Самолет Airbus A340: нумерация мест в салоне, схема посадочных мест, лучшие места

Одной из первых попыток европейских стран построить пассажирский самолёт для межконтинентальных (трансатлантических) рейсов было строительство опытного лайнера «Бристоль Брабазон». Попытка оказалась неудачной.

В начале 60-х годов в Великобритании запустили в серию дальний 4-моторный «Виккерс» VC-10, но большого распространения он не получил. Зато американский «Боинг-747», вопреки опасениям, завоевал массовую популярность на международном рынке. Конец американской монополии удалось положить только в 80-х годах, когда началась разработка 4-моторного европейского лайнера А340.

Концепция А340

Основной посыл компании – разработчика: преодоление межконтинентальных маршрутов. Для такой нагрузки необходима исключительная экономическая эффективность. Airbus A340 оснастили четырьмя моторами, способными преодолеть дальние расстояния. Предполагалось, что современное оснащение позволит немного облегчить конструкцию, тем самым уменьшив объем топлива.

Технические характеристики самолета Airbus A340-300

  • Первый полет: 25 октября 1991 года
  • Годы серийного производства: c 1992 г. по 2008 г.
  • Длина: 63,69 м.
  • Высота: 16,91 м.
  • Вес пустого: 130900 кг.
  • Площадь крыла: 361,6 кв.м.
  • Размах крыла: 60,30 м.
  • Крейсерская скорость: 870 км./ч.
  • Максимальная скорость: 920 км./ч.
  • Потолок: 12400 м.
  • Дальность полета: 12700 км.
  • Длина разбега: 2995 м.
  • Длина пробега: 1925 м.
  • Двигатели: 4 ТРДД CFM56-5C4
  • Экипаж: 2 человека
  • Количество пассажирских мест: 295 мест в трех классах или 440 в одном классе.

Airbus A340-300. Галерея.

Airbus A340-300 видео

Передовые технологии

Авиалайнер является турбореактивным широкофюзеляжным пассажирским самолетом. Этот самолет имеет общую основу с двухмоторными «собратьями».

Улучшенная конструкция крыла, оно создано из сплавов алюминия повышенной прочности и композитных сплавов. Уникален аэродинамический профиль крыльев, их несущие свойства облегчили вес самолета, снизили объем топлива.

В конструировании фюзеляжа широко использованы композиционные материалы. Шасси – трехстоечное. Впереди – сдвоенные колеса. Машина имеет автоматическую систему торможения.

Требования к двигателям предъявлялись беспрецедентные. Две пары двигателей CFM 56-5С2 с тягой 4×146,3 кМ. Постоянно улучшали и дорабатывали, повышая экономическую целесообразность и облегчая техническое обслуживание, а также его стоимость. Оцифрованная электронная система настройки моторов, дает необходимую точность поддержания параметров двигателей в оптимальном положении. В длительном перелете важен и увеличенный КПД вентилятора. Что было доработано производителями моторов.

Спутниковая система для ориентирования в полете, автоматическая навигационная система. Установлены специальные приборы для наблюдения за четырьмя моторами, что потребовало увеличить кабину пилотов.

Удобные кресла пилотов могут двигаться по трем направлениям с помощью электронной системы. Спинка – откидывается, педали и подлокотники – регулируемые.

Штурвал отсутствует – его заменили боковыми рукоятками.

Для своего времени лайнер обладал отличными техническими данными: целиком дистанционная, электронная система управления; джойстики вместо штурвалов; приборы со стрелками заменены жидкокристаллическими дисплеями; а также большое количество композиционных материалов в конструкции.

Конструкция

А340 – 4-моторный широкофюзеляжный низкоплан с крылом большого удлинения. При проектировании конструкторы старались обеспечить унификацию с находящимися в производстве самолётами «Airbus». Так, были использованы секции фюзеляжа от А300 и А310, а электродистанционная система управления с боковыми джойстиками вместо штурвалов – от А320. На панели приборов первоначально устанавливались 6 электронно-лучевых мониторов, впоследствии заменённых на жидкокристаллические.

Крыло А340 имеет мощную механизацию – в том числе 7-секционные автоматические предкрылки и интерцепторы, также выполняющие функцию закрылков. Само крыло отличается не только большим удлинением, но ещё и большую относительную толщину, оснащено вертикальными законцовками. На ранних модификациях самолёта устанавливали турбовентиляторные двигатели CFM56, поздние серии получили моторы «Роллс-Ройс Трент».

Испытания

Начался выпуск двух модификаций: А340 – 200 и А340 – 300. Они вмещали 262 и 295 пассажиров соответственно. Испытательные полеты начаты в 1991-1992 годах. Продолжались длительные процедуры по сертификации комплектующих деталей и конструкции самолета в целом.

1993 год – А340-300 был зафрахтован французскими авиалиниями, а немецкая авиакомпания Lufthansa получила машину А340 – 200. В этом же году, самолет из Германии, совершил кругосветный полет из Парижа в Новую Зеландию. При этом, он совершил только одну посадку, имея дополнительные баки с топливом. Четыре года этот мировой рекорд не был побит.

Столь внушительная махина требовала больших затрат топлива, в чем Аэробус мог только частично удовлетворять заказчиков. Появилась более экономичная машина Боинг 777. Объемы производства сокращались, в связи с резким уменьшением объемов продаж лайнера.

В течение двухтысячных годов, Airbus industrie пытались улучшать и минимизировать затраты на последующее обслуживание лайнера, но потерпели фиаско. Производство дальнемагистрального самолета А340 было полностью прекращено в 2011 году. За предшествующие два года ни один экземпляр не был куплен перевозчиками.

История создания

Европейский консорциум «Airbus» вышел на рынок с 2-моторным широкофюзеляжным лайнером А300. Практика показала, что для рейсов малой протяжённости даже пассажиры предпочитают узкофюзеляжные самолёты, а возможности эксплуатации на дальних рейсах снижало «правило 60 минут». Хотя вскоре нормы безопасности смягчились, и 2-моторным самолётам позволили удаляться от аэродромов на дистанцию, равную 90 минутам полёта. Однако стало очевидно, что производственную линейку надо расширять, введя в неё самолёт для ближних рейсов и 4-моторный лайнер большой дальности.

Проектирование нового самолёта началось в 1982 году. Первоначально его собирались назвать «А330», но в 1986 году было решено, что присваивать 4-моторному лайнеру обозначение без четвёрки в индексе «нелогично». Имя «А330» передали проекту нового 2-моторного самолёта, а бывший «А330» стал А340. Строительство прототипов началось в 1987 году, причём перевозчики уже успели предзаказать 89 «аэробусов». Осенью 1991 года состоялся первый полёт, а на линии А340 вышел в начале 1993 года.

А340: характеристика основных моделей

  1. А340 – 300 поступил в эксплуатацию в 1993 году. Это пионер семейства самолетов А340. 295 пассажиров могли летать в трех классах: первый, бизнес и экономический. Двигатели на нем установлены точно такие же, как и на А340 – 200: CFM56-5C, их две пары. В 1995 году свет увидел вариацию A340-313X. Лайнер с большей взлетной массой приобрел Сингапур. Дальность полета воздушного судна увеличили модификацией A340-313E, установили мощные моторы, самолет смог преодолеть расстояние 13500 км.
  2. Самолет А340 – 200 имеет уникальность в том, что длина фюзеляжа, меньше размаха крыльев. Также является укороченным по длине, он способен перевозить 261 пассажира. Отлично летает над океанами, преодолевая многотысячные расстояния. А340 – 200 преобразовывали, внося различные усовершенствования (А340-8000 и А340-213Х), закладывая расстояние в 15000 км. Всего произведено 28 авиалайнеров.
  3. А340 – 500 до 2006 года являлся самым далеко летающим самолетом. В небе с 2002 года. Пассажировместимость — 313 человек. На расстояние более 16000 км, летала машина А340 -500 HGW. Фюзеляж лайнера был существенно удлинен, урезана площадь киля, сделано крыло большей площади. Разработчики добавили запас топлива, подняли скорость и установили моторы Rolls-Royce Trent 553.
  4. А340 – 600 начал коммерческие полеты с 2002 года. Его максимальное расстояние, в разных вариантах от 14000, до почти 15000 километров. Он имеет до 419 кресел, в зависимости от конфигурации лайнера. В 2005 году A340-600HGW обрел взлетную массу до 380 тонн, этому способствовали мощные двигатели и большой объем топливных баков. Это второй в мире по протяженности фюзеляжа самолет, 75,36 метра.

Технические характеристики самолета Airbus A340-300

  • Первый полет: 25 октября 1991 года
  • Годы серийного производства: c 1992 г. по 2008 г.
  • Длина: 63,69 м.
  • Высота: 16,91 м.
  • Вес пустого: 130900 кг.
  • Площадь крыла: 361,6 кв.м.
  • Размах крыла: 60,30 м.
  • Крейсерская скорость: 870 км./ч.
  • Максимальная скорость: 920 км./ч.
  • Потолок: 12400 м.
  • Дальность полета: 12700 км.
  • Длина разбега: 2995 м.
  • Длина пробега: 1925 м.
  • Двигатели: 4 ТРДД CFM56-5C4
  • Экипаж: 2 человека
  • Количество пассажирских мест: 295 мест в трех классах или 440 в одном классе.

Airbus A340-300. Галерея.

Airbus A340-300 видео

Схема расположения мест в салоне

Пассажиры первого класса могут переоборудовать свои места в кровати, также на некоторых моделях первый класс оборудован, как кабинка. Меню, выход в интернет, возможность зарядить телефон и мультимедиа – бонус этого класса.

Затем идут кресла бизнес – класса. Расстояние для ног хорошее, кресла также превращаются в кровати, а в комплект входят носки и повязка для глаз. Это благоприятные для путешествия места, за исключением последнего ряда. Прямо за ними находится санузел. Бизнес – класс, по обыкновению, отделен от экономического помещения шторкой или перегородкой.

Все кресла экономического класса также оборудованы портативными экранами, имеются удобные подлокотники.

По традиции, нежелательно заказывать места возле санузла, это последний ряд. Там наблюдается постоянное хождение людей, могут образовываться очереди.

При планировании полета, необходимо ознакомиться со схемой салона. Не стоит выбирать места, расположенные перед аварийными выходами. Спинки кресел в таких местах, могут не откидываться полностью.

В целом, это комфортабельный, уютный самолет с мягкими и удобными креслами.

Лётно-технические характеристики

Сравним одну из поздних модификаций А340 с двухмоторным «Боингом-777», запущенным в серию несколько позже. «777», кстати, до сих пор остаётся крупнейшим в мире двухмоторным лайнером.

А340-600Boeing 777-300ER
Размах крыла, м63,4564,8
Длина, м75,3675,36
Максимальная взлётная масса, т380351
Дальность, км1398013649
Пассажировместимость, челДо 380До 390 (в трёх классах)

«Боинг-777», будучи схожим с А340 по габаритам и вместимости (но при одноклассовой схеме салона мог перевезти более 500 человек), «всухую» выиграл у него по экономичности.

Когда проектировали новый «Боинг», ограничения на эксплуатацию 2-моторных самолётов уже сняли, и необходимости использовать на лайнере дальнего действия 4 мотора уже не было. После роста цен на горючее это преимущество оказалось решающим.

«Аэробус» А340 был удачным современным самолётом, о чём свидетельствует то, что его активная эксплуатация продолжается по сей день.

Вероятно, если бы не скачок цен, то «триста сороковой» по сей день производился бы, конкурируя с «777». Преемником 4-моторного «Эйрбаса» стал А350 – с 2 моторами «Роллс-Ройс Трент».

Технические параметры

В несколько таблиц объединены основное технические параметры всех базовых модификаций самолёта Airbus A340/

Сравнение 4 основных модификаций по размерам

Размерыа340-200а340-300а340-500а340-600
Длина (м)59.463,767.9375,36
Размах крыльев (м)60.360.363,4563,45
Высота (м)16,816,9117,2817,22

Сравнение 4 основных модификаций по лётным параметрам

Размерыа340-200а340-300а340-500а340-600
Крейсерская скорость (км/час)871881
Максимальная скорость (км/час)913
Дальность полёта (тыс. км)1513,716,6714,6
Потолок — мах. высота полёта (тыс. км)12,5
Длина полосы для взлёта (м)3 000
Длина полосы для приземления (м)1 926

А340 версии и модификации

Лайнер выпускался в 4 разных модификациях. Они различались грузоподъёмностью и пассажировместимостью. По специальным заказам выпускались нестандартные модели.
А340-200. Несмотря на свой индекс — эта версия стала второй разработкой линейки. На борт берёт 265 человек. Стала промежуточным решением — нетребовательна к ресурсам, но и летать далеко не способна.

Одним из первых заказчиков этого самолёта стал Султан Брунея. Правда, полетать так и не успел — умер.

Это единственная версия, размах крыла которой больше длины фюзеляжа.

А340-300. Изначально эта модель должна была стать единственной разработкой.

На борт вмещала 295 человек. Эта версия стала для многих авиа. В парке Люфтганзы 30 машин, которые летают по длинным дистанциям.

Как зависит число мест от компоновки салона

КомпоновкаЧисло мест
Только эконом440
Эконом + бизнес335
Три класса — Эконом + бизнес + первый295

А340-500 стал настоящим «дальнобойщиком». В первый полет отправился в 2002 году, имея на борту 313 пассажиров, максимально доступно доступное судну количество. В 2006 году появление боинга 777-200 потеснило airbus 340 с позиций дальнобойщика, тем не менее лайнер способен выполнять длительные беспересадочные рейсы от Хитроу (Лондон, Великобритания) до Перта (Австралия).

А340-600. Эта модель стала ответом на появление американского боинга 747. На борт берёт 380 пассажиров. Является одним из самых длинных в мире самолётов (уступает только 747-8).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]