Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес
Установка была разработана на Мытищинском машиностроительном заводе в середине 50-х гг. На вооружение машину приняли в 1958 г. и серийно выпускали до 1964 г. АСУ-85 должна была сопровождать мотострелковые и танковые подразделения, а также входить в состав частей и подразделений ВДВ в целях защиты от танков. Машина являлась закрытой установкой с передним расположением боевой рубки, в которой справа от пушки находились заряжающий и командир машины, слева — наводчик. Справа в носовой части корпуса размещалось отделение управления, где было рабочее место водителя-механика.
Примечания
- Руководство по материальной части и эксплуатации самоходной артиллерийской установки СУ-85. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1975. — С. 9. — 363 с.
- А. В. Карпенко
, Лёгкие самоходные артиллерийские установки, стр. 60 - ↑ 1234
[army.lv/?s=740&id=347 АСУ-85 — 85-мм артиллерийская самоходная установка] - [baodatviet.vn/anh-nong/dieu-chua-biet-ve-phao-tu-hanh-asu-85-cua-viet-nam-3302993/?p=14 Điều chưa biết về pháo tự hành ASU-85 của Việt Nam]
- ↑ 12
[armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database] - Суконкин А. С.
Авиадесантная артиллерийская самоходная установка АСУ-85 // Десант страны советов. — С. 208.
САУ АСУ-85 — видео
В днище корпуса находился люк, через который экипаж мог произвести аварийную эвакуацию. Лобовую часть корпуса и часть боевой рубки составлял единый лист толщиной 45 мм, который приваривался под углом 60 градусов. Борта изготавливались из броневых листов 13 мм и имели наклон 40 градусов. Рациональные углы наклона защищали людей от бронебойных снарядов малого и среднего калибров. Гофрированное днище делало корпус еще более прочным.
На машине поперек кормовой части корпуса был установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-206В. Для достижения необходимой мощности конструкторам пришлось применить довольно большую, однако не требующую лишних энергозатрат эжекционую систему охлаждения. Механическая трансмиссия, расположенная рядом с двигателем включала в себя главный фрикцион, редуктор, коробку передач, два планетарных механизма поворота и бортовые редукторы. Ходовая часть состояла из индивидуальной торсионной подвески с гидравлическими амортизаторами поршневого типа на передних и задних узлах, однорядных опорных катков, ведущих колес заднего расположения и гусеницы с ОМШ. С целью увеличения запаса хода на кормовой части АСУ-85 дополнительно были установлены два топливных бака.
АСУ-85 транспортировалась самолетами Ан-12, при этом торсионная подвеска выключалась. К недостаткам можно отнести то, что при десантировании АСУ-85 самолет должен был производить обязательную посадку на ВПП, что сводило на нет основное тактическое преимущество десанта — его внезапность. Это одна из причин снятия машины с серийного производства в 1964 г.
Самоходка была вооружена 85-мм пушкой Д-70 со стволом моноблоком, оснащенным эффективным дульным тормозом и эжектором для продувки ствола от остатков пороховых газов. Она была установлена в амбразуре лобового листа в раме по середине боевой рубки и обладала самым большим среди советских САУ углом наведения по горизонтали, равнявшимся 30 градусов. Вертикальный клиновый затвор пушки оснастили полуавтоматикой копирного типа.
Боекомплект орудия составляли 45 выстрелов с бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Первые пробивали броневую плиту толщиной 53 мм, стоящую под углом 60″ на расстоянии 2 км. Дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами достигала около 13,5 км. Кроме того, машины были оснащены дымовыми снарядами УД-367 со стальными корпусами, которые использовались для целеуказания своим артиллеристам и для дезорганизации работы наблюдательных и командных пунктов противника.
В качестве вспомогательного вооружения использовался спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет СГМТ, в боекомплекте которого было 2000 патронов. На корме корпуса были установлены две дымовые шашки БДШ-5, применяемые для постановки дымовых завес. АСУ-85 была оборудована телескопическим шарнирным прицелом ТШК-2-79-11, который использовался для стрельбы днем прямой наводкой, прицелом С-71-79 с орудийной панорамой, необходимой для стрельбы с закрытых огневых позиций, ночным танковым прицелом ТПН-1-79-11 и прибором ночного видения. На машине были установлены ТПУ Р-120, радиостанция Р-113, фильтровентиляционное устройство, инфракрасные фары, используемые для вождения установки при плохой видимости, а также два инфракрасных прожектора, один из которых находился над стволом орудия, а другой перед люком командира.
Боевое применение
— Шестидневная война
— Операция «Дунай». Вхождение в Чехословакию. В составе артиллерийских подразделений 7-й и 103-й воздушно-десантной дивизии.
— Афганская война. В начальный период войны в составе артиллерийских подразделений 103-й воздушно-десантной дивизии.
Тактико-технические характеристики АСУ-85
— Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое и управления в рубке спереди — Годы производства: 1959—1966 — Годы эксплуатации: 1959—1993 — Количество выпущенных, шт.: более 500
— Экипаж: 4 человека
Вес АСУ-85
— Боевая масса, т: 15,5
Габаритные размеры АСУ-85
— Длина корпуса, мм: 6240 — Длина с пушкой вперёд, мм: 8435 — Ширина, мм: 2970 — Высота, мм: 1935 — База, мм: 3808 — Колея, мм: 2580 — Клиренс, мм: 420
Бронирование АСУ-85
— Лоб корпуса, мм/град.: 45/60 — Борт корпуса (верх), мм/град.: 13/40 — Борт корпуса (низ), мм/град.: 15/0 — Корма корпуса, мм/град.: 6..8 — Днище, мм: 4..6 — Крыша корпуса, мм: 6/90..13/70
Вооружение АСУ-85
— Калибр и марка пушки: 85-мм 2А15 — Тип пушки: нарезная пушка — Длина ствола, калибров: 68 — Боекомплект пушки: 45 унитарных выстрелов — Углы ВН, град.: −4,5…+15 — Углы ГН, град.: ±15 — Прицелы: телескопический ТШК-2-79, ночной пассивный ТПН-1-79-11 — Пулемёты: 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм СГМТ
Дальность стрельбы АСУ-85
— 13 400 м. осколочно-фугасным снарядом
Двигатель АСУ-85
— Тип двигателя: ЯАЗ-206В — Мощность двигателя, л. с.: 210 — Мощность двигателя, кВт: 155
Скорость АСУ-85
— Скорость по шоссе, км/ч: 45 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25..30
— Запас хода по шоссе, км: 360 — Запас хода по пересечённой местности, км: 230
— Удельная мощность, л. с./т: 13,2 — Тип подвески: индивидуальная торсионная — Ширина гусеницы, мм: 360 — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,57
— Преодолеваемый подъём, град.: 30 — Преодолеваемая стенка, м: 0,7 — Преодолеваемый ров, м: 2,5 — Преодолеваемый брод, м: 1,0
Операторы
- Вьетнам Вьетнам — на вооружении Вьетнамской Народной армии (ВНА), поставлены из Вооруженных Сил СССР в 1979 году. Дооборудованы 12,7-мм турельным пулеметом ДШКМ и возвращены в строй в 2015 году. 10 мая 2015 года в 168-й артиллерийской бригаде ВНА прошли стрельбы из восстановленных АСУ-85[4].
Бывшие:
- СССР СССР
- ГДР ГДР — 20 единиц АСУ-85 поставлено из СССР в 1964 году[5]
- Польша Польша — 31 единица АСУ-85 поставлена из СССР в 1965 году[5]
Фото САУ АСУ-85
САУ АСУ-85 на параде на Красной площади. 1961-й год.
САУ АСУ-85 в операции «Дунай»
Похожее
САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы
РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История
120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес
Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес
САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель
САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес
Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство
РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История
Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры
Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес
САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы
САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение
АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История
САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История
РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История
ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения
Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес
САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры
САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость
САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры
203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры
САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры
РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры
САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес
Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес
Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость
Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры
Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы
САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История
САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры
САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес
Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры
Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование
Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы
Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес
152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство
Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель
Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство
САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель
САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес
Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес
280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы
Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес
Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры
Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы
Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес
САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение
Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование
Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель
Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес
САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование
РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка
РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель
2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс
Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель
САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы
РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы
САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование
Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность
САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес
Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель
САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование
Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель
САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес
САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель
САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес