История службы больших противолодочных кораблей проекта 1134Б

«История службы больших противолодочных кораблей проекта 1134Б: Николаев, Очаков, Азов, Керчь, Петропавловск, Ташкент, Таллин»

История службы, а также список командиров кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б» за время несения их службы в рядах ВМФ СССР и России.


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Николаев»

БПК пр.1134Б «Николаев»

Головной корабль проекта 1134Б, был зало­жен 25 июня 1968 года на стапеле Судостроительного завода имени 61 Коммунара (заводский номер С-2001). Включен в списки кораблей ВМФ СССР 13 августа 1969 года и 19 декабря 1969 года торжественно спущен на воду.

После достройки на плаву и проведения заводских и государственных испытаний, 2 октября 1971 года на «Николаеве» был поднят Военно-Морской флаг. На церемонии присутствовал командующий Краснознамен­ным Черноморским флотом адмирал В.С.Сысоев.

После доводки корабля 31 декабря 1971 года он был принят в состав ВМФ СССР и определен 8.02.1972 г. в состав КЧФ.

С 11.03.72 г. приказом Главкома ВМФ №091 определен в состав 70 БрПК 30 ДиПК ЧФ. Со сдачей корабля приступили к отработке курсовых задач в сроки, предусмотренные курсами боевой подготовки.

С 5.11.72 г. по 1976 г. корабль проходил службу на Средиземном море и в Атлантике, заходил с визитами в порты Тартус (Сирия) и Дубровник (Югославия). В июне 1975 г. на его борту случилась трагедия — при выполнении полетов потерпел катастрофу корабельный вертолет Ка-25, в которой погибли оба члена экипажа.

В 1976-78 гг. корабль проходил текущий ремонт на заводе им.61 Коммунара в Николаеве. Были заменены ГТУ М5 на М-5Е, проведена модернизация УЗРК «Шторм».

В 1979— 1980 гг. — БС в Средиземном море. В марте 1981 г. при проведении противолодочных учений буксируемое тело ГАС «Вега» зацепило ПА и было повреждено. «Николаев»готовился в поход на Кубу, поэтому на него установили ГАС с «Азова». В апреле — официальный визит в Гавану. Старший похода — вице-адмирал В.А.Самойлов. 1 июля 1981 года начальник ГШ ВМФ СССР адмирал флота Г.М.Егоров посетил ко­рабль и совершил на нем выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя.

С 25.08.1982 г. корабль — в составе 21 ВрПК 30 ДиПК. В 1982-83 гг. деловые заходы в Варну и Бургас (Болгария). Перед переходом на Тихий океан на корабле были установлены салютные орудия 21-КМ-45-мм позади ПУ Б-192.


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Николаев»

1983 года по 28 февраля 1984 г. отряд боевых кораблей под флагом командира 10 ОПЭСК вице-адмирала Р.Л.Дымова совершил межокеанский переход в Индийский океан, с заходом во Владивосток. В том же году участвовал в поисковой противолодочной операции в Охотском море, совместно с ТАВКР «Новороссийск», БПК «Василий Чапаев», СКР «Сторожевой», ПЛАТ «К-242» и «К-535», ПА «Б-855», «Б-229» и «Б-404», корабельными вертолетами Ка-27ПЛ с ТАВКР и самолетами Ту-142 и Ил-38.

С 1.03.85 г. выполнял боевые задачи на Тихом океане, 16 июля 1986 г. в ходе командно-штабных учений 10 ОПЭСК в Японском море, БПК «Николаев» столкнулся с БПК «Строгий» (без жертв) и встал на ремонт, после чего в мае-июле 1987 г. совершил благополучный переход в Севастополь и встал на капитальный ремонт 11 ноября того же года.

К сожалению, капитальный ремонт превратился в непрекращающуюся отстойку, а затем, в связи с недостатком финансирования, закончился исключение из списков флота, 30.09.1992.

31 декабря 1992 года БПК «Николаев» окончательно расформирован при 80-процентной готовности. 10 августа 1994 года его корпус был уведен буксирами на слом в Индию.

Бортовые номера БПК «Николаев»: 538 (1972 г.), 539 (1973 г.), 155 и 521 (1974 г.), 523, 526 и 539 (1975 гг.), 597 (1979 гг.), 741 (1979-80 гг.), 155 (1980 г.), 155 (1980 г.), 701 и 703 (1983 г.), 700 (1984 г.), 535 (1985-86 гг.), 582, 701 (1987 г.).

В разные годы кораблем командовали:

  • капитан 2 ранга Ю.А.Стадниченко
  • капитан 3 ранга К.М.Бурковский
  • капитан 3 ранга Ю.И.Ламзин
  • капитан 3 ранга А.Васильев
  • капитан 3 ранга В.И.Куренков
  • капитан 3 ранга В.Н.Баранов
  • капитан 2 ранга В.Е.Ионов
  • капитан 3 ранга Н.А.Назаров
  • капитан 2 ранга Г.Н.Тимошинов (с 1988 г.).


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Очаков»

История создания кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б»

В апреле 1966 г. совместным решением МСП и ВМФ были утверждены основные элементы нового корабля ПВО-ПЛО проекта 1134Б на базе проекта большого противолодочного корабля 1134А, но с уси­ленным зенитным ракетным и артиллерийском вооружением. Минуя стадию эскизного проекта, разработка технического проекта 1134Б была поручена Север­ному Проектному Бюро.

Главным конструктором был назначен В.Ф.Аникиев, его заместителем — А.Н.Кожевников. В ноябре 1967 г. главным конструктором пр. 1134Б был назначен А.К.Перьков — главный конструктор Северного ПКБ. Ему в помощь были назначены два заместителя — М.Г.Гольберг и В.А.Ивойлов.

Новый большой противолодочный корабль имел увеличенные размеры корпуса по сравнению с 1134А, улучшенные условия обитаемости экипажа, обновленный и расширенный комплекс вооружения (в том числе перспективные зенитные управляемые ракеты «Шторм» Б-192), и дополненный буксируемой станцией МГ-325 «Вега» гидроакустический комплекс. Естественно были обновлены и усилены средства радиоэлектронной борьбы, средства связи, а также значительно понижена шумовая заметность корабля.

Чертеж БПК «Петропавловск» проекта 1134Б

Маршевые двигатели и газотурбогенераторы разместили на подвес­ных фундаментах с двухкаскадной амортизацией, что должно было повысить живу­честь при динамических сотрясениях корпуса от взрывов и снизить структурный шум. Часть корпуса и некоторые фундаменты механизмов оклеили плас. Кроме того, были предусмотрены противошумные коффердамы со стальными звукоизолирующими зашивками, глушение шума в газоходах и прием­никах воздуха. Форма и размеры дымовой трубы были выбраны из соображений обеспечения низких уровней тепловых полей.

Внешне большие противолодочные корабли проекта 1134Б отличались от 1134А увеличенной на 12 м длинной и на 0,6 м шириной, удлиненным баком, более развитыми надстройками, башенноподобной грот-мачтой и массивной дымовой трубой. Внутренние помещения также претерпели существенные изменения и сильно отличались от изначального проекта.

Именно для кораблей проекта 1134Б был впервые разработан проект архитектурно-художественного оформления жилых и об­щественных помещений для создания комфортных условий обитания, и, также впервые, была проведена разработка согласованных чертежей для исключения переделок на корабле, неизменно возникавшие ранее при монтаже судового оборудования, из-за отсутствия детальных установочных размеров в рабочих чертежах.

Строительство «Беркутов» было развернуто на ордена Ленина заводе им.61 Коммунара Министерства судостроительной промышленности СССР в Нико­лаеве. Выбор завода-строителя был обусловлен наличием у предприятия опыта строи­тельства первых в мире серийных кораблей с газотурбинной установкой — больших противолодочных кораблей проекта 61. Немаловажным обстоятельством являлось и соседство завода-изготовителя газотурбинных двига­телей — Южного турбинного завода.

Всего в период с 1968-1976 г.г. было построено 7 кораблей проекта 1134Б («Беркут-Б»): «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент, «Таллин».

Корабли имели неограниченную мореходность и гарантированную непотопляемость при затоплении любых трех смежных отсеков. До введения в строй больших противолодочных кораблей проекта 1155, «Беркуты» 1134Б были сильнейшими надводными кораблями СССР в классе, а на момент ввода в строй, пожалуй, сильнейшими в мире.

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б

БПК пр.1134Б «Очаков»

Закладка корабля состоялась 19 декабря 1969 года на стапеле Судостроительного завода имени 61 Коммунара в Николаеве (заводский номер С-2002). Закладная доска корабля установлена лично Главноко­мандующим ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза С.Г.Горшковым.

Спуск на воду состоялся в октябре 1971 года, а 19 мая 1972 года был сформирован экипаж, который в марте того же года разместился на корабле. Швартовные испытания начались 10 ноября 1972 года, 28 июля 1973 года на «Очакове» подняли Военно-Морской флаг.

В марте 1974 г. «Очаков», еще не вступив в состав сил постоянной готовности, принял участие в учениях КЧФ, вступив в охранение ПКР «Москва».

C 1974 по 1990 г.г. решал различные учебные и боевые задачи на Средиземном и Черном морях, выполнив 9 боевых служб, посетив с визитами 14 портов Средиземного моря. Принимал участие в учениях «Океан-75» (1975 г.), в поисковой операции 5 оперативной эскадры ВМФ «Удав» (1976 г.), показе корабля в Новороссийске военным атташе других стран (1979 г.).

Из нештатных ситуаций можно отметить срыв с направляющих зенитной ракеты (раскололась, но не взорвалась, 1982 г.) и случайный пуск 3-х реактивных снарядов в сторону г.Севастополя. 2 из них упали в воду, третий ранил рабочего на берегу (1985 г.).

В 1985 г. БПК «Очаков» «отличился», случайно выпустив в сторону Нахимов­ского района г.Севастополя 3 реактивных неуправляемых снаряда из ПУ ЗИФ-121. Корабль вернулся из полигона и встал к 12-му причалу лагом для погрузки боезапаса. С обращенного к городу борта были случайно выпущены (при проворачивании) оставшиеся в установке снаряды. Два снаряда упали в воду, а один попал прямо в «ПД-30», ранив при этом одного рабочего.

6 ноября 1977 года БПК «Очаков» награжден вымпелом Министра обороны «За мужество и воинскую доблесть».

В 1977, 1979 и 1986 годах БПК «Очаков» объявлялся лучшим кораблем ВМФ СССР.

С 1990 г. корабль встал на капитальный ремонт и модерниза­цию под новые виды вооружений на «Севморзаводе» в Севастополе. 9 февраля 1990 г. на корабле возник пожар продолжавшийся более 19 часов, однако судно удалось спасти.

В январе-июле 2005 года БПК «Очаков» был поставлен в док «Севморзавода», на нем была заменена большая часть ржавых конструкций набора и обшивки в районе днища и переменного пояса.

Бортовые номера БПК «Очаков»: 522 (1973 г.), 539 (1974-75 гг.), 526 (1975-76 гг.), 527 (1977 г.), 509 (1978 г.), 529 и 716 (1979 г.), 175 (1980 г.),530 (1977 и 1983 гг.), 745 (1979 г.), 703 (1986-87 гг.), (1988-89 гг.), 707 (с 1.05.1990 г.).

В разные годы кораблем командовали:

  • 1972-1975 гг. — капитан 2 ранга И.В.Касатонов
  • 1975-1977 гг. — капитан 3 ранга В.Л.Шепелев
  • 1977-1980 гг. — капитан 3 ранга А.А.Рыженко
  • 1981 гг. — капитан 3 ранга В.П.Свиридов
  • 1985 гг. — капитан 2 ранга Н.Н.Жебрак
  • 1985-1988 гг. — капитан 2 ранга Е.В.Орлов
  • 1988-1990 гг. — капитан 2 ранга В.В.Шевченко
  • 1990-1992 гг. — капитан 2 ранга В.П.Савватеев
  • 1992-1997 гг. — капитан 2 ранга А.К.Фармазов
  • 1997-1999 гг. — капитан 2 ранга А.М.Железняков
  • 1999-2002 гг. — капитан 2 ранга Е.Г.Крылов
  • С 2002 г. — капитан 1 ранга Е.Г.Шевченко.


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Керчь» в доке

БПК пр.1134Б «Керчь»

БПК «Керчь» был включен в состав кораблей ВМФ СССР 25 декабря 1969 года, заложен 30 апреля 1971 года (заводский номер С-2003), и спущен на воду 21 июля 1972 года. Военно-Морской флаг поднят 25 декабря 1974 года и этот день объявлен общекорабельным праздником, в этот же день БПК включен в состав 70 БрПК ЗОДиПК КЧФ.

В 1976 г. в первой боевой службе БПК обозначал военное присутствие СССР в восточном Средиземноморье во время агрессии Израиля против Ливана, после возвращения в Севастополь, с 1 декабря 1977 года по 28 июня 1978 года и с 3 мая по 15 октября 1979 года, снова боевая служба в Средиземном море.

16 октября 1981 года заместитель МО СССР Маршал Советского Союза К. С. Москаленко на борту «Керчи» совершил выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя. В 1982 г. учавствовал в учениях «Щит-82», с 3 по 20 сентября 1983 года — в учениях КЧФ в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР, с 12 по 21 марта 1984 года БПК «Керчь» участвовал в учениях «Союз-84», а с 9 по 1 августа 1984 года осуществил официальный визит в порт Варна (Болгария).

После этого визита с кораблем произошел чрезвычайно серьезный инцидент. Один из мичманов, перед выходом в обратный путь, провернул главные механизмы, не проверив наличие масла, в результате главная энергетическая установка корабля была выведена из строя. Последовал длительный ремонт на «Севморзаводе», однако, это по большому счету, корабль спасло в 1990-ые, ведь неспокойную для страны пору он встретил относительно «свежим». Из-за ремонта и модернизации, включавшей замену турбины, установку новых УРК-5 «Раструб» и УЗРК «Шторм-Н», а также новейшую станцию РЛС «Подберезовик», БПК «Керчь» вышел в плавание только в 1988 г.

С 23 июня по 2 июля 1989 года состоялся официальный визит корабля в порт Стамбул, а с 11 по 15 августа 1989 года — официальный визит в Варну.

С 25 мая по 25 октября 1991 г. БПК «Керчь» ходил в последнюю боевую службу под флагом СССР, а затем, 4 по 16 февраля 1992 г. был флагманом Средиземноморской эскадры и участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США.

1 марта 1993 г. при выполнении швартовки корабль врезался в бетонную стенку причала кормой и встал на ремонт. Тем не менее в том же году успел ещё раз сходить в боевую службу и даже завоевать Приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.


БПК «Керчь» в Черном море

В 1994 г. БПК «Керчь» обеспечивал безопасность во время визита Президента РФ Б.Н.Ельцина в Грецию, с 18 по 22 августа 1996 г. заходил с визитом в Варну, а в ноябре 1998 г. (под флагом заместителя командующего ЧФ контр- адмирала А.В.Ковшаря), с официальным визитом во Францию (Канны) и Италию (Мессина).

В 2005 г. корабль прошел текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе, в процессе которого был заменен один из турбо­генераторов, устранено биение левой валолинии, выполнен ряд корпус­ных работ, отремонтирована донно-забортная арматура.

В 2006 БПК прошел докование в Севастополе на «Севморзаводе». Там же был выполнен ремонт РЛС МР-700 «Подберезовик».

За время нахождения в составе сил постоянной готовности кораблем пройдено более 180 000 миль. В 1978 году БПК «Керчь» был награжден призом ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке, а в 1979 году отмечен вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1980 году корабль награжден переходящим Красным знаменем Военного совета КЧФ, в 1993 г. взял приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.

Носил бортовые номера: 524 (1974 г.), 529 (1975-76 гг.), 534 (1977 г.), 703 (1978 и 1985 гг.), (1979-80 гг.), 539 (1986 г.), 708 (1987-89 гг.), 717 (1989 г.), 711 (1990 г.), 713 (2000 г.).

В разное время кораблем командовали:

  • капитан 3 (2) ранга Ю.Г.Гусев
  • капитан 3 (2) ранга В.Гришанов (1979 г.)
  • капитан 2 ранга Нягу (1981 г.)
  • капитан 3 (2) ранга А.В.Ковшарь (05.1982- 1984 гг.)
  • капитан 2 ранга Е.В.Орлов (1984-86 гг.)
  • врио — капитан 3 ранга К.Клепиков (1986 г.)
  • капитан 2 ранга Г.Шевченко (1986-87 гг.)
  • капитан 2 ранга А.И.Павлов (1987-89 гг.)
  • капитан 2 ранга Авраменко (04.1993 г.)
  • капитан 2 ранга А.Е.Демиденко
  • капитан 2 ранга С.Б.Зинченко (1997 г.)
  • капитан 2 (1) ранга О.Игнасюк
  • капитан 1 ранга О.Пешкуров (с конца декабря 2006 г.).


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Азов»

БПК пр.1134Б «Азов»

БПК «Азов» заложен 21.06.1972 г. на стапеле завода им.61 Коммунара в Николаеве. Спущен на воду 14.09.1974 г. 21.06.1975 г. на корабле был поднят Государственный флаг СССР.

10 мая 1977 г. БПК убыл в Николаев для установки комплекса УМРК С-300Ф, в испытаниях которого корабль был задействован до декабря 1980 г.

В мае 1985 г. корабль выполнил программу летно-конструкторских испытаний ЗРК «Шторм-Н», также был задействован в отработке стрельб УМРК С-300Ф по нескольким ракето-мишеням на высотах от 3 до 50 метров.

10-17.03.1986 г. «Азов» в составе 30 ДиНК участвовал в проверке главной ин­спекции МО СССР по выполнению боевых упражнений ПТ-2, РС-70ПХ, АС-70ПХ. Из-за сброса «высокого» напряжения АРЛС «Турель» правого борта артиллерий­ский комплекс АК-726 не смог выполнить артиллерийскую стрельбу на самоуправ­лении по РМ-35, за что получил оценку «неудовлетворительно». Общая инспек­торская оценка — «неудовлетворительно».

с 4 по 14.06.1986 г. принимал участие в штабных учениях кораблей 5-й флотилии с выходом в Средиземное море. Задачу выполнил с оценкой «отлично». 14-17.09.1987 г. повторная проверка главной инспекцией МО СССР. В ходе проверки проводились учения двухстороннего встречного боя в составе КПУГ 21 БрПК и выполнение опытовой ракетной стрельбы РС-70 по 7 ракето-мишеням, которые совершали «звездный налет» на ордер кораблей. В результате применения УМРК 4 мишени были уничтожены. По итогам 1987 г. БПК был признан лучшим кораблем флота по ПВО, ракетной, артиллерийской и противолодочной подготовкам.

20.01-16.06.1988 г. выполнял задачу по несению боевой службы в Средиземном море. Во время БС принимал участие в учении «Осень-88»,с дружественными визитами посетил порты Тартус (Си­рия) и Триполи (Ливия). Последний заход осуществлялся под флагом главноко­мандующего ВМФ СССР адмирала флота В.М.Чернавина.

В 1989 году «Азов» завоевал Приз Главкома ВМФ СССР по ракетной подготовке. с 28 мая по 25 декабря 1990 г. выполнял задачу по несению боевой службы в Средиземном море. Под флагом командующего 5 ОПЭСК контр-адмирала Горбунова совершил визит в порт Тартус (Сирия), а с 25 июня по 1 июля 1990 года побывал в кубинском порту Гавана.

С 27 мая по 3 июня 1991 г. снова БС в Средиземном море, с 27 ноября 1992 по 8 ноября 1993 гг. БПК «Азов» принимал участие в выпол­нении специальных задач при объявлении чрезвычайного положения в Абхазии. В 1994 году БПК «Азов» завоевал приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке. Принял участие в параде в честь 300-летия флота России.

12.06.1997 г. состоялась церемония спуска флага ВМФ СССР и подъема Андреевского флага ВМФ России. Вскоре последовало решение о сдаче корабля на слом в связи с «нецелесообразностью ремонта и утратой первоначальных тактических характе­ристик». 1.11.1998 г. «Азов» вывели из состава ВМФ, а 10.12.1998 г. в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом, на нем торжест­венно спустили Андреевский флаг. Имя «Азов» было передано БДК пр. 775, входящего в состав 30 ДиНК ЧФ РФ.

На проданном с аукциона и стоящем на разборке «Азове» 21.03.2000 г. возник сильный пожар, который удалось ликвидировать к утру 22 марта. Пожарные предотвратили взрыв остатков ГСМ и возможность экологического загрязнения бухты мазутом. Вскоре после пожара началось быстрое срезание остатков надстроек «Азова», а сам кор­пус был отбуксирован в устье Черной речки и там окончательно утилизирован.

Носил бортовые номера: 532 (с постройки), 717 (в процессе службы), 701 (последний бортовой номер).

В разное время кораблем командовали:

  • капитан 3 ранга А.А.Лысенко (10.1974- 08.1979 гг.)
  • капитан 3 ранга Волобуев (1979 г.)
  • капитан 3 ранга В.Васюков
  • капитан 3 ранга Зайков
  • капитан 3 ранга Михеев
  • капитан 2 ранга А.Челпанов (01.1990 г.)
  • капитан 2 ранга А.К.Фармазов (06.1991-1992 гг.)
  • капитан 2 ранга А.Василяускас (09.1995 г.)
  • капитан 2 ранга А.Богданов (12.1998 г.).


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Петропавловск»

БПК пр.1134Б «Петропавловск».

БПК «Петропавловск» пр. 1134Б включен в состав ВМФ СССР 4 января 1972 года и 9 сентября 1973 года заложен под заводским номером С-2005 на николаевском ССЗ имени 61 Коммунара. Спуск на воду состоялся 22 ноября 1974 года и 29 декабря 1976 года корабль вступил в строй. После приемки БПК от промышленности на нем выпол­нялись работы по переоборудованию ангара под перспективный вертолет и уста­новки системы автоматизированного привода вертолета «Привод-СВ». С 5 февраля года БПК «Петропавловск» включили в состав Краснознаменного Тихооке­анского флота.

В конце 1977 г., он совместно с ПКР «Москва» вышел в Средиземное море для выполнения задач боевой службы, с последующим переходом к месту постоянной дислокации. Переход не состоялся: ошибочные действия личного состава носовой батареи ЗУР привели к включению орошения погреба №4 и выводу из строя всего комплекта ЗУР В-611 носового «Шторма». Корабль был вынужден возвратиться в базу для смены боезапаса.

С 24 февраля по 3 июля 1979 года «Петропавловск» в сос­таве ОБК совершил переход из Севастополя во Владивосток вокруг Африки с несе­нием боевой службы в Индийском океане.

С 24.04.1979 г. «Петропавловск» определен в состав 175 БрРК 10 ОПЭСК КТОФ. По пути корабль совершил с 30.03 по 3.04 деловой заход в Луанду (Ангола), затем с 14.04 по 20.04 — в Мапуту (Мозамбик), с 26.04 по 28.04 — в Порт-Луи (Маврикий) и с 26.05 по 2.06 — в Аден (НДРЙ). По итогам боевой и политической подготовки за 1979 г. экипаж БПК добился лучших успехов и был объявлен отличным.

В 1980 г. его экипаж выступил инициатором социалистического соревнования в ВМФ, был награжден вымпелом МО СССР «За мужество, воинскую доблесть и высокую морскую выучку проявленные на учениях» и занесен на Доску почета передовых частей и кораблей социалистического соревнования СА и ВМФ.

В 1981 и 1982 гг. корабль привлекался к БС в Индийском океане. В 1983 году БПК принимал участие в опытовом учении ПВО ТОФ по отражению одновременного удара 5 крылатых ракет «противника». Все КР были поражены. В том же году под командованием капитана 2 ранга А.М.Клименка в течение 54 суток находится у острова Монерон — с корабля осуществлялось руководство подъемом со дна моря обломков сбитого южнокорейского «Боинга» рейса №007 и охраны района работ.

В 1983 году завоевал еще один приз Главкома по ПВО. В 1984 году впервые в ВМФ СССР БПК выполнил опытовую стрельбу по трем скоростным мишеням КСР-5НМ с интервалом пуска ЗУР 15 сек., все мишени были поражены.

В 1984 году «Петропавловск» получил призы главнокомандующего ВМФ по зенитно-ракетной и противолодочной подготов­ке, а по итогам года его объявили лучшим надводным кораблем ВМФ СССР по ПВО и ПЛО.

В 1985 г. — боевая служба в Индийском океане. С 9 октября 1986 года по 12 февраля 1990 года прошел средний ремонт и модерни­зацию во Владивостоке на «Дальзаводе» имени 50-летия СССР.

В 1993 году «Петропавловск» дважды выходил в Восточно-Китайское и Южно- Китайское моря для защиты судоходства и обеспечения возвращения во Владивосток буксира «Фотий Крылов», также способствовал освобождению от захвата пиратами теплохода «Иван Крамской».

30.08.1994 г. БПК был переподчинен в состав 44 БрПК, сформированной на основе 48 ДиПК и 201 БрПК, с дислокацией в бухте Золотой Рог.

После исключения корабля из боевого состава ВМФ предполагалось переоборудовать его в учебный (для замены УК «Боро­дино»), поскольку он содержался в идеальном состоянии. Однако, в связи с отсутствием финансирования «Петропавловск» в 1996 году разо­ружили, а 26.02.1997 г. исключили из состава ВМФ России. Корабль сдали в ОФИ для демонтажа и реализации, а затем продали для разделки на металл в Индию.

Носил бортовые номера: 536 (1976 г.), 527 (1977 г.) 732 (1978 г.), 565 (1985 г.), 561 (1990-93 гг.), 516 (с 1993г.).

В разное время кораблем командовали:

  • капитан 2 ранга А.А.Колесников, капитан 2 ранга А.Е.Лысенко (1979 г.)
  • капитан 3 ранга А.С.Кузьмин (1979-1982 гг.)
  • капитан 2 ранга А.М.Клименок (1982-1984 гг.)
  • капитан 1 ранга С.Л.Блюмин
  • капитан 2 ранга В.Чепарский
  • капитан 2 ранга Е.В.Яковлев.


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Ташкент»

Крейсера проекта 1134

Большие противолодочные корабли типа “Адмирал Зозуля” (проект 1134) – 4 ед.

Родоначальники самого крупного семейства БПК. Впервые в отечественном флоте применен ангар для вертолета. 3.8.1977 г. переклассифицирован в ракетные крейсера.

“АДМИРАЛ ЗОЗУЛЯ” (заводской № 791). 11.6.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1964 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 17.10.1965 г., вступил встрой 8.10.1967 г. и вошел в состав КСФ. С 1.12.1969 г. по 30.6.1970 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9.10.1986 г. перечислен в состав ДКБФ. В сентябре 1994 г. состоялся торжественный спуск флага.

“ВИЦЕ-АДМИРАЛ ДРОЗД” (заводской № 793). 16.6.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.10.1965 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 18.11.1966 г., вступил в строй 27.1 2.1968 г. и 8.1.1969 г. включен в состав ДКБФ. 14 – 27.5.1970 г. нанес визит в Сьенфуэгос (Куба). 8.4.1975 г. перечислен в состав КСФ. В период с 1974 г. по 8.4.1975 г. и с 1.10.1981 г. по 7.6.1984 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 1.7.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1990 г. расформирован.

“ВЛАДИВОСТОК” (заводской № 792 ). 1.10.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 24.12.1964 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 1.8.1969 г. и 11.9.1969 г. включен в состав ДКБФ. 1.10.1969 г. перечислен в состав КСФ, а 10.2.1970 г. после перехода летом 1969 г. по Севморпути из Кольского залива во Владивосток – в состав КТОФ. 7 – 15.12.1969 г. нанес визиты в Берберу, Могадишо и Кисмаю (Сомали). 27-31.12.1969 г. в Порт-Судан (Судан), 12-16.3.1979 г.-в Порт-Луи (Маврикий) и 16- 19.10.1980 г.- в Ко-чин (Индия). В период с 28.9.1988 г. по 23.4.1990 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт, а 1.1.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.6.1991 г. расформирован.

“СЕВАСТОПОЛЬ” (заводской № 794). 3.6.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.6.1966 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 28.4.1967 г., вступил в строй 25.9.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав КСФ. 31.10 – 9.11.1971 г. нанес визит в Гавану (Куба). 11.2.1980 г. перечислен в состав КТОФ, а 15.12.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 19.4.1990 г. расформирован.

Водоизмещение полное – 7600 т стандартное – 6140 т длина – 155,6 м ширина – 17 м осадка – 6 м. Мощность ПГУ – 2×46 000 л.с. скорость хода: максимальная – 34 экономическая – 14 уз. дальность плавания экономическим ходом – 10500 миль Вооружение: 2×2 ПУ ПКРК П-35 (4 ракеты), 2×2 ПУ ЗРК “Волна” (32 ракеты), 2×2 57-мм АК-725 и 4×6 30-мм АК-630 орудий, 2×5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (192 РГБ-60) и 2х6 РБУ-1000. Экипаж 360 человек.

Большие противолодочные корабли типа “Кронштадт” (проект 1134-А) – 10 ед.

Развитие кораблей проекта 1134, но с ПЛРК вместо ударных ракет и новыми ЗРК.

“КРОНШТАДТ” (заводской № 721). 30.11.1966 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 12.12.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 10.2.1968 г., вступил в строй 29.12.1969 г. и 9.3.1970 г. включен в состав КСФ. В период с 3.0.12.1970 г. по 5.8.1971 г. в Ленинграде и с 6.3.1976 г. по 28.8.1980 г. в Кронштадте прошел капитальный ремонт. 24.6.1991 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 29.10.1992 г. расформирован и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

“АДМИРАЛ ИСАКОВ” (заводской №722). 29.12.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.1.1968 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 22.11.1968 г., вступил в строй 28.12.1970 г и 16.1.1971 г. включен в состав КСФ. 1.3 – 31.7.1972г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 4 – 9.8.1973 г. нанес визит в Гавану и 2 – 10.12.1982 г.- в Гавану и Сьенфуэгос (Куба). В период с 9,10.1986 г. по 27.8.1990 г. прошел в Мурманске капитальный ремонт. 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1993 г. расформирован.

“АДМИРАЛ НАХИМОВ” (заводской № 723). 15.1.1968 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 2.8.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 15.4.1969 г., вступил в строй 29.11.1971 г. и 13.12.1971 г. включен в состав КСФ. 24 – 29.9.1974 г. нанес визит в Гавану (Куба), а в 1983 г. совершил деловой заход в Бисау (Гвинея-Бисау). В период с 24.2.1981 г. по 4.6.1982 г. и с 1.3.1989г. по 22.12.1990 г. прошел в Мурманске капитальный ремонт. 31.1.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 4.6.1992 г. расформирован.

“АДМИРАЛ МАКАРОВ” (заводской № 724). 2.8.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1969 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 22.1.1970 г., вступил в строй 25.10.1972 г. и 22.1.1973 г. включен в состав КСФ. 24 – 29.9.1974 г. нанес визит в Гавану (Куба) и 2 – 6.12.1974 г.- в Касабланку (Марокко). В периоде 31.3.1983 г. по 24.12.1985 г. прошел в Мурманске капитальный ремонт. 3.7.1992Т. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.12.1992 г. расформирован и в 1994 г, продан частной фирме Индии для разделки на металл.

“МАРШАЛ ВОРОШИЛОВ”, с 24.1.1991 г – “ХАБАРОВСК” (заводской № 725). 7.3.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.3.1970 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 8.10.1970 г., вступил в строй 15.9.1973 г. и 26.10.1973 г. включен в состав КТОФ. 3.7.1992 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 29.10.1992 г. расформирован. С 3.10.1972 г. носил Краснознаменный Военно-морской флаг, унаследованный от КР “Ворошилов” проекта 26 ЧФ.

“АДМИРАЛ ОКТЯБРЬСКИЙ” (заводской № 726). 2.6.1969 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 19.9.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 21.5.1971 г., вступил в строй 28.12.1973 г. и 7.2.1974 г. включен в состав КТОФ. 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 10.3.1994 расформирован.

“АДМИРАЛ ИСАЧЕНКОВ” (заводской № 727). 4.2.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.10.1970 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 28.3.1972 г., вступил в строй 5.11.1974 г. и 10.12.1974 г. включен в состав КСФ. 2 – 5.6.1975 г. нанес визит в Касабланку (Марокко). В период с 3.12.1982 г. по 1.8.1986 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт. 3.7.1992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 20.10.1992 г. расформирован и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

“МАРШАЛ ТИМОШЕНКО” (заводской № 728). 11.6.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 2.11.1972 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 21.10.1973 г., вступил в строй 25.11.1975 г. и 26.12.1975 г. включен в состав КСФ. 7 – 11.9.1982 г. нанес визит в Пуэрт-Нуар (Народная Республика Конго). В период с 27.10.1988 г. по 31.1.1991 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт. 3.7.1992 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 29.10.1992 г. расформирован.

“ВАСИЛИЙ ЧАПАЕВ” (заводской № 729). 11.6.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.12.1973 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 28.11.1974 г., вступил в строй 30.11.1976 г. и 2-2.1977 г. включен в состав КТОФ. 16-21.12.1977г.нанесвизитвБомбей(Индия)и8 – 12.5.1982г. – в Викторию (Сейшельские острова). 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1993 г. расформирован.

“АДМИРАЛ ЮМАШЕВ” (заводской № 730). 15.1.1973 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.4.1975 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 30.9.1976 г., вступил в строй 30.12.1977 г. и 17.2.1978 г. включен в состав КСФ, 12 – 16.7.1984 г. нанес визиты в Праю и Минделу (Сейшельские острова). 13.7И992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 23.2.1993 г. после торжественного спуска Военно-морского флага расформирован и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

Водоизмещение полное – 7535 т Водоизмещение стандартное – 5600 т длина – 159 м ширина – 16,8 м осадка – 5,84 м Мощность ПТУ – 2×45 000 л.с. скорость хода: максимальная – 32 экономическая – 18 уз. дальность плавания экономическим ходом – 5200 миль Вооружение: 2×4 ПУ ПЛРК “Метель” (8 ракето-торпед), 2×2 ПУ ЗРК “Шторм” (48 ракет), 2×2 57-мм ЗИФ-72 и 4×6 30-мм АК-630 орудий, 2×5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25. Экипаж – 343 человека, в том числе 33 офицера

Большие противолодочные корабли типа “Николаев” (проект 1134-Б) – 7 ед.

Газотурбинный вариант БПК проекта 1134-А. “Азов” в ходе модернизации в 1984 – 1985гг. вместо кормовой ПУ ЗРК “Шторм” получил новый ЗРК “Форт”.

“НИКОЛАЕВ” (заводской № 2001). 25.6.1968 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 13.8.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 19.12.1969 г., вступил в строй 31.12.1971 г. и 8.2.1972 г. включен в состав КЧФ, а 9.4.1984 г. перечислен в состав КТОФ. 26.9 – 1.10.1973 г. нанес визит в Сплит (Югославия) и 15 – 21.4.1981 г.- в Гавану (Куба). 11.11.1987 г. поставлен в Николаеве на капитальный ремонт, но 29.10.1992 г. исключен из состава ВМФ, 31.12.1992 г. расформирован и 10.8.1994 г. отправлен на буксире в Индию для разделки на металл.

“ОЧАКОВ” (заводской № 2002). 19.12.1969 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 30.4.1971 г., вступил в строй 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ. 14 – 19.6.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия), 13 – 18.4.1979 г.-в Риеку (Югославия), 11 – 16.6.1979 г.- в Тулон (Франция), 10-13.8.1979 г.- в Варну (Болгария), 20-24.10.1986 г.-в Гавану (Куба), 26-31.3.1987 г.-вСтамбул (Турция), 26-30.10.1987 г. и 8 – 12.5.1990 г.-в Сплит (Югославия), 24 – 28.4.1989 г.-в Констанцу (Румыния) и 11 – 14.6.1990 г.-в Таранто (Италия). В период с 26.3.1980 г. по 18.7.1984 г. прошел на”Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

“КЕРЧЬ” (заводской № 2003). 30.4.1971 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 25.5.1971 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 21.7.1972 г., вступил встрой 25.12.1974 г.и 23.1.1975 г. включен в состав КЧФ. 10-14.8.1984 г. и 1 1 – 15.8.1989 г. нанес визиты в Варну (Болгария) и 28.6 – 2.7.1989 г.- в Стамбул (Турция).

“АЗОВ” (заводской № 2004). 4.1.1972 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.7.1972 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 14.9.1973 г., вступил в строй 25.12.1975 г. и 19.2.1976 г. включен в состав КЧФ. 22 – 26.1.1990 г. нанес визит в Пирей (Греция), 25.6-1.7.1990 г.-в Гавану (Куба), 24 – 28.6.1991 г.- в Тулон (Франция) и, 15 – 19.8.1991 г.- в Констанцу (Румыния). В периоде 18.7.1984г. по 21.2.1985 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

“ПЕТРОПАВЛОВСК” (заводской № 2005). 4.1.1972 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 9.9.1973 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 22.11.1974 г., вступил в строй 29.12.1976 г. и 5,2.1977 г. включен в состав КТОФ. 24,2-3.7.1979 г. совершил переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик) и Порт-Луи (Маврикий). В период с 9.10.1986 г. по 12.2.1990 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт.

“ТАШКЕНТ” (заводской № 2006). 5.7.1974 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.11.1974 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 5.11.1975 г., вступил в строй 31.12.1977 г. и 17.2.1978 г. включен в состав КТОФ. 24.2-3.7.1979 г. совершил переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик) и Порт-Луи (Маврикий). 20.12.1989 г. поставлен в Николаеве на капитальный ремонт, но 3.7.1992 г. разоружен, исключен из состава ВМФ, 29.10.1992 г. расформирован и 10.8.1994 г. отправлен на буксире в Индию для разделки на металлолом.

“ТАЛЛИН”, со 2.8.1990 г. – “ВЛАДИВОСТОК” (заводской № 2007). 7.5.1975 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.11.1975г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 5.11.1976 г., вступил в строй 31.12.1979 г. и 28.3.1980 г. включен в состав КТОФ. 13 – 17.12.1981 г. нанес визит в Мапуту (Мозамбик), 16 – 20.2.1984 г. – в Массауа (Эфиопия), 13 – 17.8.1985 г.- в Вонсан (Северная Корея), а 12 – 16.3.1986 г. произвел деловой заход в Джибути.

Водоизмещение полное – 8565 т стандартное – 6700 т длина – 173,4 м ширина – 18,5 м осадка -5,74 м Мощность ГТУ – 2×60000 л.с. скорость хода: максимальная – 32 экономическая – 18 уз. дальность плавания экономическим ходом – 5200 миль Вооружение: 2×4 ПУ ПЛРК “Метель” (8 ракето-торпед), 2×2 ПУ ЗРК “Шторм” (72 ракет), 2х6 ЗРК “Оса” (40 ракет), 2×2 76,2-мм АК-726, 2×5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60). Экипаж – 380 человек, в том числе 47 офицера.

БПК пр.1134Б «Ташкент»

Корабль включен в списки ВМФ 5 июля 1974 года и 22 ноября 1974 года заложен на ССЗ имени 61 Коммунара в Николаеве (заводский номер С-2006), спущен на воду в ноябре 1975 года. Вступление в строй состоялось 31 декабря 1977 г. 17 февраля 1978 г. года БПК «Ташкент» приказом ГК ВМФ включен в состав КТОФ, но временно корабль был переподчинен приказом командующего ЧФ в состав 11 БрПК 30 ДиПК ЧФ.

24 февраля 1979 года вышел из Севастополя и на переходе во Владивос­ток совершил деловые заходы: в порт Накала (Мо­замбик) и порт Виктория (Республика Сейшельские острова).

С 24.04.1979 г. включен в состав 175 БрРК 10 ОПЭСК. С 13 мая 1979 года корабль передан в состав 8 ОПЭСК ВМФ для несения боевой службы в Индийском океане.

В 1980 году приказом ГК ВМФ ударная группа в составе БПК «Ташкент», «Маршал Ворошилов» и СКР «Грозящий» объявлена лучшей в ВМФ по нескольким видам боевой подготовки. БПК «Ташкент» удостоен приза ГК ВМФ и объявлен «Отличным кораблем». В 1981 г. первый заместитель начальника ПУ КТОФ контр-адмирал А.М.Славский вручил экипажу «Ташкента» переходящее Красное знамя Приморского крайкома КПСС, крайисполкома и крайкома ВЛКСМ.

В 1982 году корабль под командованием капитана 2 ранга В.Ф.Еловского успешно выполнил задачи БС в Индийском океане и подтвердил звание «Отличный». В 1983 году БПК (совместно с «Петропавловском» и «Таллином») нес БС в Индийском океане и посетил порт Аден. Командование и личный состав кораблей продемон­стрировали героический труд, находясь в длительном штормовом плавании и непре­рывном дежурстве, но при этом проявляли исключительное понимание текущего момента — не жалуясь на трудности, поддерживали корабли в постоянной боевой готовности. В том же году корабль участвовал в опытовом учении флота по ПВО по отражению одновременного удара 5 крылатых «противника». Все цели были поражены.

В 1984 г. при стрельбе ракето-торпедами не сошла с направляющих ракета, резервная цепь стрельбы не сработала, создалась угроза взрыва аккумуляторного отсека в торпеде и пожара. Благодаря смелым, грамотным и решительным действиям флагманского специалиста эскадры капитана 2 ранга В.Сивцова взрыв был предотвращен.

В 1984 г. «Ташкент» привлекался к несению БС в Индийском океане, с 29.03 по 16.04.1985 г. корабль принимал участие в масштабных учениях Тихоокеанского флота, в ходе которых от­рабатывался комбинированный удар по Перл-Харбору, производилась поисковая опе­рация в Филиппинском море с целью выявления позиций американских подводных лодок, отра­батывался встречный бой с ракетными кораблями «противника» в проливе Лаперуза.


БПК «Ташкент» при разборке на металл

С 15 по 17 октября 1987 г. было проведено первое совместное советско-северо-корейское учение сил Тихоокеанского флота и Восточного флота ВМС Корейской Народной Армии по теме «Разгром десантного отряда на переходе морем» под руко­водством командующего Тихоокеанским флотом адмирала В.В.Сидорова. В том же году «Ташкент» выполнял задачи БС в Индийском океане.

В 1988 г. «Ташкент» в последний раз нес БС в Индийском океане. Предполагалась модернизация корабля по пр. 11346. БПК возвратился на Черное море для прове­дения капитального ремонта и перевооружения на ССЗ имени 61 Коммунара. В Нико­лаев корабль прибыл 20 декабря 1989 года.

После распада СССР финанси­рование ремонта прекратилось и к 3 июля 1992 года БПК «Ташкент» разоружили и исключили из состава ВМФ РФ. Расформирован корабль был 29 октября того же года и 10 августа 1994 года уведен на буксире в Индию для разделки на металлолом.

Носил бортовые номера: 528 (1978 г.), 705 (1979 г.), 716 (1979 г.), 573, 556, 516 (1988 г.).

В разное время кораблем командовали:

  • капитан 2 ранга Е.Д.Здесенко
  • капитан 2 ранга В.Ф.Еловский
  • капитан 1 ранга Морозов
  • капитан 2 ранга Н.Малкин.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А (шифр «Беркут-А», кодовое обозначение NATO — Kresta II class). Корабль предназначался для поиска и обнаружения атомных подводных лодок противника, обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны кораблей, ну и конечно же для придание боевой устойчивости тактическим группам флота. Головной корабль — «Кронштадт».

Большой противолодочный корабль Кронштадт.

Знаки БПК Кронштадт.

Большой противолодочный корабль Кронштадтпостроен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 10.02.1968г. и вступил в строй 29.12.1969г., и уже 9 марта 1970г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ- 120 БрРК). С 17 сентября по 13 октября 1971г. корабль выполнил задачи разведки и слежения в период учений ОВМС НАТО «Iron Knight». С 28 февраля по 2 апреля 1972г. в составе аварийно-спасательного отряда принял участие в спасательной операции в Северной Атлантике по оказанию помощи ПЛА «К-19». В мае 1973г. в составе КПУГ (совместно с БПК «Адмирал Нахимов») участвует в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ противника в заданном районе Северной Атлантики («Лагуна»). В 1975г. участвовал в учениях «Океан-75». Совместно с ТАРКР «Киров», БПК «Адмирал Исаков», «Стройный» и «Смышленый» корабль участвует 9-10 июля 1981г. в учениях «Север-81». В апреле 1982г. БПК привлекался к участию в спасательной операции по оказанию помощи аварийной АПЛ К-123. В период с 24 по 28 марта 1987г. принял участие в КШУ (ТАРКР «Киров», РКР «Вице-адмирал Дрозд», «Маршал Устинов», БПК «Адмирал Нахимов», «Адмирал Макаров», «Адмирал Юмашев», «Сообразительный», ЭМ «Отличный», «Современный», «Отчаянный»). Бортовые номера: 535(1970), 585(1971), 544(1975), 273(1975), 516, 298, 048, 787, 480(05.1980), 662, 647, 675, 657(1989). Списан: 1991г.

Большой противолодочный корабль Адмирал Исаков.

Знаки БПК Адмирал Исаков.

Большой противолодочный корабль Адмирал Исаковпостроен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 22 ноября 1968г. и вступил в строй 28 декабря 1970г., и уже 16 января 1971г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). С 1 марта по 31 июля 1972г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. С 22 марта по 24 ноября 1973г. находится на боевой службе в Атлантике, где участвует в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ вероятного противника в заданном районе Северной Атлантики («Лагуна»). В процессе слежения была обнаружена иностранная ПЛ, а экипаж вертолета Ка-25ПЛ впервые выполнил посадку ночью на движущийся корабль. В 1975г. участвовал в учениях «Океан-75», а в апреле 1977г, принял участие в учениях «Север-77». 27 мая 1981г. в Баренцевом море в результате провокационных действий эсминца УРО «Глазго» ВМС Великобритании произошёл навал БПК «Адмирал Исаков» на британский корабль. В 1981г. принял участие в учениях «Север-81». 12 февраля 1982г. передан в состав 170 БрПК, где принял участие в учениях «Щит-82». В 1984г. принял участие в оперативном КШУ «Атлантика-84». 1 октября 1991г. включен в состав 44 ДиПК 7 ОПЭСК кораблей Северного Флота. Бортовые номера: 251(1972), 555?(1973), 293(1974), 298(1975), 297(1977), 587, 589, 859, 878(1979), 550, 549, 675(1984), 647(1989), 672, 679(1990). Списан: 1993г.

Большой противолодочный корабль Адмирал Исаченков.

Знаки БПК Адмирал Исаченков.

Большой противолодочный корабль Адмирал Исаченковпостроен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 28 марта 1972г. и вступил в строй 5 ноября 1974г., и уже 10 декабря 1974г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ-170 БрПК). С 3 по 21 апреля 1975г. принял участие в качестве головного корабля в учении «Океан-75». В сентябре- октябре 1976г. во время учений ОВМС НАТО «Осень-76» осуществлял непосредственное слежение за английским авианосцем « Арк Ройял» и АВМ «Д.Кеннеди» ВМС США (совместно с БПК «Маршал Тимошенко»). В 1977г. участвовал в учении «БУЕР-77», а в 1980г. принял участие в оперативном КШУ «Атлантика-80» под руководством ГК ВМФ. Бортовые номера: 588(1974), 584(1977), 550, 551, 535, 538, 297, 298, 643, 686(1981), 271(1982), 672(1987), 640(1989), 667, 682. Списан: 1992г.

Большой противолодочный корабль Адмирал Макаров.

Знаки БПК Адмирал Макаров.

Большой противолодочный корабль Адмирал Макаровпостроен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 22.11.1970г. и вступил в строй 25.10.1972г., и уже 22 января 1973г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ- 170 БрПК 7 ОПЭСК). С 12 по 29 мая 1973г. в составе КПУГ (БПК «Севастополь», «Адмирал Исаков») участвовал в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ «противника» в заданном районе Северной Атлантики («Лагуна»). В апреле 1975г. принял участие в учениях «Океан-75». В 1979г участвует командно-штабного учении «Разбег-79». С 15-16 июля 1986г. личный состав корабля принял участие в съемках киностудией МО СССР учебного фильма «Защита корабля от оружия массового поражения» с привлечением батальона специальной обработки 30-го отдельного полка химической защиты. Бортовые номера: 583(1972), 585, 276, 291(07.1974), 545(1975), 547, 541, 648, 666, 667, 296(1985), 657(1985), 635(1989). Списан: 1992г. БПК «Адмирал Макаров» и «Адмирал Нахимов» участвовали в съемках фильма ОКЕАН.

Большой противолодочный корабль Адмирал Нахимов.

Знаки БПК Адмирал Нахимов.

Большой противолодочный корабль Адмирал Нахимовпостроен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 15 аперля 1969г. и вступил в строй 29 ноября 1971г., и уже 13 декабря 1971г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ- 170 БрПК 7 ОПЭСК). В октябре 1972г. принял участие в учениях КСФ («Дуэт» и «Ладога») по поиску ПЛ противника в Норвежском море и Северо-Восточной Атлантике совместно с БПК «Севастополь» и ЭМ «Бывалый». С 12 мая по 3 июня 1973г., корабль в составе КПУГ (БПК «Кронштадт») участвует в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ противника в заданном районе Северной Атлантики («Лагуна»). . В июле 1974г. в составе отряда кораблей (БПК «Красный Кавказ», СДК-82, теплохода ММФ «Башкирия») принял участие в эвакуации советских граждан и киприотов-коммунистов из п. Лимасол. В апреле 1975г. принимал участие в учениях «Океан-75». В 1977г. в составе отряда кораблей «Адмирал Зозуля», «Вице-адмирал Дрозд» принимал участие в КШУ «Север-77» и в учении по противовоздушной обороне «Эстафета-77». В апреле 1984г. принял участие в оперативном КШУ «Атлантика-84». Бортовые номера: 293(1974), 697, 681(1979), 544(1983), 554(1983), 581(1984), 670, 690(1989). Списан: 1991г. БПК «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Макаров» участвовали в съемках фильма ОКЕАН.

Большой противолодочный корабль Адмирал Октябрьский.

Знаки БПК Адмирал Октябрьский.

Большой противолодочный корабль Адмирал Октябрьскийпостроен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 21 мая 1971г. и вступил в строй 28 декабря 1973г., и уже 7 февраля 1974г. вошел в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ- 201 БрПК 10 ОПЭСК). 18 июля 1974г. у мыса Гвардафуй встретил отряд кораблей ЧФ в составе ПКР «Ленинград» и БПК «Скорый», выполнивших 38-суточный переход из Севастополя вокруг Африки и вошедших, по приходу, в отдельный отряд траления Тихоокеанского флота для выполнения задач траления Суэцкого залива. С 14 апреля по 15 мая 1978 года КПУГ в составе БПК «Адмирал Октябрьский», «Гордый» и «Строгий» участвовала в поисковой операции «Питон» в Филиппинском море с задачей поиска американских ПЛАРБ, патрулирующих в готовности к нанесению ракетно-ядерного удара по территории СССР. В 1978г. 7 апреля участвовал в двусторонних учениях кораблей КТОФ, за которыми наблюдали с борта КРУ «Адмирал Сенявин» Л.И.Брежнев и Д.Ф.Устинов. Бортовые номера: 585(1973), 225(1974), 283, 138(1976), 110(1978), 561, 564(1979), 573(1979), 595(1989), 531(1990). Списан: 1993г.

Большой противолодочный корабль Маршал Ворошилов.

Знаки БПК Маршал Ворошилов.

Большой противолодочный корабль Маршал Ворошиловпостроен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 8 октября 1970г. и вступил в строй 15 сентября 1973г., и уже 26 октября 1973г. вошел в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ- 7 ОПЭСК). В июне 1974г. корабль был переподчинен в состав 201 бригады противолодочных кораблей 10-й оперативной эскадры КТОФ с дислокацией в бухте Золотой Рог. Зимой 1976—1977 гг. корабль принял участие в спасательной операции трех сторожевых кораблей пр. 50 (Сахалинской флотилии) в северной части Японского моря. 7 апреля 1978г. корабль участвовал в двусторонних учениях кораблей КТОФ совместно с БПК «Адмирал Октябрьский», «Способный», СКР «Разящий», РКР «Владивосток». За учениями с борта КРУ «Адмирал Сенявин» наблюдали Л.И.Брежнев и Д.Ф.Устинов. С 27 декабря 1979г. по 28 января 1980г. нес дозорную службу в южной части Ормузского пролива, выполнял задачу по слежению за АУГ ВМС США во главе с атомным авианосцем «Нимитц». 24 января 1991г. приказом ГК ВМФ корабль переименован в «Хабаровск». Бортовые номера: 511(1974), 584(1975), 137(1975), 597, 599, 555(1978), 561, 563(1982), 504(1990). Списан: 1992г.

Большой противолодочный корабль Маршал Тимошенко.

Знаки БПК Маршал Тимошенко.

Большой противолодочный корабль Маршал Тимошенкопостроен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 21 октября 1973г. и вступил в строй 25 ноября 1975г., и уже 26 декабря 1975г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ- 120 БрРК 7 ОПЭСК). В апреле 1977г. принял участие в командно-штабных учениях «Север-77» и в учениях по ПВО флота «Эстафета-77». В апреле 1979г. принял участие учении «Разбег-79». В июне 1980г. в качестве флагманского корабля принял участие в оперативном КШУ «Атлантика-80».

С 4 по 29 сентября 1983г. принял участие в командно-штабных учениях «Магистраль-83» и «Океан-83». Бортовые номера: 251(1975), 138, 291, 289(1977), 812, 612(1978), 596, 667(1980), 690, 691(1985), 655(1989), 688(1992). Списан: 1992г.

Большой противолодочный корабль Адмирал Юмашев.

Знаки БПК Адмирал Юмашев.

Большой противолодочный корабль Адмирал Юмашев — построен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 30 сентября 1976г. и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ- 120 БрРК 7 ОПЭСК).

С 15 декабря 1978г. по 27 марта 1979г. в составе отряда боевых кораблей ТАВКР «Киев» и БРК «Смышленый» нес боевую службу в Средиземном море. С сентября по октябрь 1979г. находился в районе ОВМС НАТО учений «Океанская охота-79», где обеспечивал наблюдение за ходом маневров.

1979г. совместно АУГ «Минск» и АУГ «Киев» принимал участие в оперативно-тактическом учении с реальным применением сил и средств «Встречный бой АУГ». В 1979г. участвовал в учениях «Разбег -79», «Сафари».

С 19 сентября по 11 ноября 1980 г. выполнил задачи боевой службы в районах Северной и Центральной Атлантики. С августа 1981г. по апрель 1982г. несет боевую службу в Средиземное море, в ходе которой осуществлял длительное слежение за АУГ ВМС США во главе с атомным авианосцем «Д.Эйзенхауэр». 1983г. принял участие в командно-штабных учениях «Магистраль-83» и «Океан-83»

С 24 февраля по 25 марта 1984 г. в Атлантике состоялись крупнейшие, на то время, учения НАТО «Теаm Wогк-84». Корабль осуществлял слежение за кораблями вероятного противника.

С 3 мая по 30 декабря 1984г. выполнил задачи боевой службы в районах южной и центральной Атлантики. С 1985г. по 1988г. обеспечивал интересы СССР в Северной Атлантике. За это время кораблем пройдено свыше 62 000 морских миль. 1 октября 1991г. включен в состав 44 ДиПК 7 ОПЭСК кораблей СФ.

Бортовые номера: 597(1977), 582, 730, 631(1978), 607(1978), 682(1978), 697(1979), 657(1984), 688(1985), 675(1987), 627(1989). Списан: 1992г.

Большой противолодочный корабль Василий Чапаев.

Знаки БПК Чапаев.

Большой противолодочный корабль Василий Чапаев — построен в рамках проекта 1134А, шифр «Беркут-А». Спущен на воду 28 ноября 1974г. и вступил в строй 30 ноября 1976г., и уже 2 февраля 1977г. вошел в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ — 201 БПК 10 ОПЭСК).

В 1977г. нес боевую службу в Индийском океане совместно с СКР «Резкий» и СКР «Ретивый».

В марте-апреле 1979г. входил в отряд из 3 кораблей в составе «СКР-46» и ТЩ «Трал» выполнили заход в Камрань.

С февраля по март 1979г. совместно с кораблями эскадры (КРУ «Адмирал Сенявин», РКР «Адмирал Фокин», БПК «Способный» и «Строгий», ЭМ «Возбужденный», СКР «Разящий») оказывал активную помощь Вьетнаму во время вооруженного конфликта с КНР.

С марта по декабрь 1982г. нес боевую службу в Индийском океане.

Вошел в корабельный состав сил для поиска и подъема космических объектов, приводнившихся в Индийском океане.

С 1 по 3 октября 1984г. участвовал в составе (ТАВКР «Новороссийск», БПК «Николаев», СКР «Сторожевой», ПЛАТ «К-242» и «К-535», ДПЛ «Б-229» и «Б-404», самолеты береговой патрульной авиации Ту-142) в операции по обнаружению подводных лодок противника в Охотском море.

С сентября 1985г. по сентябрь 1986 г. нес боевую службу у берегов Вьетнама.

В октябре 1986г. принимал участие в первых совместных советско-корейских учениях сил КТОФ и Восточного флота ВМС КНА по теме «Разгром десантного отряда на переходе морем». После окончания учений БПК продолжил несение БС в Индийском океане.

Бортовые номера: 570, 239(1974), 405, 545(1979), 549(1982), 511(1983), 590(1990). Списан: 1993г.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б.Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (проектный шифр «Беркут-Б», кодовое обозначение NATO — Kara class). Проект 1134-Б разрабатывался с учётом новых нормативных требований и правил проектирования надводных кораблей, принятых уже после разработки проекта 1134-А. Головной корабль — «Николаев».

Большой противолодочный корабль Николаев.

Знаки БПК Николаев.


Большой противолодочный корабль Николаевпостроен в рамках проекта 1134Б, шифр «Беркут-Б». Спущен на воду 19 декабря1969г. и вступил в строй 31 декабря 1971г., и уже 8 февраля 1972г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ- составе 30-й дивизии надводных кораблей). 9 апреля 1984г. перечислен в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ- 175-й бригады ракетных кораблей 10-й ОПЭСК). ). В 1970г. участвует в маневрах «Океан». В 1981г. отправился на Кубу для совместных учений с кубинским флотом. Поход был приурочен к 20-летию победы кубинских революционеров над американцами в сражении на Плайя-Хироне (населённый пункт на южном берегу Кубы). В октябре 1973г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

29 марта 1985г. принимал участие в командно-штабных учениях Тихоокеанского флота в составе тяжёлого авианосного крейсера «Новороссийск», больших противолодочных кораблей «Таллин», «Ташкент», «Василий Чапаев». 16 июля 1986г. в ходе командно-штабных учений, в Японском море, столкнулся с БПК «Строгий», в следствии чего был отправлен на ремонт , где и закончил свою боевую службу.

Корабль привлекали к участию в съемках художественного фильма «Правда лейтенанта Климова».

Бортовые номера: 538(1971), 539(1972), 521(1973), 523(1974), 526(1975), 539(1975), 155(1972), 701(1978), 741(1979), 703(1981), 700(1983), 707(1984), 535(1985), 597(ТОФ), 582(1987). Списан: 1992г.

Большой противолодочный корабль Азов.

Знаки БПК Азов.


Большой противолодочный корабль Азовпостроен в рамках проекта 1134Б, шифр «Беркут-Б». Спущен на воду 14 сентября 1973г. и вступил в строй 25 декабря 1975г., и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). В 1977г. в составе 30-й дивизии надводных кораблей на корабль, вместо кормовой ПУ ЗРК «Шторм», был установлен опытный образец зенитно-ракетного комплекса С-300Ф. 1978-1985 летно-конструкторские испытания ЗРК «Форт», ЗРК «Шторм-МН». В 1986г. участвовал в командно-штабных учениях с выходом в Средиземное море, далее в 1988г. принял участие в учениях «Осень-88». В 1993г. обеспечивал первый визит американских военных кораблей в Севастополь.

Бортовые номера: 532(1975), 710(1975), 524(1978), 158(1981), 701(1984), 717(1987), 701(1989). Списан: 1998г. — Название корабля было передано большому десантному кораблю Черноморского флота.

Большой противолодочный корабль Керчь.

Знаки БПК Керчь.

Большой противолодочный корабль Керчьпостроен в рамках проекта 1134Б, шифр «Беркут-Б». Спущен на воду 21 июля 1972г. и вступил в строй 25 декабря 1974г., и уже 23 января 1975г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ- 70 БрПК ЗОДиПК). Корабль назван в честь города-героя Керчь. В 1982г. участвовал в учениях «Щит-82», далее в 1983г. принял участие во флотских учениях в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР. В 1984г. — участие корабля в учениях «Союз-84». С 4 по 16 февраля 1992г. корабль вышел на очередную боевую службу уже под Военно-Морским флагом СССР, и, будучи флагманом 5-й ОПЭСК, участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США. В июне 2011г. осуществлял двухнедельное слежение в акватории Черного моря за ракетным крейсером ВМС США «Монтеррей».

Бортовые номера: 524(1974), 529(1975), 534(1977), 703(1978), 715(1979), 539(1978), 707(1983), 708(1984), 703(1985), 708(1987), 714, 717(1989), 711(05.1990), 713(1999). В настоящий момент находится в составе 30 дивизии надводных кораблей ЧФ.

Большой противолодочный корабль Таллин.

Знаки БПК Таллин.

Большой противолодочный корабль Таллинпостроен в рамках проекта 1134Б, шифр «Беркут-Б». Спущен на воду 5 октября 1976г. и вступил в строй 31 декабря 1979г., и уже 28 марта 1980г. вошел в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ). 29 марта 1985г. принимал участие в командно-штабных учениях Тихоокеанского флота в составе тяжёлого авианосного крейсера «Новороссийск», больших противолодочных кораблей «Николаев», «Ташкент», «Василий Чапаев».

9 августа 1990г. переименован в «Владивосток».

Бортовые номера: 711(1979), 730(1981), 584(1984), 597(1984), 547(1985), 531(1987), 541(1990), 578(1993). Списан: 1994г.

Большой противолодочный корабль Очаков.

Знаки БПК Очаков.

Большой противолодочный корабль Очаковпостроен в рамках проекта 1134Б, шифр «Беркут-Б». Спущен на воду 30 апреля 1971г. и вступил в строй 4 ноября 1973г., и уже 28 ноября 1973г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). В марте 1974г., в составе 30-й дивизии надводных кораблей, принял участие в учениях черноморского флота, вступив в охранение ПКР «Москва». Впервые корабль шел под флагом Главкома ВМФ. Вапреле 1975г. принимал участие в учениях «Океан-75» в районе Азорских островов. Во время учений старший лейтенант В.Н. Павлов корабельными гидроакустическими средствами обнаружил иностранную подводную лодку. Контакт с лодкой удерживался в течение 1 часа 52 минут на высоких скоростях при волнении океана в 6–7 баллов, что мешало задействовать вертолет и другие корабли для организации группового слежения. Это слежение вошло в учебники тактики ВМФ как классический пример действий противолодочного корабля при одиночном преследовании атомной подводной лодки в сложных условиях. Далее 16 мая 1976г. принял участие в оперативно-стратегическом учении стран Варшавского Договора “Крым-76” в котором «Очаков» являлся головным кораблем.

Бортовые номера: 522(1973), 539(1974), 526(1975), 530(1977), 509(1978), 529(1979), 745(06.1979), 716(1979), 527(1979), 175(1980), 530(1983), 703(1986), 714(1988), 707(с 1.05.1990). Списан: 2011г. хотя с 1991г. находился на заводском ремонте, который так и не закончился.

Большой противолодочный корабль Петропавловск.

Знаки БПК Петропавловск.


Большой противолодочный корабль Петропавловскпостроен в рамках проекта 1134Б, шифр «Беркут-Б». Спущен на воду 22 ноября 1974г. и вступил в строй 29 декабря 1976г., и уже 5 февраля 1977г. вошел в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ). В 1979г. совершил переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток, в составе ТАКР «Минск» и БПК «Ташкент».

Бортовые номера: 536(1976), 527(1977), 530(1978), 732(1978), 712(1979), 558(1980), 565(1983), 521(1985), 561(1990), 516(1993). Списан: 1997г.

Большой противолодочный корабль Ташкент.

Знаки БПК Ташкент.


Большой противолодочный корабль Ташкентпостроен в рамках проекта 1134Б, шифр «Беркут-Б». Спущен на воду 5 октября 1975г. и вступил в строй 31 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ — 175 БрРК 10 ОПЭСК). В 1979г. совершил переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток, в составе ТАКР «Минск» и БПК «Петропавловск». С 13 мая 1979г. перешел в состав 8 ОПЭСК ВМФ для несения боевой службы в Индийском океане.

В 1982г. участвовал в учении флота по ПВО — отражению одновременного удара 5 КР «противника». С 29 марта по 16 апреля 1985г. корабль принимал участие в масштабных учениях ТОФ, в ходе которых отрабатывался комбинированный удар по Перл-Харбору, производилась поисковая операция в Филиппинском море с целью выявления позиций американских ПЛАРБ. 17 октября 1987г. было проведено первое совместное советско-северокорейское учение сил ТОФ и Восточного флота ВМС Корейской Народной Армии (ВФ ВМС КНА) по теме «Разгром десантного отряда на переходе морем» под руководством командующего Тихоокеанским флотом адмирала В.В.Сидорова.

Бортовые номера: 528(1977), 716(1978), 705(1979), 556(1982), 712(1984), 573(31.03.1985), 516(1987), 543(1988), 518(1988). Списан: 1992г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]