Самолет Су-12 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета


Главная » Книги по истории танков » Юрий Пашолок. Роковая самоходка Су-12

Книги по истории танков

boroda 17.01.2019 2435

12

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Свердловск (современный Екатеринбург) был настоящей колыбелью советской самоходной артиллерии военного периода. Именно здесь в годы войны прорабатывалась концепция советских лёгких и тяжёлых штурмовых самоходных артиллерийских установок (САУ). При этом, однако, ни лёгкие, ни тяжёлые штурмовые САУ, разработанные здесь, так и не пошли в серию. Одной из причин такого парадоксального стечения обстоятельств было постановление Государственного комитета обороны (ГКО №2120) «Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе №37 Наркомтанкопрома». В соответствии с этим документом, вместо танка Т-70, на шасси которого базировались лёгкие САУ местной разработки, в Свердловске планировалось выпускать Т-34. САУ СУ-31 и СУ-32 оказались без производственной площадки. По этой причине все наработки по САУ были переданы на завод №38 в Киров. Так начиналась трагическая история СУ-12

, первой машины, получившей и более известный индекс
СУ-76
.

На наработках завода №37

К осени 1942 года конструкторское бюро (КБ) завода №38 не могло похвастаться какими-то серьезными новыми разработками. Это и не удивительно, поскольку задач по созданию новых танков и самоходных установок оно не получало. Тем не менее, у коллектива, который возглавлял главный конструктор М.Н. Щукин, имелись определенные наработки. Например, осенью 1941 года, еще до эвакуации из Коломны, заводское КБ разработало литую башню для танка Т-30, её даже выпустили опытной серией.

Танк Т-30

Кроме того, в мае 1942 года конструктор А.А. Чирков при участии Щукина создал проект легкого танка. Машина, разработанная в двух вариантах, должна была оснащаться двумя авиационными двигателями М-11. В конструкции использовалась трансмиссия и ходовая часть Т-34. В качестве вооружения предполагалось использовать спаренную установка пушек калибра 20 и 45 мм, а также пулемет ДТ. Первая версия танка, имевшая боевую массу 14 тонн, должна была иметь толщину брони от 10 до 45 мм. Второй вариант отличался только толщиной брони, выросшей до 25–60 мм.

Дальше эскизного проекта дело не продвинулось, не сохранилось и чертежей этой машины. На тот момент приоритетной задачей для завода и его КБ было освоение производства Т-70, а не проектирование новой бронетехники в инициативном порядке. Зато успехом закончились работы по переводу производства траков со стали Гадфильда на сталь 40. Уже в декабре 1942 года совместная разработка НИИ-48 и главного металлурга завода Носкова пошла в серию.


Продольный разрез СУ-12

Работа КБ завода №38 над лёгкими самоходными установками носила, скорее, вспомогательный характер. Идейным вдохновителем создания шасси для СУ-31 и СУ-32 был конструктор С.А. Гинзбург, который оставался главным конструктором новой лёгкой САУ и в Кирове. Возглавляемый Щукиным коллектив, лишь воплощал идеи главного идеолога машины. Весной 1943 года этот факт учитывался при «разборе полетов», потому Щукин и его коллектив, в отличие от направленного на фронт Гинзбурга, не пострадали.


СУ-12 сверху. Хорошо видна компоновочная схема моторно-трансмиссионной группы

Работы по самоходной установке в Кирове начались далеко не сразу. Предстояло выбрать шасси для создания новой САУ. Как показали испытания, СУ-31 с параллельным расположением двигателей имела преимущество перед СУ-32, сконструированной на агрегатах Т-70. Успешно закончились и испытания, проведенные на НИБТ Полигоне 28–29 сентября 1942 года. Здесь сравнивалась проходимость СУ-31 и Т-70, и выяснилось, что она одинаковая. А вот силовая установка СУ-32 в ходе испытаний перегревалась. Да и сам Гинзбург выступал за схему с параллельным расположением двигателей. Не удивительно, что именно СУ-31 выбрали в качестве основы для новой САУ.

Увы, но при выборе шасси были проигнорированы некоторые другие особенности машин. Например, СУ-31 строили на базе агрегатов более раннего малого танка Т-60, в то время как СУ-32 строили на базе Т-70. Кроме того, машины относились к разным типам самоходных установок (СУ-31 была зенитной самоходной установкой (ЗСУ), а СУ-32 построили как штурмовую САУ). Соответственно, разным было и бронирование машин.


Мудрёная система переключения передач, которая использовалась на СУ-12 и СУ-11

16 октября 1942 года были сформированы тактико-технические требования на самоходные установки. Они, в основном, соответствовали характеристикам СУ-31 и СУ-32. С учётом того, что за основу была выбрана схема с параллельным расположением двигателей, подобное положение дел выглядит немного странно. Кроме того, в требованиях появилась еще и третья САУ – истребитель танков на базе Т-70. 19 октября было подписано постановление ГКО № 2429 «О производстве опытных образцов артиллерийских самоходных установок». Согласно ему, опытные образцы машин планировалось получить уже к 20 ноября. Все три варианта (штурмовая САУ, ЗСУ и истребитель танков) были приняты в работу только Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ) им. Молотова. Машины получили обозначения, соответственно, ГАЗ-71, ГАЗ-72 и ГАЗ-73.

Впрочем, следует иметь в виду, что ГАЗ им. Молотова был, скорее, запасным вариантом. Приоритет имели машины, которые проектировались в Кирове. Здесь ЗСУ получила обозначение СУ-11, а штурмовая САУ – СУ-12.


Схема установки орудия ЗИС-3 в боевом отделении СУ-12

Главной задачей было создание СУ-12, то есть штурмовой машины с орудием ЗИС-3 в качестве вооружения. В качестве альтернативного варианта вместо ЗИС-3 предполагалось поставить противотанковую пушку ИС-1 (несколько измененную ЗИС-2), но до этого дело так и не дошло.

Несмотря на то, что общая концепция, воплощённая в свердловских САУ, осталась неизменной, совместная разработка Гинзбурга и КБ завода №38 довольно сильно от них отличалась. В качестве базы здесь использовалось шасси на агрегатах легкого танка Т-70Б. Модернизированный Т-70 начали производить в Кирове с начала октября 1942 года. Помимо удлинения и добавление шестого опорного катка, его шасси отличалось от «обычного» Т-70 тем, что в качестве ленивца использовался необрезиненый опорный каток. Корпус СУ-12 в целом соответствовал концепции СУ-31. В частности, аналогичным образом были выполнены система охлаждения двигателей и их воздухозаборники. При этом часть элементов, включая люк механика-водителя, «перекочевала» на САУ с Т-70Б. Характерными элементами, благодаря которым СУ-12 можно легко отличить спереди от более поздней СУ-15М, были два лючка доступа к элементам трансмиссии в верхней лобовой плите, а также два лючка доступа к механизмам заводки.


Опытный образец ЗСУ СУ-11, декабрь 1942 года

Наибольшие изменения, по сравнению с предшественником, претерпело боевое отделение. На СУ-32 оно было чересчур тесным, да и идея с курсовым пулеметом была признана не самой лучшей. В результате рубку полностью перекомпоновали. Она оказалась заметно просторнее, а защита расчета стала гораздо лучше. Вместо шаровой установки в лобовом листе рубки появились порты, прикрываемые крышками. Сильно была переделана кормовая часть рубки, которая получила трехстворчатый люк. Увеличение размеров рубки было связано с тем, что теперь там находилось не двое, а трое членов экипажа. Кроме того, машина получила радиостанцию 9-Р. Заметно улучшилась и обзорность из рубки — по ее периметру были установлены перископические приборы.


Эта же машина спереди

Орудийная установка в целом осталась прежней. Она включала не только качающуюся часть 76-мм пушки ЗИС-3, но и часть её лафета вместе с обрезанными станинами. Станины частично «съедали» увеличившийся внутренний объем боевого отделения. От СУ-32 машина отличалась бронировкой системы, гораздо более удачной по конструкции и технологичной.


Орудие на максимальном угле возвышения

Параллельно с СУ-12 продолжалась работа и по зенитной самоходной установке СУ-11. Велосипеда конструкторы изобретать не стали и за основу для ЗСУ взяли шасси СУ-12. Зенитную установку разрабатывали, что называется, в кильватере базового шасси. Переделке подвергалось только боевое отделение: вместо рубки ставилась платформа по типу той, что использовалась на СУ-31. В целом конструкция платформы получилась удачной, её переделки, по сравнению с платформой СУ-31, оказались минимальными.

Су-12 характеристики:

МодификацияСу-12
Размах крыла, м21.57
Длина, м13.05
Высота, м4.26
Площадь крыла, м252.00
Масса, кг пустого самолета7552
Масса, кг нормальная взлетная9510
Тип двигателя2 ПД АШ-82М
Мощность, л.с.2 х 2100
Максимальная скорость , км/ч у земли460
Максимальная скорость , км/ч на высоте530
Крейсерская скорость , км/ч505
Практическая дальность, км1140
Максимальная скороподъемность, м/мин945
Практический потолок, м11000
Экипаж, чел4
Вооружение:одна 20-мм пушка БТ-20 и три 20-мм пушки Б-20Э
бомбовая нагрузка — до 400 кг

Боевые самолеты России

В серию с дефектом

Согласно утвержденным в Главном артиллерийском управлении Красной армии (ГАУ КА) планам, опытные образцы СУ-11 и СУ-12 предполагалось построить к 15 ноября 1942 года. Уже 29 октября была подписана программа испытаний самоходных установок. Со стороны ГАУ тему САУ, которые строились на заводе №38, курировал инженер-майор Гетманов.

С учётом того, что завод №38 до того самоходными установками не занимался, установленные сроки выглядят чересчур сжатыми. Вложиться в них не удалось, хотя в Кирове к ответственному заданию подошли очень серьезно. Но уже 21 ноября и СУ-11, и СУ-12 не только построили, но и начали испытывать. Заводские испытания пробегом закончились к 27 числу. За это время СУ-11 прошла 100, а СУ-12 – 112 километров.


Опытный образец СУ-12 на заводских испытаниях. Киров, конец ноября 1942 года

Отправка самоходных установок на Гороховецкий АНИОП несколько затянулась. Обе машины были убыли туда только 5 декабря. Тем не менее, уже к тому моменту стало ясно, какая машина стала фаворитом в советской программе создания лёгкой штурмовой САУ. 2 декабря Сталин подписал постановление ГКО № 2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38».


Эта же машина на Гороховецком АНИОП, декабрь 1942 года

Этот документ содержал такие пункты:

«1. Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцмана):

<�…>

б) организовать на заводе №38 (г. Киров) производство самоходных артиллерийских установок СУ-12 на базе танка Т-70 с 76 мм пушкой ЗИС-3, со снятием с производства танков Т-70 с 1 января 1943 г.

2. Утвердить следующую программу по танкам Т-34 и Т-70 и по самоходным артиллерийским установкам СУ-35 и СУ-12:

<�…>

б) по заводу №38

Т-70

  • декабрь мес. 1942 г. – 200.

с 1 января 1943 г. танк Т-70 с производства снимается.

СУ-12

  • декабрь мес. 1942 г. – 25 шт.

  • январь мес. 1943 г – 150 шт.

  • февраль мес. 1943 г – 200 шт.

  • март мес. 1943 г – 200 шт.».

Испытаний при этом никто не отменял. Наличие сразу двух машин на одной базе позволяло лучше оценить надежность шасси. Как показали дальнейшие события, с СУ-12 и (отчасти) с СУ-11 ситуация здесь оказалась далеко не гладкой.


Эта же машина справа, орудие на максимальном угле возвышения

Огневые испытания начались 6 декабря с определения характеристик стрельбы. Всего СУ-12 произвела 64 выстрела, при этом её скорострельность составила 12 выстрелов в минуту. Отмечалась хорошая устойчивость и удовлетворительная кучность. В целом машину признали вполне удачной. Тем не менее, отмечалось, что устройство боевого отделения конкурирующей машины СУ-71 (ГАЗ-71) имеет ряд преимуществ. Там установка системы оказалась менее громоздкой, отсутствовали торчащие станины, более удачно был выполнен стопор орудия в положении по-походному.


Вид на боевое отделение СУ-12

9 декабря начались ходовые испытания. СУ-71 в них не участвовала, так как сломалась. Что же касается СУ-12, то в первые дни механические проблемы её не беспокоили. Правда, на машину пришлось поставить увеличенные передние брызговики, поскольку залетавший наверх снег лишал механика-водителя обзора. То же самое сделали и на СУ-11, проходившей испытания параллельно.

11 числа, вскоре после начала пробега, обнаружилась утечка масла в систему охлаждения. Неисправность была устранена, после чего пробег продолжился. Всего за это время машина прошла 300 километров, но дальше машину ждали большие неприятности. На 400-м километре произошла серьезная поломка коробки передач правого двигателя, из-за чего часть ходовых испытаний пришлось провести на одном двигателе. Похожая поломка случилась и у ЗСУ СУ-11 после 350 километров пробега. В результате САУ СУ-12 признали не выдержавшей ходовые испытания.


Рабочее место командира, видна установка радиостанции 9-Р.Также видна торчащая станина орудия, которая сильно мешала расчету

В заключении, сделанном 18 декабря, было сказано следующее:

«1. 76 мм самоходная пушка, разработанная заводом №38 Наркомата Танковой Промышленности, является новым видом артиллерийского вооружения, способным сопровождать пехоту и мото-механизированные части в артиллерийском наступлении и решать огневые задачи, присущие 76 мм пушкам.

2. Представленный на испытания опытный образец самоходной пушки в артиллерийской части испытания выдержал, в отношении же самоходной части испытания не выдержал и по этой причине без устранения дефектов, отмеченных отчетом комиссии, на вооружение рекомендован быть не может.

По устранении недостатков самоход подвергнуть ходовым испытаниям на заводе на протяжении не менее 500 километров и по получении удовлетворительных результатов Комиссия считает возможным принять на вооружение артиллерии Красной Армии».

15 декабря на заводе №38 состоялось техническое совещание. На нём решались вопросы переделки ЗИС-3, которые, в том числе, должны были немного облегчить систему. Дело в том, что для компенсации веса бронировки под казённую часть пушки крепился груз массой 100 кг. Также решался вопрос переделки стопора орудия в положении по-походному. От боковых смотровых приборов было решено отказаться, перископ остался только у командира. Смотровой прибор механика-водителя делался неподвижным.

Интересная ситуация сложилась с коробками передач. 18 декабря Гинзбург подготовил докладную записку на имя наркома танковой промышленности Зальцмана. В ней главный конструктор СУ-12 указывал причиной дефектов плохую сработанность синхронного привода переключения КПП. При этом источником проблемы он назвал очень низкое качество изготовления опытных образцов СУ-11 и СУ-12.


Работа расчета СУ-12 при стрельбе

Следует признать, что отчасти Гинзбург был прав. Опытные образцы бронетехники, созданные в военный период, часто имели огромные проблемы с качеством сборки. Например, низкое качество сборки похоронило программу разработки тяжелого танка КВ-13 в его первоначальном виде. Впрочем, и у самого КВ-13 имелось достаточное количество недостатков конструктивного характера.

То же самое касалось СУ-11 и СУ-12. Очень похожие поломки у обеих машин должны были насторожить главного конструктора. Но постановление ГКО уже запустило механизм подготовки САУ к серийному производству. В тот момент Гинзбургу казалось, что проще будет исправить проблемы потом, а теперь хватит и устранения заводского брака. Сославшись на то, что аналогичные проблемы наблюдались и на Т-60, и на Т-70, главный конструктор СУ-12 отправился в Киров лично контролировать процесс сборки серийных машин. Такой подход дал эффект: хотя в отчётах за январь 1943 года из учебных частей докладывали о некоторых дефектах, в них не было ни слова о проблемах с выходом из строя коробок передач. На тот момент казалось, что дефект побежден. В реальности же в этот момент Гинзбург сам себе подписал смертный приговор, поскольку его действия лишь отсрочили массовый выход КПП на созданных под его руководством САУ из строя.

Сравнение уровня потерь [ править ]

Хотя Су-2 подвергался критике из-за количества понесенных потерь, его потери выгодно отличаются от других штурмовиков, использовавшихся советскими ВВС во Второй мировой войне.

ТипСреднее количество вылетов до потери
Су-280
Пе-254
Ил-2 (двухместный)26
А-2019
Ил-2 (одноместный)13

[3]

Крышевание

Пока продолжались испытания СУ-12 и СУ-11, на заводе №38 готовились к производству самоходной установки. Как только закончился выпуск Т-70Б декабрьского плана, его место заняла новая самоходная установка. К концу декабря 1942 года в Кирове построили первые 25 машин. Внешне они практически ничем не отличались от опытного образца. Разница заключалась в отсутствии боковых перископических приборов и некоторых других доработках. Что же касается зенитной самоходки СУ-11, её судьба оказалась печальной. Более высокий приоритет СУ-12 привел к тому, что о ЗСУ, которая требовалась войскам, забыли – в производственных планах её просто не было.


Первый вариант крыши боевого отделения

29–31 декабря были проведены ресурсные испытания СУ-12 №Л212602. Машина прошла 500 километров без поломки коробок передач. Казалось, что проблема действительно заключалась в некачественном изготовлении коробок, и благодаря проведенной работе по доработке узла переключения КПП её удалось решить.


СУ-12 в селе Тетеревино Курской области, июнь 1943 года. Машина ранних выпусков, без крыши

Самым заметным изменением самоходной установки, внедрённым уже в ходе её серийного производства, стала крыша боевого отделения. Первоначально машина, как её предшественники и соперники, проектировалась открытой сверху. Переписка, найденная в архиве экономики (РГАЭ), свидетельствует: снабдить САУ крышей распорядился лично Сталин. В крыше, имевшей толщину 6 мм, имелись три лючка для перископических приборов наблюдения, а также вырез с крышкой для панорамного прицела. Появление крыши было продиктовано вполне прозаичными соображениями: экипажи в открытом боевом отделении нередко поражались осколками снарядов и пулями. Правильность идеи с крышей подтвердили первые же боевые столкновения, в которых участвовали СУ-12. С Волховского фронта, где впервые применили САУ данного типа, даже пришло требование об установке крыш.


СУ-12 с серийным номером Л33432, на которой испытывалась система ЗИС-8. Так выглядели все машины начиная с марта 1943 года

Крыши должны были быть введены в конструкцию серийных машин в серии ещё с января 1943 года, однако из-за отсутствия листа толщиной 6 мм ни в январе, ни в феврале СУ-12 с закрытым боевым отделением не выпускались. Согласно распоряжению Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ КА), с 1 марта завод №38 был обязан выпускать СУ-12 только с крышей, и, судя по фотографиям машин мартовского выпуска, данное распоряжение было выполнено. Тем не менее, минимум 215 СУ-12, то есть чуть больше трети всех произведенных САУ данного типа, были изготовлены без крыш.

Некоторые авторы придерживаются мнения, что крыши с СУ-12 снимали в войсках из-за плохой вентиляции боевого отделения, но это не соответствует действительности. Помимо установки крыши, СУ-12 выпуска марта-июня 1943 года отличались от более ранних машин перенесенной на лобовой лист рубки фарой. На всех фотографиях СУ-12 без крыши боевого отделения фара находится над левым крылом – черта, присущая машинам раннего выпуска.


Она же с открытыми створками люка доступа в боевое отделение

К апрелю 1943 года внешний вид СУ-12, которая к этому времени стала именоваться СУ-76, сформировался окончательно. В дальнейшем переделывались некоторые агрегаты машины, что, впрочем, на её внешнем виде не отражалось.

Одним из решений проблемы тесного боевого отделения должна была стать орудийная установка ЗИС-8. Её разработал в мае 1943 года конструкторский отдел завода №92 под руководством инженера Абрамова. Благодаря использованию более компактной установки удалось избавиться от станин внутри боевого отделения. Это заметно улучшило условия размещения расчета, снизило массу, сэкономило детали, а также позволило разместить лишние 14 патронов калибра 76 мм. В мае 1943 года систему ЗИС-8 установили в СУ-12 с серийным номером Л33432. Испытания показали положительный результат, что позволило заводу №92 рекомендовать устанавливать ЗИС-8 серийно.


Продольный разрез СУ-12 с установкой ЗИС-8

Но к тому моменту звезда СУ-12 начала закатываться. КБ завода №38 работало над САУ СУ-15 и СУ-16, которые безо всяких усовершенствований имели более компактную установку системы. Система ЗИС-8 так и осталась в виде опытного образца.

История операций [ править ]

Хотя к моменту прекращения производства в 1942 году было построено 910 Су-2 [2] , к началу Великой Отечественной войны самолет был устаревшим и не был вооружен . В бою эскадрильи штурмовиков Су-2 понесли большие потери против немцев, около 222 самолетов было уничтожено. С 1942 года Су-2 были выведены с линии фронта и заменены бомбардировщиками Ил-2 , Петляков Пе-2 и Туполев Ту-2 . Су-2 был отведен на учебно-разведывательную роль. Однако из-за острой нехватки самолетов в начале Второй мировой войны некоторые Су-2 использовались в качестве аварийных истребителей . [1]

САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость

Конструктивно средняя противотанковая самоходная установка СУ-100 была во многом аналогична более ранней СУ-85. Основные отличия между двумя этими машинами касались только в типе артиллерийской системы и связанных с неё доработок корпуса. Ходовая часть СУ-100, полностью заимствованная от СУ-85, включала следующие компоненты (применительно на один борт):- пять опорных катков диаметром 830 мм с резиновыми бандажами и индивидуальной пружинной подвеской;- переднее направляющее колесо, литое, с кривошипным механизмом натяжения гусениц;- заднее ведущее колесо с шестью роликами для зацепления с гребнями гусеничных траков;- гусеница состояла из 72 литых стальных траков шириной 500 мм и шагом 172 мм (36 с гребнем и 36 без гребня), полная масса гусеницы — 1150 кг.

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Легкая авиадесантная артиллерийская установка класса противотанковых САУ была разработана в конце 40-х гг. специально для вооружения воздушно-десантных войск. А в 1951 г. установку приняли на вооружение и серийно выпускали до 1962 г. АСУ-57, полузакрытая установка с передним расположением МТО, имела боевое отделение, совмещенное с отделением управления, и расположенное в кормовой части корпуса. Здесь размещался экипаж, состоящий из трех человек, и орудие. Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, которые сваривались между собой.

Описание

Как утверждают специалисты, САУ-100 имеет такую же компоновку, как и базовый танк. Местом управленческого и боевого отделений стала лобовая часть бронетехники, в корме отведено место для моторно-трансмиссионного. В немецком танкостроительстве использовалась традиционная компоновка, когда силовой агрегат устанавливали на корму, а ведущие колеса и трансмиссию — на переднюю. Подобное устройство имел САУ Е-100 Jagdpanzer. Конструкторские работы по данной модели велись в 1943 в городе Фридберге. Немцы, как мы видим, также пытались максимально оптимизировать производство бронетехники. Например, эксперты вермахта посчитали, что изготовление сверхтяжелого танка Maus обошлось бы стране слишком дорого. Поэтому Jagdpanzer разрабатывался как альтернативный вариант «Маусу». В боевом экипаже танка САУ-100 четыре человека, а именно: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий.

Водитель располагался в лобовой части с левой, а командир — с правой стороны от орудия. Сзади него было отведено рабочее место для заряжающего. Наводчик сидел за механиком с левой стороны. Чтобы экипаж мог осуществлять посадку и высадку, бронекорпус оборудовали двумя створчатыми люками — в крыше командирской башни и на корме. Десантироваться боевой экипаж мог через люк, который располагался в днище боевого отделения. Люк в рубке использовали для панорамы орудия. При необходимости члены экипажа могли стрелять из личного оружия. Специально для этой цели бронекорпус САУ оснастили отверстиями, которые закрывались с помощью броневых заглушек. Крыша рубки была оборудована двумя вентиляторами. Крышка в моторно-трансмиссионном отделении и откидная верхняя кормовая плита содержали несколько лючков, через которые механик, как и в Т-34, мог добраться к трансмиссии и силовому агрегату. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели в башне танка в количестве пяти штук. Кроме того, башенку оборудовали перископическим смотровым прибором Мк-4.

О ходовой части

Как утверждают эксперты, в данной сфере самоходка практически не отличается от базового танка Т-34. Каждый из бортов в САУ имел двускатные опорные катки (по пять штук). Их диаметр составил 83 см. Для ходовой с ведущим колесом, подвеской Кристи и ленивцем предусмотрели резиновые бандажи. Установка без поддерживающих катков — чтобы зацепить верхнюю ветку ленты, воспользовались опорными катками. Ведущие колеса с гребневым зацеплением расположили сзади, а ленивцы с натяжными механизмами — спереди. В отличие от Т-34, ходовую часть САУ, а именно ее передние катки, усилили тремя подшипниками. Изменили также диаметр проволочных пружин с трех до 3,4 см. Гусеничная лента была представлена 72 штампованными стальными траками, ширина которых — 50 см.

Стремясь улучшить проходимость артиллерийской установки, траки в некоторых случаях снаряжали грунтозацепами. Крепили их посредством болтов на каждый четвертый и шестой траки. В 1960-х гг. САУ выпускали со штампованными опорными катками, как в Т-44М.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]