Малые противололочные корабли проекта 1331М- 12 ед.


Малые противолодочные корабли Проект 1331М

Количество

12 единиц

Постройка

ГДР, Вольгаст, «Пеневерфт»

Наименование

Заводской Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
МПК-192 №373 26.02.1985 29.08.1985 19.12.1986c 28.01.2011 — Уренгой
МПК-205 №374 4.01.1985 28.12.1985 28.04.1986с 10.02.1998 — Казанец
МПК-67 №375 28.03.1985 19.04.1986 30.06.1987
МПК-99 №376 25.06.1985 12.08.1986 28.12.1987с 28.10.2004 — Зеленодольск
МПК-105 №377 30.12.1985 20.11.1986 16.03.1988
МПК-213 №378 8.04.1986 28.02.1987 29.07.1988
МПК-216 №379 22.06.1986 25.06.1987 30.09.1988
МПК-219 №380 7.11.1986 30.09.1987 23.12.1988
МПК-224 №381 28.02.1987 30.03.1988 31.03.1989с 5.03.2005 — Алексин
МПК-227 №382 2.09.1987 16.08.1988 29.06.1989с 05.2015 — Кабардино-Балкария
МПК-228 №383 20.11.1987 31.10.1988 26.09.1989с 2.09.1999 — Башкортостан
МПК-229 №384 23.02.1988 30.01.1989 6.04.1990с 19.04.1996 — Калмыкия

Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
стандартное:865
полное:935
Размеры, м:
длина:75,2
ширина:9,78
осадка:2,65 (габаритная — 4,4)
Скорость полного хода, уз:24,5
Дальность плавания:2500 миль (12 уз)
Автономность, сут:10
Силовая установка:3х4750 л.с., дизели М-504А-3, 3 ВФШ, 1 ДГ 500 кВт, 2 ДГ по 200 кВт
Вооружение:1х1 76 мм АК-176М — 300 выстрелов — СУ МР-123 «Вымпел» 1х6 30 мм АК-630М — 3000 выстрелов 2х2 533 мм ТА (4 торпеды) 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60) — ПУСБ «Буря» 2х4 ПУ МТУ-4У ЗРК 9К32М «Стрела-2М» (16 ЗУР 9М32М) или 9К34 «Стрела-3» (16 ЗУР 9М36) 2 бомбосбрасывателя (20 ГБ ББ-1)
РТВ:РЛС общего обнаружения МР-352 «Позитив», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС МР-212/201-3 «Вайгач», ГАК МГК-335МС «Платина-МС», ОГАС МГ-349М «Рось-К», ГАС звукоподводной связи МГ-35 «Штиль-2» Комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101) – выстрелы АЗ-ТСТ-60, АЗ-ТСП-60УМ (с 1991), АЗ-ТСТМ-60У (с 1994)
Экипаж, чел:80 (9 офицеров)

Общий вид

Малый противолодочный корабль проекта 1331М — Общий вид

Модернизации проекта

Распределение по флотам

БФ

: МПК-67, 99, 105, 192, 205, 213, 216, 219, 224, 227, 228, 229

Бортовые номера

МПК-67: 03(1987), 233(1987), 242(1990), 301(1997) МПК-99: 04(1987), 255(1990), 308(1998) МПК-105: 05(1988), 245(1990) МПК-192: 01(1986), 262(1987), 247(1990), 304(2000) МПК-205: 02(1986), 277(1989), 223(1990), 311(1998) МПК-213: 06(1988), 222(1988), 226(1996) МПК-216: 07(1988), 258(2000) МПК-219: 08(1988), 209(1990) МПК-224: 09(1989), 218(1990), 318(2016) МПК-227: 10(1989), 243(1990), 322(2017) МПК-228: 11(1989), 244(1990) МПК-229: 12(1989), 232(1990), 332(2016)

Списание

2002 – МПК-219 (10.04) 2004 – МПК-213 (28.05) 2005 – МПК-67 (22.06), МПК-216 (22.06) 2010 – МПК-228 2014 – МПК-105

Экспорт

ГДР

: 16 единиц Вольгаст «Пеневерфт» — пр.1331 (немецкое обозначение пр.133.1) малые противолодочные корабли, с 1984 корабли береговой обороны Пренцлау, с 04.1981 Висмар 17, затем 241 (зав.№346) 2.10.1978/6.07.1979/9.07.1981, Парчим 42, затем 242 (зав.№347) 2.10.1978/9.10.1979/9.04.1981, Перлеберг 43, затем 243 (зав.№348) ?/?/19.09.1981, Бютцов 244 (зав.№349) ?/12.03.1980/30.12.1981, Любц 221 (зав.№350) 2.10.1979/11.06.1980/12.02.1982, Бад Доберан 222 (зав.№351) ?/?/30.06.1982, Гюстров 223 (зав.№352) ?/31.12.1980/10.11.1982, Варен 224 (зав.№353) ?/?/23.11.1982, Пренцлау 231 (зав.№354) ?/26.06.1981/11.05.1983, Людвигслуст 232 (зав.№355) ?/1.10.1981/4.07.1983, Рибнитц-Дамгартен 233 (зав.№356) ?/28.12.1981/29.10.1983, Тетеров 234 (зав.№357) 1.07.1981/27.03.1982/27.01.1984, Гадебуш 211 (зав.№358) 17.08.1981/1982/31.08.1984, Гревесмюхлен 212 (зав.№359) 7.12.1981/3.09.1982/21.09.1984, Берген 213 (зав.№360) ?/?/1.02.1985, Ангермюнде 214 (зав.№361) ?/?/26.07.1985. Ранее б/н 45. 75,2х9,8х2,85 (габаритная — 4,56) м, 1х2 57 мм АК-725, 1х2 30 мм АК-230, 4х1 400 мм ТА, 24 уз, 2250 миль (12 уз), 57 чел, 7 сут, РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка»

Индонезия

: 16 единиц В 07.1992: корветы Капитан Паттимура 371 (бывший ГДР №231), Унтунг Суропати 372, затем 872 (бывший ГДР №233), Нуку 373, затем 873 (бывший ГДР №224), Лампунг Манкурат 374 (бывший ГДР №214), Чут Нья Диен 375 (бывший ГДР №221), Султан Тхаха Сьяифудин 376 (бывший ГДР №222), Сутанто 377 (бывший ГДР №241), Сутеди Сенопутро 378 (бывший ГДР №242), Виранто 379 (бывший ГДР №243), Мемет Састравирья 380 (бывший ГДР №244) списан в 2008 после пожара, Чиптади 381 (бывший ГДР №213), Хасан Басри 382 (бывший ГДР №223), Иман Бонджол 383 (бывший ГДР №234), Пати Унус 384 (бывший ГДР №232) списан 19.04.2017, Теуку Умар 385 (бывший ГДР №212), Силус Папаре 386 (бывший ГДР №211). На №376 в 2015 1х2 30 мм АК-230 заменена на 1х7 30 мм

ФРГ

: 5 единиц Торпедные катера пр.140 Гадебуш Р6167 (до 3.10.1990 ГДР №211), Тетеров Р6168 (до 3.10.1990 ГДР №234), Любц Р6169 (до 3.10.1990 ГДР №221), Висмар Р6170 (до 3.10.1990 ГДР №241), сторожевой корабль пр.630 Гревесмюхлен Р6164 (до 3.10.1990 ГДР №212)

Малые противолодочные корабли проекта 1331

Малые противолодочные корабли проекта 1331М – 12 ед.

МПК-192 (с 28.01.2011 — “Уренгой”) 26.02.1985 / 29.08.1985 / 19.12.1986 МПК-205 (с 10.02.1998 — “Казанец”) 04.01.1985 / 28.12.1985 / 28.04.1986 МПК-67 28.03.1985 / 19.04.1986 / 30.06.1987 МПК-99 (с 28.10.2004 — “Зеленодольск”) 25.06.1985 / 12.08.1986 / 28.12.1987 МПК-105 30.12.1985 / 20.11.1986 / 16.03.1988 МПК-213 08.04.1986 / 28.02.1987 / 29.07.1988 МПК-216 22.06.1986 / 25.06.1987 / 30.09.1988 МПК-219 07.11.1986 / 30.09.1987 / 23.12.1988 МПК-224 (с 05.03.2005 — “Алексин”) 28.02.1987 / 30.03.1988 / 31.03.1989 МПК-227 (с 25.05.2015 — “Кабардино-Балкария”) 02.09.1987 / 16.08.1988 / 29.06.1989 МПК-228 (с 02.09.1999 — “Башкортостан”) 20.11.1987 / 31.10.1988 / 26.09.1989 МПК-229 (с 19.04.1996 — “Калмыкия”) 23.02.1988 / 30.01.1989 / 06.04.1990

Разработаны в ГДР на базе МПК проекта 1124, строились для собственных ВМС (тип “Parchim”) и по заказу СССР. По своим ТТЭ уступают прототипу (отсутствует ЗРК “Оса-М”), но отличаются исключительно высоким качеством постройки.

Водоизмещение: полное – 935 т стандартное – 885 т длина – 75,2 м ширина – 9,78 м осадка – 2,8 м Мощность дизелей – 3×4750 л.с. скорость: полного хода – 24,5 уз. экономическая – 12 уз. дальность плавания – 2200 мили Вооружение: 1ПУ ЗРК “Стрела 2М” (16 ЗУР), 1×1 76-мы АУ АК-176М и 1×6 30-мм АУ AK-630M, 2×2 533-мм ТА и 2×12 РБУ-6000, 2 бсбр.

МПК-192 (зав. № 373). 26.2.1985 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР, спущен на воду 29.8.1985 и 7.3.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 19.12.1986 и 24.3.1987 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

МПК-205, с 10.2.1998 – “Казанец” (зав. № 374). 4.1.1985 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР, спущен на воду 28.12.1985 и 11.4.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 28.4.1987 и 2.10.1987 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

МПК-67 (зав. № 375). 28.3.1985 заложен на стапеле судоверфи “PeeneWerft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР и 10.3.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 19.4.1986, вступил в строй 30.6.1987 и 2.10.1987 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

МПК-99 (зав. № 376). 25.6.1985 заложен на стапеле судоверфи “PeeneWerft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР и 10.3.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.8.1986, вступил в строй 28.12.1987 и 19.5.1988 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

МПК-105 (зав. № 377). 30.12.1985 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР и 10.3.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.11.1986, вступил в строй 16.3.1988 и 19,5.1988 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1990, 1992 и 1993 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). МПК-213 (зав. № 378). 8.4.1986 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР, спущен на воду 28.2.1987 и 4.3.1988 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 29.7.1988 и 9.11.1988 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1990 завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

МПК-216 (зав. № 379). 22.6.1986 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР, спущен на воду 25.6.1987 и 4.3.1988 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.9.1988 и 9.11.1988 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

МПК-219 (зав. № 380). 7.11.1986 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР, спущен на воду 30.9.1987 и 4.3.1988 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 23.12.1988 и 1.3.1989 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1992 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

МПК-224 (зав. №381). 28.2.1987 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР и 4.3.1988 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.3.1988, вступил встрой 31.3.1989 и 21.4.1989 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1990 и 1993 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

МПК-227 (зав. № 382). 2.9.1987 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР, спущен на воду 16.8.1988 и 20.2.1989 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 29.6.1989 и 31.10.1989 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

МПК-228, с 2.9.1999 – “Башкортостан” (зав. № 383). 20.11.1987 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР, спущен на воду 31.10.1988 и 20.2.1989 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 26.9.1989 и 31.10.1989 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

МПК-229, с 19.4.1996 – “Калмыкия” (зав. № 384). 23.2.1988 заложен на стапеле судоверфи “Peene-Werft” в Вольгасте (ГДР) по заказу СССР, спущен на воду 30.1.1989 и 20.2.1989 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 6.4.1990 и 29.12.1990 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1992 и 1993 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

Противолодочный потенциал ВМФ России

Одной из основных задач, решаемых военно-морским флотом, является поиск и уничтожение подводных лодок противника. Противолодочная оборона позволяет своевременно найти и поразить подлодки-носители баллистических ракет или сократить угрозу многоцелевых субмарин противника. Для борьбы с подводными силами противника ВМФ России располагает различными силами и средствами; в сфере противолодочной обороны заняты корабли, подлодки и авиация.

Принципы ПЛО предусматривают применение разных образцов техники и систем поиска, обнаружения и поражения. На вооружении ВМФ России состоят самолеты и вертолеты ПЛО, а также специализированные противолодочные корабли. Подобные задачи также могут решать корабли прочих классов и подводные лодки. При этом у российского флота отсутствуют крупные стационарные рубежи ПЛО по типу известной зарубежной системы SOSUS.

Противолодочная авиация: длинная рука флота

В настоящее время у российского ВМФ имеется достаточно крупная группировка противолодочных самолетов и вертолетов нескольких классов. Такая техника позволяет отслеживать обстановку как вблизи баз или корабельных соединений, так и на большом удалении от аэродромов. В теории, это обеспечивает своевременное выявление активности противника на безопасном расстоянии и до его выхода на рубежи применения оружия.


Ту-142М в полете. Фото US Navy

Морская авиация имеет на вооружении 22 самолета моделей Ту-142МК/МЗ и Ту-142МР, они служат в составе авиации Тихоокеанского и Северного флотов. Сейчас осуществляется их модернизация по проектам Ту-142М3М и Ту-142МРМ соответственно. Самолеты семейства Ту-142 оснащаются РЛС «Криптон», несут и применяют радиогидроакустические буи разных типов, магнитометр «Ладога», а также средства обработки и хранения данных. В номенклатуру вооружений входят глубинные бомбы, торпеды и мины ряда типов. В зависимости от модификации, боевой радиус Ту-142 достигает 5-5,2 тыс. км.

Имеется такое же количество самолетов Ил-38, часть которых модернизирована по проекту Ил-38Н. Самолеты первой модификации несут поисково-прицельную систему (ППС) «Беркут-38». Модернизированные Ил-38Н оснащены комплексом «Новелла». В обоих случаях самолет ПЛО способен нести РГБ, магнитометр и РЛС, а также ЭВМ для обработки и хранения данных. Для борьбы с подводными целями используются противолодочные бомбы, торпеды и мины. Экспортная модификация Ил-38SD также может применять ракеты Х-35. Техническая дальность для Ил-38 первой модификации достигает 9500 км, но боевой радиус ограничен 2200 км.


Самолет ПЛО Ил-38Н. Фото ОАК / uacrussia.ru

В морской авиации остается несколько самолетов Бе-12. Эти машины оснащены поисково-прицельной системой ППС-12 с РЛС «Инициатива-2Б», вычислительным устройством «Сирень-2М», магнитометром АПМ-60 и рядом других систем. Возможно применение пассивных РГБ нескольких типов. Они обеспечивают поиск подлодок для последующего поражения с использованием противолодочных авиабомб или торпед АТ-1 либо УМГТ-1. Максимальная дальность полета Бе-12 достигает 4000 км, однако боевой радиус меньше: при патрулировании района в течение 2-3 ч этот параметр сокращается до 600-700 км.

В составе ВМФ эксплуатируется более 60 противолодочных вертолетов Ка-27. Эта машина несет ППС «Осьминог», в состав которой входят РЛС «Инициатива-2КМ», опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3. Вертолет несет РГБ и аппаратуру для работы с ними. Номенклатура вооружений включает малогабаритные торпеды и ракеты, а также противолодочные бомбы. Вертолеты Ка-27 могут работать как с береговых баз, так и с кораблей.


Вертолет Ка-27. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Надводные корабли против подводных лодок

ВМФ России располагает большим количеством кораблей и катеров всех основных классов, и в его составе присутствуют специализированные боевые единицы ПЛО. В списках флота имеется 9 больших и 26 малых противолодочных кораблей ряда проектов. При этом те или иные возможности в контексте ПЛО имеют корабли прочих классов – крейсера, эсминцы, сторожевики и т.д. Таким образом, любой ордер российского флота способен осуществлять поиск и уничтожение подлодок противника.

Класс БПК в нашем ВМФ представлен кораблями проектов 1155 и 1155.1. Корабли проекта 1155 с полным водоизмещением 7500 т оснащаются гидроакустическим комплексом МГ-335 «Полином» с антенным постом, смонтированным под обтекателем на днище корпуса. Поражение подлодок обеспечивается двумя торпедными аппаратами и реактивными бомбометами РБУ-6000. Имеются две пусковые установки противолодочного ракетного комплекса УРК-5 «Раструб» с восемью ракетами, готовыми к применению. Кормовая взлетная площадка обеспечивает работу двух вертолетов Ка-27. Три БПК пр. 1155 служат в составе Северного флота, четыре имеются у Тихоокеанского.


БПК «Адмирал Чабаненко» пр. 1155.1. Фото US Navy

В проекте 1155.1 (полное водоизмещение 8900 т) использован ГАК «Звезда-2» с улучшенными характеристиками. Противолодочное вооружение включает две пусковые установки ПЛУР РПК-6М «Водопад» на восемь ракет, пару бомбометов РБУ-12000 и два торпедных аппарата. Сохранена возможность несения двух противолодочных вертолетов. Единственный БПР пр. 1155.1 «Адмирал Чабаненко» принадлежит Северному флоту.

Наиболее массовыми в ВМФ России являются МПК проекта 1124(М). 20 таких боевых единиц распределены между всеми основными объединениями, за исключением Черноморской флотилии. Исходный проект 1124 предусматривал строительство корабля полным водоизмещением 1030 т. Он предлагал установку подкилевой ГАС «Аргунь» и опускаемой «Шелонь». При модернизации корабль потяжелел до 1120 т. При этом «Аргунь» заменили изделием МГК-335 «Платина» / «Платина-М». МПК пр. 1124(М) несут один или два носовых бомбомета РБУ-6000, а также два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, размещенных на палубе.

Балтийский флот является единственным эксплуатантом МПК проекта 1331М. Он располагает семью такими кораблями. МПК водоизмещением 935 т несут подкилевую ГАС МГК-335МС «Платина-МС» и опускаемую станцию МГ-349. Вооружение включает два бомбомета РБУ-6000 и два бомбосбрасывателя с боекомплектом из 10 глубинных бомб. Также имеются два двухтрубных торпедных аппарата.


Вооружения БПК «Адмирал Пантелеев» пр. 1155. Фото Wikimedia Commons

Противолодочное оснащение в нашем флоте несут не только специализированные корабли. К примеру, авианесущий крейсер «Адмирал флота советского Союза Кузнецов» (пр. 1143.5) оснащается ГАК «Полином-Т» и ГАС «Звезда-М1», а также вооружен двумя бомбометами РБУ-10000 и может нести противолодочные вертолеты. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (пр. 1144) комплектуется ГАК «Полином» с двумя антеннами в корпусе и буксируемой антенной. Он имеет 10 торпедных аппаратов, три бомбомета двух типов, а также может нести до трех вертолетов ПЛО.

Теми или иными гидроакустическими средствами, а также торпедами или бомбометными установками оснащаются корабли прочих классов и проектов. При этом корабли малого и среднего водоизмещения используют такие средства не в целях ПЛО, но для защиты от торпед противника. Также имеются любопытные примеры особого подхода к решению поставленной задачи. Так, противодиверсионные катера пр. 21980 «Грачонок» несут опускаемую ГАС «Анапа», необходимую для выявления подводной деятельности противника. Поскольку «Грачата» должны бороться с боевыми пловцами, по целеуказанию от «Анапы» применяются противодиверсионные гранатометы ДП-64 и ДП-65А.

Подлодки против подлодок

ВМФ России располагает подводными лодками всех основных классов, способными решать широкий круг задач. В сфере подводных сил подходы к ПЛО похожи на используемые надводным флотом. Так, имеется значительное число АПЛ и ДЭПЛ, для которых поиск и уничтожение субмарин противника является основной задачей. При этом схожие задачи могут решать и ракетные подводные крейсера стратегического назначения, однако для них это является лишь вопросом самообороны.


МПК «Холмск» пр. 1124. Фото Wikimedia Commons

РПКСН пр. 667БДР водоизмещением 13 тыс. т оснащены ГАК МГК-400 «Рубикон», а также ГАС «Аврора-1» и «Шмель». В носовом отсеке установлены 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и два 400-мм. Улучшенные АПЛ пр. 667БДРМ отличаются водоизмещением 18,2 тыс. т, а также несут другое оснащение. Они несут основной ГАК МГК-520 «Скат-БДРМ», а комплекс вооружения включает только четыре 533-мм торпедных аппарата. Новейшие РПКСН пр. 955 (водоизмещение 24 тыс. т) имеют ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей», а также набор ГАС разного назначения с установкой антенн в различных частях корпуса. Для борьбы с подлодками используется 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, пригодные для запуска боеприпасов разных типов.

ПЛАРК пр. 949А оснащены ГАК типа МГК-540 «Скат-3», в составе которого присутствуют средства обзора и специализированные ГАС. Также имеется буксируемая ГАС «Пеламида». Комплекс вооружений включает два 650-мм торпедных аппарата и четыре 533-мм. ВМФ располагает восемью АПЛ пр. 949А, из них три сейчас находятся на ремонте. Их дополняют новые ПЛАРК пр. 885. Эти корабли с водоизмещением 13,8 тыс. т оснащены ГАК «Иртыш-Амфора» с увеличенной носовой антенной. В центральной части корпуса на бортах помещено по 10 торпедных аппаратов, совместимых с торпедами и минами разных типов. Пока в ВМФ России служит только одна АПЛ пр. 885, но в скором будущем в строй войдут новые лодки.


РПКСН «Карелия» пр. 667БДРМ. Фото Минобороны РФ / mil.ru

В строю остается несколько АПЛ, несущих исключительно минно-торпедное оружие. Это две подлодки пр. 945 и две пр. 945А, три представителя пр. 671РТМК, а также 11 АПЛ пр. 971. Эти корабли оснащены ГАК разных типов, в основном изделиями семейства «Скат». Для применения вооружения на них имеются 533-мм и 650-мм торпедные аппараты. В прошлом некоторые ПЛАТ могли нести крылатые ракеты «Гранат», запускаемые из торпедных аппаратов. Сейчас ведется модернизация некоторых подлодок, по результатам которой они получают комплекс «Калибр-ПЛ» и возможность применения ПЛУР этого семейства.

Основу неатомных подводных сил пока составляют 14 ДЭПЛ пр. 877, служащие в составе всех флотов, за исключением Каспийской флотилии. Разные модификации пр. 877 оснащаются ГАК МГК-400 «Рубикон» нескольких версий. В состав такого ГАК входят главная носовая антенна и несколько дополнительных ГАС. Имеется шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов. В составе Черноморского флота имеется 6 новейших ДЭПЛ пр. 636.3. Являясь дальнейшим развитием проекта 877, проект 636.3 предусматривает применение модернизированного ГАК МГК-400ЭМ «Рубикон-М» с повышенными характеристиками. Сохранены 6 торпедных аппаратов, но теперь они совместимы с ракетами «Калибр».

Некоторые выводы

Российский военно-морской флот располагает большим количеством авиационной техники, надводных кораблей и подводных лодок, способных осуществлять поиск и уничтожение субмарин противника. Такие возможности могут использоваться при решении широкого круга задач – в теории, во всех районах Мирового океана. Естественно, ПЛО российского ВМФ имеет сильные и слабые стороны.


Многоцелевая АПЛ «Томск» пр. 949А. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Одним из главных плюсов российской ПЛО является наличие широкого спектра разнообразных средств и образцов, способных решать задачи в разных условиях. При этом средства для борьбы с субмаринами противника имеются не только на специализированных подлодках и надводных кораблях. Это позволяет корабельным соединениям разного состава эффективнее решать задачи поиска и обнаружения подводных объектов.

Имеющаяся противолодочная авиация в лице самолетов Ту-142 может осуществлять поиск и поражать цели либо выдавать целеуказание на большом удалении от баз и границ России. Ил-38 с меньшим боевым радиусом предназначены для прикрытия менее удаленных районов. Вертолеты Ка-27 способны работать в прибрежной зоне; одновременно они являются «длинной рукой» корабельных соединений в открытом море, серьезно повышая их ситуационную осведомленность.


АПЛ «Пантера» пр. 971. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Надводные корабли – как специализированные БПК / МПК, так и боевые единицы других классов – самостоятельно и с применением палубной авиации способны обследовать все районы, от прибрежной до океанской зоны. Также обеспечивается поражение подлодок всем доступным противолодочным вооружением или защита от приближающихся торпед. Схожий потенциал имеют и подлодки, однако они отличаются иным составом вооружения и не могут обеспечивать работу авиации.

Главным минусом российской ПЛО следует считать сравнительно небольшое количество кораблей, подлодок и авиации. Недостаток самолетов и кораблей не позволяет организовывать постоянное дежурство во всех потенциально опасных районах Мирового океана. Это крайне затрудняет сдерживание противника путем постоянного сопровождения ПЛАРБ на маршрутах патрулирования и на рубежах пуска БРПЛ.

Серьезной проблемой является физическое и моральное устаревание как самой техники, так и ее оснащения. Доля совершенно новых образцов растет не слишком быстро, но пока нельзя говорить о коренном переломе. Специализированные противолодочные корабли пока не строятся, хотя множество современных проектов предусматривают те или иные средства ПЛО. Строительство новых подлодок-охотников ведется с не самыми высокими темпами. Новая техника ПЛО для морской авиации пока не строится.


ДЭПЛ «Новороссийск» пр. 636.3. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Положительным образом на ситуацию влияет постоянная модернизация техники с применением современных комплектующих. Так, морская авиация осваивает улучшенные версии Ту-142 и Ил-38, а корабли и подлодки регулярно проходят обновление бортовой аппаратуры. Таким образом, обходясь без массового строительства новых образцов, флот все же наращивает свой противолодочный потенциал. Впрочем, темпы такого роста могут быть недостаточными.

В настоящее время российский ВМФ продолжает восстанавливаться после катастрофических сокращений прошлых десятилетий. Вместе с прочими компонентами восстанавливаются противолодочные силы. Однако строительство развитой ПЛО является не единственной приоритетной задачей, что приводит к известным сложностям. При этом сфера противолодочной обороны не забыта, и ей уделяется максимально возможное внимание. Это позволяет смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом и ждать, что в перспективе работа подводников вероятного противника станет еще более опасной и сложной.

По материалам: https://mil.ru/ https://uacrussia.ru/ https://aoosk.ru/ https://flot.com/ https://flotprom.ru/ https://globalsecurity.org/ https://deepstorm.ru/ https://airwar.ru/ https://ria.ru/ https://tass.ru/ IISS The Military Balance 2018

Описание конструкции

Корпус

Корпус корабля стальной, гладкопалубный, с седловатостью в носовой части и уширенной, занимающей всю ширину корпуса, носовой надстройкой. Корабль строился по продольной системе набора и имел верхнюю и нижнюю палубы, платформу, трюм и второе дно. Носовая и кормовая надстройки, внутренние выгородки и часть фундаментов выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов, для снижения водоизмещения. Рангоут представлен четырёхногой фок-мачтой и башнеподобной грот-мачтой квадратного сечения из легких сплавов.

На кораблях устанавливались системы круглогодичного охлаждения и кондиционирования воздуха в жилых, служебных помещениях и на боевых постах, что позволяло поддерживать в помещениях кораблей нормальную температуру, влажность, чистоту и сменяемость воздуха. Корабли также оборудованы системой обогрева помещений и вентиляции, системами аварийного охлаждения главных двигателей и подачи забортной воды, системами хозяйственных паропроводов и системой пресной воды. Корабли отличались исключительно хорошим качеством постройки, добротностью и надежностью техники.

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. По расчётам корабль должен оставаться на плаву при затоплении любых двух отсеков, при этом начальная метацентрическая высота и надводный борт сохраняются положительными.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка механическая, трёхвальная, с тремя дизельными двигателями М-504А по 4 750 л. с. каждый, которые работали через реверс-редукторы на три трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Двигатель М-504А с частотой вращения 1 950 об/мин. и частотой вращения фланца отбора мощности 522 об/мин. имел ресурс до первой полной переборки в 3 500 часов и массу не более 7,5 тонны. Управление главными двигателями производится с пульта управления с помощью системы автоматизированного дистанционного управления. Полная маршевая скорость корабля под тремя дизелями составляла 24,5 узла.

Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получала питание от трёх дизель-генераторов ДГ-300 (на некoторых кораблях данного проекта установлены дизель-генераторы ЯМЗ V-12) мощностью по 300 кВт. Распределение электроэнергии осуществлялось через 2 главных распределительных щита.

Служба

Все корабли были зачислены в Балтийский флот (МПК-67; МПК-99; МПК-105; МПК-192; МПК-205; МПК-213; МПК-216; МПК-219; МПК-224; МПК-227; МПК-228; МПК-229)

07 февраля 2007 года на МПК «Башкортостан» (228) произошёл пожар высшей категории сложности, от которого сильно пострадала носовая надстройка корабля.

23 сентября 2022 г МПК «Казанец» (205) столкнулся с гражданским контейнеровозом в проливе Эресунн.

Бортовые номера:

МПК-67 — 03 (1987); 233 (1987); 242 (1990); 301 (1997)

МПК-99 — 04 (1987); 255 (1990); 308 (1998); «Зеленодольск» (2004)

МПК-105 — 05 (1988); 245 (1990)

МПК-192 — 01 (1986); 262 (1987); 247 (1990); 304 (2000); «Уренгой» (2011)

МПК-205 — 02 (1986); 223 (1990); 311 (1998); «Казанец» (1998)

МПК-213 — 06 (1988); 222 (1990); 226 (1996)

МПК-216 — 07 (1988); 258 (2000)

МПК-219 — 08 (1988); 209 (1990)

МПК-224 — 09 (1989); 218 (1990); «Алексин» (2005)

МПК-227 — 10 (1989); 243 (1990); «Кабардино-Балкария» (2015)

МПК-228 — 11 (1989); 244 (1990); «Башкортостан» (1999). Порезан на металл в ноябре 2015 года

МПК-229 — 12 (1989); 232 (1990); «Калмыкия» (1996)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]