Су-34 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

История создания

Истребитель-бомбардировщик Су-34 (код НАТО Fullback) с расширенным функциональным предназначением создавался как преемник широко известного бомбардировщика и штурмовика Су-24. При создании новой машины учитывался фактор применения вероятным противником истребителей четвертого и переходного к пятому поколений.

Изначально конструкция разрабатывалась по схеме «продольный триплан», которая была хорошо изучена в КБ Сухого. При этом габариты самолета, по сравнению с предшественником Су-24, были увеличены, что позволило увеличить радиус действия и боевую нагрузку.

Новинкой стала приплюснутая форма носового обтекателя, позволившая реализовать компоновку кабины с параллельным расположением двух членов экипажа.

Из-за характерной формы передней части фюзеляжа самолет Су-34 получил прозвища «Утка» или, более распространенное — «Утенок».

Данная компоновка была позаимствована из незавершенного проекта учебного самолета для подготовки пилотов корабельной палубной авиации.

Разработка проекта под кодом Т-10В началась летом 1986 года под руководством генерального конструктора КБ М.П. Симонова, а уже весной 1990 года был выполнен первый полет прототипа перспективной машины. Для постройки прототипа использовался серийный экземпляр самолета Су-27УБ.

Дальнейшая доводка замедлилась из-за распада СССР и кризисной ситуации в Российской Федерации. Широкая публика увидела «Утку» в конце зимы 1992 года на выставке в Белоруссии.

Затем самолет демонстрировался на ежегодных выставках 1992 и 1993 годов в Жуковском. Первый международный показ Су-34 состоялся на авиасалоне в Ле-Бурже поздней весной 1995 года.

Последующие статические и летные испытания самолета заняли еще 9 лет, в ходе которых применялись шесть предсерийных образцов самолетов. Государственные испытания Су-34 начались через 20 лет после начала конструкторских работ и продлились почти пять лет.

Параллельно шло производство единичных серийных машин, которые приняли участие в конфликте в Южной Осетии. Официальное принятие истребителя-бомбардировщика Су-34 на вооружение ВВС РФ состоялось только в марте 2014 года.

В настоящее время идет планомерное наращивание объемов производства самолета, который должен к 2022 году полностью вытеснить из строевых частей Су-24.

По состоянию на осень 2022 года произведено и отгружено не менее 108 экземпляров бомбардировщика. На базе основной модели самолета Су-34 существует единственная модификация – Су-32, предназначенный для экспорта.

Краткая история появления и испытаний самолета Су-34

Проектирование новой машины под названием Су-34 было окончено в начале 1990 года. После окончания разработок началось изготовление опытного образца. Новую машину создавали путем переделки учебного самолета Су-27УБ. Его оснащали всем оборудованием и частями конструкции, которые продумали конструкторы. Данная работа проводилась на авиазаводе Сухого, рабочие заменили носовую часть, мотогондолы и воздухозаборники.

Впервые переоборудованная машина осуществила свой полет весной 1991 года. Истребитель-бомбардировщик модели Су-39 был полностью готов зимой 93 года. Еще через год данная машина была представлена публике в Париже на авиавыставке. В планах производителей четко просматривается идея продажи ее на мировых рынках, поскольку на международных выставках она имеет англоязычную аббревиатуру. Некоторые машины окрашены в морские цвета, что позволяет их использовать над акваториями и размешать их на авианосцах.

Планер и шасси

Планер фронтового бомбардировщика Су-34 имеет интегральную схему компоновки и построен по схеме продольного триплана. Крыло трапециевидной формы имеет угол по передней кромке равный 42 град.

Перед крылом установлено дополнительное горизонтальное оперение, которое может быть повернуто в широком диапазоне целиком. Силовые установки размещались в двух гондолах, установленных в центроплане самолета.

Входные воздушные каналы не имели регулировки, поскольку основным предназначением Су-34 было нанесение бомбовых и ракетных ударов при полете на небольших высотах. Носовой обтекатель фюзеляжа получил удлиненную форму, которая позволила поместить бортовой радар с антенной малых габаритов.

Для взлета и посадки самолета применяется шасси с носовой управляемой стойкой, оснащенной двумя колесами параллельного расположения и двумя основными опорами, размещенными на крыльях.

Ниши крыльевых стоек расположены в цетроплане, непосредственно за гондолами двигателей. При уборке стойка, оснащенная тандемной установкой двух колес, поворачивается вокруг оси.

Схема шасси разрабатывалась с учетом возможности применения самолета Су-34 с грунтовых аэродромов.

Для дополнительного торможения при посадке имеется двойной парашют, размещенный в контейнере на верхней части фюзеляжа. Перед выпуском куполов контейнер выдвигается из фюзеляжа Су-34.

Места для экипажа и управление

Два члена экипажа самолета Су-34 сидят радом друг с другом в герметичной кабине, оборудованной системой микроклимата с кондиционированием воздуха. Применение подачи кислорода в кабину позволяет выполнять полеты без масок вплоть до высоты 10000 м.

На левой стороне кабины располагается пилот самолета, рядом с ним – штурман, который одновременно является оператором. Параллельное размещение рабочих мест позволило улучшить взаимодействие экипажа и понизить утомляемость в ходе длительных боевых вылетов.

Для обеспечения защиты корпус кабины изготовлен методом сварки из титановых пластин с толщиной до 17 мм. Фонарь кабины выполнен из бронестекол различной толщины.

Доступ в кабину выполняется через нишу передней стойки шасси. Для этого в глубине ниши установлен откидной трап.

В случае возникновения нештатных ситуаций на борту самолета пилот и штурман могут воспользоваться катапультными креслами К-36ДМ.

Катапультирование возможно не только в полете, но и на стоянке или при рулежке самолета Су-34 по аэродрому.

В конструкции кресел имеется массажная система, улучшающая комфорт для членов экипажа в ходе длительных полетов.

В системе управления применяется цифровая установка, которая отслеживает текущие значения перегрузок и углов атаки. Основываясь на этих данных, система автоматически компенсирует колебания самолета при помощи рулей дополнительного переднего оперения.

При полете на малых высотах автоматически активируется система активной безопасности, которая не позволяет вывести самолет на опасные режимы полета. В конструкции управления самолета Су-34 используется навигационный комплекс, определяющий положение по спутникам. Дополнительно положение может уточняться по каналу радионавигации.

Особенности машины Су-34

При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.

Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.

Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.

Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.

Двигатели

В качестве силовой установки на самолетах Су-34 применяются два турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с двухконтурной конструкцией. Такая схема позволила увеличить рабочие параметры двигателя и сократить удельный расход топлива.

В первом контуре двигателя на одном валу установлены две ступени компрессора и две турбины. Между компрессором и турбиной располагается камера сгорания.

Второй контур, представляет собой оболочку, построенную вокруг корпуса первого контура. При помощи осевого вентилятора в зазор между контурами нагнетается атмосферный воздух, который подается к форсажной камере, расположенной за турбиной первого контура.

В зависимости от модификации двигатели семейства АЛ-31Ф способны развивать тягу от 12800 до 14500 кгс. Предельная тяга достигается на режимах чрезвычайного форсирования и может удерживаться недолго.

Такой режим снижает ресурс двигателя и не рекомендован для частого применения.

На борту бомбардировщика Су-34 располагается автономная установка с приводом от небольшого газотурбинного двигателя. Эта система применяется для пуска основных двигателей при эксплуатации с полевых аэродромов.

Характеристики

Габариты в целом примерно такие же, как у Су-27 (14,7 м — размах крыла, 22 м — длина и около 6 м — высота). Нормальная взлетная масса – 39 т, что больше, чем у тяжелого перехватчика, но меньше, чем у большинства тактических бомбардировщиков. Впрочем, она может превышать 44 т при максимальной загрузке. Самолет развивает скорость до 900 км/ч на высоте 11 тыс. и 1400 км/ч у поверхности. Боевой радиус составляет от 600 до 1130 км в зависимости от количества топлива и вооружений, перегоночная дальность достигает 4500 км. Потолок (практический) – 17 тысяч. Величина максимальной эксплуатационной перегрузки соответствует требованиям к маневренным перехватчикам — 7 g.

Топливная система

Запас топлива на борту самолета Су-34 находится в нескольких топливных баках, расположенных в фюзеляже, цетроплане и консольных частях крыльев. Количество баков и их точное расположение отличается по данным из различных источников.

Все баки связаны между собой системой трубопроводов с перекачивающими насосами. Это позволяет равномерно вырабатывать топливо в ходе полета, сохраняя центровку самолета в заданных пределах.

Забор керосина в топливоподающую аппаратуру двигателей выполняется из специального расходного бака. Внутренняя поверхность всех баков покрыта протектором на основе пенополиуретановой смеси.

При пробитии бака Су-34 с такой защитой исключается формирование топливовоздушных смесей, которые могут привести к пожару на борту.

Для увеличения радиуса действия возможна установка сбрасываемых топливных баков на внешних подвесах. Максимальный объем подвесных емкостей до 3000 л.

Вторым способом увеличения дальности полета является система дозаправки в воздухе.

В роли заправщика могут выступать машины типа Ил-78 или другой самолет Су-34, оснащенный специальным подвесным агрегатом для дозаправки. Заправка может осуществляться в ночных условиях при помощи подсветки шланга двумя фарами, размещенными в носовой части.

Реальное состояние и планы

На сегодняшний день количество самолетов Су-34, состоящих на вооружении ВКС, составляет не менее 83 единиц. Из них серийных образцов – 75, и еще 8 предназначены для доводки и испытаний. В частности, четыре бомбардировщика находятся в летно-испытательном центре им. Чкалова в Астраханской области (г. Ахтубинск). В действующих воинских частях (авиаполках) на всей территории страны — от Мурманска до Ростова и от Хабаровска до Воронежа — эти самолеты входят в состав смешанных подразделений. Согласно контракту, заключенному с МО в 2008 году, была запланирована поставка 32 единиц на общую сумму свыше 33 миллиардов рублей, из чего можно сделать вывод о том, сколько стоит самолет Су-34 (немногим более миллиарда каждый). В 2008 году заказ был увеличен еще на 92 бомбардировщика. Производственной базой стал Новосибирский авиазавод (НАПО). В настоящее время организован поточный выпуск машин, что значительно снижает себестоимость.

В ближайшие годы все еще добротные, но морально устаревшие Су-24 в авиаполках полностью заменит самолет Су-34. Технические характеристики нового образца соответствуют стандартам «четвертого с двумя плюсами» поколения, что обеспечит ему долгую службу в ВВС России.

Вооружение

В зализе крыла и фюзеляжа установлена одноствольная 30 мм пушка типа ГШ-301 имеющая боекомплект 180 выстрелов. Ящики боекомплекта расположены внутри бронированной кабины пилотов.

Основное вооружение бомбардировщика Су-34 располагается на 12 точках подвеса, установленных под фюзеляжем, гондолами двигателей и консольными частями крыльев. Общий вес нагрузки может достигать 8000 кг (до 12000 кг в перегруз при дальности полета 1000 км).

Предусмотрены несколько вариантов размещения ракетного вооружения на борту самолета Су-34:

  • 8 ракет типа Р-27, установленных на фюзеляже и консолях крыльев;
  • 8 ракет средней дальности типа Р-77, размещенных на консолях;
  • 6 ракет малой дальности типа Р-73, установленных на крыльях.

Высокая скорость и современное радиолокационное оборудование позволяют самолету Су-34 вести борьбу с любыми целями. Для нанесения точечных ударов по целям наземного и надводного базирования, находящимся на дистанциях до 250 км, применяются следующие комбинации вооружения самолетов:

  • До трех единиц тактического ракетного комплекс типа Х-59М, оборудованных системой телевизионного наведения;
  • 6 ракет «воздух-земля» типов Х-29, Х-25М или С-25Л;
  • До шести ракет, предназначенных для борьбы с кораблями противника (дальность действия от 70 до 250 км);
  • Шесть ракет модели Х-31, предназначенных для поражения радиолокационных станций;
  • Три управляемые авиабомбы, весом по 1500 кг каждая;
  • Шесть управляемых 500 кг бомб;
  • Четыре торпеды;
  • Для ведения разведки возможна подвеска контейнера, содержащего в себе 70 гидроакустических буев;
  • 16 фугасных бомб весом по 500 кг, или 36 по 250 кг, или 48 бомб по 100 кг.

Для обнаружения целей на Су-34 применяется головная радиолокационная станция, которая способна обнаружить крупные наземные цели на расстояниях не менее 200 км.

Дальность обнаружения воздушных целей составляет от 90 км (машина типа истребитель) до 250 км (крупный транспортный самолет). Радар позволяет вести одновременное наблюдение за 10 целями и ведение огня по четырем из них.

В задней части фюзеляжа Су-34 установлен второй радар, предупреждающий об атаке сзади и позволяющий осуществлять направленный пуск ракет в направлении задней полусферы. Дальность действия заднего радара невелика и не превышает 12…15 км.

Конструкция

РЛС переднего обзора

Радиолокационная станция самолёта Су-34 Ш-141 предназначена для обнаружения наземных и воздушных целей. Дальность обнаружения:

— крупных наземных целей до 200—250 км, — типовых наземных целей до 150 км, — с идентификацией типа цели как «потенциальные танки и БМП на гусеничном ходу» до 75 км, — крупных воздушных целей без стелс-технологий типа «транспортные самолёты» составляет до 250 км, — малых воздушных целей типа «истребитель» до 90 км.

РЛС поддерживает сопровождение до 10 целей (одновременно) и обстрел до 4 целей (одновременно), а также рассчитана на ассистирование наведению ракет «воздух-воздух» с собственными радарами путём «подсветки цели» для РВВ-АЕ и Р-27 . Для ракеты ближнего боя Р-73 — до 20-40 км, c инфракрасной ГСН РЛС обеспечивает выдачу первоначальных координат цели.

РЛС имеет функцию для выполнения полёта на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности TFR.

РЛС заднего обзора

РЛС заднего обзора расположена в контейнере между двигателями и позволяет обнаруживать атаку Су-34 в заднюю полусферу ракетами, при этом как контрмеру РЛС заднего обзора поддерживает режим обстрела атакующего истребителя путём наведения специальной ракеты РВВ-АЕ воздух-воздух, запущенной с самого Су-34 в заднюю полусферу для атаки нападающего истребителя не тратя времени на маневрирование для его уничтожения.

Поскольку РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет в заднюю полусферу — довольно уникальная технология, которой не имеют, по заключениям экспертов и опубликованным спецификациям, самые распространённые (F-15, F-16) и даже перспективные (F-22, Eurofighter Typhoon) истребители-бомбардировщики НАТО, то многие специалисты дискутируют о реальности его существования и работоспособности.

Многие эксперты считают, что РЛС заднего обзора находится в незавершённой стадии, другие считают, что РЛС ещё не принята на вооружение. Так в открытой печати опубликовано фото сборки Су-34 со снятым радиопрозрачным колпаком, под которым видны две миниатюрные панели. Аналогичное устройство просматривается на других фото. Однако назначение и принадлежность данных устройств к каким-либо системам самолёта не указана.

На выставке МАКС-2001 были предоставлены обрывочные сведения о РЛС заднего обзора «Копьё-ДЛ». По ТТХ «Копьё-ДЛ» в версии 2001 года — миниатюрная панель радара с диаметром порядка 30 см, тем не менее, обеспечивала контроль ракет в задней полусфере и на дистанции 6-14 км при углах +/- 60 градусов.

Многие аналитики считают, что в качестве РЛС заднего обзора используется радар Н012, и даже опубликовали график его чувствительности, который был представлен НИИП им. Тихомирова западным потенциальным покупателям на Singapure Air Show 2008.

Подвесное разведывательное оборудование

В варианте использования Су-34 как самолёта разведки предусмотрено использование подвесного оборудования — подвесного универсального контейнера разведки (УКР) «Сыч», который разработан в трёх вариантах, в зависимости от вида разведки:

— радиотехнический; — радиолокационный; — оптический.

Эффективная отражающая площадь

Разработка самолёта велась с учётом современных требований по снижению ЭПР. С этой целью при производстве самолёта применены композитные материалы, позволяющие снизить уровень отражения радиолокационных волн за счёт радиопоглощающих покрытий, при проектировании интегральной аэродинамической схемы исключались аэродинамические гребни (подфюзеляжные кили) и специально рассчитывалась геометрия планера.

По утверждению представителей ОКБ им. П. О. Сухого Су-34 при полётах на малых высотах имеет степень радиолокационной заметности на уровне крылатой ракеты.

Средства радиоэлектронной борьбы и подавления комплексов ПВО

Для активного противодействия радиолокационным станциям наведения противника в случае своего обнаружения Су-34 оборудован комплексом радиоэлектронной борьбы, который Су-34 уменьшают вероятность его поражения системами с радиолокационным наведением примерно в 30 раз. Оснащение комплекса самолёта близко к оснащению специализированных самолётов РЭБ. Мощность комплекса РЭБ на Су-34 по оценке западных экспертов примерно аналогична уровню оборудования самолётов EF-111A и EA-18G.

Комплекс РЭБ Су-34 имеет приёмники облучения внешней РЛС и может использовать модули РЭБ Хибины (изделие Л-175В) или Л005-С Сорбция-С.

Для огневого поражения РЛС систем ПВО противника Су-34 может использовать ракеты Х-58, X-15П, Х-31П на дальностях до 120—160 км и Х-31ПД на дальностях 180—250 км.

Практическая эффективность комплекса РЭБ была проверена во время военного конфликта в Грузии, где Су-34 использовался как самолёт радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения бомб и ракет по наземным целям

Для применения авиационных средств поражения самолёт оборудован прицельным комплексом, который позволяет производить поиск и поражение целей с помощью радиолокационной системы. Одной из систем комплекса является оптическая система «Платан», с помощью которой происходит наведение на цель ракет «воздух-земля» типа Х-29Л, управляемых бомб КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л с лазерными ГСН, требующими подсветки цели. Версии ракеты Х-29Т и бомб КАБ-500Кр не требуют дальнейшего наведения комплексом Су-34 после получения начальных координат цели, наведение на цель далее происходит через распознавание ТВ-камерой в ГСН.

Применяемый для поражения обычными средствами поражения (обычные (неуправляемые) бомбы, неуправляемые ракеты) прицельный комплекс самолёта обеспечивает точность, сопоставимую с применением дорогостоящего высокоточного оружия. Такая эффективность применения обычных средств поражения отмечена экспертами НАТО на основе опыта применения Су-34 в Сирии. При этом экспертами НАТО отмечается сравнительно низкая стоимость бомбардировок по сравнению с использованием управляемых бомб (Стоимость бомб типа BGL составляет около $100 000 за единицу, их российский аналог КАБ-500С стоит около 3 миллионов рублей, что в среднем в 3 раза дороже обычной бомбы. Скопившиеся в РФ большие запасы обычных бомб, оставшиеся в наследство от СССР, позволяют снизить стоимость высокоточного боевого применения Су-34.

Возможности самолёта позволяют применять бомбы и ракеты номенклатуры НАТО с использованием производимого ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э. С. Яламова (УОМЗ) по лицензии французской Thales Group модуля Damocles. Данный модуль позволяет применять высокоточные системы поражения стандартов НАТО. Разработка данного модуля в сотрудничестве с Thales Group по Damocles была вызвана необходимостью исполнения контракта с Малайзией на поставку самолётов Су-30, но впоследствии предусмотрено для применения на Су-34. Модуль, выполненный в варианте подвесного контейнера, позволяет применять управляемые бомбы серии BGL, обнаруживать оптическими средствами бронированную технику на дальности до 27 км, управлять наведением по лазерному каналу управляемых бомб и ракет на дальности до 16 км. Помимо использования номенклатуры боеприпасов НАТО технологии Damocles приспособлены к применению отечественных боеприпасов.

Кабина Су-34

С целью повышения живучести самолёта и защищенности экипажа внешний корпус кабины самолёта выполнен из бронированной оболочки из титанового сплава. При её разработке учитывались недостатки, выявленные в ходе боевого применения самолётов Су-25[5]. Толщина брони Су-34 — 17 мм, что гораздо толще брони Су-25, рассчитанной на поражение снарядами калибра 12,7 мм. Масса бронирования Су-34 составляет 1480 кг, что почти в 1,5 раза больше, чем у Су-25. Отличительной особенностью бронирования Су-34 от Су-25 является выполнение брони полностью из титанового сплава, без алюминиевых и стальных плит. Кабина имеет бронированное остекление.

Кабина самолёта оборудована двумя катапультными креслами К-36ДМ, позволяющие выполнять катапультирование во всём диапазоне высот и скоростей полёта, а также с земли (включая руление). Вход в кабину выполнен через нижний люк по ступенькам. Люк расположен вблизи передней стойки шасси.

Системы обеспечения жизнедеятельности экипажа

Для обеспечения эффективной работы экипажа при полётах на максимальную дальность и продолжительность (с дополнительными подвесными топливными баками на дальность до 7000 км) Су-34 оборудован следующими системами обеспечивания жизнедеятельности, повышающими комфортность:

— ассенизационное устройство — биотуалет; — герметичная кабина с кислородной системой, обеспечивающей выполнение полётов без кислородных масок до высоты 10000 м; — система кондиционирования и отопления кабины; — кухонный отсек (мини-кухня), включающий микроволновую печь и термосы для хранения пайков и воды; — пространство, расположенное за креслами, позволяющее выпрямиться в полный рост; — система электромассажа, встроенная в кресла; — система проецирования показаний приборов на лобовое стекло, позволяющая выполнять наблюдение за параметрами полёта при нахождении вне кресла.

Средства обеспечения работы с неподготовленных аэродромов

Самолёт оснащён вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, позволяющей осуществлять автономный запуск двигателей без использования наземных средств запуска. Наличие автономного источника питания позволяет использовать самолёт с неподготовленных аэродромов, не имеющих оборудования для запуска, что существенно расширяет радиус боевого действия.

Двигатель и режим полёта «суперкруз»

Самолёт оборудован двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31Ф-М1, имеющими 13 300 кгс тяги каждый и позволяющими развивать скорость до 1900 км/ч. Проходящая постоянная модернизация самолёта предполагает оснащение самолёта новыми двигателями типа АЛ-41Ф, которые обеспечивают тягу на форсажных режимах до 14 000 кгс и 14 500 кгс в режиме «чрезвычайный форсаж» каждый, а также позволяют выполнять полёты на сверхзвуковой скорости в режиме «суперкруз»). Данный режим обеспечивает несомненное преимущество перед самолётами, не имеющими данного режима, ввиду высокого расхода топлива на форсажных режимах, вынужденных поддерживать сверхзвуковую скорость полёта.

Система автоматического пожаротушения

Для повышения живучести самолёт оборудован системой автоматического пожаротушения, а также средствами дублирования и экранирования всех систем. Топливные баки защищены от пожара и взрыва за счёт заполнения пенополиуретаном с открытыми ячейками, технология применения которого базируется на изоляции топлива от воздуха за счёт эффекта «капсулирования», что препятствует образованию горючей паровоздушной смеси при повреждении топливных баков.

Аварии и лётные происшествия

4 июня 2015 года около 16:30 при заходе на посадку на аэродром Бутурлиновка (Воронежская область) после выполнения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-34 из состава 47-го отдельного смешанного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 1-го командования ВВС и ПВО России. Полк с декабря 2013 года временно базируется на аэродроме Бутурлиновка на период ремонта взлётно-посадочной полосы на штатном аэродроме базирования полка Балтимор (Воронеж). Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и перевернулся. Экипаж самолёта не пострадал.

Тактико-технические характеристики и боевое применение

Многофункциональность самолета Су-34 делает его уникальной машиной, не имеющей прямых аналогово в вооруженных силах других государств. Наиболее близким по назначению и тактико-техническим данным являются американский многоцелевой истребитель «Макдоннел-Дуглас» Ф-15Е и модернизированный российский Су-24М2.

Су-24М2Су-34Ф-15Е
СтранаРФРФСША
Допустимый взлетный вес, кг3970044360
Размах крыльев, мм176401470013050
Длина, мм245902200019430
Высота, мм619059305630
Тяга двигателей, кгДва по 11250Два по 14500Два по 13250
Максимальная скорость на высоте, км/ч170019002655
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч140014001450
Дальность, км427045004445
Радиус применения, кмДо 560До 11301270
Потолок, м11001700020000
Эксплуатационная перегрузка6,579

Первым опытом применения самолета Су-34 в боевых условиях стал конфликт 2008 года в Южной Осетии. Бомбардировщики ограниченно применялись для ведения борьбы с помощью наведения помех с радиолокационными установками Грузии.

Помимо этого был выполнен запуск, как минимум, одной ракеты, которая уничтожила радарную установку грузинской армии. В ходе боевых действий в Сирии несколько бомбардировщиков Су-34 применялись для нанесения ракетных и бомбовых ударов по позициям террористов.

Самолеты используются совместно с истребительным прикрытием, состоящим из машин Су-30 и Су-35.

Удары наносятся с помощью фугасных и управляемых авиабомб весом по 500 кг, а также ракет средней и малой дальности. По сведениям из арабских СМИ один Су-34 был сбит зенитным огнем.

Преимущества и недостатки

Достоинства Су-34:

  • высокая маневренность, позволяющая быстро менять позицию в атаке и уклоняться от атак противника;
  • способность нести большую боевую нагрузку;
  • большой радиус действия;
  • эффективность в обнаружении и, соответственно, в уничтожении бронетехники и других мобильных наземных целей;
  • разнообразие используемого вооружения, включая противокорабельное, противолодочное, противорадиолокационное;
  • низкая стоимость самолета, простота ремонта и обслуживания благодаря взаимозаменяемости ряда агрегатов с машинами семейства Су-27.

Су-34 превосходит вышеупомянутый F-15E Strike Eagle по взлетной массе, массе топлива, по радиусу действия, защищенности и комфорту экипажа, лишь незначительно уступая в максимальной скорости.

О недостатках истребителя-бомбардировщика известно, что в 2013 году Минобороны РФ официально заявило об их устранении.

Перспективы усовершенствования

Одним из перспективных направлений совершенствования Су-34 является установка более мощных силовых установок. Вместо АЛ-31Ф предполагается применение двигателей АЛ-41, которые способны развивать форсированную тягу до 20000 кг.

Другим направлением развития Су-34 является расширение вооружения и средств наведения. Для расширения возможностей бортового радиолокационного и оптического оборудования, возможна установка дополнительных модулей в подвесных контейнерах.

Данное оборудование разрабатывается более 10 лет в рамках проекта «Сыч». Не менее перспективными являются наработки в области нового ракетного вооружения. Одним из примеров может служить модернизированная ракета модели Х-59МК2, предназначенная для поражения наземных целей.

Интересные факты

Один из первых предсерийных экземпляров Су-34 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Сахалин с несколькими дозаправками в воздухе, чем была подтверждена возможность выполнения длительных перелетов на этом типе самолета.

Между креслами для размещения экипажа Су-34 выполнен проход, который может использоваться как место для сна и отдыха. За сидениями имеется свободное пространство, достаточное для размещения членов экипажа в полный рост.

При этом показания приборов выводятся на остекление фонаря, что позволяет вести наблюдение за ними, находясь в задней части кабины.

На всех фронтовых бомбардировщиках Су-34 имеется кухня, оснащенная сосудами для хранения запаса воды и пищи и микроволновой печью.

В задней части кабины размещен санузел. Су-34 изображен на сувенирной серебряной монете с номиналом один рубль, выпущенной Банком России в серии «Вооруженные силы РФ». Монета вышла ограниченным тиражом (5 тыс. шт.) в 2009 году.

Весной 2016 года пара Су-34 использовалась для уничтожения ледовых заторов на реке Северная Двина. Для разрушения льда применялись авиабомбы весом по 250 кг.

Производство

По данным на 2011 год, изготовлено 22 Су-34, включая прототипы (б/н 42—48) и серийные (б/н 01—09 и б/н 01—05, 10). Самолёты с б/н 46, 47, 01, 03 проходят испытания в 929-м ГЛИЦ (г. Ахтубинск); б/н 02, 04—09 в 968‑м ИИСАП (г. Липецк); б/н 48 участвует в экспозиции авиасалона МАКС (г. Жуковский); прототипы с б/н 42, 43, 44, 45 к программе летных испытаний больше не привлекаются. Бортовые номера с 01 по 05 производства 2006—2009 гг. останутся в ГЛИЦ (2 борта) и ЦБПиПЛС (3 борта); б/н 06, 07, 08, 09 производства 2010 года, а также б/н 01, 02, 03, 04, 05, 10 производства 2011 года — на 7000-й АБ Балтимор (г. Воронеж).

12 и 22 декабря 2011 года на воронежскую авиабазу «Балтимор» прибыло шесть новых бомбардировщиков Су-34, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение эти машины.

2008 года подписан 5 летний контракт №319/3/1-ЕОЗ от 10 ноября 2008 года стоимостью 33,6 млрд рублей на поставку 32 самолётов, работы начаты 2009 году. 1 марта 2012 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и гендиректор Игорь Озар подписали госконтракт на поставку до 2022 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.

В общей сложности ВВС намерены приобрести 124 самолётов этого типа.

Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.

НАПО в начале 2008 года объявило о том, что оно первым в России организовало поточную сборку новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Полная стоимость технического вооружения составит более 50 млн евро.

Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно будет собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два раза быстрее.

Реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. Холдинг «Сухой» выполняет в рамках гособоронзаказа ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.

Представитель холдинга «Сухой»:

В настоящее время на НАПО им Чкалова реализуется масштабная программа технического перевооружения: в 2008—2009 годах планируется закупить 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму порядка 2 млрд рублей, что позволит предприятию выйти на качественно новый уровень создания современной авиатехники.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]