Многоцелевой истребитель «Торнадо» / Tornado GR4/GR4A

Реактивный военный самолет «Торнадо» (Panavia Tornado) был разработан немецкой совместно с британской (British Aerospace) и итальянской «Алениа Аеронаутика» (Alenia Aeronautica) в начале 1970-х гг.

Данный самолет существует в 2-х вариациях: истребитель-бомбардировщик (GR4) и разведчик-перехватчик (GR4A).

К конструкционным особенностям можно отнести крыло изменяемой стреловидности в зависимости от задач и условий полета.

Всего Великобритания построила 249 истребитель-бомбардировщик и 195 перехватчиков. По состоянию на 2011 год Британские ВВС имеют 125 модернизированных самолетов «Торнадо» (GR4 и GR4A).

Реактивный самолет «Торнадо» — это 2-х местный самолет, способный выполнять широкий спектр боевых задач в любое время суток и в любых погодных условиях. Самолет оснащен 2-мя турбореактивными двигателями RB199 Mk103. «Торнадо» способен летать как на сверхзвуковых, так и на больших дозвуковых скоростях. Он способен летать на низких высотах в автоматическом режиме полета благодаря наличию сканера поверхности земли. Это особенно полезно в плохих погодных условиях, когда визуальный обзор ограничен. Самолет, также, оборудован приборами инфракрасного и ночного спектра видения.

Самолет оборудован целым набором электронных средств разведки и обнаружения целей, таких как передовая система RAPTOR (Reconnaissance Airborne Pod TORnado). Для навигации имеется система GPINS (Global Positioning Inertial Navigation System). На самолете, также, установлен радар поверхности земли (GMR или Ground Mapping Radar). В дополнение к этому самолет имеет систему лазерного целеуказания и поиска помеченных целей (LRMTS).

Внешний вид самолета довольно узнаваем. Он имеет короткий, толстый фюзеляж с очень большим, наклоненным назад хвостом (2). Также, у него изогнутый вид крыльев с изменяемым углом от 25 до 67 градусов (3). Самолет оснащен 2-х местной кабиной и коротким конусовидным заостряющимся на конце «носом». Две небольших капсулы под передней частью фюзеляжа — это системы инфракрасного и ночного видения и системы лазерного наведения. Самый легкий способ отличить «Торнадо» GR4 от предыдущей его модели «F3» (был на вооружении RAF до 2011 года) это сравнить их форму носа обоих самолетов. У GR4 нос более «тупой» и толще, а у «F3» он более вытянутый и значительно тоньше. Так же, F3 длиннее примерно на 2м.

Технические характеристики истребителя «Торнадо»:

Экипаж: 2 человека Грузоподъёмность: до 9000 кг Длина: 16.8 м Размах крыла: 8.6 м — 13.9 м (зависит от текущего угла стреловидности) Высота: 6 м Масса пустого: 14100 кг Обычная снаряженная масса: 20400 кг Максимальная подъемная масса: 27200 кг Двигатели: 2 турбореактивных двигателя «Роллс-Ройс» RB199, с тягой от 4380 кг/с до 7620 кг/с (при форсаже)Максимальная скорость: 1,2 Маха (на малой высоте) — 2.2 Маха (2340 км/ч) Крейсерская скорость: 0.9 Маха (1112 км/ч на малой высоте) Запас топлива в боевом режиме: на 1390 км Запас топлива при перегоне: на 3890 км Практический потолок: 15000 м Необходимая длина взлетной полосы: 760 м

Тайфун да не тот. Опытные истребители Hawker Tornado. Великобритания

Главная » Реальная история » Малоизвестные и нереализованные проекты самолётов и другой летающей техники » Тайфун да не тот. Опытные истребители Hawker Tornado. Великобритания

Малоизвестные и нереализованные проекты самолётов и другой летающей техники

byakin 14.05.2021 971

16

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Опытные истребители Hawker Tornado. Великобритания

Компания Hawker и ее знаменитый главный конструктор Сидни Кэмм во второй половине 1930-х годов и в годы Второй Мировой войны работали над серией истребителей, названия которых были позаимствованы у разрушительных явлений природы: ураган (Hurricane), торнадо (Tornado), тайфун (Typhoon) и буря (Tempest). По иронии судьбы, машина, названная в честь самого разрушительного явления – торнадо – на самом деле оказалась наименее разрушительной.

В 1937 году хорошо информированной общественности стало известно, что британские моторостроительные компании работают над созданием «сверхмощных» двигателей мощностью более 2000 л.с. (1470 кВт). Это были 24-цилиндровые рядные двигатели жидкостного охлаждения Napier Sabre с H-образным расположением цилиндров и Rolls-Royce Vulture с X-образным расположением цилиндров. Сначала Сидни Кэмм разработал проект истребителя, оснащенного двигателем Sabre и вооруженного двенадцатью крыльевыми 7,7-мм пулеметами, и в июле 1937 г. отправил документацию в Министерство авиации. Документация была рассмотрена, после чего в январе 1938 года была выпущена спецификация F.18/37, на основе которой началась разработка прототипа.

Позднее Сидни Кэмм спроектировал один самолет для обоих типов двигателей. Новая машина имела цельнометаллическое крыло с довольно толстым аэродинамическим профилем и в виде спереди напоминала сильно сплющенную литеру W (крыло типа «обратная чайка»). Носовая часть фюзеляжа, заканчивавшаяся за кабиной экипажа, имела силовой набор в виде фермы, сваренной из стальных труб, и обшивку из панелей, изготовленных из металлических листов. От кабины пилота до задней оконечности фюзеляж имел монококовую цельнометаллическую конструкцию. Кабина пилота была закрытой, вход и выход осуществлялись через дверь, расположенную в левом борту фюзеляжа. Машина отличалась необычайно широкой колеей колес основных стоек шасси. С двигателем Sabre к обозначению базового проекта добавлялась литера N (Napier), с двигателем Vulture – литера R (Rolls-Royce).

В августе Министерство авиации заказало четыре прототипа этих самолетов, по два в каждой версии. Первый прототип версии R (военный номер P5219) совершил свой первый полет 6 октября 1939 года, и к моменту первого полета для машины было выбрано наименование Tornado. Первый этап летных испытаний прошел очень гладко и успешно. Осенью 1939 года компания Hawker получила заказ на 500 серийных самолетов типа Tornado I.

схема первого прототипа истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5219)

Проблема возникла, когда пилоты достигли более высоких скоростей. Оказалось, что радиатор, расположенный под фюзеляжем примерно как у истребителя «харрикейн» (но чуть смещенный вперед), создавал неблагоприятный аэродинамический эффект. Прототип был модернизирован, и с 6 декабря 1939 года он летал с новым радиатором, подвешенным под носовой частью фюзеляжа сразу же за пропеллером. В обоих случаях в качестве силовой установки использовался 1760-сильный (1294 кВт) двигатель Rolls-Royce Vulture II, в крыле размещались двенадцать 7,7-мм пулеметов, а взлетная масса составляла 4200 кг. Летные характеристики были многообещающими, но вскоре прототип потерпел крушение.

первый прототип истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5219) на земле

первый прототип истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5219) на земле

Второй прототип (военный номер P5224) впервые поднялся в воздух только 6 декабря 1940 года, потому что компания Hawker была занята массовым производством «харрикейнов». Лишь с октября 1940 года компания Hawker могла выделять достаточное количество специалистов и ресурсов для реализации программы истребителя Tornado. Компания Hawker получила новый заказ на серийное производство, который был передан расположенному в Манчестере, графство Ланкашир, заводу компании A. V. Roe & Co. Ltd. (Avro). Второй прототип истребителя Tornado также был оснащен двигателем Vulture II, но в крыле вместо двенадцати пулеметов были размещены четыре 20-мм пушки Hispano. Уже во время испытаний возникли проблемы с двигателем Vulture и его основную «болезнь» – обрывы болтов штоков поршней – устранить так и не удалось. В начале 1941 года в компании Hawker сделали попытку заменить двигатель Vulture двигателем аналогичной мощности другого типа. Особое внимание было обращено на радиальные двигатели. Однако в марте 1941 года второй прототип был оснащен двигателем Vulture V мощностью 1980 л.с. (1455 кВт). Единственная серийная машина Tornado I (R7936) была создана в Манчестере, и ее первый полет состоялся в Вудфорде (Woodford) 29 августа 1941 года. Затем производство было остановлено из-за проблем с двигателями.

схема второго прототипа истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5224)

второй прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) на земле

второй прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) на земле

второй прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) в полете

В категории тяжелых бомбардировщиков аналогичная участь постигла Avro Manchester, разработка которого также опиралась на двигатели Vulture. Единственный серийный истребитель Tornado I осталась в летно-испытательном центре и использовался для тестирования соосных винтов противоположного вращения.

верхние и боковые поверхности второго прототипа истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) были выкрашены в темно-зеленый и коричневый цвета. Нижние поверхности были выкрашены в желтый цвет. Обтекатель втулки воздушного винта был выкрашен в черный цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. Вписанная в тонкий круг литера P нанесена на борта фюзеляжа между опознавательным знаком и военным номером

В феврале 1941 года компания Hawker получила заказ на новую версию истребителя Tornado, который должен был оснащаться 18-цилиндровым радиальным двигателем Bristol Centaurus Ce.4S мощностью 2210 л.с. (1624 кВт). Результатом этих работ стало создание третьего прототипа (военный номер HG641), первый полет которого состоялся 23 октября 1941 года. Авиастроители знали, что перед ними стояли проблемы с капотом крупного радиального двигателя, его выхлопными патрубками и с маслоохладителем, но их можно было преодолеть. По сравнению с вариантом, оснащенным двигателем Vulture V, истребитель Tornado с двигателем Centaurus был немного быстрее (647 км/ч против 640 км/ч), но уступал в скороподъемности и практическом потолке. На высоту 6100 метров Tornado (HG641) забирался за 8,4 минут, тогда как Tornado (P5224) – за 7,2 минут, а практический потолок составлял 10000 метров против 10640 метров.

третий прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер HG641) на земле

третий прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер HG641) на земле

верхние и боковые поверхности третьего прототипа истребителя Hawker Tornado (военный номер HG641) были выкрашены в темно-зеленый и коричневый цвета. Нижние поверхности были выкрашены в желтый цвет. Обтекатель втулки воздушного винта был выкрашен в черный цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. Вписанная в тонкий круг литера P нанесена на борта фюзеляжа между опознавательным знаком и военным номером

Гораздо более успешной, хотя и не без проблем, шла разработка самолета версии N с двигателем Sabre. Этот вариант был запущен в серийное производство под обозначением Typhoon и в основном использовался для штурмовых ударов по наземным целям. Дальнейшим развитием истребителя-штурмовика Typhoon стал более совершенный истребитель Tempest. При разработке оснащенного радиальным двигателем Centaurus варианта Tempest II конструкторское бюро компании Hawker использовало опыт, полученный при создании прототипа Tornado (HG641).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hawker Tornado

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель:

Hawker Aircraft, Ltd., Кингстон-апон-Темз, графство Суррей A. V. Roe & Co. Ltd., Манчестер, графство Ланкашир

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один 24-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Vulture V, развивавший мощность 1980 л.с. (1455 кВт) и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 12,78 м длина 10,01 м высота 4.47 м площадь крыла 26,33 м²

Масса:

пустого 3803 кг взлетная 4845 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 7020 метров 640 км/ч время набора высоты 6100 метров 7,2 минут практический потолок 10640 м дальность полета 965 км

Количество изготовленных: 4 экземпляра (3 прототипа + 1 серийный самолет)

источники:

  • текст – VACLAV NĚMEČEK VÝKRES STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 HAWKER TORNADO» «L+K» 20/83, стр.791
  • фотографии и схема – https://www.airwar.ru/enc/fww2/tornado.html

Вооружение и электронные системы:

Пушечное вооружение: 2 х 27мм пушки «Маузер» Точек подвески: 7 Ракетное вооружение: до 9 противорадиолокационных ракет ALARM (Air Launched Anti-Radiation Missile). Эти ракеты засекают излучение, генерируемое радарными системами противника и поражают его источники. Также, самолеты могут оснащаться ракетами «воздух-воздух» ASRAAM небольшого радиуса действия. Ракеты «Бримстон» (Brimstone) и «Шторм Шэдоу» (Storm Shadow). Бомбы: улучшенные «Пэйввэй 2» (Enhanced Paveway II) и «Пэйввэй 3», 1000-фунтовые бомбы «Пингвин» Лазерная система целеуказания: контейнер «Litening» (Litening Laser Designator Pod) Комплекс разведывательных систем и систем наблюдения (включая видеосистемы высокого разрешения).

Предполагается планомерная модернизация части боевых машин с целью сохранения их в составе ВВС вплоть до 2025-2030гг.

Боевое применение истребителей «Торнадо»

Самолеты «Торнадо» успешно участвовали во многих операциях Британский ВВС начиная с 1990-х гг. За их плечами «Война в Заливе» (1991г.), в которой принимал участие 41 самолет, компания в Ираке (1998 — 2011гг.), Косово (1999г.), Конфликт в Ливии в 2011г. и война в Афганистане, которая длится по сей день (2012г.).

Боевой реактивный самолёт Panavia Tornado (Германия)

29 августа и 20 сентября самолеты Tornado GR.1 из состава Королевских ВВС были развернуты на авиабазе Муххарак в Бахрейне (24 машины) и Табук в Саудовской Аравии (18 машин). В январе 1991 года, непосредственно перед началом боевых действий, в Дахран перебросили и шесть английских разведчиков TornadoGR. Mk 1A. В соответствие с планами объединенного командования, истребителям-бомбардировщикам TornadoGR.Мк1 была отведена роль «сокрушителей аэродромов». Их первыми целями вночьс!6на 17 января стали рулежные дорожки, примыкающие к бетонным капонирам. Предполагалось, что разрушение бетонного покрытия на несколько часов прикует к земле иракские самолеты, находящиеся в укрытиях. Боевая нагрузка Tornado состояла из двух бомбовых кассет JP233, каждая из которых снаряжалась 30 бетонобойными суббоеприпасами SG357 и 215 противопехотными минами НВ876. Для самообороны самолеты оснащались двумя УР A1M-9L «Сайдуиндер», под крылом подвешивалось два ПТБ по 2250 л. Ударные группы состояли из одного-двух звеньев.

Группа из четырех истребителей-бомбардировщиков, возглавляемая коммандером Д.Уитсом, нанесла удар по авиабазе Мухаррак. Еще восемь самолетов, эскортируемые американскими истребителями F-15C и саудовскими TornadoF.Мк.3, подвергли удару рулежные дорожки на аэродроме Таллилы. Сброс суббоеприпасов производился на предельно малой высоте — 50-60 м. Вот как описывает первый налет один из его участников — штурман-оператор Д.Грегг: «Мы неслись сквозь тьму, освещенные вспышками огня, вырывающимися из-под фюзеляжа нашей машины (работали пирозаряды, выталкивающие суббоеприпасы из кассет JP233 — прим. автора). Толчки и всполохи пламени создавали ощущение, что по самолету ведут плотный огонь и разрывы ложатся очень кучно, прямо под наше брюхо. Признаюсь, мне было не по себе….»

Ранним утром 17 января звено TornadoGR.Мк1 (каждый самолет нес четыре 450-килограмовыс авиабомбы), нанесло удар по ВПП аэродрома Шайбах, закончившийся безрезультатно: ни одна бомба не попала в цель. Относительно большая высота бомбометания (3000 м) облегчила работу иракским зенитчикам. Огнем ЗСУ 57-2 был сбит самолет, пилотируемый лейтенантами А. Никколом и Д. Петерсом. Пушечный снаряд попал в БЧ ракеты «Сайдуиндер», вызвав мощный взрыв, однако экипажу удалось катапультироваться. Вечером того же дня удар по авиабазе Шайбах был повторен четверкой Tornado, на этот раз оснащенной кассетами JP233. Сброс суббоеприпасов должен был выполняться на предельно малой высоте. Однако ведущий группы, коммандер Н. Элсдон «промазал» и повел свои самолеты в повторную атаку. Иракские зенитчики вновь оказались на высоте и сбили самолет командира (экипаж погиб). Во время атаки авиабазы Мубай-дах Бин Аль Яррах не повезло самолету, пилотируемому Н. Инглом. С его машиной столкнулись две цапли, а через несколько секунд попали 23-миллиметровый артиллерийский снаряд и несколько крупнокалиберных пуль. Однако экипаж сумел выполнить бомбометание и благополучно довел свой искалеченный самолет до аэродрома базирования. После ремонта, занявшего чуть более суток, Tornado вернулся в строй и уже 19 января вновь участвовал в боевом вылете.

18 января истребители-бомбардировщики британских ВВС уничтожили 450-килограммовыми авиабомбами на аэродроме в Аль Таккадуме три бомбардировщика Ту-16. Впрочем, этот успех следует считать весьма сомнительным, так как Ту-16 к тому времени уже давно выработали свой ресурс и доживали свой век на стоянках иракского аэродрома, не представляя ни какой угрозы для авиации союзников. Так же «круто» американцы и англичане разделались с большим числом «Хантеров», МиГ-21Ф13 и Ил-28, заполнявших обочины многих аэродромов Ирака.

20 января тремя звеньями Tornado был нанесен удар по авиабазе Мухаррак. Один самолет был потерей из-за технической неисправности (экипажу удалось катапультироваться), а остальные, разделившись в районе цели на две группы, атаковали аэродром с разных направлений: четыре самолета с высоты 1800 выполнили бомбометание по ВПП 450-килограммовыми бомбами, а три машины «засеяли» суббоеприпасами из кассет JP233 рулежные дорожки. Иракская ПВО создала плотную огневую завесу, значительно снизившую точность бомбометания (в ВПП попала лишь одна бомба). При уходе от цели один самолет был сбит ЗРК С-20 на дальности 17 км, а другой — парой иракских МиГ-29 (экипаж катапультировался над районом, контролируемым курдами и избежал пленения).

С 20 января английские Tornado начали применять 450- и 900-килограммовые корректируемые бомбы «Пейвуэй» II американского производства, имеющие лазерное полуактивное самонаведение. Каждый самолет брал на борт по два боеприпаса. Так как бортовая аппаратура не обеспечивала возможность лазерной подсветки цели, целеуказание осуществлялась с земли специальными диверсионными группами, снабженными лазерными прожекторами или с американских самолетов F-15E и F-111. 23 января один из Tornado после сброса КАБ был сбит ЗРК «Оса». В некоторых изданиях сообщалось, что «машина зависла для подсветки цели, превратившись в идеальную мишень для ракет». Однако никакую лазерную подсветку этот истребитель-бомбардировщик выполнять не мог (по причине отсутствия соответствующего оборудования), незачем ему было и «зависать» над целью, поэтому иракские ракетчики «сработали» по самолету, освободившемуся от бомб и способному выполнять противозенитное маневрирование.

Еще один истребитель-бомбардировщик Tornado «промазал» лазерной бомбой, которая вместо моста упала на городской базар, убив при этом более 100 мирных жителей. 24 января для подсветки начали использовать шесть бомбардировщиков ВАе «Бакэнир»5.Мк.2В, срочно переброшенных из Великобритании и оснащенных американскими контейнерами Вестингауз AN/ASQ-153 «Пэйв Спайк» с лазерно-телевизионной аппаратурой. Целями для КАБ стали, в основном, бетонные укрытия для самолетов, в большом количестве имевшиеся на иракских авиабазах.

С 6 февраля из Великобритании прибыли два (все, что имелись) контейнера с опытной навигационно-прицельной оптико-электронной системой TIALD, позволяющей самолету Tornado GR.Mk1 автономно подсвечивать цели. Для подвески этих контейнеров было приспособлено лишь шесть истребителей-бомбардировщиков Tornado.

22 января восемь самолетов Tornado над районом Аль Ратбаха на высоте 6700 м было обстреляно из 100-мм зенитных орудий КС-19. Самолет ведущего был сбит первым же залпом, а остальные истребители-бомбардировщики, спешно освободившись от бомб, «нырнули» на малую высоту и взяли курс на аэродром базирования.


После начала отхода иракской армии из Кувейта важнейшими целями для Tornado британских ВВС стали мосты через реку Евфрат. Эти объекты имели мощное зенитное прикрытие, включавшее ЗРК «Оса», поэтому атаки выполнялись с пологого пикирования с высот 7300-4900 м. С 7 по 10 февраля удалось разрушить 13 иракских мостов и переправ, что сильно затруднило противнику организованный отход. Ночью с большой эффективностью применялись самолеты с контейнерами TIALD, имеющие тепловизиониый канал.

13 февраля шесть английских Tornado (два из которых несли контейнеры TIALD), сопровождаемые тремя самолетами РЭБ EF-111A и двумя истребителями F-15C ВВС США, произвели налет на авиабазу Аль Таккадум. На следующий день удар был повторен. При заходе на цель по истребителям-бомбардировщикам было выпущено несколько ракет С-75. Экипажи самолетов РЭБ растерялись и не успели «заглушить» станции наведения ЗРК. Истребители-бомбардировщики, обнаружившие ракетные пуски, срочно избавились от бомб и устремились па спасительные малые высоты. По воспоминаниям лейтенанта Р. Кларка, находившегося на борту одного из английских самолетов, «всех охватила ужасная паника. Самое страшное было то, что ракеты мчались к нам с двух сторон а мы не знали, сколько их. Я тут же освободился от пары КАБ и бросил самолет на крыло. В этот момент в нас угодила первая ракета. Взрыв был где-то сзади, видимо под хвостом. Что там творилось, я не представляю, но удар был ужасный. Остекление кабины разлетелось вдребезги, но двигатели еще тянули. Мы планировали минуту или две, после чего пас настигла вторая ракета, превратившая самолет в груду падающих обломков …» (Кларку удалось катапультироваться и он был захвачен иракцами). Это был последний английский самолет Tornado, потерянный в ходе войны.

В операции «Буря в пустыне» самолетами Tornado были впервые использованы легкие противо-радиолокационные ракеты ВАе ALARM, показавшие относительно высокую эффективность при «проламывании» ПВО противника. К началу боевых действий испытания этой УР еще не были завершены и против Ирака применялись ракеты опытной серии. Каждый истребитель-бомбардировщик мог нести до восьми ракет, но как правило, он брал на борт лишь две ракеты, дополняющие другое вооружение. Было выпущеyо, в общей сложности, около 123 УР этого типа, 80% из которых, по оценкам англичан, достигло цели.

Кроме англичан, истребители-бомбардировщики Tornado в ходе операции «Буря в пустыне» использовали итальянцы, перебросившие на ТВД восемь самолетов «Topнадо» GR.l. В первом налете в ночь с 16 на 17 января были задействованы все восемь итальянских машин, взлетевших с аэродрома в Абу-Даби. Один истребитель-бомбардировщик был вынужден вернуться на базу из-за технических неполадок с шасси. Остальные Tornado попытались выполнить дозаправку в воздухе с американских «танкеров» Боинг КС-135. Однако мощные вихри, генерируемые самолетами-заправщиками, а также неспокойное состояние атмосферы затрудняли контакт с конусом (ранее итальянские летчики не имели опыта взаимодействия с КС-135). Предприняв ряд безуспешных попыток, шесть итальянских машин повернули назад. Лишь одному истребителю-бомбардировщику удалось дозаправиться и он продолжил полет на Багдад, над которым и был сбит парой иракских перехватчиков МиГ-23М. В дальнейшем итальянцы дозаправлялись лишь с самолетов Tornado, оснащавшихся контейнером с соответствующим оборудованием. Это почти вдвое уменьшило боевой радиус действия истребителей-бомбардировщиков и итальянские Tornado до конца войны применялись лишь по целям на переднем крае или в ближнем тылу.

Всего в ходе войны самолеты Tornado сбросили 950 КАБ «Пейвуэй» и 4250 обычных свободнопадающих бомб калибром 450 и 900 кг, выпустили по РЛС противника 123 ракеты ALARM, использовали 100 комплектов бомбовых кассет JP233. Потери составили 11 машин, при этом погибло восемь членов экипажа Tornado и семь попало в плен.

аЮГНБНИ ЛНДХТХЙЮЖХЕИ Tornado ДНКФЕМ АШК ЯРЮРЭ СДЮПМШИ БЮПХЮМР, НДМЮЙН Б ОЕПЯОЕЙРХБЕ ПЮЯЯЛЮРПХБЮКЯЪ Х БЮПХЮМР РЮЙРХВЕЯЙНЦН ПЮГБЕДВХЙЮ. мЮПЪДС Я НЯМЮЫЕМХЕЛ АЮГНБНИ ЛНДХТХЙЮЖХХ ОНДБЕЯМШЛХ ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМШЛХ ЙНМРЕИМЕПЮЛХ АШКХ ЯНГДЮМШ Х ДБЕ ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШЕ ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМШЕ ЛНДХТХЙЮЖХХ — GR.Mk 1ю Х ейю.

гЮОЮДМНЦЕПЛЮМЯЙХИ ейю ЯНГДЮБЮКЯЪ МЮ ГЮЛЕМС RF-4E Phantom II Х RF-104G Starfighter. аНКЕЕ ХГБЕЯРМШИ ОН ЕЦН ЮМЦКХИЯЙНЛС НАНГМЮВЕМХЧ ECR

(Electronic Combat and Reconnaissance), ЯЮЛНКЕР ЛНЦ ХЯОНКЭГНБЮРЭЯЪ Х ДКЪ ПЕЬЕМХЪ СДЮПМШУ ГЮДЮВ. х УНРЪ ОНЯКЕДМХЕ Tornado IDS СФЕ ОНКСВХКХ БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЛЕМЪРЭ сп «БНГДСУ — пкя» AGM-88 HARM, ЯЮЛНКЕРШ ЛНДХТХЙЮЖХХ ECR ЛНЦКХ АНКЕЕ ЩТТЕЙРХБМН НАМЮПСФХБЮРЭ пкя обн ОПНРХБМХЙЮ, НАЕЯОЕВХБЮЪ ХУ ЦЮПЮМРХПНБЮММНЕ ОНПЮФЕМХЕ.

йНЛОЮМХЪ «Texas Instruments» ПЮГПЮАНРЮКЮ ДКЪ ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМНИ ЛНДХТХЙЮЖХХ ЯХЯРЕЛС РНВМНЦН НОПЕДЕКЕМХЪ ХЯРНВМХЙЮ ХГКСВЕМХЪ (ELS): ПЮГЛЕЫЕММШЕ Б МЮОКШБЕ ЙПШКЮ Х Б ОЕПЕДМЕИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ЮМРЕММШ РПЮМЯКХПНБЮКХ ДЮММШЕ НА НАКСВЕМХХ пкя ОПНРХБМХЙЮ Б АНПРНБСЧ щбл, ЦДЕ МЮ НЯМНБЕ ХУ ЮМЮКХГЮ НЯСЫЕЯРБКЪКХЯЭ ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХЪ Х НОПЕДЕКЕМХЕ ЙННПДХМЮР пкя, Ю ЙНМЕВМЮЪ ХМТНПЛЮЖХЪ БШБНДХКЮЯЭ МЮ ДХЯОКЕИ Б ГЮДМЕИ ЙЮАХМЕ.

Tornado ECR РЮЙФЕ ОНКСВХК хй-ЯХЯРЕЛС IIS (Imaging Infrared System) ОПНХГБНДЯРБЮ «Honeywell/Sondertechnik», БЙКЧВЮБЬСЧ хй-ЯРЮМЖХЧ AAD-5 Я АНКЭЬХЛ СЦКНЛ НАГНПЮ, ПЮЯОНКНФЕММСЧ Б ОНДТЧГЕКЪФМНЛ НАРЕЙЮРЕКЕ Б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ЛЮЬХМШ, ВРН ОНРПЕАНБЮКН ДЕЛНМРХПНБЮРЭ 27-ЛЛ ОСЬЙС Mauser.

йПНЛЕ РНЦН, МЮ ЯЮЛНКЕРЕ АШКЮ СЯРЮМНБКЕМЮ хй-ЯРЮМЖХЪ ОЕПЕДМЕЦН НАГНПЮ «Carl Zeiss», ЛНМРХПНБЮБЬЮЪЯЪ МЮ ОНДБХФМНИ ОКЮРТНПЛЕ Б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ, Я ОПЮБНИ МХФМЕИ ЕЦН ЯРНПНМШ. яРЮМЖХЪ ХЯОНКЭГНБЮКЮЯЭ ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН ДКЪ МНВМШУ ОНКЕРНБ МЮ ЛЮКШУ БШЯНРЮУ ХКХ Б ОКНУХУ ЛЕРЕНСЯКНБХЪУ — ХГНАПЮФЕМХЪ Я ЙЮЛЕПШ РПЮМЯКХПНБЮКХЯЭ МЮ ХМДХЙЮРНП МЮ КНАНБНЛ ЯРЕЙКЕ ОХКНРЮ ХКХ МЮ ДХЯОКЕХ Б ОЕПЕДМЕИ Х ГЮДМЕИ ЙЮАХМЮУ.

б ПНКХ ЯЮЛНКЕРЮ ПЮДХНРЕУМХВЕЯЙНИ ПЮГБЕДЙХ ECR АНПРНБЮЪ ЮООЮПЮРСПЮ ОНГБНКЪКЮ ЯБНДХРЭ ХМТНПЛЮЖХЧ НР хй-ЯРЮМЖХИ Х ЯХЯРЕЛШ РНВМНЦН НОПЕДЕКЕМХЪ ХЯРНВМХЙЮ ХГКСВЕМХЪ МЮ НЯНАСЧ ЦЕНХМТНПЛЮЖХНММСЧ ЙЮПРС. хМТНПЛЮЖХЪ НР НДМНИ ХГ ЯХЯРЕЛ, КХАН ФЕ НР БЯЕУ МХУ ОНЯПЕДЯРБНЛ ХМРЕПТЕИЯЮ ODIN (Operation Data INterface) ОЕПЕДЮБЮКЮЯЭ МЮ МЮГЕЛМШЕ ЯРЮМЖХХ СОПЮБКЕМХЪ.

б ЙЮВЕЯРБЕ НОШРМШУ ЯЮЛНКЕРНБ ОН ОПНЦПЮЛЛЕ ECR ЙНЛОЮМХЪ DASA (МШМЕ «EADS Military Air Systems») ХЯОНКЭГНБЮКЮ ДБЮ ОЕПЕНАНПСДНБЮММШУ Tornado IDS. оЕПБШИ, 98+03, АШК ОНЯКЕДМХЛ ОПЕДЯЕПХИМШЛ Tornado. мЮ МЕЛ МЕ АШКН хй-ЯХ-ЯРЕЛШ IIS, МН ЯРНЪКЮ ЯХЯРЕЛЮ ELS. оЕПБШИ ОНКЕР Б МНБНЛ НЯМЮЫЕМХХ ЯЮЛНКЕР ЯНБЕПЬХК 18 ЮБЦСЯРЮ 1988 ЦНДЮ. яКЕДНЛ, 30 МНЪАПЪ, ЯНБЕПЬХК ОНКЕР БРНПНИ ЯЮЛНКЕР, 98+79, ОЕПЕНАНПСДНБЮММШИ ХГ ОПХМЮДКЕФЮБЬЕЦН кЧТРБЮТТЕ Tornado IDS Х СФЕ ХЛЕБЬХИ МЮ АНПРС БЯЧ МЕНАУНДХЛСЧ ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМСЧ ЮООЮПЮРСПС.

еЫЕ ДН МЮВЮКЮ ХЯОШРЮМХИ кЧТРБЮТТЕ ГЮЙЮГЮКХ 35 ЯЮЛНКЕРНБ Tornado ECR, ЙНРНПШЕ ДНКФМШ АШКХ ОНЯРСОХРЭ Б ПЮЛЙЮУ 7-И ОПНХГБНДЯРБЕММНИ ЯЕПХХ Х НРКХВЮКХЯЭ ЖХТПНБНИ ЬХМНИ ДЮММШУ Mil Std 1553, ЬХМНИ НАЛЕМЮ ДЮММШЛХ ясб Mil Std 1760, ДБХЦЮРЕКЪЛХ RB.199 Mk 105. Х МНБШЛ АНПРНБШЛ ЙНЛОЭЧРЕПНЛ 128 й. нЯМНБМШЛ ЯПЕДЯРБНЛ ОНПЮФЕМХЪ БПЮФЕЯЙХУ пкя ЯХЯРЕЛШ обн ДКЪ Tornado ECR ЯРЮКЮ сп AGM-88 HARM (ЯЮЛНКЕР ЛНФЕР МЕЯРХ ДН ВЕРШПЕУ ПЮЙЕР — ДБЕ ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ, Х ОН НДМНИ — МЮ БМСРПЕММХУ ОНДЙПШКЭЕБШУ СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ). рЕНПЕРХВЕЯЙХ БНГЛНФМН ОПХЛЕМЕМХЕ сп AGM-65 Maverick, МН МЮ ОПЮЙРХЙЕ РЮЙНИ БЮПХЮМР МЕ ОНКСВХК ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЪ.

оЕПБШИ ЯЕПХИМШИ ЯЮЛНКЕР, 46+23, ОНДМЪКЯЪ Б БНГДСУ 26 НЙРЪАПЪ 1989 ЦНДЮ Б лЮМУХМЦЕ Х Б ЛЮЕ 1990 ЦНДЮ ЕЦН ОЕПЕДЮКХ ХЯОШРЮРЕКЭМНЛС ЖЕМРПС WTD 61 кЧТРБЮТТЕ, Ю 21 ЛЮЪ АШКХ МЮВЮРШ ОНЯРЮБЙХ МНБШУ ЯЮЛНКЕРНБ Б РНКЭЙН ВРН ЯНГДЮММСЧ 38-Ч ХЯРПЕАХРЕКЭМН-АНЛАЮПДХПНБНВМСЧ ЩЯЙЮДПС, ДХЯКНЖХПНБЮММСЧ Б иЕБЕПЕ Х ХЯОНКЭГНБЮБЬСЧЯЪ ДКЪ ОНДЦНРНБЙХ КЕРВХЙНБ. б ЮОПЕКЕ 1991 ЦНДЮ ТНПЛХПНБЮМХЕ ЩЯЙЮДПШ АШКН ГЮБЕПЬЕМН, ОНЯКЕ ВЕЦН ЯЮЛНКЕРШ ЯРЮКХ ОНЯРСОЮРЭ Б ЯРПНЕБСЧ ВЮЯРЭ — 32-Ч ХЯРПЕАХРЕКЭМН-АНЛАЮПДХПНБНВМСЧ ЩЯЙЮДПС Б кЕУТЕКЭДЕ. оНЯКЕДМХИ ECR ОЕПЕДЮМ ГЮЙЮГВХЙС Б НЙРЪАПЕ 1994 ЦНДЮ, Ю Б МЮВЮКЕ РНЦН ФЕ ЦНДЮ СВЕАМНЕ ОНДПЮГДЕКЕМХЕ АШКН ПЮЯТНПЛХПНБЮМН — Tornado ECR НЯРЮКХЯЭ РНКЭЙН Б 32-И ЩЯЙЮДПЕ.

гЮДЕПФЙХ Я ДНПЮАНРЙНИ Х ОНЯРЮБЙЮЛХ ЯХЯРЕЛШ ELS ОПХБЕКХ Й РНЛС, ВРН ЕЕ ОНКСВХКХ РНКЭЙН ОЪРЭ ЯЮЛНКЕРНБ — МЮ НЯРЮКЭМШУ ХГ МНБШУ ЯХЯРЕЛ ЯРНЪКХ КХЬЭ хй-ЯРЮМЖХЪ ОЕПЕДМЕЦН НАГНПЮ, хй-ЯХЯРЕЛЮ IIS Х ХМРЕПТЕИЯ ODIN, Ю ОПХЛЕМЕМХЕ НПСФХЪ ОН пкя ОПНРХБМХЙЮ НЯСЫЕЯРБКЪКНЯЭ ОПХ ОНЛНЫХ ЯРЮМДЮПРМНИ ЯХЯРЕЛШ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЦН МЮБЕДЕМХЪ Х ОПЕДСОПЕФДЕМХЪ (RHAWS). оЕПБШИ ЯЕПХИМШИ ЯЮЛНКЕР Я ЯХЯРЕЛНИ РНВМНЦН НОПЕДЕКЕМХЪ ХЯРНВМХЙЮ ХГКСВЕМХЪ ОНЯРСОХК Б БНИЯЙЮ РНКЭЙН 8 ТЕБПЮКЪ 1993 ЦНДЮ.

нДМЮЙН Б УНДЕ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ Б кЧТРБЮТТЕ БШЪБХКЮЯЭ МХГЙЮЪ ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ Tornado ECR ЙЮЙ ЯЮЛНКЕРЮ ПЮГБЕДЙХ. бНГМХЙЮКЮ ЛЮЯЯЮ ОПНАКЕЛ Я хй-ЯХЯРЕЛНИ IIS, Х БЯЙНПЕ АШКН ОПХМЪРН ПЕЬЕМХЕ ЯМЪРЭ ЕЕ ЯН БЯЕУ ЛЮЬХМ. юМЮКНЦХВМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ АШКЮ БЙКЧВЕМЮ Б ЯНЯРЮБ ЮООЮПЮРСПШ ОНДБЕЯМНЦН ЙНМРЕИМЕПЮ, ЙНРНПШИ ОПХЛЕМЪКЯЪ МЮ ХЯОНКЭГНБЮБЬХУЯЪ Б ПНКХ ПЮГБЕДВХЙНБ Tornado IDS, РНЦДЮ ЙЮЙ Tornado ECR ЯРЮКХ ОПХЛЕМЪРЭЯЪ РНКЭЙН ДКЪ ОНДЮБКЕМХЪ обн ОПНРХБМХЙЮ.

яЮЛНКЕРШ Tornado ECR БУНДХКХ Б ЯНЯРЮБ 1 -И АНЕБНИ ЩЯЙЮДПШ кЧТРБЮТТЕ, ДХЯКНЖХПНБЮММНИ Б оЭЪ-ВЕМЖЕ — ОЕПБНИ «АНЕБНИ» ЙНЛЮМДХПНБЙХ МЕЛЕЖЙХУ БНЕММШУ ОНЯКЕ 1945 ЦНДЮ. я ЮБЦСЯРЮ 1995 ЦНДЮ ЩРХ ЯЮЛНКЕРШ СВЮЯРБНБЮКХ Б НОЕПЮЖХХ «Deliberate Force» Б МЕАЕ АШБЬЕИ чЦНЯКЮБХХ, Ю Б 1999 ЦНДС — Б НОЕПЮЖХХ «Allied Force» Б йНЯНБН.

оНЯКЕ СЯОЕЬМНЦН ОПХЛЕМЕМХЪ Tornado Б НОЕПЮЖХХ «аСПЪ Б ОСЯРШМЕ» йНЛЮМДНБЮМХЕ ХРЮКЭЪМЯЙХУ ббя ПЕЬХКН ОПХМЪРЭ МЮ БННПСФЕМХЕ ЯЮЛНКЕР, ЯОЕЖХЮКЭМН ОПЕДМЮГМЮВЕММШИ ДКЪ ОНДЮБКЕМХЪ ЯХЯРЕЛШ обн ОПНРХБМХЙЮ. хРЮКЭЪМЖШ НЯРЮМНБХКХ ЯБНИ БШАНП МЮ Tornado Х БЯЙНПЕ 20 ЯЮЛНКЕРНБ БЮПХЮМРЮ IDS АШКХ ЛНДЕПМХГХПНБЮМШ, ОНКСВХБ БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЛЕМЪРЭ сп AGM-88 HARM. нДМНБПЕЛЕММН АШКН ПЕЬЕМН ГЮЙСОХРЭ ОЮПРХЧ ЯЮЛНКЕРНБ Tornado ECR.

16 ХРЮКЭЪМЯЙХУ IT-ECR ОПЕДЯРЮБКЪКХ ЯНАНИ ЛНДЕПМХГХПНБЮММШЕ IDS, Ю ОНРНЛС ЯНУПЮМХКХ ДБХЦЮРЕКХ Mk 103. б ЖЕКНЛ НМХ АШКХ ЯУНФХ Я МЕЛЕЖЙХЛХ ЛЮЬХМЮЛХ, МН ХЛЕКХ ГМЮВХРЕКЭМСЧ ВЮЯРЭ апщн ХРЮКЭЪМЯЙНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ, БЙКЧВЮЪ ЯХЯРЕЛС ELS ЙНЛОЮМХХ «Elettronica» Х ОПНВЕЕ. оЕПБШИ ЛНДЕПМХГХПНБЮММШИ ЯЮЛНКЕР, лл7079, ОНДМЪКЯЪ Б БНГДСУ Б ХЧКЕ 1992 ЦНДЮ, Ю Б ТЕБПЮКЕ 1998 ЦНДЮ ОНЯРСОХК МЮ БННПСФЕМХЕ 155-И ЦПСООШ 50-ЦН ЮБХЮОНКЙЮ Б оЭЪВЕМЖЕ.
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪTornado ECR
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л13.91
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л16.75
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л5.95
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л231.00
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ14500
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ27300
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 рпддт Turbo-Union RB.199-34R
рЪЦЮ, ЙЦЯ
АЕГ ТНПЯЮФЮ1 У 4100
ТНПЯХПНБЮММЮЪ1 У 7250
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В
МЮ БШЯНРЕ2300
С ГЕЛКХ1480
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В980
оЕПЕЦНМНВМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ3890
дЮКЭМНЯРЭ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ1210
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л15000
щЙХОЮФ, ВЕК2
бННПСФЕМХЕ:АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 8165 ЙЦ МЮ 7 СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ. 2 сп БНГДСУ-БНГДСУ AIM-9B/L Sidewinder 4 сп БНГДСУ-БНГДСУ Skyflash 7 ЮМРХПЮДЮПМШУ сп ALARM ХКХ 2 AGM-88A HARM дН 3 АНЛА ПЮГМШГ РХОНБ : GBU-15 c НОРХВЕЯЙХЛ МЮБЕДЕМХЕЛ, Paveway Я КЮГЕПМШЛ МЮБЕДЕМХЕЛ, 454, 340, 227, 113 ЙЦ НАШВМШЕ АНЛАШ, BL775 ЙКЮЯРЕПМШЕ АНЛАШ, МЮОЮКЛНБШЕ АЮЙХ. ЮМРХЮЩПНДПНЛМШЕ ЯХЯРЕЛЮЛШ JP233. ОНДБЕЯМШЕ ЙНМРЕИМЕПШ Я ЮООЮПЮРСПНИ пща Х прп.
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
тНРНЦПЮТХХ:Tornado ECR
Tornado ECR
Tornado ECR
Tornado ECR
Tornado ECR (Я) Flightline UK
Tornado ECR
Tornado ECR
Tornado ECR

яУЕЛШ:

Tornado ERC

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

Tornado ECR ббя хРЮКХХ
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
de Agostini. лХПНБЮЪ юБХЮЖХЪ. Tornado ECR S.Newton. Panavia Tornado WAPJ. Tornado Variant Briefing Verlinden Publication. Lock On 12. Willy Peeters. Panavia Tornado IDS Squadron/Signal. Aircraft Number 111. Glenn Ashley. Panavia Tornado in Action Linewrights. Aeroguide 24 : Panavia Tornado GR Mk. 1 Airforce Technology. Tornado Multi-Role Combat Fighter

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2012

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]