Иероглиф «верность». Тяжелые крейсеры Императорского флота Японии


Крейсера | Япония


Линейный крейсер «Kongo»

Линейный крейсер «Hiei»

Линейный крейсер «Kirishina»

Линейный крейсер «Haruna»

Серия крейсеров типа «Kongo» состояла из 4 единиц («Kongo», «Hiei», «Kirishina», «Haruna»). Крейсер «Kongo» был построен на верфи «Vickers Shipbuilding Company» в Великобритании и принят на службу в 1913 г. «Hiei» построен на верфи «Yokosuka Naval Arsenal» и введен в эксплуатацию в 1914 г. Крейсер «Kirishina» построен на «Mitsubishi», а «Haruna» на «Kawasaki». Оба корабля приняты в строй в 1915 г. Первая модернизация кораблей — в 1927-1931 гг., вторая – в 1932-1933 гг. третья — в 1933-1940 гг. Крейсера «Hiei» и «Kirishina» погибли в 1942 г., а «Kongo» и «Haruna» в 1944 и 1945 гг. соответственно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 31,7 – 32,3 тыс. т; полное — 38,2 – 38,9 тыс. т; длина – 220 м; ширина – 29,3 м; осадка – 9,7 м; скорость – 30,3 узл; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8-11 паровых котлов; мощность – 136 тыс. л.с.; запас топлива – 6,3 тыс. т. нефти; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 1 440 человек. Бронирование: борт – 203 — 76 мм; траверсы – 203 мм; башни и барбеты – 229 мм; палуба – 80 — 120 мм; казематы – 152 мм. Вооружение: 4х2 – 356-мм орудия; 14х1 — 152-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 10х2 — 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.

Тяжелый крейсер «Furutaka»

Серия крейсеров типа «Furutaka» состояла из 2 единиц («Furutaka», «Kako») и была принята в строй в 1926 г. Крейсер «Furutaka» был построен на верфи «Mitsubishi», а «Kako» — на «Kawasaki». В 1931-1933 гг. на кораблях обновили зенитную артиллерию. В 1936-1939 гг. крейсера прошли модернизацию с полной заменой вооружения. Оба крейсера погибли в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 8,7 тыс. т.; полное – 11,1 тыс. т; длина – 176 м; ширина – 17 м; осадка – 5,6 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 10 паровых котлов; мощность – 103 тыс. л.с.; запас топлива – 1,8 тыс.т. нефти; дальность плавания – 7,9 тыс. миль; экипаж – 640 человек. Бронирование: борт – 76 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 32 — 35 мм. Вооружение: 3х2 — 200-мм орудия; 4х1 — 120-мм орудия; 4х2 – 25-мм зенитных автомата; 2х2 – 13,2-мм пулемета, 2х4 — 610-мм торпедных аппарата, катапульта и 2 гидросамолета.

Тяжелый крейсер «Aoba»

Тяжелый крейсер «Kinugasa»

Серия крейсеров типа «Aoba»» состояла из 2 единиц («Aoba», «Kinugasa») и была принята в строй в 1927 г. Крейсер «Aoba» был построен на верфи «Mitsubishi», а на «Kinugasa» — на «Kawasaki». В 1938-1940 гг. корабли прошли модернизацию. Крейсер «Kinugasa» погиб в 1945 г., а «Aoba» — в 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 9 тыс. т.; полное – 11,5 тыс. т; длина – 177 м; ширина – 17,6 м; осадка – 5,7 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 660 человек. Бронирование: борт – 76 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 32 — 35 мм. Вооружение: 3х2 — 203-мм орудия; 4х1 — 120-мм орудия; 4х2 – 25-мм зенитных автомата; 2х2 – 13,2-мм пулемета, 2х4 — 610-мм торпедных аппарата, катапульта и 2 гидросамолета.

Тяжелый крейсер «Myoko»

Тяжелый крейсер «Haguro»

Тяжелый крейсер «Ashigara»

Серия тяжелых крейсеров типа «Myoko» состояла из 4 единиц («Myoko», «Nachi», «Haguro», «Ashigara») и была построена верфях «Yokosuka Naval Arsenal», «Kure Naval Arsenal», «Mitsubishi» и «Kawasaki» соответственно. Корабли были введены в строй в 1928-1929 гг. В 1934-1936 гг. корабли прошли первую модернизацию, в 1939-1941 гг. – вторую. Обе модификации были направлены на обновление вооружения. Крейсер «Nachi» погиб в 1944 г, «Haguro» и «Ashigara» — в 1945 гг., а «Myoko» был затоплен в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение — стандартное 12,3 тыс. т, полное – 16 тыс. т; длина – 192 м, ширина – 20,7 м; осадка – 6,3 м; скорость – 33,8 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 130 тыс. л.с.; запас топлива – 2,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 890 человек. Бронирование: борт – 102 мм; траверсы – 75 — 100 мм; башни – 25 мм; барбеты – 75 мм; палуба – 32 — 35 мм. Вооружение: 5х2 — 203-мм орудий; 4х2 — 127-мм орудия; 4х2 – 25-мм зенитных автомата; 2х2 – 13,2-мм пулемета, 4х4 — 610-мм торпедных аппарата, 2 катапульты и 3 гидросамолета.

Тяжелый крейсер «Takao»

Тяжелый крейсер «Atago»

Тяжелый крейсер «Chokai»

Тяжелый крейсер «Maya»

Серия тяжелых крейсеров типа «Takao» состояла из 4 единиц («Takao», «Atago», «Chokai», «Maya») и была принята на службу в 1932 г. «Takao» и «Atago» были построены на верфи «Yokosuka Navy Yard», «Chokai» — на «Mitsubishi», а «Maya» — на «Kawasaki». В 1938-1939 гг. крейсера «Takao» и «Atago» прошли модернизацию. В период ремонтов на кораблях обновлялась зенитная артиллерия. Крейсер «Takao» затонул в 1945 г., остальные погибли в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 11,4 – 13,4 тыс. т, полное – 13,9 — 15,6 тыс. т; длина – 192 м; ширина – 20,7 м; осадка – 6,3 м; скорость – 34,3 – 35,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 130 тыс. л.с.; запас топлива – 2,3 – 2,6 тыс.т. нефти; дальность плавания – 8 – 8,5 тыс. миль; экипаж – 900 — 920 человек. Бронирование: борт – 102 мм; траверсы – 75 — 100 мм; башни – 25 мм; барбеты – 75 мм; палуба – 32 — 35 мм; рубка 16 мм. Вооружение: 5х2 — 203-мм орудий; 4х1 — 120-мм орудия; 6х2 – 25-мм зенитных автоматов или 2х2 -25-мм зенитных автомата и 2х2 – 13,2-мм пулемета; 4х4 — 610-мм торпедных аппарата, 2 катапульты и 3 гидросамолета.

Тяжелый крейсер «Mogami»

Серия тяжелых крейсеров типа «Mogami» состояла из 4 единиц («Mogami», «Mikuma», «Suzuya», «Kumano»). Корабли были построены на верфях «Kure Naval Arsenal», «Mitsubishi», «Yokosuka Naval Arsenal» и «Kōbe-Kawasaki» соответственно. Крейсера «Mogami» и «Mikuma» вступили в строй в 1935 г., а «Suzuya» и «Kumano» — в 1937 г. В 1937-1938 гг. на «Mogami» и «Mikuma» были модернизированы корпуса и обновлено вооружение. В 1942-1943 гг. «Mogami» был переоборудован в авианесущий крейсер – сняты две кормовые башни и оборудовано место для хранения 11 гидросамолетов. Крейсер «Mikuma» погиб в 1942 г., остальные в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 12,4 тыс. т, полное – 15,1 тыс. т; длина – 189 м; ширина – 20,2 м; осадка – 5,9 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 10 паровых котлов; мощность – 152 тыс. л.с.; запас топлива – 2,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 7 тыс. миль; экипаж – 850 человек. Бронирование: борт – 100 — 140 мм; башни – 25 мм; палуба – 35 — 60 мм; рубка 100 мм. Вооружение: 5х2 — 203-мм орудий; 4х2 — 127-мм орудия; 4х2 – 25-мм зенитных автомата, 2х2 – 13,2-мм пулемета; 4х3 — 610-мм торпедных аппарата, 2 катапульты и 3 гидросамолета.

Тяжелый крейсер «Chikuma»

Серия тяжелых крейсеров типа «Tone» была построена на верфи «Mitsubishi» и состояла из 2 единиц («Tone», «Chikuma»). Корабли были приняты в строй в 1938-1939 гг. К 1942 г. на крейсерах была обновлена зенитная артиллерия. Крейсер «Tone» погиб в 1945 г., а «Chikuma» — в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 11,2 тыс. т, полное – 15,2 тыс. т; длина – 189 м; ширина – 19,4 м; осадка – 6,5 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 152 тыс. л.с.; запас топлива – 2,7 тыс.т. нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 870 человек. Бронирование: борт – 100 — 145 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 30 — 65 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 — 127-мм орудия; 6х2 – 25-мм зенитных автоматов; 4х3 — 610-мм торпедных аппарата, 2 катапульты и 5 гидросамолетов.

Легкий крейсер «Tatsuta»

Легкий крейсер «Tenryu»

Серия легких крейсеров типа «Tatsuta» состояла из 2 единиц («Tatsuta», «Tenryu») и была принята в строй в 1919 г. Корабли были построены на верфях «Sasebo Naval Arsenal» и «Yokosuka Naval Arsenal» соответственно. В 1930-1933 гг. корабли прошли плановый ремонт. В 1937 г. было обновлено зенитное вооружение. Крейсер «Tenryu» погиб в 1942 г., а «Tatsuta» — в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 3,2 тыс. т, полное – 4,7 тыс. т; длина – 134 м; ширина – 12,3 м; осадка – 4 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 3 паротурбинных установки и 10 паровых котлов; мощность – 51 тыс. л.с.; запас топлива – 0,9 тыс.т. нефти и 150 т. угля; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 330 человек. Бронирование: борт – 63 мм; палуба – 37 мм. Вооружение: 4х1 — 140-мм орудия; 2х2 – 25-мм зенитных автомата; 2х3 — 533-мм торпедных аппарата.

Легкий крейсер «Kuma»

Легкий крейсер «Tama»

Легкий крейсер «Kiso»

Легкий крейсер «Kitikami»

Легкий крейсер «Oi»

Серия легких крейсеров типа «Kuma» состояла из 5 единиц («Kuma», «Tama», «Kiso», «Kitikami», «Oi») и была принята в эксплуатацию в 1920-1921 гг. Крейсера «Tama» и «Kiso» были построены на верфи «Mitsubishi», «Kuma» и «Kitikami» — на «Sasebo Naval Arsenal», а «Oi» — на «Kawasaki Heavy Industries». В 1935-1938 гг. корабли были переведены на нефтяное топливо. Крейсера «Kitikami» и «Oi» в 1941 г. были превращены в торпедные корабли, а с 1942 г. в быстроходные транспорты. Крейсер «Kitikami» в 1946 г. был отправлен на слом, остальные погибли в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 5,8 тыс. т, полное – 7,5 — 7,8 тыс. т; длина – 152 м; ширина – 14,2 м; осадка – 5,6 м; скорость – 32 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 90 тыс. л.с.; запас топлива – 1,6 тыс.т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 450 человек. Бронирование: борт – 63 мм; палуба – 32 мм; рубка 51 мм. Вооружение: 7х1 — 140-мм орудий; 2х2 – 25-мм зенитных автомата, 4х2- 533-мм торпедных аппарата ( 10х4 — 610-мм торпедных аппарата на «Kitikami» и «Oi»); катапульта и гидросамолет.

Легкий крейсер «Natori»

Легкий крейсер «Nagara»

Легкий крейсер «Isuzu»

Легкий крейсер «Kinu»

Легкий крейсер «Yura»

Легкий крейсер «Abukuna»

Серия легких крейсеров типа «Nagara» состояла из 6 единиц («Nagara», «Natori», «Isuzu», «Kinu», «Yura», «Abukuna») и была принята в эксплуатацию в 1922-1925 гг. Крейсер «Natori» был построен на верфи «Mitsubishi», «Nagara» и «Yura» — на «Sasebo Naval Arsenal», «Isuzu» и «Abukuna» — на «Uraga Dock Company», а «Kinu» — на «Kawasaki Heavy Industries». В 1935-1936 гг. корабли были переведены на нефтяное топливо. Крейсер «Yura» погиб в 1942 г, «Isuzu» — в 1945 г, остальные погибли в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 5,6 – 6,1 тыс. т.; полное – 7,7 — 7,9 тыс. т; длина – 152 м; ширина – 14,2 м; осадка – 5,6 м; скорость – 36 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 90 тыс. л.с.; запас топлива – 1,6 тыс.т. нефти; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 440 человек. Бронирование: борт – 63 мм; палуба – 32 мм. Вооружение: 7х1 — 140-мм орудий; 2х2 – 25-мм зенитных автомата, 1х4 – 13,2-мм пулемет; 2х4 или 4х2- 610-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Легкий крейсер «Sendai»

Легкий крейсер «Naka»

Серия легких крейсеров типа «Sendai» состояла из 3 единиц («Sendai», «Naka», «Jintsu») и была принята в эксплуатацию в 1924-1925 гг. Крейсера «Sendai» и «Naka» были построены на верфи «Mitsubishi», а «Jintsu» — на «Kawasaki». В 1933-1934 гг. все корабли прошли модернизацию, а в 1934-1935 гг. были переведены на нефтяное топливо. Крейсера «Sendai» и «Jintsu» погибли в 1943 г., «Naka» — в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 5,2 – 6,1 тыс. т; полное – 7,8 — 8,1 тыс. т; длина – 152 м; ширина – 14,2 м; осадка – 5,6 м; скорость – 35,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 90 тыс. л.с.; запас топлива – 1,6 тыс.т. нефти; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 440 человек. Бронирование: борт – 63 мм; палуба и рубка – 51 мм. Вооружение: 7х1 — 140-мм орудий; 2х2 – 25-мм зенитных автомата, 1х4 – 13,2-мм пулемет; 2х4 или 4х2 — 610-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Легкий крейсер «Yubari»

Легкий крейсер был построен на верфи «Sasebo Navy Yard» и принят на службу в 1923 г. В 1943-1944 гг. корабль прошел модернизации. Погиб крейсер в 1944 г. в результате торпедной атаки. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 3,4 тыс. т; полное – 4,4 тыс. т; длина – 132 м; ширина – 12 м; осадка – 3,7 м; скорость – 35,5 узл.; энергетические установки — 3 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 57,9 тыс. л.с.; запас топлива – 0,8 тыс.т. нефти и 100 т угля; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 330 человек. Бронирование: борт – 19 + 38 мм; палуба и башни – 25 мм. Вооружение: 2х1 и 2х2 — 140-мм орудия; 2х2 – 25-мм зенитных автомата, 2х2 — 610-мм торпедных аппарата.

Легкий крейсер «Agano»

Легкий крейсер «Sakawa»

Легкий крейсер «Noshiro»

Серия легких крейсеров типа «Agano» состояла из 4 единиц («Agano», «Noshiro», «Yahagi», «Sakawa») и была принята в эксплуатацию в 1941-1944 гг. Крейсер «Noshiro» был построен на верфи «Yokosuka Naval Arsenal», остальные — на «Sasebo Navy Yard». Крейсера «Agano» и «Noshiro» погибли в 1944 гг., «Yahagi» — в 1945 г, а «Sakawa» затонул в 1946 г. во время испытания ядерного оружия в США. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 6,7 тыс. т; полное – 8,5 тыс. т; длина – 174 м; ширина – 15,2 м; осадка – 5,6 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 100 тыс. л.с.; запас топлива – 1,4 тыс.т. нефти; дальность плавания – 6,3 тыс. миль; экипаж – 730 человек. Бронирование: борт – 50 — 55 мм; палуба — 20 мм; башни – 25 мм. Вооружение: 3х2 — 152-мм орудия; 2х2 – 76-мм орудия; 2х3 или 4х2 или 10х3 25-мм зенитных автоматов; 2х4 — 610-мм торпедных аппарата, катапульта и 2 гидросамолета.

Легкий крейсер «Oyodo»

Крейсер был построен на верфи «Kure Naval Arsenal» и принят на службу в 1943 г. Погиб крейсер в 1945 г. в результате налета авиации. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 8,2 тыс. т, полное – 11,4 тыс. т; длина – 180 м, ширина – 16,6 м; осадка – 6,1 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 2,4 тыс.т. нефти; дальность плавания – 10,6 тыс. миль; экипаж – 730 человек. Бронирование: борт – 50 мм; палуба – 35 мм; башни – 25 мм. Вооружение: 2х3 — 155-мм орудия; 4х2 – 100-мм орудия; 6х2 — 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 6 гидросамолетов.

Крейсер «Kashima»

Крейсер «Katori»

Серия учебных крейсеров типа «Katori» состояла из 3 единиц («Katori», «Kashii», «Kashima») и была принята в эксплуатацию в 1940-1941 гг. Крейсера были построены на верфи «Mitsubishi» и во время войны использовались в качестве штабных кораблей. «Katori» погиб в 1944 г., «Kashii» в – 1945 г., «Kashima» был отправлен на слом в 1947 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 5,9 тыс. т; полное – 6,7 тыс. т; длина – 124 м; ширина – 16,6 м; осадка – 5,8 м; скорость – 18 узл.; энергетические установки — паротурбинных установки и 3 паровых котла и дизель; мощность – 8 тыс. л.с.; запас топлива – 0,6 тыс.т. нефти; дальность плавания – 9,9 тыс. миль; экипаж – 315 человек. Бронирование: пояс – 25 мм; палуба – 20 — 50 мм; башни – 25 мм. Вооружение: 2х2 — 140-мм орудия; 1х2 – 127-мм орудие; 2х2 — 25-мм зенитных автомата; 2х2 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Броненосный крейсер «Iwate»

Серия крейсеров типа «Izumo» состояла из 2 единиц («Izumo», «Iwate») была построена на верфи «Armstrong Whitworth» в Великобритании. Корабли были приняты в эксплуатацию в 1900-1901 гг. В 1931 г. «Iwate», а в 1935 г. «Izumo» прошли модернизацию. С 1943 г. крейсера были переквалифицированы в тяжелые, выполняя при этом функции учебных кораблей. Крейсера погибли в 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 9,8 тыс. т; полное – 10,7 тыс. т; длина – 122 м, ширина – 21 м; осадка – 7,5 м; скорость – 16 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 7 тыс. л.с.; запас топлива – 1,4 тыс.т.нефти и 324 т. угля; дальность плавания – 4,9 тыс. миль; экипаж – 640 человек. Бронирование: пояс – 178 мм; палуба — 63 мм; башни и барбеты– 152 мм; рубка – 356 мм. Вооружение: 2х2 — 127-мм орудия; 4х2 и 6х1 – 25-мм зенитных автоматов; 2х1 – 132- мм пулемета.

Броненосный крейсер «Yakumo»

Крейсер построен на верфи «Vulcan A.G» в Германии и принят в эксплуатацию в 1900 г. В 1927 г. корабль прошел модернизацию. С 1943 г. переквалифицирован в тяжелы крейсер, выполняя при этом функцию учебного корабля. Крейсер отправлен на слом в 1947 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 9,8 тыс. т; полное – 10,7 тыс. т; длина – 124 м; ширина – 20 м; осадка – 7,4 м; скорость – 16 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 7 тыс. л.с.; запас топлива – 1,2 тыс.т.нефти и 306 т. угля; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 690 человек. Бронирование: пояс – 178 мм; палуба – 51 мм; башни и барбеты – 152 мм; рубка – 356 мм. Вооружение: 2х2 — 127-мм орудия; 2х3, 2х2 и 2х1 – 25-мм зенитных автомата.
Поделиться в:

Введение

Боевая деятельность японских тяжелых крейсеров в ходе войны на Тихом океане отличалась необычайно широким диапазоном решаемых с их помощью задач. Вряд ли какие-нибудь другие корабли Императорского японского, да и любого другого, флота участвовали в таком же большом количестве операций, часто заканчивающихся ожесточенными схватками. Трудно даже себе представить, насколько менее интересной для современного читателя была бы история второй мировой войны на море, если в ней не рассматривать события, так или иначе связанные с японскими тяжелыми крейсерами. Созданные и прекрасно подготовленные для надводного морского боя, они вполне оправдали вложенные в них средства и усилия, оказавшись бессильными только против стремительно набиравших мощь в ходе войны палубной авиации и подводных лодок, которые и по сей день остаются, пожалуй, самым эффективным морским тактическим оружием, которое в свое время подписало приговор всем крупным артиллерийским кораблям.

Само начало воины против США авиационной атакой их флота в Перл-Харбора сразу поставило крест на долго вынашиваемых японскими адмиралами планах генерального эскадренного сражения, перед которым тяжелые крейсера могли проявить себя во всем блеске. Но и без него они доставили массу неприятностей своим противникам (часто с явным катастрофическим опенком), о чем красноречиво свидетельствует количество потопленных с их участием кораблей и судов США, Британской империи и Нидерландов. И хотя Императорский флот, надеясь на свое тактическое превосходство в классическом морском сражении, в ходе всей войны неоднократно пытался устроить американцам «вторую Цусиму», те, наученные горьким уроком Перл-Харбора, предпочитали топить грозные артиллерийские корабли противника задолго до сближения, используя палубную авиацию, темпы строительства которой японцы слишком рано потеряли. Славные времена лихих артиллерийско-торпедных боев первого года войны на Тихом океане быстро прошли, и тяжелым крейсерам вместе с грозными линкорами пришлось осваивать новую роль быть зенитным щитом немногих оставшихся авианосцев. И хотя нет точных данных о числе сбитых ими самолетов, можно смело сказать, что с последней задачей японские тяжелые крейсера не справились, оказавшись не в состоянии защитить не только авианосцы, но и самих себя — в тех случаях, когда и до них доходила очередь.

При описании операций и боев с участием японских тяжелых крейсеров автору трудно было удержаться от того, чтобы не представить их как можно более подробно, а не просто в виде перечисления событий по принципу «вышел-пострелял-вернулся». Да и невозможно давать информацию только об этих крейсерах в отрыве от общей картины операции или боя, где кроме них участвовали корабли других классов, как с японской, так и с противной стороны. Тем более, что в изданной на русском языке литературе, посвященной войне на Тихом океане, большинство интересных подробностей осталось «за кадром». Приятное исключение составляет только вышедший 50-тысячным тиражом перевод дилогии Уолтера Лорда «День Позора. Невероятная победа», в которой подробно и в блестящем стиле рассказывается о налете на Перл-Харбор и сражении у атолла Мидуэй. Поэтому в данной книге об этих ключевых эпизодах войны упоминается вскользь. Зато подробно приводятся составы сторон во всех операциях и оперативная организация японского флота на каждом из этапов войны, чего на взгляд автора очень не хватает изданиям на эту тему.

«Тоне» и «Тикума» последние японские тяжелые крейсера, которые первыми из кораблей Императорского флота начали боевые действия против США на Тихом океане.

1.1. Операции Первого Этапа (декабрь 1941 — апрель 1942 года)

По «Основному Плану» начальные операции предусматривали захват территорий, находившихся внутри линии, соединяющей Курильские острова, атолл Уэйк, Маршалловы острова, острова Гильберта, Бисмарка, остров Новая Гвинея, меньшие из Зондских островов, острова Ява, Суматра, Малаккский полуостров (Малайю) и Бирму. Эта линия образовывала оборонительный периметр для ресурсов южной части Тихого океана и самой Японии. Выполнение операций этого этапа планировалось несколькими фазами. «Первая фаза» (декабрь 1941 года) включала захват Филиппин, Малайи, Британского Борнео (северная часть острова, ныне о.Калимантан), острова Гуам (Марианские острова) и атолла Уэйк.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]