Фрегат с возможностями крейсера: что умеет «Адмирал Макаров»


ТТД:

Водоизмещение: 3860 т. Размеры: длина — 124,8 м, ширина — 15,2 м, осадка — 4,66 м. Скорость полного хода: 30 узлов. Дальность плавания: 4850 миль при 14 узлах. Силовая установка: 2х6000 л.с. маршевых турбины, 2х17000 л.с. форсажных турбины, 2 винта фиксированного шага Вооружение: 1х8 вертикальная пусковая установка УКСК (8 противокорабельных ракет «Калибр-НК»), 2х12 вертикальные пусковые установки ЗРК «Штиль-1» (24 зенитных ракеты), 1х1 100 мм артустановка А-190-01, 2х6 30 мм артустановки АК-630М, 8х1 ЗРК «Игла-1», 2х2 533 мм торпедны аппарата ДТА-53-11356, 1х12 пусковая установка РБУ-6000, 1х10 55 мм гранатомет ДП-65, 1 вертолет Ка-27. Экипаж: 220 чел.

История корабля:

Фрегат пр.11356

Фрегаты проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах самостоятельно и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Боевые возможности корабля позволяют вести поиск и уничтожение подводных лодок противника; осуществлять противокорабельную, противовоздушную и противолодочную оборону боевых кораблей и судов в море; поддерживать боевые действия сухопутных войск и обеспечивать высадку морских десантов.

Проект корабля был разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» на базе пограничного сторожевого корабля проекта 11351, и первоначально был предназначен для иностранного заказчика — ВМС Индии. По указанному проекту для индийской стороны на ССЗ в Санкт-Петербурге и в Калининграде в период с 1999 г. по 2013 г. было построено 6 кораблей, по 3 единицы на каждом ССЗ.

Корабль для российского ВМФ создавался для ускоренного пополнения флота, в результате затяжки реализации проекта 22350, и предназначен для Черноморского флота. Заказ Минобороны РФ, полученный ССЗ «Янтарь» в 2010 году, предполагал строительство трёх фрегатов й проекта 11356, однако летом 2011 года стало известно, что завод построит для ВМФ РФ в общей сложности 6 сторожевых кораблей данного проекта.

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными. При создании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учётом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения. В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ — 56000 л.с.

Вооружение корабля включает в себя 8 ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса УКСК, универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установка А-190, зенитный ракетный комплекс «Штиль-1», двух шестиствольных скорострельных 30-мм установок АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту корабля обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и реактивный бомбомет РБУ-6000. Корабль оборудован вертолетным ангаром и взлетно-посадочной площадкой, и несет на борту один вертолет типа Ка-27.

Сторожевой корабль «Адмирал Макаров» был заложен в Калининграде на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» 29.02.2012 г. (заводской №01359), спущен на воду 02.09.2015 г. В 2016 г. был переклассифицирован во фрегат. Вступил в состав Черноморского флота 27.12.2017 г.

18.08.2018 г. сторожевой корабль «Адмирал Макаров» вышел из Кронштадта для осуществления межфлотского перехода в Севастополь — Главную базу Черноморского флота. После выполнения задач боевой службы в восточной части Средиземного моря, корабль 05.10.2018 г впервые прибыл в Главную базу Черноморского флота России — Севастополь.

В настоящее время корабль числится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота.

Этим кораблем в разное время командовали: — капитан 2 ранга Григорий Бреев; — капитан 2 ранга Антон Куприн; — капитан 2 ранга Сергей Романенко.

Фрегат с возможностями крейсера: что умеет «Адмирал Макаров»

— Дальность действия нашего бортового вооружения больше, чем у кораблей предыдущих поколений, а боевые возможности шире. Фрегат по многим параметрам превосходит крупные надводные корабли стран НАТО в Черноморском регионе. В принципе, по спектру решаемых задач «Адмирал Макаров» сопоставим с нашими крейсерами недавних серий: мы можем наносить удары по кораблям и береговым целям, искать подлодки с помощью вертолета и бортовой аппаратуры, следить за ними и атаковать торпедами, — рассказал Бреев «Красной звезде».

Главное ударное вооружение корабля — универсальные пусковые установки на восемь крылатых ракет «Калибр» и «Оникс». Первые способны поражать морские цели на дистанции 400 километров, а сухопутные — на 2000 км. Сверхзвуковые «Ониксы» доставляют к цели 300-килограммовую боеголовку и перехватить ракету, летящую на скорости 2,6 Маха практически невозможно.

Противовоздушная оборона фрегата организована в несколько эшелонов. На дальних подступах угрозу нейтрализуют зенитные ракеты комплекса «Штиль-М», ближние цели сбивают шестиствольные автоматические пушки АК-630М. На полубаке установлена 100-миллиметровое орудие АК-190 с дальностью стрельбы до 21 километра. Для борьбы с подводными лодками корабль оснащен 12-ствольным реактивным бомбометом и четырьмя торпедными аппаратами, способными стрелять высокоточными боеприпасами последнего поколения.

— Автоматизация фрегата — высочайшая. В качестве «мозга» всех кораблеьных систем используется боевая информационно-управляющая система «Требование-М». Она разработана специально для кораблей данного проекта, что положительно сказалось на ее эффективности. Система управляет всеми боевыми и оборонительными ресурсами фрегата, обеспечивая автоматическое применение всего спектра вооружения, — отметил командир.

Суммарная мощность энергетической установки 56 тысяч лошадиных сил — этого хватает, чтобы разогнать корабль водоизмещением в четыре тысячи тонн до 30 узлов и обеспечить дальность плавания в 5000 морских миль. Кстати, за время службы «Адмирал Макаров» уже прошел 30 тысяч миль.

Андреевский флаг на фрегате был поднят в декабре 2022 года. Летом 2018-го корабль совершил переход с Балтики на Черноморский флот, по дороге поучаствовав в масштабных учениях группировки ВМФ России в Средиземном море. 5 октября «Адмирал Макаров» пришел в Севастополь, а через месяц отправился обратно в Средиземное море.

— Моряки нового фрегата отличаются высокой слаженностью в решении задач, — отметил заместитель командира соединения капитан первого ранга Сергей Радаускас. А значит, Андреевский флаг в Средиземноморье они будут демонстрировать достойно.

«Адмирал Макаров»


Фрегат “Адмирал Макаров” проекта 11356, который заказан для Черноморского бассейна, спустили на воду в начале сентября текущего года. Он стал третьим из шести кораблей в серии проекта 11356. «Адмирал Григорович» находится на ходовых испытаниях. Он пока не сдан. Ведутся швартовые испытания фрегата «Адмирал Эссен».
Корабль имеет эффективные средства противокорабельных вооружений и ЗРК, чтобы успешно отражать удары с воздуха.

Проектирование сторожевиков нового поколения

Решение о проектировании нового сторожевика для Российского ВМФ было принято в середине 90-х годов. Целесообразно было решено использовать богатый практический опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации кораблей проекта 1135 и в особенности проекта 1135.1. Технологически конструкция «Буревестников» давала широкие возможности осуществить постройку нового корабля путем глубокой модернизации.

Помимо технологической и производственной документации, наработанной в ходе строительства «буревестников» и «инеев», для проектирования новых кораблей постарались использовать данные экспортной версии кораблей этого класса. В экспортном варианте проект получил индекс 11356. Эти фрегаты в количестве 6 единиц должны были быть построены для нужд индийских ВМС в 1999-2013 гг. Отечественный проект получил индекс 11356Р/М под шифром «Буревестник». По классификации НАТО новым российским кораблям еще на стадии строительства был присвоен шифр « Krivak V».

В ходе создания проекта было взято все самое лучшее от кораблей предшественников. Если в плане основного конструктива корабли несли отпечаток прежних проектов, то комплекс вооружений и электронное оборудование кардинально изменились. Суда должны были стать универсальными, соответственно подбирались и средства вооружений. Проектированием корабля, который в техническом задании назывался сторожевой корабль II ранга, занялось Северное конструкторское бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. Специалистам этого предприятия было не в диковинку строить подобные суда, к тому же неплохими темпами продвигалась программа строительства фрегатов типа «Тальвар» для Индии.

Перед конструкторами поставили задачу создать корабль, технология строительства которого была бы идентична той, которая использовалась при выполнении иностранного заказа. Главным условием проекта было сохранение производственного цикла строительства судов, технологические и производственные мощности Калининградского судостроительного . Программа строительства новых сторожевых кораблей была ориентирована на оснащение Черноморского флота. По результатам анализа и изучения готового проекта Министерство Обороны РФ в 2010 году заключило контракт на постройку первых трех кораблей, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

В этом же году в Калининграде на верфи ССЗ «Янтарь» было заложено головное судно – сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Оценив масштабы и темпы строительства головного корабля, Минобороны в 2011 году поспешило заключить еще один контракт. Следующие три единицы должны были обновить корабельный состав Балтийского флота. Общая стоимость двух контрактов составила 40 млрд. рублей. Новые суда должны были вступить в строй на протяжении 2014-17 гг.

Второй и третий корабль проекта 11356 – сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» – были заложены на калининградской верфи в 2011 и в 2012 годах. Первые два корабля – адмирала были спущены на воду под занавес 2014 года. Через два года, в марте и в июне оба корабля вступили в строй, став полноправными боевыми единицами Черноморского флота. Третий корабль первой серии фрегат «Адмирал Макаров» планируется передать в конце 2022 года.

С началом украинско-российского военно-дипломатического кризиса, с отходом Крыма под юрисдикцию Российской федерации решено все шесть судов, построенных в рамках оборонных заказов, передать Черноморскому флоту. Участие России в разрешении сирийского кризиса только усилило эту позицию. Новые фрегаты должны усилить военно-морскую группировку российского ВМФ не только в акватории Черного моря, но и в Восточном Средиземноморье.

Оставшиеся в рамках действующих контрактов три сторожевых корабля «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», спущены на воду и достраиваются на плаву. Ввод кораблей в состав флота запланирован на 2022 год.

Недавно в российских СМИ просочилась информация, что будет продолжено строительство кораблей этого проекта. В дальнейшем новые фрегаты будут строиться для Тихоокеанского флота. Под этот заказ могут быть отданы мощности Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске на Амуре, который в данный момент выполняет программу строительства корветов проекта 22380.

Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота

В российском Военно-Морском флоте с началом нового тысячелетия сложилась парадоксальная ситуация. Большинство военных судов на флоте было еще советской постройки. Для своего времени это были мощные и надежные корабли, однако к концу 90-х большая часть этого наследства была технически изношенной и морально устаревшей. Особенно негативно на состоянии корабельного состава отечественного ВМФ сказалась тяжелая экономическая ситуация в России после развала Советского Союза. Крупные боевые корабли, крейсера, большие противолодочные корабли и эсминцы десятками ржавели у причальной стенки. Флот не только терял драгоценные боевые единицы. Россия стремительно утрачивала позиции морской державы.

Несколько сглаживало печальную ситуацию боеготовности флота, имеющиеся на тот момент в составе флота корабли проекта 1135М. «Буревестники» – сторожевики советской постройки являлись едва ли не самыми современными кораблями молодого российского флота. Спасало ситуацию с флотом, не только удовлетворительное техническое состояние кораблей этого типа. Количество судов, сданное в свое время флоту, позволяло военно-морскому командованию закрывать бреши и прогалины в оборонной морской стратегии.

Несмотря на то, что задел прочности и технологический ресурс у кораблей проекта 1135М и 1135М1 был достаточно велик, время было безжалостным. На смену проверенным «Буревестникам» должен были прийти корабли нового поколения, которыми стали сторожевые корабли проекта 11356. Особенно остро нуждались в подобных кораблях старейшие флоты страны, Черноморский и Балтийский, где о новых кораблях уже и не помнили.

Сторожевые корабли всегда были и есть одним из основных классов кораблей для отечественного флота. На Западе отечественные сторожевики причислены к классу фрегатов и корветов. Этому способствуют универсализм и многофункциональность кораблей этого класса. Современные корветы и фрегаты способны выполнять огромный объем боевых задач, тем более в современных условиях, когда имеются технические возможности установить на корабль практически любые средства вооружений.

Задачи кораблей

Главная функция этих судов – охрана сравнительно низкоскоростных конвоев от нападения подводных лодок. Поэтому, сравнительно с полноценным эсминцем, у эскортного эсминца ниже скорость, меньше тоннаж и вооружение. Однако после, с развитием технологий, использованием атомных энергетических установок, удалось резко увеличить скорость субмарин, в результате чего понадобились быстроходные сторожевики. Разработка противокорабельных ракет потребовала усиления зенитных вооружений. Поэтому в итоге сторожевика от эсминца отличают цена и водоизмещение.

Проект 11356 сегодня

Решение о начале строительства новых отечественных сторожевиков можно считать своевременным. Корабли проекта 11356 отвечают современным требованиям ведения морской войны, оснащены самыми совершенными средствами связи и радиолокационным оборудованием. Комплекс вооружений позволяет решать кораблям самые разнообразные тактические задачи, включая проведение ударных и оборонительных операций. Эксплуатация двух первых кораблей проекта «Адмирала Григоровича» и «Адмирала Эссена» указала на ряд существующих недостатков в конструкции судов. В ходе последующей доработки выявленные дефекты были устранены, внесены коррективы в конструкцию строящихся судов.

Боевое патрулирование, которое осуществляли в недавнее время в Восточном Средиземноморье фрегаты ВМФ России «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» наглядно продемонстрировало высокие мореходные и тактико-технические характеристики кораблей этого класса.

Сравнение с проектом 22350

Проект 22350 реализуется наряду с проектом 11356. Произведем сравнение фрегатов проекта 11356 и 22350. В качестве системы ПВО вместо «Штиль-1» имеются стрельбовые комплексы 3С14У1 и комплексы ЗРК «Полимент-Редут». Для противокорабельной защиты вместо «Калибр-НК» используются комплексы «Оникс» или «Калибр-НКЭ». Эти вооружения дают возможность эффективно применять фрегат проекта 11356 против американских кораблей.

Противолодочное оснащение фрегатов проекта 22350 — пусковые комплексы «Медведка-2». Артиллерийское вооружение корабля также претерпело изменения. На смену 100-мм артиллерийской установке A-190 пришла 130-миллиметровая А-192, стреляющая на 22 км. При этом у фрегатов проектов 11356 и 22350 много общего – оба проекта оснащены весьма современным оружием.

Индийский заказ


В 90-х годах развитие флота почти прекратилось. Заводы пытались выживать за счет экспортных заказов. Давнюю историю имело сотрудничество России с Индийским военно-морским флотом, постоянно работавшим с советскими кораблестроителями в сфере закупок отечественных кораблей и в области проведения консультаций для конструкторов Индии. Индия, ведя свои собственные разработки, заинтересовалась экспортным вариантом сторожевика проекта 11351 – проектом 11356.
Даже в начальной стадии фрегаты проекта 11356 существенно отличались от проекта 11351, послужившего прототипом для новой разработки. РБУ-6000 были заменены ПУ ракет «Уран» для противокорабельной защиты. Далее веяния времени и пожелания индийского заказчика кардинально поменяли внешний вид и начинку фрегата.

Вооружения


Противокорабельный комплекс «Калибр-НК2. Артсистема А-190, позволяющая вести огонь по морским и воздушным целям. Система противовоздушной обороны «Штиль-1» с РЛС кругового обзора.
Комплекс борьбы с субмаринами состоит из торпедных аппаратов калибром 533-мм модификации ДТА-53-11356-2 и установки бомбометания РБУ-6000.

В качестве гидроакустического вооружения используется РЛС «Фрегат-М2ЕМ», обнаруживающая и сопровождающая субмарины.

Для работы с вертолетами фрегат оснащен ангаром и площадкой для взлета и посадки. Такие вооружения делают фрегат “Адмирал Макаров” проекта 11356 грозной силой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]