С-51 \ С-59 Самоходная артиллерийская установка особой мощности

Пустынный штат Невада давно используется американскими военными как полигон для испытаний, от авиационных до ракетно-ядерных. Для этого построены военные базы, которые строго засекречены, но вряд ли интересны кому-то, кроме шпионов. Тем не менее одна база десятилетиями привлекает внимание всего мира — вплоть до того, что объединение активистов, насчитывающее миллион человек, в сентябре готовится взять её штурмом. Почему же Зона 51 обрела такую популярность — и что там находится на самом деле?

Озеро Грум (слева) и озеро Папуз (Doc Searls )
Зона 51 расположена в южной части штата Невада, примерно в 135 километрах севернее Лас-Вегаса. В середине XIX века там обнаружили месторождения серебра и свинца, после чего английская занялась их разработкой , присвоив местному высохшему озеру имя своего основателя. Позднее право на разработку месторождений перекупил Джонас Осборн, а его сын продолжал добычу до 1918 года.
Первый аэродром рядом с озером Грум построили в 1942 году: база ВВС в Индиан-Спрингс, на которой обучали экипажи двухмоторных бомбардировщиков B-25 (Mitchell), разместила там «вспомогательное лётное поле №1». Через пять лет, после окончания войны, базу расформировали — но ненадолго. Год спустя на её территории появились военнослужащие, которые занимались испытаниями атомного оружия, баллистических ракет и передовой авиационной техники.

Войсковые учения с применением атомного оружия на полигоне Невада в ноябре 1951 года

Дело в том, что с января 1951 года на соседнем полигоне Невада постоянно проводили взрывы атомных зарядов. Возвращаясь с этих испытаний, пилоты лётной группы №4925 неоднократно видели блестящее солью озеро Грум и, конечно, запомнили его. Среди них был профессиональный лётчик-испытатель Осмонд Ритланд, который отвечал за координацию действий ВВС и ЦРУ.

В апреле 1955 года, когда разработчики новейшего шпионского самолёта U-2 искали площадку для своего детища, он предложил «поле №1». Место сразу понравилось руководителям проекта, и в июне того же года на «Райском ранчо» (так прозвали выбранный район офицеры ЦРУ) началась масштабная стройка: обновлялась взлётно-посадочная полоса, возводились ангары, вышки, электростанция и жилые здания, асфальтировались дороги и рабочие площадки.

Грум закрыли для любых летательных аппаратов, у чьих пилотов не было специального разрешения. Юридически территория принадлежала Комиссии по атомной энергии, поэтому посторонним подбросили легенду, что местность якобы используют для хранения радиоактивных отходов.

Высотный самолёт-разведчик U-2 на высохшем солёном озере Грум

Первый самолёт U-2 под индексом 341 прибыл туда 24 июля 1955 года, а 4 августа, после долгих приготовлений, совершил полёт. Поскольку высотный разведчик предназначался прежде всего для рейдов над Советским Союзом, ЦРУ было заинтересовано в том, чтобы «красные» узнали о его существовании как можно позже. В ходе секретных испытаний создатели U-2 убедились, что самолёт практически невидим для радаров того времени,— однако заодно выяснилось, что невооружённым глазом его можно увидеть даже на предельной высоте.

Большинство сообщений о странном летательном аппарате поступало от пилотов гражданских авиакомпаний: обычно они замечали U-2 после захода солнца при рейсе с востока на запад. Пассажирские лайнеры 1950-х летали не выше шести километров; когда наступали сумерки, они оказывались в темноте, а разведчик на высоте 20–21 км всё ещё освещался солнцем. Его длинные крылья отражали солнечные лучи, поэтому лётчики видели, как мимо молниеносно проносится сверкающий объект и тут же исчезает из поля зрения. Совершенно фантастическая картина! Многие пилоты раньше воевали и точно знали, что самолёты не поднимаются выше 14 километров и не разгоняются до такой скорости. Возникал вопрос: что же это такое?

Постеры фантастических фильмов 1950-х, посвящённых вторжению летающих тарелок

В те годы западное общество переживало «тарелкоманию». Уфологи уверяли мир, что всякое странное небесное явление связано с инопланетянами, прилетевшими к нам с Марса или Венеры на дискообразных космических кораблях. В прессе множились сообщения очевидцев, которые не только наблюдали «летающие тарелки», но и встречались с их экипажами — карликами с серой кожей и огромными головами. Фантасты тоже бодро эксплуатировали интерес публики к инопланетянам: в 1950-х вышло множество книг о пришельцах, а счёт фильмам шёл на десятки — от классического «Дня, когда Земля остановилась» (1951) до залихватских «Подростков из открытого космоса» (1959).

Массовая культура сформировала в общественном сознании стереотип о враждебных пришельцах на летающих тарелках, поэтому полёты над Невадой сверкающего НЛО (в буквальном смысле — объект был неопознанным) немедленно породили мощную волну сообщений от очевидцев. К тому же среди свидетелей оказались пилоты авиалайнеров, которым нельзя было не верить. При этом ни ВВС, ни ЦРУ не могли выдать военную тайну и отделывались отписками, зачастую совершенно нелепыми. Из-за этого публика всё сильнее убеждалась, что власти скрывают информацию о пришельцах.

Высотные самолёты-разведчики U-2 перестали быть секретом, когда 1 мая 1960 года один из них, под управлением Фрэнсиса Пауэрса, был сбит над Советским Союзом; пилот попал в плен и предстал перед судом. Разведывательные полёты были немедленно прекращены. Хотя тайна U-2 была раскрыта, ЦРУ сделало всё, чтобы никто не увязал его испытания с секретным объектом у озера Грум. С августа 1959 года там кипела работа над новым проектом OXCART: военные разрабатывали самолёт А-12, невидимый для радаров и способный разгоняться до скорости, в три раза превышающей звуковую. Работам по полной перестройке «Райского ранчо» под новые задачи присвоили кодовый номер 51, после чего у базы и появилось новое неофициальное название — Зона 51.

Беспилотный разведчик D-21 на самолёте-носителе А-12

Первый полёт А-12 состоялся 26 апреля 1962 года. Секретность была такой строгой, что тех сотрудников Зоны 51, которые не были непосредственно задействованы в проекте, перед началом очередных испытаний закрывали в общей столовой, чтобы они не могли узнать, как выглядит перспективный самолёт. Разумеется, коллекция наблюдений «летающих тарелок» немедленно пополнилась новыми свидетельствами.

Проект, однако, не оправдал возложенных на него надежд — самолёт использовали только во Вьетнаме и над Северной Кореей, а летом 1968 года программа А-12 была закрыта в пользу более совершенного и скоростного разведчика SR-71 (Blackbird), который, в отличие от своих предшественников, был почти сразу рассекречен по инициативе администрации президента.

Неудачным оказался и проект беспилотного аппарата D-21 (Tagboard), который должен был стартовать с А-12 и самостоятельно входить в советское воздушное пространство. Первый этап испытаний «дрона» в Зоне 51, начавшийся летом 1964 года, выявил большие технические проблемы; со временем их удалось решить, но 30 июля 1966 года D-21 столкнулся со своим носителем, в результате чего один из пилотов А-12 погиб. В 1971 году проект окончательно закрыли.

«МиГ-21» над Зоной 51 в 1968 году

Помимо испытаний самолётов-разведчиков, специалисты занимались ещё одним многолетним сверхсекретным проектом — изучением советской боевой авиации на образцах, полученных от союзников. Например, в августе 1966 года иракский пилот Мунир Редфа дезертировал в Израиль на «МиГе-21», и в декабре 1967-го его машина была доставлена в Зону 51. ВВС и ВМФ США учредили совместный проект HAVE DOUGHNUT, в рамках которого проводились учебные бои между угнанным «МиГом» и аналогичными американскими самолётами. Тренировки помогли выяснить, что советский истребитель показывает лучшие характеристики на низких скоростях, поэтому специалисты выработали рекомендацию: при бое с ним ни в коем случае не замедляться.

В начале 1969 года в Зоне 51 появились два сирийских истребителя «МиГ-17», чьи пилоты заблудились в полёте и сели на израильский аэродром. Для изучения новых трофеев была запущена программа HAVE DRILL. Учебные бои над хребтом возле озера Грум позволили выявить главный недостаток «МиГа-17»: плохая управляемость при активном маневрировании.

Поскольку Соединённые Штаты вели войну во Вьетнаме, где пилотам постоянно приходилось иметь дело с противником на советских истребителях, в лётной школе Top Gun отобрали несколько экипажей, которые приняли участие в тренировочных боях над Зоной 51. После этих учений за объектом закрепилось ещё одно название — «Красная площадь» (Red Square).

Самолёт-невидимка F-117 над Зоной 51 в 2002 году

Впрочем, основная функция базы оставалась прежней, и в декабре 1977 года на её взлётно-посадочной полосе появился прототип истребителя- «невидимки» Have Blue. Его испытания помогли создать знаменитый «стелс» F-117 (Nighthawk) — первый серийный самолёт-штурмовик, в котором использовалась технология радиолокационной «невидимости». С июня 1981 года он тоже совершал тестовые вылеты в Зоне 51 и долгое время оставался строго засекреченным, поэтому его рейды над Невадой породили множество слухов.

К тому времени база стала привлекать внимание исследователей, интересующихся так называемыми «чёрными» проектами — разработками перспективной техники, существование которой власти отрицают. Зона 51 дала энтузиастам обильную пищу для размышлений. Например, широкое обсуждение вызвал гипотетический проект «Аврора»: эксперты утверждали, что власти разрабатывают гиперзвуковой самолёт, использующий технологии «стелс» и способный подниматься до космической высоты. На реальность этого проекта указывала соответствующая статья расходов американского бюджета за 1985 год, однако Пентагон долго не признавал существование Авроры», а позднее было заявлено, что речь шла о малозаметном стратегическом бомбардировщике B-2 (Spirit).

Столь прозаическое объяснение не удовлетворило независимых исследователей: они полагают, что «Аврора» продолжает летать, оставаясь засекреченной. С ней связывают многочисленные наблюдения треугольных НЛО. Более того, некоторые уфологи полагают, что при создании гиперзвукового самолёта применялись инопланетные технологии.

Несмотря на секретную деятельность в Зоне 51, долгое время никто и подумать не мог, что она может быть как-то связана с пришельцами из космоса. Всё изменил электронщик Роберт Лазар, который в мае и ноябре 1989 года появился в программе журналиста Джорджа Нэппа на лас-вегасском телеканале KLAS-TV. Лазар поведал, что его как опытного физика-ядерщика направили на особо охраняемый объект С-4, имеющий несколько подземных уровней и расположенный в 14 километрах к югу от «Райского ранчо» — поблизости от ещё одного высохшего озера Папуз.

Электронщик Боб Лазар утверждает, что занимался изучением инопланетной летающей тарелки в Зоне 51

Перед Лазаром якобы поставили задачу построить антигравитационный двигатель по чертежам, сделанным на основе изучения инопланетной летающей тарелки. Двигатель «тарелки» работал на распаде атомного элемента 115 (его впервые синтезировали в 2003 году российские учёные, поэтому он получил название «московий»), а сама она была изготовлена из металла, по твёрдости похожего на нержавеющую сталь. Помимо прочего, Лазар утверждал, что в процессе изысканий ознакомился с документами, в которых говорилось о тысячелетних контактах с обитателями планетной системы у дзеты созвездия Сетки (? Reticuli). Однажды, в марте 1989 года, Лазару довелось увидеть самого инопланетянина — серокожего карлика с огромной головой, который о чём-то беседовал с учёными в белых халатах.

По словам электронщика, он не смог вынести «груз тайны» и рассказал обо всём своей жене Трейси, а также близким друзьям Джину Хаффу и Джону Лиру — последний, кстати, был уфологом. Все вместе они предприняли поездку по трассе 375, которая ведёт в горы, примыкающие к Зоне 51. Лазар знал расписание ночных полётов «тарелок», и его друзья сумели убедиться, что он не врёт: на их глазах ярко освещённый диск поднялся над высохшим озером, повисел в воздухе и плавно опустился обратно. 5 апреля компания попыталась проникнуть на саму базу, но была остановлена по дороге, после чего всех отправили в офис местного шерифа.

На следующий день Лазар узнал, что его переводят в Индиан-Спрингс. Там его допросили, сообщили о немедленном увольнении и предупредили, что он никогда больше не должен приближаться к Зоне 51, иначе будет арестован по обвинению в шпионаже. В дальнейшем «правительственные агенты» постоянно следили за ним и даже сумели рассорить Лазара с женой.

Рассекреченная схема Зоны 51, составленная ЦРУ в 1966 году

Откровения Боба Лазара вызвали ажиотаж среди телезрителей Лас-Вегаса. Однако всемирную известность он получил после того, как историей Зоны 51 заинтересовался японский канал Nippon TV и в феврале 1990 года провёл в окрестных горах тайную видеосъёмку. Японцам удалось заснять взлёт некоего объекта с яркими оранжевыми огнями, что произвело сильное впечатление на операторов. Программу с этой записью и свежее интервью с Лазаром, в котором он жаловался на преследования со стороны американских властей, посмотрели тридцать миллионов японцев, что породило сенсацию. Сотни журналистов и независимых исследователей занялись изучением жизни скромного электронщика и проверкой его показаний.

Сразу выяснилось, что Лазар занимается частным фотобизнесом и никогда не числился физиком-ядерщиком: у него нет диплома и членства в профсоюзе. На это он ответил, что спецслужбы специально уничтожили все архивные данные, чтобы выставить его лжецом и недоучкой. Затем электронщик предстал перед судом по обвинению в сводничестве (фактически — сутенёрстве) в деле о проституции. Чтобы не получить реальный тюремный срок, он пошёл на сделку и признал себя виновным. В итоге Лазар отделался общественными работами, но из-за разгоревшегося скандала был вынужден ограничить контакты с прессой.

В 1993 году он продал права на свою историю компании New Line Cinema и для подтверждения её правдивости дважды прошёл тест на детекторе лжи. Полученный результат оказался неоднозначным, и общественность, следившая за развитием ситуации, разделилась на два лагеря: одни верили в рассказ Лазара, другие полагали, что он всё выдумал ради славы и денег.

Парадоксально, но подробности, изложенные Бобом Лазаром в интервью, могут служить подтверждением любой из этих взаимоисключающих версий. Прежде всего, рассказанная им история во многом опирается на современный фольклор, связанный с «серыми человечками».

Рассказ Лазара отсылает нас к классике уфологии — к истории супругов Бетти и Барни Хилл, которые утверждали, что в ночь с 19 на 20 сентября 1961 года наблюдали приземление летающей тарелки, после чего их похитили и обследовали низкорослые серокожие гуманоиды в чёрных костюмах. При этом Бетти Хилл заявила, что один из пришельцев показал ей звёздную карту, и даже смогла восстановить её под гипнозом. Это позволило астроному-любителю Марджори Фиш составить модель и прийти к выводу, что родная звезда пришельцев — дзета Сетки.

Интерпретация звёздной карты Бетти Хилл, сделанная учительницей начальной школы Марджори Фиш

Реконструкция Фиш попала на страницы авторитетного журнала Astronomy, после чего специалисты проверили её выкладки и в декабре 1975 года опубликовали свои критические отзывы. Например, знаменитый Карл Саган показал, что чисто статистически всегда можно найти на небе группу звёзд, которая соответствует любому скоплению точек, произвольно нанесённому на бумагу.

Вероятно, Боб Лазар ничего не знал об исследованиях астрономов и своим рассказом поддержал реконструкцию Фиш. Из этого следует два равноправных вывода: либо супруги Хилл говорили чистую правду и учительница оказалась права, указав на дзету Сетки, либо электронщик соврал, используя стереотипы, созданные уфологами и разрекламированные фантастами.

Огневая мощь

Раньше эта САУ выделялась среди артиллерии седьмого уровня огромным уроном: в качестве топового орудия на нее устанавливается 203-мм гаубица Б-4. Собственно, цель каждого игрока на этой машине была простой – исследовать, установить это орудие и наносить по 600–700 урона за выстрел, а при удаче можно было и сваншотить противника.

После обновления Буратино остается самой мощной САУ на седьмом уровне наряду с СУ-14-1. Но разовый урон уменьшился до 1050 единиц. Показатель бронепробиваемости снаряда составляет 52 мм. Другими словами, о ваншотах фактически можно забыть, такое получится только с совсем уж картонными машинами вроде Leo или Rhm.-B.WT. Но при этом в обновлении улучшили точность, уменьшили время сведения и увеличили радиус разлета осколков (сплеш). Правда, скорость перезарядки хоть и уменьшилась, но все равно остается значительной – около 50 секунд. Еще один недостаток – это скромные углы горизонтальной наводки, всего по три градуса в каждую сторону.

С Буратино произошло еще одно изменение – новыми красками заиграло стоковое орудие БР-2. Раньше оно являлось проходным и было мало кому интересно, но сейчас многие игроки предпочитают именно его. БР-2 значительно точнее Б-4 и быстрее сводится, что в условиях скромных углов горизонтальной наводки имеет большое значение. Перезарядка длится 24 секунды, а разовый урон составляет 700 единиц. Другими словами, по показателю ДПМ БР-2 превосходит Б-4 почти в полтора раза. Если у экипажа есть навык «Боевое братство» и на САУ установлен гаубичный досылатель, то скорость перезарядки снижается до 21 секунды, что является просто великолепным показателем.

Что касается оборудования, то вне зависимости от орудия, на САУ устанавливаются два основных механизма: гаубичный досылатель и усиленные приводы наводки.

Загадочные огни


0
Источник:

Попросив не называть их фамилии, специалисты авиабазы Неллис рассказывали, что на экранах радаров не раз наблюдали, как объекты, летающие с немыслимыми скоростями над Зоной-51, внезапно, как по команде, останавливались и зависали в воздухе. То же самое наблюдал и Марк Барнс, оператор мощной РЛС из Лас-Вегаса. Вот типичные высказывания людей, работавших в Неваде: «У нас там есть вещи, которые в буквальном смысле слова не из нашего мира». Один из пассажиров рейса авиакомпании American Airlines, следовавшего из Сан-Хосе (Калифорния) в Хьюстон (Техас), запечатлел загадочные огни и некий гигантский диск на земле в районе сверхсекретной «Зоны 51», которая расположена на юге штата Невада, сообщала британская газета «Daily Express». Очевидец сделал серию фотоснимков, которые опубликовало издание. Мужчина рассказал, что все произошло 30 октября 2015 года. «Во время полета я вдруг заметил ослепительный яркий свет в пустыне. Мне бросился в глаза большой серебряный диск, над ним были видны несколько светящихся шаров. Я схватился за телефон и начал снимать. Сначала я подумал, что это спутник, но потом усомнился», — сообщил очевидец. По его словам, другие пассажиры, скорее всего, ничего не видели. Опрошенные очевидцем летчики и авиаторы заявили, что не встречали ничего подобного в своей практике. При отсутствии официальных объяснений, начинаются слухи. Конечно, понятно, что некоторая информация должна держаться в секрете, чтобы удержать общественность от массовых беспорядков из-за страхов и домыслов, но честность — всегда лучшая политика.

×

Тактика игры

Несмотря на введение механики оглушения, основным параметром для данной САУ остается урон. Геймплей зависит от выбора орудия. Как и прежде, с Б-4 нужно заранее сводиться на позиции, где обычно происходит активная перестрелка. Отличие от прошлых времен в том, что теперь не обязательно выбирать конкретную цель. Обнаружив несколько танков противника, стоящих рядом друг с другом, нужно отправить снаряд между ними, за счет сплеша удачным выстрелом можно нанести в совокупности до тысячи урона.

БР-2 предоставляет большее разнообразие геймплея. Учитывая быструю перезарядку и хорошую точность, она позволяет игроку контролировать почти всю карту. Необязательно ждать, пока вновь засветятся машины противника, можно просто перевести свое внимание на другое направление и выстрелить туда.

Для люителей танков, так же должны понравиться и другие игры. Советуем посмотреть игры про войну на данном сайте.

Даже после обновления С-51 остается весьма грозной артиллерийской установкой. Ребаланс артиллерии даже пошел ей на пользу. И хотя она больше не крушит танки одним выстрелом, но если брать бой в целом, то возможностей нанести урон стало больше и теперь эта САУ демонстрирует более стабильный результат, чем раньше.

САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение

САУ 2С9 «Нона-С» считается уникальной, артиллерийской системой, которая создавалась специально для непосредственной огневой поддержки подразделений воздушно-десантных войск на поле боя. Необходимость в такой машине возникла, когда появились планы по использованию «крылатой пехоты» на неприятельской территории. При этом огромная роль отводилась авиадесантным самоходным артиллерийским установкам. Однако существующие модели АСУ-57 и АСУ-85 были предназначены для борьбы с танками. Кроме того, они были не совсем удобны для десантирования, поскольку это требовало посадки транспортного самолета на взлетно-посадочную полосу, что исключало внезапность. Именно поэтому в середине 60-х гг. начались работы, направленные на создание более удобной и вместе с тем мощной машины.

Канадец Хеллье


0
Источник:

Пол Хеллье, бывший министр обороны Канады, сообщил миру: «Двое инопланетян работают на правительство США». Сенсационные признания прозвучали на конференции «Гражданские слушания по рассекречиваю» в Вашингтоне. На YouTube стало популярным видео с его речью. Его речь в целом сводится к постулату: инопланетяне существуют, военные о них знают, и есть живые инопланетяне, живущие на Земле в настоящее время. По крайней мере двое из них работают на правительство США. Пол сказал: «Моя заинтересованность — в полном рассекречивании. Единственная оговорка — это, пожалуй, должно быть раскрытие на 95-98%. Я знаю об одной или двух вещах, о которых не стоит говорить в открытую, по крайней мере, сейчас.» К сожалению, источники, из которых Хеллье черпает свою уверенность насчет пришельцев, довольно мутные и зачастую просто фальшивые. НЛО, безусловно, существуют, но вряд ли дело зашло так далеко, как считает Хеллье. Но правда в его словах, безусловно, есть.

Конструкция истребителя P-51 «Мустанг»

Истребитель P-51 «Мустанг» построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана, и в полном смысле являлся цельнометаллическим, из металла были даже все поверхности управления — от руля до закрылок. Крыло прямое, трёхлонжеронное, трапецевидное в плане, образовано ламинарным профилем NACA. Механизация крыла состояла из 2 элеронов и 2 закрылков, все поверхности управления оснащались триммерами.


Американский истребитель второй мировой войны P-51 Мустанг

Шасси убирающееся, трёхопорное с управляемым хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 с трехлопастным винтом, позже стали ставить Паккард V-1653 (лицензионный Роллс-Ройс «Мерлин» Mk.XX), c четырёхлопастным винтом Гамильтон-Стандарт диаметром 3,4 м.

Радиатор устанавливался в туннеле под фюзеляжем. Запас топлива размещался в 2 крыльевых и 1 фюзеляжном баках. Кабина пилота закрытая. Начиная с модификации P-51D устанавливался каплевидный беспереплётный фонарь. Бронирование включало переднюю бронеплиту толщиной 6,3 мм, бронестекло (38 мм), противопожарную перегородку (6,3 мм), заднюю бронеплиту (8 мм) и бронезаголовник (11,1 мм).

Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал 7,62-мм пулемёты Браунинг M-40, 12,7-мм пулемёты Браунинг M-53 (M-53.2), 20-мм пушки, свободнопадающие бомбы, неуправляемые 127-мм ракеты HVAR.

Еще о крушениях самолетов


0
Источник:

1 мая 1960 года летчик ЦРУ Фрэнсис Пауэрс начал запланированный полет с территории Пакистана и вскоре приблизился к границе СССР. Целью его полета была территория Советского Союза: съемка объектов и запись передач радиостанций. Маршрут должен был проходить через Аральское море, Свердловск, Киров, Архангельск и Мурманск, а посадка самолета была запланирована в норвежском аэропорту Будё. Самолету не суждено было приземлиться. Он был обнаружен уже во время пересечения границы в районе современного Пянджа. Через три с небольшим часа после этого он был сбит первой же ракетой, выпущенной из комплекса С-75. Для пущей уверенности силы ПВО тогда выпустили восемь ракет (и случайно сбили МиГ-19, поднятый для перехвата. Летчик МиГа, старший лейтенант Сафронов, погиб). Куда лучше сложилась судьба Пауэрса. Ракета была выпущена вдогон самолету и взорвалась рядом с его хвостом. В результате кабина не была повреждена, а Пауэрс дождался высоты в 10 км и покинул ее. На земле его задержали местные жители. В результате он был осужден на 10 лет лагерей, но менее чем через два года его «поменяли» в Берлине на советского разведчика Уильяма Фишера (Рудольфа Абеля). В 1984 году заместитель командующего системы командования ВВС, генерал-лейтенант Роберт Бонд погиб во время полета на советском МИГе. Авария произошла в горах, близких к Грум-Лейк. Гибель генерала власти скрыть не могли, но и признать наличие у США советского истребителя не хотели. В официальном сообщении говорилось, что Бонд разбился на «специально модернизированном самолете ВВС США». Немедленно появились эксперты, «вычислившие» самолет — «прототип сверхсекретного истребителя-стелс». Видимо, именно из тех сообщений в СМИ «растут ноги» о привлечении МиГ-23 к программе разработки и испытаний F-117. Вероятно, такие полеты выполнялись, равно как выполнялись они и по другим программам, например F-15E, но они носили сугубо «оценочный» характер. Нет ясности, на каком МиГ-23 разбился Бонд. После аварии территорию вокруг Грум-Лейк засекретили, охранники были размещены на дороге, ведущей к Зоне-51.

Перки для экипажа

Командир

  1. Шестое чувство
  2. Боевое братство
  3. Маскировка

Наводчик

  1. Маскировка
  2. Боевое братство
  3. Снайпер

Наводчик

  1. Маскировка
  2. Боевое братство
  3. Плавный поворот башни

Механик-водитель

  1. Маскировка
  2. Боевое братство
  3. Виртуоз

Заряжающий

  1. Маскировка
  2. Боевое братство
  3. Опционально

Заряжающий

  1. Маскировка
  2. Боевое братство
  3. Опционально

Как всегда, ставим «маскировку» и «лампочку» в первую очередь. Вторым навыком качаем всем «Боевое братство». Если дошли до третьего, то не лишним будет взять «плавный поворот башни» (даже учитывая наш мизерный угол горизонтальной наволки), «снайпер» и «виртуоз». Остальные умения – по Вашему вкусу.

Эксплуатация и боевое применение истребителя «Спитфайр»

Первый боевой вылет P-51 «Мустанг» состоялся состоялся 5 мая 1942 года. С этого времени применялся англичанами и американцами на всех фронтах Второй мировой войны. Двухместным P-51D пользовался как персональным генерал Д.Эйзенхауэр во время высадки в Нормандии.

С 1946 года американские самолёты стали передаваться из ВВС в Национальную Гвардию, где они эксплуатировались до января 1957 года. В 1950 году часть P-51D Национальной Гвардии США была передана Южной Корее, которая применяла их в корейской войне до июня 1951 года. Там же воевали и английские и южноафриканские «Мустанги». В 1956 году израильтяне применяли «Мустанги» в войне против Египта.

В Великобритании «Мустанг» снят с вооружения в мае 1951 года, в Новой Зеландии — в 1955, в Канаде — в 1956. В 1952-1954 годах Швеция продала свои «Мустанги» в Доминиканскую республику (летали до начала 70-х годов), Никарагуа (находились в строю до 1965 года) и Израиль. Французы тоже продали свои F-6D в Израиль и Сомали. Израильские «Мустанги» сняты с вооружения в 1956 году, а в учебных подразделениях эксплуатировались до 1958 года. В 1958 году Уругвай продал 6 оставшихся своих самолётов Боливии, где они эксплуатировались до 1977 года. В Индонезии P-51 также служили до конца 70-х годов.

По ленд-лизу в СССР «Мустанг» не поставлялся. В первой половине 1942 года англичане передали 10 самолётов «Мустанг» Mk.II в СССР, однако в ходе испытаний НИИ ВВС истребители показали худшие лётные характеристики, чем Як-7Б и Me-109G.

Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.

Характеристики P-51

Страна:СШАТип:ИстребительГод выпуска:1941 г.Экипаж:1 человекДвигатель:V-1650-7 мощностью 1150 л.с.Максимальная скорость:703 км/чПрактический потолок:12750 мДальность полета:1520 кмМасса пустого:3466 кгМаксимальная взлетная масса:5493 кгРазмах крыльев:11,27 мДлина:9,83 мВысота:4,16 мПлощадь крыла:21,83 кв.м.Вооружение:6х 12,7-мм пулемета, 6x 127-мм НУРС, 2x 454 кг. бомбы.

Характеристики приведены для модели P-51D

С-51, КБП-39, УТС-19 тип «С» IX-бис серии

фотография:

историческая справка:

1937 год 29 апреля

Заложена на эллинге Балтийского ССЗ завода № 189 им. С.Орджоникидзе в г.Ленинград, но вскоре в разобранном виде доставлена на ССЗ № 202 им. К.Ворошилова в г.Владивосток для достройки. По другим данным заложена 24.03.1937;

1940 год 30 августа

Спущена на воду;

1941 год 30 ноября

Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1941 год 6 декабря

Вошла в состав Тихоокеанского флота, зачислена в Отдельный Учебный ДнПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток. Затем перечислена в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1941 год 16 декабря

Поднят Военно-морской флаг;

1942 год 28 января

Утвержден приемный акт;

1942 год июнь

Совершила 30-дневный поход в Японское море для наблюдения за действиями японских военных кораблей и транспортных судов с целью установить — осуществляется ли переброска войск и снаряжения из портов Японии в порты Кореи;

1942 год июль

После возвращения была поставлена в док для подготовки к переходу на Северный флот. Первоначально предполагалась переброска по трассе Севморпути и даже планировалась установка ледового пояса;

1942 год 5 октября

После выхода первой группы ПЛ в составе
«С-54» и «С-55», совместно с ПЛ «С-56» вышла в пролив Босфор-Восточный и встала на якорь. На борту находился руководитель перехода командир 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ Герой Советского Союза кап.1р. Трипольский А.В. На рейд прибыл командующий ТОФ вице-адм. Юмашев И.С., член военного совета корпусной комиссар С. Захаров и начальник штаба ТОФ контр-адм. Богденко В. и пожелали морякам счастливого плавания;
1941 год 6 октября

В 7.00 группа снялась с якоря;

1942 год 9 октября

Обе ПЛ прибыли в залив Де-Кастрии;

1942 год 10 октября

На борт прибыл лоцман, который провел ПЛ через Татарский пролив;

1942 год 14 октября

ПЛ прибыли в Петропавловск-Камчатский;

1942 год 17 октября

После пополнения запасов лодки взяли курс на американскую военно-морскую базу Датч-Харбор на Алеутских о-вах;

1942 год 23 октября

Без сопровождения союзных кораблей ПЛ прибыли в Датч-Харбор;

1942 год 28 октября

В сопровождении двух американских миноносцев ПЛ убыли в Сан-Франциско;

1942 год 5 ноября

Вошли в гавань Сан-Франциско;

1942 год 12 ноября

Продолжили путь в направлении Панамского канала;

1942 год 25 ноября

Прошли Панамским каналом и в тот же день сделали короткую остановку в базе близ порта Колон;

1942 год 2 декабря

В сопровождении союзного миноносца обе ПЛ вышли в Карибское море. На переходе в базу Гуантанамо ПЛ
«С-51» была атакована неизвестной лодкой, торпеда прошла в 30 метрах по носу;
1942 год 5 декабря

ПЛ прибыли на Кубу и заправившись топливом и продолжили путь в Канаду. На переходе ПЛ попали в шторм, а ПЛ
«С-51» вновь подверглась атаке неизвестной ПЛ, от которой уклонилась маневрированием;
1942 год 12 декабря

ПЛ прибыли в Галифакс, где были поставлены в ремонт. Кап.1р. Трипольский А.В. перешел на борт ПЛ
«Л-15» для дальнейшего перехода;
1942 год 29 декабря

Начала одиночный переход в сопровождении английского эсминца;

1943 год январь

Прибыла в Исландию в бухту Хвальфьорд и ошвартовались у борта американской плавбазы AR-5 «Vulcan»;

1943 год 16 января

В том же сопровождении покинула Исландию;

1943 год 24 января

В сопровождении ЭМ «Разумный» прибыла в Екатерининскую гавань. За 108 суток пройдено 15978 миль, из которых 227 миль под водой. По прибытию в Полярный ПЛ в тот же день была включена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ СФ и поставлена в текущий ремонт;

1943 год 25 апреля

Закончен текущий ремонт, в ходе которого установлена ГАС «Дракон-129»;

1943 год 9 — 22 мая

В 21.20 9.5 вышла в первый боевой поход в район мыса Нордкап на позицию № 3. Сразу после дифферентовки с мостика было замечено, что по правому борту из верхнего торпедного аппарата наполовину вышла торпеда – видимо, самопроизвольно отдался хвостовой стопор. Торпеда была выстрелена по берегу. 13.5 в 08.10 обнаружила и в 08.30 произвела торпедную атаку конвоя в районе мыса Слетнес в Тана-фьорде. Командир ПЛ определил состав конвоя в 4 ТР в охранении 6 СКР и 2 самолетов. Атака выполнена из подводного положения с глубины 20 метров по причине отсутствия прибора БТС 4 торпедами с временным интервалом 7 сек. с дистанции 12 каб., через 50 и 90 сек. услышано 2 взрыва. Безрезультатно атакован конвой, включавший ТР «Африкана», «Бригит», «Маргарета» и «Людвиг». Германские корабли наблюдали 2 торпедных следа. ПЛ подверглась 3-х часовому преследованию германскими ТЩ «М 343», БО «Uj 1212», сбросивших по германским данным 11 глубинных бомб (по докладу командира пл – 9 глб). Командир ПЛ доложил о потоплении транспорта и повреждении сторожевого корабля. 19.5 в точке 71˚12,2’ c.ш., 28˚13,5’ в.д. коснулась минрепа на заграждении «М-6», но взрыва не последовало. 22.5 в 14.28 прибыла в Полярное;

1943 год 17 — 29 июня

В 00.42 17.6 вышла во второй боевой поход в район мыса Маккаур – мыса Танахори на позицию № 3. На позиции при одном из срочных погружений из-за попадания постороннего предмета под тарелку клапана заполнения цистерны быстрого погружения провалилась на глубину 98 метров, но была одержана. 23.6 в 14.50 в перископ был обнаружен, и в 15.33 в районе мыса Слетнес атакован конвой противника, состав которого командир ПЛ определил в 2 ТР в охранении 3 ТЩ. Атака выполнена с глубины 18 метров 4 торпедами с временным интервалом 8 сек. с дистанции 12 каб., через 90 сек. услышано 2 взрыва, еще через 110 сек. — третий. В 15.53 в перископ наблюдалось только уходящий транспорт и 2 ТЩ. Безуспешно атакован германский конвой, включавший поврежденные ТР «Вандсбек», «Акка», «Стелла», находившиеся на буксире у буксиров «Травл I», «Флойн II» и «Суурсаари». Около 17.00 атакована СКР «V 6107», сбросившим на ПЛ в безопасном удалении 19 глб. Командир ПЛ доложил о потоплении одного и повреждении еще одного ТР. 25.6 в 13.21 в точке 71˚10,8’ с.ш., 28˚25,0’ в.д. при форсировании минного заграждения на глубине 75 метров было слышно задевание за минреп и через 2 минуты за кормой произошел взрыв – ПЛ подорвалась на трубке КА мины УМБ. Вышло из строя электрическое управление вертикальным рулем, прибор «Спрут», ряд приборов, поврежден зенитный перископ, лопнул трубопровод охлаждения левого дизеля. 27.5 в 06.30 произвела торпедную атаку конвоя в районе мыса Слетнес, состав которого командир ПЛ определил как 1 транспорт и 1 ТЩ или РТ. Атака произведена с глубины 18 метров 4 торпедами с временным интервалом 9 сек. с дистанции 12 каб. Через 100 и 120 сек. услышано 2 взрыва, в 06.45 в перископ ничего не обнаружено, но зарубежных данных нет. Преследования не было. Командир доложил о потоплении транспорта. 29.6 в 08.30 прибыла в Полярное;

1943 год 1 июля Перечислена в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ СФ с прежним местом базирования;

1943 год 27 июля — 2 августа

В 19.45 27.7 вышла в третий боевой поход в район севернее устья Кольского залива на позицию «Ж». Встреч с противником не имела. 1.8 в 18.00 начала возвращение в базу и в 10.35 2.8 прибыла в Полярное;

1943 год 30 августа — 10 сентября

В 21.03 30.8 вышла в четвертый боевой поход в район мыса Омганг – мыса Сейбонес на позицию №5. 3.9 в 05.26 в районе Конгс-фьорда произвела торпедную атаку конвоя, состав которого командир ПЛ определил как 2 ТР без охранения. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом 8 сек. с дистанции 8 каб. Через 55 и 60 сек. услышано 2 взрыва. Впоследствии агентурная разведка подтвердила потопление СКР – попаданием 1 торпеды потоплен германский БО «Uj 1202» «Franz Dankwort». Преследование по зарубежным данным не было, но командир ПЛ доложил о взрывах 20 глб. 5.9 в 10.53 произвела торпедную атаку конвоя из 2 ТР под норвежским флагом из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом 8 сек. с дистанции 10 каб. Через 1 мин. услышан 1 взрыв. Зарубежных данных нет. Преследования не было. Командир доложил о потоплении транспорта. 6.9 утром и днем не смогла атаковать 2 ТЩ из-за большой дистанции. 8.9 в 12.20 произвела торпедную атаку конвоя, состав которого командир ПЛ определил как 2 ТР, 5 ТЩ и 3 СКА. Кроме того, рядом находилась другая группа германских кораблей по наблюдениям командира ПЛ, состоящая из 1 ТР, 3 ТЩ и 1 СКА. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом 10 сек. с дистанции 10 каб. Через 71, 78 и 110 сек. услышано 3 взрыва. Безуспешно атакован германский конвой, включавший ТР «Харм Фрицен», «Ротенфельс», «Матиас Штиннес», «Докенхуден», «Тенто», «Севре», танкер «Адлергрунд», «Бинц», «Трипп», охранявшаяся большим количеством противолодочных кораблей. По германским данным, наблюдали 5 торпед, прошедших мимо. Контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении по докладу командира 62, а по германским – 10 глб. Командир ПЛ доложил о потоплении транспорта. 9.9 в 03.40 начала возвращение. 10.9 в 08.54 прибыла в Полярное;

1943 год 10 сентября — 1 октября

Произведена замена АБ;

1943 год 15 октября — 23 ноября

Произведен текущий ремонт, после окончания которого ПЛ не смогла выступить в строй из-за отсутствия роторов к воздуходувкам Бюхи;

1944 год 19 января — 21 января

Прошла докование;

1944 год весна

ПЛ посетили посол США в СССР Гарриман А., командующий СФ адмирал Головко А.Г. и командующий Карельским фронтом маршал Мерецков К.А.

1944 год 16 марта — 3 апреля

В 23.13 16.3 вышла в пятый боевой поход в район о-ва Серей – о-ва Андей для поиска германского ЛК «Tirpitz», который по данным разведки должен был выйти в Германию. 23.3 утром командир ПЛ отказался от атаки ТЩ из-за малой ценности цели. 30.3 в 02.45 начала возвращение в базу и в 04.30 3.4 прибыла в Полярное;

1944 год 12 апреля — 9 июня

Прошла текущий ремонт, в ходе которого установлено оборудование для использования торпед ЭТ-80;

1944 год 17 августа — 2 сентября

В 20.14 17.8 вышла в шестой боевой поход в район Порсангер-фьорда в сектор № 1 по плану операции «РВ-7» в составе 4-й нависающей завесы. 19.8 ПЛ не успела своевременно занять позицию для перехвата конвоя, прибыв на нее только днем 19.8, при этом имела невязку в 45 миль к осту. 26.8 в 07.58 севернее устья Порсангер-фьорда безрезультатно атакована германской ПЛ «U 711». 28.8 вечером не смогла атаковать конвой в районе мыса Слетнес из-за большой дистанции и невыгодного курсового угла. 29.8 оборвался тросик командирского перископа и перископ вышел из строя. 1.9 в 01.07 начала возвращение. 2.9 в 04.45 прибыла в Полярное;

1944 год сентябрь

После похода ПЛ должна была становиться в док на ремонт. Но по инициативе инженер-механика ПЛ кап. 3 ранга Карпеченкова И. неотложный и предупредительный ремонт решено было провести своими силами для того, чтобы ПЛ смогла принять участие в завершающей операции Северного флота в ВОВ;

1944 год 24 сентября — 13 октября

24.9 вышла в седьмой боевой поход в район Порсангер-фьорда в сектор «А», по плану операции «РВ-8» и 26.9 прибыла на позицию. 4.10 днем командир ПЛ отказался от атаки СКР из-за малой ценности цели. 5.10 командир ПЛ получил приказание экономить топливо и запасы до 13.10, так как планировалось ее использовать в операции «Вест». 7.10 утром не были атакованы 3 СКР из-за малой ценности цели. 10.10 в 10.57 произвела торпедную атаку конвоя в точке 70˚02’ с.ш., 26˚56’ в.д. в районе устья Порсангер-фьорда, состав которого командир ПЛ определил как 2 ТР, 1 ММ, 1 ТЩ и 1 СКР. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами ЭТ-80 с дистанции 7,5 каб. Через 105 сек. услышано 3 взрыва, в 11.06 наблюдением в перископ установлено отсутствие миноносца. Атака противником не зафиксирована, так как не обнаружив характерных следов торпед, противник посчитал, что, по-видимому, взорвались плавающие мины. Безуспешно атакован германский конвой «Е-136». Преследования не было. Командир доложил о потоплении миноносца и повреждении СКР. 11.10 в 21.27 начала возвращение в базу и в 08.07 13.10 прибыла в Полярное;

1944 год 18 октября — 1945 год 20 февраля

Поставлена в текущий ремонт с докованием;

1944 год 15 ноября

Указом Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени;

1945 год 21 апреля

Вступила в строй после ремонта;

1945 год Перечислена в состав 2-го ДнПЛ ОБрПЛ СФ с прежним местом базирования;

1947 год (?) Перечислена в состав 3-го ДнПЛ ОБрПЛ СФ с прежним местом базирования;

1949 год 12 января

Переклассифицирована в среднюю ПЛ;

1951 год март Переформирована в состав 162-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с прежнм местом базирования;

1952 год Находилась в ремонте;

1952 год — 1953 год Перечислена в состав Йоканской ВМБ СФ (Гремиха);

1954 год (?)

Отбуксирована в Святоносский залив;

1954 год 7 сентября

Выведена из боевого состава и переформирована в кабинет боевой подготовки;

1954 год 6 октября

Переименована в
«КБП-39»;
1956 год 27 декабря

Переформирована в УТС, переименована в
«УТС-19». Входила в состав 14-й ОБрПЛ Йоканской ВМБ СФ;
1970 год

Корпус УТС силами бригады ПЛ вытащен на берег

1972 год 11 февраля

Исключена из состава судов ВМФ. Впоследствии часть легкого корпуса была использована для изготовления памятника ПЛ
«С-51», а корпус ПЛ частично разобран и брошен на берегу Святоносского залива;
1973 год

Рубка и часть корпуса ПЛ установлена в качестве мемориала в городе Гремиха (Островной) Мурманской области.

дополнительная информация:

1. Информация и фотографии на сайте «Русский подплав».

командиры:

1. Азаров В.С. (05.12.1938-26.05.1940) 2. Братишко Д.К. (26.05.1940-06.11.1940) 3. Кучеренко И.Ф. (27.12.1941–12.04 (16.03?).1944) 4. Колосов К.М. (12.04.1944–1946) 5. Малышев А.С. (1946?-1947?) требует уточнения 6. Герасимов Л.Н. (10.1947-07.1950) 7. Евсеев И.А. (07.1950-12.1952) 8. Лазарев Г.В. (12.1952?-1953)

список источников:

1. Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г. 2. Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Военное издательство, Москва, 1988г. 3. Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945гг.», ч.3, альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г. 4. Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение», Военное издательство, Москва, 1990г. 5. Платонов А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.», Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г. 6. «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота», Воениздат, Москва, 1974г. 7. «Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского флота СССР в Великую отечественную войну 1941-1945гг.», т.1, Военное издательство, Москва, 1969г. 8. Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», ч.3, «Стратегия КМ», Москва, 2005г. 9. Балакин С.А., Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «С», Морская Коллекция, №2, 2000г. 10. Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись 11. Козлов И.А., Шломин В.С. «Краснознаменный Северный флот», Военное издательство, Москва, 1983г. 12. Отчеты о боевых действиях ПЛ Северного флота 1941-1943гг. 13. Ковалев Э.А. «Короли подплава в море червоных валетов», Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2005-2021 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора. © 2005-2021 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]