Немного истории.
В 1942 году британские инженеры разработали проект ПТ-САУ на основе танка “Валентайн”, в которую поместили знаменитейшее 17-фунтовое противотанковое орудие Великобритании QF 17 pounder, способное поражать танки противников даже на расстоянии в 1000 метров. Танк получил название Archer, что в переводе как “Лучник. ПТ-САУ получила интересную особенность — обращённое назад орудие, что давало возможность после атаки из засады быстро сменить позицию, не разворачивая машину. Первый образец танка вышел в 1943 году, а в 1944 Archer пошел в массовое производство. Всего было 655 единиц САУ “Арчер”, которые поступили в артиллерийские подразделения бронетанковых дивизий. После окончания производства в 1945 году, танк состоял на вооружении армии Египта до 1956 года.
Истребитель танков Archer. История
В связи с увеличением брони на немецких танках в течении Второй Мировой войны, британская армия нуждалась в более мощных машинах. С этой целью конструкторами были взяты пехотные танки Валентайн, на которые устанавливались 17-фунтовки калибром 76,2 мм. 17-фунтовка на тот момент являлась универсальным орудием для убийства и могла пробить фактически любой немецкий танк, а значит это орудие было идеальным выбором для любой противотанковой самоходки.
Идея данной машины появилась в качестве замены самоходной установки “Bishop” на противотанковую систему. Было создано несколько разработок, но в результате решено, что наиболее идеально для этих целей подойдет танк пехоты Валентайн. К тому же эти танки и комплектующие имелись на складах в большом количестве. Да и адаптировать шасси этого танка для 17-фунтовки оказалось достаточно легко. Валентайна уже рассматривали в качестве базы для самоходки в 1941 году, но тогда было решено использовать шасси от танка “Crusader”, что вполне отвечало требованиям того времени.
В начале 1943 года уже была начата работа над новой противотанковой самоходной установкой на базе Валентайна. В марте было выпущено несколько прототипов с различными способами установки орудия, как сзади так и спереди. В течении двух месяцев данные прототипы проходили период интенсивной проверки и в результате было решено что заднее размещение орудия дает тактическое преимущество. Башня танка была заменена на жестко закрепленную легкобронированную сварную конструкцию с открытым верхом. На базе этого прототипа было поставлено серийное производство. Оснащались самоходки теми же комплектующими, что и Валентайны чтобы упростить и ускорить производство. В качестве силовой установки использовался также последний двигатель от Валентайна – 6-цилиндровый дизельный General Motors, вместе с трансмиссией. При этом был улучшен механизм поворота орудия, новая система охлаждения для двигателя и новые приборы наблюдения.
Заказ в 800 машин под обозначением «17-фунтовая самоходка Валентайн» поручено было исполнять фирме Vickers-Armstrong, начав его в конце 1943 года, а в течении первых месяцев службы данные самоходки стали известны под. названием «Archer» («Лучник»).
«Archer» обладал низким профилем, соответственно хорошей маскировкой при этом орудие было очень мощным, чтобы наносить существенный урон противнику. Его уникальность была в орудии установленном в задней части корпуса над моторным отсеком. Успехи Лучника были заметны на протяжении всей второй половины Второй Мировой войны, которую он провел на службе в полку британской Королевской артиллерии.
В основном служили данные самоходки в Северо-Западной Европе в 1944 году, участвовал в высадке союзников в Италии. Использовалась в основном тактика засад, Archet мог отстрелять много снарядов до того, как его обнаружили бы, а при обнаружении – быстро сменить позицию, чтобы продолжить огонь с новой.
Обслуживалась установка экипажем из четырех человек: командира, механика-водителя, заряжающего и наводчика. Также было оборудовано место с пулеметов для обороны от вражеской пехоты и авиации.
При этом у пт-сау Archer были и недостатки. К примеру то, что у него были очень ограниченные углы горизонтальной наводки, а значит, для наводки на противника следовало поворачивать фактически весь корпус машины. Также открытый верх и легкое бронирование бортов не очень-то хорошо и защищало экипаж. Оно могло оказать сопротивление разве что легкому вооружению и осколкам от фугасов. Да и к тому же, водителю не было места в машине, а значить это отбирало и драгоценные минуты в передвижении после выстрела, уклоняясь от ответного огня противника.
В мае Германия официально капитулировала и заказ на Лучника снизился с 800 примеров до 655 машин, что повторяло мировую практику, когда многие военные заказы были отменены или урезаны. Однако Арчеры были на службе вплоть до 50-х годов, пока не были полностью списаны.
Производсто и характеристики Archer:
- Производитель: Великобритания
- Произведен: 1944 год
- Произведено: 655
- Экипаж: 4
- Общая длина: 6,68 м
- Ширина: 2,76 м
- Высота: 2,25 м
- Вес: 16 257 кг
- Двигатель: 6-цилиндровый дизельный двигатель General Motors 6-71 мощностью 192 лошадиных сил
- Максимальная скорость: 32,2 км/ч
- Максимальная дальность: 225 км
Вооружение:
- 1 х 76,2 мм 17-фунтовая пушка
- 1 х 7,7 мм пулемет общего назначения
Общий вид.
С первого своего взгляда “Арчер” способен удивлять — танк имеет заднее расположение орудия. Вести такой стиль боя не обычно, и привыкать приходится долго. Вторая особенность, которая вытекает из первой — скорость заднего ходу у Archer-а быстрее, чем вперед. От этого и геймплей на танке становится еще более странным и необычным.
Главное преимущество танка — это его орудие OQF 17-pdr AT Gun Mk. VII-го уровня, которое способное пробивать танки, которые встретит на своем пути, даже воюя в дне списка. Показатели орудия, по цифрам, великолепные — при средней альфе в 150 очков, пробитие у базовых ББ снарядов аж 171 миллиметр (!). В прочем, этой пушкой не удивить — такое же орудие встречается на ряде британских машин, таких как TOG II, FV201 (A45), Black Prince, AT 8, AT 15 и так далее. Альфа-страйк у орудия, как для 5-го уровня, очень даже приемлемый — 150 очков. Да, на 7-м уровне с таким уроном уже становится смешно, но вот на 5-м это как раз “самое то”. Что касается точных характеристик орудий, то тут как раз наоборот — по сравнению с машинами уровней выше, тут пушка дольше перезаряжается, сводится, и имеет разброс. Перезарядка орудия составляет 4.6 секунды, а с этим показателем ДПМ в минуту равен 1916 очкам. Разброс на 100 метров равен 0.3, а сведение 2.3 секунды.
Нажми и прочитай: UDES 16
При удельной мощности машины в 10.39 л.стонну, максимальная скорость танка небольшая (а еще вспоминаем , еще раз, что скорость заднего хода тут быстрее, чем переднего) — всего 12 км/ч вперед и 32 км/ч назад. То есть, удираем на “Лучнике” задом, отсреливаясь от противников.
О бронировании тут не вспоминаем —все части машины не толще 20 миллиметров.
Противотанковая самоходно-артиллерийская установка Archer
САУ «Арчер» (Archer — лучник), SP 17pdr, Valentine, Mk I.
Самоходная установка производилась с 1943 года. Она была создана на базе легкого пехотного танка «Валентайн». При этом силовое отделение с размещенным в нем дизельным двигателем жидкостного охлаждения «GМС» осталось неизменным, а вместо отделения управления и боевого отделения смонтирована открытая сверху легкобронированная боевая рубка, в которой размещаются экипаж в составе 4 человек и вооружение. Самоходная установка вооружена 76,2-мм противотанковой пушкой с длинной ствола 60 калибров. Начальная скорость ее бронебойного снаряда весом 7,7 кг составляет 884 м/с. Обеспечивается горизонтальный угол наведения 90 градусов, угол возвышения +16 градусов, угол снижения 0 градусов. Скорострельность пушки равна 10 выстрелам в минуту. Такие характеристики пушки позволяли успешно бороться почти со всеми немецкими машинами. Для борьбы с живой силой и долговременными огневыми точками в боекомплект (40 снарядов) входили также осколочно-фугасные снаряды весом 6,97 кг. Для управления огнем использовались телескопический и панорамный прицелы. Огонь мог вестись как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Для обеспечения связи на самоходке устанавливалась радиостанция. Самоходные установки «Арчер» выпускались практически до конца войны и использовались сначала в некоторых артиллерийских полках, а затем были переданы в танковые части.
Разработка 17-фунтовой пушки с высокой начальной скоростью снаряда, сопоставимой по бронепробивамости с германской 88-мм пушкой, началась в 1941 г. Ее производство началось в середине 1942 г., причем планировалось устанавливать ее на танки «Челленджер» и «Шерман Файр-флай», САУ — истребители танков. Из существовавших танковых шасси пришлось исключить «Крусэйдер» из-за столь малых размеров и недостаточного запаса мощности для такого орудия, из доступных шасси единственной альтернативой оставался «Валентайн».
Первоначальная идея установки на него 17-фунтовой пушки заключалась в использовании САУ «Бишоп» с заменой 25-фунтовой пушки-гаубицы новым орудием. Это оказалось непрактичным из-за большой длинны ствола 17-фунтовой пушки и большой высоты бронерубки. Министерство снабжения предложило разработать новую самоходную установку на базе освоенного в производстве «Валентайна», но выдержав ограничения по размерам при установке длинноствольной пушки. Эта работа началась в июле 1942 г., и прототип подготовили к испытаниям в марте 1943 г.
Новую машину; получившую имя «Арчер», построили на шасси «Валентайн» с открытой сверху рубкой. 17-фунтовая пушка, направленная назад, имела ограниченный сектор обстрела. Место механика-водителя располагалось аналогично базовому танку, а лобовые листы рубки и продолжением передних листов корпуса. Таким образом, несмотря на большую длину 17-фунтовой пушки, ось получить сравнительно компактную САУ с невысоким силуэтом.
Огневые испытания прошли в апреле 1943 г., но потребовались изменения ряда узлов, включая установку орудия и приборы управления стрельбой. В целом машина получилась удачной и стала приоритетной в программе производства. Первую серийную машину собрали в марте 1944 г., а с октября САУ «Арчер» поставлялись в противотанковые батальоны британских БТД в Северо-Западной Европе. На вооружении британской армии «Арчер» оставались до середины 50-х годов, кроме того, после войны они поставлялись и другим армиям. Из первоначально заказанных 800 машин построила только 665. Несмотря на ограниченные из-за принятой схемы установки оружия тактические возможности, «Арчер» — рассматривавшаяся изначально, как временная мера до появления лучших конструкций — показала себя надежным и эффекти вным оружием.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса | 18 т |
Размеры: | |
длина | 5450 мм |
ширина | 2630 мм |
высота | 2235 мм |
Экипаж | 4 человека |
Вооружение | 1 х 76,2-мм пушка Мk II-1 |
Боекомплект | 40 снарядов |
Бронирование: | противопульное |
Тип двигателя | дизель «GМС» |
Максимальная мощность | 210 л.с. |
Максимальная скорость | 40 км/час |
Запас хода | 225 км |
Источники:
- Шунков В. Н. Танки Второй мировой войны;
- Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
- Chris Henry, British Anti-Tank Artillery 1939-1945;
- М. Барятинский. Пехотный танк «Валентайн». (Бронеколлекция, 5 — 2002).
Вперед > |
Экипаж:
● Командир – шестое чувство, маскировка, ремонт, боевое братство;
● Наводчик – маскировка, ремонт, снайпер, боевое братство;
● Механик – водитель – маскировка, ремонт, плавный ход, боевое братство;
● Заряжающий – маскировка, ремонт, бесконтактная боеукладка, боевое братство;
Для ПТ-САУ “Арчер” главное — это быть вдали от противников, поэтому маскировка и лампочка тут незаменимы.. После того как выкачаем ремонт вторым перком, начинаем улучшать характеристики машины точечно. Последним изучим боевое братство.
Конструкция[править]
Корпус и бронирование[править]
Конструкторы «Vickers» установили на шасси танка «Valentine» лёгкую открытую рубку в которой было размещено орудие QF-17 pounder. Особенностью конструкции «Лучника» является направление ствола орудия в сторону кормы. Что в результате дало очень удачное сочетание компактности, мобильности и незаметности.
Вооружение[править]
«Смотрящая назад» пушка не была недостатком, поскольку Archer обычно вел огонь с укрытой позиции, которую при необходимости мог сразу покинуть. 17-фунтовая пушка обеспечивала высокую эффективность борьбы с большинством германских танков и бронемашин. Длина ствола составляла 60 калибров. 7,7 кг бронебойный снаряд имел начальную скорость 884 м/с. Скорострельность пушки составляла 10 выстрелов в минуту. Весь боекомплект САУ составлял 40 снарядов. Для управления огнём использовались телескопический и панорамный прицелы.
Двигатель и трансмиссия[править]
На самоходке использовался 6-цилиндровый дизельный двигатель GMC 6-71 мощностью 210 л.с.
Ходовая часть[править]
В качестве базы для САУ использовалась ходовая часть танка Valentine, который в то время производился в больших количествах.
САУ Арчер (Archer SPG)
САУ Арчер (Archer SPG)
САУ Арчер (Archer SPG — Self Propelled Gun — Пономарь) — британская самоходная артиллерийская установка (САУ), разработана в 1942—1943 годах на базе танка Валентайн. САУ имела 17-фунтовую (76,2-мм) противотанковую пушку с длиной ствола 58 калибров. За период с конца 1943 года до конца Второй мировой войны всего изготовлено 665 единиц этой самоходки.
Тактико-технические характеристики САУ Арчер (Archer SPG)
• Габаритные размеры — длина 6,7 м — ширина 2,76 м — высота 2,25 м • Боевая масса — 18,125 т • Экипаж — 4 чел • Клиренс — 420 мм • Силовая установка — 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения GMC 6-71 М-6004 — мощность 130 л.с. (95,6 кВт) при 2000 об/мин • Удельная мощность — 7,2 л.с./т (5,3 кВт/т) • Максимальная скорость — 32 км/час по шоссе — 12,9 км/час по пересеченной местности • Запас хода — 240 км по шоссе • Емкость топливных баков — 165 л с двигателем GMC — 145+25 л с двигателем АЕС • Вооружение — 76,2-мм (17 фунтовая) противотанковая пушка QF-17 pounder — 7,7-мм пулемет Bren • Боекомплект — 40 выстрелов 76,2-мм — 1500 патронов 7,7-мм • Бронирование — 16-60 мм • Преодолеваемые препятствия — брод глубиной 0,91 м — стенка высотой 0,84 м — ров шириной 2,29 м — угол подъема 30°
САУ Арчер
Разработкой самоходки Арчер (Archer SPG) занималась . Первая партия САУ была выпущена из цехов завода в марте 1943 года, а массовое их использование началось в 1944 году. Выпуск САУ Арчер (Archer SPG) был прекращен в 1945 году, с окончанием Второй мировой войны, хотя они эксплуатировались в Египте до 1956 года.
Конструкция самоходной артиллерийской установки Арчер (Archer SPG) была проста: на шасси танка Валентайн устанавливалась открытая легкобронированная рубка, развернутая пушкой к корме, что придало самоходке компактность и мобильность.
Силовая установка САУ Арчер (Archer SPG) осталась неизменной, как на танке, а над боевым отделением и отделением управления монтировалась открытая сверху рубка из легкой брони. Там располагался экипаж из четырех человек, и устанавливалось вооружение. Место механика-водителя осталось спереди по ходу САУ по центру.
Скорострельность 17-фунтовой (76,2-мм) противотанковой пушки QF-17 pounder становила 10 выстрелов в минуту. Она имела угол вертикальной наводки от 0° до +16°, угол горизонтальной наводки в секторе 90°. Это орудие позволяло успешно бороться практически со всеми немецкими танками.
Самоходная артиллерийская установка САУ Арчер (Archer SPG) снабжалась телескопическим прицелом, позволяющим вести огонь прямой наводкой и панорамным прицелом, позволяющим стрелять с закрытых позиций. Все самоходные артиллерийские установки снабжались радиостанциями.
В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) устанавливался двухтактный 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения GMC 6-71 М-6004 мощностью 130 л.с. (95,6 кВт) при 2000 оборотах в минуту или четырехтактный 6-цилиндровый рядный бескомпрессорный дизельный двигатель жидкостного охлаждения АЕС А190 мощностью 131 л.с. (96,4 кВт) при 1800 оборотах в минуту.
Трансмиссия с двигателем АЕС состояла из однодискового главного сцепления сухого трения J-151, коробки перемены передач Meadows type 22, обеспечивавшей 5 скоростей переднего хода и 1 заднего, многодисковых бортовых фрикционов сухого трения и планетарных бортовых передач.
Трансмиссия с двигателем GMC собиралась в едином блоке и состояла из главного однодискового сцепления сухого трения М-6004 и механической коробки перемены передач, обеспечивающей 5 скоростей переднего хода и 1 заднего.
Ходовая часть САУ Арчер (Archer SPG) состояла из шести опорных обрезиненных катков, два из которых имели диаметр 610 мм, а четыре — 495 мм, трех поддерживающих роликов, ведущего заднего и направляющего с натяжным механизмом переднего колес по каждому борту. Подвеска САУ балансирная, блокированная, пружинная с гидравлическими амортизаторами. Ширина гусеницы 356 мм.
САУ Арчер (Archer SPG) состояли на вооружении английской армии до начала 1950-х годов. Некоторое их количество было продано Египту, где они противостояли в войне с Израилем в 1956 году.