Сторожевые корабли проекта 1135: история строительства, модификации, место службы

Корабли прибрежной или ближней морской зоны в российском Военно-Морском Флоте на сегодняшний день представлены целой когортой современные боевых судов, располагающих могучими и мощными средствами вооружения. Сторожевики сегодня не только достойно представляют Андреевский флаг на морских просторах в акваториях Черного и Балтийского морей, но и осуществляют огромный объем работы на закрытом морском театре. Сторожевые корабли проект 11661«Татарстан» и «Дагестан» составляют сегодня основу боевой мощи Каспийской военной флотилии, являясь самыми мощными боевыми единицами на Каспии.

Этот тип судов создавался в течение длительного времени и был только в начале нового тысячелетия реализован в металле. Соответственно, новые сторожевики вобрали в себя все лучшее, чем располагало отечественное кораблестроение. СКР, по новой классификации – корвет, проекта 11661 на полном основании могут считаться самыми современными и боеспособными кораблями в отечественном ВМФ.

История проектирования

Проект 1135 начал разрабатываться в период с 1964 по 1966 год. Руководство работами осуществляло Северное проектно-конструкторское бюро. Новому кораблю нарезался широкий спектр задач наряду с сопровождением конвоев через сложные районы, в которых ведутся боевые действия, решением задач по борьбе с подводными лодками противника и обеспечением противовоздушной обороны конвоев и соединений кораблей.

В связи с тем, что водоизмещение должно быть меньше по сравнению с проектами 1134 (большой противолодочный корабль), вертолеты на этих кораблях не предусматривались. Однако предполагалось оснастить их современными ракетными комплексами, способными поражать не только подводные лодки, но и надводные цели.

Служба

6-12 марта 1973 года с группой кораблей СКР «Сметливый» посетил с визитом порт Латакия (Сирия). С 4 октября по 26 ноября 1973-го он находился в районе боевых действий на Ближнем Востоке, сопровождая советские и болгарские транспорты. Находясь в составе КУГ-5 вместе с крейсером «Мурманск» СКР осуществлял слежение в готовности к уничтожению в случае начала боевых действий за авианосным соединением ВМС США во главе с авианосцем CVA 42 «Франклин Д. Рузвельт».

С 26 сентября по 1 октября 1973 ВПК в составе отряда боевых кораблей под флагом адмирала В. С. Сысоева совершил заходы в порт Сплит (Югославия), с 9 по 13 августа 1974 – в Варну (Болгария), и с 26 июня по 1 июля 1980 года – в Тунис. 30.08.1974 года «Сметливый» оказывал помощь аварийному ВПК «Отважный».

В 1981 году ВПК «Сметливый» (бортовой № 745) участвовал в показательном учении по автоматизированному управлению силами приданной и корабельной авиации с ФКП на ТАКР «Киев». До постановки в ремонт и модернизацию корабль участвовал в десяти крупных учениях и выполнил двенадцать боевых служб, оставив за кормой свыше 320 000 миль.

Начало проекта 1135 «Буревестник»

Как уже было отмечено выше, новые сторожевые корабли, которым было присвоено название — проект 1135 «Буревестник», проектировались на Северном ПКБ (ЦКБ-35, г. Ленинград). Тактико-технические характеристики сторожевого корабля (сокращенно СКР) должны были обеспечивать противовоздушную и противокорабельную оборону кораблей и транспортов в ближней зоне моря, гарантированно уничтожать самолеты противника и крылатые ракеты на низких высотах. ТТЗ на разработку новой серии кораблей руководство Военно-морского флота СССР выдало в 1964 году.

Строительство предполагалось вести в 3 местах, а именно в Калининграде (прибалтийский судостроительный ), Керчи (), Ленинграде (). Количество кораблей проекта 1135 закладывалось для перекрытия потребностей всех четырех флотов СССР.

Особенности СКР

Сторожевой корабль проекта 1135 обеспечивал хождение на дальность до 4000 морских миль при скорости 14 узлов. Максимальная скорость хода находилась в диапазоне 32 узлов при водоизмещении 2800 тонн. СКР оснащались современными газотурбинной и энергетической установками.

Новым кораблям предписывалось обеспечить приемлемые условия для экипажа. Проект предусматривал наличие двухместных кают для офицеров и мичманов, двух матросских столовых, камбуз. Для матросов в носовых и кормовых отсеках создавались кубрики для размещения от 10 до 15 человек в каждом.

Созданные корабли заслужили высокую оценку специалистов. СКР прекрасно всходят на волну, их заливаемость и забрызгиваемость во всех диапазонах скоростей минимальная. Использование вооружения возможно без проблем на любой скорости, в том числе и при волнении моря в 4 балла. При задействовании устройств успокоителей качки вооружение можно применять при волнении более 5 баллов.

Непотопляемость СКР достигалась тем, что корпус корабля поделен на 14 водонепроницаемых отсеков. Специалистами закладывались условия, чтобы корабль мог обеспечивать плавучесть, если затоплены 3 смежных отсека или 5 не смежных.

СКР оснащались достаточными средствами спасения: моторным катером; 6-весельным ялом; 20 аварийными плотами ПСН-310.

Двигательная система — два газотурбинных агрегата М-7К. Мощность каждого — 24 000 лошадиных сил. Они размещались попарно в смежных машинных отделениях.

Кроме этого, имелась система энергообеспечения: газотурбинный агрегат, состоящий из маршевой турбины мощностью 6000 лошадиных сил; форсажная газотурбинная установка мощностью 18 000 лошадиных сил.

Запас топлива максимальный, находился в диапазоне от 450 до 550 тонн. Если корабль использовал полный ход, то топлива расходовалось 390 кг на милю, при этом дальность достигала 1300 миль.

Стандартное вооружение проекта 1135

Типовой сторожевой корабль проекта 1135 оснащался следующим вооружением:

  • Двумя спаренными 76-мм башенными артиллерийскими установками. Размещались они на корме. Боекомплект предполагал 500 снарядов на один ствол. Их доставка проводилась из погреба, который располагался под башней. Артустановки были бронированными. Толщина брони — 5 мм. Обеспечивали темп стрельбы в 40-45 выстрелов одним стволом, который следовало потом охлаждать в течение 3 минут забортной водой. Сам ствол установки до полного выхода из строя должен был выдерживать 3000 выстрелов.
  • Двумя ЗРК малой дальности «Оса-М». Один размещался в носовой части корабля, второй — в кормовой. Они находились в специальных погребах палубы, там же размещался и боевой комплект (24 зенитные управляемые ракеты на каждый комплекс). Ракеты устанавливались в 4 барабанах, по 5 штук в каждом. Перезаряд производился за 20 секунд. Скорострельность комплекса — 2–2,8 выстрела в минуту, в зависимости от видов цели (воздушная, надводная). Комплекс обнаруживал цели на дальности 25-30 км, при этом высота обнаружения соответствовала 3,5-4 км. Минимальная высота, на которой гарантировалось поражение цели, составляла 60 м над уровнем моря.
  • Одного противоположного комплекса УРПК-4 «Метель», который располагался в носовой части СКР. Комплект составлял 4 ракеты-торпеды. При пуске торпеды она в заданной точке отделялась от ракеты и осуществляла парашютное приводнение. Потом погружалась на глубину, осуществляя поиск цели системы самонаведения. Глубина ее рассчитана на 400 м, скорость в поисковом режиме 23 узла, а при наведении на цель 40 узлов. Дальность действия 8 км.
  • Двумя реактивными бомбометами РБУ-6000 «Смерч-2». Находились в носовой части судна. Боекомплект находился в погребе, заряжание стволов осуществлялось дистанционно. Дальность работы по цели от 300 до 5800 м. Поражалась цель на глубине от 15 до 450 м. Подводная лодка гарантированно разрушалась при подрыве бомбы на расстоянии до 7 метров.
  • Двумя 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135. Находились они по бортам корабля. Боевая часть торпеды весила 500 кг, а сама торпеда 2,1 тонны. Скорость ее была в диапазоне 40-43 узлов. Дальность 19 км, глубина 12 м. Каждая торпедная установка имела боезапас по 8 штук на один аппарат.
  • 16 минами ИГДМ-500. Для упрощения установки мины при движении корабля применялись специальные рельсы. Диапазон глубин в месте их постановки составлял от 8 до 35 м.

Также корабли проекта 1135 оснащались установками постановки помех, различными системами управления огнем, радиационными станциями и иным необходимым оборудованием.

Реализованные в проекте 1135 «Буревестник» основные ТТХ: водоизмещение СКР — стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн; длина судна 123 м, ширина 14,2 м; автономность плавания — 15 суток. Экипаж проекта 1135 в стандартном исчислении – 191 человек, из которых 22 офицера, 27 мичманов.

Авиация

Изначально на корме «Сметливого» располагалась вертолетная площадка (которую позже демонтировали). Корабельные вертолеты серии Ка-52 были важной составной частью системы обнаружения и ликвидации подлодок. Их основным оружием были торпеды класса АТ-1/1М с самонаводящимся механизмом с массой взрывчатки 70 кг. Они имели возможность повторного поиска цели в случае утраты контакта с ней.

Также вертолетчики могли сбрасывать глубинные бомбы различных типов. На вооружении Ка-25 состояла и атомная ГБ марки РЮ-2-2. Она принималась в кормовой погреб авиационного боезапаса. Эти авиабомбы хранились на спецскладах в поселке городского типа Щебетовка под Феодосией и доставлялись на 12-й причал в Севастополе непосредственно перед выходом БПК на боевую службу.

Места постройки СКР

Строительство кораблей серии 1135 велось на трех заводах, а именно:

  • Прибалтийский судостроительный (город Калининград) построил 8 кораблей за период с 1970 по 1975 год.
  • (город Керчь) построил 7 кораблей за период с 1971 по 1981 год.
  • (город Ленинград) за период с 1976 по 1979 год построил 6 кораблей.

Первый из серии сторожевой корабль «Бдительный» принят на вооружение Балтийским флотом в декабре 1970 года.

В настоящее время в ВМФ РФ все корабли проекта 1135 выведены из эксплуатации. В строю остается только СКР «Ладный».

СКР для КГБ СССР

Для нужд пограничных войск КГБ СССР был разработан отдельный проект СКР. Ему определялись следующие задачи:

  • обеспечение несения дозорной службы;
  • выполнение охранных мероприятий в экономической зоне СССР;
  • борьба с контрабандой.

Разработанный проект в начале семидесятых годов стал называться 1135.1 «Нерей». Это было дальнейшее развитие проектов 1135 и 1135М. Отличия заключались в составе вооружения и наличии на корабле вертолетной площадки и места для размещения вертолета.

Предполагалось изготовить серию из 12 кораблей. Основной зоной их применения был определен Тихий океан. Головной корабль для пограничных войск построен на и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года.

Всего по проекту 1135.1 были построены: СКР «Дзержинский»; СКР «Орел»; СКР «Анадырь»; СКР «Кедров».

Работа над пограничной серией прекращена во времена развала СССР. Из трех заложенных в это время кораблей достроен только СКР «Киров». Он был введен в эксплуатацию в апреле 1993 года и принят на вооружение ВМС Украины. Сейчас этот корабль является флагманом ВМФ этой страны под названием U130 «Гетман Сагайдачный».

Конструкции пограничных кораблей фактически не отличались от стандартного 1135. Основное отличие — ангар и площадка для вертолета Ка-27.

По мнению специалистов, пограничные корабли серии 1135.1 имели очень мощное вооружение, которым обычно не снаряжались сторожевые корабли береговой охраны. Однако это можно было объяснить тем, что при проектировании пограничных СКР неоднократно имели место инциденты в различных районах океана, где велись промыслы в интересах стран. Вследствие этого некоторые морские государства направляли туда военные корабли с целью обеспечения защиты своих рыбаков.

Ремонт

Конструктивно предусматривалась возможность производства в короткие сроки агрегатного ремонта ГТУ и замены ГТД. При проектировании размеры газоотводных труб выбирались как из расчета снижения в кожухах температуры отводимых газов, так и возможности быстрой замены через них ГТЗА М-3 и ГТУ-6 в сборе, без демонтажа смежного оборудования и вскрытия корабельных конструкций. Столь же легко могла проводиться и агрегатная замена отдельных элементов ГТД, значительно облегчая тем самым проведение ремонтов даже силами личного состава.

Современная история проекта

В период 1999-2013 гг. по проекту 1135.6 для военно-морских сил Индии построено 6 фрегатов «Тальвар».

С 2010 года в интересах ВМФ РФ реализуется программа по спуску на воду обновленного проекта 1135.6 (1135.7). Это глубокая модернизация сторожевого корабля проекта 1135. При его изготовлении применяются технологии малой заметности. Оснастка осуществлена на современной элементной базе. Вооружение — передовые и чрезвычайно эффективные системы.

В настоящее время ССЗ «Янтарь» имеет заказ на строительство 6 кораблей, а именно: сторожевой корабль «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», адмирал «Корнилов». Первые три введены в эксплуатацию. Остальные находятся в стадии строительства и ходовых испытаний.

Из этой группы сторожевой корабль «Адмирал Эссен», базирующийся на Черном море, известен тем, что во время выполнения задач в Средиземном море неоднократно осуществлял пуски КР «Калибр» по боевикам ИГИЛ в Сирии.

Эксплуатация

В последние годы существования СССР в Калининграде заложили три корабля проекта – «Неустрашимый», «Неприступный» и «Туман». Достроить и сдать в эксплуатацию успели только «Неустрашимый». Постройка его «систершипов» фактически остановилась.

Только после некоторого улучшения экономической ситуации, в 2003 году, было решено достроить второй корабль, к этому времени сменивший названия.

«Традиционное» имя «Неприступный» зачем-то сменили на имя князя, никакого отношения к морским походам не имеющего. Достройка затянулась на несколько лет, и только в 2009 году (спустя 20 лет после закладки) «Ярослав Мудрый» встал в боевой строй.

«Туману» повезло меньше всех. Этим фрегатом пытались заинтересовать зарубежных покупателей, даже был подготовлен проект достройки по изменённому, «экспортному» проекту. Однако покупателей не нашлось. После достройки «Ярослава Мудрого» заниматься «Туманом» тоже не стали, заявив, что ещё один фрегат «не вписывается в стратегию развития» и потому попросту не нужен. Сообщалось, что в 2016 году корпус «Тумана» всё же решили утилизировать.

В 2008 году «Неустрашимый» получил долю мировой известности – его направили на патрулирование у берегов Сомали для защиты торговых судов от пиратов. Там он минимум трижды применял оружие, отбивая пиратские атаки. В 2010 и 2013 годах боевые дежурства в Аденском заливе продолжились. В настоящее время сторожевик находится на ремонте. В 2016 году бороться с пиратами отправился и «Ярослав Мудрый», но к этому времени их активность снизилась, и столь широкого освещения в СМИ этот поход не получил.

Исторические факты

В ноябре 1975 года командир корабля СКР «Сторожевой» В. Саблин поднял флаг «грядущей коммунистической революции». Он фактически захватил корабль и предпринял попытку зайти в Ленинград и стать на якорную стоянку на Неве. Выдвинул требования дать ему возможность выступить в прямом эфире по Центральному телевидению, так как хотел донести до народа правду о ситуации в стране. Однако 9 ноября «Сторожевой» окружили пограничные корабли, препятствовали его движению путем сброса бомб по курсу, произвели его артиллерийский обстрел. Саблина арестовали, доставили в Москву, судили и расстреляли.

Другой известный случай связан с СКР «Беззаветный». 12 февраля 1988 года в территориальные воды СССР вблизи города Ялта (Крым) зашли два американских корабля «Йорктаун» и «Кэрон». После безуспешных предупреждений о недопустимости пересечения границы СССР и требований покинуть территориальные воды командир СКР «Беззаветный» предпринял два навала на корму «Йорктауна», причинив тому повреждения оборудования и обшивки бортов. По результатам инцидента американские корабли покинули территориальные воды СССР.

СКР «Задорный» (Северный флот) известен тем, что совершал за время своей службы до 2005 года многочисленные походы к берегам Америки. Многократно признавался лучшим кораблем Северного флота.

Следственный комитет РФ

Вернемся к более осмысленным аббревиатурам. Следственный комитет России или СКР — это российский государственный орган федерального масштаба, осуществляющий ряд полномочий в согласии с законодательством РФ, в большей своей части — в области уголовного судопроизводства. Это государственное военизированное учреждение, образованное на базе Следственного комитета при РФ 15.01.2011.

Внутри него предусмотрены три вида госслужбы: федеральная гражданская, военная, правоохранительная. СК РФ правомочно проводить предварительное расследование в виде предварительного следствия. Деятельностью Следственного комитета России руководит Президент РФ.

Функции у СК России следующие:

  • судебно-экспертная деятельность;
  • процессуальный надзор и иной контроль за деятельностью следственных органов;
  • предварительное расследование (в рамках законодательства) уголовных дел;
  • криминалистическое сопровождение следствия по ряду преступлений;
  • доследственная проверка как отзыв на сообщения о преступлениях, которые поступают непосредственно в Следственный комитет;
  • иные функции, которые приписывает СКР законодательство РФ.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]