Палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет», «Супер Хорнет» (США)
Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Хорнет» на сегодняшний день является одним из самых удачных современных боевых самолетов и основным боевым самолетом авиации ВМС США.
История его создания начинается с шестидесятых годов прошлого века, когда был спроектирован самолет P.530 «Кобра». Впоследствии, будучи переработанным, он получил обозначение YF-17 и в 1976 году принял участие в конкурсе ВВС США на создание легкого многоцелевого истребителя. В нем он одержал верх над проектом аналогичного самолета YF-16. Однако для разработки варианта самолета палубной авиации у «Нортроп» не имелось необходимого опыта. Поэтому дальнейшая работа над проектом проводилась в сотрудничестве с (с 1997 г. – «Боинг»), у которой такой опыт был. «Макдоннелл Дуглас» взялся за разработку палубного истребителя F/A-18, в то время как «Нортроп» занимался созданием наземного варианта F-18L. Палубный истребитель F/A-18 получил название «Хорнет» («Шершень»).
В конце-концов, сотрудничество двух предприяий обернулось судебной тяжбой. «Нортроп» обвинил «Макдоннелл-Дуглас» в незаконном использовании своих разработок. «Дугласу» удалось прекратить дело, откупившись пятьюдесятью миллионами долларов. С этого времени, «Хорнет» стал полностью его проектом. А вариант F-18L так и не был запущен в серийное производство.
При проектировании самолета «Хорнет» большое внимание было уделено таким параметрам, как выживаемость и надежность. Выживаемость обеспечивается комплексом мер: низкой заметностью самолета, его боевой живучестью, наличием вооружения, действующего за пределами досягаемости средств ПВО противника.
Самолет обладает небольшими габаритами, недымящими двигателями, слабым инфракрасным излучением. Все это, в сочетании с наличием на борту средств РЭБ, делает затруднительным его обнаружение.
Силовая установка включает два двигателя «Дженерал Электрик», построенных специально для этого самолета. Двигатели разделены специальной противопожарной перегородкой из титана. Тяги одного двигателя хватает, чтобы самолет смог вернуться на базу. Отсек силовой установки оснащен системами обнаружения и тушения пожара.
Топливная система состоит из шести баков. Для избежания взрыва в случае боевых повреждений все топливные емкости заполнены поропластом.
Основным материалом, из которого сделан самолет, являются алюминиевые сплавы (почти 50%). Остальная часть приходится на титановые сплавы, высокопрочные стали, композитные материалы. Планер самолета рассчитан на 6000 часов эксплуатации, или 2000 взлетов-посадок.
Мощный вычислительный комплекс самолета включает более 20 ЭВМ. Основными являются две ЭВМ AN/AYK-14 . А современная многорежимная РЛС APG-65 стала этапной среди истребительных РЛС.
Самолеты F/A-18 позволяют гораздо более точно применять имеющееся вооружение, чем его предшественники. Это — по-настоящему многоцелевой истребитель-бомбардировщик, способный вести воздушный бой.
Истребители «Хорнет» состоят на вооружении 24-х эскадрилий ВМС США. Они базируются на авианосцах. Обычно в состав авианосного авиакрыла входит 3 эскадрильи данных самолетов.
ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК БОИНГ F/A-18A/C«ХОРНЕТ»
Первый из 11 опытных самолетов «Хорнет» поднялся в воздух 18 ноября 1978 г. Первоначально была заказана партия из 371 одноместного варианта F/A-18А. В 1982 г. начались их поставки на флот.
7 января 1983 года была введена в строй первая боеготовая эскадрилья, вооруженная самолетами F/A-18A – 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США «Черные рыцари».
Впервые боевое применение самолеты получили во время операции «Эльдорадо Каньон» в Ливии, проведенной в апреле 1986 г. Также участвовали они в операциях: «Буря в пустыне» (1991), «Лиса пустыни» (1998), «Несокрушимая свобода» (2001), «Свобода Ираку» (2003-2010).
На смену модификации F/A-18A пришел вариант F/A-18C, который выпускался до 1999 г. Вооруженные силы США купили 347 таких машин. Первый самолет F/A-18C поднялся в воздух 3 сентября 1986 г. Этот самолет может нести УР класса воздух-воздух AIM-120 AMRAAM и ракеты класса воздух-поверхность AGM-65 «Мейврик» с тепловой ГСН. На нем также установлена более современная авионика, кабина экипажа оснащена катапультируемым креслом NACES.
После постройки первых 137 истребителей F/A-18C начался выпуск модификации для действий в ночных условиях. Летчики этих самолетов оснащены очками ночного видения «Кэтс Ай» («Кошачий глаз»), а в состав их оборудования входят контейнеры AAR-50 с тактической инерциальной навигационной системой и AAS-38 с теплопеленгатором, ИЛС Кайзер AVQ-28 и цветные многофункциональные дисплеи. Первый ночной истребитель «Хорнет» поступил в войска 1 ноября 1989 г.
Универсальность этой модели послужила успеху на внешнем рынке. Первым его зарубежным покупателем стала Канада (98 одноместных самолетов CF-188A) затем 57 самолетов в варианте AF-18A приобрела Австралия. ВВС Испании сначала закупили 60 истребителей EF-18A (испанское обозначение С.15), а в конце 1995 г. — еще 24 самолета F/A-18A из резервов ВМС США. Истребители поставлялись в Кувейт (32 в варианте KAF-18C), Швейцарию (26 штук) и Финляндию (57 штук).
Истребители «Хорнет» постепенно вытеснили такие устаревшие модели самолетов, как истребители F-4 и F-14,штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения истребителей F-14 в 2006 году «Хорнет» остался единственным ударным палубным самолетом ВМС США.
Характеристики Боинг F/A-18C«Хорнет»:
Страна-разработчик: США.
Тип: тактический истребитель-бомбардировщик палубного и сухопутного базирования.
Вооружение: одна встроенная 20-мм шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан»; бомбовая нагрузка до 7030 кг, в состав которой могут входить УР класса воздух-воздух АІМ-7М «Спэрроу», АІМ-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM; УР класса воздух-поверхность AGM-65 «Мейврик»; противорадиолокационные УР AGM-88 HARM; тактические КР AGM-84ESLAM и AGM-154 JSOW; КАБ AGM-62 «Уоллай», GBU-10, GBU-12 nGBU-16; ПКРАЭМ-84 «Гарпун»; бомбы Мк.80; кассетные бомбы CBU-59; ядерные бомбы В57 или В61. Количество точек подвески – 9.
Двигатели: два ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-402 тягой по 8035 на форсажном режиме.
ЛТХ: максимальная скорость 1915 км/ч; боевой радиус в качестве истребителя 740 км; в качестве ударного самолета — 1065 км. Потолок – 15240 м.
Массы: пустого 10810 кг; максимальная взлетная в качестве истребителя 15235 кг; в качестве ударного — 21890 кг.
Размеры: размах крыла (без учета УР на концах крыла) 11,43 м; длина 17,07 м; высота 4,66 м; площадь крыла 37,16 м.
ИСТЕРБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК БОИНГ F/A-18B/D«ХОРНЕТ»
Разработка двухместного варианта истребителя «Хорнет» началась одновременно с созданием одноместного. Два самолета TF-18A, позже получившие обозначение F/A-18B, были включены в начальный контракт. Этот самолет почти такой же, как и одноместный, оснащен таким же БРЭО и имеет почти аналогичные боевые характеристики. Поставки модификации F/A-18B флоту и корпусу морской пехоты США закончились на 40-м самолете; этот вариант никогда не состоял на вооружении боевых частей передней линии. Самолеты F/A-18B также состоят на вооружении двух резервных подразделений, самолеты одного из которых (VFC-12) на учениях играют роль истребителей противника.
Следующая двухместная модификация под обозначением F/A-18D очень похожа на одноместный вариант F/A-18C. Ею укомплектованы две основные учебные эскадрильи ВМС (VFA-106 и VFA-125), где готовят пилотов истребителей F/A-18. После постройки 31 серийного самолета F/A-18D началось производство его модификации, приспособленной для ночных полетов, т. е. своего рода двухместного варианта ночного истребителя F/A-18С.
Всего было выпущено 109 ночных истребителей F/A-18D. Эти самолеты заменили устаревшие всепогодные дозвуковые штурмовики Грумман А-6 «Интрудер», которые состояли на вооружении морской пехоты США. Они входят в состав шести боевых и одной учебно-тренировочной эскадрильи.
Был также разработан вариант F/A-18D«Плас», не имеющий дублированного управления: в его задней кабине нет ручки управления (хотя при необходимости ее можно установить), однако имеются две боковые рукоятки управления вооружением.
Самолеты F/A-18D американского корпуса морской пехоты отлично показали себя во время операций «Буря в пустыне» (1991 год) и в Косово (1999 год).
Двухместные истребители «Хорнет» поставлялись на экспорт; сейчас все экспортные обязательства выполнены полностью. Состав БРЭО подбирается под местные требованиями, однако по своим летным характеристикам экспортные машины практически аналогичны находящимся у США. Поставки осуществлялись в Австралию (18 ATF-18A, схожих с американскими F/A-18B), Канаду (40 истребителей CF-18B, получивших местное обозначение CF-188B), Кувейт (8 KAF-18D) и Испанию (12 EF-18B, получивших местное обозначение СЕ.15). Модификация F/A-18Dзакупается и теми странами, которые имеют у себя вариант F/A-18C. Это Финляндия (7 самолетов) и Швейцария (8). Малайзия приобрела только восемь двухместных F/A-18D. Таиланд, вначале решивший закупить восемь истребителей F/A-18C/D, аннулировал заказ.
По желанию заказчика самолеты могут оснащаться комплектом БРЛС APG-73, усовершенствованными двигателями F404-GE-402EPE и УР AMFAAM.
Характеристики двухместной модификации «Хорнета» аналогичны одноместной.
БОИНГ F/A-18E/F «СУПЕР ХОРНЕТ»
Результатом первой существенной модернизации истребителя F/A-18C/D«Хорнет», выполненной до ее объединения в 1997 г. с «Боингом», стал истребитель-бомбардировщик F/A-18Е «Супер Хорнет». В первый раз новый самолет взлетел в ноябре 1995 г., а 15 января 1999 г. эскадрилья VFA-122 получила первую серийную машину.
«Супер Хорнет» имеет ряд отличий от предшественника. В частности, основой усовершенствованного БРЭО стала новая БРЛС «Рейтеон APG-73», которую позднее устанавливали на истребители F/A-18C более поздних выпусков. Встроенный комплекс РЭП ЮЕСМ состоит из трех основных элементов: системы предупреждения о радиолокационном облучении ALR-67(V)3, система постановки радиочастотных помех ALQ-214 и буксируемая с помощью оптоволоконного кабеля ложная цель ALE-55. Правда пока две последние системы находятся в стадии разработки и испытаний, так что сейчас на самолетах применяются буксируемые ложные цели ALE-50.
У новой модификации была существенно снижена радиолокационная заметность со стороны передней и задней полусфер. Изменена форма воздухозабрников, являющихся сильным источником отражения электромагнитного излучения. Каналы воздухозаборников искривлены вниз и вбок для отражения излучения в сторону от продольной оси самолета. Внутренние поверхности воздушных каналов сделаны из радиопоглощающего материала. Вместо решёток, закрывающих различные всасывающи и выводящие отверстия на самолете применены экраны с перфорацией, «прозрачные» для электромагнитного излучения. Значительное внимание уделено подгонке большого числа панелей корпуса, и заполнению полостей между ними, что также способствовало снижению заметности самолета. По утверждению разработчиков, на самолете «Супер Хорнет» реализованы наиболее масштабные меры по снижению радиолокационной заметности среди всех современных истребителей, за исключением F-22 и F-35.
Кабина экипажа истребителя F/A-18E схожа с кабиной на самолете F/A-18C, за исключением размещенного на приборной доске одного крупноформатного многофункционального плоского жидкокристаллического дисплея, установленного вместо трех катодных дисплеев. Самолет «Супер Хорнет» имеет несколько увеличенные размеры, что позволило принять более эффективные меры по снижению радиолокационного сечения. Фюзеляж удлинен на 0,86 м, крыло увеличенных размеров имеет более толстый профиль и два дополнительных узла внешней подвески. Размеры наплыва по носку крыла в корневой части и площади горизонтального стабилизатора и килей увеличены.
Конструкция планера истребителя «Супер Хорнет» доработана с целью снижения массы и уменьшения стоимости постройки без ущерба для прочности. Самолеты также оснащены усовершенствованной цифровой ЭДСУ, резервная механическая система управления отсутствует.
Самолет F/A-18F«Супер Хорнет» является двухместным вариантом истребителя F/A-18E. Задняя кабина у него имеет то же оборудование на приборной доске, что и передняя, т. е. она может использоваться как место оператора систем оружия, так и для размещения обучаемого курсанта.
ВМС США вначале намеревались приобрести 1000 самолетов «Супер Хорнет», однако потом объем закупок было решено сократить. В настоящее время произведено 432 единицы данных машин. В настоящее время данные машины остаются основой авиационной мощи ВМС США, и в обозримом будущем эта ситуация вряд ли изменится.
Характеристики Боинг F/A-18Е «Супер Хорнет»:
Страна-разработчик: США
Тип: одноместный тактический истребитель-бомбардировщик палубного и аэродромного базирования
Вооружение: одна встроенная 20-мм шестиствольная пушка М61А2 «Вулкан» с боекомплектом из 570 снарядов; бомбовая нагрузка до 8050 кг, состав вооружения такой же, как и на истребителе F/A-18C. Количество точек подвески – 11.
Двигатели: два ТРДЦФ Дженерал Электрик F414-GE-400 тягой по 9990 кгс на форсажном режиме.
ЛТХ: максимальная скорость на большой высоте 1915 км/ч; боевой радиус в качестве штурмовика при полете на большой высоте с четырьмя бомбами калибром 454 кг, двумя УР класса воздух-воздух AIM-9 «Сайдуиндер» и двумя сбрасываемыми ПТБ — 1095 км, при 135-минутном патрулировании над морем с шестью УР класса воздух-воздух и тремя ПТБ — 280 км. Потолок – 15240 м.
Массы: пустого 13865 кг; максимальная взлетная 29940 кг.
Размеры: размах крыла 13,62 м (с учетом установленных на концах крыла ракет); длина 18,31 м; высота 4,88 м; площадь крыла 46,45 м.
(По материалам справочника Д.Дональда «Современная военная авиация и ВВС стран мира»)
Тактико-технические характеристики F/A-18
Экипаж F/A-18
— 1 (F/A-18C) 2 (F/A-18D)
Размеры F/A-18
— Длина 17.1 м — Размах крыла 12.3 м — Высота 4.7 м — Площадь крыла 38 m²
Вес F/A-18
— Вес пустого 10,400 кг — Вес снаряженный 16,770 кг — Вес максимальный взлетный 23,500 kg
Скорость F/A-18
— Максимальное скорость на высоте 12190 метров — 1.8 маха (1915 км/ч) — Максимальная скорость у земли — 1.2 маха (1473 км/ч) — Эксплуатационная перегрузка — 7.5 (ограничена электроникой) — Крейсерская скорость 1060 км/ч — Скороподъёмность 50.000 футов в минуту (у земли: 254 метров в секунду) — Нагрузка на крыло 454 kg/m² — Тяговооруженность — 1.13 (пустого, на полном форсаже с 50 % топлива)
Практический потолок F/A-18
— 15240 м
Перегоночная дальность F/A-18
— на большой высоте с тремя ПТБ — 3200 км
Боевой радиус F/A-18
— 720 км
Вооружение F/A-18
— 20 мм шестиствольная пушка M61A1 Вулкан, 578 снарядов — на 9 точек подвески возможно установка в различных конфигурациях: — Управляемые Ракеты В-В AIM-9, AIM-7, AIM-120 различных модификаций — Управляемые Ракеты В-З AGM-65, AGM-88, AGM-84, AGM-154, AGM-158, KEPD-350 различных модификаций — Бомбы с телевизионным наведением типа GBU-10 и AGM-62, лазерным наведением типа Paveway и GPS наведением типа JDAM калибром до 2000 фунтов — Неуправляемые бомбы типа MK и CBU калибров до 2000 фунтов (кассетные, зажигательные, фугасные, объёмного взрыва, бетонобойные), BLU-107 Durandal для поражения взлётно-посадочных полос. — Тактические бомбы массового поражения — ядерные (до 340 килотонн) типа B61, MK116 с химическим зарядом (газы Зарин, VX), бактериологическое оружие, заряды с белым фосфором. — Подвесные топливные баки (до 3-х штук), предусмотрена установка контейнеров ИК обзора AN/AAR-50, AN/AAS-38 «Nitehawk» и AN/ASQ-228 ATFLIR для работы самолета ночью и контейнера AN/AWW-13 для даталинка, контейнер РЭБ AN/ALQ-167