Northrop F-5A Freedom Fighter (Многоцелевой истребитель)


Мал, да удал (многоцелевой истребитель F-5E)

После окончания Второй мировой войны США претендовали, и не без оснований, на роль мирового лидера, в частности, и в авиации. Лидерство обязывало оказывать экономическую и военно-техническую помощь союзникам.

Создание реактивной авиации, появившейся на завершающем этапе Второй мировой, требовало существенных затрат: если на разработку поршневого истребителя Р-51 «Мустанг» потребовалось 154 тысячи человеко-часов, то на дозвуковой реактивный F-86 «Сейбр» фирма затратила 1,7 млн человеко-часов. Реализация ее планов по созданию сверхзвукового истребителя обошлась американским налогоплательщикам в несколько раз дороже его предшественника

В условиях рыночной экономики Пентагон мог выбирать фирму-исполнителя очередной программы среди фирм, ведущих острую конкурентную борьбу за получение выгодного военного контракта. Технико-экономическое обоснование предложений разработчиков играло в этом случае не последнюю роль.

В1954 году эксперты самолетостроительной , проанализировав затраты на создание и эксплуатацию истребителей «сотой» серии, в которую вошли F-100, F-102, F-104 и др., пришли к выводу, что они находятся в прямой зависимости от сложности самолетов и влияют на их сбыт как на внутреннем, так и на внешнем рынке По мнению экспертов «Нортропа», достойную конкуренцию истребителям «сотой» серии могла составить легкая и простая машина с высокими летно-тактическими характеристиками.

Предварительные проработки легкого однодвигательного истребителя N-102 Fang с треугольным крылом и подфюзеляжным воздухозаборником были выполнены фирмой в начале 1950-х годов. Конструктивные идеи этой машины получили дальнейшее развитие в проекте «Нортропа» N-156 или SS-420A, предложенном фирмой американским ВМС для использования с эскортных авианосцев. Одновременно фирма предлагала этот легкий двух-двигательный сверхзвуковой самолет для поставок союзникам США по государственной программе военно-технической помощи (Military Assistance Program — MAP).

Осенью 1955 года конструкторы сосредоточили усилия на разработке учебно-тренировочного самолета (УТС) N-156T, чтобы представить в марте следующего года материалы для рассмотрения конкурсной комиссии ВВС по сверхзвуковому УТС Летом 1956-го N-156T признали победителем конкурса, а в декабре получила официальный заказ на изготовление трех опытных экземпляров УТС в рамках программы SS-420L. В июне 1958-го для ускорения программы ВВС увеличили количество опытных экземпляров самолетов до семи.

10 апреля 1959 года взлетел первый прототип УТС, получивший обозначение Т-38 Через год приступила к серийному производству Т-38А с двумя ТРД J85-GE-5 с тягой по 1215 или 1750 кгс на форсажном режиме А17 марта 1961 года состоялась официальная передача первых самолетов в распоряжение Командования по подготовке кадров ВВС. Первоначально ВВС заказали 744 машины, но к моменту завершения производства в январе 1972 года их количество составило 1187 единиц. УТС изготавливался в двух вариантах: Т-38А — для первоначальной подготовки и Т-38В — для повышенного уровня подготовки Т-38В отличался от Т-38А расширенным составом пилотажно-навигационного оборудования в основном в передней кабине, здесь над приборной доской дополнительно расположились указатель углов атаки и оптический прицел с фотопулеметом Самолет Т-38 имел высокую надежность: по статистике, на 100 тысяч часов налета приходится 2,2 летного происшествия. Недаром на них проходят подготовку не только будущие американские пилоты (их число за прошедшее время перевалило за 40 тысяч), но и астронавты NASA. Кроме американцев на них осваивали профессию будущие летчики Португалии, Тайваня и Турции.

Работы по самолету в варианте легкого одноместного истребителя N-156F до 1958 года проводились в инициативном порядке параллельно с разработкой УТС Что позволило фирме через три месяца после первого полета Т-38 поднять в воздух с аэродрома в Палмдейл (штат Калифорния) 30 июля 1959 года первый прототип истребителя F-5. После завершения первого этапа испытаний в августе 1960-го три предсерийных YF-5A (фирменное обозначение NF-5A) проверили по обширной программе войсковых испытаний в качестве многоцелевого истребителя, оценив их пригодность к эксплуатации в различных климатических условиях от тропиков до Арктики, днем и ночью YF-5A — первый из американских сверхзвуковых реактивных истребителей взлетал и садился на грунтовой аэродром.

После успешного завершения войсковых испытаний в апреле 1962 года министерство обороны США выделило фирме по программе MAP 20 млн. долларов В октябре 1963-го изготовили первый серийный F-5A в варианте истребителя-бомбардировщика. Серийные самолеты выпускались с более мощными, чем у Т-38, двигателями J-85-GE-13 с тягой на форсажном режиме 1780 кгс.

Одновременно по программе MAP фирма разработала двухместный учебно-боевой тактический истребитель F-5B, который взлетел 24 февраля 1964 года. Первыми из союзников США новые истребители в январе 1965-го получили иранские ВВС В том же году F-5A и F-5B поставили ВВС Греции, Тайваня, Турции, Филиппин и Республике Корея. Модификация истребителя F-5A, разработанная для Норвегии, получила обозначение F-5G и отличалась от базовой машины наличием тормозного гака для посадки на короткие ВПП и оборудованием, рассчитанным на эксплуатацию в условиях Арктики, более мощный обогреватель кабины, доработанные воздухозаборники и система навигации TACAN.

Истребители F-5A/B могли поражать наземные цели обычными бомбами, реактивными снарядами и управляемыми ракетами AGM-12B «Булпап» Для борьбы с воздушными целями самолет вооружался двумя 20-мм автоматическими пушками М-39 с боекомплектом по 280 патронов на каждую и двумя ракетами «воздух — воздух» AIM-9 «Сайдуиндер». Максимальная масса боевой нагрузки, размещаемой на семи узлах подвески, составляла 2812 кг

Желая сохранить за собой завоеванную нишу на рынке тактических истребителей, уже в 1965-м провела модернизацию самолетов F-5A/B Опытную машину, известную как F-5N или F-5A-15, оснастили более мощным и надежным двигателем J85-GE-15 с тягой на форсажном режиме 1880 кгс и РЛС, размещенной в носовой части фюзеляжа вместо пушек. Внешне серийные самолеты с этим двигателем отличались клапанами подпитки двигателя, расположенными на воздухозаборниках, между крылом и стабилизатором. На скоростях полета менее 530 км/ч, в основном при взлете и при выполнении виражей на больших высотах, они обеспечивали подвод дополнительного воздуха. На F-5A-15 отработали и новую двухпозиционную носовую опору шасси. на разбеге она увеличивала угол атаки крыла на 3 градуса, позволяя на 25% сократить длину разбега

Для проверки нового истребителя в боевых условиях в 1965 году ВВС США провели операцию «Тигренок» (Skoshi Tiger), сформировав из 15 истребителей F-5 4503-ю тактическую истребительную эскадрилью (4503 TFS). Перед отправкой во Вьетнам истребители доработали: снизу на фюзеляже разместили накладные броне-плиты общей массой около 100 кг, перед кабиной установили топ-ливоприемное устройство для дозаправки в воздухе. На приборной доске установили новый авиагоризонт После доработки самолеты получили обозначение F-5C (встречается также обозначение F-5TFS). Истребители 4503-й эскадрильи, лидируемые самолетом-заправщиком КС-135, своим ходом пересекли Тихий океан и 10 октября 1965 года приземлились на авиабазе Бьен-Хоа

Уже через пять часов после приземления самолеты совершили свой первый боевой вылет За четыре месяца, проведенных во Вьетнаме, эскадрилья выполнила около 3500 вылетов общей продолжительностью 4000 часов Самолеты выполняли различные боевые задания над территориями Южного и Северного Вьетнама При нанесении бомбовых ударов по наземным целям типовая боевая нагрузка не превышала 1360 кг (четыре бомбы Мк 117 массой по 340 кг) Максимальное расстояние до цели при этом составляло 330 км За время операции боевые повреждения получил один истребитель: 16 декабря 1965 огнем из стрелкового оружия был выведен из строя один из ТРД, но пилот сумел возвратиться на свой аэродром на исправном ТРД и посадить машину По мнению американских специалистов, самолет оказался довольно эффективным, хотя и не лишенным недостатков- малый боевой радиус действия и большая длина разбега в перегрузочном варианте (до 2 км). 4503-ю тактическую истребительную эскадрилью возвратили в США, а ВВС Южного Вьетнама до конца войны поставили около 120 истребителей F-5, из них свыше 50 — модификации F-5E

Для расширения рынка сбыта в 1965 году фирма предложила разведывательный вариант F-5 «Тайгера» (название Freedom Fighter — «Боец свободы», первоначально украшавшее носы опытных экземпляров и предсерийных машин, постепенно вышло из оборота). В доработанной носовой части фюзеляжа RF-5A разместили три, а впоследствии четыре 70-мм фотоаппарата со сменными объективами. При этом на самолете сохранили пушечное вооружение Первые серийные разведчики изготовили в 1965 году. Всего до 1972 года их построили 107 экземпляров

С учетом особых отношений между США и Канадой F-5A/B для Канадских Королевских ВВС строились по лицензии с двигателями J85-Can-15, производимыми в Мальтоне Канадские самолеты получили традиционные в таких случаях обозначения CF-5A и CF-5D. Канадцы для повышения возможностей самолета модифицировали его для дозаправки топливом в полете на правом борту фюзеляжа установили топливоприемник, усилили стекло козырька фонаря, укомплектовали самолеты тормозным гаком, двухпозиционной носовой стойкой и окнами подпитки ТРД как на F-5N. На разведывательном варианте использовались фотоаппараты «Винтен», фотосъемка производилась через три или семь иллюминаторов Подверглись модернизации пилотажно-навигационное оборудование и система управления оружием На канадской спарке были сняты пушки и установлен оптический генератор для подсветки цели при использовании средств поражения с лазерной системой наведения.

В феврале 1968-го из названия ВВС Канады исчезло слово Королевские, а модернизированные самолеты «Канадэйр» получили новые обозначения Одноместный CF-5A стал называться CL-119, а двухместный CF-116

Первый серийный CL-119 взлетел в мае 1968 года, а спустя четыре месяца — CF-116. Всего для ВВС Канады построили 89 одноместных и 46 двухместных истребителей. Часть из них впоследствии продали Венесуэле

В деле развития реактивной авиации во второй половине XX века стала характерной широкая кооперация, без которой невозможна не только экономически оправданная разработка, но и производство самолетов Не является исключением и такой популярный самолет, как F-5 Голландская в кооперации с «Канадэйр» организовала в 1969 году производство наиболее совершенного варианта модификации F-5A/B На 75 одноместных NF-5A и 30 двухместных самолетах NF — 5В, предназначавшихся для голландских ВВС и оснащенных канадскими двигателями, была установлена новая авионика, в том числе лазерный дальномер «Ферранти». На хвостовой части фюзеляжа установили устройство отстрела дипольных отражателей и ложных целей «Трэктор Аэроспей» Самолеты могли дозаправляться топливом в полете. После усиления конструкции крыла на него можно было подвешивать 275-галлонные подвесные топливные баки Кроме того, усовершенствовали механизацию крыла: отклоняемые носки, закрылки и их электропривод, что позволило существенно улучшить летно-технические характеристики самолета при маневрировании

Испанская авиационная фирма CASA организовала производство F-5A/B при технической поддержке американцев Первыелицензионные самолеты, получившие фирменные обозначения SF-5A, SF-5B и SRF-5A и, соответственно, испанские С-9, СЕ-9 и CR-9, полностью собирались из американских комплектующих, в дальнейшем из США поставлялись только двигатели. Всего в Испании построили 18 С-9, 36 СЕ-9 и 18 CR-9.

Войны во Вьетнаме и на Ближнем Востоке способствовали пересмотру сложившихся взглядов на боевое применение тактических истребителей Эти веяния учли не только во вновь разрабатываемых машинах, их постарались оперативно внедрить на серийно изготавливаемых истребителях Многие технические решения, использованные на различных вариантах F-5A/B, постарались сконцентрировать в новой базовой модификации, ориентированной прежде всего на маневренный воздушный бой в простых метеоусловиях. К этому времени создала очередную модификацию двигателя J85-GE-21 с тягой на форсажном режиме 2185 кгс. На новой модификации, получившей обозначение F-5E «Тайгер II»’

—использовали систему управления подъемной силой в зависимости от режима полета, как на голландских NF-5A/B; —увеличили площадь крыла за счет изменения размаха и формы наплывов в его передней части; —оборудовали самолет тормозным гаком, отработанным на канадском, норвежском и голландском вариантах; —установили импульсную РЛС AN/APQ-153 ; —управляемое вооружение дополнили современными ракетами «воздух — поверхность» AGM-65 «Мейврик», авиабомбами Мк. 84 LGB с лазерной системой наведения, —существенно изменили пилотажно-навигационое оборудование и систему управления оружием; —на 300 л увеличили запас топлива во внутренних баках за счет удлинения и расширения фюзеляжа; —площадь входа воздухозаборников и подводящих каналов двигателя стала соответствовать возросшему расходу воздуха ТРД, —увеличили базу и колею шасси, укомплектовав его двухпо-зиционной носовой стойкой.

Масса истребителя F-5E по сравнению с исходной машиной возросла на одну тонну при нормальной взлетной массе и почти на две — в перегрузочном варианте.

Потяжелевший и, соответственно, подорожавший самолет тем не менее не потерял своей привлекательности для потенциальных покупателей. В результате модернизации увеличились максимальные боевая нагрузка, скорость, скороподъемность и угловая скорость разворота, уменьшились радиус виража и взлетная дистанция.

Первый серийный F-5E поднялся в небо 11 августа 1972 года, его двухместная модификация F-5F — четырьмя годами позже. Учебно-боевой F-5F в отличие от предыдущих спарок имеет встроенное пушечное вооружение: в носовой части фюзеляжа слева размещена авиапушка M-39A3 с боекомплектом 140 патронов.

Самолеты модификации F-5E/F строились серийно до 1988 года: всего изготовили 1162 одноместные машины и 242 учебно-боевые, включая истребители, собранные в Швейцарии, а также построенные по лицензии фирмой КА из Республики Корея и тайваньской AIDC Кроме выше упомянутых самолетов этой модификации существует тактический разведчик RF-5E «Тайгерай», разработанный в 1979 году и построенный в 12 экземплярах.

Истребители F-5E/F входили в состав ВВС Бахрейна, Бразилии, Гондураса, Индонезии, Иордании, Ирана, Кении, Малайзии, Марокко, Мексики, Республики Корея, Саудовской Аравии, Северного Йемена, Сингапура, Судана, Таиланда, Туниса, Филиппин. Полторы сотни истребителей F-5E/F приняли активное участие в ирано-иракской войне 1980—1988 годов, благодаря своей простоте и высокой надежности участвовали на протяжении всей войны в боевых действиях, в то время как другие иранские самолеты американского производства простаивали из-за отсутствия запчастей Марокканские F-5A и F-5E принимали участие в боях в Западной Сахаре.

30 августа 1983 года с аэродрома взлетела очередная модификация истребителя F-5G (в дальнейшем названный F-20) в однодвигательном варианте с современным бортовым радиоэлектронным комплексом. На самолете устанавливался двигатель F-404-GE-100 с тягой на форсажном режиме 8000 кгс. Несмотря на существенное улучшение летно-технических характеристик, самолет не вызвал ожидаемого интереса

В дальнейшем для продления срока службы семейства F-5, сосредоточила усилия на модернизации, предлагая оснащение его современным радиоэлектронным комплексом Предполагалось оснастить самолет усовершенствованной РЛС APG-66, бортовой цифровой вычислительной машиной, индикацией на лобовом стекле и многофунциональными дисплеями, инерциальной лазерной системой на лазерных гироскопах. Истребитель F-5E, модернизированный альянсом, образованным «Нортроп-Грумман», «Бристоль», «Самсунг», CRDA и CASA, по программе «Тайгер IV» в течение трех месяцев в 1995 году проходил испытания на авиабазе Эдварде, а в октябре успешно выполнил демонстрационные полеты на авиабазе Келли.

Существуют и другие программы усовершенствования самолета. в начале 1990-х модернизировали испанские СЕ-9, заменив крыло, аппаратуру опознавания «свой — чужой» и установив аппаратуру предупреждения о радиолокационном облучении. На бразильских «тайгерах» в конце XX века национальная фирма EMBRAER и израильская «Элбит системз» установили современное радиоэлектронное оборудование. «Элбит системз» приняла также участие в модернизации турецких и сингапурских F-5. Осовременили свои истребители ВВС Канады, Индонезии и Чили. ВВС США рассчитывают использовать модернизированные Т-38 до 2010 года

Оставил свой след F-5E и в советском небе После окончания войны во Вьетнаме в СССР среди прочей авиационной техники на аэродром Чкаловский под Москвой доставили «Тайгер II», серийный номер 73-00807 После изучения самолета специалистами НИИ ВВС с ним ознакомилось руководство ВВС и Министерства авиационной промышленности. Ведущим инженером от НИИ по изучению F-5E был В.Евтеев. После изучения самолет подготовили к полетам Много хлопот главному инженеру НИИ ВВС Яковлеву доставило изготовление шарикоподшипника стабилизатора, разрушенного при подготовке истребителя к транспортировке из ДРВ. По инициативе начальника НИИ ВВС генерала И.Д Гайдаенко, поддержанной заместителем главкома ВВС по вооружению М.Н Ми-шуком, провели сравнительные испытания и учебные бои с отечественными истребителями МиГ-21бис и МиГ-23МЛ. В этой работе участвовали летчики-испытатели НИИ ВВС Н.И.Стогов, В.Н Конда-уров, А.С.Бежевец и инспектор ВВС Урядов Техническому составу, готовившему изящный американский самолет к полетам, он запомнился простотой и продуманностью конструкции, легкостью доступа к обслуживаемым агрегатам. Один из участников работ по изучению американского самолета ведущий инженер НИИ ВВС А И.Марченко, вспоминая, отметил такое достоинство истребителя, как безбликовая приборная доска: высококачественные просветленные стекла приборов при любом освещении не создавали проблем со считыванием информации. Инженеры НИИ ВВС долго ломали голову над назначением кнопки на дне глубокой ниши в кабине. Как потом оказалось, она предназначалась для снятия блокировки на применение оружия’при выпущенном шасси

Летчики по достоинству оценили комфортность кабины, хороший обзор из нее, рациональное размещение приборов и органов управления, легкий взлет и отличную маневренность на высоких дозвуковых скоростях. F-5E летал во Владимировке около года, пока не разрушилась одна из шин шасси. После испытаний в НИИ ВВС самолет передали в ЦАГИ для проведения статических испытаний, а многие из его узлов и агрегатов попали в конструкторские бюро авиапромышленности, где интересные технические решения использовали при разработке отечественных машин. Кроме советских специалистов с американским истребителем познакомились польские инженеры, в 1977 году они получили из Вьетнама самолет с серийным номером 73-00852, предназначавшийся для оценки возможности перевооружения советскими пушками НР-23. Это предложение не реализовали. Третий F-5E, серийный номер 73-00878, привезли в двух ящиках от чехословацкого учебно-тренировочного самолета L-39 «Альбатрос» в пражский Музей авиации и космонавтики в 1981 году, где он и находится по сей день

Многоцелевой истребитель F-5E:

1 —обтекатель РЛС AN/APG-159; 2 — антенна навигационной системы TACAN; 3 —20-мм авиапушка М-39А2; 4 — совмещеная антенна системы госопознавания и СВЧ; 5 — крышка отсека пушечного вооружения; 6 — створка отсека передней опоры шасси; 7 — козырек фонаря; 8 — катапультное кресло HRQ7A; 9— подвижная часть фонаря; 10 — перфорация клина воздухозаборника, 11 —антенна УКВ-радиостанции; 12 — клапаны подпитки ТРД; 13 — антенны системы TACAN; 14 — антенны радиоответчика; 15 — хвостовой аэронавигационный огонь; 16 — руль направления, 17 — контейнер тормозного парашюта, 18 — тормозной гак; 19 — щиток стойки основной опоры шасси, 20 — встроенный трап, 21 — двухпозиционная передняя опора шасси; 22 — колесо 430×160 мм; 23 — основное колесо бООх 176 мм, 24 — подкос; 25 — гидроцилиндр уборки (выпуска) шасси; 26 — тормозной щиток; 27 — створка ниши основной опоры шасси; 28 — амортизационная стойка; 29 — наплыв крыла, 30 — отклоняемый носок; 31 — пусковое устройство ракеты, 32 — ракета «воздух — воздух» AIM-9J «Сайдуиндер»; 33 — технологический люк; 34 — элерон; 35 —закрылок; 36— цельноповоротный стабилизатор; 37 — внешний пилон крыла, 38—блок LAU-3/A для 70-мм НАР, 39 — штанга ПВ; 40 — 275-галлонный подвесной топливный бак, 41 — подфюзеляжный пилон, 42 — управляемая авиабомба Mk. 84LGB; 43 — внутренний пилон крыла; 44 — авиабомба Mk. 82GP «Снекай»; 45 — пусковое устройство ракеты; 46 — ракета «воздух — поверхность» AGM-65, 47 — авиабомба Mk. 83; 48 — подвесной пушечный контейнер SUU-16/A; 49 — сопло ТРД J85-GE-21; 50 — эксплуатационный люк ТРД; 51 — рычаги управления ТРД; 52 — отражатель оптического прицела, 53 — магнитный компас, 54 — зеркало заднего обзора; 55 — ручка управления самолетом; 56 — сиденье пилота; 57 — панель автоматов защиты сети; 58 — антенна системы SKYSPOT; 59 — отсек радиооборудования; 60 — воздухозаборник охлаждения двигательного отсека, 61 — ТРД F404-GE-100

Наименование модификацииТ-38F-5AF-5EF-20
Масса пустого самолета, кг3479367043925965
Взлетная масса, кг60807030
Максимальная взлетная масса, кг5485938011 20012 700
Масса топлива во внутренних баках, кг166515732000
Максимальная масса боевой нагрузки, кг28123175
Длина самолета, м14,1314,414,6814,4
Размах крыла, м7,77,78,138,13
Площадь крыла, м 215,7915,7917,318,6
Высота самолета, м3,924,064,064,22
Максимальная скорость, км/ч:
у земли130612231487
на большой высоте127017402090
Практический потолок, м16 33515 39016 46017315
Перегоночная дальность полета, км1815259428603734

Н.СЕКАЧ «Моделист-конструктор» № 3’2007

  • Одним из наиболее узнаваемых истребителей периода Холодной Войны без сомнения был F-5 “Freedom Fighter”, разработанный фирмой Northrop. А начиналось всё с технического задания на лёгкий и недорогой сверхзвуковой истребитель, в задачи которого входил как маневренный воздушный бой, так и нанесение ударов по наземным целям. Кроме того, этот же самолёт планировалось поставлять странам “третьего мира” в рамках различных программ военной помощи дружественным режимам.

    Работы по спецификации, оформленной Пентагонов в 1958 году, велись на основе проекта N-156, но за ним стояла более ранняя разработка под индексом N-102 “Fang”. В этот период американцы “оглядывались” на британский лёгкий истребитель Folland “Gnat”, который развивался с двухгодичным оперением проекта фирмы Northrop – основная проблема заключалась в отсутствии компактных реактивных двигателей, способных обеспечить сверхзвуковую скорость. Лишь появление двигателя General Electric J85 позволило окончательно определиться с концепцией сверхлёгкого истребителя, но при этом от дальнейшего развития N-102 пришлось отказаться в пользу более перспективного N-156.

    Проектирование нового самолёта велось с 1955 года сразу по двум направлениям. Вариант N-156T представлял собой двухместный учебно-тренировочный истребитель и предназначался для замены Lockheed T-33, в то время как N-156F являлся одноместным лёгким истребителем с вооружением, состоявшим только из двух ракет. В ноябре 1955 года, после ряда обсуждений, было решено сосредоточиться на учебной модификации и уже в июне 1956 года USAF подписали контракт на постройку трех опытных YT-38. Испытания этих самолётов прошли успешно и в 1961 году их приняли на вооружение под обозначением T-38 “Talon”. Несколько иначе сложилась история с боевой модификацией.

    Из-за более высокого приоритета работ по N-156T проектирование N-156F (уже получившего название “Freedom Fighter” (что можно перевести как “Борец за Свободу”) сбавило темп, но в 1958 году они возобновились в прежнем режиме. Первый прототип был построен в мае 1959 года, а спустя два месяца были начаты его лётные испытания, причем в первом же вылете был преодолен звуковой барьер. Казалось бы, события развиваются успешно, однако в августе USAF отказалось от сверхлегкого истребителя, который успел получить обозначение F-5. Причины такого шага были не только конъюнктурные – по факту, США в некоторой мере перенасытились боевыми самолётами самого разного назначения и серийная постройка ещё одного истребителя, пусть и удачного, была не выгодна с экономической точки зрения.

    Возможно, F-5 так и остался бы на уровне прототипа, но тут помог приход к власти Джона Кеннеди, продвигавшего инициативу всеобъемлющей “борьбы с коммунизмом”, одной из основ которой были расширенные поставки военной техники. Недорогой самолёт фирмы Northrop очень удачно вписывался в новые рамки и в апреле 1962 года было объявлено, что для экспорта в дружественные страны будут поставляться истребители новой модификации, три опытных образца которой получили обозначение YF-5A.

    Чтобы сэкономить на затратах изготовили в 1963 году только один “полноценный” прототип, после чего до его стандарта довели два первых F-5. Третий из них дорабатывался по модернизированному проекту – под крылом добавили ещё два узла подвески, доведя их до четырех, а в носовой части фюзеляжа установили две 20-мм пушки Colt-Browning M39. После ряда последующих более мелких доработок истребитель получил обозначение F-5A и поступил в серийное производство. В дальнейшем этот самолёт послужил базой для целой серии модификаций, среди которых были не только “чистые” истребители.

    N-156F

    — одноместный истребитель, построен 1 прототип.

    XF-5A

    — одноместный истребитель, построен 1 прототип для статических испытаний.

    YF-5A

    — одноместный истребитель, построено 3 прототипа.

    F-5A

    — одноместный истребитель с радаром AN/APQ-15, серийный вариант.

    F-5A (G)

    — одноместный истребитель на базе F-5A для ВВС Норвегии.

    F-5C “Skoshi Tiger”

    — одноместный истребитель на базе F-5A с заправочной штангой и бронированием топливных баков, доработано 12 самолётов.

    F-5E “Tiger II”

    — одноместный истребитель на базе F-5A с радаром AN/APQ-159, серийный вариант.

    F-5E “Tiger III”

    — одноместный истребитель с радаром EL/M-2032 и возможностью подвески ракет “Python” для ВВС Чили.

    F-5E/F

    — одноместный истребитель для ВВС Швейцарии.

    F-5G

    — одноместный истребитель на базе F-5E, временное обозначение для F-20 “Tigershark”.

    F-5N

    — одноместные истребители на базе F-5E переданные Швейцарией в состав USAF.

    F-5S

    — одноместный модернизированный истребитель для ВВС Сингапура, вариант с ракетами AIM-120 AMRAAM.

    F-5T “Tigris”

    — одноместный модернизированный истребитель для ВВС Таиланда.

    F-5TF “Tigris”

    — двухместный вариант истребителя F-5T.

    F-5EM

    — одноместный модернизированный истребитель для ВВС Бразилии с итальянским радаром Grifo-F.

    F-5TIII

    — одноместный модернизированный истребитель для ВВС Марокко.

    F-5E “Tiger 2000”

    — одноместный модернизированный истребитель для ВВС Тайваня.

    RF-5A

    — одноместный разведывательный вариант на базе F-5A.

    RF-5A (G)

    — одноместный разведывательный вариант на базе F-5A для ВВС Норвегии.

    RF-5E “Tigereye”

    — — одноместный разведывательный вариант на базе F-5Е для ВВС Малайзии и Саудовской Аравии.

    RF-5E “Tigergazer”

    — — одноместный разведывательный вариант на базе F-5Е для ВВС Тайваня модернизированный фирмой ST Aerospace.

    RF-5S “Tigereye”

    — одноместный разведывательный вариант на базе F-5S для ВВС Сингапура.[16]

    Строевая карьера самолётов F-5 оказалась очень насыщенной различными событиями. Первый контракт был выполнен для Ирака (который тогда являлся союзником США), после чего “Борцы” стали широко растекаться по миру. Достаточно сказать, что кроме таких стран, как Канада и Испания, где эти самолёты производились по лицензии, F-5 поступили на вооружение таких стран, как Бахрейн, Ботсвана, Бразилия, Венесуэла, Нидерланды, Гондурас, Индонезия, Иордания, Ирак, Йемен, Кения, Ливия, Малайзия, Мексика, Марокко, Норвегия, Саудовская Аравия, Сингапур, Судан, Таиланд, Тунис, Тайвань, Турция, Филиппины, Швейцария, Эфиопия, Южная Корея и Южный Вьетнам.

    Этот более чем приличный список в 1972-м году пополнила Социалистическая Республика Вьетнам, но в данном случае F-5 были получены не от американцев, а стали трофеями после завершения гражданской войны. Между тем, самолёты отдельной модификации F-5C принадлежали 4503 TFS USAF и пилотировались американскими пилотами. Всего было выпущено 20 таких машин, которые использовались во Вьетнаме с октября 1965 года.

    В боевых действиях также принимали участие самолёты из состава ВВС Эфиопии. Во время войны с Сомали за провинцию Огаден в 1977 году на эфиопских F-5A летали пилоты из Израиля, с которым тогда сохранялось военное сотрудничество.

    Также воевали марокканские, саудовские, пакистанские и иранские F-5A – последние особо широко применялись в войне 1979-1988 гг. с Ираком. Кстати, иранцы наладили выпуск собственных модификаций под названиями “Azarakhsh”

    ,
    “Sa’eqeh”
    и
    “Kowsar”
    . Общее мнение об этом самолёте сложилось более чем хорошее, а в ряде стран “Борцы за Свободу” эксплуатируются до настоящего времени.


    Northrop N-156F — прототип одноместного истребителя, 1959 г.
  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]