Основное назначение катера проекта 21980 — защита флота в портах от диверсий, для которых противник может задействовать подводных пловцов, лодки, малые летальные аппараты. Катер несет на борту современный арсенал средств обнаружения и поражения различных диверсионных групп. Борьба с диверсиями в портах не требует большого запаса топлива. Для этой цели оптимально подходят суда водоизмещением 50-200 тонн. Малоразмерные суда имеют низкую стоимость эксплуатации. Катер «грачонок» попадает в этот диапазон. Его водоизмещение – 138 тонн. Корабль проекта 12980 может использоваться как в море, так и на реках.
Катер решает задачи противовоздушной обороны для обеспечения защиты небольших объектов, используется для охраны государственной границы, при охране государственных лиц и при проведении специальных операций. В середине 2022 года построено около 15 судов проекта 12980, и их производство продолжается на верфях Зеленодольского судостроительного завода.
Основные технические параметры
- Водоизмещение — 138 тонн;
- Длина корпуса — 31 м;
- Ширина — 7,4 м;
- Осадка – 1,8 м;
- Скорость хода максимальная – 23 узла;
- Запас хода – 200 морских миль;
- Автономность – 5 суток;
- Экипаж – 8 человек.
Эффективность применения противодиверсионных катеров во многом определяется техническими разведывательными средствами, имеющимися на борту. Основу разведывательных средств составляет гидроакустический комплекс «Кальмар». Установленные на катер электронные системы, средства навигации и связи — все отечественного производства. В стандартной комплектации полный арсенал разведывательных технических средств включает в себя следующие узлы:
- гидроакустическая станция Анапа;
- поисковый подводный комплекс «Кальмар»;
- водолазное снаряжение, резиновые лодки, моторы;
- радиолокационная станция МР-231 «Пал»;
- телевизионный комплекс наблюдения надводной обстановки МТК-201 М3.
Радиолокационные и гидроакустические станции имеют компьютерные интерфейсы. В дополнение к электронным разведывательным средствам имеются системы навигации, аналогичные гражданским судам: навигационные приемники ГЛОНАСС высокой точности позиционирования, системы прохождения путевых меток, эхолоты, радиостанции морской УКВ связи и другое оборудование, стандартное для морских судов. Катер Грачонок имеет автономность до 5 суток, что с запасом хода 200 миль позволяет использовать его на морских маршрутах малой дальности. Также он очень удобен для применения на реках благодаря малой осадке (всего 1,8 м).
Расположение средств наблюдения и связи на рубке катера:
- Телевизионный комплекс наблюдения МТК-201 М3 (телекамера, телеобъектив с дистанционным наведением);
- Поворотная антенна морской радиолокационной станции МР-231 «Пал»;
- Прожектор системы освещения надводной обстановки;
- Рупорные громкоговорители высокой мощности;
- Флагштоки и антенны радиостанций местной морской УКВ связи;
- Антенна ГЛОНАСС под защитным пластиковым куполом.
На рубке катера Грачонок установлена универсальная мачта с кронштейнами для крепления любого необходимого оборудования. Для работы на реках устанавливаются УКВ радиостанции речного диапазона. Также предусмотрена коротковолновая (специфические длинные антенны) и спутниковая связь.
Характеристики гидроакустической станции Анапа:
- дальность обнаружения пловца в ластах – до 300 м (теоретическое значение);
- дальность обнаружения пловца на механизированных средствах движения — более 400 м;
- сектор одновременного обзора — 360 градусов;
- погружение антенны – до 40 метров;
- современный компьютерный интерфейс станции, система идентификации целей и другие особенности.
Конструкция и оборудование
Катер «Грачонок» — небольшое однопалубное судно с крупной надстройкой, занимающей почти всю поверхность палубы. Первые ПДРК – построенные до 2014 года – оснащались немецкими дизелями производства фирмы MTU.
После событий 2014 года фирма отказалась от поставок, и остальные «Грачата» получили 12-цилиндровые дизеля китайского производства (кстати, тоже произведенные по лицензии немецкой фирмы Deutz). При этом «аналог» успел подтвердить устоявшееся мнение о «китайском качестве» — дизеля катера П-340 вышли из строя на испытаниях.
Для обнаружения надводных объектов и навигации на судне установлен радар МР-231.
Для контроля над обстановкой в воздухе служит оптико-электронный комплекс МТК-201М3. Помимо наблюдения за небом, камеры комплекса позволяют просматривать надводное пространство в мёртвых зонах радара.
Решать свою основную задачу «Грачонку» помогает гидроакустический комплекс «Анапа». Большому кораблю, как правило, приходится искать шумы подводных лодок, а вот противодиверсионному судну нужно слушать шумы, издаваемые ластами. И «Анапа» позволяет обнаруживать пловцов на дальности до трёхсот метров. Обнаруженные цели классифицируются автоматически.
С помощью комплекса «Кальмар», в состав которого входят эхолот и гидролокатор, производится наблюдение за дном. Дистанционно управляемый подводный аппарат позволяет производить манипуляции с подводными объектами. Также на ПДРК, начиная с П-191 «Кадет» (второй построенный «Грачонок») устанавливается водолазный комплекс, оснащённый барокамерой.
Подводный поисковый комплекс Кальмар
Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами специально для противодиверсионных катеров.
Морская радиолокационная станция МР-231 «Пал»
Основное назначение станции — навигационное, но она обеспечивает решение других задач, например, обнаружение надводных целей. МР-231 имеет широкое применение на судах, осуществляющих охрану государственной границы. Станция имеет малое энергопотребление и относительно низкую стоимость в сравнении с другими морскими радарами аналогичной мощности. Дальность обнаружения целей – 10-15 км, и оно зависит от высоты установки антенны. Период обзора (скорость вращения антенны – 20-40 об/мин). Передатчик локатора работает на частоте 9 ГГц в импульсном режиме с мощностью до 10 кВт. Антенна передатчика — щелевая на плоской симметричной панели с вращением. Приемник имеет выход на компьютеры и другое оборудование навигационной рубки. Координаты привязываются в данных канала ГЛОНАСС.
Водолазное снаряжение
Катер проекта 21980 используется при проведении контртеррористических, поисковых и спасательных операций на море, что требует хорошего водолазного снаряжения. На катере имеются штатные водолазные комплекты. Их число и технические характеристики не уточняются. Отмечено, что на катере установлен специализированный судовой водолазный комплекс, разработанный специалистами «Тетис Про» в 2011 году. В составе комплекса имеется барокамера, позволяющая поддерживать физиологическую натренированность водолазов.
Проект 21980 и его применение
8 февраля 2008 года на «Зеленодольском заводе имени А. М. Горького» в Татарстане по разработке «Вымпела» был заложен первый противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Серия таких катеров разработана для ВМФ России с целью борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях расположения баз Военно-Морского Флота, охраняемых объектов и на подступах к ним, а так же как вспомогательные средства для оказания помощи Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ РФ) при выполнении охранных и защитных мер на государственной границе России и для охраны важных государственных объектов со стороны морской акватории, находящихся под охраной войск национальной гвардии России.
Катер способен на выполнение широкого спектра задач. В его конструкции применены новейшие тактико-технические разработки. Например, установлены новейшие образцы вооружения, в том числе радиоэлектронного, использовано новейшее навигационное оборудование, средства связи.
ПРДК «Грачонок» получился скоростным и маневренным, с высокими мореходными качествами (при скорости до 23 узлов он может эффективно выполнять поставленные задачи при волнении моря в 4 балла).
При своих небольших размерах, этот катер имеет достаточно серьезное вооружение, дающее ему все возможности для выполнения целого ряда боевых задач, которые раньше приходилось выполнять судам с большим водоизмещением, а так же уверенность в надежной защите вверенных ему объектов от диверсий и террора.
По заказу ВМФ России запланировано построить 26 единиц ПРДК «Грачонок», в настоящее время заказ почти выполнен, 24 судна уже в строю. На подходе еще два. Кроме собственного заказа «Вымпел» готов и к предложениям выпускать такие катера для экспорта. Строительство катеров идет на трех российских судостроительных верфях. Катера проекта 21980 уже прижились и хорошо себя зарекомендовали на всех российских флотах. «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» обеспечил ими Черноморский, Балтийский и Каспийский флоты. Во Владивостоке строят суда для Тихоокеанского флота. Рыбинск Ярославской области, обеспечивает ПРДК «Грачонок» Северный флот.
Каждый катер после спуска на воду и достройки на плаву проходит заводские, а затем государственные ходовые испытания. В ходе заводских испытаний проводят проверку работы всех систем во всех рабочих режимах, проводят пуско-наладочные работы, устраняют дефекты и готовятся к государственным испытаниям, где в действии так же проверяют работу всех систем и боевой техники, проверяют соответствие утвержденному проекту, устраняются выявленные недочеты и лишь, затем комиссия осуществляет приемку судна.
Каждое судно получает свой бортовой номер. Первый ПРДК «Грачонок» с бортовым номером П-104 был спущен на воду 25 апреля 2009 года и зачислен в состав 105-й бригады кораблей для охраны Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота в Кронштадте. В 2011 году был выставлен на международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011», где привлек к себе внимание многих специалистов. В 2015 году ПРДК проекта 21980 П-104 принял участие в военно – морском параде, посвященном 70-летию Победы, который проходил в Санкт- Петербурге, а годом ранее этому катеру было присвоено название «Нахимовец».
В июне 2022 года на воду был спущен первый из четырех катеров специального назначения ПРДК «Грачонок», согласно контракту Федеральной службы войск Росгвардии. На сегодняшний день все четыре катера специального назначения несут службу в особой бригаде по охране Крымского моста в Керчи.
«ПРДК «Грачонок» – это уникальный комплекс, который оснащен сверхсовременным оборудованием, способным не только обнаружить вражескую цель на воде, под водой, в воздухе, но и уничтожить ее.
Телевизионный комплекс наблюдения
Катера 21980 комплектуются телевизионным комплексом наблюдения надводной обстановки МТК-201 М3. Данные по техническим характеристикам именно этой модификации не уточняются, но наиболее близкий к нему комплекс МТК-201 МЭ. Такие комплексы устанавливаются на известных вертолетоносцах «Мистраль». Они выполнены на той же конструктивной платформе и обладают следующими характеристиками:
- дальность обнаружения целей: надводных 10-20 км (в зависимости от погоды), воздушных 8-15;
- дальность обнаружения по тепловизионному каналу – 8-16 км;
- предел измерения лазерного дальномера – 25 км;
- компьютерный интерфейс, привязка к координатам с приемника ГЛОНАСС/GPS;
- гироскопическая стабилизация всех оптических приборов комплекса.
Вооружение
- ПЗРК-Игла;
- Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
- Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
- Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.
ПЗРК-Игла
На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс — встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.
Многоствольный гранатомет ДП-65
Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.
Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.
Морская пулеметная установка МТПУ
Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны — бронебойные, зажигательные, трассирующие.
Ручной гранатомет ДП-64
Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.
Боевое применение
К тому времени, как пулемёт Шоша попал на фронт, манёвренная фаза войны уже закончилась. А в условиях войны позиционной он зарекомендовал себя отвратительно. Самым слабым местом оказались магазины. Помимо того, что их характерная форма затрудняла переноску достаточного количества – в окно на боковой поверхности (с помощью которого следили за расходом боеприпасов) постоянно забивалась грязь. Первый патрон при полностью наполненном магазине имел свойство переворачиваться, заклинивая оружие. Справлялись с этим, наполняя магазины не полностью.
Большая масса движущихся внутри корпуса деталей ствола и затвора делали стрельбу некомфортной, а точность стрельбы очередями (даже при столь низком темпе) – незначительной. Лёгкий ствол, несмотря на наличие радиатора, быстро перегревался, заклиниваясь вместе с затвором в заднем положении. Из-за некачественной сборки винты, которыми соединялись детали оружия, из-за сильных вибраций разбалтывались и могли просто вывалиться. Наконец, все пулемёты, собранные на имели неправильно выверенный прицел.
С недостатками пытались бороться. На магазин для защиты от грязи надевали чехол, но полностью закрытые, усиленные магазины, поступили в войска только в 1918 году. Изначально пулемёт Шоша создавался, как индивидуальное оружие, но на фронте к пулемётчику вскоре стали придавать ассистента, а к 1917 году к «мобильному» оружию прилагался расчёт из четырёх человек.
Американский экспедиционный корпус, прибывший во Францию в 1917 году, автоматического оружия не имел, и его пришлось приобретать «на местах», то есть закупать прямо во Франции. Так появилась модификация М1918, использующая патрон .30-06. Магазину удалось придать более удобную прямоугольную форму, но ёмкость при этом упала до 16 патронов.
А более мощный боеприпас приводил к тому, что перегревался американский пулемет ещё охотнее. Наконец, из-за ошибок при изготовлении патронника почти 40 процентов пулемётов признали негодными. По свидетельству будущего генерала Лемюэля Шеперда, если бы американцы получили автоматические винтовки Браунинга чуть раньше – это могло бы спасти много жизней.
После окончания войны от пулемётов Шоша старались избавиться при первой возможности, сбагривая их всем, кто нуждался. Так это оружие впоследствии можно было встретить в ряде локальных войн – от гражданской войны в Испании до первых арабо-израильских, а единицы были замечены даже во Вьетнаме. В 20-е годы некоторое количество было модернизировано в Бельгии – они считаются самыми надёжными модификациями, но тоже были сняты с вооружения как можно быстрее.