Российский БТР-82А: история создания, описание и технические характеристики


Советская школа строительства бронированной колесной техники имеет давние и славные традиции. Пройден длинный путь от новичка колесного БТР-40 до современной боевой машины поддержки пехоты, бронетранспортера БТР 82А. Новейшие российские БТР являются последним словом в классе легкобронированной военной техники. Эти грозные и стремительные бронированные машины способны решать огромный спектр задач, обладая прекрасной вместимостью, высокой проходимостью и мощным вооружением.

БТР-80А — видео

Внешне БТР-82А действительно очень похож на БТР-80, но принципиально это совсем другая машина. Несмотря на то, что она на 400 кг тяжелее предшественника (из-за замены 14,5-мм пулемета КПВТ на автоматическую 30-мм пушку 2A72), маневренность и проходимость БТР-82А выше. В первую очередь – из-за применения более мощного двигателя КамАЗ 740.14-300 – индекс указывает на мощность 300 л.с.

Также на БТР-82А установлены современные карданные валы с торцевыми шлицами, амортизаторы повышенной энергоемкости и, что немаловажно – новые колесные редукторы (советские редукторы имели врожденные дефекты из-за применения принципиально устаревших глобоидных передач).

Проходимость БТР-82А повышена также благодаря применению в трансмиссии ведущих мостов с шестеренчатым блокируемым дифференциалом, причем блокировка – полностью принудительная (принцип действия – такой же, как и в полноприводных автомобилях). Для увеличения ресурса раздаточной коробки в ней использован принцип постоянного зацепления шестерней.

При всех технических новшествах общая компоновка БТР-82А осталась такой же, как и у БТР-80. Отделение управления расположено в лобовой части машины, десантно-боевое отделение – в средней, моторно-трансмиссионное – в корме. Экипаж – три человека: командир, механик-водитель и наводчик, десант – 7 бойцов в полной современной экипировке.

Уровень баллистической защиты БТР-82А остался прежним – противопульным. Однако к нему добавлена внутренняя противоосколочная кевларовая защита (она работает в случае, если пробита основная броня). Дополнительный бонус от установки кевлара – снижение уровня шума и улучшение теплоизоляции. Последнее важно в условиях как Крайнего Севера, так и южной жары.

Противоминная защита также усилена в сравнении с БТР-80 на 20% (по некоторым данным, на 50%) – за счет применения специальных энергопоглощающих ковриков, аналогичных используемым в бронетранспортере Isotrex Phantom (Объединенные Арабские Эмираты). При этом не стоит забывать, что речь идет о противопехотных минах: БТР-82А не имеет уровня противоминной защиты MRAP.

На БТР-82А посадка и высадка традиционно производится через двустворчатые бортовые двери (верхняя створка откидывается вперед по ходу движения, а нижняя при этом становится подножкой, что позволяет мотострелкам десантироваться на ходу). Еще два десантных люка расположены в крыше. У механика-водителя и командира есть индивидуальные люки прямо над головой. Напротив сидений в десантном отделении имеются шаровые установки для стрельбы из личного оружия, еще два лючка для обстрела верхней полусферы есть в верхних десантных люках. Кроме того, в корпусе имеется ряд люков и лючков для доступа к двигателю, трансмиссии и лебедке.

Ряд источников указывает на наличие современных противокомпрессионных, так называемых «подвешенных», сидений для десанта, снижающих риск травмирования бойцов при подрыве бронетранспортера на мине. Однако для их установки необходим запас вертикального хода в 200 мм (именно поэтому современные MRAP имеют «высокие потолки»). В корпусе БТР-82А, спроектированном в прошлом веке, лишних двух десятков сантиметров попросту нет, поэтому сиденья в нем установлены хотя и новые, но не противокомпрессионные.

Зато на БТР-82А установлена усовершенствованная система обнаружения и тушения пожара. Немаловажно и то, что фильтровентиляционная установка, защищающая экипаж от поражающих факторов ядерного, биологического и химического оружия, может работать и как обычный кондиционер.

В результате российский БТР-82А в 2014 году вошел в топ-10 лучших бронетранспортеров по версии влиятельного международного журнала Army Technology – по показателям защиты, огневой мощи и мобильности. Вместе с ним в десятку вошли финский Patria, немецкий Boxer, швейцарский Piranha V, австрийский Pandur II, американский Stryker, турецкие ARMA и AV8, сингапурский Terrex (разработки ирландской компании Timoney) и украинский БТР-4.

Пока, помимо российской армии, БТР-82А имеется на вооружении армии Казахстана. Однако популярность и широкая распространенность БТР-80 в мире (возможно, и не такая, как у автомата Калашникова, но вполне сопоставимая – от стран СНГ до стран НАТО и от Азии до Африки) позволяет с высокой степенью вероятности предположить, что «глубокая модификация» будет востребована на мировом рынке вооружений.

А поскольку, как показывает практика, советская и российская техника эксплуатируется в третьих странах намного дольше, чем американская, то почти наверняка БТР-82А будет находиться в строю еще очень долгое время.

Модификации

БТР-82А — модификация с 30-мм пушкой 2А72 в модуле БППУ.

БТР-82А1 (БТР-88) — модернизированный БТР-82, оснащённый дистанционно управляемым боевым модулем разработки ЦНИИ «Буревестник» с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулемётом

БТР-82АМ — БТР-80 модернизированный до уровня БТР-82А. Модернизация производится в ходе капитального ремонта на ремонтных предприятиях.

БТР-82В — вариант для Росгвардии.

БТР-87 — глубокая модернизация БТР-82А, имеет полностью новый бронекорпус с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и задним расположением отделения для десантников. Разработан ООО «Военно-промышленная компания» (Группа ГАЗ) и в основном предназначен для экспорта. Впервые был показан в июне 2015 года на международном военно-техническом форуме «Армия-2015» в Кубинке.

Машины на базе

Тайфун-М — боевая противодиверсионная машина (индекс 15Ц56М) создана на базе БТР-82 и предназначена для защиты подвижных ракетных комплексов и подразделений РВСН.

Боевое применение

— 2014 год. По данным Armament Research Services БТР-82АМ применялись на Востоке Украины на стороне сепаратистов. Министр обороны Украины Валерий Гелетей обвинил Российскую Федерацию в поставках этого вида техники в зону конфликта. — 2015 год. В конце августа 2015 года сирийская армия опубликовала видео БТР-82А. Окраска машин соответствовала используемой в российской армии. Наблюдатели предполагают, что машины были взяты из российских армейских запасов и доставлены в Сирию на российском большом десантном корабле «Николай Фильченков».

История

Основное назначение БТР 82А – высадка десанта. Поэтому главные характеристики машины – скорость, манёвренность и проходимость. На случай столкновения с врагом БТР 82А имеет мощное высокоточное вооружение, это существенная поддержка прикрывающим огнём высаженного десанта.

БТР 80 хорошо проверенная и изученная техника, прошедшая войну в Афганистане и участвовавшая во многих других конфликтах. Основные недостатки – слабая бронезащита, недостаточная огневая мощь. При создании современного бронетранспортёра XXI века учитывались и новые требования к машинам. В декабре 2009 года в Нижегородской области на Арзамасском заводе выпущен первый БТР 82А. В 2011 машины поступили на вооружение ЮВО (южный военный округ). В 2013 БТР 82А принят на вооружение Российской Армии. Широко используется в мотострелковых войсках, морской пехотой при десантировании.

Тактико-технические характеристики БТР-82А

Экипаж, чел.: 3 Десант, чел.: 7 Годы производства: 2011 — н. в.

Вес БТР-82А

— 15,4 тонн

Размеры БТР-82А

— Длина: 7580 мм — Ширина: 2985 мм — Высота: 3025 мм — Колея: 2440 мм — Клиренс: 475 мм

Вооружение БТР-82А

— Тип пушки: скорострельная 30-мм пушка 2A72 — Пулемет: 7,62-мм пулемет ПКТМ в модуле БППУ — Прицелы: всесуточный ТКН-4ГА

Двигатель БТР-82А

— Тип двигателя: КАМАЗ-740.14‑300 — Мощность двигателя, л. с.: 300

Скорость БТР-82А

— Максимальная скорость по шоссе: 100 км/час — Скорость на плаву: 9 км/час — Запас хода по шоссе: 600 км — Запас хода по грунтовой дороге: 200 – 500 км — Макс. угол подъема: 30 градусов — Ширина рва: 2 метра — Вертикальные преграды: стенка 0,5 м

Броня

На внутренние поверхности корпуса БТР 82А установлена противоосколочная многослойная защита из синтетического материала, по свойствам напоминающего кевлар. Защиту пола обеспечивают высококачественные противоминные коврики, уменьшающие негативные последствия взрывов под колесами. Каждый слой, формирующий коврик, обладает набором определенных свойств, что в результате обеспечивает надежную защиту. Кроме механической защиты, многослойные коврики еще и демпфируют воздействие волны, образующейся при взрыве. Бороться со взрывной волной помогают и специальные подвески сидений экипажа и десанта.

Оценка проекта

Бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А – это, безусловно, большой шаг вперед по сравнению с его предшественником — БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, несколько улучшилась их защищенность и подвижность машины. Однако, все же, назвать БТР-82А «прорывом» не поворачивается язык. По сути, это старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью.

В бронетранспортере сохранена старая компоновка советской машины, что можно смело отнести к одному из главных его недостатков.

Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников пришлось оставить сбоку. Кроме того, он достаточно узкий и неудобный. Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме.

Места для экипажа не отличаются особым удобством. Если механик-водитель будет убит или ранен достать его с рабочего места будет очень проблематично. Не меньше вопросов вызывает качество обзора с места водителя (особенно назад). Десантный отсек бронетранспортера тесный, нет энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются практически неизменным атрибутом бронетранспортеров.

Недостаточным является и защищенность машины, особенно от воздействия взрывной волны.

В настоящее время Арзамасский машиностроительный завод работает над созданием еще нескольких модификаций БТР-82. Однако следует отметить, что линейка советских бронемашин БТР-60/70/80 является морально устаревшей и изменить этот факт не может никакая модернизация. Чтобы дать армии по-настоящему современную машину, ее придется разрабатывать с нуля.

Противостояние электронных «мозгов»

Бронетранспортер ХХI века — это не только мощный «сердце-движок» или крепкий модульный корпус. Это еще и передовые электронные «мозги». Например, в «Страйкер» вмонтирована цифровая система C4ISR. В нее входят две радиостанции, си­стема предупреждения электромагнит­ного облучения, обзорные видеомониторы и спутниковая навигация. Если нужно, командир или стрелок на ЖК-мониторе может посмотреть с видом «от оружейного ствола». На второй экран можно загрузить карты местности, командные сообщения, отобразить «картинки» от разведчиков-беспилотников или спутниковые геотитры.

Весь корпус М1126 Stryker буквально напичкан датчиками. Данные об окружающей среде и внутреннем состоянии машины стекаются в центральный компьютер и отображаются на командирском мониторе в режиме реального времени. Регистрируется все — от накрапывающего дождика или спущенного колеса до сквозного пробития бронекорпуса.

Электронная начинка БТР-82А поскромнее. В «активе» отечественного бронетранспортера — сис­те­ма топо­гра­фи­че­ско­го ори­енти­ро­ва­ния «ТРОНА-1». С ее помощью командир по автономным и спутниковым каналам получает координаты машины прямо в приборы наблюдения ТКН-АИ. Если нужно, система подскажет, где ближайший пункт назначения или контрольная точка. Еще один плюс этой системы — лазерная подсветка, которая «увидит» и «поведет» противника на расстоянии до трех километров.

Новая цифровая ра­дио­стан­ция Р-168-25-У2 на голову качественнее и комфортнее своей аналоговой предшественницы, что устанавливалась на БТР «восьмидесятой» модели.


© mil.ru

Российский БТР намного дешевле своего американского «собрата».

Однако надо признать, в электронных мозгах наша машина уступает заморскому «Страйкеру».

Место и роль бронетранспортеров в Советской Армии

Имевшиеся в Красной Армии накануне войны бронеавтомобили семейства БА не могли в полной мере стать надежным транспортным средством для пехоты. Конструкция этих бронемашин не подходила для транспортировки бойцов в условиях огневого контакта с противником. Ситуация начала меняться только с появлением на вооружении Красной Армии ленд-лизовских бронетранспортеров. Из-за океана Советский Союз получал полугусеничные М2 и М3, однако самым массовым бронетранспортером Красной Армии с американской пропиской стал колесный М3А1 «Скаут Кар». Американцы за годы войны поставили СССР по ленд-лизу 3340 этих машин.

Сказать, что американские машины были полноценными бронетранспортерами можно с натяжкой, но в тяжелых условиях военного времени появление этих машин сыграло свою существенную роль в повышении боеспособности советских стрелковых подразделений. Помимо реальной военно-технической помощи, поставка заокеанских бронетранспортеров дала в руки советских полезную инженерно-техническую информацию. Первые послевоенные разработки советских инженеров как две капли воды были похожи на американские модели. Сначала в конце 40-х годов появился первый отечественный колесный бронеавтомобиль БТР-40. Далее уже началась разработка бронированных транспортеров на базе собственных разработок.

Огонь из всех калибров

Не вышло с броней, быть может, российской бронемашине повезет с вооружением? Первый взгляд, и сразу преимущество: вместо крупнокалиберного КПВТ из башни угрожающе выступает 30-миллиметровая пушка. Электроприводы и стабилизатор в двух плоскостях позволяет «поливать» огнем на ходу. Но и КПВТ никуда не делся! Более того, к нему в пару придан танковый пулемет Калашникова. Так что шквал из трех калибров в 2.000 выстрелов в минуту может «заклевать» практически любую легкую бронетехнику.


© mil.ru

БТР-82А всеядны — одинаково хорошо поглощают как отечественный патрон, так и натовские трофеи.

Стволы БТР-82А всеядны — одинаково хорошо поглощают как отечественный патрон, так и натовские трофеи.

У американского бронированного коллеги «пехотной» модификации (Infantry Combat Vehicle) — вооружение поскромнее. На легкой башне дистанционно управляемый пулемет M2 «Браунинг» калибра 12,7 мм или калибром помельче М240. В распоряжении стрелка есть тепловизор и телекамера с приближающим объективом. С пулеметными стволами синхронизирован лазерный дальномер. С точностью до 2,5 метра он определяет цель на удалении до шести километров.

Еще одна оружейная альтернатива для «Страйкера» — автоматический 40-мм гранатомет Мк19 с 448 гранатами. Этого хватит, чтобы забросать любой кишлак или окоп, но бесполезно в борьбе с бронетехникой.


© defence.gov

У «Страйкера» вооружение поскромнее.

Мы умышленно не рассматривали тяжеловооруженные версии М1126 Stryker, такие как минометный M1129 Mortar Carrier Vehicle или сверхтяжелый M1128 Mobile Gun System с противотанковым орудием в 105 миллиметров. Эти машины выходят за рамки концепции бронетранспортеров и являются подвижными огневыми точками.

Так что вывод однозначен: базовая модель «Страйкера» по огневой мощи проигрывает российскому оппоненту.

Эксплуатация

Ещё до официального принятия на вооружение в России в 2010 году, БТР-82А заказали вооружённые силы Казахстана. Туда были поставлены 70 бронемашин. А с 2011 года на новые бронетранспортёры стали переходить и российские войска. В 2022 году количество эксплуатируемых БТР-82А превысило 1400 единиц. Стоит заметить, что это не только «вновь произведённые» машины. Старые БТР-80 модернизируются до стандарта БТР-82 во время капитальных ремонтов. Такие бронетранспортёры получают индекс БТР-82АМ.

Интересно, что хотя базовой версией считался «пулемётный» БТР-82, сведений о том, что такие бронетранспортёры куда-то поставлялись, нет.

Более того, он даже не значится в списках продукции на сайте Арзамасского машиностроительного. Очевидно, в настоящее время он не производится и основной моделью надо считать всё-таки БТР-82А с «пушечным» вооружением.

После принятия БТР-82А на вооружение некоторые издания поспешили провозгласить его «лучшим в мире» (даже если до этого точно так же аттестовали БТР-90).

И, при ближайшем рассмотрении, «девяностый» больше подходил под такое определение, чем «восемьдесят второй». Конечно, принятие на вооружение БТР-82А позволило не списывать старые бронетранспортёры, а поднять их эксплуатационные качества во время капремонтов. С другой стороны, «девяностый» всё-таки имел и более мощное вооружение, и лучшую защиту.

Возможным объяснением отказа от более современной машины в пользу модернизации старой может служить появление перспективного семейства бронетранспортёров «Бумеранг». Действительно, не стоит разворачивать производство новой техники, если уже «на подходе» ещё более совершенная. Но если «Бумеранги», вслед за танком «Армата», сочтут слишком дорогостоящими – российская армия может надолго остаться улучшенными, но уже совсем не новыми БТР-82А.

Вооружение

Базовый бронетранспортёр БТР-82 сохранял комплекс вооружения, впервые представленный ещё на БТР-60ПБ. Это крупнокалиберный (14.5 мм) пулемёт КПВТ и спаренный с ним ПКТ калибра 7.62 мм. Высокая бронепробиваемость КПВТ позволяет поражать лёгкую бронетехнику, но для борьбы с более защищёнными целями или для поражения пехоты в укрытиях его возможностей недостаточно.

Значительно мощнее вооружен БТР-82А. В его башенном модуле установлена 30 мм автоматическая пушка 2А72 конструкции Грязева и Шипунова. От пушки 2А42 (применённой, в частности, на бронетранспортёре БТР-90) данное орудие отличается принципом работы автоматики. Пушку, работающую за счёт длинного хода ствола. Стало возможным устанавливать даже на легкой технике – настолько снизилась отдача. С другой стороны – упал темп стрельбы.

Орудие может использовать все боеприпасы калибра 30х165 мм, разработанные для 2А42.

В их число входят и бронебойные подкалиберные снаряды, пробивающие 47 мм наклонную броню на дальностях до 1 км. Прицельная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами превышает 3 км. Селективное питание позволяет мгновенно переключаться между двумя лентами, снаряжёнными разными типами боеприпасов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]