Крейсер «Петр Великий» четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан». Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника.
Видео крейсера «Петр Великий»
Проектировщик — Северное проектно-конструкторское бюро. Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода (при закладке именовался Куйбышев, потом — Юрий Андропов). 25 апреля 1989 года спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом президента РФ 22 апреля 1992 года. В 1998 году вступил в состав флота.
Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. ЦКБ-проектант самоустранилось от работ на корабле, сочтя их нерентабельными. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер — 099.
Конструкция
Это самый большой в мире действующий неавианосный ударный боевой корабль по состоянию на 2015 г.
Основные ТТХ
- Длина: 262 м.
- Ширина: 28,5 м.
- Высота от уровня основной плоскости: 59 м.
- Осадка: 10,3 м.
- Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
- Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
- Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
- Скорость: 31 узел (более 57 км/час).
- Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года (на атомном реакторе — неограниченно) по топливу.
Конструкция корпуса и надстройки
Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.
Энергетическая установка
Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей.
Экипаж крейсера «Петр Великий»
Экипаж крейсера — 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.
Вооружение крейсера «Петр Великий»
ТАРКР «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и одним из мощнейших ударных кораблей в мире. Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 550 километров.
ТАРКР «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (разработано «НПО машиностроения»), оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 т. Боевая головка — моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы — 700 км, скорость полёта — 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелются над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.
Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95РЦ, вертолётом Ка-25Ц или космической системой разведки и целеуказания.
На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф, имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.
Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Кинжал». Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас — 128 ракет.
Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», обеспечивающим самооборону от ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга» с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие — в кормовой части главной надстройки.
Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов — 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность — от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда — 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас — 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.
Крейсер также вооружён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже слово за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.
Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции — 15 сек., дальность максимальная — 3000 м, минимальная — 100 м, вес ракеты — 233 кг). Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» размещены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (дальность стрельбы — 12 км, масса снаряда — 80 кг) установлена в носовой части корабля на поворотной платформе, две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность — 1000 м, масса снаряда — 55 кг) — в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.
На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27.
Радиолокационные средства РЭП/РЭБ ТАРКР «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой следят всепогодные трёхкоординатные РЛС «Фрегат-МАЭ» обнаруживающие цели на дальностях более 300 км и высотах до 30 км.
Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».
Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.
После модернизации в 2019-2022 гг. в вооружение крейсера будут добавлены гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон», сверхзвуковые универсальные противокорабельные ракеты среднего радиуса действия П-800 «Оникс», крылатые ракеты «Калибр».
История строительства
К строительству последнего корабля проекта 1144 — завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья.
История службы
27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. В марте 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».
Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.
Спуск вертолета в трюм на борту крейсера «Петр Великий»
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».
Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).
В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.
30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1-го ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.
За 16 лет прошёл 140 000 миль.
Машинно-котельное отделение атомного крейсера «Петр Великий»
28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года президент В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.
С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил Арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.
Пройдёт ремонт и глубокую модернизацию в 2018—2021 годах, после завершения работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым».
Командиры крейсера «Петр Великий»
- Овчинников Николай Алексеевич — капитан 2 ранга (в июне 1989 года после окончания ВМА им. А.А.Гречко был назначен первым командиром крейсера «Юрий Андропов». В апреле 1989 года он принимал участие в спуске крейсера со стапелей на воду. Капитан 2 ранга Овчинников Николай Алексеевич лично получил печать войсковой части в/ч 09906 и начал формирование экипажа корабля на Тихоокеанском флоте. Старшим помощником на крейсере был Евгений Николаевич Добрышев. В январе 1990 года капитан 2 ранга Овчинников Н.А. был назначен на действующий тяжелый атомный ракетный крейсер пр 1144 «Фрунзе». По каким-то причинам, имя первого фактического командира ТАРКР «Петр Великий», имевшего до этого название «Юрий Андропов», капитана 2 ранга Овчинникова Николая Алексеевича в «Историческом Журнале Крейсера» не занесено).
- Добрышев Евгений Николаевич — капитан 1 ранга (Первый Командир Крейсера согласно Историческому Журналу, под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге и переход на Северный флот).
- Васильев Сергей Игоревич — капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
- Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал (март 2000-июль 2005), ныне вице-адмирал, начальник штаба Тихоокеанского флота.
- Якушев Владимир Анатольевич — капитан 1 ранга.
- Меньков Феликс Владимирович — капитан 1 ранга.
- Малаховский Владислав Владимирович — капитан 1 ранга.
Первый «Киров»
Сергей Киров, разумеется, не был флотоводцем, но в молодом СССР выбор знаменитых имён, которыми не стыдно назвать военный корабль, был невелик.
Однако предыдущий боевой «Киров» смог покрыть это имя заслуженной славой. Это был лёгкий крейсер, построенный во второй половине 30-х по проекту, приобретённому в Италии.
Вооружённый девятью орудиями калибра 180 мм, он участвовал в обороне Таллинна, а после перехода в Кронштадт до конца войны вёл обстрел немецких сил, блокирующих Ленинград.
За выполнение задач крейсер наградили орденом Красного Знамени – отныне он официально именовался «краснознамённым».
«Киров» прослужил на Балтийском флоте до конца 50-х, а уже в 1961 году вернулся в строй в качестве учебного корабля.
Долгая служба подошла к концу в 1974 году – крейсер разделали на металл, и до наших дней от него сохранились только две башни главного калибра с пушками.
Но, когда старый крейсер выводили из списков флота, уже был заложен новый «Киров» – атомный, ракетный.
Тактико-технические характеристики крейсера «Петр Великий»
Спущен на воду……………………25 апреля 1989 года Введён в эксплуатацию……………………1998 год
Водоизмещение……………………23 750 т (стандартное); 25 860 т (полное) Длина……………………251,1 м (230 по ватерлинии) Ширина……………………28,5 м Высота……………………59 м (от основной плоскости) Осадка……………………10,3 м
Двигатели……………………2 котла, 2 ядерных реактора Мощность……………………140 000 л. с. (103 МВт) Движитель……………………2 гребных винта Скорость хода……………………32 узла Дальность плавания……………………не ограничена (на реакторе) 1000 миль на котлах при 17 узлах Автономность плавания……………………60 суток
Экипаж……………………1035 (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов)
Вооружение Артиллерия……………………1 ×2 АК-130 Зенитная артиллерия……………………6 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 20 × ПКР П-700 «Гранит» ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет) ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет) 16 × ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет) 6 ЗРАК «Кортик» (144 ракет)
Противолодочное вооружение……………………1 × РБУ-12000; 2 × РБУ-1000 Минно-торпедное вооружение……………………10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад») Авиационная группа……………………2 × Ка-27.
Проект «Орлан»
Первые корабли-атомоходы начали строиться в 50-х годах. В СССР спустили на воду атомный ледокол «Ленин», в США – грузопассажирское судно «Саванна». Достаточно быстро началось строительство атомных субмарин – того класса, где преимущества реакторов многократно перекрывали недостатки. Сложнее обстояло дело с надводными кораблями.
Советские конструкторы решили, что сложность и дороговизна ядерного судна будут оправданы не только его автономностью, но и высокими боевыми качествами.
Изначально оснащать атомоход всем возможным вооружением не предполагалось – наоборот, «обязанности» должны были разделить крейсер проекта 1165 и противолодочный корабль проекта 1144. Один нёс ударное противокорабельное вооружение, второй обеспечивал его противолодочную оборону.
Затем решили, что строить по два корабля, не способные эффективно действовать друг без друга, нерационально. Постановили усилить проект 1144 ударным вооружением, и первый «Орлан» был заложен под обозначением «атомный противолодочный крейсер».
В июне 1977 года – за несколько месяцев до спуска головного крейсера на воду – классификация снова изменилась. Крейсер «набрал» такое количество вооружения, что противолодочные функции стали лишь одной из многих его задач, и официально считался теперь просто «тяжёлым ракетным крейсером». Флот принял «Киров» в последние дни 1980 года. Предполагалось построить пять кораблей проекта, но до 1991 года не успели достроить даже четвёртый, а строительство пятого отменили.
Конструкция
Атомный ракетный крейсер «Киров» имеет пятипалубный корпус с «клиперским» форштевнем и традиционными для советских кораблей крупными мачтами в виде пирамид.
Грани надстроек и мачт ради снижения радарной заметности выполнялись скошенными.
Внешне крейсер выделяет очень длинный полубак, в котором размещаются шахты ракетных установок. В бульбообразном носу поместили антенну гидроакустического комплекса. В конструкции предусмотрено, что необычно для ракетных кораблей того времени, бронирование – защита жизненно важных узлов доходит до 100 мм.
Главная силовая установка – два водо-водяных двухконтурных реактора, есть резервные паровые котлы, для которых в фок-мачте есть дымоходы. При передвижении на резервных котлах «Киров» может развить до 17 узлов – примерно половину максимальной скорости.