Ракеты «Фау-1» и «Фау-2» — неудавшееся возмездие рейха


В 1942 году ход Второй Мировой Войны начал изменяться, и не в пользу нацистской Германии. Тяжёлые поражения рассеивали впечатление, созданное блестящими победами рейха в начальных кампаниях. Естественно, германская пропаганда продолжала уверять обывателей в том, что победа будет достигнута. Но, что показательно, особую роль в достижении будущей победы отводили не гению фюрера или мужеству солдат. Триумф должно было обеспечить «чудо-оружие».

К «вундерваффе» относится и «оружие возмездия» — крылатые и баллистические ракеты, которые должны были наносить удары по Британии, заменив авиацию.

Крылатая ракета «Фау-1»

Первым «оружием возмездия» стал самолёт-снаряд Fi 103, разрабатывавшийся с лета 1942 года. Этот беспилотный моноплан с прямым крылом приводился в движение простым и недорогим пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, установленным над фюзеляжем. Автопилот «Фау-1» удерживал ракету на заданном курсе и высоте при помощи гироскопов и магнитного компаса.

Дальность «Фау-1» задавал механический счётчик, который скручивала до нуля аэродинамическая вертушка на носу снаряда. Когда счётчик вставал на ноль, «беспилотник» уходил в пике.

Боевая часть «Фау-1» содержала до тонны аммотола.

Запускалась ракета с паровой катапульты длиной около 50 метров. Подобная пусковая установка была не очень мобильной и легко обнаруживалась воздушными разведчиками.

Характеристики «Физелер»-103 или Фау-1

Страна:ГерманияТип:Самолет-снарядГод выпуска:1942 г.Экипаж:0-1 чел.Двигатель:1х As.014 мощностью 300 кгсМаксимальная скорость:800 км/чПрактический потолок:1000 мДальность полета:280 кмМасса пустого:1500 кгМаксимальная взлетная масса:2250 кг (нормальная взлетная)Размах крыльев:5,3 мДлина:7,73 мВысота:1,7 мПлощадь крыла:8 кв.м.Вооружение:Масса боевой части 850 кг.

Баллистическая ракета «Фау-2»

Семейство баллистических ракет, создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.

В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения. Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород. Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.

Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищённых бункеров, но превосходство в воздухе, завоёванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укреплённых позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.

Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нём пусковой стол.

Мать всех ракет

3 октября 1942 года на полигоне Пенемюнде (ракетный центр Третьего рейха под городком Пенемюнде на острове Узедом Балтийского моря на северо-востоке Германии) был произведён третий (но первый успешный) испытательный запуск ракеты «Фау-2»A-4»). Это была четвёртая по порядку постройки ракета А-4. Она пролетела 192 км. и достигла высоты 90 км. Двигатель и система управления ракеты впервые проработали сравнительно нормально, хотя ракета и не смогла поразить цели из-за неполадок в системе наведения.

«Фау-2» (от нем. V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия; другое название — нем. А-4 — Aggregat-4) — первая в мире баллистическая ракета дальнего действия класса «земля-земля», разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение Вермахта в конце Второй мировой войны.

Вернер фон Браун

Внешне ракета Фау-2 имела классическую для ракеты, веретенообразную форму, с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами (рулями).

Ракета являлась одноступенчатой, имела длину 14 м., диаметр корпуса — 1,65 м. (диаметр по стабилизаторам – 3,6 м.), стартовую массу 12,8 тонн, которая складывалась из массы конструкциивместе с двигательной установкой (3060 кг.), массы компонентов топлива (8760 кг. – около 4-х тонн 75% этилового спирта и около 5 тонн жидкого кислорода) и массы боевого заряда (980 кг.). В ракете использовались 175 кг. перекиси водорода, 14 кг. перманганата натрия, и 17 кг. сжатого воздуха.

Фау-2 состояла из
более 30000 отдельных деталей, а длина проводов её электрического оборудования превышала 35 км.

1.Головной взрыватель 2.Взрывная трубка 3.Боевая головка (масса 975 кг) 4.Основной электрический взрыватель 5.Отсек из фанеры 6.Баллоны с азотом 7.Силовой набор 8.Бак с этиловым спиртом и водой. Максимальная масса 4170 кг. 9.Спиртовой клапан 10.Бак жидкого кислорода. Максимальная масса 5530 кг. 11.Изолированный трубопровод для подачи этилового спирта 12.Силовой элемент 13.Турбонасос 14.Выхлоп турбины 15.Труба горючего для регенеративного охлаждения камеры сгорания 16.Главный клапан горючего 17.Камера сгорания. Тяга 25 000 кгс. 18.Главный клапан жидкого кислорода 19.Графитовый газовый руль (4 шт.) 20.Аэродинамический руль (4 шт.) 21.Антенна 22.Парогенератор для привода насосов 23.Бак перекиси водорода. Максимальная масса 170 кг. 24.Изоляция из стекловаты. 25.Оборудование системы управления и радиоконтроля 26.Отсек приборов

Ракета была оснащена жидкостным реактивным двигателем, работавшим на 75%-ом этиловом спирте и жидком кислороде. Оба компонента топлива подавались в двигатель двумя мощными центробежными турбонасосами Вальтера, которые приводились в движение турбинами на С-образной и Т-образной рейках. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом. Мощность двигателя составляла 730 л.с., скорость истечения газов из сопла достигала 2050 м/с., температура в камере сгорания — 2700°C, давление в камере сгорания – 15,45 атм. Расход топлива составлял 127 кг/сек. Двигатель мог работать 60-70 секунд, развивая тягу в 27500 кгс. и придавая ракете скорость, в несколько раз превышающую скорость звука — до 1700 м/с (6120 км/ч). Ускорение ракеты на старте составляло 0,9g, а перед отсечкой топлива – 5g. Скорость звука набиралась за первые 25 секунд полёта. Дальность полёта достигала 320 км., высота траектории — до 100 км., причём на момент отсечки подачи топлива дальность от точки старта по горизонтали составляла 20 км., высота – 25 км. (далее ракета летела по инерции):

Точность попадания ракеты в цель (круговое вероятное отклонение) составляло по проекту 0,5-1 км. (0,002 – 0,003 от дальности), но в реальности было 10-20 км. (0,03 – 0,06 от дальности).

В качестве взрывчатки в боевой части применялся аммотол (смесь аммиачной селитры и тротила в различных пропорциях от 80/20 до 50/50) из-за его устойчивости к вибрации и высоким температурам – головной обтекатель нагревался до 600 градусов при трении об атмосферу. Боевая часть вмещала 730 — 830 кг. аммотола (масса всей головной части составляла 1000 кг.). При падении скорость ракеты составляла 450 – 1100 м/с. Взрыв происходил не сразу при ударе о поверхность — ракета успевала немного углубиться в землю. От взрыва оставалась воронка диаметром 25-30 м. и глубиной 15 м.

Средняя стоимость одной ракеты составляла 119 600 рейхсмарок.

Технологически ракета была поделена на 4 отсека: боевой, приборный, баковый (топливный) и хвостовой. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм., общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм., снаряжался аммотолом. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование.

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75% водный раствор этилового спирта) размещалось в верхнем (переднем) баке. Окислитель — жидкий кислород, заправлялся в нижний (задний) бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).

В хвостовом отсеке, на силовой раме размещалась двигательная установка. К хвостовому отсеку крепились фланцевыми стыками 4 стабилизатора. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).

Ракета могла базироваться как на стационарном наземном стартовом столе, так и на мобильной установке. Стартовала она вертикально. Перед пуском Фау-2 строго выравнивалась по азимуту с помощью большого круга наведения. На активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, имевшая устойчивую платформу, два гироскопа и интегрированный акселерометр. При старте направления контролировалось графитовыми лопастями, которые обтекались выхлопной струёй двигателя (газовые рули). Во время полёта направление движения ракеты регулировалось аэродинамическими рулями лопастей, которые имели электрогидравлический привод.

Стремление увеличить дальность ракеты Фау-2 привело к проекту установки на ней стреловидных крыльев и увеличенных аэродинамических рулей. Теоретически такая ракета в полёте могла бы планировать на расстояние до 600 км.:

Крылатая ракета А-4b на стартовом столе в Пенемюнде, 1944 год

Два экспериментальных полёта таких крылатых ракет, названных А-4b, были произведены в Пенемюнде в 1944 году. Первый запуск был полностью неудачным. Вторая ракета успешно набрала высоту, однако при входе в атмосферу у нее оторвалось крыло.

Первый испытательный старт Фау-2 состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск — 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась ракета с целью запугивания, поражая в основном мирное население. Обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании, в особенности отличающийся большой площадью город Лондон, а также другие европейские города.

Жертвы Фау-2, Антверпен, 1944 год

Тем не менее, военная значимость Фау-2 была ничтожной. Эффективность боевого применения ракеты была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км. попадало только 50% запущенных ракет) и низкую надёжность (около половины запущенных ракет взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте; во-многом это было обусловлено саботажной деятельностью антифашистского подполья в концлагере, заключённые которого изготавливали ракеты). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за 7 месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (т.е., от каждой ракеты погибал один или два человека). Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырёхмоторных бомбардировщиков B-17Летающая крепость»), пришлось бы использовать 66000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.

Ракета Фау-2 была первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведен ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным до 67 сек. временем работы двигателя. Высота подъёма при этом достигала 188 километров, что, по современным меркам, считается суборбитальным полётом, поскольку ракета преодолела 100-километровую линию Кармана, принятую как «начало космоса».

Более того, среди определённых кругов популярна гипотеза о первых немецких космонавтах. Она основывается на сведениях о том, что на основе Фау-2 ещё с 1941 — 1942 годов разрабатывался проект 100-тонной управляемой двухступенчатой первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты А-9/А-10 «Amerika-Rakete», или «Projekt Amerika», высотой 25 м., диаметром 4,15 м., с дальностью полёта 5000 км. для бомбардировки Нью-Йорка и других городов восточного побережья США:

Вот предполагаемые технические данные этой ракеты:

Чисто технически, впрочем, эта ракета являлась, скорее, сверхзвуковой крылатой, так как её вторая ступень представляла собой крылатый ракетоплан, движущийся не по баллистической а по планирующей траектории. Для наведения на цель головной части ракеты с боеголовкой предполагалось использование в начале и середине полётасигнала с радиомаяка, на завершающей частипилота, который незадолго до цели должен был покидать небольшую кабину на парашюте и приводняться в Атлантическом океане в надежде быть подобранным немецкой подводной лодкой после того как он совершал суборбитальный космический полёт.

Неуправляемый вариант полёта А-9/А-10. После отделения первой ступени на высоте 60 км. неуправляемая крылатая ракета А-9 достигает скорости в конце активного участка около 10 000 км/ч. После прохождения вершины траектории и возвращения в плотные слои атмосферы с помощью аэродинамических рулей прекращалось пикирование, и последующее движение ракеты происходило в виде серии последовательных погружений в атмосферу. Такая схема полёта позволяла рассеивать в окружающее пространство тепло, выделяющееся вследствие трения ракеты о воздух, и увеличить дальность полёта до 5000 км., конечно, ценою снижения скорости у цели.

По некоторым встречающимся в литературе данным, крылатая вторая ступень А-9 была испытана несколько раз, начиная с 8 января 1945 года.

Что касается первой ступени — А-10, то по одним данным она не была доведена, а по другим — ещё в середине 1944 года на ракетодроме Пенемюнде была сооружена стартовая площадка, более крупная нежели для A-4, которая могла быть использована для пусков А-10.

Есть также сведения о проведении в конце 1944 года операции «Elster» («Сорока») в Нью-Йорке по обезвреживанию уже проникших немецких агентов, в задачу которых входила установка радиомаяков на небоскрёбах города. Если это так, проект «Amerika-Rakete», возможно, был близок к началу боевого применения. Разворачивание проекта ракетной бомбардировки США полностью, видимо, было уже невозможно, поскольку немецкий ракетный полигон подвергался авианалётам союзников, а затем был занят советскими войсками в начале весны 1945 года.

Если ракеты А-9/А-10 всё-же испытывались и на их борту находились пилоты, то в случае превышения в этих запусках высоты 100 км. они могли считаться первыми космонавтами.

Тем не менее, факт каких-либо существенных работ по программе A9/A10 вызывает сильные сомнения, так как материальных свидетельств какого-либо практического воплощения работ по проекту не существует. Согласно данным проведённого журналом «Техника — молодёжи» расследования, программа не продвинулась далее эскизов и расчётов.

После окончания 2-й мировой войны Фау-2 стала прототипом первых межконтинентальных баллистических ракет в США и СССР и других странах. С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет Фау-2 начинались как некоторые американские, так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе Фау-2.

11 апреля 1945 года американские войска захватили в Тюрингии, где обнаружили 54 собранные ракеты. Кроме того, в сборочных цехах находились ещё 35 Фау-2 в той или иной степени готовности.

Фау-2 на сборочной линии завода Миттельверк в горе Конштайн, 3 июля 1945 года

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн, в 5 км. от города Нордхаузена находился концентрационный лагерь Дора (Дора-Миттельбау, Нордхаузен) — подразделение лагеря Бухенвальд. Основным предназначением лагеря была организация подземного производства вооружений на заводе Миттельверк, в том числе ракет Фау-2. В лагере заключённые работали в специально прорубленных в горе тоннелях. Это был один из наиболее тяжёлых по режиму лагерей Германии. Тем не менее, в лагере существовало антифашистское подполье, которое организовывало тайный саботаж при изготовлении ракет, благодаря чему около половины всех запущенных Фау-2 не долетели до цели.

После занятия лагеря Дора союзниками, были найдены зарытыми 25000 трупов узников, и ещё 5000 человек было расстреляно перед наступлением американской армии. Таким образом, производство ракет унесло в 10 раз больше жизней, чем сами ракетные удары.

Около 100 захваченных американскими войсками ракет Фау-2 на 16 транспортных судах было отправлено в Америку, где они стали настоящим открытием для американских инженеров. В первые послевоенные годы с помощью Вернера фон Брауна на их базе были созданы первые американские баллистические ракеты: Редстоун, Меркурий, Юпитер, которые сыграли ключевую роль в осуществлении первых космических успехов США:

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes. В 1946-1952 годах армия США осуществили 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, ввиду наличия у США параллельной программы разработки полностью американской серии ракет WAC Corporal, развитие линии Фау-2 в США было ограничено.

Сильное впечатление произвело знакомство с немецкой военной техникой и на советских инженеров. Вот, как писал об этом Б.Е.Черток, направленный в Германию после окончания войны, наряду с другими специалистами по ракетной технике, для знакомства с немецкими трофейными ракетами Фау-2:

«A.M.Исаев, затем я, Н.А.Пилюгин, В.П.Мишин и ещё несколько специалистов были допущены к осмотру секретного немецкого оружия.

Войдя в зал, я сразу увидел грязно-чёрный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он залез с головой через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал подробности. Рядом сидел расстроенный Болховитинов.

Я спросил:

— Что это, Виктор Фёдорович?

Это то, чего не может быть! — последовал ответ.

ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли».

Однако нашим инженерам удалось в точности повторить немецкую ракету и создать её отечественный аналог Р-1. Параллельно же с этим аналогом, С.П.Королёв разработал ракету Р-2, летавшую уже на 600-километровое расстояние. Последним прямым потомком Фау-2 стала и наша ракета Р-5, ставшая первой отечественной ракетой с ядерным боезарядом:

Прямые потомки Фау-2

Итак, рождение величайшей ракеты 20-го столетия, которая затем стала основой космических ракет, было оплачено тысячами жизней – жителей европейских городов, по которым наносились ракетные удары, узников концлагерей. И в последующие годы ракеты рассматривались сверхдержавами, как средство военного доминирования. Всяческие разговоры о мирных исследовательских космических полётах рассматривались не просто как фантазии, а как вредное отвлечение ресурсов от главной цели – создание средств разрушения, уничтожения, убийства. Только под эти цели «сильные мира сего» считали достойным и необходимым выделение огромных средств. И лишь тем конструкторам, которые являлись космическими мечтателями и сильными личностями в одном лице, таким как С.П.Королёв, Вернер фон Браун, В.П.Глушко и другим удалось направить часть этой воинственной энергии в мирное, исследовательское русло. Наверное, последующие космические исследования искупили собой те жертвы, которые были принесены на первом этапе развития ракетостроения в 20 веке. Или не искупили?

Часть вывезенных в США Фау-2 применялась для проведения научных исследований.

24 октября 1946 года автоматическая 35-миллиметровая камера, установленная на трофейной ракете Фау-2, запущенной американскими военными инженерами с полигона Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико), впервые сфотографировала Землю с высоты 65 миль (105 километров). Вот эти фотографии:

20 февраля 1947 года в США с помощью ракеты Фау-2 в космос по суборбитальной траектории были запущены первые живые существаплодовые мушки. Было произведено изучение последствий радиационного воздействия на больших высотах.

В 1948 году в США в носовом конусе трофейных ракет Фау-2 были запущены обезьяны-резусАльберт и Альберт 1. Во время подготовки к полёту обезьяны трудно привыкали к условиям кабины, плохо поддавались тренировке, иногда у них случались нервные срывы, и тогда они проявляли агрессивность, с которой боролись, погружая животных в состояние наркотического опьянения. После запуска они умерли от удушья. Высота ракеты достигла 63 км.

14 июня 1949 года обезьяна Альберт II была запущена в космос таким же образом. К сожалению, Альберт II тоже умер из-за того, что не раскрылся парашют. Но тем не менее Альберт II стал первой обезьяной в мире попавшей в космос, поскольку взлетел на 133 км.

16 сентября 1949 года Альберт IIIяванский макак — погиб на высоте 10,7 километров при взрыве ракеты.

8 декабря 1949 года Альберт IV погиб во время полёта, достигнув высоты 130,6 километров.

31 августа 1950 года мыши Mickey, Mighty, Jerry or Danger, были запущены в космос на борту Фау-2. О том, сколько их осталось в живых не известно.

18 апреля 1951 года обезьяна по прозвищу Альберт V погибла из-за отказа парашюта.

20 сентября 1951 года Yorick, также известный как Альберт VI, вместе с 11 мышами, пролетев 70 км., стал первой обезьяной, которая выдержала полёт ракеты. Однако, он умер через 2 часа после приземления. Две мыши также умерли. Их смерти наступили в результате перегрева в загерметизированной капсуле на солнце до того, как их нашли.

21 мая 1952 года обезьяны Патриция и Майк, полетевшие и выдержавшие полёт, пролетели всего 26 километров. Патриция и Майк прожили всю жизнь в Национальном зоологическом парке в Вашингтоне, округ Колумбия США.

В СССР в 1949 – 1951 годах были осуществлены пуски наследниц Фау-2 – геофизических ракет Р-1А (В-1А), Р-1Б (В-1Б), Р-1В (В-1В) с научными целями, в том числе, с собаками на борту (см. проект ВР-190):

Применение

Первое крупное соединение ракетных войск – 65-й армейский корпус – сформировали в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был производить запуски «Фау-1», но для конспирации именовавшийся «зенитно-артиллерийским». Спустя неделю после высадки войск в Нормандии начались «удары возмездия» по Британии.

По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было наносить удары по Лондону, терялись, и «беспилотники» начали использовать для обстрела стратегически важных портов в Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадёжными – до четверти запущенных «Фау-1» падало сразу после старта. Столь же велик был и процент ракет, чьи двигатели выходили их строя в полёте.

Долетевшие до Британии «Фау-1» сталкивались с аэростатами, сбивались истребителями и уничтожались зенитным огнём.

Для продолжения бомбардировок Лондона и снижения риска встречи с перехватчиками «Фау-1» пытались запускать с борта самолёта He.111H-22. Исследования показали, что при таких атаках терялись до 40% «Фау-1», а из самолётов-носителей была уничтожена почти треть.

«Фау-2» вступили в дело только осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения «Фау-2» было несравнимым. Баллистическая ракета не засекалась радарами, невозможен был и её перехват истребителями.

Некоторое время считалось, что «Фау-2» наводятся по радару – это повлекло за собой работы по созданию помехопостановщиков.

Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создавать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полёта. Зато неплохим средством противодействия «Фау-2» оказались ложные отчёты, отправляемые британской разведкой. В них докладывалось о том, что немецкие ракеты стабильно промахиваются по Лондону, уходя в перелёт.

Ракетчики скорректировали наведение, и «Фау-2» стали поражать малонаселённые предместья. Разведка, естественно, начала сообщать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски «Фау-2» по Лондону (обозначенному как приоритетная цель лично Гитлером) и по Антверпену продолжались до весны 1945 года.

В ходе сражения за Ремаген произошла попытка использовать «Фау-2», как тактическое оружие. Фюрер приказал с их помощью уничтожить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет в мост не попала, а одна отклонилась от цели на 60 километров.

Два неудачных пуска новой «Фау-2»

Пять из таких машин построили уже к 24 октября 1944 года. Первый полет нового изделия состоялся 27 декабря 1944 года. Однако он закончился неудачей. Ракета разбилась почти сразу после старта из-за отказа рулевого управления. Вторую ракету пустили ввысь 24 января 1945 года. Она достигла высоты 80 км. После чего перешла в устойчивый полет со скоростью 1200 м/с. Однако одно крыло ракеты не выдержало нагрузки и отломилось. Полет прервался. По техническим причинам.

Быстро наступающие союзные армии и хаос со снабжением окончательно остановили эту программу.

В 90-х годах прошлого века, в период расцвета легенд о нацистах на Луне и всякой подобной ерунды, последнее испытание A4b считалось энтузиастами пилотируемым полетом. И это был, по их мнению, полет вовсе не A4b! А самой настоящей межконтинентальной баллистической ракеты A9/A10, нацеленной на Нью-Йорк! Энтузиасты утверждали, что на ее борту находился пилот Люфтваффе Рудольф Магнус Шредер. И что когда эта затея провалилась, он покончил жизнь самоубийством. Раскусив капсулу с мышьяком. Обломки ракеты утонули якобы где-то в Северной Атлантике. Конечно же, это все чушь. Однако эта легенда поместила Шредера в виртуальный пантеон неких «Призрачных космонавтов».

Технические характеристики

Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».

Fi 103 (Фау-1)A-4 (Фау-2)
Стартовая масса, кг220012500
Масса топлива, кг5409760
Масса боевой части, кг700-1000730-830
Максимальная скорость, км/ч656522
Максимальная дальность, км286320
Отклонение от цели, км0.9 (проектное)5,0 (по результатам советских испытаний)

Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.

Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.

Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.

А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.

Невысокая точность ракет делала их пригодными только использования в качестве оружия террора, для обстрела крупных городов.

Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное — время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.

В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.

Боевое применение самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)

В отличие от современных крылатых ракет, Фау-1 (Fi-103) был не высокоточным, а скорее «высоко не точным» оружием. Место попадания ракеты укладывалось в квадрат 4х4 километра, поэтому относительного успеха можно было добиться только запуская ракеты «пачками», к тому же по крупноразмерным целям. Стрельба по городам (трудно найти более крупную мишень) представлялась оптимальным способом боевого применения Фау-1. Первой целью гитлеровских крылатых ракет должен был стать Лондон. Памятуя о страшной бомбардировке Гамбурга британскими бомбардировщиками летом 1943 г., немцы ввели в обиход ещё одно обозначение для Фау-1: V-1, то есть Vergeltung-1, «оружие возмездия».

Гитлер ждал чуда, но чуда не произошло. Англичане заранее знали о «оружии возмездия» и в первую очередь бомбили именно пусковые площадки и заводы по изготовлению Фау-1. Истребители также были своевременно предупреждены о новом орудии немцев, а так как полет самолетов-снарядов осуществлялся строго по прямой, к тому же со сравнительно невысокой скоростью, пилоты вскоре научились довольно легко сбивать их в пути. К концу войны, до цели долетало уже не больше 10% выпущенных Фау-1.

Первое боевое применение Фау-1 (Fi-103) состоялось в ночь на 16 июня 1944 года/ По Лондону было выпущено 244 ракеты — частью с самолетов He-111H-22, частью с наземных пусковых установок в Нормандии. Конечно это был только пробный шар — наклепать гитлеровцы успели ни много ни мало, 25 тысяч самолетов-снарядов. Однако до самой капитуляции, так и не сумели расстрелять этот впечатляющий арсенал: всего было выпущено 10,5 тысяч Фау-1, для остальных просто не хватило топлива и пусковых установок.

Всего по английским данным от «оружия возмездия» погибло 6364 человека и около 18000 было ранено.


Fi.103 (Фау-1, V-1) транспортируемый на самолете Ar-234. Вы только подумайте — первый в мире реактивный бомбардировщик с первой полноценной крылатой ракетой на борту!

№ 3. Показания жителей деревни Нивиска о работе полигона Близна

1. Показания жителя деревни Нивиска Горчаковского Ивана Лукича.

Я в период 1943-44 гг. работал на железной дороге Пусткув-Коханувка. Я находился в сентябре месяце в 15 км от Нивиски, когда увидел в воздухе полёт необычайного тела — ракеты, с огнём на полёте и гудящего, как гром (похоже по звуку на «Катюшу»).

Затем я услыхал громкий звук — взрыв, упавшей торпеды. При этом вылетели все окна и черепица с крыши. После падения торпеды появился немецкий самолёт, осмотрел место падения и затем ночью все остатки были вывезены.

К изгороди в районе Близна немцы не допускали на 3 км. Кто появлялся — арестовывался.

2. Показания жителя деревни Нивиска Харата Франчишека.

В апреле месяце (14 числа) я находился в деревне. Я видел своими глазами полёт самолёта-снаряда. Он летел со страшным шумом, похожим на непрерывный гром. На полёте сзади самолёта был виден огонь, а за ним дым — белое облако. Когда летел самолёто-снаряд, то от звука при полёте дрожали окна в домах. Потом недалеко от деревни самолёто-снаряд закачался и упал боком на крыло… При падении полчаса он лежал на земле и горел, а затем произошел взрыв. Немцы прибыли к месту падения лишь после обнаружения места при помощи самолёта, появившегося из района Близна. Во время взрыва в деревне Нивиска полетели окна, крыши домов, пристроенные лестницы и т.п. После взрыва приехали немцы и подобрали все осколки. Полёт был на высоте приблизительно 200 метров.

Кроме этого я сам видел полёт таких самолёто-снарядов над деревней в направлении м. Кольбушова, Авергув. В день разрыва по указанному направлению проходили ещё над головой 6-7 штук таких самолёто-снарядов. А в следующие дни, после разрыва над деревней пролетали торпеды, но уже все без крыльев. Полёт их был высокий.

Подпись.

3. Показания гр. Душень Юзефа из д. Нивиска.

При падении самолёта-снаряда близ деревни Нивиска я стоял поодаль — метров 200. Я видел сначала удар самолёта-снаряда о землю, затем он поднялся, пролетел метров 30, закачался и вновь упал, продолжая гореть на земле, но уже без шума. После этого через полчаса произошёл взрыв большой силы. В этот момент уже полиция прибыла. Я сам видал, как одного немца, стоявшего на 100 метров в момент взрыва опрокинуло (он ехал на велосипеде).

На месте первого падения имеется сигарообразная воронка длиной 7 метров и диаметром в наибольшем месте — 2 метра, затем в 27 м. воронка окончательного падения и взрыва.

Житель села Нивиска — подпись.

Опрос жителей производил

инженер-майор Соркин.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 127. Д. 545. Л. 35-36.

Заверенная копия. Машинописный текст.

Первые в космосе

В 1956 году Сергей Павлович Королев рассматривал возможность запуска пилотируемых капсул по суборбитальной траектории с помощью баллистической ракеты Р-5. Однако в итоге он решил идти к орбитальному полету. Который советские инженеры и осуществили 12 апреля 1961 года с помощью межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Первым человеком, совершившим суборбитальный полет в космос на борту, по сути, усовершенствованной «Фау-2», стал американский астронавт Алан Шепард. Это произошло 5 мая 1961 года. Но случилось это через три недели после того, как советский летчик Юрий Гагарин совершил один оборот вокруг Земли…
Выразите свое мнение! Оно очень важно для нас! Для этого войдите на сайт с помощью:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]