Тяжелый атомный крейсер «Пётр Великий» по праву считается «прямым наследником» прославленных советских артиллерийских линкоров и крейсеров военной поры. Ракетно-ядерная эпоха безоговорочно отправила их в «отставку». Против американских авианосных армад и бесшумных ядерных субмарин, напичканных современной электроникой и межконтинентальными баллистическими ракетами, орудия главного калибра были уже бессильны. На стапелях крупнейших советских военных верфей обозначились контуры кораблей-ракетоносцев нового поколения.
Проект 1144
Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».
Характеристики
В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».
Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.
Генеральный конструктор СевПКБ В. Е. Юхнин
Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.
Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса. Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.
Семья «Орланов»
Во времена СССР предполагалось соорудить 7 крейсеров этого типа, но успели завершить только 3, а позднее, уже в России, на воду был спущен 4-й. ТАРК «Киров» (позднее — «Адмирал Ушаков») и «Фрунзе» (с 1992 г. — «Адмирал Лазарев») переданы ВМФ в начале 1980-х, но в настоящий момент небоеспособны и выведены из состава флота. Головным кораблем проекта «Орлан» был «Киров», так что в классификации НАТО такие ТАРКи именуются ‘Kirov-Class’. Сейчас он готовится к утилизации, зато «Фрунзе», по некоторым , еще есть надежда восстановить, отремонтировать и модернизировать.
Оружие В России создали оружие против стай дронов
ТАРК «Адмирал Нахимов» (ранее — «Калинин») входит в состав Северного флота с 1988 г. и по сей день, хотя уже почти 10 лет остается на модернизации на северодвинском ПО «». Обещается, что на нем будет установлена современнейшая электроника, достойная XXI века — остается только надеяться, что это будет так. Впрочем, есть сообщения о том, что в нынешнем году план модернизации был откорректирован, и этот затянувшийся процесс завершится уже в ближайшее время.
«Петр Великий» (тогда предполагалось назвать его в честь бывшего главы КГБ, а затем — Генсека ЦК КПСС «Юрий Андропов») был заложен на 25 апреля 1986 г., спущен на воду 3 года спустя, однако вступил в строй лишь в 1998 г. Известное всем тяжелое положение страны растянуло строительство, доработку и испытания корабля на 10 лет, а общая стоимость его составила около 1 млрд долларов.
Атомного крейсера должно быть много
Впечатляющие размеры атомного ударного ракетоносца — 262 х 28,5 м (длина, ширина), при 59-метровой высоте надстроек и 26000 тоннах водоизмещения – говорят о многом. При всей этой кажущейся огромности здесь нет ни одного лишнего квадратного сантиметра. Перед создателями ударного атомохода стояла непростая задача разместить и скомпоновать в весьма ограниченном пространстве два ядерных реактора по 300 мВт по соседству с двумя вспомогательными котлами и двумя турбинами по 70000 л. с. Сюда необходимо добавить 4 паротурбогенератора, 4 газотурбогенератора, 4 электростанции, «гору» самого современного оружия и более 700 человек экипажа.
Вся эта гигантская мощь воплотилась в скорость около 60 км/ч, двухмесячную автономность (по продовольственным запасам) и трёхгодовую по ядерному топливу.
Тактико-технические характеристики линейного корабля «Петр Великий»
«Петр Великий» в экспериментальной камуфляжной окраске, Тихоокеанский флот, 1928 год. Именно в такой окраске линкор отправится на Балтику, где примет участие в подавлении Мартовского путча. Позднее элементы этой окраски станут стандартным корабельным камуфляжем военного времени Российского Императорского флота на всех ТВД.
Водоизмещение: | 43 950/48 450 тонн |
Размерения: | 254,1×35,5×х9,1 м |
Механизмы: | 4 вала, 4 ТЗА Эриксона, 20 котлов Шухова, 120 000 л.с. = 28 узлов |
Запас топлива: | 1485/3900 тонн нефти |
Дальность: | 6900 миль (18 узлов) |
Броня: | пояс 100–350 мм, траверзы 100–375 мм, башни 350–400 мм, крыши башен 200–250 мм, барбеты 250–350 мм, средняя палуба 25–50 мм, нижняя палуба 100 мм, ПТП 40+10 мм, рубки 250–400 мм, коммуникационные трубы 70 мм |
Вооружение: | 12 406/45-мм, 24 130/55-мм орудий, 8 75/50-мм зенитных пушки, 2 гидросамолета |
Экипаж: | 46/1296 человек |
Еще один экспериментальный камуфляж, Тихоокеанский флот, 1926 год. Был попыткой «реанимировать» стандартную оливковую окраску, которая подвергалась резкой критике после ухода флота из Порт-Артура. Позднее станет основой для «тропической» окраски кораблей Тихоокеанского флота.
И один в море воин
Как известно, американские авианосцы по одному не ходят по причине своей слабой (индивидуальной) защищённости. Прикрытие осуществляют от 6 до 10 боевых кораблей (эсминцы, фрегаты УРО) и до двух атомных субмарин. Всё вместе это составляет авианосную ударную группу или ордер, для уничтожения которого и создавался «Пётр Великий».
Пусковые шахты комплекса Гранит
Чтобы отправить на дно такую армаду требовалось уникальное оружие, или, пользуясь прежней «линкоровской» терминологией – «главный калибр». Им стал «Гранит» — ракетный противокорабельный комплекс, выдающееся творение В. Н. Челомея и коллектива НПО «Машиностроения», принятый на вооружение более 30 лет назад.
На ремонт… на Альбион!
До 1878 года инженеры Бердского завода пытались исправить технические недостатки силовой установки, параллельно броненосец проходил боевую подготовку, при этом 7 июля 1878 года произошла авария – оборвалась цепь крепления одного из якорей, что стоило жизни шести матросам.
Кроме таких «простых» дефектов, в скором времени обнаружилось, что износ силовой установки не оставляет шансов на её «доведение до ума», это в конечном итоге привело к идее замены машин и механизмов в Великобритании.
В мае 1881-го после заключения соответствующих договорённостей «Пётр Великий» вышел в своё первое заграничное плавание – должен заметить, что тем самым Морской Технический Комитет расписался в своём бессилии создать боеспособный корабль.
Вооружение
Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.
Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.
Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.
Ракетно-артиллерийский комплекс Кортик
Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.
Вертолёты Ка-27
Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.
Грозная морская крепость
«Петр Великий» неприятно удивит любого противника, так как ни один надводный корабль в мире не имеет столько оружия на борту. Перечисление всего вооружения, имеющегося на борту крейсера, вместе с техническими характеристиками займет не одну страницу. Далее представлены только ключевые виды имеющегося оружия.
army-news.org
«Гранит» – «убийца авианосцев»
Это противокорабельные ракетные комплексы, главное оружие крейсера. Боеголовки имеют как обычный, так и ядерный заряд. Преодолевают любую систему противоракетной обороны и уничтожают цель вне зависимости от ее размеров и степени защищенности. Обладают искусственным интеллектом: «выстрелил и забыл». Максимальная дальность ракет – 700 км.
«Форт-М» – реактивный щит
Это зенитная ракетная система. Защищает корабль от воздушных атак противника – самолетов, крылатых ракет. На крейсере «припасено» 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска. Может в один момент обстрелять 6 целей в воздухе и сопровождать 12.
«Кинжал» – зенитный ракетный комплекс
Если вражеская ракета минует «Форт-М», то ее встретит комплекс «Кинжал». Он отражает массированные налеты противника ракет и бомб в ближней зоне. 16 пусковых барабанных установок спрятаны под палубой. Зенитный комплекс обнаруживает цель на высоте от 10 м и расстоянии до 45 км.
«Водопад» – делает «мокрое дело»
Это противолодочный торпедный комплекс. Поражает подводные лодки противника на расстоянии до 60 км. Ракета ныряет в воду, затем при достижении определенной глубины запускается ракетный двигатель, отделяется ракетная часть, которая в дальнейшем летит по воздуху. Увидев цель, миниатюрная торпеда ныряет в воду и атакует противника.
«Кортик» – «броня» от высокоточного оружия
Это зенитно-артиллерийский комплекс ближнего радиуса действия. Обеспечивает защиту корабля от высокоточного оружия, катеров, воздушных транспортных средств. 6 установок снабжены шестиствольным орудием (общая скорострельность – 10 тыс. выстрелов в минуту) и 8 ракетами.
АК-130 – помощник артиллерии
Башенный артиллерийский комплекс обстреливает противника в море и на берегу. Снаряды весят 27 кг и оснащаются разными типами взрывателей: ударными, дистанционными, радиовзрывателями.
«Удав» – «пожиратель» ракет
Это реактивный комплекс торпедной защиты. Выстреливает снаряды на разное расстояние, формируя таким образом заградительный рубеж и создавая ложные цели. На корме крейсера спрятаны реактивные бомбометы, которые выстреливают снарядами на поражение.
Радиоэлектронные средства
В корабельную систему ПВО входят радиолокационные станции «Фрегат-МАЭ» с дальностью и высотой обнаружения целей соответственно 300 и 30 км. К общекорабельным средствам слежения относятся 6 станций космической связи (2 САТСОМ и 4 САТПАУ) и 4 специальные электронные станции.
«Это был большой облом»
Лишь 03 октября 1874 года стартовали первые испытания, в ходе которых выяснилось, что установленные на корабле винты Гирша слишком сильно подвержены кавитации, это в конечном итоге определило необходимость их замены.
Кавитация — это физическое явление, приводящее к понижению давления и образованию газосодержащих пустот в жидких средах ( в случае с винтом, при увеличении скорости вращения и достижении определённых показателей, скорость судна не меняется и более того может в итоге упасть при достижении следующей так называемой второй стадии, примерно на 20%).
В июле-августе 1876-го были смонтированы башни и установлены новые винты Гриффитса, после погрузки БК начались артиллерийские и ходовые испытания: первые продемонстрировали удовлетворительные результаты, вторые помимо того, что броненосец не выдал расчётных мощности и скорости, выявили ряд дефектов машин и механизмов.
Исправление оных было возложено на завод-изготовитель, поэтому расчёт с ним был задержан. 2 октября 1876 года корабль в целом был признан годным к службе.
Ссылки [ править ]
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). Все мировые боевые корабли Конвея 1860–1905 гг . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
- Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4.
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей . Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России . Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1.
Сноски [ править ]
- «Башенный корабль ПЕТР ВЕЛИКИЙ (1877 г.) — Императорский Русский флот» . www.navypedia.org
. Проверено 27 июля 2022 . - ↑
Маклафлин, стр. 2–4 - ↑
Маклафлин, стр. 4–5 - ^ a b c d Маклафлин, стр. 10
- Маклафлин, стр. 1
- ↑
Маклафлин, стр. 5–6 - ^ a b Маклафлин, стр. 1, 8
- ↑
Маклафлин, стр. 8–9 - Маклафлин, стр. 6
- ^ a b c Гардинер, стр. 177
- ↑
Маклафлин, стр. 6–7 - ↑
Маклафлин, стр. 7-8 - Перейти
↑ McLaughlin, pp. 1, 6, 10 - McLaughlin, стр. 153-54
- ^ a b Маклафлин, стр. 154–55
- Ваттс, стр. 30
- Сильверстоун, стр. 381
- ↑
Маклафлин, стр. 10–11
Средиземноморский вояж «Петра Великого»
К 23 января 1882 все работы были выполнены, и броненосец вышел на ходовые испытания, продемонстрировав скорость 14,4 узла при мощности 8300 лошадиных сил. Месяц спустя был получен приказ о следовании в Средиземное море, где кораблю предстояло стать флагманом Средиземноморской эскадры, базировавшейся на Пирей. В порт назначения он прибыл 11 апреля.
Посетив ряд итальянских портов, эскадра перешла в Тулон, затем вернулась в Неаполь, где «Петра» настиг приказ о возвращении в Кронштадт, куда он прибыл 31 августа 1882 года. Хочу обратить ваше внимание на то, что, по сути, его средиземноморский вояж был ни чем иным как демонстрацией силы.
Сервис [ править ]
«Петр Великий»
построен на государственной судостроительной верфи «Галерный остров» в Санкт-Петербурге . Строительство началось 1 июня 1869 года, хотя его киль был заложен только 23 июля 1870 года. Корабль был спущен на воду 27 августа 1872 года и поступил на вооружение Балтийского флота 14 октября 1876 года. Он стоил ошеломляющей суммы — более пяти. полтора миллиона рублей. Два 9-дюймовых миномета были установлены на ее квартердеке во время паники с Великобританией во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов, но они были сняты в 1880 году, никогда не использовались в бою. Две рамки для пуска торпед Уайтхеда были добавлены к бортам корабля в том же году, но оказались неэффективными. [13]
Ее оригинальное оборудование оказалось неудовлетворительным, и завод Бэрд лишился выплаты в размере 254 000 рублей в качестве штрафа. Флот начал исследовать замену техники судна в 1878 году, и контракт был окончательно подписан с Джоном Элдер & Co. , в Глазго, Шотландия , в октябре 1880 г., на основе благоприятного опыта военно — морского флота со строительством компании Императорской яхты Ливадия . Корабль прибыл на шотландскую верфь только 14 июля 1881 года и переоборудовался до февраля 1882 года. Новые вертикальные комбинированные паровые машины и двенадцать цилиндрических котлов с рабочим давлением 70 фунтов на квадратный дюйм (483 кПа ; 5 кгс / см 2).) заменил оригинальную бракованную технику. Лонжеронные торпеды в носовой части были заменены на подводные торпедные аппараты для торпед Уайтхеда, а также были заменены гребные винты и руль направления. Ее воронка также была уменьшена до первоначальной высоты. 4 февраля 1882 года Петр Великий
провел ходовые испытания на своей новой машине и достиг скорости 14,36 узлов (26,59 км / ч; 16,53 миль в час) с мощностью двигателя 8 296 лошадиных сил (6 186 кВт). Новый двигатель и котлы были немного легче своих предшественников, а водоизмещение корабля составляло 10105 длинных тонн (10267 т). [4]
Сразу после ходовых испытаний корабль отправился из Шотландии в круиз по Средиземному морю. Петр Великий
посетил на ней порты в Алжире , Афинах , Корфу , Неаполе , Специи и Тулоне, прежде чем его отозвали. Она посетила Кадис , Лиссабон , Брест и Шербур, прежде чем дойти до Кронштадта.12 сентября. Корабль оставался в Балтийском море до конца своей карьеры, его легкое вооружение несколько раз модифицировалось. В течение 1880-х годов ее задние 4-фунтовые пушки были заменены двумя 44-миллиметровыми (1,7 дюйма) орудиями Энгстрема, а две другие на ее мостике были перенесены на крышу передней башни.
Петр Великий
‘ котлы , заменено в 1892 году , и к середине 1890-х годов корабль смонтированы два 4-фунтовых орудий на каждой башне, шесть 47-миллиметровых (1,9 дюйма) 5-барабанные вращающиеся пушки Hotchkiss на мосту и четыре 37-мм (1,5 в) Пистолеты Гочкиса. [4]
Петр Великий
после реконструкции как учебно-артиллерийский корабль
Петр Великий
считался устаревшим к концу 1890-х годов, и был внесен ряд предложений по его реконструкции. Наиболее продуманная схема подъема башен на 7 футов 6 дюймов (2,3 м) и постройки нового бронированного каземата между башнями и палубой с шестью 6-дюймовыми (152-мм) орудиями. Существующие 14- и 12-дюймовые бронеплиты из кованого железа будут заменены Krupp.стальные пластины толщиной 8 дюймов (203 мм) и 7 дюймов (178 мм) соответственно. Несмотря на экономию 1000 длинных тонн (1000 тонн) за счет замены кованого железа более легкой стальной броней, корабль получил бы 674 длинных тонны (685 тонн) водоизмещения, а его осадка увеличилась бы примерно на 12 дюймов. Этот план был одобрен, хотя и с очень низким приоритетом, и ее башни были сняты в октябре 1898 года, но больше ничего не было сделано. 11 июня 1903 г. начальник Морского министерства адмирал Ф. К. Авелан приказал переоборудовать его в учебно-артиллерийский корабль. [14]
Новый проект был утвержден 2 февраля 1904 года, хотя Балтийский завод в Санкт-Петербурге уже начал рубку корабля до причальной палубы. Боковая броня была снята, и была построена совершенно новая надстройка . На смену котлам пришли двенадцать жаротрубных котлов , десять отремонтированных от Императорской яхты « Полярная звезда» и два новых. Новые котлы подавали достаточно пара только для того, чтобы дать двигателям 5 500 обозначенных лошадиных сил (4 100 кВт), хотя пришлось добавить вторую воронку для размещения их выхлопных газов. Были добавлены две мачты с боевыми топами . Только боевая рубка кораблятеперь был защищен 4-дюймовым (102 мм) броневым листом. [15] Вооружение было почти полностью заменено четырьмя 8-дюймовыми орудиями 50-го калибра, установленными на барбетах на верхней палубе, размещенными по бортам корабля, а шесть 6-дюймовых орудий 45-го калибра были установлены в небронированных казематах на с каждой стороны корабля. [10] Вооружение противоторпедного катера теперь состояло из двенадцати 75-миллиметровых (3,0 дюйма), четырех 57-миллиметровых (2,2 дюйма), восьми 47-миллиметровых и двух 37-миллиметровых орудий. [15]
Начало русско-японской войны , почти сразу после утверждения ее проекта, означало, что работы над ней замедлились до минимума и возобновились только в начале 1907 года. Корабль был завершен в следующем году. В результате реконструкции общая длина Петра Великого
составила 321 фут 10 дюймов (98,09 м), ширина — 62 фута 4 дюйма (19,0 м), а максимальная осадка — 26 футов 7 дюймов (8,1 м). Ее водоизмещение составляло 9790 длинных тонн (9950 тонн), что почти на 400 длинных тонн (406 тонн) легче, чем ее модифицированное водоизмещение 10 105 длинных тонн. Его максимальная скорость была теперь 12,9 узла (23,9 км / ч; 14,8 миль в час), и он перевозил 714 длинных тонн (725 т) угля. Это дало дальность полета в 1500 морских миль (2800 км; 1700 миль).
После ее завершения Петр Великий
был назначен в Отряд артиллерийской подготовки до 1917 года. [4] Ряд источников сообщают, что Советский Союз переименовал ее в
Республиканец
или
Баррикада (Баррикада)
, [10] [16] [17] но это не подтверждается источниками, использованными Маклафлином после окончания холодной войны. В том же году его назначили базой для подводных лодок в Кронштадте, а затем в Хельсинки. По Брест-Литовскому договору Советский Союз должен был эвакуировать свою военно-морскую базу в Хельсинки в марте 1918 года или интернировать свои корабли недавно получившей независимость Финляндией, несмотря на то, что Финский заливвсе еще было заморожено.
Петр Великий
достиг Кронштадта в апреле в так называемом «Ледовом путешествии» . 21 мая 1921 года судно построили и использовали для хранения мин . Ее переименовали в
Blokshiv Nr. 1
4 декабря 1923 года и села на мелководье из-за осеннего наводнения в сентябре 1923 года. Не снимали с мели и не ремонтировали до 5 октября 1927 года. 1 января 1932 года он был переименован в
Blokshiv Nr. 4
, и на
БШ-3
16 мая 1949 года, к тому времени он уже использовался как казарма в Кронштадте. Судно было разбито 18 апреля 1959 года и впоследствии списано. [18]