САУ «Panzerjager I»
47-мм противотанковая самоходная пушка “PANZERJAGER I”
Одним из основных недостатков танков PzKpfw I была слабая огневая мощь. Такой серьезный недостаток в сочетании со слабой броневой защитой привел к быстрому устареванию машин этого класса. Однако немецкие инженеры очень быстро нашли применение вышедшим из употребления шасси. Самоходные противотанковые орудия непременно должны были обладать более высокой мобильностью, поскольку в соответствии с довоенной доктриной их развертывание и применение мало чем отличались от тактики применения полевой артиллерии. Немцы первыми разглядели порочность этого принципа. Действительно, если пушки не оказывались там, где должны были появиться танки противника, то проку от них не было никакого. А поскольку противотанковых орудий всегда не хватало, вывод напрашивался сам собой: чтобы быть по-настоящему эффективным, истребитель танков должен перемещаться с такой же скоростью, что и атакующий танк.
Подобные размышления привели к созданию на базе танкового шасси боевой машины с противотанковым орудием. Первая противотанковая самоходная пушка такого типа была построена берлинской фирмой “Алкетт” на базе легкого танка PzKpfw I Ausf. В. Специалисты фирмы “Алкетт” заменили башню танка открытой сверху и сзади неподвижной рубкой довольно неказистой формы. Боковые стенки рубки устанавливались под углом, что должно было обеспечить дополнительную защиту от бронебойных снарядов, но толщина лобовой и боковой брони не превосходила 14,5 мм, и боковые стенки рубки даже не выходили за пределы воображаемой линии, которую можно было бы провести перпендикулярно казенной части орудия. Реальную защиту обеспечивал только лоб рубки. Орудийный расчет находился на корме машины, и чувствовал себя столь же неуютно, как за щитком полевого орудия. В качестве вооружения была выбрана обладавшая превосходными баллистическими характеристиками чешская 47мм пушка со стволом длиной 43 калибра (начальная скорость снаряда 775 м/с), большое количество которых попало к немцам после захвата Чехословакии. Неподвижная рубка и высоко расположенный лафет существенно ограничивали горизонтальный сектор обстрела. Он не превышал 15 градусов влево и вправо относительно продольной оси машины. Угол возвышения пушки составлял +12 градусов, что, впрочем, было не принципиально для истребителя танков. С дистанции 500 м снаряды пушки легко прошивали броню толщиной до 70 мм. В состав боекомплекта входили 86 выстрелов. Вспомогательного вооружения в виде пулемета машина не имела, и в ближнем бою экипаж защищался с помощью индивидуального стрелкового оружия. Помимо механика-водителя в состав экипажа входили еще два артиллериста – этого расчета хватало для обслуживания небольшой 47-мм пушки. Немцы начали производить эти орудия самостоятельно, но выпустили их не очень много, поскольку шасси для конверсии не хватало. Центр тяжести машины находился довольно высоко, что делало самоходку неустойчивой при движении по сильно пересеченной местности. Кроме того, силуэт машины был таким высоким, что скрыть его не помогала и камуфляжная сетка.
В качестве силовой установки на самоходке устанавливался шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения “Майбах” NL 38TKRM мощностью 74 кВт, который позволял машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 42 км/ч. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входили пять обрезиненных опорных катков, четыре обрезиненных поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. В отличие от шасси легкого танка PzKpfw I Ausf. А, направляющее колесо поднято с грунта. В 1940 году самоходки поступили на вооружение боевых подразделений вермахта, принимавших участие в французской кампании. Часть машин поступила в Северную Африку, где активно участвовала в боевых действиях до появления более совершенных моделей самоходок, и на Восточный фронт. Всего изготовлено 202 самоходки.
Тактико-технические характеристики 47-мм противотанковой самоходной пушки “Панцерягер 1”
Боевая масса, т – 6,4 Экипаж, чел. – 3 Габаритные размеры, мм: длина – 4420 ширина – 1850 высота – 2250 клиренс – 295 Бронирование, мм: рубка – 14,5 Вооружение: 47-мм пушка Pak 38 (t) Боекомплект – 86 выстрелов Двигатель: “Майбах” HL38TKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный. рядный, жидкостного охлаждения, 74 кВт при 3000 об/мин Максимальная скорость, км/ч – 42 Запас хода по шоссе, км – 140 Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30 вертикальная стенка, м – 0,37 ширина рва, м – 1,40 глубина брода, м – 0,60
На этом снимке истребителя танков «Панцерягер-1» отчетливо видна импровизационная сущность этой конструкции, созданной с использованием шасси устаревшего легкого танка Т-1, имевшей достаточно мощную пушку и слабую защиту экипажа.
В 1934 году началось производство танков Т-l, которые предназначались прежде всего для подготовки экипажей. В связи с дефицитом бронетанковой техники в начале Второй мировой войны они стали использоваться и как боевые. Экипаж Т-l состоял из двух человек, он был вооружен двумя пулеметами и имел слабую броневую защиту. Большая часть этих танков в 1941 году была выведена из боевого состава и переведена в ранг учебных. Кроме того, осталось некоторое количество запасных шасси, на базе которых было принято решение создать первые немецкие самоходные противотанковые артиллерийские установки. К тому времени назрела необходимость иметь такие установки в противотанковых частях вместо обычных буксируемых орудий. Первым образцом противотанковой САУ стала 37-мм пушка Рак 35/36, установленная на шасси танка Т-l. Концепция установки была многообещающая, но к 1940 году стало ясно, что калибр 37 мм не сможет бороться с современными танками, и на вооружение была принята установка Panzerjager I fur 4.7-cm Pak(t) с 47-мм чешской противотанковой пушкой, которая могла пробивать броню большинства танков, которые противостояли бы немцам в начале 40-х годов.
было собрано 132 таких САУ. Сборка заключалась в снятии танковой башни, установке небольшой платформы на крышке двигателя и защиты вокруг передней части погона башни. Само орудие устанавливалось за легкой бронированной защитой, открытой сверху и сзади. Экипаж состоял из механика- водителя и двух номеров орудийного расчета. Боекомплект включал обычно 74 снаряда, но в случае необходимости он мог быть увеличен. В качестве шасси обычно использовалась модификация T-I Ausf В. Аналогичные САУ с использованием немецкой 37-мм или чехословацкой 47-мм пушки создавались на шасси захваченных у противника гусеничных, ко- лесно-гусеничных и даже колесных машин. Большинство этих работ проводилось непосредственно в войсках. Истребители танков «Панце- рягер-l» участвовали в боевых действиях в Северной Африке и в начале войны с СССР. Они достаточно успешно боролись с танками противника, но слабая бронезащита делала их легкой целью. Постепенно они были вытеснены из боевых частей более совершенными моделями и переданы в тыловые части на оккупированных территориях, в частности на Балканах, для борьбы с партизанами. На Восточном фронте с конца 1942 года с них начали снимать орудия и использовать в качестве транспортеров. На некоторых чешские орудия были заменены 47-мм трофейными французскими. Некоторые «Панцерягер-1» оставались в боевых частях и после середины 1944 года.
Первый образец истребителя танков SdKfz 101 «Панцерягер-1», захваченный союзниками в Северной Африке, был тщательно изучен. На нем была установлена 47-мм чехословацкая противотанковая пушка за бронированным щитом, защищавшим расчет только спереди и сбоку.
Истребитель танков «Мардер-П»
Вид сбоку истребителя танков «Мардер-II» с 75-мм пушкой Рак 40/2, специальной версией стандартного немецкого противотанкового орудия Рак 40 заключительного периода Второй мировой войны.
Легкий танк T-II, поступивший на вооружение в 1935 году, так же как и Т-l, первоначально предполагалось использовать в качестве учебного или экспериментального. Однако в связи с нехваткой бронетехники с 1939 по 1942 год он использовался в качестве боевого и неплохо зарекомендовал себя в качестве такового, несмотря на малую мощность 20-мм пушки. К 1941 году стало ясно, что T-II исчерпал свои возможности, так как его слабое вооружение могло поражать только легкобронированные цели, а погон башни не позволял установить более мощную пушку. Тем не менее производство шасси продолжалось, и было принято решение создать на их базе истребитель танков.
Прототип новой машины был оснащен 50-мм пушкой, но на серийные стали устанавливать специальную версию (Рак 40/2) 75-мм противотанковой пушки Рак. Это орудие было основным противотанковым средством германской армии, и придание ему большей мобильности значительно увеличивало его потенциал. Пушка располагалась за 10-мм броневой плитой со скошенными назад стенками. Для лучшей балансировки двигатель был перенесен в заднюю часть корпуса, а крышки силового отделения служили платформой для обслуживания пушки. Машина получила название «Мардер-II» («marder» переводится с немецкого как «куница»)и официальное обозначение 7.5-ст Рак 40/ 2 auf Slf II, или SdKfz 131 «Мардер-II» производился до 1944 года и стал одной из самых массовых немецких самоходных артиллерийских установок (было выпущено 1217 машин).
Этот истребитель танков зарекомендовал себя достаточно эффективным оружием и, несмотря на небольшие размеры, обладал хорошей проходимостью, а его орудие пробивало броню почти всех танков союзников, за исключением тяжелых советских танков, таких как ИС-2. Укладка на 37 снарядов располагалась на крышке силового отделения, а боекомплект 7,92-мм пулемета MG 34 (или MG 42) составлял 600 патронов. Большая часть этих машин принимала участие в боевых действиях на советско-германском фронте. К 1944 году их производство было прекращено, а экипажи, в связи с нехваткой личного состава, сокращены на одного человека. К концу войны некоторые «Мардер-II», действовавшие против советских войск, были оснащены инфракрасными прожекторами для ведения боя ночью.
SdKfz 131 «Мардер-II» с 75-мм пушкой Рак 40/2 и экипажем из четырех человек был одним из основных немецких истребителей танков. Всего было построено 1217 таких машин с использованием шасси легких танков T-II модификаций А, Си F.
Истребитель танков «Мардер-III»
Истребитель танков с 75-мм пушкой Рак 40/3, захваченный союзниками в Северной Африке. Это была одна из самых простых, но достаточно эффективных установок на базе чехословацкого танка.
Под именем «Мардер-III» известны две самоходные артиллерийские установки,и обе были созданы на базе танка TNHP-S . Этот танк производился в г. Пльзень для чехословацкой армии, но после оккупации Чехословакии в 1939 году «Шкода» продолжила его выпуск для вермахта под обозначением PzKpfw 38(t). Немцы внесли большое количество изменений как в конструкцию, так и в производственный процесс, поэтому к 1941 году PzKpfw 38(t) мог уже считаться немецким танком. Вскоре немецкие специалисты посчитали, что его башня слишком мала для размещения вооружения, способного бороться с бронетанковой техникой союзников, поэтому продолжалось производство только шасси для создания специальных машин других типов.
В 1941 году выявилась неспособность многих типов немецких танков бороться с такими танками, как, например, советские Т-34, поэтому были приняты срочные меры по усилению противотанковых возможностей немецких войск. Одной из таких мер стало создание самоходной артиллерийской установки на базе танка PzKpfw 38(t) путем установки на его шасси трофейной советской 76,2-мм пушки образца 1936 года, которая была прикрыта бронированными щитами и могла вести огонь как по пехоте, так и по танкам.
Серийное производство установки было запущено в начале 1942 года. Она получила название «Мардер-III» или «Панцерягер-38(^» с 76,2-мм Рак 36(г). Всего было изготовлено 344 машины. Эта модификация стала промежуточным вариантом и производилась до тех пор, пока в течение 1942 года не появилось достаточное количество немецких 75-мм орудий Рак 40. После этого началось производство установок «Мардер-III» с немецкими пушками, которые получили обозначение Panzerjager 38(t) Ausf Н fur 7.5-cm Рак 40/3, или SdKfz 138 Первые истребители танков «Мардер-III» с пушками Рак 40 сразу же перебросили в Тунис. До 1943 года было изготовлено серийно несколько модификаций САУ с использованием шасси танка PzKpfw 38(t) .
Первые модификации «Мардер-III» имели смещенный к передней части корпуса центр тяжести, что снижало маневренность, поэтому немецкие инженеры передвинули силовое отделение в носовую часть корпуса, а боевую платформу с пушкой и бронещитом — в кормовую. Такая модификация получила обозначение Panzerjager 38(t) Ausf М fur 7.5-cm Рак 40/3 и была более сбалансированна. Новое шасси также использовалось для производства бронированных машин различного назначения. Последняя модификация производилась до 1944 года в Праге на заводе фирмы ВММ (799 машин).
У последней модификации «Мардер-III» силовое отделение было расположено в носовой части корпуса, а боевая платформа с пушкой и бронещитом — в кормовой. Такая компоновка на базе легкого танка PzKpfw 38(t) обеспечивала улучшенную балансировку машины.
Оглавление
Танк Tiger Pz.Kpfw VI
К началу Польской кампании уже ни для кого не было секретом то, что Pz.Kpfw.I является безнадежно устаревшей машиной. Еще бои в Испании в полной мере показали жалкие боевые возможности этого танка. Первые же танковые сражения второй мировой только констатировали эти факты — Pz.l оказался очень слабым противником для польских, французских и английских танков с пушечным вооружением. Перед командованием немецкой армии и Управлением вооружений встал вопрос: что делать с такой массой танков, по своим характеристикам больше напоминающих «тяжелые танкетки». Частично проблему решили, переоборудовав ряд Pz.l в специализированные машины тыловых и технических служб (разного рода ремонтно-эвакуационные и инженерные машины, бронетранспортеры, тягачи). Несколько сотен «единичек» были переоборудованы в командирские танки, некоторые продолжали службу в учебных подразделениях, но по-прежнему не у дел оставались сотни машин. Немцы не привыкли разбрасываться материальными ресурсами (пускай даже устаревшими) — и выход был найден.
Оптимальным вариантом использования серийного «танка-первенца» посчитали создание на базе его шасси легких самоходно — артиллерийских установок (САУ). В этом направлении работали ведущие инженеры — конструкторы берлинской , которая в середине 1939 года была выделена как генеральный разработчик САУ вермахта. В августе фирма подготовила эскизные проекты трех легких САУ на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.A. На несколько видоизмененном корпусе с частично срезанной подбашенной коробкой предполагалось установить за легким щитовым прикрытием 37-мм противотанковую пушку РаК 35/36, 20-мм зенитную пушку FlaK 30 или 75-мм легкое пехотное орудие leIG 18.
Деревянные макеты этих машин были представлены на обсуждение «танковой комиссии» Рейхсминистерства вооружения и боеприпасов. В первоначальном виде одобрение получил только проект зенитной САУ, реализацию которого отложили на 1940 год. Вариант 75-мм самоходного орудия поддержан не был, поскольку уже осваивала в производстве штурмовое орудие StuG III, а 37-мм противотанковую пушку серийно устанавливали на шасси однотонного среднего бронетранспортера Sd.Kfz.251. Кроме того, возникла еще одна не менее важная проблема: выяснилось, что немецкая армия не имеет действительно эффективных противотанковых средств — 37-мм орудия представляли уже «вчерашний день» противотанковой артиллерии, а работы над новой пушкой РаК 38 не были завершены.
В марте 1939 года немецкие войска оккупировали Чехословакию без единого выстрела. Чехословацкая армия не оказала никакого сопротивления, хотя обладала большими возможностями для обороны своей страны. Немцы, к своему удивлению (и облегчению), обнаружили, что чешские танки, артиллерия, стрелковое оружие не уступают, а, скорее, превосходят по своим качествам аналоги, состоявшие на вооружении германской армии. Одним из таких ценных приобретений стала 47-мм противотанковая пушка. Орудие было разработано в 1937—1938 гг. и под индексом 4,7 cm KPUV vz.38 принято на вооружение чехословацкой армии. Для своего времени орудие () получилось очень мощным и могло справиться с танком любой европейской армии, но, несмотря на свои отличные баллистические характеристики, у него был один существенный недостаток — пушка совершенно не была приспособлена для перевозки механической тягой.
Конструкторы при работе над созданием орудия исходили из нужд чешской армии, не планировавшей нападать на соседние государства и проводить стремительные рейды по чужой территории. Орудийные лафеты устанавливались на деревянные колеса, ограничивавшие скорость перевозки 10-15 км/ч. Учитывая скромные размеры Чехословакии, этого вполне хватало для ведения оборонительных боевых действий, но лошадиные упряжки совершенно не устраивали немецких теоретиков «блицкрига», и поэтому большинство захваченных орудий «А5», получивших в частях вермахта обозначение 4,7 cm PaK(t), находились в «законсервированном» состоянии на арсеналах и складах. Некоторую часть направили в оккупационные и полицейские войска или передали армиям стран-сателлитов (словацкая, румынская, болгарская и хорватская армии). Около ста пушек прикрывали подходы к оборонительной «линии Зигфрида» — их разместили в долговременных бетонных огневых сооружениях, другую часть поставили на рессорные по дкатные тележки (они составили ядро противотанковых подразделений вермахта).
Попытки моторизации 4,7 cm PaK(t) продолжались, и в октябре 1939 года Ф. Порше, возглавлявший «танковую комиссию» при Управлении вооружений, подписал контракт с на разработку и изготовление опытного образца легкой противотанковой САУ с 47-мм пушкой «Skoda» на базе танка Pz.Kpfw.I. Для установки чешского орудия проектировщики воспользовались уже готовым проектом 37-мм противотанковой САУ. В ходе выполнения работ в него внесли серьезные изменения. Явно перегруженная ходовая часть и недостаточная мощность двигателя Pz.l Ausf.A не могли обеспечить необходимую скорость движения, а ведение огня без специальных упоров разбивало ленивец, лежащий на земле. В итоге орудие решили установить на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B. Вместо планировавшегося прежде защитного щита (толщина бронелистов — 4—6 мм) поставили открытую сверху и сзади бронированную рубку с толщиной стенок 8—10 мм. Машина оснащалась стандартной танковой радиостанцией FuG 2 (в некоторых случаях — FuG 5). Боекомплект со -стоял из 86 бронебойных снарядов чехословацкого или австрийского образцов.
10 февраля 1940 года САУ была продемонстрирована фюреру и представителям немецкого Генерального штаба. Машина понравилась, и в марте ее приняли на вооружение под названием 4,7 cm PaK(t) Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B (Sd.Kfz.101). Серийным производством, или скорее переоборудованием, занимались предприятия таких и «Daimler-Benz». На первой производился монтаж оборудования, вторая выполняла так называемые подготовительные работы — капитальный ремонт изношенных шасси и двигателей танков, ресурс которых часто приближался к критической черте.
Первый заказ составил 130 машин (не считая двух уже готовых прототипов), изготовление которых затянулось до июня 1940 года. Планировалось, что этими машинами будут укомплектованы роты самоходных орудий, входивших в состав противотанковых дивизионов танковых дивизий Panzerwaffe (по одной роте в каждой). В армейских частях самоходки получили «хищное» название, впоследствии прочно закрепившееся за ними — Panzerjager («Охотник за танками»).
Panzerjager I, входившие в состав 521-го и 643-го противотанковых дивизионов, участвовали во Французской кампании, но особыми успехами в боях с танками союзников похвастаться не могли, Легкие французские танки R-35, Н-35 и Н-39 в большинстве случаев становились доступными мишенями, но поединки со средними танками S-35 и тем более тяжелыми машинами В-I bis чаще всего оканчивались плачевно — 47-мм орудие не могло «прокусить» их броню.
Летом и осенью 1940 года экипажи «охотников за танками» совершенствовали свое боевое мастерство, упражняясь в стрельбе по трофейным танкам, занимались ремонтом машин. Тогда же была проведена модернизация этих толком еще не воевавших машин, заключавшаяся в замене старых броневых рубок новыми, более просторными и имевшими большую толщину бортовой брони. Кроме того, они были полностью сварными (прежде применялся метод сварного и клепаного смешанного соединения). В боекомплект впервые ввели бронебойные снаряды с приварной головной частью высокой твердости. Эти снаряды оказались столь удачными, что с дистанции 150 м успешно пробивали броню французских танков В-1, а иногда им даже удавалось одолеть «панцирь» английских «толстокожих дам» — «Matilda».
Осенью 1940 г, и «Skoda» («Alkett» полностью переключилась на производство штурмовых орудий) приступили к выполнению еще одного заказа на Panzerjager I. Размер заказа составлял всего 60 (по другим данным — 70) машин. Видимо, сказывалась нехватка исправных шасси.
Летом 1941 года немецкие противотанковые САУ очень хорошо зарекомендовали себя в противоборстве с советскими танками. Советские механизированные корпуса, основу которых составляли легкие танки Т—26, БТ-5 и БТ-7, были уничтожены в приграничных сражениях, растратив в плохо организованных и нескоординированных контрударах всю свою бронетехнику; атаки проводились вдоль шоссейных дорог, без авиационного прикрытия и без предварительной разведки, сказывалась плохая система радиосвязи. Танки вели огонь во время движения (согласно уставным инструкциям), что естественно не могло не отразиться на его результативности. Немецкие противотанковые орудия (в т.ч. САУ) и танки, напротив, чаще всего вели огонь из засад, с воздуха их поддерживали пикирующие бомбардировщики. В этих боях Panzerjager I действовал гораздо успешнее. Достаточно сказать, что его 47-мм орудие продолжительное время (до появления 50-мм пушки РаК 38) являлось самым мощным в немецкой армии. Бронебойный снаряд 4,7 cm РаК© на дистанции 700—800 м легко пробивал броню любого советского танка, кроме KB и Т-34. Известны случаи, когда, действуя из засады, немецкие артиллерийские расчеты расправлялись и с этими боевыми машинами. Противник подпускался на близкое расстояние (300—400 м), затем открывался огонь по бортовой и кормовой броне литых башен советских танков. Но это, скорее, были исключения из общего правила — бронепробиваемость чешского орудия уже не соответствовала реалиям новой войны. Определенные коррективы смогло внести введение в боекомплект подкалиберного снаряда. Теперь Panzerjager I мог пробить броню Т-34 с расстояния 600 м, но часто этого бьшо недостаточно для того, чтобы уничтожить врага. Случалось, вольфрамо — молибденовый сердечник нового снаряда пробивал бронелисты и, расколовшись на несколько фрагментов, падал на пол, не причинив никакого вреда экипажу и оборудованию танка.
Много нареканий вызывала ходовая часть и трансмиссия. Порой САУ застревали на русских грунтовых дорогах даже после небольшого дождя, а осенью у них начали дружно ломаться коробки передач. С наступлением холодов возникли новые непредвиденные осложнения — моторы «охотников за танками» на морозе ниже 15 градусов не желали заводиться. Приходилось для этих целей разводить целые костры. Это не в последнюю очередь стало причиной отправки большинства оставшихся в строю машин группы армий «Центр» в Северную Африку.
В составе 21-й танковой дивизии Африканского корпуса несколько «истребителей танков» действовали еще во время отражения английского наступления в июне 1941 года.
И действовали очень успешно. В конце ноября в разгар новой британской наступательной операции «Crusader» Роммель получил в свое распоряжение 605-й противотанковый дивизион (605 Pz.jag.Abt.). Panzerjager I легко расправлялись с крейсерскими танками англичан, а с близкой дистанции представляли опасность даже для «Matilda».
Подразделения противотанковых САУ, которые находились в составе группы армий «Юг», продолжали воевать на Восточном фронте. Весной 1942 года они участвовали в боях под Харьковом. Летом немецкие войска прорвали фронт и вышли в излучину Дона. На вооружении Красной Армии находилось еще много легких танков устаревших образцов (Т—26, БТ). Немалую долю советских танковых частей составляли английские и американские боевые машины «Valentine», МЗ «Lee», полученные по ленд-лизу. Немецкие противотанковые САУ наносили им тяжелые потери. Последние известные боевые эпизоды с участием Panzerjager I на Восточном фронте относятся к периоду ожесточенных боев под Сталинградом осенью 1942 года.
Panzerjager I — первая немецкая самоходная противотанковая артиллерийская установка, ставшая своего рода отправной точкой в развитии этого вида бронетехники. Эта неказистая, с высоким силуэтом и ненадежной ходовой частью машина еще раз продемонстрировала эффективность сочетания оборонительного и наступательного оружия. Кроме того, при его создании в полной мере проявилась характерная особенность немецкой военной промышленности и науки разумно использовать трофейное вооружение и собственную устаревшую технику.
https ufc russian ru 260
Похожее по теме:
- САУ 15 CM SIG 33 на базе шасси танка PZJ AUSF.B
- ЗСУ 2 СМ на базе шасси PZ-1 Ausf.A
- 88-мм зенитная пушка
- Серийное производство Тигра