Вторую половину двадцатого столетия можно смело назвать эпохой стратегических бомбардировщиков. Эти огромные машины, вооруженные самым смертоносным оружием, какое только придумал человек, барражировали на заоблачных высотах, символизируя неминуемость ответного удара. Они обеспечивали гарантированное взаимное уничтожение в случае начала ядерного конфликта.
После того, как СССР получил ядерное оружие, возник вопрос о способах его доставки на территорию вероятного противника. Пошли двумя путями: началась разработка межконтинентальных баллистических ракет и стратегических самолетов-бомбардировщиков, которые были вооружены ядерными бомбами или крылатыми ракетами.
Западные страны, в особенности США, значительно превосходили Советский Союз в этом направлении. В 1949 году в Америке был построен В-36 – первый самолет, который смело можно назвать стратегическим бомбардировщиком. СССР в этом же году начал серийное производство Ту-4 – точной копии американского самолета B-29. Но это скорее был дальний бомбардировщик, для «стратега» эта машина явно слабовата. Все вышеперечисленные машины являлись турбовинтовыми, но вскоре начинается новая эра в бомбардировочной авиации, и «стратеги» преодолевают скорость звука.
Тогда еще не было зенитных ракет, которые могли доставать высокоскоростные самолеты на больших высотах, поэтому увеличение скорости машин серьезно повышало их боевые качества. Однако полет на сверхзвуковых скоростях поставил перед конструкторами целый ряд сложнейших технических проблем.
В США были разработаны В-58 и А-5, а Советский Союз ответил на это созданием М-50 и Ту-22. Эти машины можно смело назвать шедеврами инженерной мысли, в них были собраны все технические достижения своего времени.
Бомбардировщик Ту-22 стал знаковой машиной для советской военной авиации. Этот самолет является настоящим долгожителем: свой первый полет он совершил в 1958 году, а закончилась его эксплуатация уже в России, в 1994 году. Ту-22 пережил несколько модернизаций, его последние модификации значительно отличались от машины, которая была сделана под руководством гениального российского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.
История создания дальнего бомбардировщика
В 1959 году А.Н. Туполев приступил к разработке проекта Ту-22М. Генеральный конструктор создал машину с крылом изменяемой геометрии, дающим возможность значительно сократить расход топлива на основных режимах полёта. Также была сохранена система вооружения предшественника Ту-22 – ракета Х-22, как основной вид вооружения, но с возможностью подвески ещё двух таких ракет при боевых действиях на меньшую дальность.
Ту-22
Опытный образец Ту-22МО впервые был испытан в воздухе в конце августа 1969 года и до 1972 года было выпущено ещё девять предсерийных машин. Но, экономичность двигателей НК-144-22 оказалась явно недостаточной и уже серийный Ту-22М1 оснастили другими силовыми установками – двигателями НК-22, развивавшими тягу на 10% больше, чем НК-144-22. На этом этапе в конструкции были убраны крыльевые гондолы шасси, размах крыла стал больше и внедрены различные усовершенствования.
После множества доработок в серию пошёл образец Ту-22М2, в период с 1972 по 1983 год было выпущено 211 таких машин. В строевые части в начале 1983 года поступил Ту-22М3 с изменённой формой воздухозаборников, усиленной конструкцией крыла и силовой установкой НК-25. На вооружении кроме ракеты Х-22 появилась вращающаяся установка с ракетами Х-15П, самолёт был приспособлен для боевых действий на малой высоте и совместной работе с самолётами ДРЛО.
Ту-22
ФРОНТОВАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ
С 1977 года ОКБ Сухого велись работы над проектом Су-24БМ (Т-6БМ) (большая модернизация) – глубокой модернизации Су-24.Впрочем, иногда встречается обозначение данного проекта Су-30 (первый с таким названием).
При этом машина была увеличена в размерах (особенно это касалось её ширины, т.к. бомбоотсек предполагалось разместить между двигателями). Изменилась и конструкция воздухозаборников: они располагались под крылом. Машину планировались оснастить двумя ТРДД АЛ-31Ф. Должен был измениться состав её БРЭО, расшириться номенклатура применяемого вооружения, улучшиться характеристики ПНО. Эскизный проект Су-24БМ, выполненный под руководством ведущего конструктора В. Ф. Марова, был завершён в 1981 году. Тогда же построили и натурный макет будущего самолёта. Акт приёмки эскизный проекта и макета утвердил Главком ВВС СССР главный маршал авиации П. С. Кутахов. Оставалась только подпись И. С. Силаева, министра авиационной промышленности СССР.
Далее – слово о решающих моментах «биографии» Су-24БМ авиаконструктору О.С.Самойловичу, тогда работавшему в ОКБ Сухого:
«Вот тут-то и вмешался М. Симонов. Он сумел убедить министра, что Су-24БМ – это вчерашний день, и нужно делать совершенно новый самолет. Так по настоянию Симонова тема Су-24БМ была закрыта. Когда это случилось, П. Кутахов пришел в бешенство. Он приехал к нам на фирму вместе с М.Н. Мишуком. Иванова не было, он где-то задерживался. Главкома принимали Симонов и я. Симонов начал докладывать Кутахову сам. Тот разозлился, встал и сказал, что ему здесь больше нечего делать – он утвердил акт защиты эскизного проекта и макета Су-24БМ, и МАП обязан приступить к созданию этого самолета, а не предлагать что-то новое. Симонов побежал на «кремлевку» (правительственная связь – С.Д.) просить помощи от Силаева. Министр ответил, что немедленно приедет и попросил Кутахова задержаться. Конфликт был погашен, но самолет Су-24БМ так и не был построен…»
Первоначальная версия Су-24БМ
Таким образом, в тот момент руководство ОКБ Сухого сделало «ставку» на абсолютно новый проект – Т-60, который стал «теснить» Су-24БМ. Кроме того, военные высказали ряд предложений по дальнейшему расширению возможностей глубокой модернизации. Поэтому в 1981 году работы развернулись с новой силой: сторонники модернизации Су-24 заменили крыло изменяемой стреловидности на фиксированное, однокилевое оперение стало двухкилевым, существенно изменился и состав БРЭО. В 1983 году был построен полноразмерный макет самолёта Су-24БМ2 (Т-6БМ2), успешно защитили и эскизный проект (1982 год), однако руководство ОКБ Сухого и МАП приняли решение «продвигать» проект Т-60…
Усовершенствованная версия Су-24БМ
С 1985 года ОКБ им. П. О. Сухого были начаты работы над дальнейшей модернизацией самолёта Су-24, в результате чего была создана модификация Су-24ММ (малая модернизация). Одним из её авторов был В. Р. Ковтун.
Су-24ММ
Новую версию Су-24 предполагалось оснастить новыми, более экономичными ТРДДФ АЛ-31Ф, что в сочетании с увеличенной на 2 тонны МВМ должно было привести к существенному росту дальности полёта машины. Характерная особенность внешнего вида машины – наличие третьего, дополнительного воздухозаборника, расположенного на верхней части фюзеляжа (он был необходим для новых двигателей). При этом состав БРЭО и номенклатура используемых вооружений изменились незначительно.
Второй его вариант, активно «продвигаемый» представителями ВВС, предполагал использование конформных баков.
В последующем работы над проектом были прерваны, т.к. он Заказчика особо не заинтересовал, а руководство ОКБ предпочитало развивать программу Су-27ИБ (будущего Су-34).
По воспоминаниям ветеранов ОКБ Сухого, если бы не прекращение работ по усовершенствованным версиям Су-24, то советские ВВС имели бы 150-200 новых машин, значительно превосходящих по своим возможностям Су-24М.
Конструкция бомбардировщика Ту-22
Аэродинамическая схема Ту-22 представляет собой планер с низкорасположенным крылом изменяемой геометрии и мощным вертикальным хвостовым оперением с поворотным стабилизатором. Крыло с высокой степенью механизации оснащено трёхсекционными предкрылками, закрылки размещены на центроплане и консолях, интерцепторы с тремя секциями работают как элероны, управляя машиной по крену.
Ту-22
Гидравлическая система с ЭДУ поворачивает крыло на фиксированные положения от 200 до 600 через каждые 10 градусов и на крайний угол поворота в 650. Отрицательное влияние воздухозаборников с воздушными тоннелями и центроплана на аэродинамику вертикального оперения при больших углах атаки удачно компенсировали установкой форкиля больших размеров.
Кабина пилота на самолёте Ту 22М3
Кабина экипажа у Ту-22М3 значительно комфортнее и эргономичнее, чем у предшественника Ту-22. Планировка мест осталась прежней – впереди командир и правый пилот, сзади штурман и оператор. Каждый член экипажа размещается в катапультном кресле КТ-1М, покидание осуществляется вверх, лицом против потока.
Ту-22 кабина пилота
Несколько уменьшилась площадь остекления фонаря, чтобы блики не мешали следить за показаниями приборов. Комплексная система кондиционирования воздуха поддерживает внутри кабины комфортные условия для работоспособности всех пилотов.
Шасси самолёта трёхопорное, передняя стойка управляемая, основные стойки состоят из трёхпарных тормозных колёсных тележек. В полёте стойки убираются внутрь корпуса самолёта, основные перпендикулярно полёту, носовая – назад по полёту.
На Ту-22М3 установили новую радиолокационную станцию и улучшенный прицельный комплекс, двигатели оснастили современной электронной системой управления. Электронное управление получили новые бесщёточные генераторы в системе электроснабжения. Заменены свинцовые аккумуляторы на кадмиево-никелевые батареи, что повысило качество электропитания и надёжность электроники.
Ту-22 компоновочная схема
Тактико-технические характеристики
- Длина самолёта – 42,46 м
- Высота – 11,05 м
- Размах полностью выпущенного крыла – 34,3 м
- Размах сложенного крыла – 23,4 м
- Бомбоотсек: ширина – 1,8 м; длина – 7 м
- Максимальный взлётный вес – 124 т
- Боевая нагрузка – 21 т
- Запас топлива – 53,5 т
- Силовая установка – 2 Х ТРДДФ НК-25
- Максимальная тяга на форсаже – 25000 кгс
- Максимальная скорость на высоте – 2300 км/ч
- Максимальная скорость у земли – 1050 км/ч
- Крейсерская скорость – 900 км/ч
- Длина взлётной дистанции – 2100 м
- Длина посадочной дистанции – 1300 м
- Скорость на взлёте – 370 км/ч
- Вооружение – три ракеты Х-22 или 21 тонна бомб, половина из которых размещена на подкрыльевых пилонах, остальные внутри бомбоотсека. В фюзеляже вместо бомб допускается размещение вращающейся установки для шести ракет Х-15. В хвосте концевой части фюзеляжа под килем расположена дистанционно управляемая спаренная пушка ГШ-23
Ту-22
МЮВЮКНЯЭ Б 1961 Ц. цНД ЯОСЯРЪ ОПХЯРСОХКХ Й ГЮБНДЯЙХЛ ХЯОШРЮМХЪЛ ОЕПБНЦН, ОЕПЕДЕКЮММНЦН ХГ рС-22п, СВЕАМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ ╧ 601. гЮ ЙЮАХМНИ ЙНМРПНКХПСЕЛНЦН (НАСВЮЕЛНЦН) ОХКНРЮ ПЮГЛЕЯРХКХ ЙЮАХМС КЕРВХЙЮ-ХМЯРПСЙРНПЮ Я УЮПЮЙРЕПМШЛ БШЯРСОЮЧЫХЛ ТНМЮПЕЛ. яМЪКХ ЙНПЛНБСЧ ЯРПЕКЙНБСЧ СЯРЮМНБЙС, ОПЕРЕПОЕК ХГЛЕМЕМХЪ Х ЯНЯРЮБ НАНПСДНБЮМХЪ. мЮ ЙЮРЮОСКЭРХПСЕЛНЕ ЙПЕЯКН ХМЯРПСЙРНПЮ, БШАПЮЯШБЮБЬЕЦНЯЪ Б ЮБЮПХИМНИ ЯХРСЮЖХХ, ЙЮЙ Х МЮ АНЕБШУ ЛЮЬХМЮУ, БМХГ, СЯРЮМНБХКХ АНКЕЕ ЛНЫМШИ ЯРПЕКЪЧЫХИ ЛЕУЮМХГЛ.
яЮЛНКЕР ОПНУНДХК ГЮБНДЯЙХЕ ХЯОШРЮМХЪ Я 4 МНЪАПЪ 1961-ЦН ОН 28 ЮОПЕКЪ 1963 Ц. б ХЧМЕ НМ Б РЕВЕМХЕ МЕДЕКХ МЮУНДХКЯЪ МЮ ЯОЕЖХЮКЭМШУ ХЯОШРЮМХЪУ Б мхх ббя. я 23 ХЧКЪ МЮВЮКЯЪ ЩРЮО ЦНЯСДЮПЯРБЕММШУ ХЯОШРЮМХИ МЮ ДПСЦНИ ЛЮЬХМЕ, ╧ 602. мН 27 ХЧКЪ ОНКЕРШ БЯЕУ рС-22 ГЮОПЕРХКХ ХГ-ГЮ ЙЮРЮЯРПНТШ НДМНЦН ХГ рС-22п дЮКЭМЕИ ЮБХЮЖХХ (ОЕПБСЧ ЛЮЬХМС БНЕММШЕ ОНРЕПЪКХ 18 ЮБЦСЯРЮ 1962 Ц. Б кхх). яОСЯРЪ 19 ДМЕИ ХЯОШРЮМХЪ ОПНДНКФХКХЯЭ Х ГЮБЕПЬХКХЯЭ 28 ЪМБЮПЪ 1965 Ц. Я ПЕЙНЛЕМДЮЖХЕИ Н ОПХМЪРХХ СВЕАМНИ ЛНДХТХЙЮЖХХ МЮ БННПСФЕМХЕ. й ЩРНЛС БПЕЛЕМХ ЯЕПХИМШЕ рС-22с СФЕ ОНЯРСОЮКХ Б ббя. вСРЭ ОНГФЕ, МН Б РНЛ ФЕ 1965 Ц., МЮ СВЕАМШЕ ЛЮЬХМШ ЯРЮКХ СЯРЮМЮБКХБЮРЭ НАНПСДНБЮМХЕ ДКЪ ДНГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б ОНКЕРЕ Х АНКЕЕ ЛНЫМШЕ рпд пд-7л2. рЮЙХЕ ЯЮЛНКЕРШ ОНКСВХКХ НАНГМЮВЕМХЕ рС-22сд
.
сВЕАМШИ БЮПХЮМР «ьХКЮ» ДНБНКЭМН ДНКЦН ЯКСФХК Б ВЮЯРЪУ ббя Х ЛНПЯЙНИ ЮБХЮЖХХ АЕГ ЯСЫЕЯРБЕММШУ МЕОНКЮДНЙ. оЕПБЮЪ ЙЮРЮЯРПНТЮ СВЕАМНИ ЛЮЬХМШ ОПНХГНЬКЮ 23 ЛЮПРЮ 1968 Ц. оПХ БШОНКМЕМХХ ОПЕДОНЯЮДНВМНЦН ЛЮМЕБПЮ МЕНФХДЮММН НРБЮКХКЮЯЭ БЯЪ УБНЯРНБЮЪ ВЮЯРЭ. оНЦХАКХ КЕРВХЙХ а. вСФЙНБ, м. уЛШПЕБ Х ЬРСПЛЮМ к. дЮМВЕМЙН. бОНЯКЕДЯРБХХ БШЪЯМХКНЯЭ, ВРН ОПХВХМНИ РПЮЦЕДХХ ЯРЮКХ СЯРЮКНЯРМШЕ РПЕЫХМШ Б ЙНМЯРПСЙЖХХ ОКЮМЕПЮ, БНГМХЙЬХЕ Б ПЕГСКЭРЮРЕ ХМРЕМЯХБМНИ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ. мЕЛЕДКЕММН БЕЯЭ ОЮПЙ рС-22с ОНДБЕПЦЯЪ РЫЮРЕКЭМНИ ОПНБЕПЙЕ. яЮЛНКЕРШ, МЮ ЙНРНПШУ БШЪБХКХ НОЮЯМШЕ ДЕТНПЛЮЖХХ, ОНЬКХ Б ПЕЛНМР. бЯЕЦН ГЮБНД ╧ 22 ОНЯРПНХК 46 СВЕАМШУ ЛЮЬХМ, БЙКЧВЮЪ ДБЕ НОШРМШЕ, ОЕПЕДЕКЮММШЕ ХГ рС-22п.
рС-22с ОНЯРПНЕМ ОН ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ ЯУЕЛЕ ЯБНАНДМНМЕЯСЫЕЦН МХГЙНОКЮМЮ ЯН ЯРПЕКНБХДМШЛ ЙПШКНЛ (55╟ ОН ОЕПЕДМЕИ ЙПНЛЙЕ). йПШКН ДБСУКНМФЕПНММНЕ ЙЕЯЯНММНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ. лЕУЮМХГЮЖХЪ ЙПШКЮ ЯНЯРНХР ХГ БМСРПЕММХУ ДБСУЫЕКЕБШУ ГЮЙПШКЙНБ Х БМЕЬМХУ ЩКЕПНМНБ-ГЮЙПШКЙНБ. цНПХГНМРЮКЭМНЕ НОЕПЕМХЕ ЯРПЕКНБХДМНЕ (58╟41′ ОН ОЕПЕДМЕИ ЙПНЛЙЕ), ЖЕКЭМНОНБНПНРМНЕ. тЧГЕКЪФ РХОЮ ОНКСЛНМНЙНЙ Я ЦКЮДЙНИ ПЮАНРЮЧЫЕИ НАЬХБЙНИ. ьЮЯЯХ РП╦УНОНПМНЕ Я МНЯНБНИ ЯРНИЙНИ. рЕКЕФЙХ НЯМНБМШУ ЯРНЕЙ ЬЮЯЯХ САХПЮЧРЯЪ Б ЦНМДНКШ МЮ ЙПШКЕ. яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ ЯНЯРНХР ХГ ДБСУ рпд пд-7л (ОНГФЕ пд-7л2). дБХЦЮРЕКХ СЯРЮМНБКЕМШ Б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ Б ЛНРНЦНМДНКЮУ МЮД ТЧГЕКЪФЕЛ. дКЪ БГК╦РЮ ЛНЦСР ОПХЛЕМЪРЭЯЪ ОНПНУНБШЕ СЯЙНПХРЕКХ, ЙПЕОЪЫХЕЯЪ Й ЖЕМРПНОКЮМС. дКЪ ЯНЙПЮЫЕМХЪ ОПНАЕЦЮ ОПХ ОНЯЮДЙЕ ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ДБСУЙСОНКЭМШИ РНПЛНГМНИ ОЮПЮЬЧР. щЙХОЮФ ПЮЯОНКЮЦЮКЯЪ Б ЦЕПЛЕРХВМНИ ЙЮАХМЕ Б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. йЮАХМЮ К╦РВХЙЮ-ХМЯРПСЙРНПЮ ЯН БРНПШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ ПЮГЛЕЫЮКЮЯЭ МЮ ЛЕЯРЕ ПЮДХЯРЮ Х ХЛЕКЮ БШЯРСОЮЧЫХИ ББЕПУ ТНМЮПЭ. йЮРЮОСКЭРМНЕ ЙПЕЯКН ХМЯРПСЙРНПЮ ОНКСВХКН АНКЕЕ ЛНЫМШИ ЯРПЕКЪЧЫХИ ЛЕУЮМХГЛ. йНПЛНБЮЪ ОСЬЕВМЮЪ СЯРЮМНБЙЮ НРЯСРЯРБНБЮКЮ. мЮ ЛНДХТХЙЮЖХХ рС-22сд СЯРЮМНБКХБЮКНЯЭ НАНПСДНБЮМХЪ ДНГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б БНГДСУЕ РХОЮ «ЬКЮМЦ-ЙНМСЯ».
бЯЕЦН ХГЦНРНБКЕМН 46 ЯЮЛНК╦РНБ рС-22с. оНЯРЮБКЪКЯЪ МЮ ЩЙЯОНПР Б хПЮЙ Х кХБХЧ. оНЯКЕ ПЮЯОЮДЮ яяяп МЕЯЙНКЭЙН ЯЮЛНК╦РНБ ДНЯРЮКНЯЭ сЙПЮХМЕ.
лНДХТХЙЮЖХХ :
рС-22с | СВЕАМШИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ. бШОСЯЙЮКЯЪ Я 1963 ЦНДЮ. хГЦНРНБКЕМН 46 ЯЮЛНК╦РНБ. |
рС-22сд | ДЮКЭМХИ. нРКХВЮКЯЪ МЮКХВХЕЛ ЯХЯРЕЛШ ДНГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б ОНК╦РЕ Х ДБХЦЮРЕКЪЛХ пд-7л2. |
кру: |
лНДХТХЙЮЖХЪ | рС-22с |
пЮГЛЮУ ЙПШКЭЕБ, Л | 23.65 |
дКХМЮ, Л | 41.60 |
бШЯНРЮ, Л | 10.13 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л2 | 162.25 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ | 43580 |
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 69000 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 85000 |
РНОКХБЮ | 40800 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 2 У рпд бд-7л |
рЪЦЮ, ЙЦЯ | |
БГКЕРМЮЪ | 2 У 10500 |
МЮ ТНПЯЮФЕ | 2 У 16000 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 1387 |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 850 |
оЕПЕЦНМНВМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 7200 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 5130 |
аНЕБНИ ПЮДХСЯ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ | 3150 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 13250 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 7 |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
тНРНЦПЮТХХ: | оЕПБШИ НОШРМШИ рС-22с |
яЕПХИМШИ рС-22с | |
рС-22с МЮ боо | |
рС-22 | |
рС-22п | |
оНЯЮДЙЮ рС-22сд | |
оНДЦНРНБЙЮ Й БГКЕРС рС-22сд | |
оНДЦНРНБЙЮ Й БГКЕРС рС-22сд |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
рС-22сд 121-1 ЦБ. РАЮО 15-НИ ЦБРАЮД ╘ чПХИ рЕОЯСПЙЮЕБ |
рС-22сд ббя хПЮЙЮ |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
юБХЮЙНККЕЙЖХЪ. мХЙНКЮИ ъЙСАНБХВ. аНЛАЮПДХПНБЫХЙ рС-22 юБХЮЖХЪ Х бПЕЛЪ. бХЙРНП йНМЯРЮМРХМНБ, бЮКЕПХИ пНЛЮМЕМЙН, юМДПЕИ уЮСЯРНБ. яБЕПУГБСЙНБНИ ДНКЦНФХРЕКЭ юБХЮЖХЪ Х йНЯЛНМЮБРХЙЮ. бКЮДХЛХП пХЦЛЮМР. хЯРНПХЪ ЯНГДЮМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЯЕЛЕИЯРБЮ ЯЮЛНКЕРНБ рС-22 йПШКЭЪ пНДХМШ. мХЙНКЮИ ъЙСАНБХВ. рПСДМШИ БГКЕР рС-22 юПЛЮДЮ. мХЙНКЮИ ъЙСАНБХВ. яБЕПУГБСЙНБНИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ рС-22 ббя пНЯЯХХ. хЯРНПХЪ рС-22 пНЛЮМ юЯРЮУНБ. пСЯЯЙЮЪ яХКЮ. дЮКЭМХИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Х ПЮЙЕРНМНЯЕЖ рС-22 бКЮДХЛХП пХЦЛЮМР. оНД ГМЮЙЮЛХ «юмр» Х «рс» нюн «рСОНКЕБ» : нР юмр-1 ДН рС-334 Altair. Jefim Gordon, Wladimir Rigmant. Tu-22/M/ Naddzwiekowe bombowce Rosji Aerofax. Jefim Gordon, Vladimir Rigmant. Tupolev Tu-22 ‘Blinder’, Tu-22M ‘Backfire’ |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2004
Интересные факты
- В годы «холодной войны» авианосные корабли стран НАТО больше всего боялись атак Ту-22, недаром их прозвали «убийцами авианосцев».
- В ходе военных действий в Афганистане Ту-22М3 ограниченно использовались в самом конце войны при выводе войск.
- На территории Чечни Ту-22М3 участвовал в отдельных операциях для более точной наводки штурмовиков на цель с помощью ОСАБ.
Ту-22
- В грузино-осетинском конфликте 2008 года Ту-22М3 уничтожали живую силу и наносили бомбовые удары по складам и аэродромам, располагавшимся в Кодорском ущелье.
- После того, когда в ходе этой войны был сбит в одной из операций Ту-22М3, командование решило больше не применять эти самолёты.
- В ноябре 2015 года четырнадцать Ту-22М3 приняли участие в боевых действиях российских ВКС в воздушном пространстве Сирии.
- Ту-22М3 принял участие в съёмках фильма «Особенности национальной охоты», а в фильме «Все страхи мира» есть сюжет атаки этого самолёта на авианосец.
Ту-22
САМОЛЁТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Из числа специальных самолётов во времена СССР была разработана усовершенствованная версия самолёта-заправщика Ил-78М (первый полёт 7 марта 1987 года), у которого на 20 тонн возросла МВМ, а конвертация его в транспортный самолёт стала невозможной. При этом дальность передачи 60 тонн топлива по сравнению с первоначальной версией увеличилась, в среднем, на 800 км, а 35 тонн – на 1500 км. Стоит отметить одну малоизвестную особенность самолётов Ил-78/78М: они могут обеспечивать заправку одновременно до четырёх самолётов и на земле.
Ил-78М
Кроме того, 9 января 1984 года были начаты работы над самолётом А-50М, на котором должен был быть установлен модифицированный радиотехнический комплекс «Шмель-2», имеющий расширенные боевые возможности, а также новая аппаратура РТР. Также самолёт предполагалось оснастить двигателями Д-90 (впоследствии получили обозначение ПС-90). Его строительство было начато на авиационном заводе в Ташкенте в 1987 году, а в 1989-м предполагалось начать его лётные испытания. До 2000 года планировалось поставить около 30 машин данной версии.
Для проведения испытаний нового комплекса уже была создана летающая лаборатория «2А» на базе самолёта Ту-126, которая уже с марта 1987 года начала выполнять полёты. Однако в октябре 1990 года Постановлением Совета Министров СССР работы по созданию самолёта были прекращены.