Твердотопливный котел напольный Zota «Тополь-М» 60 кВт с водяным контуром предназначен для теплоснабжения индивидуальных жилых домов и зданий коммунально-бытового назначения, оборудованных системой водяного отопления с принудительной или естественной циркуляцией, ГВС с помощью бака косвенного нагрева, в открытых и закрытых системах отопления с максимой температурой теплоносителя до +95 оС и давлением до 3 бар. Котел работает на твердом топливе, угле, дровах, топливных брикетах. Газоплотные дверцы и система подачи первичного воздуха обеспечивают точную регулировку мощности котла. Теплообменник имеет конструкцию, при которой осуществляется простой доступ к теплопроводным поверхностям для их чистки. Котел имеет вместительную топку и способен продолжительное время работать на одной загрузке топливом. Данный котел отличается наиболее высоким КПД среди бюджетных моделей твердотопливных и комбинированных отопительных котлов.
Корпус твердотопливного котла Zota «Тополь-М» под декоративной обшивкой изолирован бальзатовым картоном – данная особенность снижает теплопотери водяной рубашки. Предусмотрены два варианта загрузки топлива – горизонтальная дверца будет удобна для верхней загрузки угля и доступа к теплообменнику во время чистки котла, а шуровочная дверца, расположенная горизонтально, подойдет для загрузки дров. Теплообменник состоит из трех контуров. Трубчатый теплообменник в комбинации со съемной заслонкой создают трехходовой теплообменник. Конструкция позволяет более эффективно снимать тепло с выходящих дымовых газов, тем самым увеличивает КПД. На передней панели установлен термоманометр, показывающий температуру подачи воды и давление внутри котла.
В качестве источника тепла можно использовать газообразное или пеллетное топливо – для этого необходимо установить соответствующую горелку. Кроме этого, предусмотрена возможность установки электрического нагревательного элемента (блока ТЭН). Чтобы выработать больший КПД со сгораемого топлива, котел можно оборудовать вентилятором наддува TurboSet. Вентилятор будет подавать воздух на частицы топлива, которые поднимаются вместе с дымовыми газами. Частицы будут догорать в котле. Водяная рубашка располагается по всему контуру котла, в том числе и под зольником. Конструкция охлаждает зольный ящик, не дает ему деформироваться, обеспечивает дополнительный теплосъем и улучшенную циркуляцию теплоносителя. Купить твердотопливный котел напольный Zota «Тополь-М» 60 кВт можно в интернет-магазине duim24.ru по самой выгодней цене с доставкой.
Работа котла Зота Тополь-М
В комплекте с каждым котлом Зота Тополь-М поставляется руководство по использованию. Но эти нехитрые агрегаты настолько просты, что им не нужны никакие инструкции. Загрузка дров здесь производится через верхнюю дверцу (по шахтному типу), что очень удобно. Подправить поленья в топке поможет шуровочная дверца на передней панели. Для контроля температуры предусмотрен простой термометр.
Загрузка дров для обычного горения осуществляется через шуровочную дверцу. Если же необходимо обеспечить длительное горение, закройте её и заложите дрова до самого верха через загрузочную дверцу в верхней части.
Запуск котла Зота Тополь-М производится следующим образом – укладываем дрова на колосниковую решётку, поджигаем, не забыв полностью открыть поддувало. Как только поленья разгорятся, подкладываем ещё порцию топлива. Помните, что топка должна быть заполнена дровами минимум на 15 см. Пока теплообменник не прогреется до температуры выше +60 градусов, на нём возможно образование конденсата.
Регулировка мощности в Зота Тополь-М осуществляется с помощью задвижки в дымоходе и заслонкой. Если используется механический тягорегулятор, установите на нём предел +60 градусов и дождитесь его достижения. Как только температура теплоносителя достигнет установленного показателя, выставьте такую длину цепочки, чтобы заслонка (она же поддувало) была приоткрыта на 2 мм. Теперь котёл сможет самостоятельно поддерживать заданную температуру, открывая или закрывая заслонку.
Обратите внимание, что котлы Зота Тополь-М нуждаются в периодической чистке – они засоряются сажей, которая не отличается теплопроводностью. Также необходимо чистить зольник и колосниковую решётку (особенно перед работой в режиме длительного горения).
МАЗ-7917 — уникальное шасси для ракетного комплекса «Тополь»
Вторая Мировая Война заставила пересмотреть подход к развитию автомобильной промышленности. Такое же явление затронуло и Советский Союз. Нагрянувшая беда показала, что страна совершенно не подготовлена к резким переменам, в плане транспортного оснащения. Именно поэтому, сразу после завершения боевых действий, в 1945 году многие предприятия СССР приступили к созданию новой военной техники. Нужно было обеспечить автопарк современными и мощными машинами.
В оснащении предусмотрели новый силовой агрегат с 12 цилиндрами и турбонаддувом
Межконтинентальный комплекс “Тополь” и “Тополь-М” — машины, которые еще в годы Холодной войны несли в себе всю силу и мощь ракетных войск. Уникальный для своего времени и автомобиль МАЗ-7917. Он имел необычную конструкцию, которая вызывает интерес даже сегодня. Чтобы реализовать созданную концепцию автономного ракетного комплекса, понадобилось надежное шасси. Основное внимание уделяли его грузоподъемности, которая должна была составлять не менее 50 тонн. Проектирование ракеты начали в 1976 году. Почти в это же время на Минском автомобильном заводе приступили к созданию шасси, которое в будущем обрело заводской индекс 7917. В качестве основы решили взять модель МАЗ-7912. На него поставили новую кабину, которая имела 3 посадочных места.
Колесная формула новой техники была представлена в виде 14х12. Снаряженную массу специалисты определили на 32.5 тонны, а грузоподъемность достигала 63 тонн. Интересно, что в конструкции задействовали нечетное количество колесных пар — 7. Это было сделано для того, чтобы унифицировать технику с теми разработками завода, которые были созданы ранее. Большое внимание уделяли модели МАЗ-547. Поэтому передние пары колес были управляемыми. Нестандартная конструкция привела к тому, что 4 ось не была ведущей, из-за чего ее пришлось дополнительно усиливать. Дело в том, что во время прохождения неровностей, на мост шла основная нагрузка от комплекса — почти 105 тонн.
Расход на 100 км составлял 200 литров, но в условиях реального использования он мог доходить до 350 литров
В оснащении предусмотрели новый силовой агрегат с 12 цилиндрами и турбонаддувом, который выдавал 720 л.с. Его дополнили предпусковым подогревателем, который разогревал мотор при -40 градусах до рабочего состояния всего за полчаса. Совместно с агрегатом функционировала 4-ступенчатая КПП. На заводе предусмотрели гидропневматическую подвеску независимого типа. Водитель имел возможность тормозить двигателем в режиме блокировки второй передачи. Диаметр колес составлял 25 дюймов, а ширина 60 см., они дополнялись системой подкачки.
Разгоняться транспорт мог до 40 км/час за 65 секунд
При создании техники пытались использовать большее количество легких материалов — титан и высокопрочный пластик. Это обеспечивало соотношение грузоподъемности к массе в -2.2. Разгоняться транспорт мог до 40 км/час за 65 секунд. Расход на 100 км составлял 200 литров, но в условиях реального использования он мог доходить до 350 литров. Вся техника рассчитывалась на пробег 18 000 км, а срок службы был не менее 10 лет. Но чаще всего эти ракетоносцы проходили намного больше, что в очередной раз подтверждает прочность конструкции.
Итог. МАЗ-7917 — уникальное шасси для ракетного комплекса “Тополь”. Техника отличалась высокой грузоподъемностью и надежностью в работе.
Отопительный аппарат – это тепло в доме
Многие населенные пункты на сегодняшний день еще не газифицированы. Поэтому жителям таких поселков приходится искать альтернативу газовому оборудованию. Наилучшим решением в данном случае является отопление загородного или частного дома твердотопливным котлом.
Оно приобретает все большую популярность не только благодаря способности работать на древесине или угле, но и полной автономности.
Ведь для твердотопливного котла не нужен ни газ, ни электричество. Он может работать только на дровах, поддерживая при этом комфортную температуру в помещении. Однако такие аппараты выпускаются в различных модификациях и чтобы сделать правильный выбор, необходимо хотя бы вкратце познакомиться с каждой из них.
Новые двигатели и материалы корпуса
Не только непредсказуемость траектории на активном участке делает удар нового оружия неотразимым, но и очень высокая скорость. «Тополь-М» на разных этапах полета приводится в движение тремя маршевыми двигателями и очень быстро набирает высоту. Твердое топливо представляет собой смесь, основой которой служит обычный алюминий. Разумеется, состав окислителя и другие тонкости по понятным причинам не разглашаются. Максимально облегчены корпуса ступеней, они выполнены из композитных материалов (органопластика) с использованием технологии непрерывного наматывания отвердевающих волокон сверхпрочного полимера («кокон»). Такое решение имеет двойной практический смысл. Во-первых, уменьшается вес ракеты «Тополь-М», характеристики ее разгона существенно улучшаются. Во-вторых, пластиковую оболочку труднее засечь радарами, высокочастотные излучения от нее отражаются хуже, чем от металлической поверхности.
Для снижения вероятности уничтожения зарядов на конечном этапе боевого курса применяются многочисленные ложные цели, отличить которые от настоящих очень сложно.
Специалисты рекомендуют
Работа твердотопливного котла будет эффективной только в случае правильного выбора топлива для него, а также регулярного обслуживания аппарата. И чтобы определить для себя, чем топить твердотопливный котел, и добиться максимальной эффективности профессионалы советуют:
- При распалке древесины выделяется большое количество дыма, поэтому рекомендуется по краям помещать более крупные поленья, а в середине мелкую растопку
- Применение торфа в густонаселенной местности не рекомендуется из-за выброса в атмосферу крупных частиц и выделения кислого запаха
- Для полного сгорания антрацита требуется массивный очаг, поэтому при его применении при извлечении пепла отсеиваются более крупные фрагменты и используются повторно
Работа котла Зота Тополь-М
В комплекте с каждым котлом Зота Тополь-М поставляется руководство по использованию. Но эти нехитрые агрегаты настолько просты, что им не нужны никакие инструкции. Загрузка дров здесь производится через верхнюю дверцу (по шахтному типу), что очень удобно. Подправить поленья в топке поможет шуровочная дверца на передней панели. Для контроля температуры предусмотрен простой термометр.
Загрузка дров для обычного горения осуществляется через шуровочную дверцу. Если же необходимо обеспечить длительное горение, закройте её и заложите дрова до самого верха через загрузочную дверцу в верхней части.
Запуск котла Зота Тополь-М производится следующим образом – укладываем дрова на колосниковую решётку, поджигаем, не забыв полностью открыть поддувало. Как только поленья разгорятся, подкладываем ещё порцию топлива. Помните, что топка должна быть заполнена дровами минимум на 15 см. Пока теплообменник не прогреется до температуры выше +60 градусов, на нём возможно образование конденсата.
Регулировка мощности в Зота Тополь-М осуществляется с помощью задвижки в дымоходе и заслонкой. Если используется механический тягорегулятор, установите на нём предел +60 градусов и дождитесь его достижения. Как только температура теплоносителя достигнет установленного показателя, выставьте такую длину цепочки, чтобы заслонка (она же поддувало) была приоткрыта на 2 мм. Теперь котёл сможет самостоятельно поддерживать заданную температуру, открывая или закрывая заслонку.
Обратите внимание, что котлы Зота Тополь-М нуждаются в периодической чистке – они засоряются сажей, которая не отличается теплопроводностью. Также необходимо чистить зольник и колосниковую решётку (особенно перед работой в режиме длительного горения).
Краткое описание
Небольшой стильный котел — эффективно обогреет дом или коттедж. Опционально — пеллеты, газ, электричество. Удобная загрузка топлива — вертикально и горизонтально. Управление — ручное (ПУ ЭВТ-И1 и автоматический руглятор тяги — опция)
Мощность min/max: 5/16 кВт
Площадь отопления: до 160 кв.м
Топливо: бурый уголь, уголь длиннопламенный, дрова, древесные брикеты, угольные брикеты, пеллеты (опционально, при покупке горелки), природный или сжиженный газ (опционально, при покупке горелки), электричество (опционально, блок-ТЭН не более 9 кВт)
Особенностии: новинка Zota 2019; водонаполненные колосники; увеличенная конфигурация теплообменника; 2 топочные дверцы (для горизонтальной и вертикальной загрузки); регулировка — через поддувальную заслонку дверцы, при покупке — через регулятор тяги; термометр на панели; дополнительные возможности (при покупке оборудования) — ТЭН и ПУ для отопления на электричестве, сжигание пеллет или газа, длительное горение с TurboSet
Размеры (ШхВхГ): 440х870х805 мм
Топливо:
Загрузка ручная Вид топлива твердое топливо, уголь, дрова, топливные брикеты Возможные виды топлива (опционно) газ и пеллеты (отдельная горелка), электричество (ТЭН) Размер фракции угля 20-300 мм Содержание угля фракции 1-10 мм не более 4% Насыпная плотность 650 кг/куб.м Влажность не более 23-25% Зольность не более 10-15% Содержание угольной пыли не более 4% Теплопроизводительность угля не более 5000-6000 ккал/кг Теплопроизводительность угольных брикетов не менее 6000 ккал/кг Теплопроизводительность древесных брикетов не менее 4150 ккал/кг Теплопроизводительность дров не менее 3000 ккал/кг
Виды растопки
Большинство аппаратов данного вида работают на различных видах топлива:
- Дровах
- Торфяных брикетах
- Гранулах
- Антраците
- Коксе
- Буром угле
Причем их калорийность отличается, а от нее зависит эффективная работа устройства. Поэтому тем, кто приобретает такой котел, следует учитывать, что при сжигании менее калорийного топлива падение мощности может составить до 30% (при допустимой влажности) и еще больше при естественной.
Есть и еще один нюанс. Обычно производитель указывает, чем лучше топить твердотопливный котел и какое топливо следует взять за основное. Желательно соблюдать данные требования, чтобы добиться максимальной отдачи и сделать отопление загородного дома твердотопливным котлом максимально удобным.
Например, при рекомендации топить бурым углем следует применять его в качестве основного, а мелкозернистые фракции добавлять только на раскаленный слой и малыми порциями.
Брикеты – могут быть торфяные, из соломы или древесные. Идеально применять только те, которые производятся путем прессования. Распадающиеся на опилки брикеты допускается использовать только вместе с дровами или бурым углем, чтобы не привести в негодность котел.
Пеллеты также могут быть из соломы или отходов древесины. Они прессуются, как и брикеты и применяются чаще всего в специальных твердотопливных котлах.
Расход дров в твердотопливном котле будет минимальным, если они будут сухими, только тогда можно добиться максимальной мощности от котла и продлить срок его службы. В противном случае полезное энергетическое содержание древесины будет значительно ниже.
Секреты из газеты
А представляет собой «Тополь-М», сообщала газета, моноблочную трехступенчатую стратегическую твердотопливную ракету шахтного базирования. Классифицируется буквой «А», что означает её постоянное нахождение в транспортно-пусковом контейнере. Этот контейнер дает гарантию готовности ракеты к боевому применению без заводского обслуживания в течение как минимум 15 лет. Предыдущий — только десять.
Длина «Тополя-М» вместе с головной частью — 22,7 м (у «Тополя» — 21,5 м). Диаметр корпуса — 1,95 м (У «Тополя — 1,80 м). Стартовый вес — 47,2 т («Тополь» — 45,1 т). Забрасываемый вес — 1200 кг (у прототипа — 1 т). Дальность пуска — более 10 000 км. Точная мощность ядерного заряда не называется, но по некоторым признакам можно судить, что он входит в мегатонный класс ядерных боевых блоков. У «Тополя», напомню, — 550 кт.
Заместитель директора Московского института теплотехники Лев Соломонов, один из создателей «Тополя-М» и старший брат генерального конструктора МИТа и «Тополя-М» Юрия Соломонова, говорил мне тогда, что ядерный заряд их «изделия» обладает достаточной эффективностью. Не избыточной мощностью, как боеголовки некоторых других ракет, которые, понятно специалистам, никогда не будут применены, так как могут разгрохать полпланеты, что, в принципе, самоубийство. А именно такой, чтобы заставить возможного агрессора задуматься, а надо ему угрожать России или лучше не стоит.
Создан был ядерный заряд для РС-2ПМ2, как и все предыдущие, в конструкторском бюро ВНИИЭФ в Арзамасе-16. Главный конструктор — ученик академика Юлия Харитона академик Георгий Дмитриев. А боевой блок — коллективом Московского института теплотехники — головного разработчика всего комплекса «Тополь-М» под руководством академика Бориса Лагутина и члена-корреспондента РАН Юрия Соломонова. За счет новых аэродинамических, баллистических и конструктивных качеств этот блок обладает способностью преодолевать любую противоракетную оборону, существующую и перспективную, сохраняет способность оставаться на расчетной траектории и долететь до заданной цели при любых условиях и поразить указанный объект с минимальным отклонением.
Генеральный конструктор по наземным ракетным комплексам «Московского института теплотехники» Юрий Соломонов, 1997 год © Антон Новодережкин/ТАСС
Насколько высоки эти боевые качества, можно судить хотя бы потому, что точность стрельбы предыдущего подвижного грунтового комплекса «Тополь», или SS-25 Sickle, меньше, чем у «Тополя-М», в два раза, а максимальное отклонение от центра цели самой совершенной американской стратегической ракеты МХ равно 350 м, что тоже хуже аналогичного показателя РС-2ПМ2. Кроме того, траекторию полета боевого блока на заключительном участке траектории предсказать невозможно.
Все испытательные пуски, которые, кстати, своими национальными средствами контроля наблюдали американцы, — только один из них был неудачным, — продемонстрировали непредсказуемость поведения боевого блока на этой дистанции, а значит, и высочайшую степень живучести. Она к тому же обеспечивается и способностью боевого блока противостоять поражающим факторам ядерного взрыва (ударной волне, рентгеновскому, световому, гамма- и нейтронному излучению).
Сбить с траектории «Тополь-М», говорили мне специалисты, можно лишь тогда, когда в её головную часть попадут другой ракетой. Как пулей в пулю. А такой результат, по их мнению, практически недосягаем.
Время готовности комплекса стало измеряться уже не десятками минут, как это происходило на жидкостных ракетах, или несколькими минутами, как на предыдущем мобильном комплексе, а секундами. Если американская ракета МХ покидает шахту после получения команды «пуск» через 30 секунд, то «Тополь-М» на несколько секунд раньше. Преимущество в эти мгновения, казалось бы, совсем незначительное, но за ними не только высочайшая степень боевой готовности, но и очень важные технологические и конструктивные находки и особенности новой ракетной системы, заложившие базовые основы для дальнейшей модернизации и усовершенствования комплекса.
Многие из этих особенностей новой ракеты связаны с её двигателем первой ступени. Он разрабатывался ещё в КБ «Южное» в Днепропетровске под руководством генерального конструктора Станислава Конюхова. Потом, когда Украина вышла из кооперации, был передан в МИТ. И уже в Москве был доработан, «введен» в новый комплекс. А Московскому институту теплотехники кроме разработки идеологии всей системы принадлежит также приоритет в применении на комплексе новых композитных материалов и сплавов, создание поворотных, как говорят специалисты, управляемых сопел и вспомогательных двигателей. Их разработкой руководил заместитель генерального конструктора Юрий Винниченко.
В Люберецком НПО «Союз», который тогда возглавлял академик Зиновий Пак, а затем Юрий Милехин, нашли оригинальную рецептуру и технологию твердотопливных зарядов, что в полтора раза увеличило энергетику и мощность ракеты. А столичное НПО автоматики и приборостроения, которым руководил академик Владимир Лапыгин, создал для «Тополя-М» новую систему управления полетом и принципиально новую систему прицеливания (до того её делали на киевском ).
Экспериментально-испытательной базой для нового «Тополя» стал Плесецкий полигон. Все 150 стендовых испытаний и проверок систем аппаратуры, которые раньше под строжайшим авторским контролем проводились только на заводах и в КБ, на этот раз военные и конструкторы проводили прямо в ракетной шахте. Это, как сказали мне в Главкомате РВСН, сократило сроки создания комплекса почти на два года и сэкономило финансовые расходы Ракетных войск в 1994 году на 21 млрд рублей. А все создание комплекса, от эскиза до первого опытного пуска, обошлось налогоплательщику в 142,8 млрд рублей (в ценах 1994 года).
Большие это затраты или нет, знакомые мне ракетчики обсуждать тогда отказались. «Смотря с чем сравнивать, — сказали они. — Если с ремонтом Белого дома или здания Государственной думы, то они значительно ниже. Если с расходами на все вооруженные силы, то меньше одного процента. А нужен или нет сегодня и завтра России новый ракетный комплекс «Тополь-М», решать не нам».
Кстати, первые две ракеты 15Ж65 РТ-2ПМ2 были поставлены в шахты на опытно-боевое дежурство 25 декабря 1995 года в поселке Татищево Саратовской области в 60-й ракетной дивизии, где (улыбка судьбы) в свое время проходил после окончания института лейтенантскую службу генеральный конструктор комплекса Юрий Соломонов. Автор этих строк умудрился тогда «отличиться», указав в новой газетной публикации географические координаты этих шахт, что было неправильно. Указом президента России Владимира Путина 13 июня 2000 года «Тополь-М» был принят на вооружение РВСН.
По договору СНВ-III, подписанному Москвой и Вашингтоном в 2010 году, к апрелю 2022 года наши страны могли иметь на вооружении 1550 ядерных боеголовок и 700 развернутых носителей ядерного оружия — наземных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых стратегических бомбардировщиков. Это означает, что РВСН смогут располагать не более чем одиннадцатью дивизиями, на вооружении которых будут находиться не более 350 стратегических ракетных комплексов. Половину из них, если позволят финансовые средства, оговаривались в те годы в Главном штабе РВСН, должны составить дивизии шахтного и мобильного комплекса «Тополь-М».
Система отопления с твердотопливным аппаратом
Применение устройств данного типа хотя и пользуется спросом, но не так популярно как газовое. Это связано с необходимость постоянно подкладывать топливо для твердотопливных котлов и следить за работой устройства. Однако существует несколько способов, упрощающих эксплуатацию твердотопливного котла:
- Осуществление автоматической загрузки топлива
- Включение аппарата вместе с электрическим
- Автоматизация подачи воды
Первый легко осуществляется подключением в систему отопления пеллетного оборудования. В нем подача топлива осуществляется автоматически и участие человека в данном процессе не требуется. Такое отопление частного дома твердотопливным котлом допустимо даже в случае не постоянного в нем проживания.
Второй способ считается самым дешевым по трудозатратам и наиболее популярным. В первичное кольцо системы включаются параллельно два аппарата. При этом электрический только поддерживает минимальную температуру воды. А основным источником тепла является твердотопливный.
Последний способ предполагает включение аккумуляционного бака. В нем происходит накопление теплоносителя, подготовленного котлом в течение дня, с целью дальнейшего его расходования ночью, когда отсутствует ручная загрузка топлива. Такая система может быть автоматизирована.
Каждая из схем имеет право на существование и выбор оптимальной зависит от различных факторов.
Виды котлов, работающих на твердом топливе
Все оборудование такого класса можно подразделяется на 2 группы:
- Автоматическая подача топлива
- Ручная загрузка
К первым относятся пеллетные котлы. В них роль топлива играют гранулы, их загружают в специальные бункеры и оттуда они поступают в топку. Такие аппараты имеют высокий КПД и могут работать в автоматическом режиме неделями, без участия в процессе человека.
Вторые же, в зависимости от конструктивных особенностей, подразделяются на 3 вида:
- Классические
- Пиролизные
- Длительного горения
В них в качестве топлива могут использоваться дрова и отходы древесины.
Традиционный или котел твердотопливный на дровах выпускается уже очень давно, и конструктивно практически не изменился. В нем топочная камера располагается снизу и считается самой горячей его частью. Чаще всего она сделана из чугуна или стали. Однако такое отопление деревянного дома твердотопливным котлом применяется достаточно редко, так как требует частого обслуживания.
Пиролизные аппараты – это новый шаг в среде твердотопливного оборудования. Их работа основана на принципе разложения древесины на твердые остатки и газы и сжигания последних. К преимуществам данного аппарата относится высокий КПД, минимальное образование золы и сажи. Среди недостатков – необходимость сжигания сухих дров с влажностью не более 20%.
Длительного горения – их принцип работы разработан в России и аналогов в мире пока не имеет. Он является котлом нового поколения не только в конструктивном плане, но и по принципу работы. Главным его достоинством является простота конструкции и возможность обслуживать 1 раз в сутки при работе на топливе естественной влажности. Котел на дровах твердотопливный имеет самую точную регулировку мощности и может выдавать заданное количество тепла.
Разработка
Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс — обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».
Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе «Пронит» на основе динитрата пропиленгликоля (англ.)русск.. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал двигательную установку на твёрдом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного — из металла, с креплением на нём ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного — 15Ж65.
В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твёрдом топливе.
Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.
Задействованные структуры
В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь-М» были задействованы следующие структуры:
- Ракета — ЗАО «НТЦ «Комплекс-МИТ», Москва (разработка);ОАО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская Республика (производство);
- Система управления — ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина», Зюзино, Москва (разработка); ОАО «ЛОМО», Санкт-Петербург (разработка/производство);
- Головная часть и боевые блоки — РФЯЦ «ВНИИЭФ», Саров, Нижегородская обл. (разработка/производство);
- Приводы — ГУП «ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); ОАО «ПО «Завод им. А.В. Ухтомского», Люберцы, Московская обл. (производство);
- Пусковая установка и машина обеспечения — ФГУП «ЦКБ «Титан» (разработка) и ГП «ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
- Стартовый ракетный двигатель, базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — ФЦДТ «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
- Шахтные пусковые установки — ФГУП «ОКБ «Вымпел», Москва (разработка, создание и переоборудование имеющихся под новые ракеты);ОАО «ГОЗ», Санкт-Петербург (производство конструкций);
- Контейнер из композитных материалов — ОАО «ЦНИИ Спецмашиностроения», Хотьково, Московская обл.
Описание и характеристики
Котлы Зота Тополь-М – это целая серия отопительного оборудования. Она представлены моделями мощностью 14, 20, 30, 42 и 60 кВт. Производителем отопительной техники является отечественное предприятие ООО ТПК «Красноярскэнергокомплект». Главным достоинством выпускаемой продукции является его ценовая доступность. Например, младшая модель стоит около 30 тыс. рублей, а старшая – около 60 тыс. рублей.
Рассмотрим прочие особенности и плюсы котлов Зота Тополь-М:
- Высокая продолжительность горения;
- Лёгкая очистка от сажи;
- Возможность установки блока ТЭНов;
- Высокая эффективность теплоотдачи за счёт трёхходового теплообменника.
Оборудование не требует подключения к электросети и способно работать в автономном режиме.
Основные технические характеристики
В нашем обзоре мы уже дали описание запуска котла Зота Тополь-М. Теперь мы рассмотрим характеристики этого оборудования. Как уже говорилось, мощность представленных моделей варьируется от 14 до 60 кВт. Образцы мощностью от 14 до 30 кВт нуждаются в дымоходе диаметром 150 мм, а старшим образцам нужны дымоходы диаметром 180 мм. Температура теплоносителя регулируется в диапазоне от +40 до +90 градусов, а тягорегулятор обеспечивает регулировку с точностью ±2 градуса.
Котлы Зота Тополь-М хороши тем, что их можно дооснастить ТЭНами для поддержки температуры. В базовую комплектацию они не входят, их придётся докупать отдельно. Их мощность составляет в пределах 3-9 кВт. Есть и ещё одна приятная опция – данные котлы легко дооснащаются газовыми горелками. Это актуально для тех, кто находится в ожидании подвода газовой магистрали в самом ближайшем времени – можно топить дровами, а потом перейти на газ, просто докупив горелку и подключив её к агрегату.
Индексы ракетных комплексов РВСН
ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)Индексы ракетных комплексов РВСН
Официальное название | Тип | Западное обозначение | Комплекс | СПУ / АПУ | Ракета | Ракета официально | Примечание |
“Баргузин” | БЖРК | 15Ж83 (источник, источник) | |||||
“Периметр-РЦ” / “Сирена” | ПГРК | 15П175 | 15Ю75 / 15Ж75 (источник) | командная ракета на базе ПГРК “Тополь” и ракеты 15Ж58 | |||
РС-26 “Рубеж” | ПГРК | KY-26 / SS-X-31 | 15У194 (?) | 15Ж67 (источник) | 2015 г. проходит испытанияМЗКТ-79291 (?) | ||
РС-24 “Ярс-М” | ОС | 15П165М1 (источник) | 15П765М1 (?) | 15Ж65М / 15Ж65М1 / 15Ж80 (источник) | 2012 г. (15Ж65М1)2016 г. (15Ж80) | ||
РС-24 “Ярс” | ОС | SS-29SS-27 mod.3 SICKLE-С / STALIN | 15П165М | 15П765М | 15Ж65М | РС-12М2Р | |
РС-24 “Ярс-М” (?) | ПГРК | 15П155М1(источник) | 15У175М1 | 15Ж55М1 (?) | 2012 г. | ||
РС-24 “Ярс” / “Тополь-МР” | ПГРК | SS-29SS-27 mod.2 SICKLE-B / STALIN | 15П155М | 15У175М | 15Ж55М | РС-12М2Р | МЗКТ-79221 |
“Скорость” | ПГРК | 15П666 | 15Ж66 | РСС-40 | |||
“Альбатрос” | ОС | 15П170 | 15П770 ? | 15Ж70 ? | |||
РС-12М1 “Тополь-М” | ПГРК | SS-27 SICKLE-B / STALIN | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РТ-2ПМ1 | |
РС-12М2 “Тополь-М” | ОС | SS-27 SICKLE-B | STALIN | 15П06515П165 | 15П765, 15П765-18, 15П765-18М, 15П765-18Э, 15П765-30, 15П765-30П, 15П765-35 | 15Ж65 | РТ-2ПМ2 | изначально – КБ “Южное” |
“Целина” | ПГРК | 15П962 | 15П162, 15П662 | 15Ж62 | МИТ (источник) | ||
РС-22А “Молодец” | БЖРК | SS-24 SCALPEL mоd.3 | 15П761 | 15П961 | 15Ж61 | РТ-23УТТХ | КБ “Южное” |
РС-22Б | ОС | SS-24 SCALPEL mоd.2 | 15П060, 15П160 | 15П760, 15П960 | 15Ж60 | РТ-23УТТХ | КБ “Южное” |
РСС-40 “Курьер” | ПГРК | SS-X-26 | 15П159 | 15У16015У160М | 15Ж59 | МАЗ-7909МАЗ-7929 | |
РС-12М “Тополь” | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158 | 15У168 | 15Ж58 | РТ-2ПМ | МАЗ-7917 |
РС-12М “Тополь” | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158.1 / 15П658 | 15У128.1 | 15Ж58 | РТ-2ПМ | МАЗ-7912 |
“Пионер-3” | ПГРК | SS-20 SABER mod.3 SS-X-28 SABER | 15П157 | 15У167 | 15Ж57 | МАЗ-7916 | |
“Горн” | ПГРК | 15П656 | 15Ж56 | командная ракета | |||
“Универсал” /РС-12М1 “Тополь-М” | ПГРК | SS-27 SICKLE-B | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РТ-2ПМ1 (источник) | МЗКТ-79221 |
“Пионер-УТТХ” / “Пионер-2” | ПГРК | SS-20 SABER mod.2 | 15П653 | 15У136 | 15Ж54 (ГЧ)15Ж53 (РГЧ) | МАЗ-547В | |
РС-22 “Молодец” | БЖРК | SS-24 SCALPEL | 15П952 | СМ-СП-35 | 15Ж52 | РТ-23 | КБ “Южное” |
15Ж51 | командная ракета | ||||||
РС-14 “Темп-2СМ2” | ПГРК | 15П648 | 15Ж48 | ||||
РС-14 “Темп-2СМ1” | ПГРК | 15П647 | 15Ж47 | ||||
РСД-10 “Пионер-К” / “Пионер-М” | ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645К | 15Ж46 | РТ-21М | МАЗ-547А | |
РСД-10 “Пионер” | ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645 | 15У106 | 15Ж45 (РГЧ) | РТ-21М | МАЗ-547А |
ОС | 15Ж44 | РТ-23 | КБ “Южное” | ||||
БЖРК | СМ-СП-35 | 15Ж43 | РТ-22 | КБ “Южное” | |||
РС-14 “Темп-2С” | ПГРК | SS-X-16 / SS-16 SINNER | 15П642 | 15У67 | 15Ж42 | МАЗ-547А | |
ОС | СМ-СП-27 | 15Ж41 | РТ-21 | КБ “Южное” |