Крейсерский танк «Crusader»
Tank, Cruiser Crusader. Crusader — «крестоносец», возможно произношение: «Крусэйдер» и «Крузейдер».
Танк «Крусайдер» разработан в 1940 году и представляет собой дальнейшее развитие семейства крейсерских танков на гусеничной ходовой части типа Кристи. Он имеет почти классическую компоновочную схему: бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Наффилд-Либерти» расположен в задней части корпуса, боевое отделение — в средней его части, а отделение управления — в передней. Некоторое отступление от классической схемы представляла собой пулеметная башенка, устанавливавшаяся на первых модификациях спереди, справа от механика-водителя. Основное вооружение танка — 40-мм пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет — было установлено в башне кругового вращения, имевшей большие углы наклона броневых листов толщиной до 52-мм. Поворот башни осуществлялся с помощью гидравлического или механического привода. Корпус каркасной конструкции имел лобовую броню толщиной 52-мм и бортовую толщиной 45-мм. Для защиты ходовой части монтировались броневые экраны. Как и все английские крейсерские машины, танк «Крусайдер» имел радиостанцию и танковое переговорное устройство. Крусайдер выпускался в трех последовательно сменявших друг друга модификациях. Последняя модификация «Крусайдер III» выпускалась до мая 1942 г. и была вооружена 57-мм пушкой. Всего было выпущено около 4300 «Крусайдеров» и 1373 боевые и вспомогательные машины на их базе (зенитные самоходные установки, ремонтно-эвакуационные машины и т.д.). В 1942-1943 гг. они были стандартным вооружением бронетанковых бригад оперативного назначения.
Первоначальная разработка проекта А15 прекратилась из-за неопределенности самих требований и возобновилась под обозначением А16 на . Вскоре после одобрения деревянного макета А13 Мк III («Ковенантер»), представленного в апреле 1939 г., начальник Управления механизации просил Генштаб рассмотреть альтернативные проекты, которые бы полностью соответствовали тяжелому крейсерскому танку. Это были А18 (увеличенная модификация танк «Тетрарх»), А14 (разработанный «Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй»), А16 (разработанный «Наффилд»), а также «новый» А15, предполагавшийся как увеличенный вариант А13Мк III.
А15 был явным фаворитом, поскольку он использовал большинство узлов и агрегатов танков серии А13, включая ходовую часть типа Кристи, мог по этой причине быстрее пойти в производство, благодаря большей длине перекрывал более широкие рвы и имел 30-40-мм броню, что давало ему большие возможности, чем другим претендентам. «Наффилд» же предложили разработать танк на основе А13 М1с III с удлинением ходовой части на один опорный каток на каждый борт. В июне 1939 г. «Наффилд» предложила использовать двигатель «Либерти» базового А13 вместо «Медоуз» танка А13 Мк III, поскольку «Либерти» уже поставили «Наффилд» на производство, но не использовали. Это обещало также снижение массы; начальник Управления механизации дал согласие и в июле 1939 г. выдали соответствующее задание на 200 танков плюс опытная модель. Последнюю подготовили к марту 1940 г.
В середине 1940 г. заказ на А15 увеличили до 400, затем до 1062 машин, а «Наффилд» стала головной в группе из девяти компаний, привлеченных к производству А15. До 1943 г. общий выпуск достиг 5300 машин. «Детские болезни» опытной модели включали слабую вентиляцию, недостаточное охлаждение двигателя и трудности с переключением передач. Производство без длительных испытаний, привели к тому, что «Крусэйдер», как его назвали в конце 1940 г., показал низкую надежность.
В ходе боев в пустыне танк «Крусайдер» с весны 1941 г. стал основным британским танком. Впервые он вступил в бой у Капуццо в июне 1941 г. и участвовал во всех последующих боях в Северной Африке, и даже к началу битвы у Эль-Аламейн в октябре 1942 г. он оставался на вооружении в варианте с 57-мм пушкой, хотя к тому времени он уже заменялся американскими МЗ и М4.
Последние танки «Крусайдер» окончательно вывели из боевых подразделений в мае 1943 г., но эта модель использовалась в качестве учебной до конца войны. С середины 1942 г. шасси «Крусэйдера» приспосабливали под различные специальные машины, включая ЗСУ, артиллерийские тягачи и БРЭМ. Когда «Крусайдер» разработали, то было уже слишком поздно, чтобы учесть в его конструкции уроки боев во Франции в 1940 г. В частности, устранили носовую пулеметную башенку в связи с ее слабой вентиляцией и ограниченной эффективностью, а также ради упрощения производства. Кроме того, появилась возможность слегка увеличить толщину брони в лобовой части корпуса и башни. Наконец, Мк III перевооружили с 2-фунтовой пушки на 6-фунтовую.
Германцы о за его высокую скорость, но он не мог соперничать с германским Рz III с 50-мм пушкой — его основным оппонентом в пустыне — в толщине брони, ее пробиваемости и эксплуатационной надежности. Германские 55-мм, 75-мм и 88-мм противотанковые пушки также без труда поражали «Крусайдеры» в ходе боев в пустыне.
Тактико-технические характеристики танка МК VI «Крусайдер III»
Боевая масса | 19,7 т |
Размеры: | |
длина | 5990 мм |
ширина | 2640 мм |
высота | 2240 мм |
Экипаж | 3 человека |
Вооружение | 1 х 51-мм пушка 1 х 7,92-мм пулемет 1×7,69 зенитный пулемет |
Боекомплект | 65 снарядов 4760 патронов |
Бронирование: | |
лоб корпуса | 52 мм |
лоб башни | 52 мм |
Тип двигателя | карбюраторный «Наффид-Либерти» |
Максимальная мощность | 345 л.с. |
Максимальная скорость | 48 км/час |
Запас хода | 160 км |
Модификации:
- «Крусайдер» I (крейсерский танк МК VI). Первоначальная серийная модель с 2-фунтовой пушкой.
- «Крусайдер» I С8 (крейсерский танк Мк VIС8). Та же модель, но с 3-дюймовой гаубицей для использования в качестве машины непосредственной огневой поддержки.
- «Крусайдер» II (крейсерский танк МК У1А). Аналогичен «Крусайдер» I, но без пулеметной башенки. Дополнительное бронирование лобовой части корпуса и башни.
- «Крусайдер» ИС8 (крейсерский танк Мк У1А С8). То же, что и «Крусайдер» 1С8 .
- «Крусайдер» III. Последняя серийная модификация с 6-фунтовой пушкой и измененным бронированием корпуса и башни. Прототип испытан в ноябре-декабре 1941 г. В производстве с мая 1942 г., к июлю 1942г. собрали 144 машины.
- «Крусайдер» ОР (машина передовых наблюдателей), «Крусэйдер Комманд». Машины с муляжом пушки, дополнительной радиостанцией и связной арматурой для передовых артиллерийских наблюдателей и старших офицеров, использовавшиеся после того, как «Крусайдер» вывели из боевых подразделений.
- ЗСУ «Крусайдер» IIIАА Мк1. «Крусайдер» III с установкой вместо башни 40-мм зенитной пушки «Бофорс». На первых машинах использовали обычную зенитную установку без изменений, затем ее закрыли во всех сторон бронелистами, оставив открытым верх.
- ЗСУ «Крусайдер» III АА Мк11. «Крусайдер» III с заменой танковой башни новой закрытой башней с двуствольной 20-мм зенитной пушкой «Эрликон». ЗСУ «Крусайдер» III АА Мк11. ЗСУ МкП, с радиостанцией, размешенной не в башне, а в передней части корпуса (за механиком — водителем).
- ЗСУ «Крусайдер» АА с трехствольной установкой «Эрликон». Несколько машин оснастили открытой сверху башней с трехствольной 20-мм зенитной установкой «Эрликон». Их применяли только в качестве учебных машин. Эти модификации ЗСУ подготовили для вторжения на север Европы в 1944 г., подразделения ЗСУ ввели в каждую штабную роту дивизий. Однако превосходство союзников в воздухе и редкие воздушные атаки противника сделали подразделения ЗСУ не слишком нужными вскоре после высадки в Нормандии в июне 1944 г.
- «Крусайдер» II артиллерийский быстроходный тягач Мк I. «Крусайдер» II с открытой бропсрубкой и креплением для укладок выстрелов, предназначался для буксировки 17-фунтовой (76,2-мм) ПТП и ее расчета. Широко использовался в противотанковых полках БТД во время кампании в Европе в 1944-45 гг. Для преодоления глубоких бродов машинами штурмовых дивизий в операции «Оверлорд» устанавливался специальный кожух.
- БРЭМ «Крусайдер» АКУ. Штатное шасси без башни, но с оборудованием для ремонта техники. Машина имела съемную А-образную стрелу и лебедку на месте снятой башни.
- Бульдозер «Крусэйдер Дозер». Переделка стандартного танка для Королевского корпуса инженеров. Вместо башни ставили лебедку и стрелу, на раме, смонтированной на бортах корпуса, подвешивался бульдозерный отвал.
- «Крусэйдер Дозер энд Крэн» (КОР). «Крусэйдер Дозер», приспособленный для нужд «Ройал Орднанс Фэктори», использовался для обезвреживания неразорвавшихся снарядов и мин. Бульдозерный отвал удерживался в поднятом положении в качестве бронещита, а на лобовой части корпуса крепились дополнительные бронелисты.
Источники:
- М. Барятинский. «Крусейдер и другие. (Бронеколлекция, 6 — 2005);
- Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
- Ю. Ф. Каторин. Танки. Иллюстрированная энциклопедия;
- Crusader Cruiser 1939-45 ;
- Fletcher, David; Sarson, Peter. Crusader and Covenanter Cruiser Tank 1939-1945.
< Назад | Вперед > |
Орудие
В плане вооружения все тоже не так уж просто и забегая вперед скажу – во многом пушка далека от комфорта. Однако тут тоже есть сильные стороны, так что давайте обо всем говорить по порядку.
У Crusader орудие
имеет очень скромный альфастрайк, но скорострельность в нашем случае невероятно высокая, так что без оборудования и перков мы сможем выдавать порядка 2050 единиц урона в минуту.
Пробитие легкий танк Crusader
имеет хорошее, но его хватает только на то, чтобы пробивать технику пятого уровня. В остальном нужно будет заезжать противникам в борта и корму, а время от времени придется стрелять голдой, то есть иметь при себе около 15-20 подкалиберов не помешает.
Настоящей слабостью нашей пушки, без сомнений, можно назвать точность. Во-первых, у Crusader WoT
большой разброс, во-вторых, стабилизация у нас плохая, а еще скорости сведения решительно не хватает, чтобы досводиться между выстрелами, ведь скорострельность адская.
«Вишенкой» на этом необычном танке будут углы вертикальной наводки, так как на 12 градусов ствол опускается только с борта. Если Crusader танк
смотрит вперед, угол склонения составляет 7 градусов, а с кормы пушка вообще практически не опускается.
Операторы [ править ]
- Аргентина — переоборудованные артиллерийские тягачи
- Австралия один эскадрон 9-го кавалерийского полка ; Северная Африка (1941–43)
- по крайней мере, один крестоносец был испытан в Австралии (1941) 1-й бронетанковой дивизией.
. [20]
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Дизайн и разработка
- 2 Производительность
- 3 История обслуживания 3,1 Северная Африка
- 3.2 Другое использование
- 4.1 Crusader I (Крейсер Mk VI)
- 8.1 Цитируемые работы
Преимущества и недостатки
Вполне очевидно, что для результативной игры на любом танке, важно понимать хотя бы его главные преимущества и недостатки, ведь отталкиваясь от этих знаний, вы сможете выстраивать тактику ведения боя. Сейчас мы выделим сильные и слабые стороны Crusader World of Tanks
отдельно, чтобы вам было легче ориентироваться. Плюсы: • Неплохой обзор; • Хорошая подвижность (но недостаточная для ЛТ); • Высокий уровень маскировка • Отличная скорострельность и ДПМ; • Хорошие, но капризные УВН. Минусы: • Слабое бронирование; • Маленький альфастрайк; • Плохая точность (разброс, сведение, стабилизация); • Ограниченная максимальная скорость.
Ссылки [ править ]
- ^ а б Бойд (2008) .
- Бингем [ необходима страница
] - Флетчер, Универсальный танк .
- стр. 40; A15 Cruiser Mk. VI Crusader Tank: Техническая история; PM Knight; Публикации Черного Принца
- Milsom, Sanders & Scarborough 1976 , стр. 33-34.
- Neillands 1991 , стр. 79.
- Neillands 1991 , стр. 72.
- Milsom, Sanders & Scarborough 1976 , стр. 40.
- Milsom, Sanders & Scarborough 1976 , стр. 43.
- Milsom, Sanders & Scarborough 1976 , стр. 47.
- Milsom, Sanders & Scarborough 1976 , стр. 48.
- Грин, Майкл (30 октября 2014 г.). Бронированная война во Вьетнамской войне: редкие фотографии из архивов военного времени . Pen & Sword Military. п. 9. ISBN 978-1-78159-381-3.
- ^ a b c Чемберлен и Эллис, стр.
- ↑
Fletcher , pp. 65-66.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFFletcher ( справка ) - ↑
Флетчер, Великий танковый скандал , стр. 131. - Бингем [ необходима страница
] - ↑Crusader Cruiser Tank
[
требуется разъяснение
] стр. 43 год - Fogliani [ необходима страница
] - ↑Crusader Cruiser Tank
[
требуется разъяснение
] стр. 44 год - Каррутерс, Боб (2011). Танки на войне 1939–1942 гг
. Вуттон Вавен: Книги Coda. ISBN 978-1906783884.[
требуется страница
] - ↑
Пьер-Оливье (1 ноября 2010 г.). «Выжившие крейсерские танки» (PDF) . Сайт Surviving Panzers . Проверено 3 ноября 2010 года .
Процитированные работы [ править ]
- Бингхэм, Джеймс. Крестоносец: Крейсер Марк VI
. Профиль ББМ, № 8. Виндзор: Профиль. OCLC 54349416 . - Бойд, Дэвид (2008). «Танк крестоносца» . Оборудование времен Второй мировой войны
. Дэвид Бойд. - Питер Чемберлен и Крис Эллис Британские и американские танки Второй мировой войны, Полная иллюстрированная история британских, американских танков и танков Содружества 1933-1945
(1969) - Флетчер, Дэвид (1989). Великий танковый скандал: британская броня во Второй мировой войне — Часть 1
. HMSO . ISBN 978-0-11-290460-1. - Флетчер, Дэвид (1989). Универсальный танк: британская броня во Второй мировой войне — Часть 2
. HMSO . ISBN 0-11-290534-X. - Флетчер, Дэвид; Сарсон, Питер (2000). Crusader and Covenanter Cruiser Tank 1939–1945 гг
. Новый авангард.
14
. Ботли: Скопа . ISBN 1-85532-512-8. - Фоглиани, Сигал; Хорхе, Рикардо (1997). Blindados Argentinos, de Uruguay y Paraguay
(на испанском языке). Буэнос-Айрес: Ayer y Hoy Ediciones. ISBN 978-987-95832-7-2. - Милсом, Джон; Сандерс, Джон; Скарборо, Джеральд (1976). Крестоносец
. Классические ББМ.
1
. Йовил: Патрик Стивенс. ISBN 978-0-85059-194-1. - Нейлландс, Робин (1991). Крысы пустыни: 7-я танковая дивизия, 1940–1945 гг
. Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-81191-6.