Ракетный крейсер «Пётр Великий» — флагман российского Северного флота


ТАРКР «Петр Великий»

Тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Пётр Великий» – самый крупный и на данный момент единственный в мире корабль этого класса. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и с подводных лодок противника, имея возможность действовать в любом морском и океанском районе планеты.

В составе ВМФ России «Пётр Великий» является флагманом Северного флота и вторым по величине кораблём, уступая только тяжёлому авианесущему крейсеру (ТАКР) «Адмирал Кузнецов». Обладая мощным и достаточно эффективным вооружением, пусть и ещё советской разработки, «Пётр Великий» вплоть до настоящего времени представляет собой реальную угрозу морским конвоям и даже ударным авианосным группам вероятного противника.

История появления ТАРКР «Пётр Великий»

В середине 1960-х годов в Советском Союзе было начато проектирование нового типа боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода.

Первоначально планировалось создать противолодочный корабль водоизмещением порядка 8 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 1960-х годов подводных лодок ВМС США с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера про сравнению с ранее проектируемым.

В итоге были начаты проектно-конструкторские работы над проектом 1144, целью которого стало создание тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК). Проект, получивший название «Орлан», был завершён в 1972 году. Изначально по проекту 1444 «Орлан» предполагалось построить семь кораблей с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Начиная с 1973 года на Балтийском заводе были заложены и построены крейсеры данного типа: «Киров», «Фрунзе» и «Калинин», а с 1992 года они стали называться соответственно «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов».

К строительству очередного корабля, которому суждено было стать последним в серии ТАРКР, верфь приступила в апреле 1986 года. Ко времени его строительства проект был модернизирован, получив обозначение 1444.2. Конструкция кораблей при этом не изменилась, по сравнению с предшественниками каждый новый крейсер получал в оснащения более современные системы вооружений. При закладке корабль именовался «Куйбышев», затем недолгое время носил имя «Юрий Андропов». В конечном итоге наиболее мощный в мире крейсер, спущенный на воду в 1989 году, окончательно достраивался уже после распада СССР.

Спустя 10 лет с начала строительства ТАРКР смог приступить к ходовым испытаниям, проводя их в суровых условиях Заполярья. После их завершения получивший в 1992 году имя «Пётр Великий» атомный крейсер был передан Северному флоту ВМФ России, получив бортовой номер 099. Начало боевой службы крейсера в составе российского флота датируется с момента поднятия на нём военно-морского флага, состоявшегося 18 апреля 1998 года.

К тому времени два первых крейсера проекта «Орлан» в 1990-е годы пошли под списание, а «Адмирал Нахимов» на долгие годы оказался законсервирован. С 2013 года на этом крейсере развернулись работы по его глубокой модернизации с целью переоснащения на более современные типы вооружения, но ранее 2022 года завершения этого процесса ожидать не приходится.

“Юрий Долгорукий”


Субмарина способна погружаться на глубину до 450 метров и вести стрельбу с помощью баллистических ракет «Булава», которые имеет в своем арсенале
Разобравшись, какой крейсер самый большой в России, следует остановиться на характеристиках самой большой подводной лодки. Таковой является атомная подводная лодка “Юрий Долгорукий”, длина которой составляет 170 метров.

К-535 “Юрий Долгорукий” входит в состав Краснознаменного северного флота и прописан в Мурманской области.

Поступил на вооружение флота в 1995 году, эксплуатируется по сей день.

Конструкция боевого корабля

ТАРКР «Петр Великий» на этапе строительства, отличие от своих атомных крейсеров-предшественников с почти аналогичными характеристиками, получил повышенную автономность (до 60 суток) и неограниченную дальность плавания. Корпус крейсера насчитывает 6 палуб, а надстройка — 8 ярусов. В целях повышения живучести корабля важнейшие участки его корпуса имеют броню толщиной от 50 до 100 мм.

Общее количество помещений, предназначенных для жизнедеятельности экипажа, составляет около 1600, включая 140 кают и 30 кубриков, 3 сауны, 15 душевых, спортзал. Штатная численность экипажа составляет 1035 человек, в числе которых 105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов. 18 человек относится к лётному персоналу.

Главная энергетическая установка крейсера оснащена двумя атомными реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами, которые призваны как увеличить общую мощность энергоустановки корабля, так и обеспечить ему возможность проплыть до 1000 миль без применения ЯЭУ. В составе энергосистемы корабля также имеются 8 парогазогенераторами, 4 электростанциями суммарной мощностью 18 МВт, 2 турбины в 75 тысяч лошадиных сил.

Два гребных вала крейсера вращают по пятилопастному винту.

Боевое применение

В боевых действиях, требовавших прямых схваток с ударными кораблями противника, ТАРКР «Пётр Великий» участвовать не пришлось. Основным содержанием его службы в составе ВМФ России стали мероприятия, связанные с боевой подготовкой. Корабль множество раз принимал участие в самых разных учениях, совершил несколько дальних походов. Крейсер «Пётр Великий» побывал во всех океанах Земли, прошёл более 170 тысяч морских миль, имеет на своём счету совершение кругосветного плавания.


Крейсер «Пётр Великий» в дальнем походе

Тем не менее, кораблю довелось принять участие в нескольких достаточно важных операций, вошедших в историю российского военного флота.

В августе 2000 года крейсер обнаружил место гибели АПЛ «Курск» и затем патрулировал этот район в период проведения операции по подъёму затонувшей подлодки.

В феврале 2009 года «Пётр Великий» во время одного из своих дальних походов смог задержать три судна сомалийских пиратов в Аденском заливе, хотя применение тяжёлого ракетного крейсера в этом случае было вызвано лишь особым стечением обстоятельств.

В июле 2012 года ТАРКР «Пётр Великий» стал первым кораблём в истории ВМФ современной России, который был награждён орденом Нахимова.

С октября 2016 года по февраль 2022 года «Пётр Великий» выполнял задачи дальнего похода в районах Северо-Восточной Атлантики и Средиземном море, обеспечивая боевую устойчивость корабельной авианосной группировки Северного флота, которая впервые приняла участие в боевой операции по борьбе с международным терроризмом в Сирии с применением ударных самолётов с российского авианосца по объектам боевиков.

В ближайшей перспективе есть основания ожидать, что дальнейшая служба «Петра Великого» будет продлена на весьма продолжительный срок после глубокой модернизации, по образцу проводимой в данный момент на однотипном крейсере «Адмирал Нахимов».

Технические характеристики


Схема ТАРКР «Петр Великий»

К основным ТТХ «Петра Великого» относятся:

  • Длина — 250,1 м;
  • Ширина по ватерлинии — 25 м;
  • Высота от уровня основной плоскости — 59 м;
  • Осадка — 10,3 м;
  • Водоизмещение стандартное — 23 750 тонн;
  • Водоизмещение полное — 25 860 тонн;
  • Максимальная скорость хода — 32 узла.

Особенности ударного и оборонительного вооружения крейсера

Зенитное, ударное, противолодочное вооружение позволяет ТАРКР «Пётр Великий» решать практически любые боевые задачи. По совокупности своей ударной ракетной мощи флагман российского Северного флота превосходит любой из крейсеров мира, включая американские ракетные крейсеры типа «Тикондерога», которые при всём своём внушительном числе крылатых ракет имеют достаточно «узкую специализацию».

Надстройки «Петра Великого» несут множество радаров и антенн систем раннего предупреждения. В частности, обнаружение воздушных целей возложено на три радиолокационные станции различного назначения, среди которых имеется система обнаружения низколетящих целей. Именно отсутствие подобного специализированного радара делает уязвимой американскую систему «Иджис».

В целом флагман российского Северного флота «Пётр Великий» обладает надёжной защитой от внезапного нападения, способной эффективно отреагировать на любую ракетную угрозу с воздуха за 8-24 секунды, а на подводную атаку — за 15 секунд. Собственные средства РЭБ и системы наведения крейсера также существенно превосходят по своим характеристикам американские аналоги.


Учебные стрельбы с борта тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»

Состав экипажа и условия службы

Крейсер «Пётр Великий» – самый большой неавианосный корабль в мире, выполняющий задачи ликвидации наводных целей, обороны объектов флота от подводных и воздушных атак, уничтожения вражеской авиации. На судне находится 610 человек: матросы, старшины, офицеры и летчики. Команда занимает одно- и двухместные офицерские каюты, матросские кубрики (по 8-30 человек). На весь экипаж имеется 15 душевых комнат, баня с сауной и бассейн.


День военно-морского флота

Медицинское обслуживание экипажа проводится в двухэтажном блоке, где есть лазареты, изоляторы, аптека и специальные врачебные кабинеты. Имеется спортивный зал, оборудованный тренажерами, комната-салон отдыха, в которой установлен бильярдный стол и рояль. У крейсера есть своя телевизионная студия и более 10 телевизоров в кубриках и каютах.


Поход в Арктику ТАРКР «Петр Великий»

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий» входит в состав в/ч 09906, дислоцирующейся в г. Североморске Мурманской области. Письма отправляются на следующий адрес: 184606, Мурманская область, г. Североморск, в/ч 09906 ТАРКр Петр Великий, номер подразделения (спросите у матроса), ФИО служащего.


Крейсер «Петр Великий»

Посылки отправляют на адрес почтового отделения: 184606, Мурманская обл., г. Североморск-6, ул. Северная, 4-а. Затем посылки доставляют на корабль. По поводу присяги очевидцы отмечают следующие моменты:

  • Для поездки нужно два пропуска – в ЗАТО Североморск и на корабль.
  • Новобранец пишет рапорт на имя командующего, в котором указывает паспортные данные родителей/официальной супруги для пропуска. Можно отправить копии документов на электронную почту части (адрес подскажет служащий).
  • Списки передаются на КПП и выдаются при въезде в ЗАТО.
  • Вход на корабль – через отдельное КПП. Списки визитеров на него также передаются.


На борту атомного крейсера «Петр Великий»
В увольнительные после присяги отпускают только с родителями или официальной женой. По отзывам, посетивших крейсер «Петр Великий», увольнение дается на два дня под залог паспорта.

Основное вооружение крейсера

20 сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»

Высокоточные противокорабельные крылатые ракеты «Гранит» на «Петре Великом» размещены в 20 пусковых установках СМ-233 под верхней палубой. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 тонн. Боеголовка представляет собой моноблок в ядерном (500 килотонн) или обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении, а также может нести топливно-воздушный боезаряд объёмного взрыва. Дальность стрельбы — до 625 км, скорость полёта — до 2,5 М (на высоте) и до 1,5 М у поверхности воды.

Эти ракеты имеют интегрированно-автономную систему управления: их полёт координируется «вожаком», в случае поражения которого средствами ПРО происходит автоматическая передача его функций новому лидеру. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами полномасштабный залп «Гранитов» с «Петра Великого» становится почти неотразимым с как минимум серьёзными поражениями главной цели.

Противовоздушные системы

ХарактеристикиС-300 «Форт»С-300 «Форт-М»ЗРК «Кинжал»ЗРАК «Кортик»
Число ПУ66166х8
Запас ракет4848128144
Дальность действия, кмДо 150До 2001,5-121,5-8
Высота поражения цели, км0,025-250,01-250,01-60,005-3,5
Масса БЧ, кг145180159

Зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-300 «Форт» и «Форт-М» соответственно расположены в кормовой и носовой частях крейсера «Пётр Великий».

Зенитное вооружение

Артиллерийская составляющая зенитного вооружения включает в себя 30-миллиметровые автоматические шестиствольные установки АК-630 в составе ЗРАК «Кортик» (по две в каждой ПУ) с общим боезапасом на 48 тысяч снарядов. Суммарный темп стрельбы этих установок составляет около 10 тысяч выстрелов в минуту, параметры эффективной стрельбы по воздушным целям — 500-4000 м по дальности и 5-3000 м по высоте. На блоки стволов надеты надульники для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект первой очереди размещается в двух барабанах по 500 патронов рядом с блоками стволов, питание автоматов при этом не ленточное, а шнековое (беззвеньевое).

Артиллерийская часть вооружения

Основу артиллерийского вооружения «Петра Великого» составляет спаренная 130-миллиметровая многоцелевая артустановка АК-130, способная поражать береговые, морские и воздушные цели. Стволы имеют длину 70 калибров и максимальный угол подъёма в 85 градусов, что обеспечивает дальнобойность орудий до 25 км. Скорострельность — от 20 до 90 выстрелов в минуту. Масса взрывчатого вещества в составе осколочно-фугасных снарядов с различными типами взрывателей — 3.56 кг. Подготовленный к стрельбе боекомплект насчитывает 180 снарядов, а их общий боезапас на корабле составляет 840 снарядов.

Орудия могут действовать в полностью автоматическом режиме управления и прицеливания, а также в ручном режиме. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.


«Пётр Великий» обладает надёжной защитой от внезапного нападения с воздуха и из-под воды

Противолодочное вооружение

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой «Водопад-НК», противоторпедным комплексом «Удав-1», ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.

Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) «Водопад-НК» имеет 20 противолодочных ракет, способных действовать на дальности до 50 км и нести либо ядерный заряд, либо малогабаритную самонаводящуюся торпеду УГМТ-1, обладающую скоростью до 41 узла. Стрельба ведётся с 10 пусковых установок (ПУ) — ракетно-торпедных аппаратов калибра 533 мм. После этого ракета с водной поверхности стартует в воздух и доставляет свою боевую часть к району цели.

Противоторпедный комплекс «Удав-1» оснащён 40 ракетами для стрельбы из 10 ПУ РБУ (реактивно-бомбомётных установок) калибром 300 мм, способными поражать торпеды и подводные лодки противника на дистанции до 3 км. Аналогичную систему имеет крейсер «Адмирал Кузнецов».

В систему противоторпедной защиты «Смерч-3», в состав которой входит:

  • две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты с дальность действия до 1 км и массой заряда в 55 кг);
  • заряжающее устройство;
  • глубинные бомбы РГБ-10;
  • система «Буря», управляющая огнём до четырёх РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены два вертолёта Ка-27ПЛ, оснащённых противолодочными средствами: поисковой РЛС, гидроакустическими буями, акустической системой и детекторами магнитных аномалий. Третий из имеющихся на крейсере Ка-27 оснащён как поисково-спасательный вертолёт. Но все три летательных аппарата могут быть вооружены противолодочными торпедами, бомбами, минами, а также противокорабельными ракетами.


Крейсер «Пётр Великий»

Военные моряки рассказали, почему крейсер «Петр Великий» называют убийцей подлодок

«Убийца лодок»

Три часа из Москвы в Североморск на борту Ан-148 в непринужденной беседе с коллегами пролетели практически незаметно. Журналистов, желающих запечатлеть силу и мощь атомного исполина, оказалось достаточно. В пресс-десант на главную базу Северного флота были приглашены около 60 представителей самых крупных мировых информагентств и телекомпаний.

Кольский полуостров встретил нас, прилетевших из цветущего московского мая, дождем со снегом, и уже на выходе из самолета я пожалела, что до сих пор не переобула кеды на что-то более подходящее по погоде. Май в Заполярье разительно отличался от столичного.

Не заметить корабль «Петр Великий» было просто невозможно. Этот стальной исполин серой глыбой возвышается над прочими кораблями, пришвартованными в североморском порту. Суровый и величественный, под стать арктическим морям.

Простому обывателю, далекому от кораблестроения, поистине не просто осознать, что эта громадина — творение рук человеческих. Только попробуйте представить корабль высотой почти с двадцатиэтажный дом и длиной в 250 метров. Внутри 49 коридоров общей протяженностью более 20 километров.

Мощное ядерное сердце крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла, а это 60 км в час. Для понимания: крейсер «Петр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150–200 тысяч жителей.

— Крейсер заложили в 1986 году, и изначально он именовался «Юрий Андропов», — рассказал офицер корабля капитан-лейтенант Александр Смирнов. — А в 1992 году указом президента Бориса Ельцина был переименован в «Петр Великий».

В 1996 году крейсер прошел ходовые испытания и совершил межфлотский переход из Балтики в главную базу Северного флота. А в 1998 году на крейсере был поднят Андреевский флаг как символ его принадлежности к ВМФ России. Экипаж корабля насчитывает более 730 человек и состоит исключительно из профессионалов — военнослужащих-контрактников.

— Вот прямо под нами, — офицер жестом руки указал на пол, — находится ангар, в котором размещаются три противолодочных вертолета. Кроме того, на юте по правому и по левому борту расположены установки «Кортик». Также отсюда мы можем наблюдать двуствольную артиллерийскую установку АК-130…

СПРАВКА «МК»

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, корректируемые авиабомбы, самолеты и вертолеты, малотоннажные корабли. Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля, а четыре другие — в кормовой части главной надстройки.

— Как часто крейсер выходит в море?

— По команде, — сказал как отрезал офицер. — Основных дальних походов было пять. В 2008 году корабль заходил во Францию, ЮАР, Ливию, Венесуэлу и Индию. В общей сложности провел в море полгода. В 2010-м был второй большой боевой поход. Корабль осуществлял переход на Тихоокеанский флот на совместные учения и помимо этого посетил порты Франции.


Фото: Наталия Губернаторова

В сентябре 2012 года «Петр Великий» осуществил первую арктическую разведку на Новосибирские острова. В 2013 году корабль выполнял задачи в Средиземном море. Основная задача — обеспечение безопасности вывоза химического оружия из Сирийской Арабской Республики. Было вывезено более миллиона тонн химического оружия.

Следующий поход — с 2016-го по февраль 2022 года — корабль выполнял задачи в Средиземном море, недалеко от Сирии, где наши ВКС участвовали в борьбе с запрещенной у нас террористической группировкой ИГИЛ. Естественно, поставленная задача была выполнена успешно.

— А в чем она заключалась?

— Если выражаться простым языком, в устрашении боевиков, демонстрации боевой мощи. Руководство высоко оценило профессионализм экипажа и представило всех к наградам.

В июле 2022 года корабль стал флагманом на первом в современной истории России главном военно-морском параде. После «Петр Великий», конечно же, выходил в море, но уже в штатном порядке.

— Какой самый длительный поход «Петра Великого» и сколько времени он может находиться в «автономке»?

— Семь месяцев — самый длительный поход. Автономность крейсера не ограничена. Если говорить про ограничения, то это касается продовольственных запасов. Они рассчитаны на 60 суток. Но их можно пополнить в порту.

— На крейсере есть какие-то свои особые традиции?

— Посвящение в моряки. Но это не только на нашем крейсере, она единая для всех новичков. Первый выход в море новоиспеченный боец должен выпить плафон морской воды…

Практически ощутив при этих словах вкус соленой жидкости, я невольно поморщилась. Это не осталось незамеченным для офицера.

— Ну а что вы скривились? — уже более шутливым тоном, но сохраняя серьезное выражение лица, поинтересовался он. — Традиция есть традиция. Прямо из фонарного плафона. Вода на глубине чистая, пить не страшно. Ну а то, что соленая по вкусу, так ты же морской офицер, вот и вода тебе морская.

— А между собой как моряки крейсер называют?

Офицер на мгновение задумался.

— Убийцей подлодок называют.

«Правильный путь»

Нас пригласили пройти на другую часть палубы для встречи с командиром крейсера. Капитан 2 ранга Артем Пономарев рассказал об истории флагманского крейсера, его предназначении и боевом оснащении. Звание капитана 2 ранга в «сухопутном» варианте приравнивается к подполковнику. Мне показалось, что командиру такого грозного корабля больше бы подошло звание адмирала. Но, видно, у Артема Пономарева все впереди.

— Крейсер «Петр Великий» может поражать крупные надводные цели и защищать крупные корабельные группировки от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания. Крейсер оснащен противокорабельным ракетным комплексом «Гранит», а также противовоздушным комплексом «Риф», автономной корабельной противовоздушной системой. Он имеет три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полетами вертолетов и систему опознавания «свой-чужой». В 2013 году впервые в истории Военно-морского флота страны президент Владимир Путин наградил крейсер орденом Нахимова.


Фото: Наталия Губернаторова

После выступления командира крейсера у журналистов было немного времени, чтобы задать вопросы и сделать фото. Я решила продолжить диалог с Александром Смирновым.

— Вам здесь не скучно служить?

— Нам особо некогда скучать. Задач много. Службу несем в три смены: одна на боевом посту, две выполняют иные задачи или отдыхают. У нас тут все условия для досуга есть: две бани, тренажерные залы, библиотека, бильярд. Свой медицинский блок с лазаретом и операционной.

— А вы нам покажете? — оживилась моя коллега.

— Нет, — улыбнулся офицер. — К сожалению, это не предусмотрено.

— А такие условия для военнослужащих на всех крейсерах или только у вас?

— Приблизительно у всех одинаковые. Зависит, конечно, от ранга корабля, габаритов. Длительное время вдали от дома все переносят по-разному, поэтому надо создать максимальные условия, чтобы человеку было комфортно и чтобы отвлечься мог. Офицеры и мичманы живут по два человека в каюте, матросы в кубриках приблизительно по десять человек. У нас даже домашние животные есть. Кошки вот поселились. Не знаю, откуда взялись, но им корабельная жизнь по душе. Не уходят.

— Кошки? — удивилась я. — А правда говорят, что они чувствуют приближение шторма?

— Не знаю, что там кошки чувствуют, — рассмеялся офицер, — у нас штурман хорошо все «чувствует». А вообще бывает, что и из дома приходится питомца с собой брать. Семья, предположим, уехала куда-то, а тебе в море. Так что общением с братьями нашими меньшими мы здесь не обделены.

— А кормят на корабле вкусно? На праздники или дни рождения готовят что-то особенное?

— Ну а как же. И стол праздничный, и торты пекут для именинников. А вообще, хорошо кормят, вкусно и разнообразно. Все необходимое в рационе есть, и фрукты свежие и овощи. У нас на крейсере пять столовых: одна офицерская, одна для мичманов и три для матросов.

— Как вы попали на флот?

— У меня дед служил на Северном флоте, так что я, можно сказать, потомственный офицер.

— Тогда скажите как потомственный офицер, что самое сложное в вашей службе?

— Не отвечу. Мне кажется, если при выполнении поставленной задачи начинаешь жаловаться — значит, ты выбрал не тот путь. Я считаю, что для себя выбрал именно тот, правильный путь.

— Ну а как же разлука с семьей? Это же тяжело. Муж по полгода в море, жена — дома.

— Жены разные. Кто-то понимает, кто-то нет. Я вот свою супругу сразу предупредил.

— И как? Поняла?

— Ну, раз до сих пор вместе, значит, поняла, — заулыбался офицер.

Наш диалог прервался приглашением спуститься в зал, где перед журналистами выступил командующий Северным флотом, Герой Российской Федерации адмирал Александр Моисеев. Он рассказал о роли Северного флота в решении задач по обороноспособности нашей страны. Особо подчеркнул, что защита национальных интересов России в высоких широтах сейчас в приоритете, поскольку в последнее время наблюдается рост активности вооруженных сил иностранных государств в арктической зоне. По словам адмирала, все эти действия носят «провокационный характер».

Журналистам в Североморске показали атомный крейсер «Петр Великий»: яркие кадры

Смотрите фотогалерею по теме

После выступления командующего всех участников пресс-тура пригласили в офицерскую столовую, где нам представилась возможность лично попробовать меню военных моряков.

Стоит признать, что офицеры ничуть не преувеличивали, когда с гордостью рассказывали о кулинарных способностях корабельных коков. Как говорится, и первое, и второе, и компот — все было очень вкусно.

Впереди нас ждала вторая часть арктического пресс-тура — Земля Франца-Иосифа.

Москва-Североморск-Москва.

Достоинства и недостатки

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом. Разнообразие вооружения ТАРКР «Пётр Великий» сделало этот корабль многоцелевым, хотя оборотной стороной такого положения стало его повышенная сложность в обслуживании и, что тоже немаловажно, высокая стоимость обеспечения боевого выхода в море. Важным плюсом считается высокая степень защищённости корабля от ракетных и торпедных атак.

Но в то же время специалисты отмечают, что в одиночку даже такой мощный корабль полноценно воевать не сможет, все его достоинства могут в наибольшей степени проявиться только в составе ударного соединения. В советское время ТАРКР планировались в качестве основы корабельной ударной группировки (КУГ), которой было вполне по силам расправиться даже с самой мощной авианосной ударной группой противника. К настоящему времени для «Петра Великого» это возможно только после замены основных систем вооружения, разработанных ещё в СССР, на более новые. Поскольку обязательно следует учитывать, что обеспечить скрытность появления в каком-либо районе мирового океана столь мощного корабля практически невозможно.

Ракетный крейсер “Москва”


За безукоризненное выполнение поставленных задач награжден орденом Нахимова в 2016 году
Еще одним претендентом на звание “самый большой корабль в РФ” является ракетный крейсер “Москва”.

Это один из самых больших российских военных кораблей, но самым большим крейсером в России все же остается Петр Великий.

Длина этого корабля составляет почти 187 метров, ширина – почти 21 метр. Этот корабль был построен Николаевским судостроительным заводом (Украина) в конце 80-х годов прошлого века, и до сих пор успешно эксплуатируется, однако в 2022 году встал на капитальный ремонт. В составе СССР носил имя “Слава”, затем был переименован, когда стал частью флота РФ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]