Что такое Военная доктрина РФ? (краткое содержание)


НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ

Необ­ходимость создания единого до­кумента под названием «Военная доктрина РФ» появилась в кон­це прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были соз­даны комплексы нормативных документов военно-политиче­ского характера, и их существо­вание полностью оправдывалось. Например, в США комплекс основополагающих концепту­альных документов США по во­просам обеспечения националь­ной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безо­пасности, Стратегией нацио­нальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной во­енной стратегией. На основе по­следнего документа осуществля­ется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспектив­ные стратегические и оператив­ные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня те­ории, кладутся в основу уста­вов Вооруженных Сил и планов по их реформированию.

Кроме того, в США суще­ствует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил.

В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положе­ния Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискус­сия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были об­суждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории во­енной доктрины.

Содержащееся в тексте дей­ствующей доктрины ее опре­деление в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на под­готовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Россий­ской Федерации».

По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достиже­ния политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Воен­ная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:

  • с какими противниками и как предотвратить военные конфликты;
  • каков может быть характер вооруженной борьбы в кон­фликтах, цели и задачи, стоя­щие перед государством и его вооруженными силами в ходе их ведения;
  • какую военную организа­цию необходимо создать для этого и в каких направлениях ее развивать;
  • в каких формах и какими способами вести вооружен­ную борьбу;
  • как осуществлять подготов­ку страны и ее военной орга­низации к войне или приме­нению силы в вооруженных конфликтах.

В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговре­менными экономическими ин­тересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борь­бы, зависящих от ее экономичес­кого развития, состояния соци­ального и научно-технического прогресса общества.

Военная доктрина несет нормативную, организационную и информа­ционную функции, которые и определяют ее исключитель­ное значение в деле подготовки страны и ее военной органи­зации к защите национальных интересов с применением военной силы.

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В целом Военная доктрина РФ выражает весьма сдержан­ное отношение к роли и зада­чам стратегического ядерного оружия при усилении внима­ния к неядерным стратегиче­ским средствам как к мощному фактору сдерживания в обозри­мом будущем и в этом вполне согласуется с текущей внешней политикой.

Основные понятия

В документе даже введено новое понятие «система нея­дерного сдерживания», которое представляет собой ком­плекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предот­вращение агрессии против РФ неядерными средствами.

Со­гласно Военной доктрине РФ, приоритеты военной политики и военного строительства в порядке убы­вания можно представить сле­дующим образом:

  • ядерное сдерживание с от­носительно высоким уровнем сил и упором (при создании но­вой тяжелой ракеты) на первый или ответно-встречный удар (подавляющая часть ядерного оружия), а при возрождении боевых железнодорожных ра­кетных комплексов и наращивании потенциала страте­гических ударных подводных лодок — и на ответный удар;
  • воздушно-космическая обо­рона от массированных уда­ров высокоточных неядерных средств со стороны США и их союзников;
  • крупные региональные кон­фликты с НАТО на северных, западных и юго-западных границах РФ и СНГ;
  • региональный конфликт на Дальнем Востоке;
  • территориальный конфликт с Японией;
  • отражение одиночных про­вокационных или случайных ракетных ударов (система ПРО Московского региона);
  • локальные конфликты и ми­ротворческие операции внутри страны, по периметру границ РФ и на постсоветском про­странстве;
  • действия в Арктической зоне и против пиратства в Индий­ском океане.

Военная доктрина РФ

Классификация войн и во­енных конфликтов осталась неизменной. К сожалению, в документе по-прежнему от­сутствует четкое определение понятия «война», что вызывает различные кривотолки.

В этой связи предлагается следующее толкование терми­на «война»: это высшая форма разрешения коренных проти­воречий между государствами, коалициями государств и со­циальными группами населе­ния одного государства путем применения интенсивного во­оруженного насилия, сопрово­ждающегося другими видами противоборства (политического, экономического, информа­ционного, психологического, сил специальных операций и т. п.) в интересах достижения опре­деленных политических целей.

Кроме того, в изменивших­ся геополитических условиях представляется актуальным ис­ключение упрощенного подхода к классификации войн на ос­нове одного-двух критериев. Необходим системный подход с применением нескольких кри­териев, хотя бы из представлен­ных ниже.

По уровню технологическо­го развития противоборству­ющих сторон: войны между слаборазвитыми в технологи­ческом отношении государ­ствами; войны между высокоразвитыми в технологическом отношении государствами; сме­шанный тип — войны между высокоразвитыми и слабораз­витыми государствами.

По применяемой стратегии достижения целей: войны, использующие стратегию сокру­шения противника, прежде всего в физическом смысле; войны, основой которых является применение стратегии непрямых действий (дестаби­лизация политической и экономической жизни государства, создание внутри страны обста­новки «управляемого хаоса», косвенная или прямая воен­ная поддержка вооруженной оппозиции с целью приведения к власти нужных политиче­ских сил); смешанный тип или «гибридные войны» — войны, сочетающие на разных этапах комплексное применение стра­тегии сокрушения и непрямых действий.

По масштабу применения вооруженного насилия: ло­кальные, региональные, крупномасштабные.

По применяемым средствам вооруженной борьбы: ядерные войны; с применением всего спектра оружия массового по­ражения; с применением толь­ко обычных средств пораже­ния; с массовым применением оружия на новых физических принципах.

По отношению к нормам международного права: спра­ведливые войны — в защиту независимости, суверенитета и национальных интересов; несправедливые — попадающие под международное определе­ние агрессии.

По составу участников во­оруженного противоборства: между двумя государствами; между коалициями государств; между коалицией и одним госу­дарством; гражданские войны.

В новой Военной доктрине РФ модерни­зированы понятия локальной, региональной и крупномас­штабной войн.

Локальная война — война, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противо­борствующих государств и которая затрагивает преимуще­ственно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). При определенных условиях локальная война мо­жет перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война — вой­на с участием нескольких го­сударств одного региона, ве­дущаяся национальными или коалиционными вооружен­ными силами, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная вой­на — война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового со­общества, в которой стороны будут преследовать радикаль­ные военно-политические цели.

В отношении классификации вооруженных конфликтов ни­чего не изменилось. Доктрина предлагает их разделять на вну­тренние и международные.

Военные угрозы для страны согласно Военной доктрине РФ

Второй раздел документа «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации» подвергся самым большим из­менениям. Прежде всего, в нем отмечается явный рост напряженности в различных областях межгосударственно­го и межрегионального взаи­модействия на фоне общего осложнения международной обстановки. Это связывается с усилением глобальной кон­куренции и соперничества, неустойчивостью процессов развития экономики и перерас­пределением влияния на миро­вое развитие в пользу новых центров силы. Признается опасной и тенденция смещения военных угроз в информаци­онное пространство и вну­треннюю сферу РФ. Здесь же отмечается, что на ряде на­правлений военные опасности для РФ усиливаются.

Новая редакция Военной доктрины РФ конкретизирует применительно к складывающимся тенденциям развития военно-политической обста­новки изложенные в Стратегии национальной безопасности источники внешней военной опасности: это, прежде все­го, наращивание силового по­тенциала и расширение блока НАТО, приближение его военной инфраструктуры к границам РФ; дестабилизация обстанов­ки в отдельных государствах и регионах.

Несомненную опасность представляет развертывание (наращивание) группировок войск иностранных государств (в т. ч. вооруженных междуна­родных радикальных группиро­вок и иностранных частных военных компаний) на сопре­дельных с РФ территориях и сил флота в прилегающих акваториях. К этим же источ­никам относятся подрываю­щее глобальную стабильность создание и развертывание си­стем стратегической проти­воракетной обороны, а также милитаризация космического пространства, прибавляется и новый источник — развер­тывание стратегических нея­дерных систем высокоточного оружия в интересах реализа­ции концепции «быстрого гло­бального удара».

Прямую внешнюю военную опасность для РФ также пред­ставляют территориальные претензии к ней и ее союзникам, вмешательство в их внутрен­ние дела, наличие вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ государств, распространение оружия мас­сового поражения, ракет и ра­кетных технологий, увеличе­ние количества государств, обладающих ядерным оружи­ем, а также распространение международного терроризма. Новые опасности заключаются и в установлении на территориях сопредельных с РФ го­сударств с иностранной помо­щью враждебных ей режимов, а также подрывная деятель­ность спецслужб и организа­ций иностранных государств и их коалиций против РФ.

К основным внутренним военным опасностям Военная доктрина России по-прежнему отно­сит:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;
  • дестабилизацию вну­триполитической и социальной ситуации в стране;
  • дезоргани­зацию функционирования орга­нов государственной власти, важных государственных, во­енных объектов и информа­ционной инфраструктуры государства.

Особые опасе­ния вызывают действия тер­рористических организаций, информационное воздействие на население с целью подры­ва исторических, духовных и патриотических традиции в области защиты Отечества, а также провоцирование межнациональной и социальной напряженности, разжигание этнической и религиозной вражды.

При определенных услови­ях военные опасности при­обретают адресный характер, вследствие чего могут пере­расти в конкретные военные угрозы.

Главными угрозами Военная доктрина РФ признает:

  • резкое обострение военно-по­литической обстановки (меж­государственных отношений) и создание условий для приме­нения военной силы, а также, что очень важно, — воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ,
  • нарушение функционирования ее страте­гических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космиче­ского пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов.

Помимо этого, в качестве во­енных угроз признаются:

  • созда­ние и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее со­юзников;
  • демонстрация военной силы в ходе проведения учений на сопредельных территориях.

Важной угрозой считается ак­тивизация деятельности во­оруженных сил отдельных го­сударств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих го­сударств на работу в условиях военного времени.

Особенности современных военных конфликтов

В этом же разделе Военной доктрины РФ излагаются характерные черты и особенности современных во­енных конфликтов.

Это прежде всего:

  • комплексное применение военной силы, сил и средств невоенного характера с использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;
  • массированное примене­ние современных систем во­оружения и военной техники, а также основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;
  • воздействие на против­ника на всю глубину его тер­ритории одновременно в гло­бальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;
  • избирательность и вы­сокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мо­бильных группировок войск (сил);
  • сокращение временных параметров подготовки к ве­дению военных действий;
  • усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в резуль­тате перехода от строго верти­кальной системы управления к глобальным сетевым авто­матизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
  • создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

При этом принципиально новыми считаются:

  • участие в военных дей­ствиях иррегулярных воору­женных формирований и част­ных военных компаний;
  • применение непрямых и асим­метрических способов действий;
  • использование финансиру­емых и управляемых извне по­литических сил и обществен­ных движений.

Военная политика РФ

Основные задачи военной организации РФ в военное время

Третий, основной раздел Доктрины посвящен вопросам военной политики РФ. При этом под военной политикой документ предлагает понимать деятельность государства по организации и осуществле­нию обороны и обеспечению без­опасности РФ, а также интересов ее союзников.

В нем четко определена нап­равленность военной полити­ки РФ:

  • сдерживание и предотвра­щение военных конфликтов;
  • совершенствование воен­ной организации страны;
  • совершенствование форм и способов применения ВС, других войск и органов;
  • повышение мобилизаци­онной готовности в целях обе­спечения обороны и безопас­ности РФ, а также интересов ее союзников.

В Военной доктрине России однозначно под­тверждается, что ядерное ору­жие, которым оснащены ВС РФ, рассматривается, прежде всего, как фактор сдерживания агрессии.

В этой связи Российская Федерация оставляет за со­бой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзни­ков ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии про­тив РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существо­вание государства. Очевидно, что критическая ситуация, тре­бующая применения ядерного оружия, может возникнуть только в результате агрессии и только тогда, когда ее послед­ствия поставят вопрос: быть или не быть России?

В третьем разделе также отра­жены и вопросы применения военной организации. Военная доктрина РФ считает правомерным при­менение силы для отражения агрессии, поддержания (вос­становления) мира, а так­же для обеспечения защиты находящихся за пределами РФ своих граждан. При этом применение ВС, других войск и органов осуществляется ре­шительно, целенаправленно и комплексно на основе забла­говременного и постоянного анализа военно-политической и военно-стратегической об­становки с учетом всех требо­ваний международного права. Здесь же четко определены ос­новные задачи военной органи­зации страны в мирное время, в период нарастания угрозы агрессии и в во­енное время.

Примечательно, что в новой редакции Военной доктрины РФ к задачам мирного времени добавлено: обеспечение национальных интересов РФ в Арктике. К задачам в период нараста­ния угрозы агрессии совер­шенно справедливо добавлено: «стратегическое развертыва­ние ВС». К основным задачам развития военной организации добавлено: «развитие моби­лизационной базы и обеспе­чение мобилизационного раз­вертывания ВС, других войск и органов, а также совершен­ствование методов комплек­тования и подготовки моб. людских резервов и ресурсов; совершенствование системы РХБЗ войск (сил) и населения».

Мобилизационная подготовка

В отличие от предыдущих вариантов текста доктрины, в новой Военной доктрине РФ особое внимание уделено вопросам мобилиза­ционной подготовки и мобилизационной готовности РФ (четвертый раздел).

Доктрина четко определяет, что целью мобилизационной подготовки является подготов­ка страны, ее ВС, других войск и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению по­требностей государства и нужд населения в военное время.

Все это говорит о том, что военно-политическое руководство РФ учитывает возрастание вероятности втягивания нашей страны в крупномасштабную войну, что потребует тоталь­ной мобилизации моральных, экономических и военных сил населения и государства. При этом в документе речь идет не столько о вооруженной силе, сколько о стране в целом.

Военная политика Российской Федерации в современных условиях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2008, стр. 2-10

Военная политика Российской Федерации в современных условиях

Полковник в запасе
В. И. ЛУТОВИНОВ,
доктор философских наук

ЛУТОВИНОВ Владимир Ильич родился в 1952 году в Перми. После окончания Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища (1973) проходил службу в качестве офицера-политработника в Дальневосточном, Прибалтийском, Московском военных округах, а также в Северной группе войск (Польша). После окончания военно-педагогического факультета ВПА имени В.И. Ленина (1986) проходил службу в должностях преподавателя, затем заместителя начальника кафедры Военного университета Минобороны. В 1990 году защитил кандидатскую, а в 1998 — докторскую диссертацию. С августа 1998 по апрель 2004 года — заместитель начальника отдела Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, начальник группы, заместитель начальника и начальник отдельного направления Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ. В мае 2005 года назначен заместителем директора издательского . Имеет более 350 опубликованных научных, учебно-методических и публицистических работ. Академик Академии военных наук, Академии геополитических проблем и Международной педагогической академии. С 2001 года является профессором кафедры национальной безопасности РАГС при Президенте Российской Федерации, ведущий научный сотрудник ГНИЙ семьи и воспитания РАО России, эксперт ГНИЙ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации. Общий стаж преподавания в высшей школе — 22 года.

Награжден Большой серебряной медалью Международной педагогической академии за достижения в области образования, культуры и науки, в 2007 году — медалью «Патриот Отечества» за активное участие в работе по патриотическому воспитанию граждан России.

В ВОЕННОЙ Энциклопедии военная политика

определяется как
«система общественных взглядов, отношений и учреждений, а также определяемая ими деятельность государства и его отдельных структур, других социально-политических институтов общества, направленных на создание, подготовку и применение военной силы в политических целях».
Военная политика

это составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением военных средств для достижения определенных политических целей по обеспечению военной безопасности страны (рис. 1).

Она представляет сложную сферу, в которой политические решения по военной безопасности в большой степени сказываются на судьбах людей и государств.

Военная политика является неотъемлемой составной частью общей системы политической деятельности государства. Она представляет собой идейно-теоретическую и организационно-практическую деятельность по укреплению обороноспособности страны, руководству ее вооружейными силами, их всестороннему совершенствованию в целях обеспечения военной безопасности.

Высшей целью военной политики является обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Важное место в военной политике занимает подготовка страны, народа и армии к отражению любой агрессии, укрепление военной мощи государства, развитие оборонной промышленности, всестороннее совершенствование военного строительства.

Цели военной политики постоянно конкретизируются через определенную совокупность соответствующих задач, решаемых в определенный период времени с учетом особенностей развития военно-политической обстановки, регионов страны, а также материальных и финансовых возможностей государства.

Особое значение в понимании военной политики имеют ее научность, учет требований самой жизни, военной теории и практики. Строгая научность военной политики тесно связана с реальным развитием государства, с трезвым учетом объективной действительности во всех ее сложностях. Важной ее чертой является творческий характер, всесторонний анализ хода событий в стране и в мире и умение влиять на их развитие.

Рис. 1. Содержание военной политики Российской Федерации

Военная политика Российской Федерации является необходимым элементом внутриполитической и внешнеполитической деятельности, направленным на обеспечение национальной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, упрочение стратегической стабильности. Она возникла на стыке общегосударственной политики и военной стратегии и включает в себя деятельность социально-политических сил и специально созданных ими государственных институтов. Создание военной силы, опора на нее или ее применение для достижения политических целей являются сущностью и главным предназначением военной политики.

Военная политика Российской Федерации на современном этапе предназначена для:

поддержания оборонного потенциала страны на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам с учетом экономических возможностей страны и наличия людских ресурсов;

предотвращения крупномасштабных военных столкновений, содействия прекращению и недопущению вооруженных конфликтов на пространстве СНГ, оперативной нейтрализации любых военных провокаций;

выполнения международных обязательств Российской Федерации по оказанию военной помощи союзным с ней странам;

обеспечения решений Совета Безопасности ООН, других международных организаций по поддержанию мира и безопасности на более ранней стадии развития конфликтной ситуации;

оценки возможностей, необходимости и пределов применения военной силы для достижения политических и военных целей;

выработки методов применения военной силы, способов противодействия потенциальному и реальному противнику, организации взаимодействия с союзными государствами по предотвращению и отражению агрессии.

Военная политика России выражает сложности и проблемы состояния и развития общества, «…особенно остроту и противоречивость политической борьбы, нестабильность экономики, социальных отношений и некоторую неопределенность духовного настроя…».

Военная политика Российской Федерации обусловливается экономическими, политическими и иными интересами государства, выраженными в Концепции национальной безопасности, Военной доктрине, в других документах.

Экономические и политические интересы определяют главную суть, содержание и направленность военной политики Российской Федерации. Она должна обеспечивать благоприятные, взаимовыгодные экономические, политические, культурные, научные и другие связи и отношения со всеми, особенно соседними странами. Важную роль в формировании военной политики России играет учет ее потенциальных и реальных возможностей по осуществлению своих интересов.

Потенциальные возможности выражаются характеристиками, которые могут быть получены при максимальном напряжении сил и средств общества и государства. Реальные возможности зависят от состояния экономики (валовый национальный продукт), количества и качества населения, уровня научно-технических достижений, количественных и качественных показателей военной мощи — прежде всего Вооруженных Сил Российской Федерации.

Внутренние и внешние условия жизнедеятельности государства определяются целями и средствами военной политики. Постепенные или резкие изменения данных условий могут вызвать необходимость пересмотра целей и средств военной политики, действий по увеличению или уменьшению военной мощи.

Основы военной политики

предопределяют материальные и духовные начала, на которых разрабатывается и осуществляется политика
и
которыми определяются ее содержание, направленность, целевые установки и возможности. Основы имеют объективный характер. Они существуют реально, должны служить опорой конкретным институтам и лицам, осуществляющим выработку и проведение политического курса. Главная роль здесь принадлежит материальным, научным и конституционным основам.

Способ производства, тип собственности, материально-техническая база государства являются материальной основой военной политики. Они определяют возможности военной политики, ее установки, задачи и пути их решения. Знание и учет материальных основ позволяют определить задачи и цели, на которых необходимо сосредоточить усилия, чтобы применить имеющийся военно-экономический потенциал, финансовые и людские ресурсы для обеспечения военной безопасности страны.

Научной основой военной политики являются знания существующей военно-политической обстановки, теоретические и методологические положения, образующие ее фундамент, служащие ее обоснованию, планированию, разработке и осуществлению. Только знание и практическое применение основ военного искусства позволят рассчитывать на эффективную подготовку страны и ее Вооруженных Сил к отражению возможной агрессии.

Военная политика использует достижения общественных, естественных и технических наук, военной теории. С их помощью укрепляется оборонная мощь страны и ведется военное строительство.

Конституционные основы военной политики закреплены в Конституции Российской Федерации, которыми руководствуется государство в выработке и проведении политики в области обороны.

Разработка основ военной политики России осуществляется на базе:

знания и глубокого изучения военно-политической обстановки противника (реального и потенциального), его возможного замысла действий, целей и возможностей; исследования состояния политических сил внутри страны и на международной арене; всестороннего обоснования целей и задач военной политики при последовательном их осуществлении; прогнозирования военно-политической деятельности; оценки соответствия намеченных целей и задач военной политики возможностям страны.

Это позволяет обоснованно определить курс военной политики, избежать недооценки или переоценки сил противника и собственных. В период разработки военной политики закладываются необходимые предпосылки практической реализации предусмотренных ею целей.

Процессы выработки и проведения в жизнь военной политики разграничить трудно. Эти два процесса сливаются и образуют общую органичную систему непрерывной руководящей деятельности в военной области. При разработке и осуществлении военной политики следует руководствоваться группой принципов этой политики.

Принципы военной политики

основаны на выводах общего характера, правилах и установках, вытекающих из исследования объективных закономерностей этой политики и могут быть общими и конкретными. Общие- это принципы руководящей политической деятельности, которые применяются в различных областях политики с учетом своеобразия конкретной сферы; конкретные — это принципы рассматриваемой сферы.

Деятельность высших органов власти и военного руководства в области военной политики строится на основе следующих общих принципов:

объективность и всесторонность,

обусловленные главными закономерностями развития общества и предусматривающие глубокий анализ реально складывающейся военно-политической обстановки на основе изучения фактов, событий и процессов;

конкретность и информативность,

ориентированные на всеобъемлющий учет достоверной информации о конкретно-исторических условиях, в которых формируется и реализуется военная политика;

комплексность и системность,

означающие сбалансированность всех составляющих военной мощи государства;

определенность и открытость,

что проявляется в формировании механизма согласованной выработки военно-доктринальных положений и в официальном принятии военной политики высшими органами государственной власти;

эффективность и оптимальность,

предполагающие создание благоприятных условий реализации целей и задач военной политики, наиболее рациональное использование военного потенциала;

сосредоточение усилий на основном звене,

определяющем центральные вопросы как военной политики, так и военной стратегии;

использование передовых военных технологий,

обеспечивающих приоритет качественных характеристик современного оружия и боевой техники;

приоритет стратегии оборонительного, сдерживающего характера,

определяющей решение задач военной безопасности;

учет экономических возможностей страны

при выполнении задач по повышению обороноспособности, обеспечивающих необходимые затраты сил и средств на военные нужды;

единство политического и военного руководства,

позволяющее соединить политические усилия с достижениями современной военной науки;

централизация руководства

военной политикой государства;

гибкость управления

силами и средствами сдерживания противника от агрессивных действий;

демонстрация военно-политическим руководством страны решимости в реализации задач,

обеспечивающих адекватную реакцию на конкретную военную опасность или угрозу со стороны противника;

другие принципы

военной политики, обеспечивающие нейтрализацию и локализацию военных опасностей и угроз государству.

Из многообразия задач военной политики основными можно считать следующие:

обоснование и разработка военно-политических решений, подготовка конкретных планов функционирования и развития военной системы государства. Важность этой задачи подтверждается тем, что военно-политическая обстановка, как внешняя, так и внутренняя, подвержена постоянным изменениям. В той или иной степени они затрагивают национальные интересы государства и поэтому требуют своевременного реагирования и оперативного принятия решений;

регулирование военно-политических отношений с другими государствами, коалициями, блоками. В этом вопросе главную роль играет дипломатия, которая может включать урегулирование пограничных вопросов, переговоры по сокращению вооружений, проблемы сотрудничества с союзными государствами по военным вопросам, поиск, установление контактов и ведение диалога с военно-политическими блоками (союзами) и отдельными государствами и др.;

разработка военной доктрины государства, определяющая основы его военно-политической деятельности;

организация информационного обеспечения принятия решений, планов и военных акций;

защита независимости России, обеспечение ее безопасности, суверенитета, неприкосновенности границ, территориальной целостности, сдерживание от развязывания войн и вооруженных конфликтов, направленных против нее;

поддержание оборонного потенциала на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам, с учетом социально-экономических и финансовых возможностей.

Военная политика не является обособленной сферой общественно значимой деятельности. Она представляет собой «…одну из сторон более общей внутренней и внешней политики государств», такую ее составную часть, «…которая распространяется на особую область деятельности» — военную теорию и военную практику государств и других субъектов политики.

Военная политика Российской Федерации, как любого другого современного государства, включает две взаимосвязанные стороны — внутреннюю

и
внешнюю.
Находясь в диалектическом единстве, внутренняя и внешняя стороны имеют свои особенности, определяемые целым рядом факторов.

Внутренняя сторона военной политики

охватывает проблемы, непосредственно связанные с подготовкой военной силы для разрешения внутригосударственных конфликтов или урегулирования кризисных ситуаций внутри страны.

Внутренними кризисными ситуациями

могут быть:

а) противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

б) планирование, подготовка и осуществление действий, нацеленных на дезорганизацию функционирования органов государственной власти, нападение на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

в) создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

г) незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

д) организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Военная политика Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства может использовать Вооруженные Силы страны и другие войска для ликвидации кризисных ситуаций и незаконных вооруженных формирований внутри страны.

Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» направлены на регулирование внутреннего положения в стране.

Внешняя сторона военной политики

рассматривает проблемы использования военной силы в межгосударственных отношениях. Военная политика Российской Федерации во внешнеполитической деятельности за последние годы претерпела большие изменения. Под воздействием социально-экономических и военно-политических перемен в стране и мире преодолена конфронтационность, характерная для противостояния периода холодной войны. С конца XX — начала XXI века военную политику России отличает взвешенный, конструктивный подход к решению наиболее сложных проблем, преодолению противоречий, стремление к достижению позитивных результатов в процессе военно-политического сотрудничества с разными странами.

При определении структуры военной политики

Российской Федерации выделяются два основных подхода.

Первый
подход
определяет структуру военной политики через совокупность ее субъектов и объектов, целей, средств и условий, в которых она функционирует и развивается (рис. 2).

Рис. 2. Структура военной политики Российской Федерации.

Объектами военной политики являются те области жизнедеятельности российского общества, которые формируют военный потенциал, военную мощь государства, — экономика, наука, техника, социально-политические отношения и структуры, общественное сознание и др.

Механизм взаимодействия субъекта и объекта в структуре военной политики действует следующим образом. Государство как субъект военной политики определяет политические цели и готовит соответствующие средства (как военные, так и невоенные) для их достижения. Использование этих средств оказывает воздействие на объект военной политики.

Соответствие целей и средств конкретным условиям данной военно-политической обстановки способствует их успешной реализации в процессе применения военной силы. Стремление продолжать военную политику, в которой возникает значительный дисбаланс между поставленными целями и возможностями их достижения, может привести не только к ее провалу, но и к кризису политики государства в целом.

Субъектами военной политики выступают высшие органы законодательной и исполнительной власти, органы военного руководства государства, военно-политические союзы.

Второй подход

представляет военную политику как совокупность отправных идей и принципов долговременного действия, военно-политических решений и планов, общих идей и принципов, практических действий, направленных на реализацию конкретных решений и задач.

Совокупность идей и принципов излагается в Военной доктрине Российской Федерации, теоретические основы которой разработаны путем глубокого научного анализа военно-политической практики.

Военно-политические решения и планы отражают особенности конкретной обстановки и соответствуют положениям и установкам Военной доктрины. Степень и способность реализации разработанных планов и принимаемых решений определяют эффективность осуществления военной политики.

Военная политика Российской Федерации призвана выполнять в государстве две основные функции.

Первая функция

включает разработку Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству. В рамках этой функции определяются: принципы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации; планы по вопросам технического оснащения армии и флота, подготовка и рациональное использование кадров; повышение мобилизационных возможностей государства; совершенствование системы подготовки военно-обученных резервов и мобилизационного развертывания; основные направления военной реформы; постоянный анализ и прогнозирование военно-политической обстановки; подготовка предложений военно-политическому руководству по вопросам военной политики; информационное обеспечение разработанных планов и принятых решений.

Вторая функция

включает: руководство военным строительством в целом и строительством Вооруженных Сил в особенности; развитие военно-экономического, социального, политического, демографического и духовного потенциала в интересах обороны страны; регулирование военно-политических отношений с другими государствами (коалициями), армиями и субъектами военной политики; руководство военно-политическими акциями с использованием военной силы внутри страны и за ее пределами; координацию деятельности всех государственных институтов в военной сфере жизни общества; воспитание личного состава Вооруженных Сил, всего населения страны в духе патриотизма, верности долгу, обеспечения надежной защиты территориальной целостности и суверенитета государства.

Теоретическая, научная часть военной политики выполняет прежде всего мировоззренческую, методологическую и воспитательную функции, а также некоторые другие.

Мировоззренческая функция

позволяет сформировать у человека правильные представления о роли государственного строя страны в его жизни, о главных ценностях, о важности и необходимости надежной защиты Отечества, о современной проблематике войны и мира. Она предполагает также выявление роли каждого члена общества в укреплении военной безопасности страны, раскрытие значения личной причастности каждого
к
осуществлению этой ответственной задачи.

Глубоко осознанное понимание целей и задач военной политики повышает роль важнейших институтов общества как в непосредственной защите страны, так и в содействии обеспечению национальной безопасности России.

Методологическая функция

военной политики предполагает выработку у руководителей разных уровней и военнослужащих необходимых для обеспечения безопасности России умений и навыков, правильного подхода к пониманию и решению задач в данной сфере. Она помогает определять, применять и совершенствовать методы и способы деятельности на конкретном направлении, которые принесут наибольшую отдачу, высокий конечный результат.

Воспитательная функция

состоит в том, чтобы через систему важнейших установок военной политики, ее положений формировать и укреплять у российских граждан идейные убеждения, преданность делу служения Отечеству и его защиты.

Военно-организационная функция

связана с осуществлением управления сферой обороны страны, всеми ее органами и звеньями и в первую очередь Вооруженными Силами. Она обеспечивает мобилизацию всех сил и средств на поддержание военной безопасности страны и ее защиту.

Координационная функция

приобретает наибольшее значение в военное время, когда требуется координировать все вопросы в военной, социальной, экономической, культурной и других сферах для обеспечения безопасности. Эта функция реализуется и в международной области для согласования военных усилий, для взаимодействия между странами-союзниками и различными международными организациями.

Прогностическая функция

используется как в военное, так и в мирное время. Тем самым создаются условия для успешной деятельности государственных и высших военных органов. Осуществление прогностической функции военной политики позволяет высшим органам управления государством и Вооруженными Силами наиболее результативно организовать работу в интересах военной безопасности.

Решение вопросов военной политики и обеспечения военной безопасности должно основываться на тщательном анализе происходящих на международной арене событий с учетом новых исторических условий, а также путем выявления основных факторов, тенденций, законов и закономерностей их развития. Для качественного решения этой важной научной проблемы необходимо, в первую очередь разработать методический аппарат и на его базе определить движущие силы и основные противоречия глобализации, стоящие за ними субъекты, способы и формы разрешения этих противоречий, а также роль военной силы при их разрешении. Только на основе таких исследований можно разработать рекомендации по формированию военной политики государства, совершенствованию систем региональной и глобальной безопасности, а также по направленности военного строительства, развитию Вооруженных Сил в отдаленной перспективе.

Военная Энциклопедия. М.: Воениздат, 2002. Т. 6. С. 476.

Тюшкевич С.А. Новый передел мира. М.: Проспект, 2003. С. 263.

Военная Энциклопедия. Т. 6. С. 476.

Там же.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]