Стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-102: история создания, летно-технические характеристики, принцип действия и конструкция


Крылатая ракета Х-101 на аэродроме стратегических бомбардировщиков в Энгельсе Современные средства противовоздушной обороны представляют собой поистине смертельную угрозу для любых самолетов, включая даже те из них, что сделаны по технологии «стелс», но только не для российских стратегических бомбардировщиков. Ни у Ту-95, ни у Ту-160 просто нет необходимости заходить в зону действия какой-либо ПВО, потому что их главным оружием являются крылатые ракеты воздушного базирования, способные поражать цели на удалении в тысячи километров от точки запуска. Наиболее совершенным видом такого оружия на сегодня являются ракеты Х 101 и Х-102, уже опробованные в ходе реальных боевых действий.

История создания

В 80-е годы прошлого века основным оружием российских стратегических бомбардировщиков стали крылатые ракеты Х-55, способные поражать цели на дистанции в 2500 километров. Их могли применять как новейшие в то время Ту-160, так и хорошо освоенные летчиками Ту-95МС. Следует отметить, что первоначальная модификация Х-55 не отличалась большой точностью – круговое вероятное отклонение достигало 100 метров. При использовании ядерной боеголовки это было допустимо, однако для обычной боевой части – чрезмерно много.

Между тем, уже было известно, что в США разрабатывается новая крылатая ракета для бомбардировщика B-52, получившая обозначение AGM-129ACM. Она обещала стать не только более точной, чем Х-55, но и более дальнобойной – максимальная дистанция полета составляла до 3700 километров.

Предотвратить отставание от потенциального противника можно было двумя основными способами – улучшить характеристики Х-55 или же приступить к созданию какой-то иной, принципиально новой ракеты.


Американская крылатая ракета AGM-129 ACM. Имела заметно меньшую дальность, чем Х-101. Из-за больших габаритов разместить её в бомбоотсеке какого-либо самолета так и не удалось

Конструкторы Дубненского МКБ «Радуга» решили пойти по двум этим путям одновременно. Х-55 прошла целый ряд модернизаций, после которых её возможности резко возросли. Одновременно начались работы по двум новым проектам, которые какое-то время конкурировали между собой.

Наиболее многообещающим поначалу выглядел проект ракеты нового поколения Х-90. В этом случае радикального увеличения дальности полета не планировалось – этот параметр должен был составить «всего лишь» 3000 километров. Упор делался на другую характеристику – скорость. Х-90 могла стать первым образцом гиперзвукового оружия.

Прототип ракеты, летательный аппарат ГЭЛА, удалось построить и испытать, однако почти сразу конструкторы столкнулись с огромным количеством самых разных проблем, решить которые не удалось. Разработку Х-90 пришлось остановить. Одной из причин этой неудачи, безусловно, стало резкое сокращение финансирования после распада СССР. Время для гиперзвукового оружия в 90-е годы еще не пришло.

Основные усилия перенесли на создание приблизительного аналога AGM-129, которым и стала крылатая ракета Х-101. Разумеется, о копировании в данном случае не может быть и речи – российская конструкция вполне оригинальна, просто она сделана во многом с оглядкой на основные характеристики американского образца. В частности, значительное внимание было уделено снижению радиолокационной заметности и повышению точности попадания.

AGM-129 поступила в ВВС США в 1990 году, а в 2007 её уже сняли с вооружения. Как нетрудно догадаться, судьба Х-101 оказалась намного более сложной. Первые испытательные запуски удалось осуществить лишь в 1998-м году.


Ракеты Х-101 под крылом Ту-95МСМ

В качестве самолета-носителя поначалу использовался Ту-95МС. На протяжении последующих трёх лет испытания продолжались, а в 2002-м году в Смоленске должно было начаться серийное производство нового оружия.

Дальше, по всей видимости, произошла какая-то заминка. Во всяком случае, по современной информации, серийный выпуск новых ракет начался не ранее 2011 года. Можно предположить, что на протяжении «нулевых» годов Х-101 и её «сестру» Х-102 дорабатывали.

Кроме того, необходимо учитывать и то, что строевые самолеты Ту-95МС и Ту-160 или вообще не могли применять новые ракеты, или не способны были полностью реализовать их потенциал. Бомбардировщики пришлось модернизировать, что отняло немало времени и потребовало дополнительных затрат.

К сожалению, установить точную дату принятия на вооружение Х-101 и Х-102 не представляется возможным. Первые сообщения об этом были опубликованы в 2012-м году, но не получили официального подтверждения. Видимо, окончательное решение Министерство обороны России приняло около года спустя. В 2015-м году это оружие было использовано против террористических группировок, находившихся на территории Сирии.

Медленно и опасно

Высокоточные дозвуковые крылатые ракеты большой дальности стали реальной угрозой в 1980-х годах. Наиболее известным воплощением этой угрозы давно и прочно является американский «Томагавк» — крылатая ракета морского базирования, выпускающаяся в различных модификациях до сих пор.

Все версии «Томагавка», предназначенные для поражения наземных целей, роднит следующее: относительно небольшие габариты — ракета выполнена в калибре 533 мм, что позволяет запускать ее через торпедные аппараты подлодок; относительная простота конструкции — это дозвуковой летательный аппарат с турбореактивным двигателем, не испытывающий в полете сильных перегрузок; развитая система управления, обеспечивающая полет в режиме огибания рельефа местности и высокую точность попадания, а в последних модификациях — еще и возможность перенацеливания в полете.

Запуск крылатой ракеты «Томагавк» с борта американского эсминца USS Barry

США произвели несколько тысяч ракет этого типа, и сотни «Томагавков» были использованы во многочисленных локальных конфликтах, начиная с войны в Персидском заливе в 1991 году и до наших дней.

Однако в 1980-е годы эта ракета предполагалась в том числе и для уничтожения целей на территории СССР — считалось, что маловысотный полет и высокая точность делают ее серьезной угрозой даже для плотной советской ПВО, несмотря на относительно низкую скорость полета, а возможность применения ядерной боевой части в сочетании с высокой точностью позволяла уничтожать в том числе хорошо защищенные малоразмерные цели.

Крылатые ракеты AGM-86 ALCM под крылом американского стратегического бомбардировщика B-52

Ракетами корабельного базирования дело не ограничивалось: помимо флотской BGM/RGM/UGM-109 «Томагавк», в серию пошла ракета AGM-86 ALCM для стратегических бомбардировщиков и «сухопутная» версия морской ракеты — BGM-109G GLCM — для наземных ракетных частей ВВС США.

Эта угроза воспринималась всерьез: американские крылатые ракеты нового поколения еще на ранних стадиях разработки в начале 1970-х стали одним из главных стимулов обновления ПВО СССР, приведшего к созданию зенитных ракетных систем семейства С-300 и истребителей-перехватчиков МиГ-31, а для обеспечения возможности перехвата маловысотных и малозаметных целей потребовался серьезный скачок в развитии отечественной военной радиоэлектроники.

Несмотря на интенсивное развитие гиперзвуковых технологий, не теряет актуальности и дозвуковое крылатое оружие. Так, на смену разработанным для стратегической авиации еще в 1980-х ракетам Х-55 пришли сверхдальние Х-101 и Х-102. Друг от друга они отличаются боевой частью — неядерной и ядерной соответственно. Первыми Х-101 вооружили бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 в начале 2010-х.

Стратегическая крылатая ракета Х-101 по своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. Дальность полета ракеты 5500 километров, возможное отклонение от цели на максимальной дистанции 5 метров. Восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров.

Х-101 (Х-102 в исполнении с термоядерной боеголовкой), (произносится «Ха-101») — стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Разработана конструкторским бюро «Радуга» (1995—2013 годы).

Конструкция

Двигатель расположен внутри ракеты. Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно только российские комплектующие. Используется комбинированная система наведения: не только инерциальная система с оптико-электронной коррекцией, но и головка самонаведения на конечном участке. А также может получать комплексную информацию как по маршруту, так и по координатам цели. По сравнению и в отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте.

Ядерный вариант (Х-102) несёт боеголовку мощностью, по различным сведениям, в 250 килотонн или 1 мегатонну.

По результатам испытаний ракета имеет круговое вероятное отклонение (КВО) 7 м на дальности 5500 км, а также способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м.

Крылатая ракета Х-101 характеристики
ПараметрЗначение
РазработчикМКБ «Радуга»
Год начала испытаний1999
Длина, м7,45
Диаметр, мм742
Размах крыла, м3
Стартовый вес, кг2200—2400
Масса боевой части, кг400
Масса топлива, кг1250
Скорость, м/с, крейсерская190—200
Скорость, м/с, максимальная250—270
Максимальная дальность, км5500 км
Профиль полётаизменяемый
Высота профиля полёта, мизменяемый от 30—70 до 10 000
ЭПР, м 20,01
Тип головки самонаведения ГСНоптоэлектронная система коррекции + ТВ (СМИ) ИНС + лазерный высотомер/оптическое изображение по эталонам участков коррекции + (вероятно) на конечном этапе полета — оптическая или радиолокационная ГСН
Силовая установкаДвигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кге
Точность (КВО), м10
Ядерный вариант ракетыХ-102 с термоядерным зарядом мощностью 250 кт или 1 Мт
Носители• Ту-160 (12 ракет в двух внутренних отсеках) • Ту-95 (8 ракет на внешней подвеске)

Принцип действия и конструкция ракеты

При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга. Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания (ЭПР).


Основные проекции ракеты Х-101/102

Кроме того, изменена аэродинамическая схема – если Х-55 являлась среднепланом, то Х-101 – низкоплан. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым – несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта.

Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс (по другим данным, до 450 кгс). Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта. Аналогичная схема была применена и на Х-55.

Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью. Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера.

Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения. По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания. Режим полета задается обычно еще на аэродроме (допускается также перенацеливание уже после запуска) – в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров.

дизайн

Он питается от одной 400 кг украинского производства, Мотор Сич ОАО R95-300 турбовентиляторных двигателя с выдвижными крылами для крейсерских эффективности. Его можно запускать как с больших, так и с малых высот, а также летать с дозвуковой скоростью на малых высотах (ниже 110 м / 300 футов). После запуска развернуты сложенные крылья, оперение и двигатель ракеты. Он управляется с помощью комбинации инерциальной системы наведения и системы наведения с учетом рельефа местности, которая использует радар и изображения, хранящиеся в памяти бортового компьютера, для поиска цели. Это позволяет ракете наводиться на цель с высокой степенью точности.

Оригинальный Х-55 имел двигатель с опускающимся двигателем; Х-65СЭ имел стационарный внешний турбореактивный двигатель, а Х-СД — двигатель внутри корпуса ракеты. Серийные версии оснащены двигателем ТРДД-50А российского производства НПО «Сатурн» повышенной мощности 450 кгс.

Летно-технические характеристики


Шесть ракет Х-101 на барабанной пусковой установке во внутреннем отсеке самолета Ту-160
Поскольку Х-101 – это стратегическая крылатая ракета, большинство информации о ней засекречено. Указать её основные характеристики можно только приблизительно:

Стартовый вес2,2 – 2,4 тонны
Вес боевой части400 кг
Дальность полетаДо 5500 км
Максимальная скоростьДо 1000 км/ч
Крейсерская скоростьОколо 730-740 км/ч
Длина ракеты7450 мм
Диаметр742 мм
Размах крыла3 м
ЭПР0,01 кв.м (оценочно)
Круговое вероятное отклонение (КВО)12-20 м

Х-102, в отличие от Х-101, является ракетой с ядерной боевой частью, мощность которой составляет, по разным данным, от 200 килотонн до одной мегатонны. При каком высотном режиме достигается максимальная дальность полета, точно неизвестно. В то же время при испытаниях и практическом применении ракеты была получена более высокая точность, чем указана в таблице – круговое вероятное отклонение составило не более 5-7 метров.

Особенности носителей ракет, бомбардировщиков Ту-160М и Ту-95МСМ

Хотя испытательные пуски прототипов Х-101 выполнялись со стратегического бомбардировщика Ту-95МС, для практического использования новых ракет он уже не подходил. Потребовалась модернизация, в ходе которой самолет был доработан следующим образом:

  1. Установлены двигатели с улучшенными характеристиками;
  2. Бомбардировщик получил современный прицельно-навигационный комплекс;
  3. Установлена новая радиолокационная станция «Новелла-НВ1.021»;
  4. Заменено приборное оборудование;
  5. На крыльях размещены держатели, приспособленные для подвешивания ракет Х-101.

Этой модернизации были подвергнуты несколько бомбардировщиков субмодификации Ту-95МС-16. Новый вариант самолета получил обозначение Ту-95МСМ. Он может нести до восьми Х-101 под своими крыльями.


Ту-95МСМ запускает ракету Х-101

Иногда ошибочно говорится о том, что количество ракет может быть доведено до 16, но это не так – в этом случае вес боекомплекта составил бы более 35 тонн, что более чем в полтора раза превышает реальную грузоподъемность самолета. Ту-95 действительно способен поднять в воздух 16 ракет, но только Х-55.

Значительно меньше информации имеется про другой самолет, вооруженный Х-101/102 – сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160М. Дело в том, что основным «медийно освещенным» направлением модернизации «Белого лебедя» стала его адаптация под использование обычных свободнопадающих бомб, в то время как размещение на борту новейших ракет почему-то отошло на второй план.

Можно предположить, что в оружейных отсеках обновленного Ту-160 были установлены модернизированные барабанные пусковые установки – ведь нагрузка на держатели при использовании Х-101 возросла почти в два раза. Кроме того, обновления наверняка потребовал прицельно-навигационный комплекс этого самолета.

Оценка ударной силы ракет Х-101 и Х-102

Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов – таковы характеристики её грузоподъемности. Это обозначает, что эффект от её воздействия можно сопоставить с ударом обычной авиабомбы калибра 500 кг. Примерно такой же мощностью обладают ракеты «Калибр» (боевая часть – 450 кг), «Искандер» (480 кг) и «Томагавк» (450 кг). Основное преимущество Х-101 по сравнению с ними – огромная дальность полета.

Правда, не совсем понятно, как именно можно воспользоваться возросшей дистанцией запуска ракеты. К примеру, при попытке поражения стратегически важных целей в глубине территории США дозвуковая Х-101 станет довольно уязвимой для перехвата, несмотря даже на свою маленькую ЭПР – ведь полет займет не меньше семи часов.


Запуск Х-101 из бомбоотсека самолета Ту-160

Намного более интересной особенностью Х-101 является возможность её использования против подвижных объектов. Разумеется, стрельба столь дорогими ракетами по танкам была бы бессмысленной, однако головка самонаведения, вероятно, позволяет нацеливаться на корабли противника, а это заметно расширяет диапазон боевого применения. ПКР со столь впечатляющей дальностью (точнее, самой большой в мире) могла бы внести заметные изменения в баланс сил на море.

Медленно и опасно

Высокоточные дозвуковые крылатые ракеты большой дальности стали реальной угрозой в 1980-х годах. Наиболее известным воплощением этой угрозы давно и прочно является американский «Томагавк» — крылатая ракета морского базирования, выпускающаяся в различных модификациях до сих пор.

Все версии «Томагавка», предназначенные для поражения наземных целей, роднит следующее: относительно небольшие габариты — ракета выполнена в калибре 533 мм, что позволяет запускать ее через торпедные аппараты подлодок; относительная простота конструкции — это дозвуковой летательный аппарат с турбореактивным двигателем, не испытывающий в полете сильных перегрузок; развитая система управления, обеспечивающая полет в режиме огибания рельефа местности и высокую точность попадания, а в последних модификациях — еще и возможность перенацеливания в полете.

Запуск крылатой ракеты «Томагавк» с борта американского эсминца USS Barry

США произвели несколько тысяч ракет этого типа, и сотни «Томагавков» были использованы во многочисленных локальных конфликтах, начиная с войны в Персидском заливе в 1991 году и до наших дней.

Однако в 1980-е годы эта ракета предполагалась в том числе и для уничтожения целей на территории СССР — считалось, что маловысотный полет и высокая точность делают ее серьезной угрозой даже для плотной советской ПВО, несмотря на относительно низкую скорость полета, а возможность применения ядерной боевой части в сочетании с высокой точностью позволяла уничтожать в том числе хорошо защищенные малоразмерные цели.

Крылатые ракеты AGM-86 ALCM под крылом американского стратегического бомбардировщика B-52

Ракетами корабельного базирования дело не ограничивалось: помимо флотской BGM/RGM/UGM-109 «Томагавк», в серию пошла ракета AGM-86 ALCM для стратегических бомбардировщиков и «сухопутная» версия морской ракеты — BGM-109G GLCM — для наземных ракетных частей ВВС США.

Эта угроза воспринималась всерьез: американские крылатые ракеты нового поколения еще на ранних стадиях разработки в начале 1970-х стали одним из главных стимулов обновления ПВО СССР, приведшего к созданию зенитных ракетных систем семейства С-300 и истребителей-перехватчиков МиГ-31, а для обеспечения возможности перехвата маловысотных и малозаметных целей потребовался серьезный скачок в развитии отечественной военной радиоэлектроники.

Боевое применение

Первые реальные цели были поражены при помощи Х-101 17 ноября 2015 года. В этот день 16 крылатых ракет воздушного базирования, выпущенных с бомбардировщиков Ту-160, поразили ряд ключевых объектов, принадлежавших различным террористическим группировкам, действовавшим на территории Сирии.

19 и 20 ноября 2015 года «Белые лебеди» нанесли еще два удара по боевикам. Ровно год спустя состоялись первые боевые запуски Х-101 с самолетов Ту-95МСМ. В 2017-м году эти же бомбардировщики вновь применяли против террористов новые ракеты – 5-го июля и 26-го сентября.


Наземная подготовка ракеты Х-101

Всего в ходе Сирийской кампании было использовано более пятидесяти четырех ракет Х-101. По официальной информации Министерства обороны России, все они успешно попали по назначенным целям, в том числе и по подвижным. Террористы попытались (видимо, с подачи своих тайных иностранных спонсоров) принизить боевые качества российского оружия, но представленные ими «доказательства» мало кого убедили.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]