Палубный истреитель Grumman F-14 Tomcat


Истребители

Grumman F-14 Tomcat. Истребитель-перехватчик. (США)

Grumman F-14 Tomcat — американский двухместный реактивный истребитель-перехватчик третьего поколения с изменяемой геометрией крыла, производства Grumman Aircraft Engineering Corporation.

В 1965 году ВМС США начали разработку тактико-технических требований к новому истребителю для завоевания превосходства в воздухе. Он должен был заменить устаревший «Фантом» и состоять на вооружении до средины 90-х годов.

В 1967 году проводившимся работам был придан статус программы, и она получила название VFX. Свои проекты представили шесть , «Норт Америкен», «Грумман», «Дженерал Дайнемикс» и LTV совместно с «Локхид». В качестве возможных претендентов были выбраны самолеты — с крылом изменяемой стреловидности (G303E) и «Макдоннэл-Дуглас» — с неподвижным крылом. Победителем была объявлена , которая в 1969 г. получила заказ на полномасштабную разработку истребителя под обозначением F-14 Tomcat.

Grumman F-14 Tomcat. Истребитель-перехватчик. (США)

Летные испытания первого опытного образца начались 21 декабря 1970 года, на месяц раньше срока, указанного в контракте. Всего было построено 12 опытных машин. Испытательные полеты проходили над ЛонгАйлендом; F-14 »висели» в воздухе по 7—8 часов, заправляясь в полете от специально оборудованных штурмовиков «Интрудер».

С самого начала истребитель F-14 Tomcat преследовали аварии и катастрофы. Так, уже во втором полете летчики были вынуждены катапультироваться из-за отказа гидравлической системы управления. Испытания были прекращены и возобновились только в мае 1971 года. В следующем году на показательных полетах в Пантаксент-Ривер (шт. Мериленд) разбился F-14 №10, а еще через год —F-14 №3. Последний взорвался в воздухе над испытательным полигоном в Пойнт Мугу. Запущенная с F-14 Tomcat ракета «Спарроу», потеряв управление, врезалась в нижнюю часть фюзеляжа, распоров топливный бак. Экипаж успел катапультироваться. Аварии объяснили наличием «легко устранимых вибраций», и после соответствующих доработок конструкции началось серийное производство самолета. Первые боевые эскадрильи (VF-1 и VF-2) были сформированы на авиационной базе Мирамар (шт. Калифорния); в них вошли машины начиная с F-14 Tomcat № 21. После обучения летного и технического состава они перебазировались на авианосец «Энтерпрайз» (1974 г.). Несмотря на заявления фирмы об устранении недостатков, аварии продолжались — в январе 1975 г. сорок третий серийный самолет взорвался в воздухе на высоте 5000 м при скорости 740 км/ч; через десяток дней потерпел катастрофу еще один F-14A (оба принадлежали 2-й эскадрилье). Следующая авария произошла 24 июля 1975 года—пожар двигателя. Позже разбилось еще два самолета. За десять лет эксплуатации флот потерял 64 машины. Общая боеготовность подразделений, вооруженных истребителями F-14 Tomcat, составляла около 35%. Летчики отмечали, что полеты на F-14A связаны с большим риском, особенно на больших высотах и малых скоростях. Командование ВМС, в свою очередь, было недовольно снижением летных характеристик (по сравнению с указанными в заказе): максимальной скорости — на 6,2%, потолка — на 5,2%, перегрузки при развороте — на 3,1%, продолжительности полета — на 20%.

Grumman F-14 Tomcat. Истребитель-перехватчик. (США)

Основной причиной катастроф F-14 Tomcat и неудовлетворительных технических показателей явился двигатель TF30. Зная об этом, еще на этапе проектирования специалисты фирмы разрабатывали другую модификацию истребителя—F-14В (VFX-2) с двигателями F401. Но новый двигатель не оправдал возлагавшихся на него надежд, показав во время испытаний на машине № 7 еще более низкие характеристики. В результате серийно начал выпускаться самолет с заведомо слабой надежностью.

Конечно, нельзя не упомянуть и о достоинствах F-14 Tomcat, которые он продемонстрировал во время летных испытаний. Летчикам удавалось совершать на нем устойчивые полеты со скоростью 191 км/ч и выполнять головокружительные маневры на показе представителям прессы: «Самолет, двигаясь вертикально, набирал высоту, пока скорость не падала до нуля и машина не начинала двигаться «хвостом» вперед…» – писал журнал «Авиэйшн уик» 1973 году. Автоматически изменяемая стреловидность крыла позволяет истребителю резко увеличивать угол атаки в горизонтальном полете (около 90″) затормаживая самолет. Этот маневр назвали «Брэйк» — «тормоз»

В начале 1976 года опытный самолет F-14 Tomcat №5 начал испытываться в качестве ударного под обозначением A-14; эта модификация серийно не вы пускалась. Подобная судьба постигло: и еще одну модификацию истребителя — F-14С. Она представляла собой вариант F-14В с более совершенным БРЭО.

По заказу ВМС для замены разведчиков RA-5C «Виджелент» разработана разведывательная модификация RF-14A (выпущено 49 самолетов). Эти самолеты оборудуются контейнером с системой TARPS (длина контейнера 5,27 м, диаметр 0,67 м, вес 800 кг). Контейнер подвешивается под фюзеляжем; внутри расположены два аэрофотоаппарата и инфракрасная станция разведки.

Серийное производство истребителя F-14 Tomcat завершилось в 1987 году; всего было выпущено около 550 самолетов. За три года до окончания производства создала усовершенствованную модификацию «Томкета» под обозначением F-14A + («Плас»). На ней вместо двигателей TF30 установлены более надежные и мощные F110 . За основу при разработке были взяты двигатели самолета В-1. Первые два новых двигателя испытывались еще в 1981 году на опытном истребителе № 7. Но из-за отсутствия финансовой поддержки в то время самолет был законсервирован. Теперь работы возобновились; первые 38 машин «Плас» переданы флоту в 1990 году. Немного позже начались поставки модели F-14D, которая отличается от «Плас» бортовым оборудованием.

Истребители F-14A поставлялись ВВС Ирана (79 самолетов).

Будучи основным палубным истребителем, F-14 Tomcat активно использовался во всех локальных конфликтах, правда, с разной степенью успеха. В Ливане, например, зенитными ракетами было сбито три F-14. Во время налета на Ливию F-14 Tomcat, наоборот, сбили два истребителя МиГ-23 и два истребителя-бомбардировщика Су-17М (Су-22). В Ираке (1991 г.) на боевом счету истребителей один сбитый вертолет.

По мнению представителей ВМС, к 2000 году около 100 F-14 будут сняты с вооружения по выработке ресурса планера и встанет вопрос о замене этого типа самолетов. Пытаясь продлить жизнь машины, разрабатывает ее новый вариант — «Супер Томкет-21″, а также усовершенствованный ударный истребитель ASP-14. Последний будет иметь бортовое оборудование самолета ATF. Если заказа на эти машины не последует, то фирма готова продлить ресурс планеровF-14 с 7350 часов до 9000 часов, что позволит сохранить их в строю до 2012 года.

Grumman F-14 Tomcat. Истребитель-перехватчик. (США)

Самолет F-14 Tomcat представляет собой моноплан с крылом изменяемой стреловидности, угол которой может плавно изменяться в диапазоне от 20° до 68° в полете и до 75° на стоянке (для экономии места в ангаре авианосца). Крыло оборудовано предкрылками, закрылками и интерцепторами. В неподвижных частях крыла расположены выдвижные поверхности треугольной формы, которые предназначены для компенсации пикирующего момента при изменении стреловидности крыла на сверхзвуковой скорости. Фюзеляж самолета состоит из трех частей: носовой (с кабиной экипажа), центральной (с шарниром поворота крыла) и хвостовой части (двигатели, воздушные тормоза, хвостовой обтекатель). Хвостовое оперение двухкилевое; кили установлены с «развалом» 5°. Стабилизатор самолета цельноповоротный, с дифференциальным отклонением поверхностей. Панели воздушных тормозов расположены на верхней и нижней поверхностях хвостового обтекателя; максимальный угол их отклонения 60°. При выпуске шасси нижняя панель отклоняется только на 18°, исключая удар ею о палубу при посадке. Хвостовой обтекатель самолета постоянно видоизменялся: как выяснилось, его форма сильно влияет на общее аэродинамическое сопротивление. Шасси самолета трехстоечное, заимствованное от штурмовика A-6 «Интрудер». Все стойки убираются вперед и вверх, колеса основных стоек (при уборке) поворачиваются на 90°. Под гондолами двигателей имеются фальшкили для увеличения продольной устойчивости на больших углах атаки. Верхняя поверхность неподвижных частей крыла усилена четырьмя накладками в виде аэродинамических гребней. У опытных машин они гораздо массивнее, чем на серийных. По правому борту носовой части фюзеляжа расположены две стремянки для экипажа.

На первых серийных образцах установлены двигатели TF-30-P-412A, на последующих TF-30-P-414 со стальной «рубашкой» на компрессоре. Она прикрывает агрегаты самолета при отрыве титановых лопаток, края которых умышленно затуплены. Длина двигателя 5,99 м, диаметр 1,29 м. С 1988 года на F-14A+ установлены новые двигатели F-110-GE-426.

Регулируемые воздухозаборники ковшового типа установлены на расстоянии 250 мм от поверхности фюзеляжа. На верхней поверхности каждого имеется регулируемая щель, прикрытая отклоняемой створкой.

Шесть внутренних топливных баков вмещают 9029 литров горючего. Под воздухозаборниками могут подвешиваться два дополнительных топливных бака по 1010 литров каждый. Имеется выдвижная штанга с топливоприемником для дозаправки в полете.

Система автоматического управления самолетом предусматривает изменение стреловидности крыла, выдвижение дополнительных поверхностей, выдерживание режима непосредственного управления подъемной силой (с помощью интерцепторов). Правда, перегрузки, достигаемые самолетом в этом режиме, невысокие: они позволяют летчику изменять высоту полета, не вводя машину в пикирование или набрирование. Для электрического питания бортовых систем имеются два генератора переменного тока с приводом от двигателей; резервный генератор приводится от гидравлической системы.

Основной боевой системой на борту считается система управления вооружением AWG-9, Она состоит из бортового радиолокатора, телевизионной или ИК-системы (в зависимости от серии самолета) и радиолинии наведения с наземного или воздушного командного Пункта. РЛС может обнаруживать цели на дальности 200 км и одновременно сопровождать 24 из них с расстояния 185 км. Шесть целей (на расстоянии 135 км) могут облучаться станцией в моноимпульсном режиме; это обеспечивает одновременное наведение шести управляемых ранет «Феникс». Телевизионная или ИК-система используется для уточнения азимута цели и ее опознавания. Система РЭБ самолета может ставить помехи радиолокаторам (срыв режима «захват») и средствам связи противника. Антенны этой системы расположены на законцовках килей.

Экипаж самолета – два человека: летчик и оператор системы вооружения. Направляющие катапультируемых кресел экипажа расположены с небольшим наклоном влево (летчик) и вправо (оператор), что исключает столкновение при одновременном катапультировании. В кабине оператора находятся индикаторы горизонтальной и вертикальной обстановки. Кабина F-14D отличается наличием двух многофункциональных дисплеев в кабине летчика и крупноформатными цифровыми индикаторами у штурмана.

Встроенное вооружение включает 20-мм пушку «Вулкан» с боезапасом 675 снарядов. Подвесное вооружение может состоять из различных комбинаций ранет класса «воздух-воздух». Под фюзеляжем на специальных балках располагаются до 4 УР «Феникс». Вместо них могут подвешиваться 4 УР «Спарроу» или 4 AIM-120 (в полуутопленном положении). Под неподвижной частью крыла находятся два подвесных пилона, на которых могут размещаться: 2УР «Феникс» или 2 УР AIM-120, 2 УР «Спарроу» и до 4 УР «Сайдуиндер». Истребитель может привлекаться и для ударов по наземным целям. Для этого на специальных пилонах (под фюзеляжем) размещаются бомбы Мк.83 (до 8 шт.), Мк.84 (до 4 шт.). Прицеливание при бомбометании производится навигационным способом ввиду отсутствия специальных прицельных систем. Общий вес нагрузим достигает 6500 кг.

Варианты:

  • F-14A — исходный двухместный многоцелевой истребитель с ТРДДФ TF-30.
  • F-14B — усовершенствованный многоцелевой истребитель с двигателями F110, небольшими модификациями конструкции и кабинного оборудования.
  • F-14D »Супер Томкэт»—варианте ТРДДФ F-110 и усовершенствованным БРЭО.
  • F-14С — вариант с ТРДДФ F401 и усовершенствованным ВРЭО.
  • F-14A++ — исследующийся флотом США с 1992 г. модифицированный вариант самолета F-14A с использованием ИНС.
  • F-14A/B+ — предложенные фирмой Грумман в 1992 г. модифицированные варианты самолета F-14A и F-14B.

Первые серийные самолеты F-14 начали поступать на вооружение ВМС США в октябре 1972 г. Всего к моменту окончания серийного производства в 1992 г. флоту США было поставлено 632 самолета.

Grumman F-14 Tomcat. Истребитель-перехватчик. (США)

Характеристики:

  • Экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения);
  • Длина: 19,1 м;
  • Размах крыла: в сложенном положении — 11,65 м, в развернутом положении — 19,45 м, стреловидность по передней кромке в полете: 20° — 68°, на стоянке 75°;
  • Высота: 4,88 м;
  • Площадь крыла: 54,5 м²;
  • Профиль крыла: NACA 64A209.65 mod корень крыла, 64A208.91 mod законцовка крыла;
  • Масса пустого: 18191 кг;
  • Масса снаряженного: 26632 кг;
  • Максимальная взлетная масса: 33720 кг;
  • Двигатель: 2× двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой General Electric F110-GE-400;
  • Максимальная тяга: 61,4 кН;
  • Тяга на форсаже: 124,7 кН;
  • Максимальная скорость: 2485 км/ч (M=2,34 ) (на высоте);
  • Боевой радиус: 926 км;
  • Перегоночная дальность: 2960 км;
  • Практический потолок: 16150 м;
  • Скороподъемность: 229 м/с;
  • Нагрузка на крыло: 553,9 кг/м²;
  • Тяговооруженность: 0,91;
  • Пушечное вооружение: 1 шестиствольная пушка M61A-1 Vulcan калибра 20 мм, 675 снарядов;
  • Боевая нагрузка 5900 кг различного вооружения: Ракеты «воздух-воздух»: AIM-54 Phoenix, AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder;
  • Бомбовое вооружение: GBU-10, GBU-12, GBU-16, GBU-24, GBU-24E Paveway I/II/III LGB, GBU-31, GBU-38 JDAM, Mk-20 Rockeye II, Mk-82, Mk-83 и Mk-84;
  • Варианты вооружения: 2× AIM-9 + 6× AIM-54, 2× AIM-9 + 2× AIM-54 + 4× AIM-7, 2× AIM-9 + 4× AIM-54 + 2× AIM-7, 2× AIM-9 + 6× AIM-7, 4× AIM-9 + 4× AIM-54, 4× AIM-9 + 4× AIM-7.

Палубный истреитель Grumman F-14 Tomcat

Во второй половине шестидесятых годов ХХ века командование флота США осознало необходимость замены палубного истребителя F-4 Фантом, который уже не обеспечивал превосходства в воздухе. В ОКБ Микояна полным ходом велись работы по созданию истребителя третьего поколения МиГ-23. В 1965 году американские ВМС приступили к формулировке тактико-технических требований к новой машине. В 1967 году программа получила название VFX.

В конкурсе приняли участие шесть американских авиастроительных , «MaDonnel-Douglas», «Норт Америкен», «Дженерал Дайнемикс» и LTV совместно с «Локхид».Из представленных проектов были выбраны два — и «Макдоннэл-Дуглас». Первый (под кодом G303E) отличался крылом изменяемой геометрией. Он и был выбран для дальнейшей работы. Grumman в 1969 г. приступила к разработке самолёта F-14 «Tomcat».

Первый опытный Томкет взлетел 21 декабря 1970 года. Это было на месяц раньше, чем было прописано контрактом. Опытная серия составила 12 самолётов. Во время испытаний истребители находились в полёте 7—8 часов, применяя дозаправку. В качестве заправщиков применили доработанные A-6 «Intruder».

Не обошлось без неприятностей. Во время второго полёта отказала гидравлика системы управления. Пилоты покинули машину. Это заставило приостановить испытания и вернуться к ним только в мае 1971 года. В следующем году на показательных полетах в Пантаксент-Ривер (шт. Мериленд) разбился F-14 № 10, а еще через год — F-14 № 3. Последний взорвался в воздухе над испытательным полигоном в Пойнт Мугу. Запущенная с «Томкета» ракета «Спарроу», потеряв управление, врезалась в нижнюю часть фюзеляжа, распоров топливный бак. Экипаж успел катапультироваться. Аварии объяснили наличием «легко устранимых вибраций», и после соответствующих доработок конструкции началось серийное производство самолета. Первые боевые эскадрильи (VF-1 и VF-2) были сформированы на авиационной базе Мирамар (шт. Калифорния); в них вошли машины начиная с F-14 № 21. После обучения летного и -технического состава они перебазировались на авианосец

«Энтерпрайз» (1974 г.). Несмотря на заявления фирмы об устранении недостатков, аварии продолжались — в январе 1975 г. сорок третий серийный самолет взорвался в воздухе на высоте 5000 м при скорости 740 км/ч; через десяток дней потерпел катастрофу еще один F-14А (оба принадлежали 2-й эскадрилье). Следующая авария произошла’ 24 июля 1975 года — пожар двигателя. Позже разбилось еще два самолета. За десять лет эксплуатации флот потерял 64 машины. Общая боеготовность подразделений, вооруженных истребителями «Томкет», составляла около 35%. Летчики отмечали, что полеты на F-14A связаны с большим риском, особенно на больших высотах и малых скоростях. Командование ВМС, в свою очередь, было недовольно снижением летных характеристик (по сравнению с указанными в заказе): максимальной скорости — на 6,2%, потолка — на 5,2%, перегрузки при развороте — на 3,1%, продолжительности полета — на 20%.

Основной причиной катастроф и неудовлетворительных технических показателей явился двигатель TF30. Зная об этом, еще на этапе проектирования специалисты помощью интерцепторов). Правда, перегрузки, достигаемые самолетом в этом режиме, невысокие: они позволяют летчику изменять высоту полета, не вводя машину в пикирование или кабрирование. Для электрического питания бортовых систем имеются два генератора переменного тока с приводом от двигателей; резервный генератор приводится от гидравлической системы.

Основной боевой системой на борту считается система управления вооружением AWG-9. Она состоит из бортового радиолокатора, телевизионной или ИК-системы (в зависимости от серии самолета) и радиолинии наведения с наземного или воздушного командного пункта. РЛС может обнаруживать цели на дальности 200 км и одновременно сопровождать 24 из них с расстояния 185 км. Шесть целей (на расстоянии 135 км) могут облучаться станцией в моноимпульсном режиме; это обеспечивает одновременное наведение шести управляемых ракет «Феникс». Телевизионная или ИК-система используется для уточнения азимута цели и ее опознавания. Система РЭБ самолета может ставить помехи радиолокаторам (срыв режима «захват») и средствам связи противника. Антенны этой системы расположены на законцовках килей.

Экипаж самолета — два человека: летчик и оператор системы вооружения. Направляющие катапультируемых кресел экипажа расположены с небольшим наклоном влево (летчик) и вправо (оператор), что исключает столкновение при одновременном катапультировании. В кабине оператора

находятся индикаторы горизонтальной и вертикальной обстановки. Кабина F-14D отличается наличием двух многофункциональных дисплеев в t &’ ie летчика и крупноформатными цифровыми индикаторами у штурмана.

ВООРУЖЕНИЕ САМОЛЕТА

Встроенное вооружение включает 20-мм пушку «Вулкан» с боезапасом 675 снарядов. Подвесное вооружение может состоять из различных комбинаций ракет класса «воздух-воздух». Под фюзеляжем на специальных балках располагаются до 4 УР «Феникс». Вместо них могут подвешиваться 4 УР «Спарроу» или 4 AIM-120 (в полуутоп-ленном положении). Под неподвижной частью крыла находятся два подвесных пилона, на которых могут размещаться: 2УР «Феникс» или 2 УР AIM-120, 2 УР «Спарроу» и до 4 УР «Сайдуиндер». Истребитель может привлекаться и для ударов по наземным целям. Для этого на специальных пилонах (под фюзеляжем) размещаются бомбы Мк.83 (до 8 шт.), Мк.84 (до 4 шт.).

Прицеливание при бомбометании производится навигационным способом ввиду отсутствия специальных прицельных систем. Общий вес нагрузки достигает 6500 кг.

Размах крыла: стреловидность 20° 19,45 м стреловидность 68° 11,65 м Длина . 18,9 м Высота 4,88 м Площадь крыла 52,5 м2 Вес пустого самолета,.. 18100 нг нормальный взлетный .. 26 780’иг (с 4 УР «Спарроу»); Максимальный .33 700 иг Скорость полета 2550 км/ч Практический потолок… 21 000 м Скороподъемность на уровне моря 150 м/с Радиус действия 1230 нм Время подъема на высоту 18 000 м—170 с

F-14б

, СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШИ БЮПХЮМР Tomcat, ДН ЛЮЪ 1991 ЦНДЮ АШК ХГБЕЯРЕМ ОНД НАНГМЮВЕМХЕЛ F-14A+. нМ НРКХВЮКЯЪ рпддт General Electric F110-GE-400, ЙНРНПШЕ ХЛЕКХ ПЪД БЮФМШУ ОПЕХЛСЫЕЯРБ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ХЯОНКЭГСЕЛШЛХ ПЮМЕЕ ДБХЦЮРЕКЪЛХ TF30. хУ БНГПНЯЬЮЪ ЛНЫМНЯРЭ ОНГБНКХКЮ ПЕГЙН СКСВЬХРЭ КЕРМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ ЛЮЬХМШ Х БШОНКМЪРЭ БГКЕР Я ЙЮРЮОСКЭРШ МЮ АНЕБНЛ ПЕФХЛЕ ПЮАНРШ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ. рЮЙФЕ ГМЮВХРЕКЭМН ЯНЙПЮРХКЯЪ ПЮЯУНД РНОКХБЮ, Ю АНЕБНИ ПЮДХСЯ ДЕИЯРБХЪ СБЕКХВХКЯЪ МЮ 62%. F110 ОНГБНКЪКХ ОХКНРС «ГЮАШРЭ» Н ДБХЦЮРЕКЪУ БН БПЕЛЪ БНГДСЬМНЦН АНЪ Х ЯБНАНДМН ДЕИЯРБНБЮРЭ псдЮЛХ, БМЕ ГЮБХЯХЛНЯРХ НР СЦКЮ ЮРЮЙХ Х ЯЙНПНЯРХ.

дПСЦХЕ НРКХВХЪ F-14B БЙКЧВЮКХ ХГЛЕМЕМХЪ Б ЙНМЯРПСЙЖХХ ЙПШКЮ, ДНПЮАНРЮММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ ЙЮАХМШ, СЯРЮМНБЙС МНБНИ ЯХЯРЕЛШ ОПЕДСОПЕФДЕМХЪ Н ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЛ НАКСВЕМХХ AN/ALR-67 Я ЮМРЕММЮЛХ ОНД ЙНПМЕБНИ ВЮЯРЭЧ ЙПШКЮ, СЯРЮМНБЙС МНБНИ ЯХЯРЕЛШ Direct Lift Control/Approach Power Control Х ОЕПЕПЮАНРЙС НРЯЕЙЮ ОСЬЙХ, СЯРЮМНБХБ БЛЕЯРН БЕМРХКЪЖХНММШУ ПЕЬЕРНЙ ГЮАНПМХЙХ NACA. рЮЙФЕ АШКЮ СЯРЮМНБКЕМЮ ЯХЯРЕЛЮ ДХЮЦМНЯРХ ДБХЦЮРЕКЕИ Х йб/сйб ПЮДХННАНПСДНБЮМХЕ AN/ARC-182. лНДЕПМХГХПНБЮММНИ ЯХЯРЕЛЕ СОПЮБКЕМХЪ НЦМЕЛ AWG-9 АШКН ОПХЯБНЕМН МНБНЕ НАНГМЮВЕМХЕ AN/AWG-15F/H.

оЮПЮККЕКЭМН Я ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮЛХ Я ДБХЦЮРЕКЭМШЛХ СЯРЮМНБЙЮЛХ, ЯОЕЖХЮКХЯРШ ТХПЛШ Grumman ОНЯРНЪММН БЕКХ ПЮАНРШ МЮД ЛНДЕПМХГЮЖХЕИ ЮБХНМХЙХ ЯЮЛНКЕРЮ. б ПЕГСКЭРЮРЕ ОНЪБХКЯЪ БЮПХЮМР F-14C

Я ДБХЦЮРЕКЪЛХ General Electric F101DFE, РЕКЕБХГХНММНИ ЯХЯРЕЛНИ ПЮЯОНГМЮБЮМХЪ ЖЕКЕИ TCS, МЮБХЦЮЖХНММНИ ЯХЯРЕЛНИ Honeywell Х АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЛХ АНПРНБШЛХ ЙНЛОЭЧРЕПЮЛХ. нДМЮЙН Х ЩРЮ БЕПЯХЪ МЕ АШКЮ ПЕЮКХГНБЮМЮ Б ЯЕПХХ. бОПНВЕЛ, НОШР, МЮЙНОКЕММШИ БН БПЕЛЪ ПЮГПЮАНРЙХ Х ХЯОШРЮМХИ БЯЕУ ЩРХУ ЛНДХТХЙЮЖХИ, АШК ХЯОНКЭГНБЮМ ОПХ ПЮАНРЕ МЮД ЛНДЕКЪЛХ F-14A+ Х F-14D, ЙНРНПШЕ ОНГФЕ ОНЬКХ Б ЯЕПХЧ.

б ОПНЦПЮЛЛЕ ЯНГДЮМХЪ F-14ю+ ГЮДЕИЯРБНБЮКХ ЬЕЯРЭ ЯЮЛНКЕРНБ, Б РНЛ ВХЯКЕ Х ЯЮЛНКЕР No. 157986, СФЕ ОНЯКСФХБЬХИ Б 1973 ЦНДС ДКЪ НРПЮАНРЙХ F-14б Я ДБХЦЮРЕКЪЛХ Pratt & Whitney F401. оЕПБШИ ОНКЕР Я ДБХЦЮРЕКЪЛХ F110-GE-400 ЩРЮ ЛЮЬХМЮ ЯНБЕПЬХКЮ 29 ЯЕМРЪАПЪ 1986 ЦНДЮ. оН ОНКСВЕМХХ ОНКНФХРЕКЭМШУ ПЕГСКЭРЮРНБ ХЯОШРЮМХИ 15 ТЕБПЮКЪ 1987 ЦНДЮ, «General Electric» ОНКСВХКЮ ГЮЙЮГ ЯРНХЛНЯРЭЧ 235 ЛКМ ДНККЮПНБ МЮ БШОСЯЙ ЯЕПХИМШУ F110. бля ОНКСВХКХ ОЕПБШИ ЯЕПХИМШИ ДБХЦЮРЕКЭ F110-GE-400 ДКЪ F-14A+ 30 ХЧМЪ 1987 ЦНДЮ.

оЕПБШИ ХГ ОПНРНРХОНБ F-14A+ No. 162910 БГКЕРЕК Б ЯЕМРЪАПЕ 1986 ЦНДЮ. оНЯРПНХКХ 38 МНБШУ F-14A+, МН НМХ МЕ ЛНЦКХ МЕЯРХ ЙНМРЕИМЕП ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМНИ ЯХЯРЕЛШ TARPS. уНРЪ ОЕПБНМЮВЮКЭМН ОКЮМХПНБЮКНЯЭ, ВРН БЯЕ F-14B АСДСР ДНПЮАНРЮМШ ДН ЯРЮМДЮПРЮ F-14D, Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ НР ЩРХУ ОКЮМНБ НРЙЮГЮКХЯЭ. бЛЕЯРН ЩРНЦН F-14B ОНКСВХКХ КХЬЭ НРДЕКЭМШЕ ЩКЕЛЕМРШ F-14D, БЙКЧВЮЪ ЙНМРЕИМЕП Я ДЮРВХЙЮЛХ TCS/IRST ОНД МНЯНБНИ ВЮЯРЭЧ.

б 1988 ЦНДС бля ОПХЯРСОХКХ Й ПЕЮКХГЮЖХХ ОПНЦПЮЛЛШ лляюп (Multi-Mission Capability Avionics Program). нМЮ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКЮ СЯРЮМНБЙС СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММНИ ЯХЯРЕЛШ ОПЕДСОПЕФДЕМХЪ НА НАКСВЕМХХ AN/ALR-67, ЬБЕДЯЙХУ ЙНМРЕИМЕПНБ Я КНБСЬЙЮЛХ BOL МЮ ОСЯЙНБШУ СЯРПНИЯРБЮУ ПЮЙЕР Sidewinder, МНБНИ АНПРНБНИ щбл, ДБСУ ЖХТПНБШУ ЬХМ НАЛЕМЮ ХМТНПЛЮЖХЕИ MIL-STD 1553б Х МНБНЦН РЮЙРХВЕЯЙНЦН ДХЯОКЕЪ Б ЙЮАХМЕ НОЕПЮРНПЮ. оЕПБШЕ F-14A, ДНПЮАНРЮММШЕ ОН ОПНЦПЮЛЛЕ лляюп, АШКХ ОНЯРЮБКЕМШ Б 1994 ЦНДС. жХТПНБСЧ ЯХЯРЕЛС СОПЮБКЕМХЪ ОНКЕРНЛ GEC-Marconi ЯРЮКХ СЯРЮМЮБКХБЮРЭ Я 1996 ЦНДЮ, Х ЕЕ ОПХЛЕМЕМХЕ ГМЮВХРЕКЭМН СКСВЬХКН СОПЮБКЪЕЛНЯРЭ Tomcat.

11 ЮБЦСЯРЮ 1988 ЦНДЮ ЩЯЙЮДПХКЭЪ VF-74 ОЕПБНИ ОНКСВХКЮ МНБШЕ F-14A+. б 1989 ЦНДС ЩЯЙЮДПХКЭХ VF-103, VF-142, VF-143 Х VF-211 ЯЛЕМХКХ ЯБНХ F-14A МЮ F-14A+. мН ЕЯКХ VF-142 АШКЮ ПЮЯТНПЛХПНБЮМЮ Б ЮОПЕКЕ 1995 ЦНДЮ, РН VF-103 ОНЛЕМЪКЮ ЯБНХ Tomcat МЮ Super Hornet КХЬЭ Б ЯЕМРЪАПЕ 2004 ЦНДЮ, a VF-143 Х VF-211 — Б 2005 ЦНДС. б ЩЯЙЮДПХКЭЧ VF-102 МЮ ЮБХЮАЮГЕ бля нСЬЕМЮ ОЕПБШЕ F-14B ОНЯРСОХКХ Б ХЧМЕ 1994 ЦНДЮ, a VF-32 ОНЛЕМЪКЮ ЯБНХ F-14A МЮ F-14B Б ЮБЦСЯРЕ 1997 ЦНДЮ. оНЯКЕДМХИ БШКЕР ЯЮЛНКЕРШ VF-32 ЯНБЕПЬХКХ Б 2005 ЦНДС, Ю Й НЙРЪАПЧ ЩЯЙЮДПХКЭЧ ОЕПЕБННПСФХКХ МЮ F/A-18F Super Hornet, НРОПЮБХБ Tomcat МЮ АЮГС УПЮМЕМХЪ.

б 1998 ЦНДС бля яью ОПНБЕКХ ОПНЦПЮЛЛС SLEP ДКЪ ОПНДКЕМХЪ ЯПНЙЮ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ, Б УНДЕ ЙНРНПНИ АШКХ ДНПЮАНРЮМШ 67 F-14B, ОНКСВХБЬХЕ МНБНЕ НАНГМЮВЕМХЕ F-14B Upgrade. оНЯКЕДМХИ F-14B АШК ЯМЪР Я БННПСФЕМХЪ Б 2006 ЦНДС.
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪF-14A+
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л
ЛЮЙЯХЛЮКЭМШИ19.55
ЛХМХЛЮКЭМШИ11.65
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л19.10
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л4.88
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л252.49
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ18191
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ33800
лЮЯЯЮ РНОКХБЮ, ЙЦ
БМСРПЕМЕЕ7350
ора1725
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 рпддт General Electric F110-GE-400
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ РЪЦЮ, Йм
ТНПЯХПНБЮММЮЪ2 У 120.10
МЕТНПЯХПНБЮММЮЪ2 У 71.20
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В1990 (л=1.88)
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ,В765
оЕПЕЦНМНВМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ5210
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л7,0
лЮЙЯ. ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММЮЪ ОЕПЕЦПСГЙЮ17000
щЙХОЮФ, ВЕК2
бННПСФЕМХЕ:БЯРПНЕММЮЪ 20-ЛЛ ОСЬЙЮ л61ю-1 (675 ЯМЮПЪДНБ) ЯКЕБЮ ОН АНПРС Б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. аНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 6580 ЙЦ МЮ 8 СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ оНД ТЧГЕКЪФЕЛ ЛНЦСР ПЮГЛЕЫЮРЭЯЪ ВЕРШПЕ сп ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ AIM-7 Sparrow Б ОНКСОНРНОКЕММНЛ ОНКНФЕМХХ ХКХ сп АНКЭЬНИ ДЮКЭМНЯРХ AIM-54 Phoenix МЮ ЯОЕЖХЮКЭМШУ ОКЮРТНПЛЮУ. 4 сп АКХФМЕИ ДЮКЭМНЯРХ AIM-9 Sidewinder сюа Rockeye, GBU-24/B, ЙЮЯЯЕРМШЕ АНЛАШ РХОЮ CBU
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
тНРНЦПЮТХХ:нОШРМШИ F-14B (c) Grumman
F-14B (c) Glenn Beasley
F-14B (c) Glenn Beasley
F-14B (c) Gerard Helmer
F-14B (c) Scott Rathbone
F-14B (c) Ian Older
F-14B (c) Ian Older
оЕПЕДМЪЪ ЙЮАХМЮ F-14B
гЮДМЪЪ ЙЮАХМЮ F-14B

яУЕЛШ:

F-14B

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

оПНРНРХО F-14B (c) Don Greer
F-14B
F-14B
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
Airforce Technology. F-14 Tomcat Standard Fleet Fighter Aircraft FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Grumman F-14 Tomcat юЩПНОКЮМ. F-14A Tomcat F-14.org. F-14A Plus History and Specifications Squadron/Signal. Al Adcock. F-14 Tomcat in Action Airlife. Bert Kinzey. F-14A & B in Detal & Scale

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2011

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]