Нужна «быстрая» гаубица!
Вообще должен заметить, что по штату каждую панцер-дивизию поддерживал моторизованный гаубичный полк, имевший в своём составе 24 ствола калибра 105 миллиметров, буксируемых мощными тягачами. Поскольку в Польше боевые действия не носили характера «гонки со временем», эта артиллерия была вполне эффективна, иное дело Французская кампания, когда Панцерваффе выполнили бросок на сотни километров.
САУ Wespe она же ОСА
Разумеется, при этом буксируемая артиллерия безнадёжно отстала от частей первой линии таранивших оборону врага, что стало причиной больших потерь и поставило вопрос о создании самоходной гаубичной артиллерии, но быстрый разгром Франции обусловил то, что его тогда «спустили на тормозах».
Однако вскоре началась Восточная кампания, вновь актуализировавшая тему самоходных гаубиц. Это было обусловлено тем, что немцы здесь столкнулись с превосходящей гаубичной артиллерией РККА в основном использовавшей стволы калибра пять дюймов, превосходившие германские четырёхдюймовки по ряду характеристик, таким образом, маневренность артиллерийских установок становилась немаловажным качеством.
Ну а, кроме того, как и во Франции, стремительное наступление 1941 года вновь стало причиной отставания буксируемой артиллерии от передовых частей.
Модель Веспе
Сначала командование Панцерваффе пыталось решить проблему «на коленке» используя трофейную технику для создания требуемых машин едва ли не кустарным способом. Самый рельефный пример – САУ «Geschutzwagen» I, созданная на базе лёгкого танка, однако необходимость иметь самоходные гаубицы в большом количестве обусловила возникновение в 1942 году проекта «Веспе», для нужд которого было решено задействовать устаревшие танки Pz. II.
Отрывок, характеризующий Wespe
[«Государь брат мой! Вчера дошло до меня, что, несмотря на прямодушие, с которым соблюдал я мои обязательства в отношении к Вашему Императорскому Величеству, войска Ваши перешли русские границы, и только лишь теперь получил из Петербурга ноту, которою граф Лористон извещает меня, по поводу сего вторжения, что Ваше Величество считаете себя в неприязненных отношениях со мною, с того времени как князь Куракин потребовал свои паспорта. Причины, на которых герцог Бассано основывал свой отказ выдать сии паспорты, никогда не могли бы заставить меня предполагать, чтобы поступок моего посла послужил поводом к нападению. И в действительности он не имел на то от меня повеления, как было объявлено им самим; и как только я узнал о сем, то немедленно выразил мое неудовольствие князю Куракину, повелев ему исполнять по прежнему порученные ему обязанности. Ежели Ваше Величество не расположены проливать кровь наших подданных из за подобного недоразумения и ежели Вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше Величество, еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны. (подписал) Александр». ] 13 го июня, в два часа ночи, государь, призвав к себе Балашева и прочтя ему свое письмо к Наполеону, приказал ему отвезти это письмо и лично передать французскому императору. Отправляя Балашева, государь вновь повторил ему слова о том, что он не помирится до тех пор, пока останется хотя один вооруженный неприятель на русской земле, и приказал непременно передать эти слова Наполеону. Государь не написал этих слов в письме, потому что он чувствовал с своим тактом, что слова эти неудобны для передачи в ту минуту, когда делается последняя попытка примирения; но он непременно приказал Балашеву передать их лично Наполеону. Выехав в ночь с 13 го на 14 е июня, Балашев, сопутствуемый трубачом и двумя казаками, к рассвету приехал в деревню Рыконты, на французские аванпосты по сю сторону Немана. Он был остановлен французскими кавалерийскими часовыми. Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге. Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру. Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала. Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы. Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки. Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга. Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства. Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний. Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Разработка Веспе
Прототип изготовили специалисты — он предполагал достаточно серьёзную перекомпоновку «двойки». Двигатель, 140-сильный HL 62 TR, разгонявший машину до 40 км/ч был перенесён в центральную часть, дабы освободить место в корме для установки боевой рубки. Замечу, что при полной заправке двух баков суммарным объёмом до 170 литров он обеспечивал дальность хода в 200 километров по шоссе.
Ходовая часть лишилась одного поддерживающего катка, место мехвода, ввиду необходимости разместить элементы трансмиссии, пришлось сдвинуть вперёд – для этого в наклонной лобовой броне была создана небольшая надстройка. Также должен отметить, что на машинах поздних выпусков был на 220 миллиметров удлинён корпус, что увеличило вес этого варианта САУ до 11,5 тонн.
Wespe рубка
В означенной легко бронированной рубке, имевший откидной кормовой лист, что облегчало погрузку БК (32 раздельных выстрела), устанавливалась 105-миллиметровая гаубица IFH 18/2 L/28, имевшая углы вертикального наведения от -5° до +42° и горизонтального ±17°. Кроме орудия САУ комплектовалась пулемётом MG-17; радиооборудование было представлено приёмно-передающей радиостанцией Fu-5.
К сожалению, нередко эстеты от «брони» не обращают внимания на вспомогательные машины, которые обеспечивают её работу – дабы «исправить» сию «несправедливость» хочу обратить ваше внимание на то, что для обслуживания самоходки на базе Pz. II был создан и погрузчик боеприпасов для неё, который отличался только отсутствием ствола – «Mun Schel» мог транспортировать до 90 выстрелов.
Тактико-технические характеристики гаубицы Веспе
— Компоновочная схема: моторное, трансмиссионное отделения и отделение управления спереди, боевое в рубке сзади — Годы разработки: 1942 — Годы производства: 1943—1944 — Годы эксплуатации: 1943—1945 — Количество выпущенных, шт.: 676
— Экипаж, чел.: 5
Вес САУ Веспе
— Боевая масса, т: 11,0
Габаритные размеры САУ Веспе
— Длина корпуса, мм: 4810 — Ширина, мм: 2280 — Высота, мм: 2300 — Клиренс, мм: 340
Бронирование САУ Веспе
— Тип брони: стальная катаная, поверхностно закалённая — Лоб корпуса, мм/град.: 30 — Борт корпуса, мм/град.: 14,5 — Корма корпуса, мм/град.: 14,5 — Днище, мм: 6—10 — Крыша корпуса, мм: 10 — Лоб рубки, мм/град.: 10 — Борт рубки, мм/град.: 10 — Корма рубки, мм/град.: 10 — Крыша рубки, мм/град.: открытая
Вооружение САУ Веспе
— Калибр и марка пушки: 105-мм leFH 18/2 — Тип пушки: гаубица — Углы ВН, град.: −5…+42° — Углы ГН, град.: ±20° — Дальность стрельбы, км: 10,65 — Пулемёты: 1 × 7,92-мм MG-34
Двигатель САУ Веспе
— Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 140
Скорость САУ Веспе
— Скорость по шоссе, км/ч: 40
— Запас хода по шоссе, км: 140 — Запас хода по пересечённой местности, км: 95 — Удельная мощность, л. с./т: 12,7 — Тип подвески: индивидуальная, на листовых рессорах — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,76
— Преодолеваемый подъём, град.: 30° — Преодолеваемая стенка, м: 0,42 — Преодолеваемый ров, м: 1,7 — Преодолеваемый брод, м: 0,8
Производство Wespe
Разумеется, выпуск САУ и транспортёра был налажен на заводах доселе специализировавшихся на сборке танков Pz. II, ergo, хорошо знакомых с базой этих машин – это были производственные мощности «FAMO» и польского «Ursus». Всего за 1943 год было произведено 517 и 104 машины, соответственно, а общий выпуск до прекращения в середине 1944 года составил 676 и 159 единиц.
Боевое применение
Боевое крещение эти машины получили в составе корпуса Манштейна, который после провала попытки деблокировать Сталинград сдерживал советское наступление и даже смог отбить Харьков к марту 1943 года. Впоследствии они воевали и на Восточном и на Западном фронтах, а также на Апеннинах – их военная карьера закончилась только с ВМВ в Европе.
Как правило, в одну батарею «Ос» входили 6 САУ и пара транспортёров, что обеспечивало ей тройной БК. Они действовали с закрытых позиций, хотя должен заметить, что в их БК на всякий случай, которые, как известно разными бывают – особенно на войне, входили и бронебойные снаряды. Мера была отнюдь не лишней – прорывы советских танков в глубину обороны вермахта нередко заставляли применять эти «болванки».
К сожалению, я не располагаю информацией о подробностях их участия в боях – немцы, относившиеся к самоходной артиллерии как к второстепенной силе, не уделяли ей особого внимания. Тем не менее, должен отметить, что в 1943 году количество самоходных батарей в танковых дивизиях непрерывно росло, с шести в мае до тридцати одной в декабре, что косвенно свидетельствует о высокой эффективности самоходки.
САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес
В начале 1942 г. шасси PzKpfw III/IV рассматривались специалистами из управления материально-технического снабжения как вполне подходящая основа для создания САУ со 105-мм орудиями. Однако, когда выяснилось, что эти орудия можно без потери качества конечного изделия устанавливать на шасси PzKpfw II, производственные линии по выпуску PzKpfw II перевели на изготовление leFH 18/2 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II, более известного под названием «Веспе» (оса).
В феврале 1943 г. производственники получили заказ на 1000 единиц данного вида изделия, рассматривавшегося в качестве временной меры перед появлением более мощных САУ. Однако позднее заказ урезали до 835 единиц. В бронированной рубке «Веспе» размещалась боеукладка емкостью 32 артиллерийских выстрела, однако 159 машин были выпущены как специализированные транспортеры подвоза боеприпасов, способные нести 90 снарядов соответствующего калибра. По сравнению с PzKpfw II «Веспе» стала немного длиннее, силовая установка переместилась вперед, а в ходовой теперь было не четыре, а три поддерживающих катка. Водитель сидел в закрытом отсеке, расположенном в передней части корпуса, тогда как остальные члены экипажа помещались в открытом боевом отделении под защитой тонких броневых листов, спасавших от пуль и осколков, но неспособных уберечь людей от снарядов. Отсутствие крыши делало орудийную прислугу уязвимой для минометных мин и ручных гранат, однако для самозащиты в распоряжении экипажа имелся пулемет, которым комплектовались все «Веспе».
Немецкая самоходная гаубица «Wespe» из 116-й танковой дивизии вермахта, подбитая 12 августа 1944 года в районе французского города Мортре танками 5-й бронетанковой дивизии армии США. САУ двигалась задним ходом, когда ее подбили (очевидно существовала угроза). Об этом говорит след от правой гусеницы и левая гусеница, оказавшаяся спереди САУ. Вероятнее всего снарядом перебило гусеницу, вырвало ведущее колесо и повредило первый опорный каток и САУ по инерции откатилась назад в углубление. До этого расчет вел стрельбуна максимальную дальность — угол возвышения орудия близок к максимальному (по ТТХ 42 градуса).
Основное вооружение предназначалось для стрельбы прямой наводкой, но, поскольку оно имело максимальный угол возвышения 42 градуса, часто применялось для ведения навесного огня с удаленных позиций. Идея создания транспортеров боеприпасов оказалась весьма продуктивной, поскольку позволяла в полевых условиях снимать стволы орудий с подбитых САУ и ставить их на беспушечный транспортер, создавая таким образом новую самоходку. Как и многие другие образцы немецкой бронетехники, «Веспе» успели принять участие в сражении на Курской дуге летом 1943 г., после чего постоянно применялись на Восточном фронте. Из-за своей маневренности, скорости и надежности «Веспе», в отличие от большинства более тяжелых самоходок, пользовалась популярностью и задействовалась на всех европейских фронтах, включая Итальянский.
Немецкая 105-мм САУ «Веспе» (Sd.Kfz.124 Wespe) из 74-го полка самоходной артиллерии 2-й танковой дивизии вермахта, проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе города Орел. Немецкая наступательная операция «Цитадель». С каким умыслом они на броню жердин набросали ? Под траки подложить вроде тонковаты. Наверное импровизированные стойки для навеса/палатки, чтобы не в железной коробке ночевать,костер развести,при стрельбе с подготовленных позиций выложить из них площадку, чтобы боеприпас на сырой земле не лежал. да мало ли для чего — у солдата, как нашего, так и немецкого, любая деревяшка в хозяйстве пригодится.
«Оса» — оценки «Брони»
Коль скоро самоходные гаубицы активно применялись всеми участниками ВМВ, должен констатировать, что «Веспе» не стала чем-то оригинальным. При этом она по ряду характеристик превосходила британские аналоги, несколько уступала американским M7 и значительно – советским «монстрам» СУ-122 и СУ-152.
К очевидным недостаткам этой машины относились, прежде всего, свойственные танку, на базе которого она была создана – это ненадёжность шасси и недостаточная мощность двигателя.
При этом должен отметить, что они усугублялись тем, что конструкция САУ оказалась явно перетяжелённой, как результат, частые поломки, снижающие боеготовность частей не хуже огневого воздействия противника, были обычным явлением. Этот же фактор стал причиной того, что она имела только противоосколочное бронирование, что стало причиной явно «лишних» потерь.
Сау Веспе
Тем не менее, оценивая проект в целом, могу констатировать, что это был вполне удачный вариант использования на «вторых ролях» устаревшего танка и орудия. Также хочу обратить ваше внимание на то, что эта машина являлась универсальным инструментом и для артиллерийской обработки переднего края (на глубину до двенадцати километров) и для работы по бронетехнике. Таким образом, проект «Веспе» приходится признать если не успешным, то достаточно эффективным.
Фото САУ Веспе
Немецкие самоходчики и самоходная гаубица Wespe. На заднем плане виден перевернутый танк M4 «Шерман». Восточный фронт. Как говорили танкисты « Шерман такой высокий, что под ним можно на коленках проползти». На данном фото видно, какие узкие были гусеницы у шермана. Для грунтовых покрытий это хорошо, но вот для бездорожий беда. Вообще от этого страдала вся не наша техника — и немецкая, и американоанглийская. Есть книга Д. Ф. Лозы «Танкист на «иномарке»», где очень хорошо представлены всё плюсы и минусы данной машины в условиях востоного фронта. На снимке виден установленный на накатник ствола манометр. Будут нагонять давление воздуха в накатнике до нормы, наверняка, от компрессора двигателя или баллона высокого давления, а сейчас придали стволу угол возвышения для создания гидрозапора. Накатник у орудий обычно гидро-пневматический. Тормоз отката — гидравлический. И на наших ЗиС-3 такая же беда, и в батарейном ЗИПе (запасные инструменты и принадлежности) есть специальный комбинированный гидро-пневматический ручной насос для закачки и воздуха в накатник, и если надо, жидкости в тормоз отката. Насос крипится на станине орудия. Берут два бойца за рукоятку этого насоса (она длинной метра 1,5) и качают до посинения, пока не нагонят нужное давление.
Установка 105-мм пушки в легкую немецкую самоходно-артиллерийскую установку «Vespe» (Sd.Kfz.124 Wespe) с помощью тягача-крана Sd.Kfz.9/1
Подбитые и брошенные западнее Житомира немецкие 105-мм САУ «Веспе» (Sd.Kfz.124 Wespe). Ближняя самоходка носила имя собственное — «Аннелиза». 1-й Украинский фронт. Снег под машинами отсутствует. Очевидно, технику припорошило первым снегом. Если время действия конец осени-начало зимы, то судя по чистой ходовой части, САУ стоят здесь продолжительное время. На ближней машине успела «уйти» гусеница, на дальней опорные и подвесные катки, правая бортовая передача.
Немецкая 105-мм легкая полевая самоходная гаубица Sd.Kfz. 124 «Веспе» (IeFH 18 auf Fahrgestell des GeschutzWagen II Wespe) на огневой позиции.
Похожее
САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы
РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История
120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес
Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес
САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель
САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес
Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство
РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История
Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры
Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес
САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы
САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение
АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История
САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История
РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История
ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения
Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес
САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры
САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость
САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры
203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры
САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры
РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры
САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес
Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес
Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость
Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры
Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы
САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История
САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры
САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес
Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры
Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование
Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы
Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес
152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство
Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель
Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство
САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель
САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес
Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес
280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы
Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес
Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры
Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы
Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес
САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение
Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование
Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель
Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес
САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование
РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка
РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель
2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс
Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель
САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы
РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы
САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование
Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность
САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес
Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель
САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование
Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель
САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес
САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель
САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес