Разведчики и истребители. Лёгкие крейсера типа «Мир». Борея


Технические характеристики:

Водоизмещение;

  • Стандартное – 8150 т
  • Нормальное – 8500 т
  • Полное – 8785 т

Размерения;

  • Длина – 176,6 м
  • Ширина – 16,5 м
  • Осадка – 6,1 м

Машины;

  • Турбины – 2 шт
  • Мощность – 80 000 л. с.
  • Максимальная скорость – 34,2 узла

Вооружение;

  • Главный калибр – 4х2х152 мм
  • Универсальный калибр – 4х1х102 мм
  • Зенитные пушки – 10х23 мм
  • Торпедное вооружение – 2х4х450 мм
  • Авиавооружение – 3 самолёта и 1 катапульта.

Броня;

  • Главный пояс – 130 мм
  • Оконечности – 50 мм
  • Палуба – 25-50 мм
  • Боевая рубка – 203 мм
  • Барбеты – 150 мм
  • Башни главного калибра – 130 мм

Классификация ВМС США

в ВМС США, легкие крейсеры имеют обозначение классификации корпуса CL

. Обе тяжелые крейсера а легкие крейсеры были классифицированы в соответствии с общей последовательностью CL / CA после 1931 года, поэтому некоторые номера корпусов отсутствуют, см. Список крейсеров ВМС США. После разработки морских управляемых ракет в 1950-х годах все оставшиеся крейсеры, вооруженные исключительно пушками, независимо от калибра, были переименованы в «Gun Cruisers» (классификационный знак корпуса
CA
), с ракетные крейсера (которые обычно несут некоторое пушечное вооружение), получив новый классификационный знак корпуса
CG
. Посредством 1975 перестановка флота, все орудийные крейсеры вышли из состава флота.

История создания корабля

Созданные после мировой войны, крейсера класса «Мир» сыграли важную роль во Второй Великой Арезистской войне.

На конструкцию корабля сильно повлияла доктрина Махани. Согласно этой доктрине, в отличие от других стран, которые использовали крейсера для ведения крейсерской войны, в Борее, решили пойти иным путём. Главнокомандующий Борейских ВМФ Путягин, счел постройку таких крейсеров, пустой тратой средств. Вместо этого, в Борее использовали крейсера исключительно в качестве поддержки основных сил флота, для защиты от эсминцев и разведки.

В свете этого была выработана концепция, согласно которой забронированными были все боевые корабли без исключения. При этом бронирование тяжёлых крейсеров должно было обеспечивать защиту от их собратьев, а лёгкие крейсера должны были иметь бронирование достаточное для уверенного боя, соответственно, с лёгкими крейсерами.

Крейсера типа «Мир» (Проекта 27), были разработаны в межвоенный период. За счёт урезанного запаса хода, корабли имели меньшее водоизмещение и соответственно цену. На бронировании так же решили сэкономить, защитив крейсер бронёй толщиной 130 мм. Это было сделано потому, что основными противниками для этих крейсеров рассматривали эсминцы противника, а не одноклассники. Хотя подобные крейсера у других держав вообще никакой брони не имели.

В общем в итоге получился отличный лёгкий крейсер, который уверенно боролся с эсминцами и мог стать крепким орешком и для кораблей потяжелее.

Истоки и развитие

HMS Меркурий
Первые небольшие паровые крейсеры были построены для Британский Королевский флот с HMS Меркурий

запущен в 1878 году.[1] Такие защищенные крейсеры второго и третьего классов эволюционировали, постепенно становясь быстрее, лучше вооруженными и защищенными. Германия заняла лидирующую позицию в проектировании малых крейсеров в 1890-х годах, построив класс быстрых крейсеров —
Газель
класс- скопированы другими странами. Такие суда были оснащены угольными котлами и поршневые паровые машины и частично полагались на расположение угольных бункеров для их защиты. Принятие на вооружение мазута водотрубные котлы и паровая турбина двигатели означали, что старые маленькие круизеры быстро устарели. Кроме того, новое строительство не могло полагаться на защиту угольных бункеров и, следовательно, должно было бы принять некоторую форму бокового бронирования. Британский
Бристоль
группа
Городок
-учебный класс крейсеры (1909 г.) были отходом от предыдущих проектов; с турбинным двигателем, смешанным углем и мазутом и 2-дюймовым защитным бронепоясом, а также палубой. Таким образом, по определению это были броненосные крейсеры, несмотря на водоизмещение всего 4800 тонн; прибыл легкий броненосный крейсер. Первыми настоящими современными лёгкими крейсерами были
Аретуза
класс (1911 г.), который полностью работал на масле и использовал легкие разрушительскорость до 29 узлов (54 км / ч).

M

В 1935 году было подписано англо-германское соглашение по ограничению военно-морских вооружений. По всем основным классам надводных кораблей тоннаж Кригсмарине мог составить 35% от Королевского флота. Кроме того, в составе немецкого флота появился и класс тяжелых крейсеров. После этого проектированию легких крейсеров стало уделяться меньше внимания. Правда, в мае 1936 года было сформулировано новое задание на проектирование легкого крейсера, водоизмещением 8000 тонн, предназначенного для крейсерских операций в океане.

В середине 1936 года бюро проектов разработало эскизный проект крейсера с мощностью механизмов 100000 л.с., двухвальной энергетической установкой, максимальной скоростью хода 35 узлов и вооружением из 8 150-мм орудий в 4 двухствольных башнях. Правда, уже на этом этапе появились определенные сомнения в возможности установки на борту крейсера 4-х башен. Начали предлагать трехорудийные башни. Но вскоре они пропали из проекта, из-за вскрывшихся недостатков при эксплуатации имеемых на флоте.

В конце августа появился новый проект. Водоизмещение нового крейсера осталось прежним — 8000 тонн, но главное, энергетическая установка стала трехвальной, а расчетная скорость — 35-36 узлов. Произведенные расчеты показали, что при размещении на крейсерах двухвальной энергетической установки при возможности развития такой же скорости хода, дальность плавания была бы равна 5800-6200 миль пори скорости хода 20 узлов. Бронирование сохранили такое же, как у «Nürnberg».

В сентябре отдел вооружения (AIV) окончательно отказался от трехорудийных башен. Из произведенных расчетов следовало, что вес 4-х двухорудийных башен был меньше, чем у трехорудийных. В октябре произошло еще одно рассмотрение проекта, после которого документацию передали в отдел проектирования.

Чертежи рассматривались 8 месяцев. Представители AIV за это время провели сравнение проекта с иностранными аналогами. Еще раз перепроверили расчеты конструкторов. При этом было высказано мнение, что следует увеличить мощность главной энергетической установки. В итоге собрали совещание, на котором обсуждалась установка на крейсере дизелей для экономического хода. Хотя сотрудники AIV настаивали на скорейшем обсуждении проекта, следующее совещание было собрано только в феврале 1937 года. Конструкторы высказали мнение, что на «Nürnberg» и в новом проекте невозможно установить энергетическую установку в 100000 л.с., поэтому были представлены два альтернативных проекта: а) крейсер водоизмещением 18000 тонн, со скоростью хода 35 узлов, забронированный аналогично «Nürnberg», вооруженный 4 двух-орудийными 150-мм башнями; б) большой небронированный эсминец, со скоростью 40 узлов, вооруженный 6-8 150-мм орудиями.

Представители отдела проектирования отвергли оба варианта. Конструкторы своих позиций не уступили. Поэтому AIV выдал заказ на формулировку задания инженеру доктору Шмидту. Доктор Шмидт перед тем, как взяться за работу изучил данные иностранных крейсеров «Raimondo Montecuccoli

«, «
Émile Bertin
«, «
La Galissonniere
» и «
Southampton
«. Вскоре AIV получил задание на проектирование крейсера водоизмещением 8000 тонн и скоростью хода 34 узла. Весовая нагрузка распределялась следующим образом: корпус 2480 т, главная энергетическая установка 1800 т, вспомогательные механизмы 450 т, бронирование 600 т, артиллерийское вооружение 940 т, торпедное вооружение 70 т, авиационное вооружение 50 т, топливо 700 т, снабжение (запасы) 550 тонн.

Конструкторы выдвинули следующее предложение. Водоизмещение нового крейсера не менее 11000 т, скорость хода 34 узла (максимальная), 32,75 узлов (в течение длительного времени). Но представители отдела Развития раскритиковали и этот проект: по их мнению, водоизмещение было велико, а скорость мала. В свою очередь конструкторы критиковали разработки AIV, считая, что их данные слишком завышены. Проектирование нового легкого крейсера остановилось.

Через восемь месяцев конструкторы сделали заявление, суть которого заключалась в следующем: водоизмещение не может быть 8000 тонн для удовлетворения требований по скорости хода и вооружению. По мнению конструкторов, минимальное водоизмещение равнялось 10000 тонн. Оставалось еще одно значительное расхождение между конструкторами и отделом AIV. По мнению конструкторов, вес корпуса и главной энергетической установки был равен 4250 т, а по мнению отдела Развития, этот показатель составлял 3440 т.

Следующие два месяца шло обсуждение очередного проекта. Проработки AIV конструкторы критиковали за неудовлетворительную остойчивость, слабое бронирование и низкую скорость. Далее было признано, что мощность механизмов должна равняться 90000 л.с., и этого вполне хватит, чтобы уложиться в заданные параметры. При использовании трёхвальной энергетической установки, увеличивалась и дальность плавания. Отдел Развития признал последний довод здравым и потребовал, чтобы главная энергетическая установка крейсеров выглядела следующим образом. Бортовые валы приводились в действие турбинами, аналогичными установленным на эсминцах, а на центральный вал работал дизель, то есть хотели оставить прежнюю, уже испытанную схему. Конструкторов это решение не устраивало.

В конце июля доктор Шмидт переработал проект, в AIV он был изучен, специалисты признали, что остойчивость крейсера улучшилась. В июле состоялась встреча руководителя отдела Развития и главы конструкторов. Стороны остались при своих взглядах. Вскоре эскизный проект был предъявлен главнокомандующему Кригсмарине адмиралу Эриху Редеру. Он внимательно изучил материалы, после чего сделал замечание, которое сводилось к тому, что скорость 33 узла при мощности 90000 л.с. недостаточна. Проект был отправлен на доработку.

19 июля собрали новое совещание, где председательствовал уже сам Э. Редер, присутствовали руководители всех заинтересованных отделов, где сформировали новое задание. Основные его характеристики были следующими: водоизмещение 7900 тонн, трёхвальная турбинная главная энергетическая установка мощностью 120000 л.с., скорость хода 36 узлов. В конце совещания Э. Редер спросил у руководителей конструкторов и отдела Развития, как они смогли затянуть рассмотрение проекта. К сожалению, их ответ в историю не попал. Бюрократия Третьего Рейха в данном случае проявила себя как непреодолимая сила. Один из нацистских бонз, бывший на заседании заметил, что даже устав общества любителей майских жуков в те времена утверждался в Берлине и чего уж говорить о проекте нового крейсера.

После этого совещания началась рутинная работа. Уточнялись отдельные проектные элементы. В декабре 1937 года механический отдел рассмотрел возможность замены центральной турбины дизелем. Господствующая в это время доктрина крейсерской войны требовала корабли с большой автономностью, поэтому главная энергетическая установка крейсеров должна была включать в себя две турбины, каждая мощностью 40000 л.с. и 1 дизель мощностью 16500 л.с., скорость полного хода не менее 36 узлов.

В январе 1938 года прошла очередная попытка переработки проекта. Скорее всего, на немецких конструкторов подействовала информация о строительстве в Советском Союзе крейсеров типа “Киров”, вооруженных 180-мм орудиями. Но вскоре выяснилось, что 4 170-мм двухорудийные башни весят на 150 тонн больше, чем 150-мм, и имеют меньшую скорострельность. Исходя из этого от проектирования этого корабля отказались.

29 апреля 1938 года адмирал Э. Редер утвердил проект корабля со 150-мм орудиями с условным названием “Атлантический 8000-тонный крейсер”. Планировалось с 1939 по 1944 годы построить 11 таких кораблей. На строительство одного корабля отводилось 2,5 года.

Крейсера имели следующие ТТД: водоизмещение 7952 т (стандартное), с крейсера “Q” 8705 т (стандартное), 10366 т (полное).

Размерения: длина 183 м (наибольшая), 178 м (по конструктивной ватерлинии), с крейсера «Q” 196 м (наибольшая), 188 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 17 м, с крейсера “Q” 18 м, осадка 5,42 м (средняя).

Механизмы: 2 турбины (систем Броун Бовери, Вагнера или Военно-морского типа, 4 котла Вагнера, 2 дизеля MAN, Мощность механизмов 100000 л.с. (турбины) и 16500 л.с. (дизели).

Скорость хода 35,5 узла, дальность плавания 8000 миль при скорости 19 узлов.

Бронирование: пояс толщиной 30 мм в верхней части и 50 мм в нижней части (от нижней к бронированной палубе шел скос толщиной 35 мм), верхняя палуба 30 мм, жизненно важные места 20 мм, боевая рубка толщиной 20-100 мм, башни главного калибра 20-80 мм.

Вооружение: 8 150-мм орудий в 4-х двухорудийных линейно-возвышенных башнях на носу и корме, 4 88-мм орудий в двух двухствольных установках, 8 37-мм орудий в 4-х двухствольных установках и 4 одноствольных 20-мм автомата, 8 533-мм торпедных аппаратов и 60 мин заграждения. Авиационное вооружение состояло из 2-х самолетов и одной катапульты.

Экипаж. 28 офицеров и 892 матроса.

150-мм орудия и башни были такого же типа, как и на строившемся линкоре «Bismarck». В объединенных снарядно-зарядных погребах находилось по 120 снарядов на орудие (не считая осветительных). Зенитная артиллерия была слабым местом крейсеров этого проекта. Но решение немецких конструкторов оправдывает то, что крейсера должны были действовать в океане, где встреча с авиацией, по представлениям того времени, была маловероятной.

  • 1-я и 2-я серия
  • 3-я серия
  • 3 серия с удлинёнными трубами и 30-мм зенитками
  • M (1-я и 2-я серия)
  • Q (3-я серия)

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. в т.ч.: Maomatic
По грандиозной программе развития немецкого флота всего планировалось строительство 12 таких кораблей, получивших условные названия от “М” до “X”. Из-за медленной разработки проекта и загрузки верфей со строительством крейсеров явно опаздывали. Заказ на первые 4 корпуса выдали 24 мая 1939 года, на пятый и шестой 8 августа 1939 года.

На первых двух крейсерах планировалось установить турбины производства завода “Браун Бовери” и котлы, изготовленные Дойче Верфи” в Киле 1 ноября 1938 года на стапеле, освободившемся после спуска на воду авианосца “Граф Цеппелин”. Крейсер “N” (зав. № 129) заложили на Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене в 1938 году. Заказ на крейсер “О” (зав. № 606) первоначально был выдан верфи “Германия” в Киле, но 8 августа 1939 года его передали Военно-морской верфи в Киле, где и заложили 10 марта 1939 г. Крейсер “Р” (зав. № 607) планировали строить на стапеле удлинённому» проекту, “Q” — верфи “Ф. Шихау” в Данциге, “R” — “Дойче Верфь” в Киле.

С началом войны три заложенных крейсера первоначально законсервировали. После успешного завершения военной кампании па Западе было собрано совещание, на котором решался вопрос об их дальнейшей судьбе. На нем приняли решение об их достройке, так как большая часть их механизмов была готова, но в марте 1941 года строительство крейсеров опять приостановили и после крушения планов в войне с СССР, в 1942/43 гг. корпуса разобрали на стапелях.

Крейсера типа “М” стали последними кораблями класса легких крейсеров, заложенные в Германии. Но проектирование новых кораблей продолжалось. В июле 1937 года объявлен конкурс на проектирование нового легкого крейсера, победитель которого получал 200000 рейхсмарок. Но секретность была очень высокой, и в конкурсе приняли участие только большие заводы.

Основные параметры проектного задания были следующими: водоизмещение 8000 тонн, бронирование пояса 50 мм, в районе жизненно важных частей корабля 30 мм, палубы 20 мм, скосов 25 мм, барбетов башен главного калибра 30 мм, скорость полного хода 35-36 узлов (минимальная) при наличии на борту 80% запаса топлива, дальность плавания 6000 миль со скоростью 19 узлов. Вооружение оставили таким же, как на крейсерах типа “М”.

На конкурс представили 4 проекта: «Motorkreuzer» (Deutsche Werke Kiel, полковник Besch), «Seeadler», «Wehr dich» и «Trotz alledem».

Проект «Seeadler» имел водоизмещение 8400 тонн (превышение по сравнению с заданием), 6 котлов производства завода “Дешимаг”, трехвальную установку (на бортовые валы работали турбины мощностью 40000 л.с. каждая, на центральный вал 4 дизеля общей мощностью 18000 л.с.), скорость хода (по результатам прогона моделей) 35,5 узлов, бронирование такое же, как в задании, вооружение 8 150-мм орудий в 4 двухорудийных башнях, 3 88-мм орудия.

Проект «Wehr dich» имел водоизмещение 8128 тонн, трехвальную комбинированную турбинно-дизельную установку с мощностью турбин 45000 л.с. (каждая), дизелей 31000 л.с., скорость хода (по пробегам моделей) 35,3 узла, котлы производства завода “Дешимаг”, расчетную дальность плавания 8700 миль, вооружение из 8 150-мм орудий в четырех двухствольных башнях.

Проект «Motorkreuzer» имел водоизмещение 8959 тонн (самое большое из представленных на конкурсе), двухвальную, чисто дизельную, главную энергетическую установку мощностью на каждом валу 59000 л.с., вооружение из 9 150-мм орудий в трех трехорудийных башнях (две в носу, одна в корме).

Проект «Trotz alledem» с дизельной энергетической установкой представили в незаконченном виде.

Ни один из этих кораблей не превосходил по своим ТТД крейсера типа “М”, их слабые стороны выяснились быстро и вопрос о реализации не подымался.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1Groner E., Mickel P., Mrva F. — Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на русском
2Платонов А., Апальков Ю. — Боевые корабли Германии 1939-1945. СПб., 1995.
3Трубицын С. — Лёгкие крейсера Германии 1921-1945, часть 1. СПб., 2003.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 10.12.2017

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]