Краткая история создания
Термин «гонка вооружений» можно понимать практически буквально — обе страны гнались друг за другом в стремлении не отстать и не допустить хотя бы малейшего превосходства своего потенциального противника. Особенно это касалось стратегических вооружений, к числу которых относились и атомные субмарины. Работы над созданием советской подводной лодки проекта 667 начались в 1958 году в ответ на американский проект «Лаффайет», предусматривающий реализацию масштабной программы создания серии субмарин, оснащенных ядерным оружием. По аналогии с американцами, каждый советский подводный ракетоносец должен был обладать 16 пусковыми установками. В ходе конструкторских работ изначально задуманная конструкция, предполагавшая крепление ракет вне корпуса и оснащение лодок поворотными устройствами, переводящими ракеты из походного в боевое положение, была отвергнута и заменена на вертикальные пусковые шахты, располагающиеся внутри прочного корпуса лодки.
Путь создания подводных ракетоносцев
В начале 80-х годов гонка вооружений подтолкнула инженера Виктора Макеева, ученика Сергея Королева, создать уникальную морскую ракету на жидком топливе с дальностью 2 500 км. Она впервые позволяла атаковать цели, не всплывая на поверхность воды. Этим оружием было принято решение вооружить ракетоносцы, которые получили шифр 667.
Мало кто знает, что первоначально конструкторы предлагали разместить 8 ракет по бортам подводной лодки в горизонтальном положении. Перед стартом двадцатитонные изделия должны были разворачиваться на 90 градусов. Была даже изготовлена модель такой подводной лодки для показа ее генеральному секретарю Н. С Хрущеву. Но в самый ответственный момент демонстрационное устройство отказало, и Хрущев едко высмеял конструкторов. Сам того не ведая он избавил подводников от сложнейшей предстартовой операции под водой. После этого главный конструктор Сергей Ковалев настоял на вертикальном расположении ракет внутри корпуса в два ряда. Эта схема позволила увеличить боекомплект — вдвое и стала в мировом кораблестроении классической.
4 июля 1965 года в Ялте новый глава страны Леонид Брежнев, впервые выслушал Министра судостроения о перспективах развития отрасли. Тема отставания от США была настолько важной, что на совещание пригласили главного конструктора подводных лодок Сергея Ковалева. Он смог убедить высшее руководство страны в реальности создания атомной субмарины с 16 баллистическими ракетами. Брежнев тут же приказал составить план работы корабелов на 10 лет вперед и обеспечил неограниченное финансирование.
Проектирование и разработка рабочих чертежей головного подводного ракетного крейсера К-137 было выполнено в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин». Строительство производилось на Северном машинно-строительном предприятии. Многотысячный коллектив предприятия под руководством Е. П. Егорова наладил крупно-поточное строительство атомных ракетоносцев и внес большой творческий вклад в создание грозной боевой техники для ВМФ СССР.
Строительство первой подлодки
Поражают сроки строительства и проведения испытаний первого образца подводной лодки проекта 667. Она получила обозначение проект 667А. Будучи заложенной в стапель в Северодвинске в конце 1964 года, она была спущена на воду уже в августе 1966, а в строй вступила на следующий год. Подводный корабль был назван «Ленинец» и получил обозначение К-137. В настоящее время такие темпы немыслимы, даже для обычных надводных кораблей, не говоря уже о подлодках, которые строятся зачастую десятилетиями.
Серийное производство
Освоение производства подводных лодок проекта 667 также было произведено ударными темпами. Лодки производились на двух заводах, в Северодвинске и в Комсомольске-на-Амуре. Темпы производства также были впечатляющими. В 1967 году на вооружение были принята одна лодка, в 1968 – уже четыре, еще через год – пять. С 1969 года к Северодвинску подключился и завод на Дальнем Востоке. Советский Союз в очередной раз пытался догнать американцев, построивших к концу 60-х годов уже 31 атомный подводный крейсер.
Конструкция
Подводная лодка проекта 667 имела традиционный для того времени двухкорпусную конструкцию, рули глубины располагались на рубке, ракетные шахты – за рубкой в корпусе. Атомоход был вооружен 16 пусковыми установками с баллистическим ракетами Р-27, оснащенными ядерными боеголовками по 1 мегатонне каждая и дальностью в 2500 км. Силовая установка была представлена двумя автономными блоками общей мощностью в 5200 лошадиных сил, позволявшая развивать подводную скорость до 28 узлов. Любопытный факт: американцы, не ожидавшие такой «прыти» от советской промышленности, дали неофициальное название этой лодки «Янки». На нашем флоте атомная подводная лодка «азуха» проекта 667 также получила свое неофициальное название, очевидно, из-за аббревиатуры АЗ – автомат защиты, впервые внедренном на этой лодке.
История создания стратегических атомных подводных крейсеров Проекта 667Б «Мурена»
От «Наваги» до «Мурены»: Советские подводные ракетные крейсеры нового поколения
В 1970-х г.г., в США была введена в действие система «Сосус», представляющая собой громадную систему гидроакустических антенн, расположенных под водой вдоль всего североамериканского побережья, а также средств автоматизированной обработки сигналов шумопеленгования на береговых вычислительных центрах. В условиях такого противодействия, беспрепятственно подобраться к противнику на дистанцию ракетного залпа для подводных лодок СССР стало практически невозможно.
«Обнулить» американский «Сосус» можно было только одним из двух путей: либо делать подводные ракетоносцы максимально бесшумными, либо увеличить дистанцию ракетного залпа, а лучше — объединить и тот и другой подход «в одном флаконе».
Так и возникла программа строительства новых атомных подводных ракетоносцев, являющихся дальнейшим развитием подводных лодок 2-го поколения 667-го проекта. Рабочим названием проекта стал шифр: Проект 667Б «Мурена».
Основу вооружения новых ракетных крейсеров составлял ракетный комплекс Д-9, обладающий дальностью, в три раза большей, чем у состоящего на вооружении ракетного комплекса Д-5/Д-6, оснащенный системой бортовой системы азимутальной астрокоррекции, позволяющей уточнять по звездам положение ракеты в пространстве и корректировать направление ее движения.
Улучшились не только характеристики дальности ведения огня, но также в пять раз сократилось время предстартовой подготовки ракет, и, что особенно важно, теперь весь боекомплект ракетоносца теперь можно было расстрелять за один залп.
За увеличение боевых возможностей ракетного комплекса Д-9 пришлось заплатить возрастанием массы и габаритов ракеты. По сравнению со «старой» баллистической ракетой Р-27 длина «новой» Р-29 увеличилась на 40%, диаметр корпуса — на 20%, а стартовая масса — вдвое. В результате, для того, чтобы «впихнуть» новый комплекс в уже существующий корпус лодки, пришлось сократить число ракетных шахт с 16 до 12.
Однако, даже с таким «урезанным» арсеналом, ракетный крейсер с комплексом Д-9, по боевой эффективности превосходил аналогичный корабль вооруженный комплексом Д-5, в 2,5 раза.
Подводный атомный ракетный крейсер Проекта 667Б «Мурена». Хорошо заметен объемный «горб» ракетных шахт за рубкой подводной лодки
Ввод в строй стратегических атомных подводных крейсеров Проекта 667Б «Мурена» и сравнение с американскими аналогами (C-3 «Посейдон»)
Тактико-техническое задание на атомную подводную лодку, оснащенную ракетным комплексом Д-9, было утверждено в 1965 году. Разработка корабля, получившего проектный номер «667Б» и шифр «Мурена», велась в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева.
Работы по созданию ракетоносца шли довольно быстрыми темпами, даже опережающими сроки создания главного оружия подводной лодки — ракетного комплекса Д-9. В результате опытные пуски баллистических ракет начались уже после ввода в строй головного корабля серии. Официально же ракетный комплекс Д-9 был принят на вооружение лишь 12 марта 1974 г.
Строительство серии из 18 атомных подводных лодок проекта 667Б «Мурена» велось на Севмашпредприятии в г. Северодвинске, где было построено 10 подводных ракетных крейсеров, а также на заводе им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре), построившего ещё 8 кораблей.
Если сравнивать возможности ракетного комплекса Д-9 с современным ему американским ракетным комплексом — «Посейдон» С-3, поступившим на вооружение США практически в то же время, то при примерно равной стартовой массе (29,5 т) американская ракета в штатной комплектации обладала максимальной дальностью лишь 4600 км, то есть уступала Р-29 на 60%.
Глубина пуска «Посейдона» составляла 15-30 м, тогда как Cоветская ракета могла стартовать с 55-метровой глубины. Не смотря на то, что и американская и советская подводные лодки могли выстрелить весь боекомплект одним залпом, американский комплекс имел более длительное время подготовки в пуску (порядка 15 минут) и значительно больший интервал между пусками ракет (около одной минуты).
В то же время точностные характеристики американской ракеты из комплекса «Посейдон» были значительно выше, однако, учитывая что и та и другая ракеты оснащались разделяемой боевое частью и предназначались не для точного удара, а доя «накрытия» объекта по площади, этот параметр не являлся критически важным.
Подводный атомный ракетный крейсер Проекта 667Б «Мурена», вид сзади.
Развитие конструкции
В начале 70-х годов, в рамках логики гонки вооружений, в США была введена достаточно эффективная система гидроакустической локации подводных лодок, которая сделала отчетливо видимым местоположение советских подводных лодок на боевом дежурстве вблизи берегов Северной Америки. В результате возникла необходимость отодвинуть границы боевого дежурства от берегов потенциального противника, но для этого требовалось увеличить дальность действия ракетного вооружения. Так появились подводные лодки проекта 667 Б, получившие обозначение «Мурена».
Эти субмарины были оснащены ракетами Р-29, которые обладали межконтинентальной дальностью стрельбы и, в отличие от Р-27, были двухступенчатыми. Ракета имела значительно более крупные габариты. Соответственно, была изменена конструкция подводной лодки. Несколько увеличилась длина и особенно высота лодки за счет характерного выступа за рубкой, похожего на горб. Из имевшихся ранее 16 ракет осталось лишь 12, но с большей мощностью заряда.
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-Б «Мурена» (Delta-I class)
План военного кораблестроения 1969—1980 годов предусматривал создание ракетно-ядерной устойчивой стратегической подводной системы имеющей оружие большой дальности, которая будет дополнять МБР наземного базирования, в то время составляющие основу советского ракетно-ядерного арсенала. Данное решение, в значительной мере, обуславливалось созданием в Соединенных Штатах мощной системы гидроакустического обнаружения подлодок СССР на путях их перехода. Нашим подводным силам все это создавало серьезные проблемы, решить которые можно было снижением шумности атомных подлодок с баллистическими ракетами и изменением районов боевого патрулирования субмарин. В рамках программы кораблестроения намечалось создание новых подводных атомных ракетоносцев, которые являлись дальнейшим развитием подлодок второго поколения проекта 667-А.
Развитие отечественных стратегических подводных ракетоносцев 2-го поколения велось, главным образом, в направлении увеличения дальности действия их ракетного вооружения. Находящийся с 1963 года в разработке ракетный комплекс Д-9, должен был иметь в три раза большую дальностью по сравнению с Д-6. Устанавливаемый на подлодку навигационный комплекс не обеспечивали необходимой точности стрельбы ракетой, которая имеет инерциальную систему наведения. В результате в конструкторском бюро Макеева совместно с руководством НПО «Геофизика», НИИАП и НИИА было принято решение о разработке бортовой системы азимутальной астрокоррекции, которая позволяет уточнять положение ракеты в пространстве по звездам и корректировать направление движения ракеты. Дальнейшее совершенствование системы управления ракетным огнем позволяло сократить время предстартовой подготовки в пять – семь раз, а также обеспечить старт в одном залпе всего боекомплекта.
За возможность увеличения боевых возможностей ракетного комплекса заплатили увеличением габаритов и массы ракеты. Длина новой баллистической ракеты по сравнению с ракетой Р-27 увеличилась на 40 процентов, диаметр – на 20 процентов, а стартовая масса – в два раза. В результате, чтобы установить новый комплекс в существующий корпус подлодки, число ракетных шахт сократили с 16 до 12 шт. Но, как показывали расчеты, использование ракетного комплекса Д-9 увеличивало эффективность ракетного крейсера проекта 667 в 2,5 раза. ТТЗ на атомную подлодку, оснащаемую комплексом Д-9 с баллистическими ракетами Р-29, утвердили в 1965 году. Разработку субмарины , получившей проектный номер 667-Б (шифр «Мурена»), вело Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Руководитель проекта – главный конструктор Ковалев С.Н.
Работы по созданию ракетоносца велись довольно быстрыми темпами, которые несколько опережали сроки создания ракетных комплексов. В результате опытные запуски баллистической ракеты начались после того как головной корабль серии вошел в строй. Ракетный комплекс официально приняли на вооружение только 12.03.1974. В состав комплекса входили 12 жидкостных двухступенчатых ампулированных ракет Р-29 (по договору – РСМ-40, инд. ГРАУ – 4К75, обозначение НАТО SS-N-8 «Sawfly»). Максимальная дальность стрельбы Р-29 – 7,8 тыс. км. Данная ракета стала первой Советской морской ракетой, которая оснащена средствами преодоления противоракетной обороны противника. В сложенном состоянии легкие ложные цели размещались в цилиндрических спец. контейнерах, которые вварены в бак горючего второй ступени.
Конструкция атомной подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-Б «Мурена» (в НАТО получила обозначение Delta-I class) главным образом повторяла конструкцию своей предшественницы – АПЛ проекта 667-А «Навага». Двухкорпусная подводная лодка несколько увеличенной длины, по сравнению с проектом 667-А, имел прочный корпус, разделенная на десять водонепроницаемых отсеков. Большая длина ракет стала причиной того что высота обтекателя ракетных шахт увеличилась, а у силуэта лодки появился характерный «горб» — опознавательный признак подлодок проекта 667-Б а также их более поздних модификаций. Главная энергоустановка включала два атомных водо-водяных реактора ВМ-4Б имеющая ППУ ОК-700, а также две паровые турбины, имеющие турбозубчатые агрегаты ГТЗА-635. Имелось два дизельных генератора ДГ-460, а также два электродвигателя экономичного хода. Чтобы снизить гидроакустическую заметность судна ввели двухкаскадную амортизацию виброактивных механизмов паротурбинной установки.
Продольный разрез АПКР проекта 667Б:
1 — основные антенны ГАК «Керчь»; 2 — цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 3 — 533-мм ТА 4 — цистерна кольцевого зазора; 5 — торпедозамести-тельная цистерна; 6 — носовой люк; 7 — носовой аварийный буй; 8 — запасные 533-мм торпеды; 9 — торпедопогрузочный люк; 10 — носовой (торпедный) отсек; 11 — носовая группа АБ; 12 — гидродинамический лаг; 13 — ЦГБ; 14 — шпиль и шпилевая машина; 15 — баллоны ВВД; 16 — второй (жилой) отсек; 17 — кормовая группа АБ; 18 — закрытый ходовой мостик; 19 — репитер гирокомпаса; 20 — перископ системы МТ-70-8; 21 — перископ ПЗНГ-8; 22 — боевая рубка; 23 — третий (центральный) отсек; 24 — центральный пост; 25 — перископ астрокорректора «Волна»; 26 — радиосекстан «Сайга»; 27 — антенна радиопеленгатора «Завеса»; 28 — антенна РЛК; 29 — РДП; 30 — антенна СОРС «Залив-П»; 31 — четвертый (носовой ракетный) отсек; 32 — ракетная шахта; 33 — пятый (кормовой ракетный) отсек; 34 рубка насосов аварийного слива топлива; 35 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 36 — шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 37 — цистерны дизельного топлива; 38 — седьмой (реакторный) отсек; 39 — реактор; 40 — парогенератор; 41 — теплообменный блок; 42 — рессиверные баллоны; 43 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 44 — паровая турбина; 45 — конденсатор; 46 — муфта эластичная; 47 — планетарный редуктор; 48 — главный упорный подшипник (ГУП); 49 — маслоохладитель; 50 — девятый (кормовой турбинный) отсек; 51 — электронасос конденсаторный; 52 — автономный турбогенератор (АТГ); 53 — всплывающая камера (ВСК); 54 — кормовой люк; 55 — гребной ЭД (ГЭД); 56 — муфта эластичная; 57 —десятый (кормовой) отсек; 58 — кормовой аварийный буй; 59 — приводы кормовых рулей
Подлодка была оснащена новым навигационным комплексом «Тобол-Б», включающим аппаратуру навигационной космической системы «Циклон-Б». Комплексом обеспечивались все исходные данные необходимые для проведения подготовки и запуска ракет.
Средства радиосвязи, устанавливаемые на более ранние проекты атомных подлодок и являвшиеся набором разных систем, на новой подлодке впервые были интегрированы в комплекс «Молния-Л». На новом атомоходе, как и на атомоходах проекта 667-А, в носовой части был установлен гидроакустический комплекс «Керчь». Судно получило новую БУИС «Алмаз». На проекте 667-Б впервые на советских подлодках для управления ракетным оружием применили автономную корабельную цифровую вычислительную систему (КЦВС) «Альфа», которая решала задачи ракетного огня. Весь ракетный боекомплект подлодки мог выпускаться одним залпом. Впервые в мире для атомных подлодок с БР проекта 667-Б создали систему защиты ракет от несанкционированного действия. Пуск ракет мог осуществляться только после того как будет получен приказ от Верховного командования. Запуск ракет мог осуществляться из подводного положения с глубин до 55 метров при волнении моря менее 6 баллов при скорости судно до 5 узлов не только одиночными ракетами, но и залпом всего боекомплекта. Допускалась ракетная стрельба из надводного положения, при нахождении субмарины в базе (данную возможность обеспечивала межконтинентальная дальность ракеты). В автоматическом режиме осуществлялись как предстартовая подготовка ракет, так и производство выстрела. Если широта точки старта для комплекса Д-5 ограничивалась 85 градусами, то комплекс Д-9 стал первым всеширотным ракетным комплексом в мире.
В носовой части подлодки размещалось четыре торпедных аппарата калибра 533 мм, суммарный боекомплект которых составлял 12 ракето-торпед или торпед, а также 2 торпедных аппарата калибра 400 мм для противолодочных малогабаритных торпед и МГ-44 – самоходных приборов гидроакустического противодействия.
Модификации проекта 667-Б
На вооружение флота в 1978 г. поступил модернизированный ракетный комплекс Д-9Д имеющий усовершенствованные межконтинентальные баллистические ракеты Р-29Д (обозначение НАТО – SS-N-8 mod.2). Дальность данной ракеты была увеличена до 9,1 тыс. км, также повысилась точность (КВО около 1000 метров). Комплекс Д-9Д установили на нескольких подлодках проекта 667-Б во время их капремонта и модернизации. Очередная модернизация комплекса была проведена в 1986 году.
ЦКБ МТ «Рубин» в июне 1972 года было выдано ТТЗ на разработку усовершенствованного варианта подводной лодки, способного нести 16 ракет Р-29. Дополнительные четыре ракеты выделялись во второй, самостоятельный ракетный залп. Новому атомоходу присвоили проектный № 667-БД, шифр «Мурена-М» (обозначение НАТО – Delta-II). Изначально подлодки вооружались ракетным комплексом Д-9Д имеющим ракеты Р-29Д.
Программа строительства подлодок проекта 667-Б.
Строительство серии из восемнадцати АПЛ проекта 667-Б велось в г. Северодвинске на Севмашпредприятии, где построили 10 ПЛАРБ, и в Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского комсомола, построившего 8 судов. Первый корпус на ССЗ №402 заложили в 1969 году, в 1971 году спущен и в 1972 году вошел в строй. Последние две субмарины, созданные в Комсомольске-на-Амуре, в состав флота вошли в 1977 г.
Модифицированные подлодки проекта 667-БД производились только в Северодвинске (4 шт.). Вступление в строй первой модифицированной по данному проекту атомной подлодки с БР состоялось в 1975 году.
Статус лодок проекта 667-Б на 2007 год.
К-279 – головной корабль данного проекта – поступил на вооружение дивизии стратегических подлодок Северного флота в 1972 году. Данная дивизия базировалась в бухте Ягельная. Также в 1972 году было принято решение сформировать 41-ю дивизию, оснащенную только судами проекта 667-Б. Новое соединение в 1974 г. перебазировали в Гремиху, введя ее в состав одиннадцатой флотилии подлодок. На тихоокеанском флоте подводные лодки «Мурена» вошли в состав двадцать пятой дивизии стратегических подлодок, базирующейся на Камчатке. Часть ракетных крейсеров стратегического назначения в конце 1970-х г. перевели в Приморье на базу Павловское. Зона боевого патрулирования субмарин проекта 667-Б Северного флота, как правило, располагалась между Новой Землей и Гренландией и была надежно защищена силами Северного флота. Переход в район несения боевой службы из пункта базирования занимал двое-трое суток. Боевая служба судов проекта 667-Б на Тихоокеанском флоте началась в 1976 г. Боевое дежурство лодок находилось в районах, которые находились относительно недалеко от камчатских берегов.
Из состава КСФ первая подлодка с РБ проекта 667-Б была выведена в 1992 году. 8 базировалось на КСФ в Островном и 6 в Павловском, 3 в б. Рыбачий на КТОФ. В 1994 г. началось постепенное списание подлодок данного проекта. К концу 1997 г. службу продолжали нести лишь К-447, К-457 (Северный флот), К-500 и К-530 (Тихоокеанский флот).
Основные тактико-технические характеристики проекта 667-Б «Мурена»:
Надводное водоизмещение — 8900 тонн; Подводное водоизмещение – 13700 тонн; Наибольшая длина (по КВЛ) – 139 м (135 м); Наибольшая ширина – 11,7 м; Осадка по КВЛ – 8,4 м; Главная энергетическая установка: — 2 водо-водяных реактора типа ВМ-4Б суммарной мощностью 180 мВт; — 2 ГТЗА-635, 2 ППУ ОК-700; — 2 паровых турбины суммарной мощностью 40000 л.с. (29400 кВт); — 2 дизель-генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт; — 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 260 л.с.; -2 пятилопастных гребных винта и 2 вала; Надводная скорость хода – 16 узлов; Подводная скорость хода – 26 узлов; Рабочая глубина погружения – 320 м; Предельная глубина погружения – 550 м; Автономность – 70 суток; Экипаж – 120 человек; Стратегическое ракетное вооружение: Пусковые установки БРПЛ Р-29/Р-29Д (SS-N-8/8mod.2 «Sawfly») комплекса Д-9/Д-9Д – 12; Зенитное ракетное вооружение: Пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 2…4; Торпедное и ракето-торпедное вооружение: — 533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 (носовые); — 533-миллиметровые торпеды СЭТ-65, САЭТ-60, 53-65К/М – 12; — 400-миллиметровые торпедные аппараты – 2 (носовые); — 400-миллиметровые торпеды СЭТ-40 – 4; Минное вооружение: может нести до 24 мин вместо части торпед; Радиоэлектронное вооружение: Боевая информационно-управляющая система – «Алмаз-Б»; Радиолокационная система общего обнаружения – МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray); Гидроакустическая система – гидроакустический комплекс МГК-100 «Керчь» (Shark Teeth; Mouse Roar); Средства радиоэлектронной борьбы – «Залив-П» РТР, «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F); Средства ГПД – 4 х ГПД МГ-44; Навигационный комплекс — «Тобол-Б», КНС «Циклон-Б», радиосекстант «Сайга» (Code Eye), ИНС; Комплекс радиосвязи – «Молния-Л/-ЛМ1» (Pert Spring), буксируемые буйковая и шлейфовая антенны (СНЧ), СВЧ и ВЧ-антенны, станция звукоподводной связи; Радиолокационная система госопознавания – «Нихром-М».
По материалам сайта https://www.atrinaflot.narod.ru
Последняя серия подводных лодок
Развитие конструкции и боевых возможностей подводной лодки проекта 667 происходило непрерывно и постоянно. Совершенствовались системы вооружения, системы навигации, радиосвязи, управления огнем, а также основные и вспомогательные силовые установки, проводились работы по снижению заметности, шумности и повышению боевой живучести. Подводные крейсера этой серии выпускались, помимо уже упомянутых проектов 667А «Навага» и 667Б «Мурена», также и под литерами АУ «Налим», АМ «Навага-М», М «Андромеда», АТ «Груша», БДР «Кальмар», БД «Дельфин».
Последней серией этого типа подлодок были лодки БДРМ. Первые чертежи подводных лодок проекта 667 БДРМ появились в середине 70-х годов. Количество и качество изменений подводило лодку уже к 3-му поколению атомных ракетоносцев. Эти лодки до сих пор находятся в действующем составе подводного флота России. Оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами Р-27РМ и Р-27РМУ2 «Синева», с дальностью поражения до 8300 км, подводные лодки проекта 667 БДРМ продолжают оставаться эффективным инструментом сдерживания потенциального агрессора. Первая лодка этой серии была заложена в 1981 году и поступила в состав ВМФ в конце 1984 года. Всего было построено 7 подводных лодок проекта 667 БДРМ, одна из которых переоборудована в носитель маломерных подводных аппаратов.
История службы стратегических атомных подводных крейсеров Проекта 667Б «Мурена»
Головной корабль проекта 667Б — К-279, поступил в 1972 г. на вооружение дивизии стратегических подводных лодок Северного флота, базирующейся в бухте Ягельная. Его первым командиром стал капитан 1-го ранга В.П. Фролов, вскоре после этого получивший звание контр-адмирала. В том же году было принято решение о формировании 41-й дивизии, оснащенной только кораблями проекта 667Б. В 1974 году новое соединение было перебазировано в Гремиху, войдя в состав 11-й флотилии подводных лодок.
В 1982-1983 гг. крейсер К-279 был направлен в Белое море для несения боевой службы подо льдами в течение всей зимы. В практически замкнутой, недоступной для потенциального противника акватории, лодка несла службу в течение шести месяцев до весеннего таяния льдов. Смена экипажей корабля была произведена при помощи ледокола.
Подледные плавания не обходились без аварий. Так, в 1984 году все та же К-279 (командир капитан 1 ранга В.А.Журавлев), неся боевую службу в центре моря Баффина, при скорости 7 узлов на глубине 197 м столкнулась с айсбергом. С дифферентом 45° корабль провалился на глубину 287 м, однако усилиями экипажа был спасен и благополучно вернулся на базу.
На Тихоокеанском флоте атомоходы проекта 667Б вошли в состав 25-й дивизии стратегических подводных лодок, базирующейся на Камчатке.
Первой тихоокеанской «Муреной» стала К-366, а командиром первого экипажа Бажанов В.Г., старшим помощником командира по боевому управлению И.Г. Чефонов. В конце 70-х годов часть ракетных подводных крейсеров стратегического назначения была переведена на базу Павловское в Приморье.
Зона боевого патрулирования «Мурен» Северного флота располагалась, как правило, между Гренландией и Новой Землей и была достаточно надежно защищена силами Северного флота. Переход из пункта базирования в район несения боевой службы занимал не более двух-трех суток.
На Тихоокеанском флоте боевая служба кораблей проекта 667Б началась в 1975 году. Лодки несли боевое дежурство в районах, находящихся на относительно небольшом удалении от берегов Камчатки.
Поступление на вооружение атомоходов проекта 667Б с межконтинентальными баллистическими ракетами существенно повысило стабильность морской компоненты советской стратегической ядерной триады. Теперь стратегическим ракетоносцам уже не требовалось прорывать противолодочные рубежи НАТО в Северной Атлантике или приближаться к западному побережью США, надежно прикрытому средствами противолодочной обороны.
В 1994 году началось постепенное списание лодок проекта 667Б. К концу 1997 года продолжали нести службу лишь К-447, К-457 (Северный флот). К-500 и К-530 (Тихоокеанский флот).
В конце ноября 1999 г. между Центром российского атомного подводного судостроения и РАО «Норильский никель» было подписано соглашение о переоборудовании нескольких списанных атомных подводных лодок, ожидающих утилизации в Северодвинске, в подводные транспорты.
Атомный подводный крейсер Проекта 667Б «Мурена». Размеры ракетного «горба» за рубкой таковы, что там без проблем может разместится вертолет типа Ми-8 или Ка-27