Принцип действия магнитных мин. Магнитный взрыватель может быть статическим или динамическим (индукционным). Взрыватели первого типа реагируют на величину. — презентация


Создание морской мины

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

Торпеды и Мины

Разновидности

Торпеда – самодвижущаяся морская мина

Морская мина

«Циркон» и «Скиф» – донное вооружение ВМС России

Система залпового огня на корабле

Изображения

История создания

Самые первоначальные упоминания морских мин зафиксированы в записях офицера Мин Цзяо Ю в XIV веке. В истории Китая о подобной эксплуатации взрывчатых веществ упоминается и в XVI веке, когда шли столкновения с японскими разбойниками. Боеприпас умещался в деревянный контейнер, защищенный от влаги шпаклевкой. Несколько дрейфующих в море мин с запланированным разрывом были установлены генералом Ци Цзюйган. В дальнейшем механизм активизации взрывчатки приводился в действие при помощи длинного шнура.

Проект об использование морских мир был разработан Раббардсом и представлен королеве Англии Елизавете. В Голландии также происходило создание оружия, получившего название «плавающие хлопушки». На практике подобное оружие оказалось непригодным к эксплуатации.

Полноценную морскую мину изобрел американец Бушнель. Использовали ее против Британии в войне за независимость народов. Боеприпас был герметичной бочкой с порохом. Мина дрейфовала в сторону врага, разрываясь при контакте с кораблем.

Электронный взрыватель мины был разработан в 1812 году. Создал это нововведение русский инженер Шиллинг. Позднее Якоби открыл якорную мину, способную находиться в плавучем состояние. Последние в количестве более полутора тысяч штук были расставлены в Финском заливе российскими военными в период Крымской войны.

По официальной статистике военно-морских сил России, первым удачным случаем использования морской мины считается 1855 год. Боеприпасы активно применялись в ходе Крымских и русско-японских военных событий. В Первую Мировую с их помощью было потоплено около четырех сотен кораблей, из которых девять были линейными суднами.

Якорная мина

Наибольшее распространение на Дальневосточном театре боевых действий получила морская мина с якорным фиксатором. Она удерживалась в подводном состоянии минрепом, закрепленным к якорю. Регулировка глубины погружения первоначально производилась вручную.

В этом же году лейтенант Российского военного флота Николай Азаров по заданию адмирала Макарова С. О. разработал конструкцию для автоматического погружения морской мины на заданную глубину. К боеприпасу приладил лебедку со стопором. Когда тяжелый якорь достигал дна, ослабевало натяжение троса (минрепа) и срабатывал стопор на лебедке.


Дальневосточный опыт минной войны был перенят европейскими государствами и широко применен во время Первой мировой войны. Наибольших успехов в этом деле достигла Германия. Немецкие морские мины закрыли Российский императорский флот в Финском заливе. Прорыв этой блокады стоил Балтийскому флоту больших потерь. Но и военные моряки Антанты, особенно Великобритании, постоянно ставили минные засады, закрывая выходы немецким судам из Северного моря.

Разновидности морских мин

Морские мины могут разделяться по нескольким различным параметрам.

По виду монтажа боеприпаса отличают:

  • Якорные прикрепляются на нужной высоте специальным механизмом;
  • Донные опускаются на морское дно;
  • Плавающие дрейфуют по поверхности;
  • Всплывающие удерживаются якорем, но при включение поднимающиеся из воды вертикально;
  • Самонаводящиеся или электроторпеды удерживаются на месте якорем или лежат на дне.

По способу взрыва разделяют:

  • Контактные активируются при контакте с корпусом;
  • Гальваноударные реагируют на нажатие по выпирающему колпаку, где расположен электролит;
  • Антенные взрываются при столкновении со специальной тросовой антенной;
  • Безконтактные действуют при приближении судна на определенное расстояние;
  • Магнитные откликаются на магнитное поле корабля;
  • Акустические взаимодействуют с акустическим полем;
  • Гидродинамические взрываются при смене давления от хода судна;
  • Индукционные активируются при колебания магнитного поля, то есть взрываются исключительно под идущими галеонами;
  • Комбинированные сочетают в себе разные типы.

Также морские мины помогут различаться по кратности, управляемости, избирательности и виду заряда. Боезапасы постоянно улучшаются по мощности. Создаются более новые типы бесконтактный взрывателей.


Авиационная донная индукционно-гидродинамическая мина ИГДМ-500

Носители

Морские мины доставляются на место надводными судами или же подводными лодками. В некоторых случаях боеприпасы сбрасываются в воду при помощи авиации. Иногда их располагают с берега, когда требуется осуществить взрыв на небольшой глубине при противодействие десанту.

Морские мины время Второй Мировой войны

В определенные годы среди морских сил мины являлись «оружием слабого» и не имели популярности. Такому виду вооружения не уделяли особого внимания крупные морские державы, такие как Англия, Япония и США. В Первую Мировую отношение к оружию кардинально изменилось, тогда по подсчетам было поставлено приблизительно 310 000 мин.

В годы Второй Мировой морские «взрывчатки» получили широкую практику. Фашистская Германия использовала мины активно, только в Финский залив было доставлено около 20 тысяч единиц.

Во время войны оружие постоянно совершенствовалось. Каждый старался повысить его эффективность в бою. Именно тогда появились на свет магнитные, акустические и комбинированные морские мины. Использование этого вида вооружения не только с воды, но и с авиации расширило их потенциал. Под угрозой оказались порты, военные морские базы, судоходные реки и другие водные объекты.

От морских мин был понесен сильный ущерб во всех направлениях. Примерно десятая часть транспортных единиц были уничтожены с применением этого вида вооружения.

В нейтральных частях Балтийского моря на момент начала военных действий было установлено около 1120 мин. А характерные особенности области только способствовали эффективному применения боеприпаса.

Одной из самых известных немецких мин стала Luftwaffe Mine B, доставляемая до места назначения самолетами. LMB являлась популярной из всех собранных в Германии морских донных неконтактных мин. Ее успех стал настолько значимым, что ее приняли на вооружение и при установке с кораблей. Мина получила название Рогатая смерть или Магнитная смерть.

Охота за гауссом

Немецкие донные неконтактные морские мины на протяжении всей Второй мировой войны оставались одним из наиболее опасных противников для флотов Союзников и СССР, причинив им очень болезненные потери в кораблях и личном составе. Смертельную угрозу эти мины представляли и для торгового судоходства, будучи крайне эффективным средством для уничтожения судов и блокирования морских коммуникаций. Лучшие немецкие инженеры и учёные неустанно работали над внедрением всё более совершенных систем обнаружения и уничтожения морских целей, используя все известные науке физические эффекты, создаваемые кораблём в водной среде. Первой вехой в этой безжалостной гонке умов и технологий стала мина с магнитным взрывателем.

Мина нового поколения

Первые донные магнитные мины были созданы британцами в конце Первой мировой войны — они впервые применили новое оружие против немцев у бельгийского побережья в августе 1918 года, а летом 1919 года использовали их против советского судоходства на Северной Двине. Эти мины с корпусом из бетона, зарядом в 360 кг тротила и взрывателем в виде простого магнитного замыкателя оказались весьма эффективными, но крайне ненадёжными и опасными для самого заградителя.


Подрыв немецкой мины типа LMB в устье Темзы в сентябре 2022 года. Хорошо видна мощь детонации 900 кг взрывчатки на малой глубине. Практически все немецкие донные мины проектировались для постановки на глубинах до 35 метров, оптимальных для наибольшего эффекта взрыва

Эффект взрыва неконтактной мины отличается от последствий обычного взрыва контактной мины, который разрушает корпус корабля, после чего ударная волна разряжается в наполненных легко сжимаемым воздухом отсеках. Энергия взрыва донной мины распределяется в следующем соотношении: 53% — ударная волна, 46% — тепловая энергия, 1% — световое излучение. Ударная волна в несжимаемой массе воды является первым непосредственным поражающим фактором, сминающим обшивку корабля и выводящим из строя внутреннее оборудование. Выброс тепловой энергии приводит к образованию после взрыва газового пузыря, который расширяется до тех пор, пока под давлением окружающей среды не начинает коллапсировать, с повторением процесса в доли секунды до полной потери энергии. Этот эффект был особенно опасен, если мина взрывалась на дне непосредственно под кораблём, который, по сути, оказывался в зоне кавитации чудовищной силы. Результирующее воздействие этого «газоводяного молота» на корпус корабля, как правило было плачевным — корабль или разламывался, или получал сильные конструктивные повреждения.

Советским минёрам удалось успешно разоружить британские мины, разработать методику борьбы с ними и специальный трал. Однако этот опыт очень быстро оказался невостребованным и забытым, как и британские разработки в области магнитных мин. Крайне серьёзно отнеслись к магнитной мине и развернули широкие исследования в этой области совсем в другой стране — проигравшей и жаждущей реванша Германии.

Уже в 1923 году минный отдел Испытательного центра минно-заградительного вооружения (Sperrversuchskommando — S.V.K.) рейхсмарине предпринял первые исследования и разработки в области донных неконтактных мин и магнитного взрывателя. Если с конструированием корпусно-механической части первых донных мин типа RM, предназначенных для постановки с надводных кораблей, особых проблем не возникло, то самый главный элемент — неконтактный магнитный взрыватель – получился не сразу.

Немецкие инженеры, как это нередко случалось, пошли своим оригинальным путём. С учётом развития электротехники, наиболее очевидным способом создания перспективного магнитного взрывателя являлось использование индукционной катушки — именно такие мины со стержневыми взрывателями индукционного типа были впоследствии созданы западными и советскими специалистами. Индукционный взрыватель реагировал на изменение горизонтальной составляющей магнитного поля Земли, то есть близкое перемещение масс металла. Однако в Германии решили создать взрыватель стрелочного типа, в основе которого лежал прибор инклинометр, изобретённый немецкими учёными в 1909 году для определения экипажами воздушных шаров и дирижаблей своего местоположения в условиях плохой видимости. Принцип работы инклинометра заключался в определении угла отклонения стрелки относительно нулевого магнитного меридиана и дальнейшем ориентировании по известным изодинамам — линиям с одинаковой напряжённостью магнитного поля Земли.


Британские моряки с баржи выставляют мины на Северной Двине, 1919 год

Данное техническое решение позволяло, во-первых, существенно удешевить конструкцию взрывателя, так как для производства индукционных катушек требовалось большое количество дефицитных меди и никеля, а во-вторых, упростить компоновку мины и иметь широкие возможности для различных модернизаций. Самое главное, такой взрыватель реагировал на изменение вертикальной компоненты магнитного поля — то есть, фиксировал момент, когда корабль или судно оказывались практически над миной. Именно этот фактор сыграл большую роль в успехах немцев в грядущей минной войне.

В 1925 году магнитный взрыватель, который получил наименование E-BIK (Ballon-Inklinometer — инклинометр для воздушного шара), был готов и испытан, но ещё не отвечал жёстким боевым стандартам надёжности. После нескольких лет напряжённой работы, в которой приняли участие лучшие немецкие фирмы, специализирующиеся напроизводстве высокоточной измерительной техники, в 1928 году был создан надёжный взрыватель с предварительной ручной настройкой магнитного поля, полностью пригодный к боевому применению.


Один из первых взрывателей типа BIK, произведённых в 1929 году

Получив работоспособный взрыватель, специалисты SVK начали активную работу по окончательному формированию своей «минной триады» — разработке магнитных мин для применения не только с надводных кораблей, но и с подводных лодок и авиации, хотя эти виды вооружений и были запрещены Версальским договором.

К 1934 году работы по созданию магнитных «торпедомин» TM, предназначенных для постановки с подлодок, и авиационных мин серии LM, унифицированных с калибрами торпед и авиабомб, были в основном завершены. Оставалось разработать парашютные системы авиационных мин, к созданию которых энергично подключились специалисты недавно созданных люфтваффе.

Совместные усилия флота и авиации увенчались успехом: через четыре года авиамины LMA и LMB были приняты на вооружение, и полная линейка боеготовых типов магнитных мин Третьего рейха стала реальностью. Общей отличительной особенностью всех этих мин стал хрупкий корпус из алюминиевого сплава, что в случае с авиационными минами, испытывающими наиболее серьёзные нагрузки при постановке, имело далеко идущие последствия.


Схема британской якорной магнитной мины Mk.I. Хорошо видна индукционная катушка, проходящая через весь корпус. Немецкий взрыватель был гораздо компактнее

Тем не менее, именно на авиационные мины руководители кригсмарине возлагали свои основные надежды, так как понимали, что очень слабый немецкий флот будет не в состоянии осуществлять регулярные постановки во враждебных водах. Исходя из этих соображений, во время Судетского кризиса 1938 года производство мин LM получило высший приоритет за счёт временной остановки производства мин для субмарин. Произошло это, правда, в авральном порядке, свидетельствующем о том, что начинается рассогласование флота и военно-воздушных сил в вопросах планирования боевых действий на море. С 1936 года производство и накопление мин LM стало прерогативой рейхсминистерства авиации, и, как случайно выяснил бывший начальник минно-заградительной инспекции контр-адмирал Витольд Ротер (Witold Rother), ничего в этом направлении сделано не было. Главе технического управления министерства генерал-лейтенанту Эрнсту Удету (Ernst Udet) пришлось признать упущение и принять меры к налаживанию производства мин.

Параллельно с постановкой на вооружение донных мин немцы вели активные работы по созданию якорных мин с магнитным взрывателем, хотя это оказалось намного более сложной задачей. Магнитный взрыватель E-BIK был значительно усовершенствован: в 1938 году в нём реализовали автоматическую настройку магнитного поля, и официальное название сменилось на SEBIK (Selbsteinstellendes – «самонастраивающийся»). К 1939 году взрыватель производился в нескольких модификациях, получивших впоследствии классификацию с индексом «М» (М1, М2, М3) и различающихся способом установки значения и компенсации внешних факторов. Взрыватель М3 был биполярным — реагирующим на магнитные поля как северной, так и южной направленности.


Повреждения днища и киля крейсера «Белфаст», который 21 ноября 1939 года стал первым крейсером Королевского флота, подорвавшимся на магнитной мине. Хорошо видна чудовищная сила удара – при отсутствии пробоин крейсер провёл два долгих года в капитальном ремонте. Взрыв донной мины наносил страшные повреждения внутреннему оборудованию и механизмам

Нельзя сказать, что магнитная мина к началу Второй мировой войны являлась уникальным немецким ноу-хау: в США, Великобритании и СССР были приняты на вооружение мины с индукционными взрывателями. Однако именно немцы обладали наибольшим опытом, создали специфический взрыватель, унифицированную «триаду» и были готовы к широкому применению и производству этих боеприпасов, а огромный технологический и научный задел позволял им постоянно быть на шаг впереди своих противников.

Магнитное наступление на Англию

Адмиралы кригсмарине в послевоенных мемуарах неоднократно сетовали, что на начало войны военно-морские силы Третьего рейха по своему боевому и численному составу абсолютно не соответствовали задаче противостоять объединённым флотам Великобритании и Франции. Такой же была и ситуация с наличием мин: по предвоенным очень оптимистичным планам, только к весне 1940 года должно было накопиться несколько десятков тысяч этих боеприпасов, готовых к оперативному применению. Однако на сентябрь 1939 года на складах имелось лишь около 600 авиационных мин типов LMA и LMB, и по несколько сотен корабельных RM и подлодочных TM.


Подъём обломков эсминца «Джипси», подорвавшегося на магнитных минах, выставленных немецкими эсминцами в устье Темзы, 21 октября 1939 года. Многие погибшие на минах корабли становились серьёзной навигационной опасностью для других

Перед началом боевых действий в Штабе руководства войной на море (Seekriegsleitung — SKL) испытывали некоторые колебания по поводу того, стоит ли при незначительных запасах магнитных мин сразу начинать использовать их против британцев. Однако сомнения оказались лишними: выяснилось, что запас мин и темпы их производства вполне соответствуют количеству минных заградителей, увеличение численности которых было весьма туманной перспективой.

Выбрав стратегию «экономической осады» Великобритании, немцы решили нанести удар по узловым точкам восточного побережья Англии, в порты которого шёл интенсивный поток стратегического сырья — скандинавской руды и древесины.

Первые же постановки мин типа TMB малыми субмаринами Тип II оказались успешными и дали «зелёный свет» планам обширной минной блокады Великобритании. Донесения агентуры и радиоперехваты свидетельствовали, что британцы несут потери, закрывают фарватеры и не обладают эффективными мерами противодействия новому оружию. Однако 60 мин, поставленных лодками в сентябре, не разбудили «английского льва» — настоящий гром грянул, когда с наступлением длинных ночей в середине октября на минные постановки вышли немецкие эсминцы, которые ставили сразу по 180 магнитных мин типов RMA и RMB.


Пароход «Магдапур» (SS Magdapur) — первая жертва магнитных мин, погибшая 10 сентября 1939 года на заграждении, выставленном немецкой подлодкой U 13. Всего с сентября 1939 по март 1940 гг. на минах погибло 129 торговых судов Союзников и нейтральных стран общим тоннажем 430 000 брт

С 17 октября по 17 ноября, выставив в ходе трёх операций 538 магнитных мин, немецкие эсминцы заблокировали подходы к Темзе и Хамберу, и ситуация для Лондона сразу стала критической. Глава Адмиралтейства сэр Уинстон Черчилль срочно сформировал особую группу из лучших специалистов флота для борьбы с немецким «чудо-оружием», которую сразу перевёл на казарменное положение. Возглавил это подразделение, которое вскоре станет секретным Отделом исследования торпед и мин (Department of Torpedoes and Mines Investigation Section — DTMI) контр-адмирал Фредерик Уэйк-Уокер (Frederic Wake-Walker).

Аналитиком в состав группы был назначен лейтенант резерва Эш Линкольн (Ashe Lincoln) — минёр, до войны работавший адвокатом. Его буквально выдернули ночью с минного заградителя, так как адмирал решил, что для такой работы нужен именно дотошный юрист. По воспоминаниям Линкольна, Уэйк-Уокер разрешил всем присутствующим сесть и начал свою речь словами: «Ну что, парни — страна в страшной опасности».

Адмирал коротко обрисовал перед ошеломлёнными офицерами положение дел: большинство гаваней и устьев рек заблокированы минами неизвестного типа и обычными контактными. Все попытки траления безуспешны: только в Бристольском заливе смогли подорвать одну, видимо магнитную мину. Попытки обнаружить и захватить мину для исследования безуспешны. Только в Даунсе заблокированы и не могут войти в Темзу 185 судов, а 70 судов не могут покинуть лондонские доки. В сутки гибнет или получает повреждения около шести судов. Если не исправить ситуацию, Британия падёт через шесть недель!


Немецкая донная мина типа RMA с зарядом 800 кг взрывчатки, предназначенная для постановки с надводных кораблей. Полусферическая форма была выбрана не случайно: именно она обеспечивала правильное погружение и положение мины на дне. Последующие модификации этой мины были выполнены в бетонном или деревянном кубическом корпусе — война требовала экономии

После распределения задач и обязанностей с личным составом группы встретился сам Черчилль, взявший деятельность DTMI под личный контроль. Первый лорд был мрачен — некоторые нейтральные правительства уже рекомендовали своим судовладельцам отказаться от рейсов в Англию, пресса распространяла самые дикие слухи. Пока что Черчиллю и премьер-министру королевства Невиллу Чемберлену оставалось только делать грозные заявления по радио о том, что «немецкие мины будут побеждены так же, как мы победили их подводные лодки в Великой войне»

. В Берлине такие речи были восприняты с удовлетворением — немцы обоснованно восприняли подобные заявления как признак неспособности противника переломить ситуацию.

Битва с гауссом начинается

Британцы даже не были вполне уверены, что немецкие мины имеют магнитный взрыватель. Единственным подтверждением стал тот самый подрыв в Бристольском заливе, когда два траулера волочили по дну прицепленный между ними трос, на котором были закреплены несколько мощных стержневых магнитов, и подорвали что-то, что могло быть миной. Однако такой трал был неприемлем: он постоянно путался, цеплялся за подводные препятствия и обрывался, за что получил прозвище «кошмар боцмана».


Немецкие технические специалисты осуществляют погрузку авиамины LMB

Но группе Уэйк-Уокера повезло: спустя два дня после её формирования немцы начали авиационные постановки в устье Темзы. Командование люфтваффе весьма настороженно отнеслось к предложению флота срочно начать минирование побережья Англии с воздуха, так как Верховное командование вермахта (Oberkommando der Wehrmacht — OKW) приказало быть в готовности к массированному заграждению портов Бельгии в случае начала активных боевых действий на Западном фронте, а выпуск авиационных мин ещё не превышал 120 штук в месяц. В ведомстве Геринга предложили начать воздушные постановки с весны 1940 года, когда будет накоплен приличный запас мин. Однако моряки были крайне настойчивы, фюрер также громогласно заявил, что именно авиационное минирование поставит Великобританию на колени, и генерал-майор Йоахим Кёлер (Joachim Coeler), командовавший авиационными частями, подчинёнными военно-морской группе «Вест», получил приказ действовать.

Постановки начались 20 ноября, а уже ночью 22 ноября один из гидросамолётов «Хейнкель» He-59 сбросил две мины LMA на отмель около городка Шоберинесс в эстуарии Темзы. Довоенные опасения оправдались: несмотря на парашютную систему сброса, алюминиевый корпус при жёстком ударе не предотвратил хрупкую аппаратуру от повреждений, гидростатический прибор разрушился и не смог активировать систему самоликвидации мины. Забегая вперед, можно сказать, что это станет ахиллесовой пятой мин типа LM: 5 июля 1941 года при таких же обстоятельствах первая немецкая авиамина была разоружена на советском Черноморском флоте.


Минно-торпедный центр HMS Вернон, главный вход и территория комплекса с высоты птичьего полёта. Являлся старейшим (с 1876 года) центром Королевского флота по изучения торпедного и минного оружия. В августе 1940 года на его территории при обезвреживании взорвалась немецкая мина, погибло пять минёров. Немцы знали о его роли и жестоко отомстили, разбомбив центр осенью 1941 года, погибли более 100 человек. «Вернон» был расформирован 1 апреля 1996 года, в его административном здании сейчас находится пивной паб «Старая таможня»

Срочно прибывшие специалисты из «Вернона» (HMS «Vernon» — наземный исследовательский центр минно-торпедного оружия Корлевского флота, известный под названием «каменный фрегат») лейтенант-коммандер Джон Оври (John Ouvry) и петти-офицер Чарльз Болдуин (Charles Baldwin) сумели обезвредить обе мины, после чего принцип действия взрывателя был изучен и немедленно развернулся мозговой штурм в двух направлениях: размагничивание кораблей и создание эффективного трала. С первым вопросом существовала определённая ясность, уже был известен принцип обмоточного размагничивания — на корабле стационарно устанавливают несколько кабельных обмоток и создают в них магнитное поле, компенсирующее магнитное поле корабля. Это было очень дорого, и тем не менее промышленности предписали производить не менее 1500 км кабеля в неделю, пока не найдётся другое решение проблемы.

Так как единица измерения магнитной индукции называется «гаусс» в честь известного немецкого учёного Карла Гаусса, с лёгкой руки одного из офицеров работа по противодействию немецким магнитным минам получила среди специалистов шутливое прозвище «Дикая охота за гауссом». Пока в «каменном фрегате» кипела круглосуточная работа, при разминировании фарватеров пришлось обходиться весьма дорогостоящим и одноразовым эрзацем, который получил название «санки» (skid). Это была баржа с простейшим мощным электромагнитом, которая буксировалась траулером. При подрыве «санки» погибали, что обходилось британцам в 3000 фунтов стерлингов, но другого выхода пока не было.


На переднем плане «Борде» — «чудо-прорыватель» Черчилля. Жизнь на этом корабле была адом: помимо постоянных близких взрывов, все металлические предметы на борту сильно намагничивались, часы и приборы выходили из строя, а о том, как огромный электромагнит влияет на здоровье людей, никто тогда вообще не задумывался

Определённые надежды возлагались на «прорыватели» по типу корабля «Борде» (HMS Borde), в носу которого располагался мощнейший электромагнит весом 400 тонн. Британцы создали эту систему ещё в начале 1939 года, но она была рассчитана против мин индукционного типа, которые готовились к принятию на вооружение Королевского флота. Проблема был в том, что индукционные мины реагировали на изменение горизонтальной составляющей магнитного поля, а немецкий взрыватель реагировал на изменение вертикальной составляющей. В результате мины подрывались слишком близко к «прорывателю» и наносили существенные повреждения, не говоря уже об ощущениях членов экипажа.

Черчилль, тем не менее, был в восторге, назвав «Борде» самым ценным кораблём флота. И всё же учёные и инженеры лихорадочно работали над изобретением безусловно эффективного, безопасного и массового способа траления магнитных мин. Одно теоретическое предложение профессора королевского военно-морского колледжа в Гринвиче Бернарда Хэя (Bernard Haigh) привлекло внимание 35-летнего учёного в области физики и химии, лейтенант-коммандера резерва Чарльза Гудива (Charles Frederick Goodeve), который понял, как реализовать эту идею на практике.


Учёный родом из Канады и офицер резерва Королевского флота сэр Чарльз Гудив (1904–1980) стал настоящим злым гением кригсмарине и люфтваффе. Помимо изобретения электромагнитного трала и «дегауссинга», он сумел развернуть в Великобритании лицензионное производство зенитных 20-мм автоматов «Эрликон», а впоследствии принял самое деятельное участие в разработке противолодочного бомбомёта «Хеджехог». Награда его была весьма скромной — после войны Гудив получил премию в 7500 фунтов стерлингов

Морозным декабрьским днём 1939 года жители Портсмута наблюдали необычную картину: в небольшом озере, образованном морскими приливами, где их дети плавали на каноэ и испытывали модели кораблей, кипела работа. Военные моряки очистили водную поверхность от льда, на дно озера вдоль противоположных берегов были проложены два кабеля. Окрестным жителям сообщили, что испытывается новое секретное приспособление для обнаружения кораблей противника и попросили их спустить на воду принадлежащие им модели и каноэ. В самой гуще этого «флота», в шлюпке находился матрос, у которого в руках была коробка с подключённым к питанию и измерительным приборам, взрывателем из мины, найденной в Шоберинессе. Чарльз Гудив был единственным среди присутствующих и даже выполняющих его приказы моряков, кто знал что происходит. Он напряжённо ждал, когда всё будет готово для испытаний придуманного им устройства. Поступила команда на подачу тока, и внезапно немецкий взрыватель буквально замерцал, его стрелка металась по всем делениям шкалы.

Так была создан знаменитый трал «двойная L» или «LL», который прервал господство немецких магнитных мин в английских водах. Вернувшись после испытаний в свой кабинет в «каменном фрегате», счастливый лейтенант-коммандер обнаружил письмо из Уайт-холла с грифом «Совершенно секретно», где ему сообщали уже банальную вещь в судьбе всех истинных первооткрывателей: «Вы должны прекратить любые исследования по указанным в Вашем последнем отчёте направлениям. Совершенно ясно, что предложенный Вами метод крайне опасен и непригоден для применения».


Британские моряки работают с тралом типа LL. Два тральщика, идущих параллельно примерно в 200 метрах друг от друга, выпускали каждый две ветви плавучего кабеля (длинную и короткую) с медными электродами на конце. При импульсной подаче тока в кабели между ними образовывалось магнитное поле, подрывающее мины с магнитным взрывателем на участке дна площадью 0,4 км²

26 декабря 1939 года полноценные испытания в море подтвердили эффективность нового трала. В Британии в этот рождественский день отмечали традиционный День Подарков, и весь британский народ действительно получил невероятный подарок, о котором и не подозревал. 18 января 1940 года промышленность дала первый специальный кабель для трала, в феврале началось боевое траление, и уже к концу марта были уничтожены 74 магнитные мины.

Гудив решил проблему и с безобмоточным размагничиванием кораблей. Он разработал процедуру стационарного безобмоточного размагничивания кораблей, которую символично назвал «дегауссингом». Суть его заключалась в том, что суда, не имеющие собственной аппаратуры размагничивания, подвергались временному «стиранию» магнитной сигнатуры на специально оборудованных станциях. В апреле 1940 года функционировало уже 10 станций «дегауссинга», через которые к июню прошло около 1000 кораблей и судов — большинство из них приняли участие в Норвежской кампании и эвакуации из Дюнкерка.


Транспортировка мин LMB(S): хорошо видны заглушки на месте парашютного отсека

Но, выражаясь известными словами Черчилля, это был ещё не конец и даже не начало конца, а только конец начала. Борьба с «сумрачным немецким гением» только разворачивалась.

Начало 1940 года: первые итоги

На начало нового 1940 года, спустя четыре месяца минной войны, противоборствующие стороны могли подвести итоги и сделать определённые выводы. В Адмиралтействе были твёрдо уверены, что немцы ещё подкинут «сюрпризов», на основе временной группы контр-адмирала Уэйк-Уокера был основан уже упоминавшийся DTMI — отдел исследований торпед и мин. Несмотря на прорыв в деле создания электромагнитного трала, британцам ещё предстояла громадная работа по размагничиванию судов, формированию, обучению и оснащению подразделений электромагнитных тральщиков, способных прикрыть всё побережье Великобритании.

В Германии также анализировали предварительные результаты минного наступления. На вооружение подводных лодок была принята тяжёлая мина TMC, с увеличенной до 35 метров глубиной постановки и зарядом в почти тонну взрывчатки. Производство «лёгких» с 520-кг зарядом авиационных мин LMA сворачивалось в пользу мин LMB (заряд 945 кг), при изготовлении секций корпусов которых стал применяться бакелит и пластифицированный картон — в целях экономии алюминия. Была осуществлена простейшая модификация для применения этих мин с надводных кораблей: хвостовой стабилизатор и носовой парашютный отсек просто удалялись и заменялись сферическими заглушками. Однако, о чём ещё будет сказано, руководство люфтваффе такой путь развития авиационных мин не устраивал, хотя LMB и осталась на вооружении до конца войны.


Новый «подарок» от люфтваффе

Изобретение Чарльзом Гудивом трала типа LL ознаменовало собой окончание «охоты за гауссом», и в феврале началось успешное боевое траление, но до обеспечения безопасного судоходства было ещё далеко. С декабря 1939 до середины февраля 1940 гг. немецкие эсминцы совершили семь минных постановок, буквально усеяв узловые точки и фарватеры восточного побережья магнитными минами вперемешку с контактными, чем поставили англичан в очень сложное положение. Командующий военно-морской базой Нор адмирал сэр Реджинальд Дрэкс (Reginald Drax) 1 марта 1940 года мрачно констатировал:

«Если они ещё немного увеличат свои усилия, поддерживать нормальное судоходство будет невозможно. Наш запас прочности почти исчерпан. Противник достиг выдающегося успеха, и никто не знает, каким образом были осуществлены эти минные постановки».

Неспособность Королевского флота не только пресечь, но даже обнаружить нахальную деятельность немецких эсминцев у своих берегов была самым значительным провалом со стороны британцев в начальный период войны. Для командования кригсмарине такой результат был тоже удивительным: вопреки довоенным опасениям, главную нагрузку по минированию в контролируемых противником водах пока несли надводные корабли, а не авиация и субмарины, как предполагалось ранее.


Карта эстуария Темзы с отметками затонувших во время Второй мировой войны судов и кораблей. Всего здесь погибло 129 боевых кораблей и 172 торговых судна — абсолютное большинство стали жертвами мин

Немецкие минёры и инженеры не испытывали особых иллюзий по поводу того, что англичанам удастся разработать систему противодействия магнитным минам первых образцов. Это явно было только вопросом времени, идея размагничивания судов также была очевидна любому специалисту. Сами немцы уже в 1939 году подвергли размагничиванию свои боевые корабли, а с 1940 года началось массовое размагничивание немецкого торгового флота. В то же время было известно, что эффект «дегауссинга» является кратковременным, а оснастить все суда и корабли собственной размагничивающей аппаратурой не представлялось возможным по экономическим соображениям. Начинался новый раунд противостояния учёных и конструкторов двух непримиримых противников.

Защита «гаусса» и английский контрудар

В комплексе испытательных корпусов и лабораторий SVK в Киле, под руководством капитана цур зее Эриха Мюллера (Erich Müller), не прекращалась напряжённая работа по повышению боевой устойчивости их любимого детища — мины с магнитным взрывателем. Специалисты SVK считали, что магнитный SEBIK очень эффективен и его возможностей хватит до конца войны. В рамках этой концепции магнитный взрыватель непрерывно совершенствовался в двух направлениях: увеличивалась чувствительность и модернизировалась система электропитания, для увеличения срока боевой службы. Если первые модификации M1 обладали чувствительностью 30 миллигауссов, то к концу войны этот показатель снизился до 2,5 миллигауссов. Весьма активно продвигалась работа по совместимости магнитного взрывателя и якорных мин, начались эксперименты по созданию взрывателей индукционного типа. Однако наибольшего успеха подчинённые Эриха Мюллера достигли в создании различных вспомогательных устройств, призванных обеспечить боевую устойчивость мин с магнитными и другими взрывателями, и на некоторых из них стоит остановиться подробнее, так как они очень сильно осложнили жизнь тральщикам стран антигитлеровской коалиции.


Прибор кратности ZK на 14 срабатываний

Прибор срочности
UES (Uhrwerkseinschalter)
. Гидростатический часовой механизм нескольких модификаций, который устанавливал мину на боевой взвод. Время программируемой задержки от 30 минут до 6 суток. Прибор запускался при заданном давлении на глубине более 4 с половиной метров, но продолжал работу даже если глубина уменьшалась ниже заданной. Первой задачей UES было дать время стабилизироваться мине на дне в правильном горизонтальном положении. Второй важной функцией было противодействие обнаружению и тралению: даже если противник сразу засёк постановку и производил контрольное траление, мина не срабатывала, пока не встанет на боевой взвод.

Прибор кратности срабатывания ZK

(
Zahl Kontakt)
. Данный механизм делал возможным взрыв мины только после определённого количества зарегистрированных взрывателем срабатываний на проход корабля или магнитного тральщика. Первые модификации имели настройку от 0 до 14 срабатываний, под конец войны прибор уже мог обеспечивать задержку до 85 срабатываний. Эта разработка была направлена на максимальное затруднение работы тральщиков и ввод в заблуждение противника относительно безопасности своих водных районов.


Магнитный взрыватель модификации М2 — такой же был в мине, обезвреженной в Шоберинессе

Самоликвидаторы ZE, LiS

(
Zeit Einrichtungen, Lihtsicherung)
. Было создано несколько модификаций самоликвидаторов ZE, которые обеспечивали подрыв или разряд элементов питания мины спустя заданный максимальный период: 6, 45, 60, 80, 200, 360 суток. Самоликвидатор типа ZE III мог использоваться также в качестве прибора срочности (от 5 суток до 200) Применялись в тактических целях, чтобы иметь возможность более гибко планировать операции, в первую очередь это касалось действий «шнелльботов» у английского побережья. Гидростатический самоликвидатор LiS, подрывал мину при падении на грунт, мелководье или при попытке её подъёма. Срабатывал на глубинах менее 4 с половиной метра.

Специальный программируемый часовой механизм PU (Pausenuhr)

. Этот механизм раз в сутки на определённый период времени деактивировал боевую схему мины и после определённого промежутка времени снова ставил её на боевой взвод. Прибор был создан после того, как немцы заметили, что англичане осуществляют операции по тралению в основном в утренние часы и до полудня, после чего район объявлялся безопасным для судоходства. На эти установленные разведкой часы траления Pausenuhr мог разоружить мину, а когда тральщики уходили, снова включить боевую схему. Цикличность программирования на сутки была кратна трём часам: 3 часа включено — 21 час выключено, 6 часов выключено — 18 часов включено и так далее. Срок работы прибора составлял 18 суток.


Заметка в британской газете, наглядно объясняющая обывателям принцип действия неконтактных немецких мин

С началом весны минная война у берегов Англии стремительно пошла на убыль — практически все силы кригсмарине готовились к осуществлению операции «Везерюбунг», и это дало английским морякам необходимую передышку. Мало того, с самого начала немецкого вторжения в Данию и Норвегию английские пилоты «угощали» врага по его же рецепту, начав постановки авиационных магнитных мин (с немедленным успехом) на немецких коммуникациях. Англичане начали разработки своих магнитных мин в 1937 году, в 1939 году мины были приняты на вооружение, однако только спустя 7 месяцев после начала войны началось их наступательное боевое применение. До этого, имеющиеся в наличии якорные мины с индукционным взрывателем Mk I использовались только в оборонительных противолодочных заграждениях. Данный факт наглядно показывает, какую сложность представляло налаживание производства этого дорогого и высокотехнологичного боеприпаса, и какую фору имели немцы на начало войны. Мин было ещё очень мало (выпуск не превышал 100–120 в месяц) и сотрудники DTMI абсолютно серьёзно советовали коллегам из RAF демонстративно сбрасывать на виду у немцев… мусорные баки, чтобы заставить тральщики кригсмарине работать впустую.


Авиационный магнитный трал на бомбардировщике «Веллингтон». Идея этого трала родилась сразу с открытием принципа немецкого взрывателя. Под бомбардировщиком крепился алюминиевый круг диаметром 15 метров в оболочке из бальзы, ток на него подавался от двигателя Ford V8, общий вес установки составлял около 2,5 тонн. Трал отлично показал себя: первая мина была подорвана уже 8 января 1940 года

Известия о том, что противник теперь тоже обладает магнитными минами, а ранее выставленные минные поля у берегов Англии уже достаточно эффективно уничтожаются новыми тральщиками наконец-то вывели командование кригсмарине и SVK из состояния благодушия и заставили срочно выложить на стол новый козырь — благо он уже был готов.

Праздновать успех британцам было рано — немецкий «гаусс» готовился защищаться, а скоро ему в помощь должна была прибыть ещё одна единица измерения, названная в честь физика из Германии. Минёрам предстояло узнать, что мины тоже могут на них охотиться и время шуток прошло.

Окончание

Источники и литература:

  1. Admiralty War Diaries
  2. Geirr H. Haarr. The Gathering Storm: The Naval War in Northern Europe, September 1939 — April 1940 — Naval Institute Press, 2013
  3. German Naval Operations Staff War Diary
  4. His Majesty’s Minesweepers — His Majesty’s Stationery Office, London, 1943
  5. German Underwater Ordnance. OP #1673A — Bureau of Ordnance Publication Military Arms Research Service, USA, 1946
  6. Howard S. Levie. Mine Warfare at Sea — Martinus Nijhoff Publishers, 1992
  7. Fredman Ashe Lincoln. Secret Naval Investigator: The Battle Against Hitler’s Secret Underwater Weapons — Frontline Books, 2017
  8. Adam Thompson. Küstenflieger. The Operational History of the German Coastal Air Service 1935–1944 — Fonthill Media, 2014
  9. John Frayn Turner. Service Most Silent: The Navy’s Fight Against Enemy Mines — Pen & Sword Maritime, 2008
  10. https://allmines.net
  11. https://interestingengineering.com
  12. https://www.naval-history.net
  13. https://www.goodeveca.net
  14. https://www.mcdoa.org.uk
  15. https://www.navweaps.com
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]