Камуфляжем (от французского camouflage — «маскировка») называют маскировочную окраску, применяемую для того, чтобы уменьшить заметность личного состава, вооружений, боевой техники и сооружений путем разбивания силуэтов или предметов.
На сегодняшний день камуфлированная расцветка применяется не только в рядах действующих воинских подразделений, но также и в быту. Туристы и охотники также носят одежду защитной окраски, чтобы не выделяться в природных условиях.
Цвет камуфляжа на военной службе
Полевую военную форму одежды стали целенаправленно шить из тканей защитно-маскировочных цветов в конце XIX столетия. Так, к концу XIX столетия британские колониальные войска в Индии переняли цвет «хаки», что в переводе с персидского языка означает «цвет пыли». Военная форма цвета хаки хорошо зарекомендовала себя на полях сражений в Южной Африке. Потом ее начали использовать остальные армии мира, в том числе и российские. Первую мировую войну они встречали уже в ней.
Позже в 1909 году американским художником Эбботом Тайером была выпущена книга «Окраска в животном мире». Многое из того, что было в ней описано легло в основу теории научной мимикрии, после чего началась разработка принципов камуфляжа для военных.
В Первую мировую британским художником и офицером ВМФ Норманом Вилкинсоном была разработана особая схема маскировки для военно-морского флота, так называемый «ослепляющий камуфляж» (или «деформирующий камуфляж»). Такая серая расцветка не прятала корабли, но затрудняла расчет расстояний до них, а также курсов и скоростей.
В 1939 году французским художником Владимиром Барановым-Россинэ была запатентована пятнистая военная форма, именуемая «пуантилистически-динамичным камуфляжем» или «хамелеон-методом».
Следует иметь в виду, что большинство принципиальных схем армейских камуфляжей разрабатывались под конкретные местности, на которых находились военные. При этом учитывались нормативные требования, предъявляемые к маскировке на открытых местностях. Исследования проводились в светлое время суток. В итоге многие армии мира решили пользоваться камуфляжными рисунками при производстве военной экипировки для сбережения личного состава во время ведения боевых столкновений.
И уже во Вторую мировую войну камуфляжи применялись всеми родами войск в зависимости от географических особенностей мест предполагаемых боев. Они пользовались маскировочными костюмами с неровными пятнами (в виде амеб) коричневой или черной расцветок на зеленом фоне хаки. В СССР активно пользовались зимним камуфляжем — белыми маскхалатами, надевавшимися на верхнюю одежду. За год до окончания войны появились камуфляжные комбинезоны светло-зеленных цветов с грязно-серыми рисунками, имитирующими листья, или с рисунками, напоминающими нынешние «цифровые» камуфляжи.
История камуфляжа: советский флот
Первые примеры нанесения камуфляжной окраски на боевые корабли можно встретить во времена Крымской войны, когда канонерские лодки Российского императорского флота на Балтийском море стали окрашивать в серо-голубой цвет, чтобы издали они напоминали шхеры. Постепенно эта практика была забыта и вернулась к жизни только в ХХ веке. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывают о возвращении корабельного камуфляжа в советском флоте накануне и во время Великой Отечественной войны.
В предвоенный период в советском флоте камуфляж был скорее исключением, чем правилом. Тем не менее можно встретить довольно интересные схемы окраски, оставшиеся на кораблях ещё с Первой мировой войны — например, «осколочный» камуфляж эсминца «Ленин» или «ослепляющий» камуфляж эсминца «Рыков».
При этом основная часть кораблей флота окрашивалась по единому стандарту — в равномерный шаровый (серый) цвет. Оригинальным внешним видом отличался лидер эсминцев «Ташкент», сохранивший заводскую итальянскую окраску — за шаровый цвет с голубоватым оттенком он получил прозвища «голубой крейсер» и «голубой красавец».
С началом Второй мировой войны стали применяться сложные схемы окрашивания. В этот период, помимо уже классической шаровой окраски, на советских кораблях использовались различные схемы камуфляжа — как позаимствованные у союзников, так и разработанные самостоятельно.
На Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками использовалась так называемая серебрянка — краска на основе алюминиевой пудры. Она отражала цвет воды, и покрытые ею участки меняли оттенки в зависимости от погоды и освещения, что делало такую окраску универсальной. Так были окрашены крейсер «Молотов» и переоборудованный в минный заградитель «Коминтерн» — бывший бронепалубный крейсер Российского императорского флота «Кагул». Аналогичные схемы окраски получили лёгкие крейсера Тихоокеанского флота «Калинин» и «Лазарь Каганович».
Несколько кораблей на Чёрном море получили сложную схему окраски с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Такую окраску получили эсминцы «Бодрый» и «Сообразительный». Корабли Северного флота по схемам камуфляжа были близки к британским кораблям, что упрощало визуальную идентификацию при сопровождении конвоев. Эсминец «Гремящий» с началом войны одним из первых получил камуфляжную окраску, сочетавшую в себе элементы «ослепляющего» камуфляжа с пятнами и расцветкой, близкими к использовавшимся на кораблях союзников.
Подводная часть кораблей покрывалась несколькими способами. Помимо распространённого на многих флотах свинцового сурика использовался «кузбасс-лак» — специальный раствор лакового битума, который при нанесении образовывал глянцевое покрытие чёрного или чёрно-коричневого цвета, устойчивое к атмосферным воздействиям, при этом предохраняя поверхность от коррозии и грибков. Другим способом окраски был противообрастающий состав «Интернациональ» тёмно-красного и зелёного цветов, обладавший схожими характеристиками с предыдущим.
Подводные лодки также окрашивались в шаровый цвет различных оттенков от светло-серого до тёмно-серого. Субмарины могли быть как полностью однотонными, так и с отбивкой ватерлинии и подводной части в цвета антикоррозийного покрытия.
Грузовые и вспомогательные суда зачастую окрашивались в сложные схемы камуфляжа. Кроме маскировочной окраски широко использовалась «декоративная маскировка» с использованием различных дополнительных элементов, имитирующих береговые строения или даже корабли противника. К примеру, несколько малых охотников Черноморского флота были замаскированы под немецкие катера.
В период блокады Ленинграда корабли Балтийского флота получили специальную маскировку, чтобы затруднить визуальное обнаружение со стороны немецкой военной разведки и по возможности защитить корабли от артобстрела. В частности, стараниями художника Бориса Смирнова множество боевых кораблей превратились для противника в бараки, груды мусора или вообще в часть набережной.
Клим Жуков
/
Кубизм на броне
История морского камуфляжа в фотографиях: от Первой мировой до наших дней
- флот
- фотографии
Редакция Warspot
/
Лекция об искусстве камуфляжа
Мультипликационный фильм — рядовой Снафу рассказывает об умении маскироваться
- ВМВ
- искусство и творчество
- США
- пропаганда
Алексей Груздев
/
Спрячьте ваши пушки!
Летняя и зимняя маскирующая окраска артиллерии РККА 1941-1942 гг.
- ВМВ
- артиллерия
- СССР
- моделизм
Американские виды камуфляжа
В послевоенное время военным камуфляжем практически не занимались, но в пятидесятых годах XX века из-за военных действий в Юго-Восточной Азии камуфлированной маскировкой снова заинтересовались. Так, для американской армии в то время приступили к пошиву 43 маскировочных комплектов типа: «пустыни», «леса», «джунглей», «зимы» и прочих.
Американцы пользовались камуфляжем «Дак хантер» до вьетнамской войны. Его использовала 2-я бронетанковая дивизия в ходе «Операции Кобра». Однако вследствие частых случаев применения огня по своим подразделениям его отменили, ограничившись прикрепленными к каскам ветками или листьями.
Современные камуфляжи: принципы создания, разновидности, перспективы. Часть 1
Современные камуфляжи: принципы создания, разновидности, перспективы
Часть 1. Общие принципы. Российские камуфляжи
На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, — полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.
Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.
Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные камуфляжи; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.
Основы построения камуфляжной окраски
Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта. Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции: 1. Деформирующая функция камуфляжа — нарушение целостности восприятия объекта. 2. Имитационная функция камуфляжа — осуществление неотделимости объекта от фона.
Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде — за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.
Рис. 1. Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж
Рис. 2. Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс
Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами. Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной — обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.
Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:
1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа. 2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.
Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.
Краткий обзор истории вопроса
До появления массового и эффективного на значительных расстояниях ручного огнестрельного оружия задача визуального сокрытия своих войск была менее актуальна, нежели обратная задача — хорошей видимости своих войск для военачальника. В связи с крайне ограниченными средствами тактической связи (собственно, кроме вестовых, иных средств связи не существовало), полководцу было жизненно необходимо наблюдать диспозицию и маневр собственных войск, отчего целесообразным представлялось использование этими войсками ярких, заметных на значительном расстоянии мундиров. Зачастую эти мундиры имели цвета национальных флагов в той или иной комбинации, а также отличались по расцветке у различных подразделений. Задача маскировки отдельных солдат не имела высокой актуальности, т.к. основным видом боя оставался рукопашный; огневой же контакт происходил на ничтожном расстоянии, при котором солдат противника был виден при любом цвете мундира. Помимо этого, использование линейной тактики и линейного побатальонного построения пехоты делало абсолютно бессмысленным использование какой-либо маскировочной одежды (трудно не заметить плотную шеренгу из 50 солдат по фронту на расстоянии выстрела из гладкоствольного ружья, даже если они будут одеты в самый эффективный камуфляж).
Тем не менее, даже в эпоху доминирования гладкоствольного оружия и линейной тактики камуфляж всё же применялся отдельными частями, в первую очередь егерскими. Тактика егерей была несколько схожа с тактикой современных пехотных подразделений (рассыпной строй, использование естественных укрытий), а их вооружение (нарезные штуцера с эффективной дальностью до 200-250м.) позволяло вести огонь вне досягаемости огня линейной пехоты противника — но при этом в случае атаки линейной пехоты противника (а тем более конницы), егеря были обречены. К тому же, егеря были уязвимы для огня таких же егерей с «той» стороны. Именно поэтому именно в среде егерей появились первые наработки, призванные снизить визуальную заметность стрелка — можно сказать, первый камуфляж. Во всех европейских армиях егеря, в отличие от линейной пехоты, носили черные, темно-зеленые и темно-серые мундиры, а их головные уборы не имели украшений и хорошо различимых эмблемных знаков. Широко известна инструкция Суворова, предписывающая егерям использовать сорванные ветки деревьев с листьями для усиления маскировки — прием, хорошо работающий и в наше время.
Ситуация с обмундированием изменилась, когда в середине XIX века на вооружение стали массово поступать скорострельные нарезные образцы стрелкового оружия, увеличившие дальность огневого контакта в несколько раз. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны, т.к. ярко-красные мундиры англичан были отличной целью для бурских стрелков (носивших при этом гражданскую одежду тусклых «протестантских» оттенков). Именно тогда англичане приняли на снабжение мундир цвета «хаки» («хаки» в переводе с хинди означает «пыльно-земляной»), и серьезно снизили заметность своих солдат. Однако данная версия с трудом выдерживает фактологическую критику, т.к. темно-зеленые мундиры без украшений появились в армии Российской Империи в качестве полевой формы еще лет за 10 до того, как англичане столкнулись с бурами.
Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия — в небесно-голубой, а Германия — в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.
Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.
Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде — как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии — непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).
Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно — начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.
Современные камуфляжи России
Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР — в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.
КЗС/Расцветка-57
Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко. Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж — ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.
Рис. 3. Расцветка обр. 1957г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»
Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) — песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.
Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции — деформирующую и имитационную.
Рис. 4. Боец в КЗС на местности
«Бутан»
Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.
Рис. 5. Камуфляж «Бутан»
Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.
В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав — ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».
ВСР-93
Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.
Рис. 6. ВСР-93
Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.
По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.
ВСР-98 «Флора»
Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.
В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название — «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».
Рис. 7. ВСР-98 «Флора»
Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.
ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель
Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса. На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».
Рис. 8. ЕМР в двух цветовых исполнениях
Название «ЕМР» расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка» — именно под таким названием данный камуфляж состоит на снабжении ВС РФ. Однако известно, что первый производитель изделий с данной расцветкой дал ей название «ЗДУ» — «защита до упора». На Западе данный камуфляж известен как «Руспат» (Russian Pattern) по аналогии с американскими -пат’ами. Также неофициально данный камуфляж называют «Русской цифрой», «Русским пикселем» или (в армейском обиходе) — просто «Пиксель». В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.
«Подлесок»
Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.
Рис. 9. «Подлесок»
Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.
«Растровый подлесок»/»Растр»
Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета — получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».
Рис.10. «Растровый подлесок»
В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть — на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания — взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.
Другое название «Растра» — «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.
«Тигр» / «Камыш»
Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой — это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально — малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.
Рис. 11. Камуфляж «Тигр» одного из российских вариантов
Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.
Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».
Официально никогда не находился на снабжении, неофициально — используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.
«Партизан»
Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» — ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».
Рис. 12. Камуфляж «Партизан»
В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.
«Излом» / «Скол»
Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.
Рис.13. Камуфляж «Излом»
При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов. Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.
Сурпат
Разработан российской по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.
Рис. 14. Сурпат
В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности — проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.
Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.
Спектр
Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.
Рис. 15. Спектр
Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И. Стрелковым и его подразделением.
Сумрак
Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.
Рис.16. Сумрак
Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.
Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.
Современный пиксельный камуфляж
С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.
Раньше в странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию, на сегодняшний день имеется общая склонность армий располагать одним универсальным рисунком. Доработка осуществляется только с учетом разых типов местности. Так, имеются в разных цветах камуфляжи ACUPAT (типа «пустынного», «городского» и «лесного», либо базового «urban» — городского серого варианта), Flektarn, DPM и прочие.
Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» — лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.
Советская военная форма (камуфляж) Бутан
Об истории возникновения камуфляжа в мире и в СССР в частности, рассказывать Вам, мои читатели, сейчас не стану. Сегодняшняя статья об самом, на мой взгляд, лучшем камуфляжном рисунке созданном для Советской Армии — бутане. Итак, что такое бутан? Словарь Даля толкует его как холм, насыпь в поле изрытую полевыми сурками (бабаками или байбаками, называют по разному). От того, видать, тот вонючий газ, часто перевозимый в железнодорожных цистернах получил одноименное название, потому как разило от него как от бутана.
Разработчиками рисунка предполагалось, что похож он будет на вполне естественный ландшафт умеренного климата, который схож с видом этого самого бутана. Потому и использовать его можно практически на всей территории СССР. Стоит уточнить, что закрепившееся название «Бутан» — это название проекта, по созданию маскировочного рисунка. Существовали также «Барвиха», «Палех», возможно, какие-то иные, о которых мы не знаем.
После реформы 1959-го года, основным камуфляжным рисунком (ещё его называют «комком») была небезызвестная «берёзка». Кстати, глядя на неё, можем с уверенностью сказать: цифровой камуфляж создан именно в Советском Союзе.
Впервые на вооружение армии он, бутан, под маркировкой ВСР-84 поступил в 1984-м году для подразделений морской пехоты и ВДВ. Несколько позже был принят на вооружение ВВС, в частности такие комки выдавались вертолётчикам. Стоит заметить, что ВВС ВС РФ используют его до сих пор.
Есть неподтвержденная информация, что первоначально бутановые «комки» шились в Чехословакии и ГДР, и даже было народное название — чешский дубок (может потому на Украине его так сейчас и именуют) — а красители были из Индии. Также за схожесть с расцветкой армий стран Варшавского договора, иногда бутан именовали «варшавкой». Стоит уточнить, что изготавливался камуфляж бутан из тканей с артикулами Ю19Д, Ю32Д, Ю42Д, 3221, 3225. С 1991-го года для воздушно-десантных войск начинается выпуск формы из ткани С3310А (в народе «стекляха»).
На барахолках сейчас можно ещё встретить предложения о продаже подобной продукции произведенной в СССР.
Кроме ВВС, в Российской Федерации этот камуфляж использовался во многих родах войск вплоть до 1993-го года, пока не был заменен разработанным ещё в СССР, но внедрённым только тогда камуфляжным рисунком ВСР-93 (предположение, что это «Вооружённые силы России» думаю будет не верным) или как называют в народе, — «вертикалкой». Сама «вертикалка» просуществовала так же не долго и была вытеснена в 1998-м вновь введённой камуфляжкой ВСР-98 — известной «горизонталкой» или «флорой», которая используется до сих пор, постепенно вытесняясь «цифровой флорой» в связи с военной реформой.
В независимой Украине, такой камуфляж продолжал использоваться в «Збройных силах» Украины с момента образования их в 1992-м в вышеуказанных родах войск. С 1996-го года бутан используется уже как общевойсковой камуфляж (загальновойсковой) во всех родах и видах вооруженных сил. Следует заметить, что до 2000-го года, полевая форма хотя и была пошита уже в 90-е годы, о чём свидетельствуют штампы на левой части внутренней подкладки кителя, пошита она была всё же с той старой хлопчатобумажной советской ткани: она в изобилии хранилась на складах в качестве неприкосновенного запаса.
Качество рисунка советского рисунка (Бутан-Б) и украинского (Дубок) видно невооруженным глазом
По исчерпании запасов качественной хб-ткани («хабэшки»), независимая украинская промышленность принялась с рвением ткать новую «качественную» ткань. Как выразился один знакомый, качество украинской ткани «за гранью добра и зла». Рисунок, на первый взгляд абсолютно не изменился. Но присмотревшись мы заметим, что пятна «наезжают» одно на другое, выполнены небрежно, лишь бы как, а сама ткань оставляет желать лучшего. Она стала полу (а может и полностью) синтетической, так называемые «стекляха», «вафелька» (за схожесть рельефа с одноимённым пищевым продуктом). Да и расцветка сменилась на более яркую (это в маскировке то?!), которая, «к счастью», быстро вытиралась и тускнела, напоминая обрюзгшую бесформенную мешковину. Да и военнослужащие уже не зная происхождения этого камуфляжа стали именовать её «загальновийськова» либо просто «дубок».
Автор материала: Колесников А.В.
Камуфляжи России и Советского Союза
Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».
За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:
- «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
- «Лиственный лес» образца 1942 года;
- «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
- «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
- «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
- Российский камуфляж образца 93 года – ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
- Российский камуфляж образца 98 года – ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
- Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.
Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:
- «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
- «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
- «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
- «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
- «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
- «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
- «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
- «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.
Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.
Почему советских солдат не одевали в камуфляж на полях сражений?
Если посмотреть на солдат разных армий Второй мировой войны, например, бойцов РККА и Вермахта, то складывается впечатление, что в те времена не существовало камуфляжа. На самом деле камуфляж был, вот только обычным солдатам он чаще всего не полагался. Причина подобной ситуации заключалась вовсе не в том, что «кровавое командование» хотело «положить» как можно больше мужиков на поле
У солдат камуфляжа не было. |Фото: widelec.org.
На самом деле утверждение о том, что во Вторую мировую войну солдаты не использовали камуфляж, является в корне не правильным. Камуфлированная форма и экипировка была во всех армиях мира, в том числе в Красной Армии и вермахте нацистской Германии. Тем не менее, распространенность камуфлированной формы была намного ниже, чем в современных армиях, где почти все поголовье военнослужащих так или иначе облачено в камуфляж. На то были свои причины, в первую очередь, производственные.
Пехоте без надобности. |Фото: berghofday.blogspot.com.
На самом деле первая камуфлированная форма появилась еще до Первой мировой войны. Уже после нее камуфляж стал активно развиваться. Во многих университетах мира занимались исследованием цветов и рисунков для военной формы. Тем не менее, производство камуфляжа в те времена оставалось относительно сложным процессом.
Камуфлированные халаты полагались разведчикам. |Фото: myhistori.ru.
Более того, полевая форма зеленого, земляного, песчаного и серого цвета, которая использовалась в сухопутных войсках разных стран, полностью отвечала необходимым запросам войск в области маскировки в существующих реалиях ведения боевых действий. Камуфлированная форма же в большинстве случае полагалась лишь подразделениям специалистов.
Зимой поверх формы одевали белые халаты. |Фото: chert-poberi.ru.
В Советском Союзе камуфляж и камуфлированные накидки носили саперы, снайпера, бойцы разведывательно-диверсионных подразделений, а также бойцы пограничных войск. Самым распространенным видом камуфляжа на момент начала войны был «Амёба», разработанный еще в 1935 году. Доступен такой был в расцветках «лето», «весна-осень», «пустыня», «горы». Зимой же в армии использовались белые маскировочные халаты.
В , справа — «Лиственный лес», слева — «Пальма». |Фото: gearguide.ru.
В 1942 году в Красной армии появился новый маскировочный костюм «Лиственный лес», а в 1944 году – «Пальма». Последний был доступен в четырех расцветках для каждого сезона года. Носили такие халаты в основном разведчики, снайпера и саперы.
У немцев была камуфлированная плащ-накидка. |Фото: reibert.info.
Аналогичным образом дела обстояли в Германии. Первый камуфляж «Splittertarnmuster» был принят на вооружение еще в 1931 году. Наиболее популярным элементом камуфлированной формы была плащ-накидка «Zeltbahn – 31», которая достаточно широко использовалась в немецких войсках. В 1938 году в Германии был разработан маскировочный костюм и чехол на шлем для снайперов. Они использовались на протяжении всей войны.
Камуфляж полагался главным образом Ваффен-СС. |Фото: s-z-h-odal.org.
Наиболее широко камуфляж в Германии использовался вовсе не Вермахтом, а подразделениями Ваффен-СС. Для бойцов этих формирований разрабатывалась лучшая маскировочная форма в Германии. При этом командование рейха предполагало (в начале войны), что к 1945 году все войска будут облачены в камуфляжную форму. Однако, по сути камуфляж в Германии носили все те же «специалисты»: снайпера, разведчики-диверсанты, парашютисты, саперы, антипартизанские формирования.
Даже у снайперов не всегда был камуфляж, часто ограничивались чехлом на каску. ¦Фото: ebay.com.
Серьезные ограничения на производство камуфляжа в Германии в течении всей войны накладывали поставки высококачественной хлопковой ткани. Относительно запросов СС и Вермахта они были критически малы на протяжении всей Второй мировой войны. В 1943 году хлопок и вовсе перестал поступать в Германию, в результате чего производство камуфляжа пришлось переводить на использование хлопчатобумажной ткани.
Широко использовать камуфляж во всем мире стали только к 1960-м годам, когда промышленное производство достигло должного уровня развития для массового производства подобной формы, а стиль ведения боевых действий окончательно ушел от того, что мы привыкли видеть в Первой и Второй мировых войнах.
Применение камуфляжа военизированными организациями
Самыми разнообразными законными и незаконными военизированными формированиями разных стран используются камуфляжи в форменных и иных образцах одежды, снаряжения, для раскраски автотранспортных средств. В нашей стране таких военизированных или полицейских организаций и формирований, тоже немало. Например, камуфляж широко используется спецслужбами, спецподразделениями, всем известным ОМОНом, федеральными силовыми структурами, а также частными охранными структурами.
Камуфляжные костюмы в повседневной жизни
В 1960-х годах в американской штатской одежде широкое распространение получил камуфляж как гражданский протест против войны. Молодые люди в военное форме одежды на городских улицах пытались заставить горожан прочувствовать каково это, когда на твоих улицах идут уличные бои и ходят солдаты. Это веяние быстро прошло, но воскресло в 1980-х и приобрело небывалую популярность уже в 1990-х во время операции «Буря в пустыне».
Фэшн-индустрия приступила к производству псевдовоенных раскрасок, но с применением более мягких материалов. Многие известные модельеры той поры по-разному подходили к камуфляжному крою. Они начали переносить элементы военной формы даже на женские юбки и платья. Камуфляж стал неотъемлемой частью спортивной одежды.
Фэшн-индустрия начала производить:
- Женский камуфляж;
- Городской камуфляж;
- Зеленый камуфляж;
- Розовый камуфляж;
- Модные брюки камуфляж;
- Камуфлированные штаны и джинсы;
- И даже камуфлированную спецодежду.
Понятно, что зимний камуфляж и летний камуфляж начал пользоваться немалой популярностью у людей, ведущих активный образ жизни. Охотники, рыбаки, черные копатели, а также многие туристы стали запасаться удобной одеждой специальной расцветки. Модными стали расцветки, имитирующие дикую африканскую фауну, типа леопарда или зебры.
Камуфляж и снаряжение Советской Армии
Камуфлированная униформа
В последние десятилетия своего существования в Советском Союзе использовалось несколько видов камуфляжа. Рисунок и цвет камуфлированной ткани стандартизировали в 60-е годы: пятна неправильной формы средне-зеленого цвета по фону цвета хаки. Самым типичным видом камуфлированной одежды являлся КЛМК, камуфлированный летний маскировочный комбинезон. Снайперам в дополнение к маскировочному комбинезону выдавалась маска для лица из той же камуфлированной ткани. В 80-е годы была предпринята попытка одеть в камуфлированную полевую форму пограничников. В 1985 г. отмечено появление КЛМК с новым рисунком камуфляжа в частях ВДВ. Зимой использовались маскхалаты белого цвета, которые носили поверх одежды.
Снаряжение
Солдаты Советской Армии имели гораздо более простое снаряжение, чем их коллеги в армиях стран НАТО. Основа полевого снаряжения: ремень из кожезаменителя, тканевая или кожаная портупея (у сержантов), подсумок для магазинов к автомату Калашникова и подсумок для противогаза. Подсумок с магазинами носили на правой стороне на поясном ремне. Подсумок с противогазом перебрасывался на тканевом ремне через правое плечо диагонально. Слева от пряжки на ремне крепился штык-нож. Иногда левее штыка-ножа на ремень еще крепили чехольчик с принадлежностями для чистки оружия, подсумок на две гранаты или небольшую аптечку первой медицинской помощи. В холодную погоду снаряжение дополнялось скаткой шинели или плащ-накидки. На ремне также крепилась фляжка.
На марше снаряжение дополнялось рюкзаком типа «сидор». По НАТОвским стандартам сидор представлял собой рюкзак крайне примитивный и очень небольшой. Солдатам не полагались спальные мешки, в полевых условиях солдаты спали в самодельных шалашах на подстилке из ветвей деревьев. Пищевой рацион советского солдата представлялся крайне спартанским, перевозили его на грузовиках или внутри боевой техники. Офицеры и сержанты снабжались кожаными планшеткам для хранения документов и топографических карт. К снаряжению также можно отнести бинокли различных типов.
В 80-е годы по опыту войны в Афганистане в Советской Армии возродили горнострелковые части. Горнострелки получили водонепроницаемую горную форму темно-оливкового цвета, состоявшую из парок и брюк специального цвета, собранных на щиколотках.
Советский камуфляж
Сержант ВДВ в летней полевой камуфлированной форме одежды
Новая камуфлированная полевая форма в частях ВДВ появилась в 1985 году. Покрой камуфляжа близок к покрою камуфлированной полевой формы, которая использовалась в армиях Польши и Чехословакии. Сержант вооружен ручным огнеметом.
2. Мотострелок в летней полевой камуфлированной форме одежды
Наиболее типичный камуфляж – комбинезон КЛМК, каска закрыта тканевым маскировочным чехлом с «лохмушками». На автомате Калашникова установлен пассивный прицел ночного видения.
3. Мотострелок в летней полевой камуфлированной форме одежды
В середине 80-х годов в армии появилась новая камуфлированная полевая форма, состоящая из куртки и брюк. Форма шилась из ткани, снижающей тепловое излучение человеческого тела. На рисунке изображен гранатометчик, с ручным противотанковым гранатометом РПГ-16. Слева от пряжки на ремне закреплена сумка с прицелом РГО-16 к гранатомету. За спиной – сумка с запасными выстрелами к гранатомету.