 мм; — зенитный артиллерийский комплекс самообороны «Фаланкс» (шестиствольное орудие калибра 20 мм, РЛС и система управления огнем, смонтированные на едином лафете); — противолодочная система Mk.32 (два ТА, шесть малогабаритных торпед); — противолодочный вертолет Sikorsky S-70 Seahawk.

    «Газиантеп» F-490 — бывш. американский фрегат «Клифтон Спрэгью» (FFG-16)

    Серия из восьми турецких фрегатов типа G. На самом деле, турецкими здесь являются только названия – «Газиантеп», «Гиресун», «Гемлик»… В остальном это чисто американские корабли – устаревшие фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» (серия с «коротким» корпусом), переданные ВМС Турции после 15 лет службы под звездно-полосатым флагом.

    Второй важный момент — турецкие фрегаты типа G похожи на своих предшественников лишь внешне – внутри это во многом другие корабли, чьи системы и вооружение прошли обширную модернизацию. В отличие от унылого «Перри», была серьезно усилена ПВО корабля – в дополнение к «однорукому бандиту» (шутливое название пусковой установки Mk.13), в носовой части появились 8 ячеек УВП Mk.41 (короткий, «оборонительный» вариант — как бы ни пытались турки зарядить в неё «Томагавк» — у них ничего не получится). Только зенитные ракеты RIM-162 ESSM, по 4 в каждой ячейке. Впрочем, существует мнение, что никаких ESSM Турция не получила. Вместо обещанных супер-ракет Evolved Sea Sparrow Missle, способных маневрировать с 50-кратной перегрузкой и перехватывать цели на дальности 50 км, турецким морякам выдали обычные RIM-7 Sea Sparrow, со всеми вытекающими отсюда результатами.

    Не менее серьезные изменения претерпела радиоэлектроника. На фрегатах была установлена современная боевая информационно-управляющая система GENESIS турецкого производства (построенная, естественно, на китайских комплектующих). Электронные системы фрегатов были интегрированы в военную тактическую сеть обмена данными в режиме реального времени Link 16 (стандарт США и стран НАТО). Была добавлена система управления огнем Mk.92; обновился гидроакустический комплекс. Кроме того, фрегаты получили интегрированную систему посадки и буксировки вертолета ASIST.

    Преимущества фрегатов типа G: — высокая автономность; — внушительный зенитный боекомплект.

    Недостатки фрегатов типа G: — архаичная конструкция; — незамкнутый контур ПВО (однажды это стало фатальным для фрегата «Старк»); — одновальная схема ГЭУ.

    Пуск зенитной ракеты Standard-1 Medium Range с фрегата типа «Оливер Х. Перри»

    Тальвар

    Полное водоизмещение 4000 тонн. Экипаж 180 человек. Два ГТД экономического хода, два форсажных ГТД. Полный ход 30 узлов. Дальность плавания 4850 миль на крейсерской скорости 14 узлов. Стоимость одного фрегата – 500 млн. долларов.

    Вооружение: — универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) на 8 ячеек. Боекомплект – крылатые ракеты семейства Club-N (экспортная модификация «Калибра») и/или сверхзвуковые ПКР «Брамос»; — ЗРК «Штиль-1» (однобалочная пусковая установка, 24 ЗУР); — 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса 3Р87Э «Каштан» (боекомплект обеих модулей – 64 ракеты ближнего боя + две спаренные шестиствольные пушки с вращающимся блоком стволов); — универсальное орудие АК-190 калибра 100 мм; — 12-ствольный реактивный бомбомет РБУ-6000 (боекомплект – 48 реактивных глубинных бомб) — два торпедных аппарата с боекомплектом 16 торпед; — противолодочный вертолет Ка-28.

    Серия из шести индийских фрегатов, построенных на российских верфях. Базой для «Тальвара» стал проект 1135 «Буревестник» — славные сторожевые корабли (БПК II-го ранга), массово строившиеся для ВМФ СССР в 1970-х годах (32 единицы в серии). «Буревестник» оказался настолько удачен, что на его базе появилось целое семейство фрегатов – противолодочные, пограничные, экспортные модификации.

    Новое вооружение и современная электроника «вдохнули жизнь» старую конструкцию – модификация 1135.6 (индийский «Тальвар») стала одним из самых интересных образцов фрегатов начала XXI века: относительно простым, дешевым и эффективным.

    «Тальвар» стал важным этапом в истории ВМС Индии – индийские моряки впервые получили корабли с вертикальными пусковыми установками в подпалубном пространстве. Современные многоцелевые фрегаты с универсальным оружием и элементами снижения радиолокационной заметности (надстройка от борта до борта, завал верхней части борта «внутрь», уменьшения количества радиоконтрастных деталей — обычные приёмы технологии «стелс»). Новая БИУС «Требование М», трехкоординатный радар «Фрегат-М2ЭМ» с фазированной антенной решеткой. Одним из отличий фрегатов «Тальвар» от европейских аналогов стало наличие мощного комплекса ударного вооружения – восьмизарядный УКСК, крылатые ракеты для нанесения ударов по наземным целям, сверхзвуковые ПКР – дань традициям советского ВМФ.

    Как показала практика, «Тальвар» — далеко не предел, модернизационный потенциал старого «Буревестника» позволил создать на его базе еще более грозный корабль – проект 1135.6 Р/М для оснащения ВМФ России. В отличии от «индийцев», эти корабли получат полноценный комплекс «Калибр» и обновленный ЗРК «Штиль-1» с подпалубными УВП. В настоящий момент на российских верфях находятся три корабля этого типа, головной фрегат «Адмирал Григорович» планируется спустить на воду уже летом 2013 года.

    Достоинства фрегатов «Тальвар»: — универсальность; — ударное вооружение.

    Недостатки фрегатов «Тальвар»: — однобалочная ПУ ЗРК «Штиль», существенно ограничивающая ПВО возможности корабля; — малая автономность по запасам топлива (наследственная болезнь 1135).

    Горизонт

    Полное водоизмещение 7000 тонн. Экипаж 230 человек. Два дизеля экономического хода, две газовые турбины LM2500. Полный ход 30 узлов. Дальность плавания 7000 миль на крейсерской скорости 18 узлов. Стоимость одного фрегата – 1,5 млрд. евро.

    Вооружение: — морской зенитный комплекс PAAMS (48 ячеек УВП Sylver A-50, зенитные ракеты семейства Aster); — 8 противокорабельных ракет «Экзосет»; — ЗРК самообороны Sadral (только на французских кораблях); — 2-3 универсальных орудия OTO Melara калибра 76 мм; — 2 автоматические пушки калибра 20 мм; — малогабаритные противолодочные торпеды MU90 Impact; — вертолет NH90 или AW101 Merlin.

    Фрегат-переросток «Горизонт» (Horizon, Orizzonte, или CNGF — Common New Generation Frigate) – результат совместный усилий Франции, Италии и Великобритании, мечтавших создать европейский боевой корабль нового поколения, и, тем самым, «утереть нос» Дяде Сэму с его бесчисленными Иджис-эсминцами типа «Берк».

    Ожидания европейцев не оправдались – построенные корабли уступали «Берку» в универсальности, при этом, имели запредельную стоимость, сравнимую со стоимостью американского эсминца (все-таки, янки знают толк в стандартизации и снижении стоимости товара при массовом производстве). В отличии от 62 построенных «Берков», серия фрегатов «Горизонт» ограничилась всего четырьмя единицами – по два корабля для ВМС Италии и Франции.

    Британцы рассорилась со своими коллегами еще в середине «творческого пути» и, забрав документацию, принялись «лепить» собственный эсминец, отвечающий всем требованиям флота Её Величества. В результат появились близнецы – итало-французские фрегаты «Горизонт» и британские эсминцы ПВО типа «Дэринг». Практически идентичные размеры, схожие линии корпуса и архитектура надстроек – эсминец можно запросто перепутать с фрегатом. Близкое знакомство лишь усиливает впечатление: одинаковый комплекс ПВО PAAMS, установки вертикального пуска Sylver, многофункциональная мачта i-mast, радар воздушного обзора S1850M с фазированной антенной решеткой, белый колпак второй РЛС на вершине фок-мачты…

    Стоп! А вот и важное отличие – британские эсминцы оснащены супер-радаром SAMPSON с активной ФАР, что видит чайку на дистанции 100 км и контролирует воздушное пространство в радиусе 400 км от борта корабля. Средства обнаружения фрегатов значительно скромнее – под белым колпаком на фок-мачте скрывается «всего лишь» трехмерный радар EMPAR.

    Уже одно это обстоятельство объясняет разницу в классификации двух одинаковых кораблей – фрегат остается фрегатом (хотя и самым крупным в своём классе), а британский корабль, насыщенный самой современной электроникой, безусловно, заслуживает звание эсминца.

    Преимущества фрегата «Горизонт»: — исключительные возможности в плане ПВО; — огромная автономность (фрегат способен по-диагонали пересечь Атлантику); — высокая автоматизация.

    Недостаток фрегата «Горизонт»: — сумасшедшая стоимость.

    Моcтик итальянского фрегата Caiao Dulio (D554)

    Испанский идальго

    Полное водоизмещение 5800 тонн (+ модернизационный резерв 450 тонн). Экипаж 250 человек. Два дизеля Caterpillar для экономического хода, две газовые турбины LM2500. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 4500 миль на крейсерской скорости 18 узлов. Стоимость фрегата – 1,1 млрд. долларов. Вооружение: — 48 ячеек УВП Mk.41 («тактический» вариант: противолодочные ракетоторпеды ASROC-VL, зенитные ракеты большой дальности SM-2ER, зенитные ракет самообороны Sea Sparrow и ESSM, – весь арсенал ракет ВМС США, за исключением ударных «Томагавков». В любой пропорции); — 8 противокорабельных ракет «Гарпун»; — универсальное артиллерийское орудие Mk.45 калибра 127 мм; — зенитный артиллерийский комплекс «Мерока» калибра 20 мм; — 2 автоматических пушки «Эрликон» с ручным наведением; — 2 реактивных бомбомета ABCAS/SSTS; — 24 малогабаритные противолодочные торпеды Mk.46; — противолодочный вертолет Sikorsky SH-60B системы LAMPS III.

    В отличии от французов и итальянцев, предприимчивые испанцы не стали «изобретать велосипед», а поступили гораздо проще – скопировали Иджис-эсминец типа «Берк». Впрочем, «скопировали» звучит неуважительно: испанцы внимательно изучили и откорректировали под свои требования проект американского эсминца. Разумеется, «коррекция» сводилась лишь к ухудшению исходной конструкции в погоде за экономией средств.

    В результате появились серия «Альваро де Басан» — пять крупных фрегатов, каждый из которых обладает ½ возможностей «Берка» при меньшей на 30% стоимости. Испанцы сохранили главное – боевую информационно-управляющую систему «Иджис» с многофункциональным радаром AN/SPY-1. В создании программного обеспечения принимали непосредственное участие испанские программисты. Кроме того, на фрегатах установили французскую оптико-электронную систему обнаружения Thales Sirius и систему управления оружием собственного производства FABA Dorna.

    Были и недостатки – в отличии от своего прародителя, фрегат лишился третьего радара управления огнем AN/SPG-62, что ограничило возможности «де Басана» при отражении массированных воздушных атак. Впрочем, испанцы не тревожатся по этому поводу – фрегату вряд ли придется идти в серьезный бой, а если даже придется – рядом всегда будет американский Иджис-эсминец «Орли Берк».

    Стремясь компенсировать ослабление комплекса вооружений фрегата, испанцы установили на нем несколько систем, не вписывающихся в стандарты НАТО – реактивные бомбометы и 12-ствольный зенитный комплекс «Мерока» собственной разработки.

    Преимущества фрегата «Альваро де Басан»: — система «Иджис»; — универсальная УВП Mk.41 на 48 ячеек;

    Недостатки фрегата «Альваро де Басан»: — ВМС Испании получили отличный боевой корабль, чьи возможности соответствуют вложенным в него средствам.

    Француз из Сингапура

    Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 90 человек. Четыре дизеля MTU обеспечивают полный ход 27 узлов. Дальность плавания 4200 миль на 18 узлах.

    Вооружение: — 32 ячейки УВП Sylver A-50 (зенитные ракеты семейства Aster); — 8 противокорабельных ракет «Гарпун»; — универсальное артиллерийское орудие OTO Melara калибра 76 мм (темп стрельбы 120 выстр./мин.); — 2 системы самообороны «Тайфун» калибра 25 мм; — противолодочные малогабаритные торпеды EuroTorp A244/S Mod 3; — противолодочный вертолет Sikorsky S-70.

    Самые современные боевые корабли в Юго-Восточной Азии – великолепная шестерка сингапурских фрегатов типа «Формидебл» (Грозный). Самые современные технические решения, уникальная электроника, зенитные ракеты Aster-30 большой дальности, многоцелевой комплекс оружия, внушительный боекомплект – все это поместилось в корпусе водоизмещением чуть более 3 тыс. тонн. «Формидебл» является одним из самых эффективных систем морского оружия!

    В облике «Формидебл» проскальзывают знакомые черты… Ну, конечно! Это же французкий стелс-фрегат «Лафайет», специальная модификация для ВМС Сингапура.

    Появившийся в 1996 году, футуристический фрегат заинтриговал весь мир: впервые в мировой практике в конструкции серийного корабля нашла столько широкое применение технология «стелс» — даже носовая часть палубы с якорными брашпилями была упрятана под специальный кожух. Никаких выступающих радиоконтрастных элементов в облике фрегата!

    Ко всему прочему, «Лафайет» обладал приличным вооружением и отменными мореходными качествами — удачный проект был по достоинству оценен во многих странах мира. Французские кораблестроители получили увесистый портфель заказов: самые «придирчивые» страны без сомнения выбрали «Лафаейт» в качестве основного надводного корабля. Так появились интерпретации на базе «Лафайета» — «Аль Рияд» (ВМС Саудовской Аравии), «Канг Динг» (ВМС Республики Тайвань) и, наконец, «Формидебл» (ВМС Сингапура).

    Каждый из них отличался эксклюзивным набором оборудования и оружия – сборная конструкция фрегата из восьмидесяти 300-тонных модулей позволяла реализовать любые желания заказчика. При прочих равных условиях, наиболее удачным считается сингапурский вариант.

    «Сюркуф» F711 — французский фрегат типа «Лафаейт»

    Фрегаты и научный прогресс

    Но время не стоит на месте. А вместе с ним и технический прогресс. Достижения в области микроэлектроники позволили значительно уменьшить размеры систем радиотехники. Теперь малые размеры стали преимуществом. Фрегат нового века стал универсальным боевым кораблем, который способен участвовать в военных столкновениях малой интенсивности, а также выполнять почти все задачи, стоящие перед военно-морским флотом в современных реалиях.

    Бесспорно, фрегат уступает эсминцу. Но безлимитными финансами обладает только Пентагон, а кораблестроители остальных стран вынуждены искать компромиссы и строить эффективные судна без сумасшедших трат и с минимальным количеством необходимого оборудования.

    Давайте рассмотрим некоторые современные модели.

    «Турецкий гамбит»

    Водоизмещение этого корабля составляет более четырех тысяч тонн. В экипаж входит 220 человек. Разгоняется корабль до 30 узлов за счет двух газовых турбин. При скорости в 18 узлов запаса топлива хватает на пять тысяч миль.

    Система вооружения включает достаточно обширный арсенал. Здесь и пусковые установки с зенитными ракетами, и артиллерийская система, и торпеды. Имеется и противолодочный вертолет.

    Турецкие фрегаты типа G на самом деле сделаны в США, но потом переданы Турции после 15 лет службы. Внешне они почти не изменились, но вооружение и системы были модернизированы.

    Преимуществами турецких фрегатов являются очень хороший зенитный боекомплект и высокая автономность.

    К недостаткам стоит отнести устаревшую конструкцию и одновальную схему.

    Корабли «Тальвар»

    Что такое фрегат «Тальвар»? Это судно с водоизмещением в 4 тысячи тонн и экипажем 180 человек. Скорость полного хода – также 30 узлов. Стоимость одного судна составляет 500 миллионов долларов. Немало, но и не очень много для такой техники. Система вооружения включает крылатые ракеты, пусковую и ракетно-артиллерийскую установку, бомбомет, торпедочные аппараты. Также на борту имеется вертолет.

    Это серия из шести фрегатов, которые были построены в России, но принадлежат Индии. Базой послужили советские наработки в области кораблестроения. Таким образом, «Тальвар», приобретя новую современную электронику и вооружение, превратился в один из самых интересных кораблей нового века. Он относительно недорогой, эффективный и несложный.

    Достоинства:

    • Сильное вооружение.
    • Универсальность.

    Недостатки:

    • Ограниченные возможности противовоздушной обороны.
    • Малый запас топлива.

    Сингапурский фрегат родом из Франции

    Водоизмещение корабля составляет 3200 тонн, а экипаж – 90 человек. Полная скорость доходит до 27 узлов.

    В вооружение входят зенитные ракеты, противокорабельные орудия, артиллерия, торпеды. На борту есть вертолет для борьбы с лодками.

    Это самые современные судна боевого типа во всей Юго-Восточной Азии. Шесть сингапурских фрегатов, которые относятся к типу «Формидебл», обладают самыми современными техническими решениями и уникальной электроникой. Их система вооружения является одной из самых эффективных в современности. В облике проглядываются черты французских фрегатов, так как это их модификации.

    Появилось французское судно в 1996 году. Название – «Лафайет». Оно сразу же заинтриговало, так как впервые применялась технология «стелс». Для фрегата это было новшеством. Кроме того, на борту было приличное вооружение, а мореходные качества были отменными. Таким образом, кораблестроители получили огромное число заказов, по всему миру распространились модификации. Каждая отличалась от других собственным набором оборудования и вооружения. Ведь основная конструкция позволяла воплотить любые пожелания заказчиков. При прочих равных сингапурский вариант стал наиболее удачным.

    Подводя итоги, стоит напомнить, что фрегат – военно-морской термин, который обозначает легкий военный корабль, предназначенный для самых разных операций. С течением времени модели улучшались, и, возможно, в будущем фрегаты станут вполне грозной силой военно-морского флота.

    Художественные произведения[править]

    Литература[править]

    • «Фрегат „Паллада“» — книга очерков Ивана Александровича Гончарова.
    • «Синко Льягас»/«Арабелла» из «Одиссеи капитана Блада» — формально скорее небольшой галеон, чем фрегат. Но на дворе вторая половина XVII века, определения ещё не установились окончательно. В романах и фильмах есть и классические фрегаты той эпохи.
    • «Лидия», корабль из первой (хронологически) книги про Горацио Хорнблауэра — типичный английский тяжёлый фрегат эпохи Наполеоновских войн.
    • Множество в «Хозяине морей», но в первую очередь любимый корабль главных героев «Сюрприз». В фильме хорошо показано, каково это — жить и умирать на борту парусного фрегата.
    • Владислав Крапивин, повесть-учебник «Фрегат „Звенящий“» — герои изучают устройство парусного судна на примере воображаемого фрегата. Здесь под этим словом подразумевается не боевой корабль, а просто трёхмачтовый парусник с прямыми парусами на всех мачтах.

    Кино[править]

    • «Пираты Карибского моря» на типаж богаты. В первую очередь, разумеется, сама «Чёрная Жемчужина». Одна закрытая батарейная палуба, одна открытая — фрегат XVII века классический, по ГОСТу.
    • «Разящий», караулящий рейд Порт-Рояла — тоже оно. На линкор его королевское величество, похоже, пожабился.
    • «Провидение» (каперский корабль Барбоссы в «Берегах»). Кстати, «сыграло» его то же самое судно, на котором в «Хозяине морей» ходили главные герои.
    • «Месть королевы Анны» — сложный случай. Перестроена из той же баржи, что изображала «Жемчужину», так что по орудиям — да, фрегат, но при этом добавлена высоченная, чуть не в три палубы, кормовая надстройка, как у галеона или голландского флейта.
  • Экранизация «Хозяина морей» — все два попадающих в кадр корабля, «Сюрприз» Обри и французский приватир «Ашерон».
      «Сюрприз» — 28-пушечный фрегат, типичный представитель этого класса третьей четверти XVIII века. Для съемок использовалась реплика британского пост-шипа «Роуз», который был поменьше реального «Сюрприза» (в девичестве — французского корвета «Юните»).
  • «Ашерон» — 44-пушечный тяжелый фрегат, основанный на чертежах «Конститьюшен». По сюжету построен в США по заказу французского судовладельца.
  • Телесериалы[править]

    • «Морж» в «Чёрных парусах» выглядит как довольно типичный небольшой фрегат.
    • «Военный корабль» — британский телесериал, снимавшийся в 1970-е на борту реальных ракетных фрегатов типа «Линдер».

    Музыка[править]

    • Владимир Высоцкий — «Четыре года рыскал в море наш корсар…»: «Вот развернулся боком флагманский фрегат, и левый борт окрасился дымами…». Песня Попугая из аудиоспектакля «Алиса в стране чудес» — шутки ради: «Английский фрегат под названием „Бриг“ взял на абордаж наше судно».
  • Михаил Боярский — «Баллада об одной дуэли» — татуировка в виде фрегата сыграла свой роль в трагической истории.
  • Михаил Щербаков — «Пустые бочки вином наполню…»: «Покуда плыть хорошо фрегату — пирату жить хорошо весьма!».
  • Юлий Ким — «Хорошо идти фрегату по проливу Каттегату…»
  • Анатолий Полотно, «Фрегат»: «Фрегат заблудился, команда спала, несла наугад озорная волна. От первой удачи — деньжата в карман! Гуляет братва, в стельку пьян капитан…»
  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]