3mv.ru
Размером с двадцатиэтажный дом, длиной чуть больше 1/4 км, шириной как половина футбольного поля, весом более 25 тонн, развивает скорость до 59 км/ч. Это всё о нем – гордости российского Военно-морского флота – тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий».
Великое строительство
12 лет – за такой срок возвели самый большой в мире крейсер (исключение составляют авианосцы), который стал флагманом Северного флота.
Идея создания кораблей исполинских размеров родилась в 80-х годах. В СССР начали конструировать семь тяжелых крейсеров, которые могли бы предотвратить авианесущий удар. И «виной» всему – Америка.
США во многом превосходили нашу страну. С американских заводов один за другим сходили авианосцы, их количество исчислялось десятками. В итоге руководство СССР придумало строить средства борьбы с авианесущими крейсерами и создало проект 1144 «Орлан». В него входило строительство четырех тяжёлых атомных ракетных крейсеров:
- «Петр Великий».
- «Адмирал Нахимов».
- «Адмирал Ушаков».
- «Адмирал Лазарев».
Сегодня «Петр Великий» является единственным действующим атомным крейсером ВМФ.
Униформа
Эволюция униформы кирасир
При Петре I униформа русской армии перетерпела ряд изменений. Еще в 1692 году была утверждена униформа для гвардейских регулярных полков, целиком единообразная, с некоторыми западными элементами на основе традиционной русской. Главными цветами стали зеленый и красный, что было основано частично на традициях, а частично на банальной дешевизне зеленого красителя в России, и восприятия красного как царского цвета. В 1698-99 годах, при сохранении той же цветовой палитры, униформа была изменена в сторону формы французской армии Луи XIV, и введена теперь для всей регулярной армии. При этом драгуны получили униформу не зеленой расцветки, а синей, а артиллеристы всегда носили красное. Для кавалерии синюю униформу упразднили уже в 1727 году, сделав ее зелено-красной, как и для пехоты. Основным головным убором оставались треуголки, в зимнее время для защиты головы использовались картузы, которые весной сдавались на склады. Гренадеры до 1752 года носили специальные гренадерские колпаки, после чего сменили головные уборы на гренадерские митры прусского типа. Сам фасон униформы постоянно менялся в пользу упрощения и следования общеевропейским тенденциям, в первую очередь – прусскому мундиру. Самой крупной переменой в нем стал отказ в 1797 году от красного цвета – официально чтобы сделать пехоту и драгун не такими заметными на поле боя для глаза противника. Помимо зеленого, главным второстепенным цветом стал белый. Артиллеристы стали носить форму, похожую по фасону и расцветке на общеармейскую. Также менялись головные уборы – у пехоты с треуголок на киверы, у драгун – на «эллинские» каски. В конце 1780-х годов для всей армии ввели также шинели. Гарнизонные полки и милиция носили униформу из серого неокрашенного сукна [5].
Стрелки изначально носили менее заметную форму, где все красные элементы были заменены на зеленые или черные. Вместо треуголки они носили кожаные каски с гребнем, но те оказались неудобными, а зачастую и вовсе бесполезными, в результате чего были заменены на шляпы, а затем на киверы. Впрочем, вместо киверов стрелки часто одевали облегченные картузы, которые шили из зеленой ткани полковые швейные команды. Они были куда легче, обеспечивали гораздо более лучшую вентиляцию, да к тому же не мешали вести стрельбу, а козырек еще и закрывал глаза от солнца. Тем не менее, использование легких картузов осталось неофициальным, и целиком зависело от воли командира – на всех смотрах и парадах стрелки продолжали носить киверы. Пластуны также носили единую форму, однако ее фасон и расцветка определялись войсковой администрацией. Первоначально они использовали форму из серого неокрашенного сукна, так как оно было дешевле, но со временем серый цвет стал для них штатным, иногда с черными элементами, из-за чего пластунов также называли «серыми казаками» или «серыми солдатами».
Казачья униформа была введена одновременно с регулярными штатами полков, и основывалась на их традиционной одежде. Первоначально она была зелено-красного оттенка, как и вся армейская униформа, но в 1784 году расцветку для некоторых казачьих войск изменили – донцы стали сине-красными, украинцы – наоборот, красно-синими, а уральцы и терцы вовсе предпочли черный цвет. Сам состав униформы, де-юре единый для всех войск, также постоянно менялся, причем коррективы вносили войсковые администрации, из-за чего на деле отличить казака одного казачьего войска от другого можно было по униформе.
Гусары, в отличие от европейских армий, имели форму единообразной расцветки для всех полков, зелено-красно-белую, в основные цвета униформы большей части армии [6]. При этом для гвардейских гусар сделали исключение, и основными цветами их униформы стали цвета государственного флага [7]. Фасон униформы изменялся незначительно, самой крупной переменой стал переход с высоких меховых шапок на киверы. Уланы также имели стандартизированную по цветам форму – вначале красно-белую, по фасону похожую на драгунскую, а с 1800 года – сине-красную, с белой отделкой, которая копировала по фасону униформу польских улан. Эта форма включала также шапку-конфедератку, и была гораздо дороже предыдущей. Кирасиры изначально носили штаны, колет и подколетник из лосины бело-желтого цвета, с красной отделкой, но из-за дороговизны позднее ту же форму стали шить из белого плотного сукна с черной отделкой. Кирасы всегда красились в черный цвет. В начале XIX века была также произведена замена головных уборов – с треугольных шляп с каскетом на кожаные каски «эллинского» типа, с высоким гребнем.
Изготовление практически всей формы велось на частных заводах, однако при этом проводился жесткий контроль качества принимаемой продукции. В случае поставки некачественной униформы государство имело право отказать в приемке и не выплатить деньги за заказ, что оборачивалось для частников крупными потерями. Часть формы производилась на государственных заводах, и в штабах считалась более качественной, но на деле все получалось по-разному – довольно часто в обмен на взятку, или же ради поддержки государственных мануфактур приемка пропускала откровенно некачественную продукцию, которая никуда не годилась. Самым известным примером подобных действий оказались кожаные армейские каски, которые попытались принять на вооружение в 1780-х годах – за год-два службы они деформировались, приходили в негодность, а зачастую разлазились уже при первом активном использовании, из-за чего от них пришлось отказаться. Из-за этого государственные поставщики униформы пользовались невысокой репутацией, и считались непосредственно в войсках менее надежными, чем произведенная частниками.
Плавучий город
Крейсер имеет 6 палуб и 8 ярусов. Около 20 км коридоров и порядка 1,5 тыс. помещений обеспечивают высокий комфорт и обитаемость корабля. Экипаж – примерно 800 человек.
spbstu.ru
На борту есть:
- бани и сауны;
- душевые;
- бассейн;
- тренажерный зал;
- бильярдная комната;
- корабельная телестудия.
Также имеется медицинский блок с лазаретами-изоляторами, операционной, стоматологическим и рентгеновским кабинетами, амбулаторией и аптекой. Перемещаться экипажу между этажами помогают три лифта.
«Петр Великий» может плавать два месяца без пополнения продовольственных товаров. Нейтронное сердце – силовая установка крейсера – состоит из двух ядерных реакторов на БН общей производительностью 600 МВт. Этой мощностью можно запросто обеспечить энергией город с населением до 150 тыс. человек. Запас хода крейсера не ограничен.
Грозная морская крепость
«Петр Великий» неприятно удивит любого противника, так как ни один надводный корабль в мире не имеет столько оружия на борту. Перечисление всего вооружения, имеющегося на борту крейсера, вместе с техническими характеристиками займет не одну страницу. Далее представлены только ключевые виды имеющегося оружия.
army-news.org
«Гранит» – «убийца авианосцев»
Это противокорабельные ракетные комплексы, главное оружие крейсера. Боеголовки имеют как обычный, так и ядерный заряд. Преодолевают любую систему противоракетной обороны и уничтожают цель вне зависимости от ее размеров и степени защищенности. Обладают искусственным интеллектом: «выстрелил и забыл». Максимальная дальность ракет – 700 км.
«Форт-М» – реактивный щит
Это зенитная ракетная система. Защищает корабль от воздушных атак противника – самолетов, крылатых ракет. На крейсере «припасено» 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска. Может в один момент обстрелять 6 целей в воздухе и сопровождать 12.
«Кинжал» – зенитный ракетный комплекс
Если вражеская ракета минует «Форт-М», то ее встретит комплекс «Кинжал». Он отражает массированные налеты противника ракет и бомб в ближней зоне. 16 пусковых барабанных установок спрятаны под палубой. Зенитный комплекс обнаруживает цель на высоте от 10 м и расстоянии до 45 км.
«Водопад» – делает «мокрое дело»
Это противолодочный торпедный комплекс. Поражает подводные лодки противника на расстоянии до 60 км. Ракета ныряет в воду, затем при достижении определенной глубины запускается ракетный двигатель, отделяется ракетная часть, которая в дальнейшем летит по воздуху. Увидев цель, миниатюрная торпеда ныряет в воду и атакует противника.
«Кортик» – «броня» от высокоточного оружия
Это зенитно-артиллерийский комплекс ближнего радиуса действия. Обеспечивает защиту корабля от высокоточного оружия, катеров, воздушных транспортных средств. 6 установок снабжены шестиствольным орудием (общая скорострельность – 10 тыс. выстрелов в минуту) и 8 ракетами.
АК-130 – помощник артиллерии
Башенный артиллерийский комплекс обстреливает противника в море и на берегу. Снаряды весят 27 кг и оснащаются разными типами взрывателей: ударными, дистанционными, радиовзрывателями.
«Удав» – «пожиратель» ракет
Это реактивный комплекс торпедной защиты. Выстреливает снаряды на разное расстояние, формируя таким образом заградительный рубеж и создавая ложные цели. На корме крейсера спрятаны реактивные бомбометы, которые выстреливают снарядами на поражение.
История проекта
Так бы выглядел линкор, строй Костенко его по первоначальному реальному проекту
Проектирование дредноутов следующей после «Дмитрия Донского» серии началось в сложной обстановке. В 1913 году умер морской министр Невский, до последнего державший в своих руках железной хваткой весь флот. Именно благодаря ему флот не впал в стагнацию и продолжал развиваться, и когда его не стало, многие насторожились – от выбора преемника Невского зависело все. Таковым, при поддержке премьера Столыпина и самого императора Николая II стал Н. Л. Кладо, «ученик» Невского, один из ведущих теоретиков России и всей Европы. Он хоть и обладал более мягкой манерой ведения дел, но был столь же передовым и здравомыслящим человеком, постоянно анализирующим развитие флотов мира. Он, как и Невский, принялся активно вмешиваться в дела проектирования кораблей, стремясь воспрепятствовать возможному разброду типов кораблей и их особенностей. Его первым крупным «детищем» среди новостроев стал проект, названный в честь великого предка династии Романовых – императора Петра I Великого.
«Петр Великий» после вступления в строй, Балтийское море, 1922 год
Первоначально проект разрабатывался под началом И. Г. Бубнова, но затем работы над ним перехватил другой кораблестроитель, «восходящая звезда» Русского флота В. П. Костенко. При этом морской министр Кладо поставил к нему дополнительные требования – обеспечить высокую скорость хода и линейно-возвышенное расположение башен ГК. Рекомендовалось оставить четырехорудийные башни – что делало линкор мировым лидером по огневой мощи (догнать его по этому показателю сможет лишь японский «Ямато»). Определенные проблемы возникли с артиллерией – 130/55-мм калибр в качестве противоминного уже мало удовлетворял требованиям моряков, а орудий большего калибра банально не было под рукой. Кроме того, из-за войны с Японией, а затем и с Германией Обуховский завод оказался завален заказами, из-за чего не гарантировал своевременную разработку и производство 152/50-мм орудий. В результате было решено оставить 130-мм пушки на корабле, при случае заменив их на более мощные. Уже в ходе достройки в проект был внесен небольшой апгрейд, и линкоры получили возможность нести на борту два гидросамолета-разведчика. Впрочем, катапульты для них не предусматривалось, в результате для запуска требовалось сначала спустить «птичку» краном на воду, что на практике выливалось в серьезную проблему и использовалось редко.
Постройка кораблей началась в 1916 году, в самый разгар Первой Мировой войны. Несмотря на то, что были заложены 4 единицы, постройка их велась медленно – все деньги съедал действующий флот и армия. В результате в 1918 году удалось спустить на воду одного лишь «Пересвета», в 1919 — «Петра Великого», а «Громобоя» – и вовсе в 1921. «Рюрик» так и остался на стапелях – денег на его достройку не было ни во время войны, ни после нее, когда волна пацифизма на время накрыла общество и правительство, и финансирование флота и армии было сильно урезано. До Вашингтонской конференции удалось достроить лишь один корабль — головного «Петра Великого», и представителям России так и не удалось добиться права на достройку хотя бы еще одного корабля (правда, в сложившихся условиях и так удалось добиться достаточно выгодных условий) в качестве линкора, а «Пересвет» и «Громобой» пришлось перестраивать в авианосцы. Таким образом, «Петр Великий» стал самым мощным – и единственным в своей серии – линкором Российского Императорского флота.
«Петр Великий» после прибытия на Дальний Восток, 1924 год
Во времена Интербеллума «Петр Великий» стал настоящей «визитной карточкой» флота, гордостью всей страны и могучим «властелином океанов» – ему просто не было равных. Кое-как до его уровня могли дотянуть лишь последние американские сверхдредноуты и британские «Нельсоны», но и они все равно уступали ему в весе залпа и скорости хода. Приземистый, грозный вид русского корабля, четырехорудийные башни главного калибра и две высокие дымовые трубы надолго стали предметом восхищения не только жителей Российской империи, но и иностранцев. «Петру Великому» будет уготована богатая на события жизнь – в 1924 году он станет флагманом Тихоокеанского флота. в 1929 под флагом адмирала Колчака он вернется на Балтику, чтобы его матросы приняли участие в подавлении Мартовского путча, что наконец-то завершит долгий четырехлетний период политической нестабильности в империи и возведет на трон императрицу Марию I вместо больного императора Алексея, выступавшего в роли марионетки своих советников. Таким образом, линкор станет одновременно и лицом обновления России, которое вновь поставит страну на путь быстрого развития и укрепления. Вернется престиж флота и армии, вооруженные силы начнут укрепляться – что позволит им выдержать одновременный натиск с Запада и с Востока в будущей войне. Линкор пройдет крупную модернизацию в 1934-1939 годах и вновь возглавит Тихоокеанский флот в ходе сражений Второй Мировой войны, в ходе которой он с честью пройдет не одно сражение. После войны, при сокращении флота многие пытались пустить на слом столь прославленный корабль, но им не удалось – в результате «Петр Великий» был поставлен кораблем-памятником во Владивостоке, а финансирование его содержания брало на себя государство. Там вы можете найти этот прославленный корабль и сегодня (ага, раскатал губу).
«Петр Великий», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 15.03.1916/18.09.1919/1921
«Рюрик», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 21.11.1916/не достроен
«Пересвет», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 15.03.1916/20.11.1918/достроен как авианосец
«Громобой», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 03.04.1919/18.05.1921/достроен как авианосец
Что я сделал с реальным проектом Костенко
Вероятно, последние статьи нагрузки на моей практике. Указанные 45500 тонн — нормальное водоизмещение линкора.
Прежде всего, была переработана схема бронезащиты. Она у изначального проекта была в общем-то не самой плохой, а может даже и очень хорошей (лично я затрудняюсь давать оценку, больно нестандартна), но – на предыдущих линкорах я последовательно развивал и укреплял свою, более типичную схему бронезащиты. На «Петре» я усилил защиту палуб до 50+100 мм в пределах цитадели и 25 мм вне ее пределов, 350-мм пояс с 100-мм носовым продолжением и 200-мм кормовым (там получается своеобразная вторая цитадель, защищающая приводы рулей). Усилена ПТЗ – она обрела большую глубину. На корабле окончательно пропали верхний пояс и противоосколочная переборка – фактически такая бронезащита является уже чем-то вроде «все или ничего», только с большим вниманием к защите корпуса в оконечностях. При этом нижний край пояса сужается до 200 мм (особенность пояса исходного проекта Костенко, к внешнему поясу я просто добавлял миллиметры).
Мидель «Петра Великого»
Вооружение осталось на уровне «Дмитрия Донского» – усиливать или ослаблять его не видел смысла. Самым спорным моментом «Петра Великого» является ЭУ – дело в том, что удельную мощность новой ЭУ я брал у американского линейного крейсера «Лексингтон» – он хоть и примерно современник «Петра», но обладает для своего времени просто зашкаливающей мощностью при малом весе. Не знаю, насколько возможно запихнуть такое в корпус моего корабля, но такая ЭУ была обязательным условием для развития скорости хода в 28 узлов.
Схема бронезащиты «Петра Великого»