Ракеты «Фау-1» и «Фау-2» или неудавшееся возмездие рейха

Главная » Реальная история » История Войн » Фау-1 и ее модификации

История ВойнМалоизвестные и нереализованные проекты самолётов и другой летающей техникиНереализованные и малоизвестные образцы вооружений

The same Fonzeppelin 16.05.2019 1923

15

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Германская крылатая ракета Фау-1 (более корректно — Fi-103), казалось бы, известна достаточно хорошо. Однако, я с интересом/удивлением заметил, что большинство русскоязычных источников, говоря об этой ракете, из всех ее вариантов упоминают разве что пилотируемую версию Fi-103R «Рейхенберг». Лишь немногие упоминают существование дальнобойного варианта Fi-103F. В результате, у читателя складывается впечатление, что Фау-1 производилась в одной-единственной версии.

Что неверно:

Модификаций Фау-1 только в одной Германии (без учета американских, советских, японских, французских, шведских и аргентинских «нелицензионных копий») существовало минимум восемь. Некоторые из них различались лишь в деталях; другие же имели существенные конструктивные отличия и значительные расхождения по ТТХ. Не все производились серийно, а некоторые так и не сошли с конструкторских досок (и не только потому, что не успели до конца войны):

Fi-103A-1

Базовая модель ракеты. По сути, именно та, что обычно и считается знаменитой Фау-1, впервые запущенной летом 1944 года. Все ракеты, выпущенные по Лондону до потери немцами пусковых позиций во Франции, относились к модели A-1.

Fi-103A-1 в австралийском мемориальном военном музее
Fi-103A-1 приводилась в движение пульсирующим двигателем “Аргус” As 109-14 и несла на борту 610 литров (133 галлона) авиатоплива E-1; этого хватало, чтобы пролететь от 200 до 210 км. Скорость составляла 670 км/ч на высоте в 1375 метров (4500 футов).

Боевая часть базовой Fi-103A-1 весила 850 килограмм и снаряжалась амматолом 39А. По распоря­жению OKW, в попытке увеличить разрушительный эффект от ракеты двести пятьдесят единиц были снаряжены триаленом 105 – смесью взрывчатых веществ, усиленных алюминиевой пудрой. Поскольку версия с триаленом ничем больше не отличалась от базовой, она не считалась отдельной модификацией (однако, изредка встречается обозначение Fi-103A-2, возможно, относящееся именно к ней). В 1945 году, в связи с дефицитом качественной взрывчатки, некоторые боевые части снаряжались дешевыми инженерными взрывчатыми веществами на основе динамита.

Баллистическая ракета «Фау-2»

Семейство баллистических ракет, создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.

В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения. Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород. Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.

Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищенных бункеров, но превосходство в воздухе, завоеванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укрепленных позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.

Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нем пусковой стол.

Fi-103B-1

Еще до начала массового производства Фау-1, Министерство вооружений и боеприпасов пришло к выводу, что даже это “дешевое оружие” обходится Рейху слишком уж дорого. Острая нехватка ценных в условиях военного времени материалов (в том числе и стали), вызванная огромными потерями на фронтах и непрерывными бомбардировками, вынуждала экономить на всем.

В попытке уменьшить стоимость ракеты, была разработана упрощенная и удешевленная версия Фау-1. На ней стальное крыло заменили деревянным несколько большего размаха, а носовой обте­катель выполнили из фанеры. Вес ракеты уменьшился примерно на 38 килограмм, что повлекло за собой небольшую прибавку к дальности. Все ракеты версии B-1 снаряжались амматолом.

Первые Fi-103B-1 были запущены в феврале 1945 года по Антверпену. Большая часть ракет, собран­ных зимой 1944-1945 года, относилась, по-видимому, к этой серии.

Применение

Первое крупное соединение ракетных войск – 65-й армейский корпус – сформировали в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был производить запуски «Фау-1», но для конспирации именовавшийся «зенитно-артиллерийским». Спустя неделю после высадки войск в Нормандии начались «удары возмездия» по Британии.

По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было наносить удары по Лондону, терялись, и «беспилотники» начали использовать для обстрела стратегически важных портов в Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадежными – до четверти запущенных «Фау-1» падало сразу после старта. Столь же велик был и процент ракет, чьи двигатели выходили их строя в полете.

Долетевшие до Британии «Фау-1» сталкивались с аэростатами, сбивались истребителями и уничтожались зенитным огнем.

Для продолжения бомбардировок Лондона и снижения риска встречи с перехватчиками «Фау-1» пытались запускать с борта самолета He.111H-22. Исследования показали, что при таких атаках терялись до 40% «Фау-1», а из самолетов-носителей была уничтожена почти треть.

«Фау-2» вступили в дело только осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения «Фау-2» было несравнимым. Баллистическая ракета не засекалась радарами, невозможен был и ее перехват истребителями.

Некоторое время считалось, что «Фау-2» наводятся по радару – это повлекло за собой работы по созданию помехопостановщиков.

Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создавать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полета. Зато неплохим средством противодействия «Фау-2» оказались ложные отчеты, отправляемые британской разведкой. В них докладывалось о том, что немецкие ракеты стабильно промахиваются по Лондону, уходя в перелет.

Ракетчики скорректировали наведение, и «Фау-2» стали поражать малонаселенные предместья. Разведка, естественно, начала сообщать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски «Фау-2» по Лондону (обозначенному как приоритетная цель лично Гитлером) и по Антверпену продолжались до весны 1945 года.

В ходе сражения за Ремаген произошла попытка использовать «Фау-2», как тактическое оружие. Фюрер приказал с их помощью уничтожить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет в мост не попала, а одна отклонилась от цели на 60 километров.

Fi-103B-2

Эта модификация ракеты отличалась от предшествующей B-1 только тем, что ее боевая часть снаря­жалась триаленом. Взрыватель ракеты был также улучшен, с целью снизить процент неразорвав­шихся после падения Фау-1. В ряде источников упоминается, что ракеты этой модификации несли особую маркировку в виде красного “Х” на корпусе секции боеголовки. Нет точных данных, какой процент от ракет B-серии составляли B-1, а какой B-2.


Fi-103B-2 в музее Антверпена

Достоинства и недостатки таких ракет

ФАУ 2 стала супероружием Третьего рейха. Основным достоинством было то, что данные ракеты обогнали свое время, и противники гитлеровской германии не имели эффективных средств уничтожения такого класса оружия.

В любой армии самым дорогим ресурсом являются кадровые военные, имеющие сложные специальности. Летчики являются таковыми. А каждый вылет на бомбардировку цели на вражеской территории — это неизбежный риск потерять пилота и его машину.

В случае применения семейства ФАУ, этот риск сводился к нулю. Ведь боеприпас все равно одноразовый, не требующий регулярного ремонта, обслуживания и содержания экипажа. Кроме того, новое оружие было гораздо сложнее обнаружить и впоследствии перехватить.

Нельзя исключать и такой важный момент, как психологический фактор. Применение против британцев нового сверхоружия Третьего рейха — ракеты ФАУ.

Не смотря на то, что ракеты действительно обогнали свое время они, как и любое, даже самое современное оружие, не были лишены недостатков.

Например, ФАУ 1 имела один основной недостаток. Дело в том, что двигалась она на маршевом двигателе далеко не весь полет. Это создавало довольно существенные проблемы для применения такого типа оружия.

В основном ракетоносители ФАУ применялись против Британцев, и они вскоре задействовали для их обнаружение огромное количество РЛС, постов наблюдения и прочих систем противоракетной обороны.

После того как ФАУ 1 была обнаружена, на ее перехват поднимали эскадрилью истребителей или задействовали системы ПВО.

Летчики королевских ВВС использовали достаточно интересный трюк: они подлетали к ракете и подталкивали в сторону крылом или «сдували» в сторону воздушным потоком своего винта.

Во втором случае ФАУ могла быть сбита системами ПВО, как и обычный самолет.

ФАУ 2 имели недостаток, из которого вытекали еще два. Оружие это было весьма дорогим, а эффективность и точность используемых систем управления ФАУ 2 — довольно низкой.

На этой фотографии можно увидеть отсеки ракеты ФАУ 1 и убедиться в ее простоте строения. Немецкие инженеры сумели создать дешевое и достаточно эффективное оружие для борьбы с противником на большом расстоянии

Поэтому уничтожать цели ракетами данного типа было просто не выгодно, их производство была сравнима по стоимости с выпуском всей бронетехники Третьего рейха в 1940 году.

Fi-103С-1

В попытке еще более уменьшить стоимость ракеты, была разработана версия С-1. Она сохраняла основные черты B-1 – деревянное крыло, фанерный головной обтекатель, 610-литровый топливный бак – но ее боевая часть была заменена стандартной авиационной фугасной авиабомбой SC 800 (возможно, ошибка — мне не удалось найти упоминаний о 800-килограммовых фугасных бомбах на вооружении Люфтваффе). За счет использования более легкой боевой части, дальность полета ракеты несколько увеличилась.

Ракеты этой серии, возможно, применялись по Антверпену и Брюсселю вместе с ракетами A и B-серии. Точное количество ракет С-1 неизвестно.


Fi-103B/C в Мюнхенском музее. Данный экспонат собран из частей ракет B и С-серии

Fi-103D-1

Эта версия ракеты была разработана на случай начала химической войны. Боевая часть должна была нести заряд ОХВ вроде зарина или табуна, и, возможно, представлять собой выливной прибор, распыляющий содержимое по мере полета ракеты. В остальном, D-1 соответствовала модели B-1, за исключением несколько меньшего веса химической боевой части.

Модификация D-1 не производилась серийно. Германское командование предпочитало не произво­дить массово средства доставки химического оружия: поскольку после инцидента 8 сентября 1939 года (когда польские солдаты случайно применили химические боеприпасы, перепутав их с обычными), боялось непреднамеренно спровоцировать союзников на катастрофический ответный химический удар. В результате, проекты носителей химического оружия держались в секрете, а запасы химического оружия эвакуировались в тыл — из опасений, что какой-нибудь отчаявшийся генерал может самовольно спровоцировать химический Армагеддон.

Fi-103E-1

Первая “дальнобойная” версия Фау-1. В августе 1944, наступающие американские войска захватили немецкие пусковые позиции в Па-де-Кале. Дальности стандартных ракет Фау-1 не хватало для применения их с более удаленных позиций.

Пытаясь решить эту проблему, немецкие инженеры создали новую версию ракеты. Вес боевой части уменьшили, а стальную обшивку отделения боевой части заменили на фанерную. Высвободившийся вес использовали для увеличения объема топливного бака до 810 литров (т.е. почти на треть по сравнению с версией A-1).

Ракета E-1 предназначалась для применения по Лондону с позиций в Голландии, однако мне не удалось установить, производилась ли эта версия серийно и применялась ли в боевых действиях. Возможно, работы над Е-1 не вышли за стадию прототипов, поскольку 30% увеличение запаса топлива едва ли могло обеспечить эффективный обстрел Лондона с более удаленных позиций.

История создания ракеты ФАУ

Разработка баллистических ракет на жидком горючем берет свое начало в Германии, в 1926 году. Люди, увлекавшиеся конструированием ракет и изучением других планет, основали «Общество космических полетов». В скором времени в него вступил молодой человек по имени Вернер Фон Браун — будущий создатель ракет ФАУ.

Ракеты на твердом топливе как вид оружия применялись в кровопролитной Первой мировой войне — это ракеты Ле-Прие, что устанавливались на самолетах и предназначались для уничтожения немецких наблюдательных баллонов.

Но Германия, по условиям версальского договора, не могла разрабатывать ракеты подобного типа. Однако в документах Версальского мира не описан запрет на конструирование ракет с двигателем, использующим не твердое, а жидкое топливо. Именно этой лазейкой и решило воспользоваться немецкое командование.

В 1929 году правительство Германии дало ВПК задачу — найти возможность применения реактивных снарядов на жидком топливе как оружия, а уже в 1932 году состоялись первые испытания прототипов ракет.

К тому времени Общество Космических полетов, а именно Вернер Фон Браун создал рабочий экспериментальный прототип, представленный полковнику Вальтеру Дорнбергеру. Несмотря на то, что возможности применения прототипа были крайне малы, он заинтересовал полковника, и тот предложил молодому конструктору работать под началом военных.

Фон Браун, как и подавляющее большинство его коллег по обществу, приняли это предложение, и в декабре 1934 года был представлен прототип ракеты А-2, работавшей на жидком кислороде и этаноле.

Несмотря на нестабильность данного вида топлива и наличие вариантов более качественных топливных смесей, выбор был остановлен на этаноле, как на дешевом и массовом продукте.

А-2 была успешно испытана, и вскоре команда Фон Брауна приступила к созданию ракет А-3 и А-4, ставших прототипами ФАУ-1 и ФАУ-2.

Окончательное создание А-4 — ракеты, которая впоследствии и стала базой для разработки ФАУ 2, завершено в 1941 году.

Запуски ФАУ 2 проводились вплоть до декабря 1942 года, однако, после этого прекращены по экономическим соображениям.

Fi-103F-1

Итоговая “дальнобойная” версия Фау-1 и последняя, запущенная в серийное производство.

Для начала, вес боевой части уменьшили до 530 килограммов. Чтобы компенсировать нехватку мощности, было решено снаряжать все ракеты серии F-1 триаленом (однако, дефицит взрывчатки в последние месяцы войны привел к тому, что боевые части Фау-1 позднего выпуска снаряжались чем попало – от амматола, и до инженерного динамита). Ракета имела деревянное крыло, но его наружную обшивку для прочности и лучшей сохранности покрыли тонкими листами металла. Головной обтекатель и отделение боевой части были изготовлены из фанеры.

Сэкономленный вес целиком использовали на увеличение запаса топлива. Увеличенный топливный бак вмещал 1025 литров топлива – почти вдвое больше, чем у исходной A-1. Наконец, пульсирующий двигатель “Аргус” модели As 109-14 заменили новой, более мощной модификацией As 109-44.

Все эти меры позволили увеличить дальность ракеты до 345 километров при использовании стандартного авиатоплива E-1. При замене топлива на более эффективное E-2, дальность ракеты возрастала до 370 километров.

Fi-103F-1 в Имперском Военном Музее, Лондон

Ракеты модификации F-1 применялись в ходе последнего “роботблица” в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен дальнобойных снарядов было запущено по Лондону с позиций в Голландии. Первоначальные планы предусматривали накопление нескольких тысяч снарядов и начало бомбар­дировок параллельно с контрнаступлением в Арденнах, однако нехватка топлива и мате­риалов, непрерывные бомбардировки союзной авиацией и общий коллапс германской промышлен­ности затянули начало операции. В результате, последний “роботблиц” начался уже после того, как Арденнское контрнаступление завершилось катастрофическим провалом, и не возымел никакого эффекта — только 13 из 275 запущенных ракет достигли Лондона. В апреле, наступавшие американ­ские войска заняли территорию Голландии, и ракетные атаки окончательно прекратились.

Крылатая ракета Fi-103. V-1. (Фау-1)

Немецкая сторона во время Второй мировой войны использовала на западном фронте баллистические ракеты V-2 (A4) и крылатые ракеты V-1 (Fi-103). Принципиально новое оружие, несмотря на ряд недостатков, было эффективно с военной точки зрения. Более того, опыт его применения в боевых условиях в течение длительного времени однозначно определил его мощь и ведущее место в системе вооруженных сил стран мира. Не случай но, что в течение трех-четырех лет после победного 1945 г. ведущие страны мира — США, СССР и Великобритания — имели на вооружении этот вид ракет. Ракеты V-2 и V-1 предназначены для решения своих задач. Наличие двух классов оружия увеличивает эффективность и расширяет круг их боевого применения.

Ущерб, нанесенный ракетами во время Второй мировой войны, был велик — погибали мирные люди, разрушались промышленные и гражданские объекты. В силу ряда обстоятельств этот вид оружия не был применен на советско-германском фронте. Выбор целей для воздушных нападений немецкой стороной не составил бы трудностей — Мурманск, Ленинград, Черноморский регион. Работы над созданием крылатой ракеты начались в Германии в 1930-1940-х гг. Летные испытания впервые были проведены 24 декабря 1942 г. Первым мотором, установленным на Fi-103, был Argus 109-014. Крылатая ракета представляла собой беспилотный летательный аппарат со всеми свойственными для самолета признаками: фюзеляж, крыло, горизонтальное и вертикальное оперение с рулями высоты и направления. Естественно, что полеты Fi-103 не зависели от метеорологических условий, и, таким образом, воздушные удары могли наноситься в любое время. Конструкция фюзеляжа состояла из шести секций. В качестве материала, помимо дюралюмина, использовалась фанера.

Элементом новизны в конструкции крылатой ракеты был автопилот. Программа полета, составляемая на земле, после запуска ракеты уже не могла быть изменена. Точность попадания ракеты в цель была невелика, отклонение составляло до 15 м. Ракеты падали на населенные пункты, уничтожая жилые кварталы, как при массированных бомбежках союзной авиацией городов Германии (Дрездена, Гамбурга…). Ставить вопрос о том, было ли эффективно новое оружие, много или мало погибло людей, почему было разрушено мало объектов на территории Великобритании и так далее, безнравственно и бессмысленно. Ракеты при своем «несовершенстве» (идеологическое определение) приносили на территорию противника много бед. На Лондон упало 2419 Fi-103, на Антверпен — 8696, на Люттих — 3141 и т. д.

Запуск крылатой ракеты производился либо с помощью катапульты, либо с самолета-носителя. Использовались бомбардировщики Ar-234, Не-111.

В Германии всего было произведено 250 000 экземпляров ракет Fi-103.

В результате ракетных ударов от Fi-103 погибли более 5800 человек, свыше 18 тыс. человек ранены. Было разрушено 123 000 зданий. В борьбе с крылатыми ракетами английские противовоздушные силы добились немалых успехов: 1878 ракет было уничтожено зенитным огнем, 1847 — огнем истребителей, 232 погибли от столкновений с аэростатами воздушного заграждения.

В Советский Союз попало много образцов ракет Fi-103 и комплектующих. Но еще до окончания войны проводились работы по созданию крылатой ракеты на основании немецких документов, полученных разведывательными путями. Была создана КР-10ХН — ракета, запускаемая с самолета Ту-2. Рассматривались варианты использования для этой цели самолета Пе-8 с двумя ракетами. Практического применения отечественные ракеты не получили.

Характеристики Фау-1:

Арсенал смотреть

  • Краткие ТТХ
  • Длина, м: 7,75
  • Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
  • Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
  • Высота, м: 1,42 (1,55)
  • Снаряжённая масса, кг : 2160
  • Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
  • Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива)- до 800 км/ч (ок. 0,65М).
  • Максимальная дальность полёта, км : 286
  • Практический потолок, м : 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
  • Масса боевой части, кг : 700—1000, снаряжение Аммотол
  • Расход топлива, л/км: 2,35
  • Емкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
  • Круговое вероятное отклонение (расчётное), км : 0,9

(предположительно) Fi-103G

В начале 1945 года, в Пенемюнде еще продолжались работы над усовершенствованными моделями Фау-1. Наиболее близкая к реализации модель была известна как “500-километровая версия”, и, вероятно, должна была получить буквенное обозначение Fi-103G.

На этой модели ракеты, объем топливного бака предполагалось довести до 1200 литров. Использо­вание топлива E-2 и двигателя As 109-44 позволило бы обеспечить дальность полета порядка 450–470 километров. Это дало бы возможность обстреливать Лондон непосредственно с территории Германии. Поскольку запаса сжатого воздуха (приводившего в действие рули и автопилот ракеты) в стандартном сферическом баке не хватало на столь долгий полет, а для установки более крупного бака не хватало места, новая модель должна была получить примитивный компрессор, питаемый от двигателя.

“500-километровая версия” не была готова к концу войны и не поступила в серийное производство. Незавершенный прототип был захвачен союзными войсками на фабрике “Миттельверк”.

Америка перенимает опыт

В ноябре 1945 года в Нюрнберге начался Международный военный трибунал. Страны-победители судили военных преступников и членов СС. Но на скамье подсудимых не было ни Вернера фон Брауна, ни его ракетной команды, хотя они были членами партии СС.

Американцы тайно вывезли «ракетного барона» на территорию США.

И уже в марте 1946 года на полигоне в Нью-Мехико американцы начинают испытания вывезенных из «Миттельверка» ракет Фау-2. Руководил запусками Вернер фон Браун. Лишь половина запущенных «Ракет возмездия» сумела взлететь, но это не остановило американцев — они подписали сотню контрактов с бывшими немецкими ракетчиками. Расчет администрации США был прост — отношения с СССР быстро портились, и требовался носитель для ядерной бомбы, а баллистическая ракета — идеальный вариант.

В 1950 году группа «ракетчиков из Пенемюнде» переезжает на ракетный полигон в штате Алабама, где начались работs над ракетой «Редстоун». Ракета практически полностью копировала конструкцию А-4, но из-за внесенных изменений стартовая масса возросла до 26 тонн. При испытаниях удалось достигнуть дальности полета в 400 км.

В 1955 году жидкостная ракета оперативно-тактического назначения SSM-А-5 «Редстоун», оснащенная ядерной боеголовкой, была развернута на американских базах в Западной Европе.

В 1956 году Вернер фон Браун возглавляет американскую программу баллистической ракеты Jupiter.

1 февраля 1958 года, через год после советского «Спутника», был запущен американский «Эксплорер-1». На орбиту его доставила ракета «Юпитер-С» конструкции фон Брауна.

В 1960 году «ракетный барон» становится членом Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Спустя год под его руководством проектируются ракеты Saturn, а также космические корабли серии Apollo.

16 июля 1969 года стартовала ракета Saturn-5 и через 76 часов полета в космосе доставила космический корабль Apollo-11 на лунную орбиту.

20 июля 1969 года космонавт Нил Армстронг ступил на поверхность Луны.

Турбореактивная Fi-103, FGZ 76B

В конце войны инженеры Пенемюнде предложили радикально улучшить характеристики Fi-103 посредством замены пульсирующего воздушно-реактивного двигателя “Аргус” на небольшой турбо­реактивный двигатель. Ценой незначительного прироста стоимости, представлялось возможным решить две ключевые проблемы ракеты: неэкономное расходование топлива и большое лобовое сопротивление.

Был подготовлен эскиз турбореактивной версии Фау-1, оснащенной компактным турбореактивным двигателем Порше 109-005. Развивая тягу в 4,9 килоньютона (приблизительно на ¾ больше стандарт­ного “Аргуса”), двигатель обеспечил бы теоретическую скорость около 900 километров в час при дальности полета до 700 километров. Альтернативный заказ на компактный турбо­реак­тивный двигатель получила BMW.

Подобный прирост характеристик, во-первых резко затруднил бы перехват самолетов-снарядов (на скорости около 800-900 км/ч они были бы практически неуязвимы для поршневых истребителей), и во-вторых – позволил бы бомбардировать Лондон со столь отдаленных позиций, как Гамбург. Согласно ряду данных, для улучшения точности предполагалось оснастить трбореактивную версию системой радиокомандного управления, отслеживая ее полет по сигналам транспондера. Однако, хотя двигатель 109-005 и был изготовлен и испытан, работы над FGZ 76B не вышли за рамки эскизного проектирования.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]