Краснознаменный линейный корабль «Октябрьская Революция»

Крейсер военно-морского флота СССР «Октябрьская революция» был построен по проекту 68-бис, практически сразу после Великой Отечественной войны и поступил на вооружение в 1954 году. Надо отметить, что от момента закладки на верфи завода 402 в Молотовске (сегодняшнее название Северодвинск) до окончания всех испытаний и передачи в состав флота прошло чуть более 2 лет, что резко контрастирует с состоянием дел в современной судостроительной промышленности. На фото ниже Молотовск в начале 50-х годов.

Название крейсера

Крейсер «Октябрьская революция» относился к типу легких крейсеров и вначале, до 1957 года, носил название «Молотовск», в честь города, где он был построен, и лишь затем был переименован. В гимне этого боевого корабля упоминается, что он является наследником легендарного линкора с таким же именем, принимавшего активное участие в обороне Ленинграда, а старшина Иван Томбасов, совершивший подвиг и спасший линкор от уничтожения во время боевых действий, навечно был зачислен в личный состав крейсера под номером один.

Командиры

  • 1911-03.06.1915 — капитан 1-го ранга Григоров, Николай Митрофанович
  • 1915-28.06.1916 — капитан 1-го ранга Кедров, Михаил Александрович
  • 1916—1917 — капитан 1-го ранга Палецкий, Пётр Петрович
  • 1918—1921 — Антонов, Лев Викторович
  • 1921—1922 — Викторов, Михаил Владимирович
  • 1925—1928 — Салмин, Евгений Иванович
  • 1928—1930 — Иванов, Вадим Иванович
  • 1930—1936 — Несвицкий, Николай Николаевич
  • 1936—1939 — Птохов, Борис Павлович
  • 1939—1940 — капитан 2-го ранга Вдовиченко, Дмитрий Данилович
  • 1940—1942 — контр-адмирал Москаленко, Михаил Захарович
  • 1942—1945 — капитан 2-го ранга Петрищев, Николай Андреевич
  • 1945—1946 — Солоухин, Сергей Дмитриевич
  • 1947—1951 — Нарыков, Василий Максимович

Линкор «Октябрьская революция»

Был построен еще до революции, в период восстановления российского военного флота после поражения под Цусимой в русско-японской войне. В этом сражении, кстати, принимал участие и крейсер «Аврора» — Октябрьской революции символ.

Линкор получил название «Гангут» в честь первой победы русского регулярного флота под предводительством Петра Первого над шведской эскадрой в 1714 году в районе мыса Гангут полуострова Хакко (нынешняя Финляндия).

В годы Второй мировой войны линкор, переименованный в «Октябрьскую революцию», огнем своих крупнокалиберных орудий внес значительный вклад в оборону Ленинграда. Большая часть его экипажа принимала непосредственное участие в боях на подступах к городу. Линкор подвергался многочисленным бомбардировкам, даже частично был затоплен, но не прекращал огня по врагу. Многочисленные жертвы и упорная героическая борьба корабля и его экипажа были неоднократно отмечены наградами и почетными званиями.

История[ | ]

Заложен 3 () июня 1909 года на Адмиралтейском заводе в один день с однотипным линкором «Полтава». Строитель — Л. Л. Коромальди. 7 октября 1911 года спущен на воду, в достроен, прошёл ходовые и приёмные испытания, в конце декабря был зачислен в состав действущего флота, перешёл в Гельсингфорс, где был включён в состав 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота.

Принимал участие в Первой мировой войне. 11 ноября 1915 года линкорами «Гангут» и «Петропавловск» под прикрытием крейсеров 1-й бригады было поставлено минное заграждение из 550 мин южнее острова Готланд. 25 ноября на минах этого заграждения подорвался немецкий крейсер «Данциг». Совершив три боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в Балтийском море, «Гангут» весь остальной период Первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе.

19 октября 1915 года на стоящем на гельсингфорсском рейде «Гангуте» произошло возмущение нижних чинов команды. Вечером матросы отказалась от ужина, а затем потребовали убрать с корабля старшего офицера барона Э. Э. Фиттингофа. При попытке захватить оружие были остановлены офицерами. Командир «Гангута» капитан 1-го ранга А. Кедров с трудом удержал матросов от выступления, пообещав разобраться в их требованиях, главными из которых были улучшение питания и выдворение с корабля офицеров немецкого происхождения. 20 октября на «Гангут» прибыл командующий Балтийским флотом адмирал Канин. Началось расследование, работу следственной комиссии возглавил адмирал А. Небольсин. Всего было арестовано 95 матросов (в числе их был и знаменитый в будущем коммунист Дыбенко), 34 из них привлечены к суду. 26 матросов были приговорены к каторжным работам на срок от 4 до 15 лет, 8 матросов судом были оправданы.


«Гангут» во время достройки


Спуск на воду линкора «Гангут»

Возмущение рядовых матросов явилось реакцией на пассивность могучего корабля в условиях военного времени. До этого офицерский состав, томясь от безделия, допустил излишнюю подозрительность и необоснованные придирки к рядовому составу с явно выраженной политической мотивацией на предмет выявления неблагонадёжных матросов. На корабле проводили агитационную пропаганду представители различных политических партий, распространяя листовки, в которых, в частности, сообщалось, что новейшие линкоры простаивают под влиянием флотских офицеров немецкого происхождения. В условиях бездействия в военное время нарастало эмоционально-психологическое напряжение в отношениях между командным и рядовым составом корабля. После выполнения физически тяжёлой авральной работы по погрузке на корабль угля вместо традиционно полагающихся после выполнения такой работы макарон с мясом («макароны по-флотски») рядовому составу была предложена ячневая каша. Реакция матросов была молниеносной. Возник вопрос: кто распорядился приготовить кашу вместо макарон по-флотски? Ситуация была явно спровоцирована. Также неясно, о чём думал адмирал Небольсин, расставляя акценты в итогах работы следственной комиссии; ясно только одно — эти акценты были расставлены неверно, как минимум с психологической точки зрения.

С 12 по 17 марта 1918 года в составе первого отряда кораблей совершил ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт.

В ноябре 1918 года переведен в Петроград, где после консервации простоял до мая 1925 года на длительном хранении у стенки Ленинградского завода.

В конце 1924 года были начаты восстановительные работы.

18 апреля 1925 года линкор «Гангут» зачислен в состав учебного отряда Морских Сил Балтийского моря.

26 апреля 1925 года продолжен ремонт корабля на кронштадтском «Пароходном» заводе.

15 мая 1925 года на линкоре «Гангут» впервые были подняты военно-морской флаг СССР и гюйс.

Переименован в «Октябрьскую революцию» 27 июня .

В — прошел очередной ремонт и модернизацию на Балтийском заводе.


Линкор «Октябрьская революция»

Во время советско-финской войны, в декабре 1939 года линкоры «Октябрьская революция» и «Марат» вели огонь по финским тяжёлым береговым батареям, расположенным на островах близ Выборга. Охранение линкоров со стороны Финского залива осуществлял эсминец «Ленин».

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда, был поврежден немецким артиллерийским огнём и авиацией. Командиром корабля в 1941—42 годах был М. Москаленко. Линкор награждён орденом Красного Знамени.

После июля использовался как учебное судно. Из состава Военно-морского флота исключен в 1956 году. Якоря и зенитное орудие (орудие Ивана Томбасова), снятые с линкора, установлены на Якорной площади Кронштадта.

В 1973 году в СССР были выпущены почтовая марка и карточка для картмаксимума с изображением линкора.

Проектирование корабля и его задачи

Всего на верфях Советского Союза было построено 14 военных судов класса легкий крейсер проекта 68-бис, в число которых входил и крейсер «Октябрьская революция». Эти боевые корабли были последними в истории артиллерийскими кораблями, основным вооружением которых являлись орудия калибром 152 мм, расположенные в четырех башнях по три орудия в каждой.

Вначале основной задачей этих легких крейсеров было противостояние флотам вероятного противника в целях нанесения ему достаточного ущерба и создания препятствий для нападения на территорию СССР и его союзников. Для чего с участием этих кораблей создавались специальные оперативные группы, несшие боевое дежурство в районах сосредоточения военных кораблей стран НАТО.

Однако с наступлением новой эры, когда основным вооружением стали различные управляемые ракетные системы, задачи для этих судов изменились. Теперь основным было обеспечение морских десантов, а также поддержка своих сухопутных войск во время боевых действий под прикрытием береговой авиации. Кроме этого, в круг обязанностей этих крейсеров входила также и задача так называемой демонстрации флага.

Сам внешний вид боевого корабля производил исключительно сильное впечатление. К счастью, за всю историю своего существования крейсер (проекта 68) так и не сделал ни одного выстрела в сторону противника, но свою задачу по предупреждению конфликтов выполнил на отлично.

Справочные материалы

История изменений

  • Доступен супертестерам в игре начиная с версии 0.6.7.
  • Впервые появился в июле 2022.
  • В обновлении 0.6.9
    улучшена геометрия корабля.

    :

  • В обновлении 0.6.12: параметр «Заметность при выстреле ГК в дыму» изменен до 10,47 км;
  • исправлены мелкие визуальные недочёты геометрии и текстур;
  • корабль стал доступен для покупки в клиенте игры.
  • В обновлении 0.6.13
    Улучшено отображение тонких элементов.

    :

  • В обновлении 0.6.15
    Постоянным камуфляжам «Тип 9», «Красный Октябрь» добавлен бонус — скидка 10% к стоимости обслуживания после боя.

    :

  • В обновлении 0.7.1
    Исправлены геометрия и текстуры корабля. Эти изменения не влияют на игровые характеристики кораблей.

    :

  • В обновлении 0.7.7
    Внесены мелкие исправления геометрии и текстур на корабле и камуфляже.

    :

  • В обновлении 0.7.9
    стал доступен в клиенте игры для покупки за дублоны.

    :

  • В обновлении 0.8.1
    произведены исправления геометрии и текстур.

    :

  • В обновлении 0.8.2
    мелкие исправления геометрии и текстур.

    :

  • В обновлении 0.8.4
    в описании исправлена дата вступления в строй.

    :

  • В обновлении 0.9.3
    небольшие исправления текстур и модели корабля.

    был изменен:

  • Историческая справка о Октябрьская революция

    «Октябрьская революция»

    — линкор ВМФ СССР типа «Севастополь». Построен в Российской Империи под именем «Гангут», в 1925 году переименован в «Октябрьская революция». Участвовал в советско-финской войне и Великой Отечественной войне. После войны переклассифицирован в учебный линейный корабль, а в 1956-1957 годах исключен из состава флота и разделан на металл.
    читать полностью…

    Характеристики крейсера

    Крейсер «Октябрьская революция» был построен по проекту 68-бис, в морских кругах корабли этой серии ласково именовались «бесятами», по классификации НАТО – «Свердлов». Корпус корабля полностью сварной с применением гомогенного бронирования, но со старыми силовыми установками и недостаточным противовоздушным вооружением, что отмечали все эксперты.

    Длина корабля составляла 210 метров, ширина – 22 метра, по площади – более половины футбольного поля. Полное водоизмещение – 16340 тонн, и такая махина могла развивать максимальную скорость в 33 узла, или более 60 км/час. Экипаж – 1270 человек. Помимо уже упомянутых орудий главного калибра, на борту были установлены 12 орудий калибра 100 мм, а также 30-мм пушки-автоматы. По огневой мощи это было очень серьезное оружие. Фото крейсера «Октябрьская революция» в Балтийске представлено ниже.

    Модули

    Боеспособность(HP)Башни главного калибра(шт.)Башни вспомогательного калибра(шт.)Точки ПВО(шт.)Торпедные аппараты(шт.)Вместимость ангара(шт.)(опыт)()
    Гангут (А)37 6004168128 000
    Гангут (В)40 50041642000280 000
    Максимальная скорость хода(уз)(опыт)()
    ЭУ 42 000 л.с.2330 000
    Увеличение дальности стрельбы(%)Максимальная дальность стрельбы(км)(опыт)()
    СУО IV мод. 112,440 000
    СУО IV мод. 21013,71300180 000
    Скорострельность(выст./мин)Время поворота на 180°(с)Максимальное рассеивание(м)Максимальный урон ОФ снарядом(HP)Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%)Максимальный урон ББ снарядом(HP)(опыт)()
    305-мм/52 обр. 1907 г.1,756,25180450033860094 000

    Боевая служба

    Первые годы своей истории крейсер «Октябрьская революция», тогда еще «Молотовск», начал в составе Северного флота и практически сразу же совместно с другими кораблями принял участие в проведении испытания ядерного оружия на острове Новая земля. Подробности этого события до сих пор остаются засекреченными, но сам факт примечателен.

    В 1956 году корабль совершил заходы в порты Осло и Гетеборга. После своего переименования были еще визиты вежливости в Берген и Копенгаген. В 1960 году корабль был переведен из состава Северного флота в Балтийский. Все это совпало по времени с реорганизацией Вооруженных сил страны, начатой генеральным секретарем Н. С. Хрущевым, как известно, питавшим особую страсть к ракетам. На судьбе артиллерийского крейсера «Октябрьская революция» в Балтийске (фото тех времен, к сожалению, отсутствует) эти реформы сказались печально.

    Корабль через три месяца после перевода в Балтфлот был выведен из боевого состава ВМФ СССР и переведен в Кронштадт, где был поставлен на консервацию. В этом плену крейсер провел долгие 5 лет до того момента, пока в 1966 году он был расконсервирован и почти сразу же отправлен на модернизацию, на завод в Севастополе, где крейсер доработали до уровня флагманского корабля десантных сил в соответствии с новой концепцией его возможного применения.

    Проект получил наименование 68-а, и по нему, кроме крейсера «Октябрьская революция», переделке подверглись еще 3 таких же крейсера: «Александр Суворов», «Михаил Кутузов» и «Адмирал Ушаков». Корабль получил ряд новых радиоэлектронных систем связи и управления, а также 8 скорострельных установок АК-230. В дальнейшем, помимо «демонстрации флага» в Шербуре, Гдыне, Копенгагене и Ростоке в 70-е годы, крейсер «Октябрьская революция» выполнял реальные боевые задачи.

    Он почти постоянно находился на боевом дежурстве, сопровождая корабли 6-го флота США. Кроме того, дважды (в 1970–1972 годах) корабль участвовал в боевых действиях, оказывая помощь в арабо-израильских конфликтах в Средиземном море, вначале вблизи берегов Сирии, а затем у Египта. Задачей было недопущение вмешательства США в эти противостояния.

    Все было очень серьезно, командование корабля получило задание на полную готовность к уничтожению американской оперативной группы в этих районах. К счастью, все обошлось. Сведения об этом в открытом доступе практически отсутствуют, но напряжение было крайне высоко.

    О родителях

    Мой отец — Прощенко Алексей Григорьевич, родом с Брянщины — Суземский район, деревня Денисовка. Родился 14 марта 1918 года. В 30-е, в голод, почти вся семья перебралась на Украину. Там он работал трактористом, пахал землю. Оттуда в 39-м его призвали служить на флот. Служил и всю войну отвоевал на линкоре «Октябрьская Революция» комендором башенным орудия главного калибра, в 1-й башне. Демобилизован в 1946-м. Поступил на завод слесарем. По вечерам учился в вечерней школе. Закончив, поступил в институт, но вынужден был бросить. Слесарем был высококлассным — 6-го разряда, работал на Уральской ул. Умер в октябре 2000-го.

    Мама, Прощенко (Васильева) Надежда Николаевна, родилась 13 октября 1922-го в Псковской области, в деревне Криухи Пустошкинского района. О ней я знаю меньше. Знаю, что всю блокаду она прожила в Ленинграде, работала на з-де Калинина, рыла окопы на окраинах города. В 1946-м мои мама и отец поженились, в 49-м родился я. Тогда-то отец и бросил институт. Жили на Васильевском острове, на 8-й линии в 11-метровой комнате. Мама умерла через два месяца после отца.

    А.Прощенко — в годы службы на флоте, 1939-46

    Наградные листы А.Г.Прощенко
    Воспоминания отца — в книге «Залпы с Невы»

    ТАК СРАЖАЛИСЬ КОМЕНДОРЫ ЛИНКОРА

    «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

    Война застала линейный корабль «Октябрьская революция» в главной военно-морской базе КБФ — Таллине. Обстановка на сухопутном фронте складывалась таким образом, что дальнейшее пребывание линкора на Таллинском рейде было неоправданным. В начале июля линкор перебазировался в Кронштадт и включился в единую систему обороны Ленинграда.

    О боевых делах «Октябрьской революции» в сентябре 1941 г. расскажут другие авторы. Могу только сказать, что линкор с честью выполнял все боевые задания командования, наносил ощутимые удары по наступавшим войскам противника.

    Награды отца и мамы
    Линкоры Балтийского флота

    Линкор «Октябрьская Революция»

    Заложен 16.06.1909 на Адмиралтейском заводе. Спущен на воду 24.09.1911 под именем «Гангут». Переименован в «Октябрьскую революцию» 27.06.1925. Выведен из состава флота в 1956 г.

    Водоизмещение 26 900 т. (полное), длина 184,9 м., ширина 26,9 м., осадка 9,1 м.

    Вооружение главного калибра — 12 305-мм орудий в 4-х башнях. Вес снаряда 491 кг., дальность стрельбы — до 30 км.

    1934 г.1944 г.после войны
    Линкор «Марат»

    Заложен 15.06.1909 на Балтийском заводе. Спущен на воду 27.08.1911 под именем «Петропавловск». 31.03.1921 — переименован в «Марат». 31.05.1943 — возвращено имя «Петропавловск». 1950 г. — переклассифицирован в несамоходное учебное артиллерийское судно под именем «Волхов». 1953 г. — разобран на металл.

    1939 г.Гдыня (Польша, 1934 г.)Спитхед (Англия, 37 г.)Монета г-ва Палау
    Сентябрь 1941 г. Авианалёты пикирующих бомбардировщиков Юнкерс-87 на корабли КБФ

    «Октябрьская Революция»:

    21 сент. три авиабомбы от 100 до 250 кг. разворотили полубак (видно на левом снимке). 23 сент. две авиабомбы по 250 кг попали в 3-ю башню и в палубу возле неё. Справа — схема падений авиабомб 21, 22 и 23 сентября. В конце сентября линкор своим ходом пришёл на Балтийский завод для ремонта. Оттуда он продолжал стрельбы главным калибром по позициям фашистов под Ленинградом «Марат»:23-го в 11:00 одна или две авиабомбы по 1000 кг пробив палубу взорвались в артиллерийском погребе — вся носовая часть корабля с фок-мачтой и первой башней оказалась разрушена. 326 человек погибли сразу. «Марат» сел на дноСпустя некоторое время его привели, как смогли, в боевую готовность и он продолжал стрельбы тремя оставшимися башнями главного калибра.

    Маврикий

    В книге А. Широкорада «Крейсера типа «Свердлов» упоминается об участии крейсера «Октябрьская революция», точнее его экипажа, в оказании помощи государству Маврикий в 1974 году. Там прошел сильный тропический ураган, нанесший огромный ущерб этому островному государству, получившему независимость от Великобритании. В течение двух недель экипаж крейсера участвовал в работах по восстановлению разрушенных линий электропередач, телефонных линий и расчистке завалов.

    Судостроительные программы

    Были разработаны две малые программы, согласно которым в сжатые сроки планировалось построить для Балтийского и Черноморского флотов новые корабли. Для Балтики необходимо было сконструировать 4 судна, в том числе и линкор «Гангут», 3 подводные лодки и плавбазу для их обслуживания.

    Для Черноморского флота предстояло построить 14 эскадренных миноносца и 3 подводные лодки. Турция, видя обстановку на Чёрном море, решает срочно купить 3 новейших линейных корабля в Англии и Бразилии. Поэтому вносятся изменения и планируется срочно строить три аналогичных судна типа «Императрица Мария», 9 эскадренных миноносцев и 6 подлодок типа «Барс».

    К мировой войне 1914 года ни одна из программ не была выполнена, более того, ни один корабль не был спущен на воду.

    Конец службы

    Подводный крейсер «Курск» и «Октябрьская революция» созданы на одной и той же верфи. Но если гибель «Курска» имела серьезный резонанс, то распил артиллерийского крейсера на «иголки» прошел практически незамеченным. В сентябре 1987 года, после более чем 30-летней службы крейсер «Октябрьская революция» был разоружен и исключен из состава ВМФ СССР во второй и уже в последний раз. Еще через год началась его разделка на базе Главвторчермета в Ленинграде.

    С утилизацией корабля был связан скандал, вызванный жалобой индийского бизнесмена с английским паспортом Кешавы Бхагаты. Он утверждал, что приобрел этот крейсер для разделки в Индии, но затем сделка не состоялась, хотя деньги он якобы уже заплатил.

    Так это или нет, но конец крейсера, символа Октябрьской революции, был сам по себе символичен. Он закончил свою жизнь одновременно с окончанием признания всемирно-исторического значения революции в официальной пропаганде, так и не давшись в руки англичанина, пусть и не англосакса.

    Модель

    Как и все предыдущие модели «Севастопольской» серии, эта модель строилась также с нуля. И точно также за основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб. При строительстве модели использовалась следующая литература:

    • «Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
    • «Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
    • «Stalins Dickschiffe», Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer;
    • журнал «Моделист конструктор», №11 за 1987 год;
    • «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
    • журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
    • …. и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.

    Очень помогло при строительстве довольно большое количество фотографий линкора в разные годы его службы.

    Издательство «Гангут». Серия монографий «Мидель шпангоут»

    Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. У одних это долгая жизнь, полная побед и славы. Вторые – трудяги, добросовестно выполняющие свою работу. Третьи – это те, у кого недолгая, но яркая жизнь. Для тех, кого интересует история флота, корабли, их судьба и особенности, издательство «Гангут» выпускает серию монографий под названием «Мидель шпангоут», каждый выпуск которой посвящён одному или серии кораблей с приложением чертежей для моделирования. В том числе подготовлен выпуск издательством «Гангут»– «Мидель шпангоут», «Линкор «Императрица Мария» – чертежи».

    Линейный крейсер «Гангут», в отличие от линкора «Императрица Мария», – это заслуженный ветеран, прошедший две мировые войны. О его интересной жизни, о людях, которые принесли славу кораблю, в издательстве «Гангут», в серии монографий «Мидель шпангоут» есть номер, посвящённый линкору «Гангут». Чертежи помогут специалистам самостоятельно выполнить модель и прочитать интересную информацию о судне и жизни людей, для которых корабль был домом и местом службы. Создать судно своими руками — что может быть интересней? Представлена модель линкора «Гангут» в масштабе 1: 350.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]