«ДИКИЙ КОТ» ФИРМЫ GRUMMAN (Палубный истребитель F4F Wildcat)

К середине 30-х годов экономика США находилась в тяжелой ситуации, вызванной Великой Депрессией. Из-за этого резко сократилось финансирование военной отрасли, в том числе и авиации. Создаваемые новые модели самолетов строились или только в виде опытных образцов или, в лучшем случае, дело ограничивалось небольшой серией.

Имевшиеся на вооружении авианосных кораблей самолеты с бипланным крылом стремительно отставали от новых разработок европейских компаний. Авиационной промышленности США требовался стремительный рывок, который бы позволил догнать или даже опередить конкурентов. Одной из таких конструкций стал палубный истребитель Grumman F4F Wildcat, созданный в сжатые сроки.

Гадкий котёнок

Истребитель «Грумман» F4F-3 «Уайлдкэт» с самого начала своей карьеры был проблемной машиной. Его лётно-технические характеристики (ЛТХ) даже в исходном варианте с трудом дотягивали до техзадания. А когда в него воткнули 132 килограмма брони и протектированных баков, ЛТХ машины стали ещё меньше соответствовать современным требованиям.


Ранние «Грумман» F4F-3 «Уайлдкэт» в довоенной раскраске (источник фото)

Перед самой войной на испытания поступил прототип XF4F-4 со складывающимися плоскостями. Это позволяло серьёзно нарастить количество истребителей на авианосцах. Поначалу узлы складывания были снабжены гидравлическим приводом, что увеличило вес машины ещё на 136 кило.

В результате взлётная масса перевалила за 3,5 тонны, а лётные характеристики просели ещё сильнее. Пилоты, испытывавшие прототип, порекомендовали убрать механизацию и понизить вес хотя бы до 3,4 тонны. Они оценивали это как максимум, при котором «Уайлдкэт» походил на истребитель.


Прототип XF4F-4 с гидравлическим приводом складывания плоскостей (источник фото)

Их усилия не пропали даром, и на серийных самолётах плоскости складывали уже вручную. Однако взамен родная промышленность подкинула пилотам другие подлянки.

Окраска

Перед окраской модель была покрыта тамиевской грунтовкой, стравленной из баллона. После чего была накатана клёпка самодельным риветтером. После небольшой полировки модель была окрашена в цвета “Light Gull Gray” FS 36440(низ фюзеляжа) и “Blue Gray” FS 35189 (верх). Для окраски использовались водорастворимые краски «Акан» 72014 и 72050 (последний цвет сильно осветлённый). Слегка размытые границы цветов получены с помощью пластилиновых «колбасок». Некоторая неоднородность окраски и неравномерность выгорания была имитирована «Акановским» финишным покрытием. Небольшие сколы краски были нанесены методом «сухой кисти» металликом от «Model Master». После нанесения акрил-уретанового глянцевого лака «Акан» на модель были нанесены декали с применением «спецсредств» от «MicroScale». После ещё одного слоя глянцевого лака, на модели была выполнена смывка масляными красками на пинене. В качестве финишного покрытия использовался полуматовый водорастворимый лак от «MicroScale». В завершение были нанесены следы эксплуатации, потёки технических жидкостей и нагар с помощью пигментов Tamiya. После завершения «покрасочных работ» модель была окончательно собрана, и смонтирована антенны из нити «Хобби-плюс» и тонкой проволоки. На этом работа над моделью была закончена, результат – перед Вами, коллеги! Александр Гришин

«Больше» не значит «лучше»

«Уайлдкэты» поставляли ещё и в Англию, где они получили имя «Мартлет». Британцы применяли эти истребители прежде всего для задач ПВО, поэтому при заказе второй партии захотели привести их в соответствие со своей концепцией машин этого класса: «Как можно больше стволов!».


«Мартлет» MkII с британскими опознавательными знаками. Демонстрация преимуществ складывающихся плоскостей — три самолёта занимают ту же площадь, что и один с разложенными (источник фото)

«Грумман» пошёл им навстречу, и следующая экспортная модель кроме складывающихся крыльев получила ещё и усиленное вооружение: к четырём 12,7-мм пулемётам добавили ещё два. А чтобы не делать два типа плоскостей — одни союзникам, другие для себя, — экспортную модель фактически навязали ВМС США как F4F-4.

Увеличение веса секундного залпа — вещь хорошая. Хотя, как говорил один американский ас: «Если пилот не может попасть из четырёх стволов, то ему хоть десять поставь…». Но в случае F4F-4 установка дополнительных пулемётов привела к тому, что боекомплект на ствол упал с 450 патронов (34 секунды огня) до 240 (18 секунд).


F4F-4 «Уайлдкэт» с открытыми люками для зарядки и обслуживания его шести пулемётов (источник фото)

Использование «Уайлдкэта» в качестве истребителя ПВО, как использовали самолёт британцы, не вызвало особых проблем в связи с уменьшением боекомплекта — F4F-4 в любой момент мог сесть на перезарядку. Но для палубных истребителей, прикрывавших ударные самолёты в сотне-другой миль от авианосца, это означало серьёзное падение боевых возможностей.

Производство

F4F на летном поле, 1943 год
К началу войны с Японией, американская авиация насчитывала 187 истребителей F4F-3. Уже после начала боевых действий, принято решение оснастить самолеты протектированными бензобаками и обеспечить кабину пилота бронезащитой. На первых истребителях, бронезащита баков, представляла собой слои сырой резины, которые затягивали пылевые отверстия, но примеси в топливе разъедали в пробоинах резину. В баки попадали частицы резины, которые затягивались в магистрали и препятствовали подаче топлива, что вызвало ряд аварий и катастроф.

F4F-ЗА

В конце 1940 годов из-за дефицита двигателей R-1830-86, командование решило оснастить 95 машин мотоустановкой по типу ХF4F-6. Истребители с двигателями R-1830-90 с обозначением F4F-ЗА, собирались в марте – мае 1941 года. вместе с F4F-3 и внешне не отличались. Однако, последние модели получили бронестекло и обновленные прицелы. Таким образом, американский флот получил 65 истребителей F4F-3А. Тридцать самолетов в упрощённой комплектации, предполагалось передать Греции, для помощи с итальянской агрессией, но к моменту когда самолеты уже были готовы к передаче, в дело вмешались немцы и Греция оказалась оккупирована.

F4F-3P И F4F-3AP

Под обозначением 646-ЭР фигурировали фоторазведчики, переделывавшиеся из серийных истребителей 646-3 различными мастерскими. Всего изготовлено 10-15 машин. Фотокамера с фокусным расстоянием 760 мм располагалась внизу в задней части фюзеляжа. Объектив направлен вправо, прикрытый крышкой люка. Во время съемки крышка откидывалась вниз. Никаких стандартов переоборудования не было, поэтому устанавливались разными способами, некоторые типы фотоаппаратов. Так, полевые мастерские на Гебридах и в Северной Африке переоборудовали также несколько F4F-3А, переименованных в F4F-3AP.

F4F-3S «Wildcatfish»

В начале войны на Тихом океане японцы эффективно использовали истребители, установленные на поплавки. Они могли базироваться на побережье, где отсутствовали аэродромы. Американцы решили позаимствовать подобную тактику, установив на поплавки собственные истребители. Командование флота в октябре 1942 г. заключило договор с фирмой Edo Aircraft Corporation, специализировавшейся на изготовлении поплавковых шасси. Предусматривалась установка на два поплавка серийного F4F-З, который после переделки обозначался как F4F-3S «Wildcatfish». Самолёт установили на два больших поплавка снабжённых рулями для маневрирования на воде. С корневой частью крыла их связывали две мощные стойки, а также подкосы. Набор подкосов обеспечивал и крепление поплавков к фюзеляжу. Стойки и подкосы закрывались обтекателями, а соединения их с поплавками, крылом и фюзеляжем – развитыми зализами. Ниши для колёс зашили алюминиевым листом. Конструкцию фюзеляжа несколько усилили, чтобы принять нагрузку от поплавков при взлёте и посадке в условиях волнения. Для сохранения необходимой устойчивости с учётом влияния поплавков на стабилизаторе смонтировали два дополнительных руля направления, механически увязанных с основным. Опытный образец Е4Е-3З был за-вершён в середине февраля 1943 г. 28 февраля его поднял в воздух лётчик-испытатель фирмы иГрумман» Ф. Карт. 5 марта машину перегнали в Анакостию для дальнейших испытаний. При нормальном взлётном весе 3408 кг максимальная скорость составляла 428 км/ч (по другим источникам – все-го З8$ км/ч), то есть поплавки «украли» более 100 км/ч. Практический потолок

Медленно и печально

Кроме того, взлётная масса самолёта уже на 200 кило превысила «приемлемый максимум». В результате практическая скороподъёмность упала почти на 40 процентов. Пилоты авианосца «Энтерпрайз», первыми опробовавшие новую машину, не скупились на эпитеты, сравнивая её динамические характеристики то с утюгом, то с устаревшим TBD-1 «Девастейтор» с торпедой.

Но и это было не всё. Максимальная дальность уменьшилась на 200 километров, ещё хуже дело обстояло с практическим боевым радиусом, который упал до 195 километров. В общем, единственным достоинством новой модели «Уайлдкэта» стала возможность в полтора раза — с 18 до 27 машин — увеличить количество истребителей на эскадренных авианосцах.


Как шпроты в банке. F4F-4 «Уайлдкэт» на ангарной палубе авианосца

А ведь американские пилоты ожидали, что получат обещанный «F4F-3 со складывающимися крыльями», но их мнением никто поинтересоваться не удосужился. Поэтому неудивительно, что они резко отрицательно отреагировали на подобное «сокращение издержек» за их же счёт.

Тактико-технические характеристики (F6F-5 Hellcat)

Технические характеристики

  • Экипаж:
    1 человек
  • Длина:
    10,24 м
  • Размах крыла:
    13,06 м
  • Высота:
    3,99 м
  • Площадь крыла:
    31 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:
    5,5
  • Профиль крыла:
    NACA 23015.6 mod корень крыла, NACA 23009 законцовка крыла
  • Масса пустого:
    4190 кг
  • Масса снаряжённого:
    5714 кг
  • Максимальная взлётная масса:
    6990 кг
  • Запас топлива:
    946 л (до 3х 568 л ПТБ)
  • Двигатели:
    1× двойной радиальный с двухскоростным турбонаддувом Pratt & Whitney R-2800-10W Double Wasp мощностью 2000 л. с. (1500 кВт)
  • Воздушный винт:
    трёхлопастной Hamilton Standard диаметром 4 м
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе:
    0,0211
  • Эквивалентная площадь сопротивления:
    0,65 м²

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    610 км/ч
  • Посадочная скорость:
    135 км/ч
  • Боевой радиус:
    1520 км
  • Перегоночная дальность:
    2460 км
  • Практический потолок:
    11 370 м
  • Скороподъёмность:
    17,8 м/с
  • Время набора высоты:
    6 100 м за 7,7 минуты
  • Длина разбега:
    244 м
  • Нагрузка на крыло:
    184 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    260 Вт/кг
  • Аэродинамическое качество самолёта:
    12,2

Вооружение

  • Пулемётно-пушечное:
    6 × 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 400 патронов на ствол
    или
  • 2 × 20 мм пушки AN/M2 по 225 снарядов (20×110 мм) на ствол и
    4 × 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 400 патронов на ствол
  • Боевая нагрузка:
    1 800 кг различного вооружения:
      Ракеты:
      6 × 127 мм HVAR
      или
  • 2 × 298 мм Tiny Tim
  • Подфюзеляжная точка:
      1 × 910 кг бомба или
  • 1 × торпеда Mk.13-3
  • Подкрыльевые точки:
      1 × 450 кг или
  • 2 × 110 кг
  • 6 × 45 кг
  • Жрите, что дают!

    Ответом на возмущение пилотов стало совершенно выдающееся письмо за подписью начальника Управления по аэронавтике министерства ВМС США контр-адмирала Джона Г. Тауэрса от 4 февраля 1942 года. В документе, в частности, говорилось:

    Данный самолёт снабжён шестью пулемётами. Это сделано из необходимости обеспечения стандартизации плоскостей американских F4F-4 и британских «мартлетов». Два дополнительных пулемёта представляют собой альтернативный вариант боевой нагрузки, используемый либо при уменьшенном количестве горючего, либо в режиме перегруза в случае особых обстоятельств.


    Авиамеханики учатся складывать плоскости новенького F4F-4 «Уайлдкэт»

    А далее тупым пилотам объясняли, как правильно эксплуатировать этот шедевр авиастроения. В «стандартных условиях» следовало делать «не так уж и много»: заливать в баки 415 литров бензина вместо полной заправки в 545 литров; не заряжать «альтернативные» пулемёты, а просто таскать эти две железки по 30 кило; ещё сильней уменьшить боекомплект оставшихся: с 240 до 200 патронов на ствол.

    Взлётная масса машины сократилась бы до уровня F4F-3 — и всё стало бы прекрасно!

    А на такие мелочи, как уменьшение боекомплекта более чем вдвое и дальности более чем на треть, не стóит обращать внимания. Относятся ли к «стандартным условиям» такие уникальные для военного времени события, как боевые вылеты, или это «особые обстоятельства» — в послании не уточнялось.

    После войны

    Пo oкoнчaнии вoйны всe сaмoлeты F6F были зaмeнeны нa F8F Bearcat и пeрeвeдeны в рeзeрв ВМС нa бeрeгoвыe бaзы, нo прoдoлжaли лeтaть, тaк кaк были сaмыми прoстыми и прoщaющими oшибки пилoтирoвaния сaмoлeтaми ВМС СШA. Их испoльзoвaли для пoдгoтoвки мoлoдых лeтчикoв. A пoслe нaчaлa Кoрeйскoй вoйны им дoвeлoсь eщe oкoлo гoдa пoбыть в зoнe бoeвых дeйствий нa втoрых рoлях. При этoм нeкoтoрыe мaшины были пeрeдeлaны в крылaтыe тoрпeды для aтaки плoтин, дoлгoврeмeнных oбoрoнитeльных сooружeний и прoчих вaжных тoчeчных цeлeй. Пeрeдeлкa зaключaлaсь в устaнoвкe в фюзeляжe цилиндричeскoгo кoнтeйнeрa с 1500 кг взрывчaтки и систeмы рaдиoупрaвлeния. «Хeллкэт» — бoмбa лeтeл к цeли свoим хoдoм, упрaвляeмый oпeрaтoрoм с другoгo сaмoлeтa. В 1951 г. сaмoлeты «Хeллкэт» были oфициaльнo сняты с вooружeния и прoдaны нa мeтaллoлoм или в чaстнoe влaдeниe. В нaстoящee врeмя в чaстнoм влaдeнии и aвиaмузeях сoхрaнилoсь oкoлo 20 сaмoлeтoв этoгo типa, бoльшинствo из них — в лeтнoпригoднoм сoстoянии. ВМС Уругвая использывали F6F до начала 60х.

    Так же F6F-5 прославился благодаря авиационной группе высшего пилотажа Военно-морских сил США Blue Angels (рус. Голубые Ангелы

    ) созданной в 1946 году и в июне 1946 года тройка Grumman F6F Hellcat участвовала в их первой выставке в авиашоу над аэродромом Jacksonville.

    “Хeллкэты” oкaзaлись в числe сaмoлeтoв, пoстaвлявшихся в Вeликoбpитaнию в paмкaх пpoгpaммы “Лeнд-лиз”. В сooтвeтствии с бpитaнскoй мapкиpoвкoй oни пoлучили слeдующиe oбoзнaчeния: F6F-3 HellcatMk.l (пoлучeнo 252 экз.).F6F-5 – HellcatMk.II (849 экз.), F6F-5N – HellcatN.F. Mk. II (76 экз.). Всe пoступившиe F6F-5 и чaсть F6F-3 были пepeoбopудoвaны нa фиpмe “Блэкбэpн Эйкpaфт” (BlackburnAircraft). Тaк F6F-3 пoлучили нaпpaвляющиe для бpитaнских peaктивных снapядoв, нeкoтopыe F6F-5 были пepeдeлaны в истpeбитeли-paзвeдчики HellcatF.R. Mk.lI, и paзвeдчикиHellcatFR. Mk.II. нe имeвшиe пулeмeтнoгo вoopужeния. Зa пepиoд бoeвых дeйствий бpитaнскиe пилoты, лeтaвшиe нa “Хeллкэтaх” зaявили o 60 пoбeдaх, из них 47 нa Тихoм oкeaнe и 13 в Eвpoпe. Вскope пoслe oкoнчaния вoйны уцeлeвшиeF6F были вoзвpaщeны СШA.

    С нaчaлoм вoйны в Индoкитae (1945-1954гг.) Фpaнция, нe oпpaвившaяся or нeмeцкoй oккупaции, oкaзaлaсь пpaктичeски бeз aвиaции. Пpaвитeльствo СШA в 1950-1954п. пepeдaлo Фpaнции нeкoтopoe кoличeствo сaмoлeтoв, в тoм числe F6F-5 и F6F-5N. В Сeвepнoм Вьeтнaмe фpaнцузскиe F6F испoльзoвaлись кaк штуpмoвики.

    Нeбoльшoe числo F6F былo пepeдaнo Apгeнтинe и Уpугвaю в сooтвeтствии с пpoгpaммoй o пoмoщи. Пoслeдняя гpуппa из 12 F6F былa вывeдeнa из сoстaвa уpугвaйскoгo флoтa тoлькo в 1961 гoду.

    Победа добра над здравым смыслом

    В 1943 году американские эскадренные авианосцы получили новый истребитель F6F «Хеллкэт». Однако старые добрые «уайлдкэты» остались в строю. Их производство передали на «Дженерал моторс», и под новым индексом FM-1/2 они стали основной рабочей лошадкой маленьких эскортных авианосцев.


    «Дженерал моторс» FM-2 «Уайлдкэт» въехал в аварийный барьер на палубе эскортного авианосца. Хорошо видны всего два пулемётных порта в передней кромке ближней плоскости (источник фото)

    С самолётов убрали два «альтернативных» пулемёта, вернули боекомплект в 450 патронов на ствол и уменьшили вес до 3,4 тонн. Словом, получилось то, что лётчики хотели с самого начала.

    Однако к тому времени цвет японской морской авиации уже был перемолот в небе Мидуэя и Гуадалканала. Его перемололи пилоты, вынужденные воевать на откровенно неудачном — спасибо эффективным менеджерам «Груммана» — истребителе F4F-4.

    Боевое применение

    Истребители Wildcat F4F поступали на вооружение эскадрилий флота США и морской пехоты, которые носили в обозначении коды VF и VMF соответственно. Первые машины попали на авианосец Ranger (рейнджер «странник») в конце 1940 года, а спустя месяц самолеты F4F-3 появились и на корабле Wasp (Оса). В дальнейшем перевооружение шло неспешными темпами, поэтому к моменту атаки на Перл-Харбор, Wildcat использовался на борту авианосцев совместно с бывшим конкурентом по конкурсу от компании Brewster.

    Первые бои с японской авиацией привели к значительным потерям новых истребителей.

    В дальнейшем самолеты приняли участие во всех боестолкновениях флотов США и Японии, но машина не имела резерва для развития и была быстро вытеснена следующей моделью – F6F Hellcat. Аналогичная ситуация сложилась и в Корпусе морской пехоты, где F4F заменил Chance Vougth F4U Corsair (корсар «пират»).

    После 1943 года самолеты F4F Wildcat сохранился только на эскортных авианосцах, которые использовались для охраны конвоев. Также истребители стали привлекаться для борьбы с немецкими подводными лодками, крейсировавшими в Атлантическом океане. Причем истребитель использовался для подавления зенитного вооружения лодки, а затем летевший в паре бомбардировщик сбрасывал противолодочные бомбы.

    На тихоокеанском ТВД, истребители F4F поддерживали высадку десантов, при захвате многочисленных островов. Также они использовались и по своему прямому назначению – для борьбы с авиацией противника.

    Поставленные в Великобританию самолеты Martlet I использовались для патрулирования баз английского флота. Модификации истребителя Martlet II и III применялись в ходе боев над Северной Африкой, базируясь на борту авианосцев Indomitable (Неукротимый) и Audacity (Дерзкий). Британские машины применялись и над Атлантикой, сопровождая конвои и ведя поиск германских подводных лодок.

    После окончания войны, уцелевшие самолеты собрали на базах хранения и вывели обратно в США (в соответствии с договором о Ленд-Лизе).

    Там их утилизировали на протяжении 1946 года, поскольку боевой ценности машины уже не имели.

    Выведенные из активной боевой службы самолеты F4F использовались для обучения и повышения квалификации пилотов флотской авиации. Для этого использовалась акватория Великих озер и 2 парохода, которые оснастили взлетными палубами. Истребители Wildcat идеально подходили для такой службы, поскольку не требовали длинной взлетно-посадочной полосы и прощали грубые ошибки пилотажа, характерные для начинающих летчиков. В 1946 году учебные машины вместе со снятыми с вооружения боевыми истребителями постепенно пустили на слом.

    История создания

    В 1937 г. в США был проведен тендер на разработку истребителя для ВМС. Победил в конкурсе проект фирмы Brewster Buffalo. Среди отвергнутых оказался самолет компании Grumman XF4F-2. Спешка в проектировании вызвала ряд недостатков модели. Тем не менее, комиссия Бюро по аэронавтике ВМС США в целом отметила перспективность этой машины, но также и указала на неудовлетворительную управляемость и низкую маневренность. Зато скорость истребителя в 532 км/ч признали главным достоинством. ВМС подписали с фирмой Grumman протокол о намерениях повторного рассмотрения после устранения выявленных недоработок.

    Модернизированный самолет c обозначением XF4F-3, в июле – августе 1939 года прошел летные испытания, которые показали что недостатки были успешно устранены. Самолет, получил название Wildcat («Дикий кот»), показав характеристики, превосходящие конкурента фирмы Brewster Buffalo.

    Создание

    ВМФ США выдали заказ фирме Chance Vought палубный истребитель, на замену истребителя Grumman F4F-3. Предложенная конструкция фирмы Chance Vought была во многом новаторской. В частности, самолёт предполагалось оснастить бывшем лишь на бумаге двигателем Pratt & Whiney R-2800 Double Wasp мощностью 2028 л. с. Возникло опасение, что самолёт не успеют завершить к тому времени, когда истребитель F3F-3 устареет. Что бы не остаться совсем без палубного истребителя, командование ВМФ поручило фирме Grumman оснастить F3F-3 новым, более мощным двигателем Wright R-2600. По оценке Груммана новый двигатель продлил бы жизнь «дикому коту» на шесть-двенадцать месяцев, но он выпускался до конца войны под обозначением FM-2. Так же фирме дали задание разрабатывать новый самолёт под этот двигатель.

    В результате машину удалось спасти, она пошла в серию, после чего у конструкторов появилась возможность продолжить работу над самолётом двигателем R-2600. К тому времени двигатель развивал мощность 1600—1700 л. с.

    Главный конструктор фирмы Grumman Уильям Т. Швендлер приступил к работе над новым самолётом, получившим рабочее обозначение G-50. Была принята задача обеспечить больший радиус действия, хорошую защиту и сильное вооружение. В результате размеры самолёта увеличили. Однако с самого начала стало ясно, что установленный двигатель Wright R-2600-16, имеющий у земли мощность 1700 л. с. при 2400 об./мин и 1400 л. с. на высоте 6550 м, очевидно слабоват для столь тяжёлого самолёта.

    Был сделан макет в натуральную величину, который показали Макетной комиссии Бюро Аэронавтики. В результате решили увеличить размеры самолёта: длину с 9,55 до 10,22 м, размах крыла с 12,65 до 13,06 м и, соответственно, площадь крыла с 26,94 до 31,03 м². Должен был получиться самый большой палубный истребитель, который имел одну из самых маленьких удельную нагрузку на крыло. По расчётам самолёт должен был иметь высокую скороподъёмность. Двигатель Pratt & Whitney R-2800-10 оказался то что надо. Истребитель представлял собой среднеплан со складываемыми назад крыльями. Система складывания крыла была отработана на F4F-4 «Wildcat» и TBF-1 «Avenger».

    Вооружение самолёта состояло из шести 12,7-мм пулемётов Colt-Browning М2. Пулемёты размещались в крыльях и имели боекомплект по 400 патронов на ствол.

    Самолёт был оборудован тремя топливными баками. Новый самолёт отличался малым количеством детских болезней.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]