НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ
Необходимость создания единого документа под названием «Военная доктрина РФ» появилась в конце прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были созданы комплексы нормативных документов военно-политического характера, и их существование полностью оправдывалось. Например, в США комплекс основополагающих концептуальных документов США по вопросам обеспечения национальной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безопасности, Стратегией национальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной военной стратегией. На основе последнего документа осуществляется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспективные стратегические и оперативные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня теории, кладутся в основу уставов Вооруженных Сил и планов по их реформированию.
Кроме того, в США существует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил.
В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положения Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискуссия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были обсуждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории военной доктрины.
Содержащееся в тексте действующей доктрины ее определение в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации».
По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достижения политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Военная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:
- с какими противниками и как предотвратить военные конфликты;
- каков может быть характер вооруженной борьбы в конфликтах, цели и задачи, стоящие перед государством и его вооруженными силами в ходе их ведения;
- какую военную организацию необходимо создать для этого и в каких направлениях ее развивать;
- в каких формах и какими способами вести вооруженную борьбу;
- как осуществлять подготовку страны и ее военной организации к войне или применению силы в вооруженных конфликтах.
В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговременными экономическими интересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борьбы, зависящих от ее экономического развития, состояния социального и научно-технического прогресса общества.
Военная доктрина несет нормативную, организационную и информационную функции, которые и определяют ее исключительное значение в деле подготовки страны и ее военной организации к защите национальных интересов с применением военной силы.
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
В целом Военная доктрина РФ выражает весьма сдержанное отношение к роли и задачам стратегического ядерного оружия при усилении внимания к неядерным стратегическим средствам как к мощному фактору сдерживания в обозримом будущем и в этом вполне согласуется с текущей внешней политикой.
Основные понятия
В документе даже введено новое понятие «система неядерного сдерживания», которое представляет собой комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против РФ неядерными средствами.
Согласно Военной доктрине РФ, приоритеты военной политики и военного строительства в порядке убывания можно представить следующим образом:
- ядерное сдерживание с относительно высоким уровнем сил и упором (при создании новой тяжелой ракеты) на первый или ответно-встречный удар (подавляющая часть ядерного оружия), а при возрождении боевых железнодорожных ракетных комплексов и наращивании потенциала стратегических ударных подводных лодок — и на ответный удар;
- воздушно-космическая оборона от массированных ударов высокоточных неядерных средств со стороны США и их союзников;
- крупные региональные конфликты с НАТО на северных, западных и юго-западных границах РФ и СНГ;
- региональный конфликт на Дальнем Востоке;
- территориальный конфликт с Японией;
- отражение одиночных провокационных или случайных ракетных ударов (система ПРО Московского региона);
- локальные конфликты и миротворческие операции внутри страны, по периметру границ РФ и на постсоветском пространстве;
- действия в Арктической зоне и против пиратства в Индийском океане.
Военная доктрина РФ |
Классификация войн и военных конфликтов осталась неизменной. К сожалению, в документе по-прежнему отсутствует четкое определение понятия «война», что вызывает различные кривотолки.
В этой связи предлагается следующее толкование термина «война»: это высшая форма разрешения коренных противоречий между государствами, коалициями государств и социальными группами населения одного государства путем применения интенсивного вооруженного насилия, сопровождающегося другими видами противоборства (политического, экономического, информационного, психологического, сил специальных операций и т. п.) в интересах достижения определенных политических целей.
Кроме того, в изменившихся геополитических условиях представляется актуальным исключение упрощенного подхода к классификации войн на основе одного-двух критериев. Необходим системный подход с применением нескольких критериев, хотя бы из представленных ниже.
По уровню технологического развития противоборствующих сторон: войны между слаборазвитыми в технологическом отношении государствами; войны между высокоразвитыми в технологическом отношении государствами; смешанный тип — войны между высокоразвитыми и слаборазвитыми государствами.
По применяемой стратегии достижения целей: войны, использующие стратегию сокрушения противника, прежде всего в физическом смысле; войны, основой которых является применение стратегии непрямых действий (дестабилизация политической и экономической жизни государства, создание внутри страны обстановки «управляемого хаоса», косвенная или прямая военная поддержка вооруженной оппозиции с целью приведения к власти нужных политических сил); смешанный тип или «гибридные войны» — войны, сочетающие на разных этапах комплексное применение стратегии сокрушения и непрямых действий.
По масштабу применения вооруженного насилия: локальные, региональные, крупномасштабные.
По применяемым средствам вооруженной борьбы: ядерные войны; с применением всего спектра оружия массового поражения; с применением только обычных средств поражения; с массовым применением оружия на новых физических принципах.
По отношению к нормам международного права: справедливые войны — в защиту независимости, суверенитета и национальных интересов; несправедливые — попадающие под международное определение агрессии.
По составу участников вооруженного противоборства: между двумя государствами; между коалициями государств; между коалицией и одним государством; гражданские войны.
В новой Военной доктрине РФ модернизированы понятия локальной, региональной и крупномасштабной войн.
Локальная война — война, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). При определенных условиях локальная война может перерасти в региональную или крупномасштабную войну.
Региональная война — война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.
Крупномасштабная война — война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели.
В отношении классификации вооруженных конфликтов ничего не изменилось. Доктрина предлагает их разделять на внутренние и международные.
Военные угрозы для страны согласно Военной доктрине РФ
Второй раздел документа «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации» подвергся самым большим изменениям. Прежде всего, в нем отмечается явный рост напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия на фоне общего осложнения международной обстановки. Это связывается с усилением глобальной конкуренции и соперничества, неустойчивостью процессов развития экономики и перераспределением влияния на мировое развитие в пользу новых центров силы. Признается опасной и тенденция смещения военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу РФ. Здесь же отмечается, что на ряде направлений военные опасности для РФ усиливаются.
Новая редакция Военной доктрины РФ конкретизирует применительно к складывающимся тенденциям развития военно-политической обстановки изложенные в Стратегии национальной безопасности источники внешней военной опасности: это, прежде всего, наращивание силового потенциала и расширение блока НАТО, приближение его военной инфраструктуры к границам РФ; дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах.
Несомненную опасность представляет развертывание (наращивание) группировок войск иностранных государств (в т. ч. вооруженных международных радикальных группировок и иностранных частных военных компаний) на сопредельных с РФ территориях и сил флота в прилегающих акваториях. К этим же источникам относятся подрывающее глобальную стабильность создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, а также милитаризация космического пространства, прибавляется и новый источник — развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия в интересах реализации концепции «быстрого глобального удара».
Прямую внешнюю военную опасность для РФ также представляют территориальные претензии к ней и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела, наличие вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ государств, распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием, а также распространение международного терроризма. Новые опасности заключаются и в установлении на территориях сопредельных с РФ государств с иностранной помощью враждебных ей режимов, а также подрывная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств и их коалиций против РФ.
К основным внутренним военным опасностям Военная доктрина России по-прежнему относит:
- попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;
- дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
- дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры государства.
Особые опасения вызывают действия террористических организаций, информационное воздействие на население с целью подрыва исторических, духовных и патриотических традиции в области защиты Отечества, а также провоцирование межнациональной и социальной напряженности, разжигание этнической и религиозной вражды.
При определенных условиях военные опасности приобретают адресный характер, вследствие чего могут перерасти в конкретные военные угрозы.
Главными угрозами Военная доктрина РФ признает:
- резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы, а также, что очень важно, — воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ,
- нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов.
Помимо этого, в качестве военных угроз признаются:
- создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее союзников;
- демонстрация военной силы в ходе проведения учений на сопредельных территориях.
Важной угрозой считается активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
Особенности современных военных конфликтов
В этом же разделе Военной доктрины РФ излагаются характерные черты и особенности современных военных конфликтов.
Это прежде всего:
- комплексное применение военной силы, сил и средств невоенного характера с использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;
- массированное применение современных систем вооружения и военной техники, а также основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;
- воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;
- избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил);
- сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;
- усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
- создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.
При этом принципиально новыми считаются:
- участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;
- применение непрямых и асимметрических способов действий;
- использование финансируемых и управляемых извне политических сил и общественных движений.
Военная политика РФ
Основные задачи военной организации РФ в военное время |
Третий, основной раздел Доктрины посвящен вопросам военной политики РФ. При этом под военной политикой документ предлагает понимать деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности РФ, а также интересов ее союзников.
В нем четко определена направленность военной политики РФ:
- сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
- совершенствование военной организации страны;
- совершенствование форм и способов применения ВС, других войск и органов;
- повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также интересов ее союзников.
В Военной доктрине России однозначно подтверждается, что ядерное оружие, которым оснащены ВС РФ, рассматривается, прежде всего, как фактор сдерживания агрессии.
В этой связи Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Очевидно, что критическая ситуация, требующая применения ядерного оружия, может возникнуть только в результате агрессии и только тогда, когда ее последствия поставят вопрос: быть или не быть России?
В третьем разделе также отражены и вопросы применения военной организации. Военная доктрина РФ считает правомерным применение силы для отражения агрессии, поддержания (восстановления) мира, а также для обеспечения защиты находящихся за пределами РФ своих граждан. При этом применение ВС, других войск и органов осуществляется решительно, целенаправленно и комплексно на основе заблаговременного и постоянного анализа военно-политической и военно-стратегической обстановки с учетом всех требований международного права. Здесь же четко определены основные задачи военной организации страны в мирное время, в период нарастания угрозы агрессии и в военное время.
Примечательно, что в новой редакции Военной доктрины РФ к задачам мирного времени добавлено: обеспечение национальных интересов РФ в Арктике. К задачам в период нарастания угрозы агрессии совершенно справедливо добавлено: «стратегическое развертывание ВС». К основным задачам развития военной организации добавлено: «развитие мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного развертывания ВС, других войск и органов, а также совершенствование методов комплектования и подготовки моб. людских резервов и ресурсов; совершенствование системы РХБЗ войск (сил) и населения».
Мобилизационная подготовка
В отличие от предыдущих вариантов текста доктрины, в новой Военной доктрине РФ особое внимание уделено вопросам мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности РФ (четвертый раздел).
Доктрина четко определяет, что целью мобилизационной подготовки является подготовка страны, ее ВС, других войск и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Все это говорит о том, что военно-политическое руководство РФ учитывает возрастание вероятности втягивания нашей страны в крупномасштабную войну, что потребует тотальной мобилизации моральных, экономических и военных сил населения и государства. При этом в документе речь идет не столько о вооруженной силе, сколько о стране в целом.
Военная политика Российской Федерации в современных условиях
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2008, стр. 2-10
Военная политика Российской Федерации в современных условиях
Полковник в запасе
В. И. ЛУТОВИНОВ,
доктор философских наук
ЛУТОВИНОВ Владимир Ильич родился в 1952 году в Перми. После окончания Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища (1973) проходил службу в качестве офицера-политработника в Дальневосточном, Прибалтийском, Московском военных округах, а также в Северной группе войск (Польша). После окончания военно-педагогического факультета ВПА имени В.И. Ленина (1986) проходил службу в должностях преподавателя, затем заместителя начальника кафедры Военного университета Минобороны. В 1990 году защитил кандидатскую, а в 1998 — докторскую диссертацию. С августа 1998 по апрель 2004 года — заместитель начальника отдела Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, начальник группы, заместитель начальника и начальник отдельного направления Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ. В мае 2005 года назначен заместителем директора издательского . Имеет более 350 опубликованных научных, учебно-методических и публицистических работ. Академик Академии военных наук, Академии геополитических проблем и Международной педагогической академии. С 2001 года является профессором кафедры национальной безопасности РАГС при Президенте Российской Федерации, ведущий научный сотрудник ГНИЙ семьи и воспитания РАО России, эксперт ГНИЙ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации. Общий стаж преподавания в высшей школе — 22 года.
Награжден Большой серебряной медалью Международной педагогической академии за достижения в области образования, культуры и науки, в 2007 году — медалью «Патриот Отечества» за активное участие в работе по патриотическому воспитанию граждан России.
В ВОЕННОЙ Энциклопедии военная политика
определяется как
«система общественных взглядов, отношений и учреждений, а также определяемая ими деятельность государства и его отдельных структур, других социально-политических институтов общества, направленных на создание, подготовку и применение военной силы в политических целях».
Военная политика
—
это составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением военных средств для достижения определенных политических целей по обеспечению военной безопасности страны (рис. 1).
Она представляет сложную сферу, в которой политические решения по военной безопасности в большой степени сказываются на судьбах людей и государств.
Военная политика является неотъемлемой составной частью общей системы политической деятельности государства. Она представляет собой идейно-теоретическую и организационно-практическую деятельность по укреплению обороноспособности страны, руководству ее вооружейными силами, их всестороннему совершенствованию в целях обеспечения военной безопасности.
Высшей целью военной политики является обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Важное место в военной политике занимает подготовка страны, народа и армии к отражению любой агрессии, укрепление военной мощи государства, развитие оборонной промышленности, всестороннее совершенствование военного строительства.
Цели военной политики постоянно конкретизируются через определенную совокупность соответствующих задач, решаемых в определенный период времени с учетом особенностей развития военно-политической обстановки, регионов страны, а также материальных и финансовых возможностей государства.
Особое значение в понимании военной политики имеют ее научность, учет требований самой жизни, военной теории и практики. Строгая научность военной политики тесно связана с реальным развитием государства, с трезвым учетом объективной действительности во всех ее сложностях. Важной ее чертой является творческий характер, всесторонний анализ хода событий в стране и в мире и умение влиять на их развитие.
Рис. 1. Содержание военной политики Российской Федерации
Военная политика Российской Федерации является необходимым элементом внутриполитической и внешнеполитической деятельности, направленным на обеспечение национальной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, упрочение стратегической стабильности. Она возникла на стыке общегосударственной политики и военной стратегии и включает в себя деятельность социально-политических сил и специально созданных ими государственных институтов. Создание военной силы, опора на нее или ее применение для достижения политических целей являются сущностью и главным предназначением военной политики.
Военная политика Российской Федерации на современном этапе предназначена для:
поддержания оборонного потенциала страны на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам с учетом экономических возможностей страны и наличия людских ресурсов;
предотвращения крупномасштабных военных столкновений, содействия прекращению и недопущению вооруженных конфликтов на пространстве СНГ, оперативной нейтрализации любых военных провокаций;
выполнения международных обязательств Российской Федерации по оказанию военной помощи союзным с ней странам;
обеспечения решений Совета Безопасности ООН, других международных организаций по поддержанию мира и безопасности на более ранней стадии развития конфликтной ситуации;
оценки возможностей, необходимости и пределов применения военной силы для достижения политических и военных целей;
выработки методов применения военной силы, способов противодействия потенциальному и реальному противнику, организации взаимодействия с союзными государствами по предотвращению и отражению агрессии.
Военная политика России выражает сложности и проблемы состояния и развития общества, «…особенно остроту и противоречивость политической борьбы, нестабильность экономики, социальных отношений и некоторую неопределенность духовного настроя…».
Военная политика Российской Федерации обусловливается экономическими, политическими и иными интересами государства, выраженными в Концепции национальной безопасности, Военной доктрине, в других документах.
Экономические и политические интересы определяют главную суть, содержание и направленность военной политики Российской Федерации. Она должна обеспечивать благоприятные, взаимовыгодные экономические, политические, культурные, научные и другие связи и отношения со всеми, особенно соседними странами. Важную роль в формировании военной политики России играет учет ее потенциальных и реальных возможностей по осуществлению своих интересов.
Потенциальные возможности выражаются характеристиками, которые могут быть получены при максимальном напряжении сил и средств общества и государства. Реальные возможности зависят от состояния экономики (валовый национальный продукт), количества и качества населения, уровня научно-технических достижений, количественных и качественных показателей военной мощи — прежде всего Вооруженных Сил Российской Федерации.
Внутренние и внешние условия жизнедеятельности государства определяются целями и средствами военной политики. Постепенные или резкие изменения данных условий могут вызвать необходимость пересмотра целей и средств военной политики, действий по увеличению или уменьшению военной мощи.
Основы военной политики
предопределяют материальные и духовные начала, на которых разрабатывается и осуществляется политика
и
которыми определяются ее содержание, направленность, целевые установки и возможности. Основы имеют объективный характер. Они существуют реально, должны служить опорой конкретным институтам и лицам, осуществляющим выработку и проведение политического курса. Главная роль здесь принадлежит материальным, научным и конституционным основам.
Способ производства, тип собственности, материально-техническая база государства являются материальной основой военной политики. Они определяют возможности военной политики, ее установки, задачи и пути их решения. Знание и учет материальных основ позволяют определить задачи и цели, на которых необходимо сосредоточить усилия, чтобы применить имеющийся военно-экономический потенциал, финансовые и людские ресурсы для обеспечения военной безопасности страны.
Научной основой военной политики являются знания существующей военно-политической обстановки, теоретические и методологические положения, образующие ее фундамент, служащие ее обоснованию, планированию, разработке и осуществлению. Только знание и практическое применение основ военного искусства позволят рассчитывать на эффективную подготовку страны и ее Вооруженных Сил к отражению возможной агрессии.
Военная политика использует достижения общественных, естественных и технических наук, военной теории. С их помощью укрепляется оборонная мощь страны и ведется военное строительство.
Конституционные основы военной политики закреплены в Конституции Российской Федерации, которыми руководствуется государство в выработке и проведении политики в области обороны.
Разработка основ военной политики России осуществляется на базе:
знания и глубокого изучения военно-политической обстановки противника (реального и потенциального), его возможного замысла действий, целей и возможностей; исследования состояния политических сил внутри страны и на международной арене; всестороннего обоснования целей и задач военной политики при последовательном их осуществлении; прогнозирования военно-политической деятельности; оценки соответствия намеченных целей и задач военной политики возможностям страны.
Это позволяет обоснованно определить курс военной политики, избежать недооценки или переоценки сил противника и собственных. В период разработки военной политики закладываются необходимые предпосылки практической реализации предусмотренных ею целей.
Процессы выработки и проведения в жизнь военной политики разграничить трудно. Эти два процесса сливаются и образуют общую органичную систему непрерывной руководящей деятельности в военной области. При разработке и осуществлении военной политики следует руководствоваться группой принципов этой политики.
Принципы военной политики
основаны на выводах общего характера, правилах и установках, вытекающих из исследования объективных закономерностей этой политики и могут быть общими и конкретными. Общие- это принципы руководящей политической деятельности, которые применяются в различных областях политики с учетом своеобразия конкретной сферы; конкретные — это принципы рассматриваемой сферы.
Деятельность высших органов власти и военного руководства в области военной политики строится на основе следующих общих принципов:
объективность и всесторонность,
обусловленные главными закономерностями развития общества и предусматривающие глубокий анализ реально складывающейся военно-политической обстановки на основе изучения фактов, событий и процессов;
конкретность и информативность,
ориентированные на всеобъемлющий учет достоверной информации о конкретно-исторических условиях, в которых формируется и реализуется военная политика;
комплексность и системность,
означающие сбалансированность всех составляющих военной мощи государства;
определенность и открытость,
что проявляется в формировании механизма согласованной выработки военно-доктринальных положений и в официальном принятии военной политики высшими органами государственной власти;
эффективность и оптимальность,
предполагающие создание благоприятных условий реализации целей и задач военной политики, наиболее рациональное использование военного потенциала;
сосредоточение усилий на основном звене,
определяющем центральные вопросы как военной политики, так и военной стратегии;
использование передовых военных технологий,
обеспечивающих приоритет качественных характеристик современного оружия и боевой техники;
приоритет стратегии оборонительного, сдерживающего характера,
определяющей решение задач военной безопасности;
учет экономических возможностей страны
при выполнении задач по повышению обороноспособности, обеспечивающих необходимые затраты сил и средств на военные нужды;
единство политического и военного руководства,
позволяющее соединить политические усилия с достижениями современной военной науки;
централизация руководства
военной политикой государства;
гибкость управления
силами и средствами сдерживания противника от агрессивных действий;
демонстрация военно-политическим руководством страны решимости в реализации задач,
обеспечивающих адекватную реакцию на конкретную военную опасность или угрозу со стороны противника;
другие принципы
военной политики, обеспечивающие нейтрализацию и локализацию военных опасностей и угроз государству.
Из многообразия задач военной политики основными можно считать следующие:
обоснование и разработка военно-политических решений, подготовка конкретных планов функционирования и развития военной системы государства. Важность этой задачи подтверждается тем, что военно-политическая обстановка, как внешняя, так и внутренняя, подвержена постоянным изменениям. В той или иной степени они затрагивают национальные интересы государства и поэтому требуют своевременного реагирования и оперативного принятия решений;
регулирование военно-политических отношений с другими государствами, коалициями, блоками. В этом вопросе главную роль играет дипломатия, которая может включать урегулирование пограничных вопросов, переговоры по сокращению вооружений, проблемы сотрудничества с союзными государствами по военным вопросам, поиск, установление контактов и ведение диалога с военно-политическими блоками (союзами) и отдельными государствами и др.;
разработка военной доктрины государства, определяющая основы его военно-политической деятельности;
организация информационного обеспечения принятия решений, планов и военных акций;
защита независимости России, обеспечение ее безопасности, суверенитета, неприкосновенности границ, территориальной целостности, сдерживание от развязывания войн и вооруженных конфликтов, направленных против нее;
поддержание оборонного потенциала на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам, с учетом социально-экономических и финансовых возможностей.
Военная политика не является обособленной сферой общественно значимой деятельности. Она представляет собой «…одну из сторон более общей внутренней и внешней политики государств», такую ее составную часть, «…которая распространяется на особую область деятельности» — военную теорию и военную практику государств и других субъектов политики.
Военная политика Российской Федерации, как любого другого современного государства, включает две взаимосвязанные стороны — внутреннюю
и
внешнюю.
Находясь в диалектическом единстве, внутренняя и внешняя стороны имеют свои особенности, определяемые целым рядом факторов.
Внутренняя сторона военной политики
охватывает проблемы, непосредственно связанные с подготовкой военной силы для разрешения внутригосударственных конфликтов или урегулирования кризисных ситуаций внутри страны.
Внутренними кризисными ситуациями
могут быть:
а) противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;
б) планирование, подготовка и осуществление действий, нацеленных на дезорганизацию функционирования органов государственной власти, нападение на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
в) создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
г) незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
д) организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.
Военная политика Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства может использовать Вооруженные Силы страны и другие войска для ликвидации кризисных ситуаций и незаконных вооруженных формирований внутри страны.
Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» направлены на регулирование внутреннего положения в стране.
Внешняя сторона военной политики
рассматривает проблемы использования военной силы в межгосударственных отношениях. Военная политика Российской Федерации во внешнеполитической деятельности за последние годы претерпела большие изменения. Под воздействием социально-экономических и военно-политических перемен в стране и мире преодолена конфронтационность, характерная для противостояния периода холодной войны. С конца XX — начала XXI века военную политику России отличает взвешенный, конструктивный подход к решению наиболее сложных проблем, преодолению противоречий, стремление к достижению позитивных результатов в процессе военно-политического сотрудничества с разными странами.
При определении структуры военной политики
Российской Федерации выделяются два основных подхода.
Первый
подход
определяет структуру военной политики через совокупность ее субъектов и объектов, целей, средств и условий, в которых она функционирует и развивается (рис. 2).
Рис. 2. Структура военной политики Российской Федерации.
Объектами военной политики являются те области жизнедеятельности российского общества, которые формируют военный потенциал, военную мощь государства, — экономика, наука, техника, социально-политические отношения и структуры, общественное сознание и др.
Механизм взаимодействия субъекта и объекта в структуре военной политики действует следующим образом. Государство как субъект военной политики определяет политические цели и готовит соответствующие средства (как военные, так и невоенные) для их достижения. Использование этих средств оказывает воздействие на объект военной политики.
Соответствие целей и средств конкретным условиям данной военно-политической обстановки способствует их успешной реализации в процессе применения военной силы. Стремление продолжать военную политику, в которой возникает значительный дисбаланс между поставленными целями и возможностями их достижения, может привести не только к ее провалу, но и к кризису политики государства в целом.
Субъектами военной политики выступают высшие органы законодательной и исполнительной власти, органы военного руководства государства, военно-политические союзы.
Второй подход
представляет военную политику как совокупность отправных идей и принципов долговременного действия, военно-политических решений и планов, общих идей и принципов, практических действий, направленных на реализацию конкретных решений и задач.
Совокупность идей и принципов излагается в Военной доктрине Российской Федерации, теоретические основы которой разработаны путем глубокого научного анализа военно-политической практики.
Военно-политические решения и планы отражают особенности конкретной обстановки и соответствуют положениям и установкам Военной доктрины. Степень и способность реализации разработанных планов и принимаемых решений определяют эффективность осуществления военной политики.
Военная политика Российской Федерации призвана выполнять в государстве две основные функции.
Первая функция
включает разработку Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству. В рамках этой функции определяются: принципы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации; планы по вопросам технического оснащения армии и флота, подготовка и рациональное использование кадров; повышение мобилизационных возможностей государства; совершенствование системы подготовки военно-обученных резервов и мобилизационного развертывания; основные направления военной реформы; постоянный анализ и прогнозирование военно-политической обстановки; подготовка предложений военно-политическому руководству по вопросам военной политики; информационное обеспечение разработанных планов и принятых решений.
Вторая функция
включает: руководство военным строительством в целом и строительством Вооруженных Сил в особенности; развитие военно-экономического, социального, политического, демографического и духовного потенциала в интересах обороны страны; регулирование военно-политических отношений с другими государствами (коалициями), армиями и субъектами военной политики; руководство военно-политическими акциями с использованием военной силы внутри страны и за ее пределами; координацию деятельности всех государственных институтов в военной сфере жизни общества; воспитание личного состава Вооруженных Сил, всего населения страны в духе патриотизма, верности долгу, обеспечения надежной защиты территориальной целостности и суверенитета государства.
Теоретическая, научная часть военной политики выполняет прежде всего мировоззренческую, методологическую и воспитательную функции, а также некоторые другие.
Мировоззренческая функция
позволяет сформировать у человека правильные представления о роли государственного строя страны в его жизни, о главных ценностях, о важности и необходимости надежной защиты Отечества, о современной проблематике войны и мира. Она предполагает также выявление роли каждого члена общества в укреплении военной безопасности страны, раскрытие значения личной причастности каждого
к
осуществлению этой ответственной задачи.
Глубоко осознанное понимание целей и задач военной политики повышает роль важнейших институтов общества как в непосредственной защите страны, так и в содействии обеспечению национальной безопасности России.
Методологическая функция
военной политики предполагает выработку у руководителей разных уровней и военнослужащих необходимых для обеспечения безопасности России умений и навыков, правильного подхода к пониманию и решению задач в данной сфере. Она помогает определять, применять и совершенствовать методы и способы деятельности на конкретном направлении, которые принесут наибольшую отдачу, высокий конечный результат.
Воспитательная функция
состоит в том, чтобы через систему важнейших установок военной политики, ее положений формировать и укреплять у российских граждан идейные убеждения, преданность делу служения Отечеству и его защиты.
Военно-организационная функция
связана с осуществлением управления сферой обороны страны, всеми ее органами и звеньями и в первую очередь Вооруженными Силами. Она обеспечивает мобилизацию всех сил и средств на поддержание военной безопасности страны и ее защиту.
Координационная функция
приобретает наибольшее значение в военное время, когда требуется координировать все вопросы в военной, социальной, экономической, культурной и других сферах для обеспечения безопасности. Эта функция реализуется и в международной области для согласования военных усилий, для взаимодействия между странами-союзниками и различными международными организациями.
Прогностическая функция
используется как в военное, так и в мирное время. Тем самым создаются условия для успешной деятельности государственных и высших военных органов. Осуществление прогностической функции военной политики позволяет высшим органам управления государством и Вооруженными Силами наиболее результативно организовать работу в интересах военной безопасности.
Решение вопросов военной политики и обеспечения военной безопасности должно основываться на тщательном анализе происходящих на международной арене событий с учетом новых исторических условий, а также путем выявления основных факторов, тенденций, законов и закономерностей их развития. Для качественного решения этой важной научной проблемы необходимо, в первую очередь разработать методический аппарат и на его базе определить движущие силы и основные противоречия глобализации, стоящие за ними субъекты, способы и формы разрешения этих противоречий, а также роль военной силы при их разрешении. Только на основе таких исследований можно разработать рекомендации по формированию военной политики государства, совершенствованию систем региональной и глобальной безопасности, а также по направленности военного строительства, развитию Вооруженных Сил в отдаленной перспективе.
Военная Энциклопедия. М.: Воениздат, 2002. Т. 6. С. 476.
Тюшкевич С.А. Новый передел мира. М.: Проспект, 2003. С. 263.
Военная Энциклопедия. Т. 6. С. 476.
Там же.