От «Акации» до «Коалиции»: современные тяжёлые САУ

Танк и самоходная артиллерийская установка (САУ) используются во время военных действий для нанесения удара по противнику. При этом у танков и САУ несколько различные задачи на поле боя. Танк преимущественно используется на переднем крае, его задача — прорыв обороны и поддержка пехоты, а САУ, как более мощное и дальнобойное, находится позади. Такие установки предназначены для оперативного развертывания и поддержки наступления с дальней дистанции. Они способны обстреливать позиции и укрепления противника перед танками. К самоходным артиллерийским установкам относятся все боевые бронированные машины со ствольным артиллерийским вооружением — кроме танков, БТР, БМД и БМП.


Танк ИС-3. Инфографика Подробнее

«Главное различие между танком и самоходной артиллерийской установкой (САУ) заключается в том, что эти машины выполняют разные задачи на поле боя. Самоходная установка несет артиллерийский огонь, поэтому она слабо бронирована, у нее нет ударных задач. САУ — это просто „пушка на колесах“, она должна не атаковать, а поддерживать наступающие войска огнем из засады. Танк в свою очередь является тяжело бронированной универсальной боевой машиной, которая предназначена для прорыва линии фронта противника», — заявил АиФ.ru директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.

Огневая поддержка

Самоходные артиллерийские установки, следуя за танками или в рядах пехоты, поддерживали наступление танкистов и пехотинцев своим огнём или, наоборот, сидя в засаде, били прямой наводкой по наступающим танкам противника. Основным качеством самоходной пушки (в нашей стране принято называть «самоходная артиллерийская установка») является мощь и точность артиллерийского огня. Обычно на самоходке стояла более мощная пушка, чем на танке аналогичного веса. Бронирование для неё – не самое главное. Ведь самоходка не должна лезть напролом на передовые позиции противника. Её задача – стирать с лица земли выявленные цели, уничтожая их с дальних дистанций, оставаясь при этом недосягаемой для вражеских танковых и противотанковых пушек.

Во всех странах мира было произведено огромное количество самоходных орудий разных типов. На одних самоходных установках орудие стояло открыто, на других располагалось в полностью бронированных казематах (рубках). Многие самоходки имели поворотные башни и внешне ничем не отличались от обычных танков.

СУ-76

Самой распространённой самоходной пушкой в Красной армии была СУ-76 (самоходная установка с 76-мм пушкой), созданная в 1943 г. на базе лёгкого танка Т-70. Её орудие размещалось в полуоткрытой рубке в корме корпуса. Эта лёгкая самоходка, отличавшаяся высокой маневренностью и подвижностью, была незаменимым помощником советским пехотинцам. Подобных боевых машин за годы войны было выпущено рекордное количество – почти 14 тыс. штук. Более мощные, полностью бронированные, самоходные установки выпускались на базе танка Т-34. В зависимости от калибра установленного на них орудия они назывались СУ-85, СУ-100, СУ-122.

Германские самоходные пушки типа «Веспе» или «Хуммель» во многом напоминали советскую СУ-76. Они также были полуоткрытыми, но вооружались более мощными 105- и 150-мм пушками соответственно. Сами немцы называли их самодвижущимися полевыми артиллерийскими системами. В американской армии получили широкое распространение самоходные установки, орудия которых устанавливались не только в рубке, но и в поворачивающейся башне, открытой сверху. Внешне они напоминали танк «Шерман», так как были выполнены на его базе.

«Веспе»

Тактико-технические характеристики САУ СУ-76

— Компоновочная схема: объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади — Годы разработки: 1942 — Годы производства: 1942—1945 — Годы эксплуатации: 1942—1953 — Количество выпущенных, шт.: 14 280

— Экипаж: 4 человека

Вес САУ СУ-76

— Боевая масса, т: 11,2

Габаритные размеры САУ СУ-76

— Длина корпуса, мм: 5000 — Ширина, мм: 2740 — Высота, мм: 2200 — Клиренс, мм: 300

Бронирование САУ СУ-76

— Тип брони: стальная катаная — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25 / 60° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 35 / 30° — Борт корпуса, мм/град.: 15 / 0° — Корма корпуса (верх), мм/град.: 10 / 20° — Корма корпуса (середина), мм/град.: 15 / 0° — Корма корпуса (низ), мм/град.: 15 / 30° — Днище, мм: 7 / 81—90° — Крыша корпуса, мм: 7 — Лоб рубки, мм/град.: 35 / 25° — Борт рубки, мм/град.: 10 / 25° — Корма рубки, мм/град.: 10 / 20° — Крыша рубки, мм/град.: 7

Вооружение САУ СУ-76

— Калибр и марка пушки: 76,2-мм ЗИС-3 — Тип пушки: нарезная — Длина ствола, калибров: 41,6 — Боекомплект пушки: 60 — Углы ВН, град.: −3…+25 — Углы ГН, град.: ±15

Двигатель САУ СУ-76

— Тип двигателя: спаренные рядные — 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 2 × 70

Скорость САУ СУ-76

— Скорость по шоссе, км/ч: 44

— Запас хода по шоссе, км: 250 — Удельная мощность, л. с./т: 12,5 — Тип подвески: индивидуальная, торсионная

— Преодолеваемый подъём, град.: 30 — Преодолеваемая стенка, м: 0,6 — Преодолеваемый ров, м: 2,0 — Преодолеваемый брод, м: 0,9

Штурмовые орудия

Во время войн не всё подчиняется классическим правилам. Вот и самоходная пушка «Штурмгешутц» стала исключением из правил. Начав войну в качестве пехотного штурмового артиллерийского орудия, не имевшего вообще никакого отношения к танковым войскам Германии (члены экипажа «Штурмгешутцев» считались не танкистами, а артиллеристами), эта боевая машина в середине войны была принята на вооружение танковых войск. Мало того, если в начале войны экипажам лёгких «Штурмгешутцев» предписывалось не вступать в поединки с танками противника, то в конце войны именно они составляли основу противотанковых подразделений вермахта. При этом, как и другие классические танки, «Штурмгешутцы» последних серий были оснащены и мощными пушками, и толстой бронёй. Эти самоходки получили и пулемётное вооружение. Это была уже не просто артиллерийская установка, всего лишь поддерживающая войска огнём издалека, а настоящая боевая машина, предназначенная для ведения жестокого ближнего боя. Другими словами – самый настоящий танк, пусть и безбашенный.

Штурмовое орудие «Штурмгешутц» III начального периода войны имело короткоствольное орудие калибром 75 мм

Развитие бронетехники во время войны подчинялось единому закону развития жизни: выживает сильнейший. Не все боевые машины, созданные накануне или даже в годы войны, смогли «дожить» до её окончания. Типичным примером является германский тяжёлый танк «Тигр», производство которого было прекращено в 1944 г. А вот «Штурмгешутцы», наоборот, не только производились до самого конца войны, но и их выпуск постоянно увеличивался. Именно «Штурмгешутцы» стали самыми массовыми образцами бронетехники Германии. Их было выпущено более 10 тыс. штук. Производить безбашенные боевые машины по упрощённой технологии оказалось намного легче, чем «нормальные» танки. И это дало свои результаты. «Штурмгешутц», может, и не был столь хорош, как Т-IV. Зато два «Штурмгешутца» на поле боя оказывались всё же эффективнее, чем один «Панцер».

Самоходные пушки «Штурмгешутц» выпускались на базе танков Т-III и Т-IV, а потому назывались «Штурмгешутц» III и «Штурмгешутц» IV. В конце войны они с тали самым востребованным немецким оружием.

За четыре года непрерывных боёв «Штурмгешутцы» видоизменились. Маневренные, оснащённые новой длинноствольной пушкой и пулемётами, имеющие достаточное бронирование, они оказались чуть ли не главным средством сдерживания наступающего противника. Их единственный серьёзный недостаток (неповорачивающаяся пушка) в условиях оборонительных боёв перестал быть столь уж явным. Ведь сидящим в засаде самоходкам не нужно поворачивать пушку для стрельбы во все стороны, что свойственно танкам, идущим в наступление.

Низкий силуэт самоходной пушки «Штурмгешутц» IV делал эту эту боевую машину малозаметной на местности

Зенитные установки

Это специализированные пушечно-пулеметные установки, задача которых состоит в поражении низколетящих и средневысотных самолетов, а также вертолетов противника. Обычно они вооружались мелкокалиберными автоматическими пушками (20-40 мм) и/или пулеметами крупного калибра (12,7-14,5 мм). Важным элементом зенитных установок была система наведения на быстролетящие цели. Иногда они дополнительно вооружались ракетами типа «земля-воздух». В городских боях и в случаях, когда нужно противостоять большой массе пехоты, зенитные установки показывали себя как нельзя хорошо. Во времена Второй мировой войны особо отличились немецкие зенитные установки Wirbelwind и Ostwind, а также советская ЗСУ-37. Современная российская армия имеет на вооружении две ЗСУ: 23-4 («Шилка») и «Тунгуска».

Разрушители городов

В годы Второй мировой войны самой сложной боевой задачей считалось взятие штурмом укреплённого оборонительного района, насыщенного долговременными огневыми точками (дот), а также крупных городов, где каждый многоэтажный дом превращался в неприступную крепость. Для разрушения таких очагов сопротивления требовались исключительно мощные боевые машины. Фугасными и бетонобойными снарядами они должны были проламывать бреши в обороне противника. Американцы решали эту проблему ударами авиации и огнём дальнобойных пушек и гаубиц. Они устанавливали на шасси танков М-24 «Чеффи» 105-мм гаубицы, а на шасси танков М-3 и М-4 тяжёлые – 155-мм, 203-мм и даже 240-мм гаубицы. Сплошного бронирования эти самоходки не имели, так как предназначались для ведения огня с больших дистанций.


203-мм самоходная гаубица М-43 стреляла снарядами весом 90 кг на дальность до 17 км. Ответного огня можно было не опасаться

Столкнувшись в 1941 г. с яростным сопротивлением бойцов Красной армии, немцы поняли, что без сверхмощных танков сложно захватывать города. Осенью 1942 г. во время тяжёлой Сталинградской битвы идея создания такого оружия стала особенно актуальной. И в конце 1942 г. в Германии на базе среднего танка Т-IV спроектировали САУ «Бруммбер» («медведь-гризли») с мощной 150-мм пушкой. Из-за очень толстой брони эту самоходку немцы называли штурмовым танком. Однако штурмовать советские города «медведям» не пришлось.

«Бруммбер»

Когда они появились, Красная армия уже наступала. Неповоротливый «Бруммбер» с короткоствольной пушкой не годился для боёв на открытой местности. Экзотический штурмовой танк «Штурмтигр» создали в 1943 г. на шасси тяжёлого танка Т-VI «Тигр». Конструкторы решили использовать ракетную установку, стреляющую реактивными снарядами весом почти в 350 кг! Снаряд длиной 1,5 м и диаметром 38 см, оснащённый реактивным двигателем, мог пролететь 5,5 км и разрушить многоэтажный дом: 130 кг взрывчатки пробивали железобетонную стену толщиной в 2,5 м. Страшное по своей разрушительной силе оружие создала для вооружения кораблей. Это был реактивный бомбомёт. Германские танкисты называли его мортирой. Поэтому и «ракетный» танк стали именовать «Штурммортир», но прижилось имя «Штурмтигр». В августе 1944 г. опытный «Штурмтигр» вместе с «Бруммберами» воевал в Варшаве. Чудовищное оружие уничтожало всё вокруг, превращая дома в руины.


«Штурмтигр»

Опытный «Штурмтигр» не имел необходимого бронирования. Его рубка была сварена из толстых листов обычного железа. Первый серийный танк со 150-мм бронёй вышел из цехов завода лишь в сентябре 1944 г. Всего же было сделано 18 таких супертанков…

Самоходные гаубицы

Представляют собой мобильные орудия для огня с закрытых позиций. По сути, это самоходный аналог буксируемой артиллерии. Такие САУ вооружались артиллерийскими системами калибром от 75 до 406 миллиметров. Они имели легкое противоосколочное бронирование, которое защищало разве что от контрбатарейного огня. С самого начала развития самоходной артиллерии развивались и самоходные гаубицы. Пушки крупного калибра вместе с высокой мобильностью и современными системами позиционирования делают этот вид вооружения одним из наиболее эффективных по сей день.

Особое распространение получили самоходные гаубицы калибром более 152 миллиметров. Они могут наносить удар по врагу ядерными боеприпасами, что дает возможность уничтожать крупные объекты и целые группы войск при малом количестве выстрелов. Во времена Второй мировой войны прославились немецкие машины Wespe и Hummel, американские гаубицы M7 (Priest) и M12, а также британские САУ Sexton и Bishop. СССР пробовала наладить выпуск таких машин (модель Су-5) еще в 40-х годах прошло века, однако эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня на вооружении современной российской армии стоит одна из лучших самоходных гаубиц в мире – 2С19 «Мста-С» калибром 152 мм. В армиях стран НАТО на вооружении стоит ее альтернатива 155-миллиметровая САУ «Паладин».

Истребители танков

Самое страшное, что ждало германских солдат на Восточном фронте, – это появление неуязвимых русских танков КВ и Т-34. Вот почему уже в конце 1941 г. все силы германской промышленности были направлены на создание противотанковых средств поражения, в том числе и специальных противотанковых самоходных орудий. При этом в германской армии для обозначения противотанковых самоходных орудий использовались два очень похожих термина: «Panzerjager» («Панцерягер») и «Jagdpanzer» («Ягдпанцер»). Слово «панцер» – это по-немецки «танк», слово «ягер» – « охотник». Слово «ягд» – «истребитель». «Панцерягер» можно перевести на русский язык как «охотник за танками» или «истребитель танков», а «ягдпанцер» – как «танк-истребитель». По смыслу вроде бы одно и то же. Так зачем же придумывать два разных названия? Ведь и то и другое означает не что иное, как просто «антитанк».

Термин «истребитель танков» существовал в германской армии. В британской, американской и Красной армиях истребители танков назывались противотанковыми самоходными пушками.

«Панцерягер»

В реальности всё было не так просто. Если вдуматься в смысл слов «истребитель танков», то под ним подразумевается всё что угодно и кто угодно. Это может быть и танк, и самоходная противотанковая пушка, и обычное буксируемое противотанковое орудие, и солдат с противотанковым ружьём, гранатой или бутылкой с зажигательной смесью. Это также может быть диверсант, заложивший мину на дороге, и, наконец, самолёт-штурмовик. А вот «танк-истребитель» – это уже однозначно что-то на гусеницах, с мощной пушкой и прикрытое толстой бронёй.

«Мардер» III

В германской армии так сложилось, что все «антитанки» делились на две группы. Первая группа истребителей танков – это просто гусеничные машины, предназначенные для перевозки установленной на них противотанковой пушки. Другими словами – это обычные противотанковые самоходные артиллерийские установки (САУ), прикрытые лёгкой бронёй, защищающей экипаж от пуль и осколков. Типичными представителями «охотников» были противотанковые САУ «Панцерягер» I, «Мардер» («куница») или «Насхорн» («носорог»). Охотник тихо сидит в засаде или осторожно подбирается, чтобы дичь не вспугнуть, но никак не лезет напролом через бурелом или камыши. Так же действовали и германские истребители танков. Сидя в засаде и будучи хорошо замаскированными, они вели огонь по танкам противника до тех пор, пока их не засекали и по ним не открывался ответный огонь. После этого «охотники за танками», опасаясь получить вражеский снаряд, быстро ретировались или переползали на запасную огневую позицию.


В Красной армии лучшим истребителем танков считалась самоходная артиллерийская установка Су-100

Танки-истребители

Совсем по-иному воевали настоящие танки-истребители. Стандартный танк, как вы знаете, является оружием наступления. Он предназначен для того, чтобы «грудью» лезть на врага, а значит, он должен иметь не только мощную пушку, но и хорошее бронирование. Естественно, танк-истребитель также должен был обладать всеми этими качествами. Ведь ему полагалось не просто идти в атаку вместе с пехотой и обычными линейными танками, а идти в атаку на самом сложном направлении – там, где находились танки противника. В обороне танк-истребитель тоже должен был стоять насмерть, прикрываясь своей толстой бронёй, а не ускользать из-под обстрела, как истребители танков.


«Ягдпантера» была лучшим немецким танком-истребителем времён Второй мировой войны

Разрабатывать специальные танки-истребители немцы начали сразу же после того, как начали войну против нашей страны, когда убедились, что советские танки КВ и Т-34 представляют исключительно серьёзную угрозу не только пехоте, но и всем имеющимся в вермахте бронированным боевым машинам. Обычные линейные танки «Панцер» III и «Панцер» IV оказались беспомощны против советских танков. Нужно было срочно создавать боевые машины нового поколения, способные бороться с советскими танками. В 1943 г. первые танки-истребители уже появились на фронте – это были знаменитые «Фердинанды».

На следующий год появились «Ягдтигр» и «Ягдпантера». «Ягдтигр» был создан на базе «Королевского Тигра», а «Ягдпантера» представляла собой самоходную установку на базе тяжёлого танка «Пантера». Во всех этих боевых машинах пушка устанавливалась в неподвижной рубке-каземате. Танки-истребители представляли собой чрезвычайно мощные образцы бронетехники. Толщина лобовой брони корпуса на «Фердинанде» и «Ягдтигре» доходила до 200 мм! «Фердинанд» и «Ягдпантера» были вооружены мощнейшей 88-мм пушкой, а на «Ягдтигре» вообще стояло чудовищное орудие калибра 128 мм. Отдачу таких пушек не могла выдержать никакая башня. Вот почему их пришлось устанавливать в неподвижной рубке. Неуязвимость всего этого сооружения обеспечивалась лобовой бронёй рубки невиданной толщины – 250 мм! «Ягдтигр» был на 10 т тяжелее «Королевского Тигра». Доставка таких тяжёлых боевых машин к месту боёв превращалась в большую проблему. А ещё производство столь сложной боевой техники невозможно было наладить в массовом количестве.

Военная промышленность Германии смогла построить всего около 70 «Ягдтигров»

Что такое 90 «Фердинандов», 70 «Ягдтигров» и 400 «Ягдпантер» против тысяч советских танков? Наступающая Красная армия их просто не заметила. Лишь «Фердинанд» оставил о себе след в ис тории, «засветившись» в ходе боёв на Курской дуге.

Компоновка

Наиболее распространенные на сегодняшний день самоходные машины обычно строятся на базе танкового шасси или легкобронированных гусеничных машин. В обоих случаях компоновка узлов и агрегатов схожа. В отличие от танков, башенная установка САУ располагается в задней части броневого корпуса, а не в средней. Так процесс подачи боеприпасов с земли значительно облегчается. Моторно-трансмиссионная группа, соответственно, находится в передней и средней части корпуса. Из-за того, что трансмиссия расположена в носовой части, целесообразно, чтобы передние колеса были ведущими. Однако в современных САУ наблюдается тенденция к использованию заднего привода.

Отделение управления, оно же — рабочее место механика-водителя, располагается возле коробки передач по центру машины или ближе к ее левому борту. Мотор размещается между местом механика-водителя и боевым отделением. Боевое отделение включает в себя боезапас и устройства для наводки орудия.

Кроме описанного варианта размещения узлов и агрегатов, ЗСУ может компоноваться по танковому образцу. Иногда они и вовсе представляют собой танк, штатная башня которого заменена на специальную башню со скорострельным орудием и оборудованием для наведения. Вот мы с вами и узнали, что такое САУ.

Слон по имени «Фердинанд»

В 1941 г. единственным германским орудием, которое пробивало броню советских тяжёлых танков, оказалась 88-мм зенитная пушка. Для этих пушек разработали специальные бронебойные снаряды. С расстояния в один километр (именно на таких дистанциях велись танковые дуэли) бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 150 мм. В то время ни у одного танка в мире не было столь толстой брони, потому можно с уверенностью говорить о том, что танк с такой пушкой мог стать «абсолютным» оружием. И такими пушками немцы решили вооружить 90 изготовленных на шасси для тяжёлого танка «Тигр». После того как весной 1942 г. «Тигр» профессора Порше проиграл конкурс , бронекорпуса танков стояли без дела.


«Фердинанды» пошли в бой 6 июля 1943 г. на Курской дуге. За месяц боевых действий было уничтожено 39 этих машин

Новые машины производили неизгладимое впечатление. Это были не только самые мощные, но и самые тяжёлые и наиболее защищённые бронированные боевые машины в мире! Толщина их лобовой брони достигала 200 мм! По тем временам это была исключительно толстая броня. У всех германских средних танков начального периода войны толщина лобовой брони составляла 30–50 мм. К середине войны толщину брони увеличили до 80 мм, а у самого мощного танка «Тигр» её довели до 100–120 мм. А тут 200 мм!

Говорят, наименование «Фердинанд» машине дал Гитлер. Однако «Фердинанд» – это упрощённое название. Официальное обозначение нового стального монстра было очень сложным: «8.8-cm PaK-43/2 Sfl. L/ 71 Panzerjager Tiger (P) Sd.Kfz. 184 Ferdinand». В переводе на русский язык это звучит примерно так: «Самоходное противотанковое орудие с 88-мм пушкой РаК-43 второй модификации и длиной ствола в 71 калибр, выполненное на базе опытного танка «Тигр» модели конструктора Порше и имеющее отныне обозначение модель 184 и персональное название ”Фердинанд»». Создавался «Фердинанд» как танк-истребитель, но в бой пошёл как обычное штурмовое орудие. Экипажам «Фердинандов» пришлось прорывать линии обороны Красной армии на Курской дуге. Но почти все чудо-танки вскоре остановились: или подорвались на минах, или увязли в грязи, так и не выполнив поставленной боевой задачи.

«Фердинанд» был скорее не танком, а подвижной стальной крепостью. Даже с боков его прикрывала броня толщиной 80 мм

Танк-истребитель «Фердинанд» имел ещё одно официальное название. По аналогии с «Тигром», «Пантерой», «Медведем» и другими боевыми машинами вермахта, несущими «звериные» имена, «Фердинанд» получил наименование «Элефант» («слон»).

Легенда о «Фердинанде»

Две недели боёв под Курском сделали «Фердинанда» известным на весь мир. Огромную роль в этом сыграла как геббельсовская пропаганда, восхвалявшая «Фердинанда» как самый мощный и неуязвимый танк в мире, так и сводки советского командования, в которых каждый день упоминалось о подбитых и захваченных «Фердинандах». В те дни, похоже, все страсти кипели вокруг этой самоходки. Возможно, первопричиной интереса было необычное название. В названии «Фердинанд» красноармейцам слышалось что-то ненавистное, действительно ассоциирующееся с германским фашизмом.

Издалека «Фердинанд» напоминал своим внешним видом другие германские самоходные пушки – «Мардер», «Хуммель», «Веспе», «Насхорн»

Противотанковая САУ «Насхорн» («носорог») оснащалась такой же пушкой, что и «Фердинанд»

Тяжёлая 150-мм САУ «Хуммель» («шмель») вела огонь фугасными снарядами, каждый весом 43,5 кг

На Курской дуге «Фердинанд» олицетворял собой всю военную мощь Третьего рейха. Поджечь «Фердинанд» для советского солдата было куда престижнее, чем уничтожить любого другого фашистского «зверя». Кстати, за подбитый «Фердинанд» боец сразу же получал орден. И вскоре счёт подбитым «Фердинандам» пошёл на сотни. Но, как мы знаем, их всего-то построили 90 штук. Откуда тогда взялись остальные?

Во-первых, по ненавистному «Фердинанду» наши бойцы били из всех видов оружия. Об уничтожении вражеского самохода могли одновременно доложить командованию и танкисты, и артиллеристы, и пехотинцы, и лётчики. Так один подбитый «Фердинанд» в отчётах превращался в два, а то и в три или четыре. Такое происходило и происходит в армиях всех стран мира.

В общем, стоило появиться немецкой самоходке, у которой пушка торчала из рубки, расположенной в задней части корпуса, как по передовой разносился слух о том, что это «Фердинанд». В этом нет ничего удивительного. Стоит учесть и тот факт, что немецкие танки и самоходки часто имели камуфляжную окраску, затрудняющую их обнаружение. Вот и попробуй разберись, что это за пятнистое чудовище с длинной пушкой вылезает из-за сарая? В лучшем случае бойцам удавалось определить – танк это или самоходка. А дальше всё просто – если танк, значит, «Тигр». Ну а уж если самоходка, то «Фердинанд». Ведь названий других германских САУ наши бойцы не знали и в документах записывали их как «Фердинанд с 75-мм пушкой» или «Фердинанд со 105-мм пушкой». В общем, били «Мардеров» и «Хуммелей» и всех их засчитывали как «Фердинанды».

После Курской дуги «Фердинанды» массированно уже никогда не применялись . Вскоре все эти машины увезли на капитальный ремонт в Германию, а затем часть из них направили воевать в Италию.

Фото САУ СУ-76

Советская САУ СУ-76М переправляется через реку рядом с разрушенным мостом

Колонна советских САУ СУ-76M входит в населенный пункт в северной части провинции Померания (Pommern)

Советская САУ СУ-76М проезжает мимо разбитого 88-мм немецкого зенитного орудия (8,8 cm FlaK 18) в Вильнюсе. И на переднем плане фрагмент гусеницы от Т-34 валяется. Зенитка с выдвинутыми домкратами. Очевидно, ее оставили на перекрестке в качестве противотанкового средства.

Раненого советского бойца перекладывают с САУ СУ-76М на носилки под Берлином. Встречал упоминания, что к концу войны не редко СУ-76м использовали как БМП для вывоза раненых с поля боя, данная фотография проливает свет на то как это могло быть.

Советская легкая самоходная артиллерийская установка СУ-76М, подбитая и горящая у поселка Освея Верхнедвинского района Витебской области. Судя по повреждениям, снаряд выпущенный слева попал в левую нижнюю часть корпуса САУ, оторвав второй опорный каток. Вследствие этого, в месте попадания загорелись и частично обгорели бандажи (части бандажей обращенные в сторону вырванного катка) первого и третьего опорных катков. Бандаж оторванного катка сохранился. Очедидно, загорелись и топливные баки, находящиеся в районе 1-3-го опорных катков левого борта машины. Следы копоти на первом и втором поддерживающих катках, на гусенице и надгусеничной полке свидетельствуют об интенсивном горении на участке попадания снаряда.

Самоходные артиллерийские установки СУ-76М советского 1513-го самоходного артиллерийского полка пересекают венгро-австрийскую границу. Впереди САУ с бортовым № 126.

Офицеры 9-го панцер-гренадерского полка СС «Германия» 5-й танковой дивизии СС «Викинг» осматривают советскую САУ СУ-76, подбитую в боях к востоку от Варшавы летом 1944 года. Слева — унтерштурмфюрер СС Герхард Ман, командир 11-й роты 9-го панцер-гренадерского полка СС «Германия», в центре — гауптштурмфюрер СС Фридрих Ханнес, командир 12-й роты 9-го панцер-гренадерского полка СС «Германия». По моему не осматривают, а подрывают ствол орудия. В 44-м обстановка менялась быстро и не в пользу немцам. Таким простым способом можно «добить» подбитое. Причём стоящий в центре офицер вроде как показывает своим коллегам, как это делается. На фронте такое действительно практиковалось (по мемуарам), причём использование М24, как наиболее удобной для подобных целей, иногда приводило к тому, что при подрыве ручка гранаты «со свистом» вылетала обратно.

Экипаж самоходной установки Су-76М под командованием мл. лейтенанта И.И. Иванова ведет бой в провинции Бранденбург. Экипаж не поскупился, целых 3 брёвнышка для самовытаскивания к борту приторочил. И немецкий трофейный котелок очень на него похож, что прицеплен к корме.

Колонна советских самоходок СУ-76 проезжает мимо закопанного немецкого танка Pz.Kpfw.IV, использовавшегося как ДОТ на улице Берлина. В распоряжение обороняющих Берлин было переданно в неисправном состоянии10 PzKfw 5 и 12 PzKfw 4 все были установлены как неподвижные огневые точки, на крупных перекрестках.

Советские САУ СУ-76 с десантом направляются к последним немецким позициям в Вислинском заливе. Район города Хайлигенбайль (в настоящее время город Мамоново в Калининградской области).

Экипаж советской САУ СУ-76М в готовности к ведению огня по противнику. Видна «мягкая» обшивка дверцы и части задней стенки боевого отделения выполнялась стандартно, в заводских условиях, обивка выполняет роль амортизатора вылетающих гильз снарядов. Даже отметину от удара гильзы видно. Экипаж не отказался от использования трофейного МР. Командир орудия — слева, осматривается в перископ панорамы. Только он из всего экипажа включен в ТПУ или работает с рацией. В его шлемофон вставлены телефоны. У заряжающего шлемофон зимний. Рукавицы при работе с выстрелами он не использует.

Советские САУ СУ-76М на одной из улиц Берлина

Колонна советской бронетехники на улице немецкого города. На фотографии танки Т-34-85 и САУ СУ-76М. Вот что значит господство в воздухе — опознавательные знаки на СУ-76, вероятно из-за своей внешней схожести с немецкими САУ самоходчикам пришлось воевать под крестами.

САУ СУ-76М с солдатами на броне из состава 10-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 2-го Белорусского фронта и тела немецких солдат на улице Мюльхаузена (ныне польский город Млынары). Город Мюльхаузен был освобожден от гитлеровских войск 24 января 1945 года в ходе Млавско-Эльбингской операции.

Похожее

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы

РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес

Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство

РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры

Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы

САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение

АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История

САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История

РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения

Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры

САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость

САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры

РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры

САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес

Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес

Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость

Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры

Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы

САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История

САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры

САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы

Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство

Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство

САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель

САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес

Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы

Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес

Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы

Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес

САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение

Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование

Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель

САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка

2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс

РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность

САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель

САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Солдат без наград

Военная промышленность Германии не могла построить много тяжёлых стальных монстров. Куда большую опасность в те годы представляли лёгкие и грозные «Ягдпанцеры» IV, которых немцы выпустили почти в четыре раза больше, чем «Фердинандов», «Ягдтигров» и «Ягдпантер» вместе взятых. Проектировать истребитель танков «Ягдпанцер» IV начали в конце 1942 г. В то время Т-IV являлся основным танком вермахта. Немецкие танкисты этот танк знали и любили. Он был удобен и неприхотлив в эксплуатации. Базу Т-IV выбрали в качестве основы для будущего танка-истребителя. Мощную пушку поместили в бронированном каземате.

Толщину лобовой брони «Ягдпанцера» IV довели до 80 мм – по бронестойкости он сравнялся с «Ягдпантерой»

Низкий силуэт «Ягдпанцера» IV затруднял обнаружение, а мощная пушка поражала любую бронетехнику

«Ягдпанцер» IV, массовый танк-истребитель Германии (построено почти 2 тыс . штук), остался одним из самых малоизвестных образцов бронетанковой техники Третьего рейха. Его судьба сравнима с судьбой простого солдата: больше всех воевал, но слава, почести и награды достались «генералам» – «Фердинандам», «Ягдпантерам» и «Ягдтиграм».

К новому танку-истребителю предъявлялись высокие требования: толщина лобовой брони – до 200 мм, вооружение – 75-мм длинноствольная пушка. Но поняв, что с 200-мм бронёй танк увязнет в грунте, оставили 60-мм лобовую броню. Машина получила наименование «Ягдпанцер» IV. В декабре 1943 г. прототип боевой машины запустили в серийное производство с обычными 75-мм пушками: мощных пушек не хватало, они шли на вооружение «Пантер». Наличие дульного тормоза снижало отдачу при выстреле, но приводило к образованию клубов пыли, что демаскировало огневую позицию машины: пушка на «Ягдпанцере» располагалась ниже, чем на исходном танке. В полевых условиях экипажи снимали дульные тормоза. Вскоре и на заводах их перестали монтировать на стволы орудий. Истребители «Ягдпанцер» IV часто покрывали антимагнитной циммеритной обмазкой (тогда на броню нельзя прилепить магнитную мину). В их комплект входили сетчатые или 5-мм стальные бортовые экраны – средство против кумулятивных снарядов. Когда производство мощных противотанковых орудий в Германии возросло, на «Ягдпанцер» IV стали устанавливать длинноствольные пушки от «Пантеры». Выпускали эти машины до марта 1945 г. – до разрушения завода во время бомбардировки. Но производство танков-истребителей не прекратилось. Для «Ягдпанцеров» стали использовать шасси и корпуса танков Т-IV ранних модификаций с установкой на них неподвижных боевых рубок.


Последний «Ягдпанцер» IV стал выше. От ранних машин он отличался прямыми бортами нижней части корпуса и ступенькой на лобовом бронелисте

Конструкция

Корпус артсистемы сварной, из горячекатаных листов толщиной 15 мм. В корпусе три отделения: управления с механиком-водителем спереди, боевое отделение в середине и силовое (ДВС, трансмиссия и т.д). Имеется башня с собственно орудием. Вес башни 13,5 тонн. В башне место командира, наводчика и заряжающих. С зарядами и снарядами конвейер размещается на корме, здесь же устроен лоток для приема снарядов с грунта.

Вооружение САУ. Гаубица 2А64 152 мм, является основным вооружением этой самоходки. К основным узлам гаубицы помимо ствола относятся затвор, досылатель, люлька, противооткатные устройства, подъемный и уравновешивающий механизм. При помощи электроспуска производится выстрел, в случае отказа его, можно сделать это и вручную.

Ствол подниматься при помощи автоматики, или с помощью механического устройства в случае отказа этой автоматики.

Стандартный боекомплект — 50 выстрелов. В их числе может быть и «Краснополь», управляемый снаряд 152 мм. Но все же основа: активно-реактивные, осколочно-фугасные осветительные снаряды.

Приспособлена «Мста-С» к стрельбе снарядами и с ядерной начинкой, тактическими.

Пулемет НСВТ 12,7 мм установлен на башне. Он способен поражать низколетящие цели. В комплект боеприпасов входит дополнительно к штатному количеству: 900 патронов для автоматов, 300 патронов для пулемета и 20 гранат Ф-1.

На основной башне над местом командира установлена небольшая башенка, как у Т-64 или Т-80. Чтобы успешно проводить разведку и наблюдение, у командира установлен прицел ТКН-3В.

С его помощью можно наводить основное орудие. Прицел ПЗУ-5 для пулемета. У наводчика прицел 1П22, панорамный. Прицел 1П23 для прямой наводки. ТНПО-160 призменные приборы наблюдения, всего их три и все они находятся у механика. В штатной комплектации есть и ТВНЕ-4Б — прибор ночного видения.

Для внешней связи используется радиостанция Р-173, радиус ее действия 20 км. Аппарат 1В116 обеспечивает внутреннюю связь.

САУ имеет двигатель В-84А мощностью в 780 л. с.

Это дизельный двигатель с 12 цилиндрами, четырехтактный, V-образный, с наддувом. Охлаждение жидкостное. Двигатель работает на дизтопливе, однако и керосин (Т-1, ТС-1 и Т-2) также может использоваться в качестве альтернативного горючего.

Трансмиссия в самоходке двухпоточная, механическая. Механизм поворота планетарный. Передних передач семь, задняя одна. Самоходка развивает скорость до 60 км/ч.

Ходовая как у Т-80 (6 пар опорных обрезиненных и 5 пар поддерживающих катков). Ведущие колёса сзади, направляющие спереди. В 2С19 используется индивидуальная торсионная подвеска. Амортизаторы гидропневматические, но не на всех катках, а только на 1,2 и 6-м опорном.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]