Конструкция и бронирование линкоров типа «Фусо»
Внешний вид нового дредноута напоминал недавно построенные крейсеры типа «Конго». При этом уровень защиты и огневой мощи соответствовал современным линкорам. Максимальная длина судна составляла 202,7 метра, полное водоизмещение равнялось 35 900 тонн. Энергетическая установка в виде двух турбин Brown-Curtis и 24 паровых котлов обеспечивали 40 000 л.с. Это позволило судну разгоняться до скорости 23 узла. В экономном режиме линкор мог преодолевать около 8000 миль. На момент спуска на воду «Фусо» ни один европейский дредноут не обладал подобными характеристиками.
Бронирование корпуса также было усилено. Главный броневой пояс имел толщину, идентичную предыдущему «Кавати» – 305 мм. Остальная внешняя часть палубы была обшита листами 203 и 152 мм. Башенные надстройки главного калибра были защищены 203-мм сталью, а вот сами орудия имели бронь размером 305 мм. Также было увеличено защитное покрытие палубы.
Вооружение линкоров типа «Фусо»
Америка в качестве главного калибра начала использовать 356-мм пушки. Британия и Германия также увеличили мощность вооружения. Япония шла в ногу со временем и на «Фусо» стала применять артиллерию калибром 356 мм. Установка орудий происходила по схеме 2-1-1-2. В носовой части судна и на корме размещали спаренные двухорудийные надстройки линейно-возвышенной конструкции. В одной параллели с ними в центре линкоров стояло еще по одной башне с двумя пушками на каждой. При такой системе в случае появления противника сбоку от дредноута появлялась возможность задействовать все 12 единиц техники.
«Фусо» был оснащен следующим вооружением:
- 12 морских пушек калибром 356 мм. Максимальная дальность стрельбы составляла 28км.
- 14 152-мм орудий выступали в качестве противоминной артиллерии. Снаряд мог пролететь 14 км.
- 4 спаренные установки 127-мм орудия для ПВО.
- 25-мм зенитные пушки были представлены в трех вариантах: система с тройным, двойным и одинарным дулом. Общее количество стволов орудий составило 60 единиц.
Линкор «Фусо»: убить противника до начала боя
В процессе модернизации линкора “Фусо” конструкторы столкнулись с недостатком места для установки современных средств наблюдения, связи и управления огнём. Шесть башен главного калибра, распределенные по всей длине корабля, препятствовали размещению дополнительных мостиков, рубок и дальномерных постов.
Единственным выходом из ситуации стало неукротимое движение вверх. Уже после первой модернизации (1930-1933 гг.) надстройка “Фусо” поднялась над палубой на 40 метров, став самой высокой в мире. Необычный тип надстройки вошел в историю под названием “пагода”, тем самым подчеркнув национальный японский колорит.
Нагромождение ярусов создавало ложное ощущение хаотичности. Тем не менее, пагода была продуманной до мелочей конструкцией, созданной для решения чисто практических задач. Японцы решили проблему нехватки места на верхней палубе, одновременно обеспечив боевым постам великолепный обзор.
Самый нижний ярус занимал запасной мостик управления огнём артиллерии среднего калибра. Чуть выше него находился мостик компасов. Еще выше — пост наблюдения с тремя мощными 18-см биноклями и сигнальным прожектором. Следующий уровень — запасной пост управления огнём артиллерии главного калибра.
Выше располагался главный пост управления огнем артиллерии ГК: стабилизированный центральный прицел с расчетом из шести номеров, “сокутекибан” (для определения курса и скорости цели) и наблюдательные приборы.
Далее вверх — дальномерный мостик с перемещающимся по рельсам 10-метровым дальномером. С этого яруса открывался доступ к сигнальным реям.
Пространство над дальномерным мостиком занимал боевой мостик с биноклями.
Последним этажом был центральный наблюдательный пост с антенной радиопеленгатора. И на самой верхушке “пагоды” — топовой огонь.
Весной 1945 года, после гибели ЛК “Ямато”, линкор “Фусо” стал флагманом Объединенного флота. Новое назначение повлекло очередные изменения в конструкции линкора — его “пагода” подросла в высоту, позволив разместить дополнительные передатчики и флагманский командный пункт (ФКП).
Плановая модернизация линкора откладывалась из-за недостатка средств после поражения Японии в войне. Необходимая сумма (10 трлн. иен) была собрана только к началу 60-х гг., и, промозглой осенью 1962 года “Фусо” был поставлен в док морского арсенала Куре.
Необходимость срочной модернизации была вызвана развитием управляемого оружия. Магистральным направлением модернизации стало увеличение высоты “пагоды” одновременно с форсированием силовой установки линкора в три раза (до 240 тыс. л.с.), что, по расчетам, должно было обеспечить прибавку скорости в 4 узла.
На высоте 100 метров над уровнем моря расположились мостики космической связи на УКВ-частотах, радары общего обнаружения и стабилизированные посты РЛС подсветки целей. Одним из главных элементов в конструкции “пагоды” стала дополнительная (седьмая) башня главного калибра, размещенная в средней части надстройки, между мостиками радиотехнической разведки и сигнальных стробоскопов.
Глядя на величественную пагоду “Фусо”, великий мыслитель и поэт Томимо Токосо сочинил свою поэму “Семибашенный замок”:
Умру за великий Ниппон — Оставлю жене лишь долги Да трех тамагочи, мал-мала меньше…
80-й юбилей линкора, отмеченный в торжественной обстановке в 1995 году, совпал по времени с новой обширной программой модернизации “Фусо“. К концу 90-х гг. высота его надстройки достигла 400 метров, благодаря чему линкор полностью перешел на возобновляемые источники энергии. Всю верхнюю часть надстройки “Фусо” занимают мостики ветрогенераторов и солнечных батарей.
В настоящее время на борту ведутся эксперименты по созданию оружия на новых физических принципах. Система самообороны, уводящая вражеские ракеты в пространство с иной метрикой, и ускоритель сверхсветовых частиц (тахионов), которые нарушают причинно-следственные связи и убивают противника еще до начала боя.
Модернизация линкоров типа «Фусо»
В ходе службы на дредноутах было проведено несколько усовершенствований. Надстройка была увеличена, в задней ее части размещалось 127-мм зенитное вооружение, а также дополнительные точки управления артиллерией.
Подводная защита была улучшена, добавлены переборки в днище. Сам корабль также был увеличен. Его длина достигала 212 метров, грузоподъемность увеличилась на 4000 тонн. Бронирование палубы было усилено до 114 мм.
На дредноуте появилась авиация. Три самолета выполняли разведывательные функции. На одной из башен была установлена катапульта. Ангаров для бипланов не было, они располагались на открытой площадке.
Фусо (линкор)
Довоенный период
«Фусо» был заложен на военно-морской верфи в Куре 11 марта 1912 году и спущен на воду 28 марта 1914 года. Корабль был сдан в эксплуатацию 8 ноября 1915 года. 13 декабря зачислен в 1-ю дивизию 1-го Флота. Корабль не принимал участие в боевых действиях во время Первой Мировой Войны, так как в Азии уже не было сил центральных держав. До конца войны линкор занимался патрулированием у берегов Китая. В 1917 и 1918 годах «Фусо» служил флагманом 1-й дивизии. Линкор был выведен в резерв. В 1918 году на корабль установили пять 76,2-мм зенитных орудия. С 9 по 22 сентября 1923 года «Фусо» участвовал в спасении жертв великого землетрясения в Канто. С 1 июля 1924 года по 1 ноября кораблём командовал капитан Мицумаса Ёнай, будущий премьер-министр Японии. С 1 ноября командование принял капитан Санкити Такахаси[en]. В 1920-е годы «Фусо» проводил боевую подготовку у берегов Китая и часто стоял в резерве.
Первый этап первой модернизации начался 12 апреля 1930 года на верфи в Йокосуке[en]. В ходе модернизации были заменены машины, усилена броня, и противоторпедные були. 26 сентября 1932 года «Фусо» прибыл в Куре, где было обновлено вооружение и демонтированы торпедные аппараты. 12 мая 1933 года начались ходовые испытания. Второй этап модернизации корабля провели год спустя, в ходе которой линкор был удлинён. В марте 1935 года реконструкция была завершена. В 1936 — 1937 годах «Фусо» выполнял роль учебного судна.
26 февраля 1937 года началась вторая модернизация корабля. 1 декабря капитан Хироаки Абэ[en] принял командование линкором. 1 апреля 1938 года реконструкция была завершена. 15 ноября корабль был снова назначен в 1-ю дивизию 1-го Флота. Она непродолжительное время действовала в китайских водах в начале 1939 года. 12 декабря 1940 года начался второй этап второй модернизации. К 10 апреля 1941 года все модернизационные работы на «Фусо» были закончены. Обновленный корабль вошел во 2-ю дивизию 1-го Флота. 15 сентября командование на линкоре «Фусо» принял капитан Мицуо Киносита. В то время 2-я дивизия состояла из двух линкоров типа «Фусо» и двух линейных кораблей типа «Исэ».
Вторая мировая война
Последний поход
Фусо
и
Могами
под воздушным обстрелом во время сражения в проливе Суригао Сражение в заливе Суригао (Схема)
Под командованием контр-адмирала Масами Бана «Фусо» покинул Бруней 22 октября 1944 года и в составе Южной группы направился на восток в море Сулу, а затем на северо-восток в море Минданао, намереваясь присоединиться к силам вице-адмирала Такэо Куриты в заливе Лейте. Корабли прошли к западу от острова Минданао в пролив Суригао, где встретили крупное американское соединение. Сражение в проливе Суригао стало важнейшим событием в битве в заливе Лейте.
24 октября в 9:08 «Фусо», «Ямасиро» и тяжелый крейсер «Могами» заметили группу из 27 самолетов, среди которых были торпедоносцы TBF Avenger и пикирующие бомбардировщики SB2C Helldiver в сопровождении палубных истребителей F6F Hellcat. Бомба с одного из самолетов, попавшая в «Фусо», уничтожила катапульту и оба гидросамолета. Другая бомба попала в корабль около башни № 2 и проломила палубу, погибло много матросов на постах вспомогательной артиллерии.
Ранним утром следующего дня в 1:05 «Фусо» открыл огонь по левому борту и попал в крейсер «Могами». «Дружественным огнём» с линкора были убиты трое моряков в лазарете «Могами».
В 2:00 начались атаки американских эсминцев, они выпустили 27 торпед и в 2:07 одна или две торпеды ударили в правый борт «Фусо». Корабль стал крениться на правый борт, замедлил ход и выпал из строя. Очевидцы позже утверждали, что «Фусо» разломился пополам, и что обе половины оставались на плаву и горели в течение часа. Но свидетели могли видеть только огонь на воде, а не какие-либо фрагменты корабля. Историк Джон Толанд в 1970 году утверждал, что «Фусо» переломился пополам. Согласно исследованиям историка Энтони Талли, опубликованным в 2009 году и основанным на записях судового журнала корабля «Хатчинс», где описывается потопление «Фусо» — «огромный взрыв в 03:38 поднялся над кораблем, так что казалось, он переломился пополам…»
Доподлинно известно, что линкор был торпедирован и в результате интенсивного затопления перевернулся и затонул в течение сорока минут. «Фусо» ушел на дно между 3:38 и 3:50, из его экипажа выжили лишь несколько десятков человек. Есть свидетельство, что некоторые из них были спасены эсминцем «Асагумо», который сам затонул через некоторое время. Десять членов экипажа линкора смогли вернуться в Японию.
31 августа 1945 года «Фусо» был исключён из списков флота.