Главная » Реальная история » Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехники » Проекты средних и тяжелых танков Польши (1937-1939 гг.)
Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехникиНе реализованные проекты танков других стран
youROKer 03.05.2020 3584 120
14
в Избранноев Избранномиз Избранного 9
Всем, кто интересуется историей польского танкостроения, известно, что серийно в Польше до Второй Мировой войны выпускалось несколько видов танкеток и один тип легкого танка – 7ТР. Однако польскими конструкторами в 1930-е годы велась разработка бронетанковой техники различного назначения. Танк поддержки пехоты (9ТР), колесно-гусеничный танк (10ТР), крейсерский танк (14ТР), плавающий танк (4ТР). Но, помимо этого, во второй половине 1930-х годов польское Управление вооружения решило создать для армии сначала средний, а затем и тяжелый танки. Об этих нереализованных программах и пойдет речь. Когда пишут о польских средних/тяжелых танках, то часто используют индексы 20ТР, 25ТР, 40ТР и иные. Сразу оговоримся, что эти индексы являются сконструированными исследователями по типу 7ТР (7-Tonowy Polski), в реальности же проекты не имели подобного буквенно-цифирного обозначения.
Черновой рисунок одного из вариантов среднего танка фирмы BBT. Br. Panc.
Программа «Czołg średni» (1937 – 1942 гг.).
В середине 1930-х годов командование польской армии пришло к выводу о необходимости разработки для Войска Польского среднего танка, который мог бы решать не только задачи сопровождения пехоты (для чего были предназначены танки 7TP и танкетки TKS), но и в качестве танка прорыва, а также для уничтожения укрепленных пунктов.
Программа была принята в 1937 г. под немудреным названием «Czołg średni» («средний танк»). Комитет вооружения (KSUST) определил начальные параметры технического задания, предложив конструкторам ориентироваться на проект английского среднего танка А6 (Vickers 16 t.), упомянув также, что подобный танк состоит на вооружении «вероятного противника» – СССР (Т-28). Дополнительным стимулом к разработке собственного среднего танка для польского военного руководства стала разведывательная информация о начале производства в Германии танков Nb.Fz. Соответственно польский «Czołg średni» должен был, как минимум, соответствовать А6 и Т-28 (эти танки считались поляками равноценными) по техническим параметрам, не уступать по силе Nb.Fz., а в идеале превосходить их. Специалисты Артиллерийского управления Войска Польского предложили использовать, как основное вооружение 75-мм орудие образца 1897 г. Масса проектируемого танка изначально была ограничена 16–20 тоннами, однако в дальнейшем лимит был увеличен до 25 тонн.
Сравнение размеров среднего танка проекта KSUST с «вероятными противниками» Т-28 и Nb.Fz.
Сама программа была рассчитана на 5 лет – до 1942 г., когда, по плану польского командования, армия должна была получить достаточное количество серийных средних танков.
Разработка танка была поручена ведущим польским машиностроительным фирмам под общим руководством Комитета вооружения.
Первые проекты были готовы уже к 1938 г. – это были разработки конструкторов, трудившихся в самом комитете (KSUST 1 вариант) и вариант. предложенный фирмой Biuro Badan Tehnicznych Broni Panzernych (BBT. Br. Panc.).
I вариант среднего танка KSUST
I вариант среднего танка BBT. Br. Panc.
По тактико-техническим данным (см. в таблице внизу) они были весьма близки, за исключением того, что специалисты BBT. Br. Panc. предложили кроме варианта с 75-мм орудием создать танк с длинноствольной 40-мм полуавтоматической пушкой на основе зенитного орудия Bofors. Такая комплектация хорошо подходила для борьбы с бронированными объектами – так как начальная скорость снарядов зенитного орудия была весьма высока. В обоих проектах присутствовали 2 малые пулеметные башни, способные вести огонь по курсу танка.
Средний танк компании DS PZlzn
К концу 1938 г. свой проект представила компания Dzial Silnikowy PZlzn. (DS PZlzn.). Этот проект существенно отличается от иных тем, что инженеры DS PZlzn. (ведущий инженер Эдуард Хабич) решили не следовать точно указаниям комитета по вооружению в отношении тактико-технических данных, а создали оригинальный концепт среднего танка на основе собственных разработок. Дело в том, что данная компания разрабатывала для Войска Польского «скоростные танки» на подвеске типа «Кристи». В 1937 г. был создан опытный танк 10TP, близкий по своим характеристикам к советским танкам БТ-5, а в 1938 г. началась разработка крейсерского танка с усиленным бронированием и вооружением 14ТР. На основе разработок по проекту 14ТР и был создан вариант «сzołgu średniego», представленный в комитет вооружения.
По сравнению с проектом 14ТР у «среднего танка» был несколько удлинен корпус, существенно увеличено бронирование (лобовая броня 50 мм у первого варианта и 60 мм у последнего), предполагался к установке мощный двигатель в 550 л.с. или спарка двигателей по 300 л.с., что должно было обеспечить танку скорость до 45 км/ч. Что касается вооружения, то вместо планировавшейся изначально к установке 47-мм противотанковой пушки (как на 14ТР) было решено использовать 75-мм орудие, созданное на основе зенитного Wz. 1922/1924 c длиной ствола 40 калибров, имевшего к тому же небольшой откат, что позволяло его разместить в компактной башне. Такое орудие имело очень большую бронепробиваемость и подходило как для борьбы с танками, так и для уничтожения долговременных укреплений. Под это орудие была спроектирована расширенная башня, а от малых башен конструкторы отказались, заменив их курсовым и спаренным с орудием пулеметами.
Проект среднего танка фирмы DS PZlzn.
Фактически, если бы этот проект был воплощен с заявленными характеристиками до 1940 г., то Польша бы получила едва ли не самый сильный средний танк в мире, по бронированию близкий к современным ему тяжелым танкам. Можно вспомнить, что в СССР 1939 г. начались испытания танка А-32, имевшего несколько меньшее бронирование и существенно более слабое 76-мм орудие, а немецкая армия в 1939/40 г. имела средний танк Pz.IV с бронированием в 15–30 мм и короткоствольным 75-мм орудием.
75-мм орудия, предполагавшиеся к установке в средний танк (хорошо видна как разница в длине ствола, так и в величине отката)
Проект компании BBT. Br. Panc.
В начале 1939 г. фирма BBT. Br. Panc. представила новый проект своего танка в двух вариантах. Сохранив общую компоновку, инженеры изменили назначение танка – он стал скоростным специализированным для борьбы с бронированными объектами. Произошел отказ от использования 75-мм пехотного орудия, вместо него было предложено использовать 40-мм полуавтоматическое или 47-мм противотанковое. Предложив вариант с бензиновым 500-сильным двигателем (или спаркой 300-сильных), разработчики рассчитывали, что их танк достигнет скорости в 40 км/ч по шоссе. Вместе с тем, до 50 мм было увеличено и бронирование (лобовая деталь корпуса). Также была разработана новая уменьшенная башня для 40-мм орудия и иной вариант ходовой части. Масса проектируемого танка возросла до максимально разрешенных второй редакцией требований Комитета вооружений 25 тонн.
II вариант среднего танка BBT. Br. Panc. c 47-мм противотанковым орудием
II вариант среднего танка BBT. Br. Panc. c 40-мм орудием, иной конструкцией ходовой части и уменьшенной башней
Однако, хотя проекты фирм DS PZlzn. и BBT. Br. Panc. не были отвергнуты комитетом вооружения (DS PZlzn. в начале 1939 г. даже были выделены средства на создание деревянного полноразмерного макета), большее внимание было уделено переработанному проекту специалистов комитета (KSUST 2 вариант).
Основываясь на анализе предложений компаний BBT. Br. Panc. и DS PZlzn., инженеры, работавшие в комитете вооружений, представили в конце 1938 г. новый проект. Сохранив основную компоновку (в том числе трехбашенную схему), а также 75-мм орудие обр. 1897 г. как главное вооружение, они переделали моторное отделение и кормовую часть корпуса по примеру проекта BBT. Br. Panc. и вместо 320-сильного дизеля решили использовать спарку бензиновых 300-сильных моторов, как предлагали специалисты фирмы DS PZlzn., что позволяло достичь тех же скоростных параметров, что и у конкурента. Также было решено довести проект по показателям бронирования до 50 мм (лоб корпуса). Все это предполагали уложить в вес 23 тонны (у проекта DS PZlzn – 25 т), однако позднее проектный вес был увеличен до 25 тонн.
II вариант среднего танка KSUST
Польские военные рассчитывали начать испытание опытного образца танка в 1940 г., но война не дала осуществить эти планы. К началу войны больше всего продвинулись работы у фирмы DS PZIzn., которая изготовила деревянный макет танка. По некоторым данным этот макет был уничтожен, так же как и недостроенный экспериментальный танк 14ТР, при приближении немцев.
Силы поляков
В противовес всему вышеописанному Польша была способна выставить только немногим больше 300 единиц бронетехники. В их числе 143 (24 2-башенных, 108 1-башенных и 11 усовершенствованных) легких танка 7TP, примерно 100 раритетных «Рено» ФТ-17, сохранившихся с Первой мировой войны и приблизительно 100 более новых легких бронемашин, приобретенных в Европе (английские «виккерсы 6-тонные», а также «Гочкисы» и «Рено» из Франции).
Застрявший «Рено» FT-17 поляков под Брестом, 1939 год
Вдобавок имелось свыше 500 танкеток ТК-3, ТКФ и ТКС. У них была низкая проходимость, тонкая броня и плохое вооружение. У львиной доли танкеток был 1 пулемет, расположенный в корпусе, а не в башне. За счет этого его польза в бою сильно снижалась. Только на 244 из них было установлено 20-мм орудие – при некотором усилии они могли послужить заменой противотанковых «самоходок», встретившись с самыми слабыми фашистскими танками.
Таким образом, приблизительное соотношение сил – 9:1, а если принять во внимание танкетки, то 3,5:1.
В настоящих боевых действиях они показывали такую же боеспособность (а точнее – ее отсутствие), как и гитлеровские «Панцер 1». Но сила все равно была на стороне нападающих.
Танкетка TKS с 20-мм пушкой
Некоторые поляки проявили такую доблесть, что даже на слабых машинах причиняли немцам серьезный ущерб. Так, взводный Э.Р. Орлик и механик-водитель Б. Закржевский за время сражений подбили 13 единиц бронетехники на своей ТКС с 20-мм орудием. По отдельным сведениям в их числе был 1 «Панцер IV».
Программа «Czołg ciezki» (1940 – 1945 гг.).
В 1939 г., когда проектирование среднего танка подошло к стадии изготовления полноразмерных макетов, представители Комитета вооружения предложили начать программу создания тяжелого танка «Czołg ciezki». Основными параметрами были: назначение – прорыв укрепленных линий и поддержка пехоты; бронирование, обеспечивающее неуязвимость для противотанковых орудий; максимальный вес – 40 тонн. Программа была рассчитана на 5 лет (1940 – 1945 гг.).
Известно о нескольких концепциях тяжелого танка, созданных в Польше в 1939 г.
Проект танка «B.U.G.I.»
Одна из них принадлежит специалистам Комитета вооружения Бужновицу, Ульриху, Грабскому и Иваницкому, по сокращению от первых букв их фамилий, проект именовался «B.U.G.I.». Авторы основывались на концепции среднего танка (KSUS II вариант), однако танк должен был иметь однобашенную схему, лобовую броню и броню башни до 100 мм и, в качестве основного вооружения, пехотное орудие калибра 75 мм или 100-мм гаубицу.
Чертеж внешнего вида тяжелого танка B.U.G.I.
Танк Хабича
Вторая концепция тяжелого танка 1939 г. принадлежит Э. Хабичу. Об этом танке известно немногое. Хабич предполагал использовать в своем проекте ту же 75-мм длинноствольную зенитную пушку, которую предполагалось установить в средний танк проекта DS PZIzn. Ходовую часть он предполагал выполнить по типу блокированных тележек (по 3 тележки на борт), как в опытном танке его разработки 4ТР. Бронирование предполагалось сделать большим, чем у среднего танка проекта DS PZIzn., то есть лобовая броня должна была превысить 60 мм (иногда встречается упоминание толщины лобовой брони проекта танка Хабича – 80 мм).
Современная реконструкция (по описанию) тяжелого танка по проекту Э. Хабича
Третий проект тяжелого танка был создан профессором Львовского политехнического института Антонием Марковским. Его работа поступила в Комитет по вооружению 22 июля 1939 г. Профессор Марковский предложил концепцию танка, вооруженного 120-мм гаубицей образца 1878 г. и одним пулеметом, имеющего очень сильное бронирование (130 мм – лоб корпуса, 100 мм – борта, 90 мм – корма и 110 мм – башня), но невысокую подвижность (25–30 км/ч при установке 500-сильного двигателя).
Проект тяжелого танка А. Марковского
Поскольку официально программа «Тяжелого танка» должна была быть запущена только в 1940 г. (с выделением соответствующего финансирования), работа над тяжелыми танками в довоенной Польше не пошла дальше создания черновых концепций.
Таблица проектных ТТХ польских средних и тяжелых танков:
Источники:
- Janush Magnuski. Czołg średni 20/25ТР // Nowa Technika Woiskova, 2006. № 9.
- Robert Michulec. Novi polski czołg średni // Nowa Technika Woiskova, 2011. № 10 (spec.).
- Jan Ziemiański. Zapomniana broń Rzeczypospolitej cz. 1 // https://www.zielp.pl/index.php?option=com_content&view=article&id=163:zapomniana-bro-rzeczypospolitej&catid=42:numer-22011&Itemid=175
- https://www.weu1918-1939.pl/pancerne/czolgi/sredni/dowodztwo_pancerne_czolgi_sredni.html
- https://www.dws.org.pl/index.php?sid=b5a60225bcdb5c93369c75dbdb86c8ad
- https://odkrywca.pl/pokaz_watek.php?id=323402
Пост-источник: https://alex-mistch.livejournal.com/1314.html
Не останавливаться на достигнутом!
В начале осени 1939 г. должна была увидеть свет модифицированная версия 7TP в количестве 100 танков. Точное наименование неизвестно, хотя его условно обозначают 9TP, а порой – «укрепленный 7TP». У 9TP ходовая оставалась прежней, а мотором предполагалось сделать легкий «Заурер» CT1D.
Лёгкий танк 9ТР
Благодаря разнице в массе машина приобрела дополнительную броню. Фронтальное бронирование увеличили до 4 см, что было весьма прилично по тем временам. Вооружение было аналогичным тому, что установлено на 7TP, но получилось слегка увеличить расстояние от днища танка до поверхности земли. За счет этого увеличилась проходимость. До вторжения гитлеровцев в страну с конвейера сошло всего 11 моделей 9TP (без учета 2-х опытных образцов).
Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Новости СМИ2