Тяжелая бронетехника. Реальность и ожидания. Часть 1


Тяжелая бронетехника. Реальность и ожидания. Часть 1


Бронированные машины бывают разных форм и размеров, они выполняют множество разных задач. В цикле статей будут рассмотрены две категории: боевые бронированные машины, ведущие только огонь прямой наводкой, и машины, служащие также для доставки пехоты на поле боя.
Термин «бронированные машины» является достаточно широким. Он может охватывать как машины, которые просто имеют броню для защиты сидящих внутри людей, так и комплексные боевые системы, которые могут быть такими же сложными как истребитель или боевой корабль. В настоящее время прослеживается всё больше параллелей между боевыми системами, используемыми на земле, на воде и в воздухе.

Этот большое количество разнообразных «бронированных» машин делает любую дискуссию нелегким делом. Сама попытка классифицировать их, по своей сути, довольно сложна. Использование терминов «легкий», «средний» и «тяжелый» было когда-то логичным. Это указывало на массу системы, которая в свою очередь была тесно связана с уровнем защиты, поскольку защита в основном являлась прямым следствием количества и толщины брони. Чем больше брони, тем лучше защита и тем больше масса машины.

Подобная же корреляция возникала также между массой и вооружением, поскольку масса более тяжелой машины, как правило, определяла установку пушки более крупного калибра. Таким образом, более легкие машины чаще всего были вооружены пушками меньшего калибра, тогда как тяжелые машины — более крупными дальнобойными пушками. Впрочем, прогресс в технологиях размыл эти различия и сделал категории «легкая», «средняя» и «тяжелая» по большей части бессмысленными.

Даже терминология, используемая для описания качеств бронированных машин, требует изменения, поскольку должна точно отражать специфические характеристики и то, как они получены. Например, «защиту» было бы более правильным рассматривать внутри понятия «живучесть». Оно дает возможность лучше описать набор факторов, которые в комплексе содействуют безопасности экипажа и позволяют продолжить выполнение задачи. Аналогичным образом изменилось наше понимание «мобильности». Когда-то считалось, что гусеничная ходовая часть является необходимым условием для установки тяжелого вооружения и обеспечивает самую высокую внедорожную проходимость, но при ограничении скорости. Однако сегодня основные боевые танки (ОБТ) массой 70 тонн запросто могут разогнаться до 70 км/ч, в то время как некоторые колесные боевые системы имеют такое же вооружение, что и основные боевые танки.


Разделение бронированных машин по выполняемым задачам имеет больший смысл и значение. Впрочем, даже здесь дифференциация может быть комплексной — частично как результат технологических изменений. Пушки более крупного калибра в настоящее время могут устанавливаться на машины меньшей массы, например. Во многих случаях это новое вооружение в рамках программ модернизации может устанавливаться даже на существующие машины. Подобным же образом прогресс в области движительных систем, включая легкие более компактные силовые блоки и высокоэффективную гидропневматическую подвеску, позволяет увеличивать полезную грузоподъемность машины без ухудшения подвижности, сиречь мобильности. Как следствие, это способствует повышению уровня защиты и могущества вооружения. Значительный прогресс в сенсорных технологиях, обработке данных, средствах связи (включая передачу данных) и автоматизации (включая дистанционную работу) также открывает новые возможности для разработчиков боевых машин.

Программы совершенствования и модернизации позволяют повысить возможности существующих машин при относительно скромных затратах, зачастую повышая гибкость их боевого применения. Подобная тенденция направлена на уменьшение различий между машинами, которые могли бы выполнять разные задачи. Растет понимание того, что развертывание универсальных платформ (там, где это уместно) дает преимущества касательно обслуживания, логистики и стоимости их жизненного цикла. Новые решения, подходы к проектированию, методы производства и технологии материально-технического обеспечения комбинируются с целью достижения «приспособленности одной платформы к выполнению нескольких задач».

В статье рассматриваются те бронированные машины, которые напрямую используются в боевых действиях. Это машины передовой линии, которые являются Schwerpunkt (нем. основной акцент, сущность, центр тяжести) танковой войны. Боевая эффективность этих систем по-прежнему основывается на триаде ключевых характеристик традиционных боевых бронированных машин (ББМ) — огневой мощи, подвижности и защите. Прогресс в средствах ситуационной осведомленности и оперативного управления все больше дополняет эти традиционные составляющие ББМ и способствует расширению и развитию многих программ повышения возможностей бронетехники.


В этой статье боевые машины в соответствии с основным назначением разделены на две категории. В первую категорию входят ББМ, основная задача которых — ведение огня; таким образом, их можно рассматривать как системы для ведения огня прямой наводкой. Эта категория включает основные боевые танки, самоходные противотанковые установки, легкие танки. самоходные артиллерийские установки и другие системы. Все эти мобильные платформы оптимизированы для ведения высокоточного огня прямой наводкой, имеют подготовленные экипажи, а их уровни защиты соответствуют определенному набору угроз.

Во вторую категорию входят боевые платформы, которые предназначены для доставки пехоты на поле боя, после чего та спешивается и ведет бой (зачастую под прикрытием своей машины). Нередко подобные машины могут иметь общие черты с платформами из первой группы, но при этом внутри них способно разместиться отделение пехоты.

Доля каждой составляющей триады ключевых характеристик может варьироваться, некоторые машины имеют такие же продвинутые системы управления огнем как ОБТ, но пушку меньшего калибра, другие же платформы имеют более слабое бронирование.

Включение систем огневого воздействия и машин для перевозки пехоты в одну статью имеет свой смысл. Обе категории машины зачастую работают в одних боевых порядках. Они способны поддерживать и дополнять друг друга, способствуя достижению успеха на поле боя.

M1A2 Abrams
Разработчик: General Dynamics Land Systems Страна происхождения: Соединенные Штаты Америки Вооружение: 120-мм гладкоствольная пушка М256

Оригинальный танк М1 с 105-мм нарезной пушкой М68 с длиной ствола 52 калибра был принят на вооружение в 1980 году. Вариант под обозначением М1А2 был выпущен в 1990 году. Как и предыдущий вариант М1А1 он вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой М256, разработанной немецкой компанией Rheinmetall AG для танка Leopard 2; кроме того, была интегрирована улучшенная система управления огнем (СУО) и реализованы другие доработки. Вариант А2 прошел ряд усовершенствований, получивших обозначение SEP (System Enhancement Package — комплекты для улучшения системы). Новейшим комплектом Abrams SEP является М1А2 SEPV3, первые серийные машины в варианте V3 были поставлены в октябре 2022 года. Проблемы с финансированием ограничили развертывание новых вариантов танка в американских вооруженных силах, как следствие, в войсках остается большое количество машин в варианте М1А2. Это означает, что хотя имеются варианты Abrams, способные соответствовать самым продвинутым потенциальным угрозам, этих машин может и не быть в подразделениях, у которых есть шанс столкнуться с этими угрозами. На первом показе нового варианта руководитель программы по боевым наземным машинам сказал, что «Abrams M1A2 SEPV3 — это большой шаг вперед в надежности, боевой устойчивости, защите и бортовом энергоснабжении, что делает Abrams и наши бронетанковые бригады актуальными на годы вперед. Даже в условиях финансовых ограничений, которые препятствуют созданию совершенно новых машин, Abrams M1A2 SEPV3 демонстрирует то, что мы до сих пор можем проводить существенные и востребованные с эксплуатационной точки зрения усовершенствования». Американская армия уже инициировала разработку конфигурации V4.

Leopard 2
Разработчик: Kraus-Maffei-Wegmann (KMW) Rheinmetall Страна происхождения: Германия Вооружение: 120-мм гладкоствольная Rheinmetall L/55

Leopard 2 — это один из самых распространенных ОБТ в мире. Принятый на вооружение в 80-х годах, он непрерывно модернизировался и улучшался в ответ на вызовы поля боя за счет внедрения новых технологий и инновационных решений. Широкому признанию танка в мире способствовали не только эти ключевые улучшения, но также активное продвижение модификаций и модернизаций, которые позволили «настроить» его возможности для разных эксплуатантов и географических регионов. Некоторые заказчики в последние годы не упустили для себя выгодную возможность приобрести танки Leopard из наличия армий стран НАТО. Было разработано и предложено множество вариантов модернизации танка Leopard 2, в том числе не только компанией Rheinmetall, но и промышленностью стран-заказчиков этих машин. Немецкий Бундесвер полностью оснащен танками стандарта Leopard 2A7V. Недавно он также решил начать реализацию программы «Улучшение боевых возможностей IV» (Kampfwertsleigerung IV, KWS IV). Это позволит немецкой армии обновить часть своего парка ОБТ до нового стандарта Leopard 2A8 в качестве промежуточного решения до завершения разработки нового танка (Main Ground Combat System или Leopard 3). Варианты Leopard 2 стоят на вооружении 18 стран, еще порядка шести стран проявили интерес к покупке новых или избыточных танков из разных источников.

Leсlerc
Разработчик: Nexter (ранее GIAT) Страна происхождения: Франция Вооружение: 120-мм гладкоствольная CN 120-26

Развернутый в 1991 году танк Leсlerc принес с собой много инновационных элементов, например, бортовую информационно-управляющую систему, которые в настоящее время встречаются чуть ли не в каждой боевой машине. Основная пушка длиной 52 калибра (в то время стандартом считались стволы длиной 44 калибра) обеспечивает более высокую начальную скорость и более настильную траекторию. В нем также установлен автомат заряжания и интегрированная система управления огнем, которая может поразить шесть целей за 60 секунд с точностью 95%. Спаренный пулемет имеет калибр 12,7 мм. Этот танк первым среди ОБТ был оснащен гидродинамической подвеской. Leсlerc в настоящее время проходит модернизацию, которая включает установку дистанционно управляемого модуля вооружения, дополнительное бронирование корпуса и башни, новые радиостанции и ИУС SCORPION. Пушка этого танка позволяет вести огонь программируемыми боеприпасами воздушного подрыва. Leсlerc также стоит на вооружении армии ОАЭ, которая задействовала его в боевых действиях в йеменском конфликте.

Challenger 2
Разработчик: Vickers Defence Systems (в настоящее время BAE Systems) Страна происхождения: Великобритания Вооружение: 120-мм нарезная L30A1

Британский ОБТ FV 4034 Challenger 2 является приемником Challenger 1, он был принят на вооружение в 1994 году. Танк стоит на вооружении Великобритании и Омана. Вдобавок к основной 120-мм нарезной пушке установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет с цепным приводом L94A1 (ЕХ-34); обе эти системы являются уникальными для ОБТ стран НАТО. Использование нарезного ствола для основной пушки не имеет аналогов среди современных ОБТ. Он был выбран в связи с тем, что британская армия делает акцент на применении бронебойно-фугасных снарядов со сминаемой головной частью HESH (High-Explosive Squash Head) наряду с бронебойными оперенными подкалиберными снарядами. Еще одна уникальная особенность состоит в том, что основное орудие ведет огонь снарядами и метательными зарядами, которые подаются в камору по отдельности. Защита обеспечивается броней Chobham второго поколения (известна под обозначением Dorchester) с динамической защитой и решетчатыми экранами, устанавливаемыми при необходимости. Стальное днище усилено броней в рамках проекта модернизации «Streetfighter».

В настоящее время британское министерство обороны реализует проект продления срока службы Life Extension Project. В конце 2016 года оно выдало контракты группе под руководством Rheinmetall Landsystems и группе, возглавляемой компанией BAE Systems, на предоставление решения для оценочного этапа. После принятия положительного решения победителю может быть выдан контракт на серийное производство. Предложения включают новые тепловизионный и командирский прицелы, модернизированную систему управления огнем, новые дисплеи, системы с открытой архитектурой, системы предупреждения об угрозе и ситуационной осведомленности. Министерство обороны заключило контракт с компанией QinetiQ на оценку систем активной защиты для танка Challenger в рамках своего проекта MEDUSA.

Т-90С
Разработчик: Уралвагонзавод Страна происхождения: Россия Вооружение: 125-мм гладкоствольная 2А46М

Танк Т-90 стоит на вооружении российской армии; его экспортная модификация Т-90С также широко присутствует в армиях других стран, включая Сирию и Индию. Например, индийские танки Т-90 «Bhishma» производятся по лицензии на заводе в штате Тамилнаду. Т-90 (оригинальное обозначение Т-72БУ) является дальнейшим развитием моделей Т-72Б и Т-80У, получивших значительные модернизации и усовершенствования. 125-мм пушка, стабилизированная по двум осям, ведет огонь традиционными снарядами и управляемыми ракетами. Выстрелы подаются из автомата заряжания карусельного типа. Ракета с дальностью действия 4000-5000 метров имеет систему наведения по лазерному лучу и кумулятивную боевую часть. Система управления огнем и дневные/ночные прицелы позволяют эффективно захватывать цели и идентифицировать их на дистанции до 1500 метров даже в условиях ограниченной видимости. Защита обеспечивается за счет комбинации традиционной брони и блоков динамической защиты, а также комплексом оптико-электронного подавления Штора-1/1М. В комплекс входят инфракрасный глушитель, датчики предупреждения о лазерном облучении и пусковые установки гранат постановки дымовой завесы.

Т-14 Армата
Разработчик: Уралвагонзавод Страна происхождения: Россия Вооружение: 125-мм гладкоствольная 2А82-1М

Танк Т-14 проекта «Армата» после первого показа в 2015 году вызвал переполох на Западе. Он включает ряд инновационных элементов, в том числе универсальную гусеничную платформу, необитаемую башню, бронированную капсулу экипажа, он оснащен усовершенствованной основной пушкой и дополнительными защитными подсистемами. Пушка может вести огонь боеприпасами и управляемыми ракетами новой разработки. Например, бронебойный подкалиберный снаряд «Вакуум-1» имеет сердечник из обедненного урана длиной 900 мм, который может пробить с расстояния 2000 метров 1000 мм катаной однородной брони. Основная пушка 2А82-1М также может вести огонь осколочно-шрапнельным снарядом с дистанционным подрывом на траектории «Тельник», кроме того, она совместима с управляемой ракетой 9М119М1 «Инвар-М» комплекса «Рефлекс-М», имеющей дальность 5000 метров. Защита экипажа усилена за счет размещения его по центру корпуса, а также комплекса активной защиты (КАЗ) «Афганит», одним из компонентов которого является РЛС миллиметрового диапазона для обнаружения и сопровождения целей. В состав танка Т-14 входят РЛС с активной фазированной антенной решеткой, мультиспектральные прицелы командира и оператора-наводчика, объединенные в сеть сенсоры, и система автоматического обнаружения целей. Разработчик танка заявляет, что его тепловизионные прицелы могут обнаружить цель на расстоянии 5000 метров, хотя стоит заметить, что предыдущие тепловизоры были французского происхождения.

Дальнейшая судьба танка Т-14, судя по сообщениям официальных лиц и других источников, довольно неопределенна и весьма вероятно, что количество серийных машин будет сокращено. Впрочем, в этом проекте использован ряд концепций, которые были реализованы на других боевых бронированных машинах.

Т-84 Оплот
Разработчик: Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. А.А. Морозова Страна происхождения: Украина Вооружение: 125-мм гладкоствольная КБА-3

Танк «Оплот» является плодом огромной работы, проделанной специалистами харьковского предприятия по совершенствованию ОБТ Т-80. Первым появился вариант Т-84У, у которого были добавлены бортовые экраны, динамическая защита «Контакт-С» на башню, вспомогательная силовая установка, тепловизионные прицелы, лазерный дальномер командира, система совмещения оси пушки с оптической осью прицела, а также навигационная система. Позднее последовал Т-84 «Оплот», а совсем недавно Т-84М или БМ. Этот вариант оснащен совершенно новой сварной башней (сохранившей пушку 125 мм) с автоматом заряжания в кормовой нише башни (вместо карусельного типа), организована изолированная боеукладка и установлена обновленная система управления огнем, включая поисково-ударный режим. Также установлены пассивная и активная броня и подсистема радиоэлектронного противодействия. Основной акцент был сделан на заключении экспортных контрактов, для чего был проведен ряд презентаций, которые были не очень успешны. В рамках контракта, заключенного с Таиландом, происходили постоянные задержки поставок танков, хотя недавно он всё-таки был выполнен.

Merkava
Разработчик: MANTAK Страна происхождения: Israel Вооружение: 120-мм гладкоствольная МС253 (М68)

Танк Merkava (иврит, колесница), разработанный с целью удовлетворения потребностей израильских вооруженных сил, был принят на вооружение в 1978 году. Установленный впереди двигатель позволяет использовать заднее отделение для перевозки боекомплекта, десанта или раненых. Новейший вариант Merkava IV включает множество новых технологий, включая модернизированную оптико-электронную систему управления огнем Knight Mark 4 с автоматическим сопровождением целей и улучшенными тепловизионными возможностями, а также расширенными возможностями борьбы с вертолетами. На танке был реализован ряд мер по снижению тепловой сигнатуры. Танк Merkava IV также отличается композитной броней местной разработки с дополнительной модульной защитой. Помимо спаренного и установленного на крыше 7,62-мм пулеметов танк также вооружен 12,7-мм пулеметом, установленным на маске основной пушки, кроме того, в комплекс вооружения танка входит легкий 60-мм миномет для постановки дымовой завесы. Merkava Mk4M оснащен КАЗ Trophy израильской разработки с системой предупреждения о лазерном и радиолокационном облучении, который способен перехватывать любой приближающийся снаряд/ракету и указывать на позицию, с которой предположительно был сделан выстрел. БИУС Tzayad может передавать эту информацию другим машинам с целью совершения маневра уклонения или обстрела цели.

К-2 Black Panther
Разработчик: Hyundai Rotem Страна происхождения: Республика Корея Вооружение: 120-мм гладкоствольная Rheinmetall L/55

Танк К-2 Black Panther был разработан в Южной Корее, его конструкция оптимизирована для действий в гористой местности этой страны. Танк поступил на вооружение ограниченной партией в 2014 году, причем на этих танках был установлен двигатель местного производства. Официально же К2 поступил на вооружение в 2016 году, только теперь на танки был установлен силовой блок, состоящий из производимых по лицензии двигателя MTU 883 и трансмиссии RENK. Существовали планы по производству второй партии танков К-2 с силовым блоком мощностью 1500 л.с. Doosan и автоматической трансмиссией местной же компании S&T Dynamics, но оказалось, что трансмиссия не соответствует требуемым стандартам надежности, что задержало дальнейшее производство до 2022 года. Танки второй партии будут иметь «гибридный» силовой блок, состоящий из местного двигателя и немецкой трансмиссии RENK. Танк К-2 также включает ряд уникальных элементов, в том числе боеприпас увеличенной дальности для поражения сверху KSTAM, отстреливаемый из основной пушки (120-мм пушка длиной 55 калибров базируется на пушке Rheinmetall L55), гидропневматическую подвеску, которая позволяет танку «приседать» при ведении огня, миллиметровую РЛС, соединенную с системой управления огнем, и специальную многослойную композитную и реактивную броню. Что не смогли разработать местные предприятия, было изготовлено по лицензии или получено методом обратного проектирования. Корея с большим желанием экспортирует свои оборонительные системы и, как следствие, подписала соглашение о сотрудничестве с компанией Otokar по использованию технологий танка К-2 при разработке турецкого ОБТ Altay.

Продолжение следует…

Оружие пехоты для окопов и атак

Пехотный пулемет Дегтярева

Вторая мировая война стала периодом массового применения большого количества оружейных новинок. Это касается и стрелкового оружия. И во многом решения советских конструкторов были передовыми для своего времени. Разработка нового оружия в СССР в межвоенный период и во время Великой отечественной связана с именами таких прославленных конструкторов, как Федор Токарев, Сергей Симонов, Георгий Шпагин, Василий Дегтярев и других.

В Первую мировую войну основным оружием солдат были дальнобойные и мощные винтовки, вроде российской винтовки Мосина образца 1891 года. Хорошее в позиционную войну, для которой была важна дальнобойность и точность, такое оружие было не очень удобно в ближнем бою и в перестрелках на расстоянии до 100 метров. Главный недостаток – низкая скорострельность. Поэтому очень часто солдаты Первой мировой во время атаки переходили в штыки, даже не тратя время на перестрелку.

У конструкторов и военных в 20-30 годы было несколько вариантов дальнейшего развития вооружений. Один из них – создание скорострельной автоматической винтовки. Первые образцы российских самозарядных винтовок появились еще до революции. Так, в 1911-1916 годах такое оружие разрабатывал известный конструктор Владимир Федоров. Токарев, известный по легендарному пистолету ТТ (Тульский Токарева), еще в 1910 и в 1912 году представлял царской армии образцы автоматических винтовок, один из которых был переделанной винтовкой Мосина. Однако конкурсы на запуск в массовое производство начались только в СССР лишь в 1928 году.

Винтовка Симонова и Токарева

Первой массовой самозарядной винтовкой, запущенной в производство в СССР, стала АВС-36 (автоматическая винтовка Симонова калибра 7,62-мм). Изначально созданная как самозарядная, винтовка впоследствии была доработана и получила функцию автоматической стрельбы. Предполагалось, что стрелять из нее как из автомата солдаты будут в крайних случаях, например, при внезапной атаке неприятеля. Из-за мощной отдачи вести автоматический огонь с рук с АВС было невозможно, предполагалось, что солдаты будут стрелять из упора лежа. Поэтому ключ для переключения винтовки в автоматический режим должен был находиться у командира, передавать его солдатам планировалось только в крайнем случае.

В итоге было выпущено всего около 36 тысяч экземпляров АВС. От оружия отказались, так как командование требовало создать самозарядную винтовку, которая не будет иметь функции автомата (то есть сможет стрелять только одиночными), и, следовательно, солдаты не будут тратить патроны впустую. В конкурсе победил конструктор Федор Токарев. Представленная им винтовка впоследствии стала СВТ-38, а после модификации – СВТ-40. К 1941 году было выпущено более миллиона таких винтовок, в некоторых частях она была основным оружием.

СВТ-40

Однако во время отступлений в начале войны большая часть винтовок была потеряна. Что касается немецких войск, то они высоко оценили СВТ-40; Вермахт активно использовал эти трофейные винтовки. При этом немцы были сильно удивлены наличием у русских большого количества автоматического оружия, в первую очередь самозарядных винтовок.

В то же время, среди советских солдат винтовка получила репутацию ненадежной. Кроме того, винтовка оказалась очень дорогой в производстве. В итоге выпуск СВТ был сильно сокращен, и СССР на время войны окончательно отказался от идеи автоматической винтовки, сосредоточившись на производстве дешевых и надежных винтовок Мосина.

Оружие ближнего боя

Советские войска компенсировали низкую скорострельность винтовок большим количеством пистолетов-пулеметов. Несмотря на название, оружие не имело ничего общего ни с дальнобойными крупнокалиберными пулеметами, ни с пистолетами – оружием самозащиты. Высокая скорострельность сделала пистолеты-пулеметы отличным оружием ближнего боя.

Пистолет-пулемет Шпагина

Самый известный советский пистолет-пулемет, легендарный ППШ, созданный конструктором Георгием Шпагиным, стал символом победы и был увековечен на многих памятниках, фотографиях и картинах. Пистолет-пулемет Шпагина опережал многих своих современников (в том числе и автомат МП-38/40, известный как «Шмайссер») по дальности, надежности и огневой мощи. ППШ стал самым массовым пистолетом-пулеметом Второй мировой войны: их было выпущено около шести миллионов. Даже в Германии пытались выпускать ППШ под патроны Парабеллум, но их было произведено всего 10 тысяч штук.

Однако ППШ не был единственным советским пистолетом-пулеметом. Так, еще в 1927 году Токаревым был создан пистолет-пулемет. Он был интересен тем, что большая часть его была сделана из дерева, в том числе в дерево был встроен магазин. Это делало пистолет-пулемет удобным при стрельбе. Во время финской войны 1939-1940 года и в начале Великой отечественной в войсках также активно применялся пистолет-пулемет Дегтярева (ППД), по своим характеристикам схожий с ППШ. Однако последний был более технологичным и простым в производстве, поэтому окончательный выбор был сделан в его пользу.

Тяжелое вооружение

Тем не менее, самым эффективным оружием пехоты в Великую отечественную войну оставался пулемет. В Первую мировую войну основным пулеметом армии был пулемет «Максим». В межвоенное время советские конструкторы дорабатывали уже проверенную конструкцию. Так, в 1924 году Федор Токарев создал модификацию пулемета Максима. Она отличалась меньшим весом при сохранении огневой мощи.

В то же время, основной задачей для конструкторов было создать универсальный пулемет, который мог стрелять как со станка, так и с сошек; с таким пулеметом было бы удобно и наступать, и стоять в обороне. Пулемет Максима для этого не подходил – оружие было слишком тяжелым. Таким универсальным оружием стал именно пехотный пулемет Дегтярева. При весе с сошками в 8,5 килограмма пулемет мог вести эффективную стрельбу на 800 метров (при этом пуля могла поразить цель до 3,5 километра).

Пулемет пехотный Дегтярева

Пулемет стал самым массовым в советской армии – было выпущено более 800 тысяч единиц этого оружия. Дегтярев также разработал модификации этого пулемета для танков и авиации. Примечательно, что Дегтярев и Шпагин разработали станковый пулемет, который был принят на вооружение

Во время Великой отечественной войны конструкторам стрелкового оружия приходилось решать и не совсем обычные задачи. Одной из таких задач стала компенсация танкового превосходства, которого достигли немецкие войска в результате первых недель войны. Одним из решений стало легендарное противотанковое ружье. До 1941 года на вооружении в СССР уже стояло противотанковое ружье Рукавишникова, которое позволяло вести автоматическую стрельбу. Однако оно оказалось малоэффективным из-за слабой огневой мощи: по сути, ПТР поражало только слабо бронированные цели.

ПТРД

Поэтому Дегтяреву и Симонову было поручено разработать новые противотанковые ружья. Оба конструктора справились с задачей за 22 дня. Оба оружия стали массовыми: за войну было выпущено более 280 тысяч единиц ПТРД и более 190 тысяч единиц ПТРС. Ружья имели сходные характеристики по мощности огня, однако ПТРС было самозарядным. Ружье Симонова позволяло сделать на пять выстрелов в минуту больше, но было тяжелее на три килограмма (20 килограммов против 17-ти) и сложнее в производстве. Примечательно, что ПТР использовались не только для огня по танкам, но и для поражения авиации.

Тем не менее, послевоенная конструкторская мысль сделала некоторые разработки Второй мировой неактуальными. Так, противотанковые ружья заменили ручные гранатометы и противотанковые ракеты, да и сами ружья уже не смогли пробивать толстую броню танков.

Самозарядный карабин Симонова

В этом смысле показателен пример автоматического карабина Симонова. К концу войны Сергей Симонов разработал самозарядный карабин (СКС), который превосходил по своим характеристикам многие винтовки своего времени. Тем не менее, идея самозарядных ружей как массового оружия уже уходила в прошлое: на их место встали автоматы, называемые на Западе «штурмовыми винтовками». В итоге СКС стоял на вооружении около 10 лет, но окончательно сдал позиции автомату Калашникова. Правда, теперь это оружие из-за его красоты часто используется в почетных караулах.

Как изменилась армия от царя до наших дней?

С праздником, все служившие и служащие сейчас солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры, генералы, адмиралы и маршалы! Ура-а-а!

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Сегодня мы решили взглянуть на историю армии со времен Николая II и до Путина через призму статистики (см. таблицу) — от численности ВС до денежного довольствия офицера и рядового солдата при разных правителях страны.

В каждой цифре — отражение того времени, в котором жила или живет армия. В каждую цифру тут «впрессовано» многое: международная и внутриполитическая обстановка, экономические ресурсы государства и возможности его оборонки, уровень военно-технического развития и размер госказны.

Армия в России век назад и сейчас — вещи несопоставимые. Но дух русского солдата — защитника и победителя — всегда один.

ШТЫКИ И ВРЕМЯ

Количество штыков под боевыми знаменами армии, будь то 1914, 1920, 1939, 2019-й или любой другой год, определялось, как уже было сказано, прежде всего военно-политической ситуацией. В годы холодной войны численность личного состава нашей армии иногда зашкаливала и за 5 млн человек. После падения СССР Российская армия стала миллионной. И сегодня по количеству военнослужащих находится на пятом месте в мире после Китая (2,2 млн), США (1,4 млн), Индии (1,3 млн), КНДР (1,2 млн).

ТОЛЩИНА БРОНЕВОГО КУЛАКА

В Первую мировую у нашей армии было всего… два танка. В Гражданскую — уже полтора десятка (все иностранные), а затем страна стала налаживать отечественное танкостроение и выбилась на передовые позиции в мире. Да так, что по количеству танков стала чемпионом планеты — 63 тыс. боевых машин (по другим данным, 69 тыс.). После распада СССР Российской армии досталась треть советского танкового арсенала — 22 тысячи. Сегодня у нас примерно 12 тыс. единиц «брони», из которых 2 тыс. в боевом строю, остальные — на базах хранения.

БОЕВЫЕ КРЫЛЬЯ РОДИНЫ

В 1914 году да и в 1920-м в документах штабов царской, а затем и Рабоче- Крестьянской Красной Армии часто мелькало слово «аэроплан». К самолетам тогда еще не привыкли. Великую Отечественную страна встретила с 7 тысячами боевых самолетов. Во времена Брежнева их было 3500. После падения СССР почти 1000 машин досталось армиям национальных республик. А после 1991-го были годы, когда в наши ВВС поступал в год… лишь один самолет. И только после 2010-го ситуация стала заметно меняться. Сейчас же темпы посту­пления крылатых машин в армию таковы, что военные вузы «не успевают» готовить для них летчиков и вынуждены сокращать срок их обу­чения. Нынче Россия обладает парком таких боевых машин, которые не уступают лучшим зарубежным образцам.

КТО НА МОРЕ ВСЕХ СИЛЬНЕЙ?

При Николае II российский императорский военно-морской флот был достаточно сильным. Но из-за огромной убыли боевых кораблей (потопленных, захваченных противником, интернированных Антантой или полностью утративших боеспособность) их общее количество к 1917 году значительно уменьшилось. В 1921 году по сравнению с 1917-м в боевом составе флота оставалось всего 5,5% линейных кораблей, 0% крейсеров, 10% эскадренных миноносцев, 5,8% подводных лодок, 2,7% минных и сетевых заградителей, 4,9% канонерских лодок. И лишь ко второй половине 30-х годов положение удалось заметно выправить (к началу Великой Отечественной флот подкачал мускулы и смог достойно противостоять значительно превосходящим его силам противника). После войны наш ВМФ стал одним из сильнейших в мире. Сегодня седые мареманы-ветераны с грустью вспоминают то золотое время, когда при главкоме ВМФ адмирале флота Горшкове мы на морях-океанах были могучей силой. После развала СССР наши военно-морские мускулы стали примерно в 5 раз слабее. Мы почти полностью отказались от авианосцев (у нас теперь 1, а у США их 12!). Некоторые стали продавать даже «на иголки» за рубеж. По количеству надвод­ных и подводных кораблей мы ушли с первых позиций. И лишь в недавние годы ситуация стала заметно меняться. ВМФ РФ регулярно получает на вооружение корабли всех классов — от корветов до атомных ракетных крейсеров стратегического назначения.

Сегодня Российская армия действует уже не танковыми армадами и фронтами на полконтинента, а ювелирной работой групп спецназа и авиации, как в Сирии.

Фото: Александр КОЦ

ГОНКА ЯДЕРНЫХ БОМБ

Создав в 1945 году атомную бомбу, США получили колоссальное преимущество перед всеми армиями мира. Поблагодарим нашу разведку, которая сумела добыть главный американский секрет. Кто знает, если бы уже мы не создали свою атомную бомбу, Москву и Ленинград могла ждать участь Хиросимы и Нагасаки…

А потом началась гонка ядерных вооружений, у США и СССР появились такие арсеналы самого грозного оружия, которыми можно было 10 раз уничтожить все живое на земле. Эту гонку значительно притормозили договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3 действует и сейчас). Но значительные взаимные претензии США к России и наоборот привели к приостановке Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности, что рушит устоявшуюся систему обеспечения ядерной безопасности.

ПОЧЕМ КОРОВА ДЛЯ ПОЛКОВНИКА?

Денежное довольствие офицеров и солдат всегда было неким мерилом уважения государства к своим защитникам, но сравнивать покупательную способность рубля в разные времена достаточно сложно. Поэтому приходится переводить цифры в натуральные продукты. Царская власть держала у ноги офицерский корпус, обеспечивая ему безбедную жизнь. Ну и кое-что доставалось рядовым. Итак, полковник при Николае II получал 325 рублей. И что он мог за такие деньги купить? Заглянем в документы того времени. При Николае II корова стоила от 8 до 10 рублей, а дневной заработок кровельщика составлял в среднем 2 рубля 8 копеек, столяра — 1 рубль 92 копейки, слесаря и кузнеца — по 1 рублю 90 копеек. Солдат получал 50 копеек. Килограмм хлеба он мог купить за 5 коп., мяса — за 30 коп., осетрины — 8 коп., ведро отборных помидоров стоило 8 коп., а на копейку ему насыпали полный карман семечек.

В советское время власть старалась не обижать офицерский корпус и по размеру денежного довольствия держала его на приличном финансовом пайке — полковник получал больше директора среднего завода, лейтенант — больше инженера. Ну а рядовым платили столько, чтобы хватало на мыло и зубную пасту. После распада СССР были периоды, когда военным по полгода не платили и их жены варили суп из лебеды. И даже когда ситуация к концу 90-х начала выправляться, командир дивизии, у которого в подчинении были 7 тыс. человек и сотни единиц боевой техники, получал меньше, чем уборщица супермаркета (у которой в подчинении были только швабра и половая тряпка). И лишь в 2012 году государство сумело значительно улучшить материальное обеспечение офицеров и солдат — денежное довольствие офицерам увеличили почти в 2,5 раза, а рядовым — в 4. Сегодня офицерский корпус Российской армии по его размеру находится на втором этаже социальной лестницы (пропустив вперед газовых, нефтяных толстосумов и банковских менеджеров средней руки).

ВЛАСТЬ И АРМИЯ: ХРОНИКИ ОТНОШЕНИЙ

НИКОЛАЙ II

Основным стрелковым вооружением русской императорской армии была винтовка Мосина образца 1891 года — знаменитая трехлинейка. Фото: wikimedia.org

В трагическом для России 1917 году император не сумел объективно оценить отношение армии к своей политической судьбе и за это поплатился. Почти все армейские генералы и флотские адмиралы, учуявшие стремление народа к новому укладу жизни, отвернулись от монарха и перестали быть его союзниками. Одни ушли под знамена Красной, а другие — Белой армии. Трагедия Гражданской войны была еще и в том, что зачастую друг против друга стояли бывшие однополчане.

ЛЕНИН

Командование Первой конной армии РККА (в центре — командарм Семен Буденный).

Фото: РИА Новости

Вождь революции хорошо понимал значение армии для нового режима: «Революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». И потому призывал своих защитников «учиться военному делу настоящим образом». Ленин при помощи своих сторонников (тут велика роль Троцкого) сумел создать армию нового типа — рабоче-крестьянскую, которая и стала главной опорой большевиков.

СТАЛИН

При Сталине начали создаваться первые механизированные корпуса и пехота пересаживалась на технику. На снимке: парад на Красной площади 7 ноября 1939 года. Фото: Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости

Кто знает, каким бы было для СССР начало Отечественной войны, если бы по доносам своих же сограждан власть в годы репрессий не выкосила лучших представителей комсостава. И все-таки Сталину удалось сохранить великое сословие советских полководцев, которое под его руководством добилось Великой Победы в 1945-м. Красная Армия перестала стыдиться российской военной истории: на форму вернулись погоны и знаки отличия, а среди боевых наград появились ордена и медали в честь русских полководцев.

ХРУЩЕВ

В 50-е Советская армия практически полностью перешла на автоматическое стрелковое оружие. Фото: Юрий СОМОВ/РИА Новости

Никита Сергеевич в отношении армии иногда вел себя, как военно-политический авантюрист. Численность Вооруженных сил иногда менялась в зависимости от его личных капризов. Хрущев одним махом «кастрировал» армию сразу на 1 млн 300 тыс. душ. При нем начал тлеть бикфордов шнур ядерной войны с США во время Карибского кризиса 1962 года. Вашингтон был так напуган, что вынужден был пойти на компромисс.

БРЕЖНЕВ

В 1968 году вооруженные силы стран — членов Организации Варшавского договора (кроме Румынии) вошли в Чехословакию. На снимке: советский солдат и солдат Войска польского недалеко от Праги. Фото: Юрий СОМОВ/РИА Новости

Времена Леонида Ильича запомнились армии по-разному. И небывало уважительным отношением власти к людям в погонах (а доверие народа армии достигало 86%!), и «ошибочной» войной в Афганистане, куда их бросили престарелые члены Политбюро ЦК КПСС. При Брежневе наши военные занимались «усмирением» взбунтовавшейся Чехословакии и негласно участвовали в «чужих» войнах в Анголе, Египте, Вьетнаме и других странах.

ГОРБАЧЕВ

Советские солдаты в Афганистане с только что захваченным у моджахедов «Стингером». Фото: Виктор ХАБАРОВ/ZERKALO

У Михаила Сергеевича плохо складывались отношения с военными. И в Минобороны, и в войсках существовала оппозиция генсеку ЦК КПСС (а затем и Президенту СССР). Желая понравиться Западу, Горбачев не раз шел на серьезные уступки ему при взаимном сокращении ракет. При нем наши войска были выведены из Афганистана и «бежали» из Европы. При Горбачеве противники коммунистической власти упорно били по главной ее опоре — армии. А власть не смогла защитить ее от нападок тех, кто разыгрывал армейскую карту в политической борьбе. Авторитет армии резко снизился. Не случайно многие военные во время августовского путча 1991 года поддержали ГКЧП.

ЕЛЬЦИН

Новая Российская армия довольно долго оставалась с тем вооружением, которое ей досталось от Советской армии. На снимке: гранатометчик со станковым гранатометом АГС-17 «Пламя» в Чечне, 27 октября 1999 года. Фото: Алексей БЕЛЯНЧЕВ/ZERKALO

Борис Николаевич сумел переманить на свою сторону часть генералитета, раздав ему ключевые должности (Шапошников, Грачев, Кобец и др.). При Ельцине новая Российская армия (создана в мае 1992 года) добыла позорную «победу» над расстрелянным парламентом (октябрь 1993 года). Армия была втянута в первую чеченскую войну. Ради победы на президентских выборах 1996 года Ельцин даже пошел на обман избирателей, пообещав им отменить призыв на военную службу.

ПУТИН

В последнее десятилетие Российская армия приобрела и новые вооружения и оснащение, и совсем иной, очень современный вид.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Под его руководством произошло действительное и эффективное реформирование Вооруженных сил. Качественно изменился личный состав, ядро которого стали представлять профессионалы: при Путине впервые в истории новой Российской армии количество солдат и сержантов-контрактников стало превышать количество солдат по призыву. Уровень новой и модернизированной боевой техники динамично растет и уже в среднем достиг 65%. Разработана и принята на вооружение целая плеяда уникальных вооружений, не имеющих аналогов в мире. Была блестяще проведена «охранная операция» в Крыму. Доверие народа к армии выросло до 92%.

«Комсомолка» рекомендует уникальный альбом «Сталин. Главные документы.» 456 страниц, более 1000 рассекреченных документов. Книгу можно приобрести на shop.kp.ru по адресу: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23 стр. 1

Уникальный альбом «Сталин. Главные документы.»

18+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781

Транспортёры для танков, эвакуаторы и тягачи: малоизвестные тяжелые грузовики ленд-лиза

Во время Второй мировой производством специальных военных автомобилей и их поставками по ленд-лизу союзным странам, включая СССР, занимались не более десятка американских компаний и одна британская. Благодаря их разработкам в войсках появились сверхтяжелые грузовики, полноприводные седельные и одиночные тягачи высокой проходимости, а также ремонтные и эвакуационные машины, которых до того не было ни в одной стране мира. Из этого изобилия выберем автомобили, поступавшие в Советский Союз.


Пятитонный полукапотный седельный тягач Autocar U7144T с характерной плоской решеткой радиатора. 1941 год

Армейские внедорожные близнецы Autocar​

С начала ХХ века ) выпускала обычные грузовики и лишь в 1941-м всерьез занялась военной техникой. Сферой её деятельности стали полноприводные машины полукапотной компоновки с задними двускатными колесами, служившие для буксировки полуприцепов и топливных цистерн. Первыми в ленд-лизовских поставках промелькнули седельные тягачи U7144Т

с 112-сильным бензиновым мотором и угловатыми формами короткого капота.


Тягачи Autocar U8144T с открытой кабиной и пулемётом перевозят понтоны для форсирования Рейна. 1945 год

Унифицированный с ними длиннобазный вариант U8144Т

применялся для буксировки специальных полуприцепов с инженерным оборудованием, понтонами и металлическими секциями сборно-разборных мостов. Его особенностями являлись штатная лебёдка и вместительный ящик между кабиной и седельным устройством, в котором находились инструменты и приспособления. В Красную армию поступили 42 машины U7144T и U8144Т.

«Бульдоги» с капота: тяжелые военные машины Mack

С первых лет существования ) входила в круг наиболее важных поставщиков военных автомобилей, которые с времён Первой мировой войны за утюгообразную форму передка, приземистую осанку и широко расставленные колеса получили прозвище «Бульдог», которое олицетворяли фигурки на капоте.


Многоцелевые военизированные грузовики Mack NR14 в ожидании отгрузки на восточный фронт

В 1941-м на неудавшемся трёхосном шасси Mack ЕХ-ВХ для автоцистерны на 18 тысяч литров и танковоза родился первый военизированный грузовик Mack 10-тонной армейской серии NR

(6×4). До конца войны было построено 16,5 тысяч машин этой гаммы в 20 исполнениях – от NR1 до NR20. Это были наиболее мощные бортовые машины для переброски по дорогам общего пользования крупных воинских формирований, перевозки военных грузов и буксировки орудий массой до 15 тонн.

Конструктивно все они были унифицированы друг с другом и отличались типами кабин и кузовов. На них устанавливали собственный рядный шестицилиндровый 8,5-литровый дизель ED мощностью 123 и 131 л.с. с непосредственным впрыском топлива. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, десятиступенчатая коробка с двумя передачами заднего хода и двойные главные передачи.


Артиллерийский 123-сильный тягач Mack NR6 с закрытой кабиной буксирует 240-мм гаубицу. 1942 год

В конце 1942 года ленд-лизовские поставки «Маков» в СССР начались с переходом на новый длиннобазный грузовик NR9

с пятиметровой колёсной базой. Его особенностями были открытая кабина, тентованные деревометаллические кузова с надставными решётчатыми бортами и продольными откидными скамьями, а также все односкатные колёса с шинами разных размеров (передние и задние — 24 и 20 дюймов соответственно).


Типовой 131-сильный тягач Mack NR9 с мягким верхом кабины для буксировки 15-тонных орудий. 1943 год


Стандартизованный односкатный грузовик NR9 с открытой кабиной и армейским кузовом с тентом. 1943 год
В 1943-м в состав очередных партий вошли упрощенные автомобили NR14

и
NR15
с механической частью и кабиной от модели NR9, а также с укороченной до 4,4 метров базой и задними двускатными колёсами. Друг от друга они отличались вариантами кабин и деревометаллических грузовых платформ.


Грузовик-тягач Mack NR14 с кабиной коммерческого типа и задними двускатными колёсами. 1943 год
В разгар войны компания Mack наладила выпуск 7,5-тонных артиллерийских тягачей серии NO

(6×6) для буксировки тяжёлых артсистем и перевозки в укороченном бортовом кузове с продольными сиденьями боевого расчета, амуниции и двух «запасок». Машины оборудовали 157-сильным бензиновым двигателем, пятиступенчатой коробкой передач, удлиненной и расширенной открытой кабиной с пулеметной турелью и передней 18-тонной лебёдкой.


Короткобазный артиллерийский тягач Mack NO6 или Super Mack для буксировки тяжелых орудий


Mack NO6 с открытой кабиной с пулемётной точкой и кузовом на 10 человек боевого расчёта. 1944 год
В Красную армию и в советские транспортные организации поступил 921 грузовик Mack NR плюс 14 тягачей NO6.

Сохранившиеся до сих пор тяжёлые военные автомобили Mack NR/NO


Тяжелый армейский грузовик Mack NR14 по прозвищу Meine Liebe Frau


Тяжелый тягач Mack NO6 с двухосной гаубицей Long Tom калибра 155 мм

«Бриллианты» на войне: армейские автомобили Diamond T​

Странная марка известных американских грузовых автомобилей Diamond T («Даймонд Т») состояла из популярного наименования «Бриллиант» и первой буквы фамилии предпринимателя Чарльза Тилта.

Во время войны эта фирма выпускала четырёхтонные армейские грузовики серии Т-967/968, но в ленд-лизовские поставки в СССР они не входили. Исключение составили 20 самосвалов Т-972

(6×6) с трёхкубовыми кузовами, построенные на 106-сильном грузовом шасси Т-968.


Самосвал инженерных войск Diamond T-972 со стальным кузовом заднего опрокидывания. 1944 год
С 1940 года в военную программу компании Diamond T входили 12-тонные балластные тягачи серии М20 (6×4), буксировавшие низкорамные многоколёсные прицепы грузоподъемностью до 52 тонн, на которых по дорогам с твёрдым покрытием оперативно перебрасывали средние и тяжёлые танки вместе с экипажами и боекомплектом.


Балластный тягач Diamond T-980 буксирует 40-тонный 24-колёсный прицеп фирмы Dyson с танком Churchill. 1945 год

Базовый тягач Т-980

оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем Hercules (13,4 л, 185 л.с.), механической четырёхступенчатой коробкой передач с трёхступенчатым редуктором и лебёдкой центрального расположения с выводом троса назад или в обе стороны.


Танковый транспортёр Diamond T-981 с мягким верхом кабины и передним выводом троса лебёдки. 1943 год


Тяжёлый тягач Diamond T-981 с закрытой кабиной и балластным кузовом с местами для боевого расчета
Модернизированный вариант Т-981

отличался дополнительным выводом троса лебёдки вперед – через отверстие в левой части бампера с направляющими роликами.


Тягач Diamond T-981 доставляет подбитый танк Sherman на 45-тонном прицепе М9 фирмы Rogers. 1944 год
На обеих машинах стояли трёхместные цельнометаллические кабины с люком в крыше или открытые с местом для пулемёта, а также стальные коробчатые кузова для перевозки балласта и боевого расчёта. В составе автопоездов их скорость не превышала 26 км/ч.

Сохранившиеся до сих пор балластные тягачи Diamond T-980/981


Тягач Diamond T-980 с трёхосным 12-колесным прицепом М9 Rogers


Тяжелый тягач Diamond T-981 на месте высадки союзных войск в 1944 году

До конца войны компания Diamond T собрала 6,5 тысяч тягачей серии Т-980/981, из них в Красную Армию поступил 471 автомобиль и 531 стандартизованный трёхосный прицеп М9.


Тягач Daimond T-980 с танковым прицепом Rogers на демонстрации офицерам Красной армии. 1945 год


Тяжелый танк КВ на прицепе с тягачом Diamond T-980 — прототипом советского варианта ЯАЗ-210Г

Federal и REO: ленд-лизовские седельные тягачи​

До начала Великой Отечественной в Красной армии седельные тягачи с тяжёлыми полуприцепами не применялись, поэтому в ленд-лизовских поставках этой достаточно простой технике придавали особое внимание.

С 1942-го сравнительно небольшая, но престижная ) выпускала многоцелевой войсковой седельный тягач модели 604

(6×4) с шестицилиндровым дизелем Cummins в 130 сил и передними пневматическими амортизаторами. Он применялся в составе автопоездов полной массой до 42 тонн и буксировал 20-тонные бортовые полуприцепы или низкорамные трейлеры для транспортировки гусеничной техники и топливных цистерн. До 1944 года «Федерал» собрал полторы тысячи тягачей модели 604.


Седельный тягач Federal-604 с лёгким танком М22 на 20-тонном одноосном полуприцепе Trailmobile. 1943 год
Одновременно ) собирала полные копии машин Federal 604, носившие индекс 28ХS

. Внешне они отличались разве что формой воздушных прорезей на боковинах моторного отсека. В общей сложности в Советский Союз отправили 234 тягача обоих изготовителей и 198 полуприцепов к ним.


Тяжелый тягач REO 28XS с двухосной аэродромной цистерной на 16 тысяч литров топлива. 1943 год
На конечной стадии войны выпускались идентичные многоцелевые 7,5-тонные армейские шасси Federal 606

и REO
29XS
(6×6) с 180-сильным бензиновым мотором Hercules, которые являлись комбинациями эвакуационных машин и седельных тягачей с 18-метровыми полуприцепами. Их собрали 700 единиц, из них 14 штук отгрузили в СССР.


Шасси Federal-606 с 10-тонным краном и седельным 20-тонным эвакуационным полуприцепом. 1944 год

Военная спецтехника: что такое РЭМ?​

С 1943 года в Красную армию поступали американские ремонтно-эвакуационные машины (РЭМ), созданные на базе седельных тягачей и грузовиков с колёсной формулой 6×6. Их предназначением являлись оказание помощи на дорогах, проведение ремонта автобронетанковой техники в полевых условиях и эвакуация поврежденных машин. Все они снабжались тягово-сцепными и подъемно-транспортными средствами, механическими кранами, электрогенераторами и сварочным оборудованием.

Начало большого пути: военные эвакуаторы Kenworth

Сегодня ) является одним из наиболее авторитетных изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков и магистральных тягачей, олицетворяющих высокое качество и долговечность. А в 40-е эти качества позволили создать наиболее надежные РЭМ.


Прототип эвакуатора Kenworth-570 M1 гражданского образца со скругленными внешними формами. 1940 год

В 1941-м первый эвакуатор категории М1

был построен на коммерческом шасси
Kenworth-570
с цельнометаллической кабиной и шестицилиндровым бензиновым мотором мощностью 145 л.с., пятиступенчатой коробкой передач и мостами Timken. В средней части рамы был смонтирован пятитонный стреловой кран Gar Wood с ручным приводом рабочих органов. В небольших количествах машины 570 и 571 отправляли в СССР.


Серийная эвакуационная машина Kenworth-570 М1 с ручным приводом рабочего оборудования. 1942 год

Красивое имя, высокое звание: главный эвакуатор Второй мировой​

Одновременно выпуском аналогичных РЭМ занималась малоизвестная компания Ward LaFrance

(«Уорд ЛяФранс»), принявшая за основу 145-сильное шасси Kenworth-570.


Прототип ремонтно-эвакуационной машины Ward LaFrance-1000 Series 1 на автомобиле Kenworth-570. 1941 год
Первый вариант 1000/1 М1

снабжался закрытой кабиной, низкобортной платформой для механического крана с ручным приводом, передними буксирными крюками, сварочными баллонами и запасным колесом.


Тяжелый эвакуатор Ward LaFrance-1000 Series 3 М1 на шасси Kenworth-571 со сварочным оснащением. 1942 год
В 1942-м фирма собрала партию из 365 машин третьей серии 1000/3 М1

на базе Kenworth-571, которые предназначались для поставок по ленд-лизу в разные страны, в том числе и в СССР. Их предлагали со стандартными кабинами, правым или левым расположением органов управления и двумя прожекторами.


Ремонтно-эвакуационная машина Ward LaFrance-1000 Series 5 М1А1 на автомобиле Kenworth-571. 1944 год
В разгар войны фирма Ward LaFrance на шасси Kenworth-573 начала выпуск самой распространенной РЭМ пятой серии 1000/5 М1А1

, у которой новая категория М1А1 означала переход на механический привод рабочих органов от коробки отбора мощности автомобиля. В её комплектацию входили шеститонный кран, открытая кабина с брезентовыми фартуками вместо дверей и местом для пулемёта, широкая решётка радиатора и прочный V-образный бампер-толкатель.


Отреставрированный наиболее распространенный эвакуатор Ward LaFrance-1000 Series 5 М1А1
Компания Ward LaFrance собрала около пяти тысяч РЭМ двух категорий, из них вместе с продукцией фирмы Kenworth в Красную армию был отправлен 101 эвакуатор.

Не такие, как все: британские военные машины Scammell

Тяжелые армейские тягачи и эвакуаторы ) долгое время считались техническими реликвиями и одной из легенд британского автомобилестроения.

В 1937-м фирма начала выпуск второго поколения танковых седельных тягачей Pioneer (6×4) с дизелем Gardner в 102 силы и всеми односкатными колесами. Их применяли в составе автопоездов TRMU/30

с 30-тонными полуприцепами и тормозной системой от тягача, служивших для перевозки по шоссе танков и бронетехники. Длина такой системы превышала 15 метров, полная масса – 45 тонн.


Седельный танковый тягач Scammell Pioneer с 30-тонным полуприцепом собственного изготовления. 1938 год
В 1939-м на шасси балластного артиллерийского тягача Pioneer R100 (6×4) начался выпуск РЭМ SV/2S

с задней раздвижной 2,5-тонной стрелой с приводом от восьмитонной лебёдки, которые могли перемещать аварийную технику с дороги на эвакуационный полуприцеп.


Лебёдочная эвакуационная машина Scammell Pioneer SV/2S


Крановая аварийная машина Scammell Pioneer SV/1S

Упрощенный вариант SV/1S

получил заднюю кран-балку с Г-образной стрелой для буксировки автомобилей в приподнятом положении. Все эти машины в единичных образцах поступали в СССР по ленд-лизу.

На заглавной фотографии – наиболее известный танковый транспортёр Второй мировой войны, балластный тягач Diamond T-981 для транспортировки бронетехники на многоколесных прицепах. Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц. В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]