Серия рейдовых тральщиков «Сапфир» проекта 10750
РТ «Сапфир» становится следующим этапом развития проекта 1258, с установленным третьим ходовым двигателем, новым вооружением и конструкциями из улучшенных материалов. Проект рейдового тральщика переработан во второй половине 1980 годов. Основной разработчик – ПКБ «Алмаз». Руководитель работ – ГК В.Блинов. Основное назначение РТ «Сапфир» — противоминная защита, поиск, траление и уничтожение мин в прибрежных райнонах, в районах морских баз, рассредоточенного базирования на глубинах не более 80 метров.
Устройство и конструкция РТ «Сапфир»
При изготовлении корпуса корабля были использованы новые решения из стеклопластика, которые в итоге привели к снижению водоизмещения и магнитного поля (актуально для собственной защиты при работе с гидродинамическими минами на малой глубине). Также были применены решения, которые снизили напряженность физического поля нового корабля, использовали сталь маломагнитного типа ЮЗ при создании несущих частей корпуса и механизмов, силовые линии были выполнены в специальной изоляции. Люки, двери, ограждения, трапы и кранцы изготавливались из сплавов алюминия и магния.
Верхнюю палубу РТ «Сапфир» выполнили прямой с носовой седловатостью корпуса с фальшбортом почти до надстройки. Сама надстройка имеет плавные обводы, ходовой мостик, выгородку вентиляции, треугольную мачту, пост управления искателями и тралами, большие панорамные окна (ходовая рубка), которые обеспечили большой угол обзора как по курсу, так и по траверзе.
Восемь отсеков, разделенные водонепроницаемыми переборками, обеспечивали живучесть и непотопляемость рейдового тральщика: — отсек с цепным ящиком, форпик; — отсек агрегатной; — отсек с кубриком на 12 моряков, с двумя цистернами для пресной воды, ЗиП и ПОУ; — отсек с каютами командира и младших командиров, двумя тамбурами, камбузом, сточными цистернами и помещением кондиционеров; — отсек машинного отделения (носовой отсек); — отсек машинного отделения (кормовой отсек) с двумя топливными цистернами; — отсек тралов, выгородки ПЗРК и одной цистерны с пресной водой; — отсек румпельного отделения.
По сравнению с проектом 1258, экипаж корабля уменьшен. Этого удалось добиться технологическим путем – автоматизацией и ДУ техсредствами корабля. С ГКП системой автоматики обеспечено управление техническим оборудованием корабля. Кроме системы кондиционирования, была установлена защита от ОМП.
Размагничивание корабля состоит из полноценной системы с автоматическим регулированием, в состав которого вошли: основная горизонтальная обмотка; батоксовая курсовая обмотка; шпангоутная курсовая обмотка, как общекорабельного так и местного исполнения. Тральные технические средства состояли из тральной лебедки, поворотной опускной кран-балки, якорно-швартовного шпиля с гидроприводом. Рулевая – рулевая машинка с гидроприводом, руль полубалансирный. Управление рулевой – упрощенная система со следящим и автоматическим режимом управления. Силовая – трехвальная, механическая с тремя дизелями четырехтактного типа ЗД-12 с системой непосредственного впрыска топлива, общей мощностью 1200 л.с. 3 дизеля передавали мощность на 3 винта с помощью реверс-редукторов. Гарантийный ресурс дизелей – 4.5 тысячи часов. Капитальный ремонт – 14 тысяч часов. Вес одного дизеля 2.1 тонны. Управление – автоматическое дистанционное. Энергосистема – переменный ток 380В, вырабатываемый 3 дизельными генераторами, общей мощностью 150 кВт. При аварийных ситуациях используется аварийное освещение 12В от батарей аккумуляторных.
Вооружение РТ «Сапфир»:
— артиллерийская шестиствольная 30мм установка АК-306М. Ее устанавливают на баке. Скорострельность до 5000 выс/мин. Углы наведения горизонт/вертикаль – 180/-12+88 градусов. Дальность поражение до 8 километров. Питание ленточное, круглый магазин с 2 000 выстрелов. Управление АК-306М – система ДУ типа «Колонка 219-1»; — ПЗРК «Стрела-3». Боезапас восемь комплектов. Скорость 9К34 – 670 м/с. Дальность поражения – 0.5-4.5 километров по горизонтали, по высоте – 0.015- 3 километра по целям со скоростью не более 310 м/с. Управление – пассивная ИК ГСН. Масса – 16 килограмм; — контактный глубоководный трал ГКТ-3МО (комплект). Основное назначение – траление мин якорного типа. Подсекающий трал может работать на глубине 5-120 метров и по ширине до 130 метров при скорости хода до 12 узлов и волнении моря не более 5 баллов. В состав трала входит: трос буксирный, 1-2 стандартных гидродинамических МТ-3, 2 части трала и 2 отводителя. Все элементы трала изготовлены из маломагнитных сплавов. Дальность траления от корабля до 180 метров; — электромагнитный соленоидный трал СЭМТ-1. Основное назначение против индукционных и магнитных донных мин. Принцип работы – воздействие на мины магнитным полем. Ширина полосы траления – 65 метров, глубина не более 30 метров при скорости корабля 8 узлов и волнении моря до 4 баллов. Расстояние траления от корабля 150-180 метров; — трал акустический АТ-6. Основное назначение против комбинированных и акустических мин. Принцип работы – акустическое излучение; — искателе-уничтожительный комплекс КИУ-2М. Основное назначение – поиск, обнаружение и уничтожение мин и взрывоопасных объектов расположенных по курсу. В его состав входят ГАС МГ-99А1 «Кабарга-А1», тв-управляемый СТИУ-2 «Кетмень»; — шнуровые заряды, 2 единицы, по 200 метров. Назначение – уничтожение придонных, донных мин. Глубина действия – 5-100 метров при скорости хода 6 узлов;
Оборудование
В состав оборудования входят навигационная РЛС «Миус» и система радионавигации «Брасс». Станция Миус работает в диапазоне сантиметровых волн. Мощность до 7кВт. Характеристики обнаружения: корабль до 10 миль, объекты типа морской буй до 2 миль. Ограничена 30 метровой зоной вокруг корабля.
Вся серия РТ «Сапфир»
Рейдовые тральщики строились на судостроительном заводе №363 в поселке Понтонный: — РТ-57. Головной корабль серии. Заводской №350. Начало строительства – октябрь 1986 года. Спущен со стапелей в июле 1987 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре 1989 года. Бортовой №316;
-РТ-341. Заводской №351. Начало строительства – январь 1987 года. Спущен со стапелей в апреле 1989 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре 1989 года. Бортовой 331. Списан в июне 2005 года; — Рт-248. Заводской №352. Начало строительства – март 1987 года. Спущен со стапелей в феврале 1990 года. Вошел в состав Балтийского флота в сентябре 1990 года под №348. Переоборудован в корабль-водитель проекта 13000; — РТ-249. Заводской №353. Начало строительства – апрель 1987 года. Спущен со стапелей в июле 1990 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре 1990 года. Бортовой №206; — РТ-252. Заводской №354. Начало строительства – октябрь 1987 года. Спущен со стапелей в сентябре 1991 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре 1991 года. Бортовой №239;
— РТ-273. Заводской №355. Начало строительства – март 1988 года. Спущен со стапелей в декабре 1991 года. Вошел в состав Балтийского флота в сентябре 1992 года. Бортовой №210; — РТ-231. Заводской №356. Начало строительства – июль 1988 года. Спущен со стапелей в августе 1992 года. Вошел в состав Балтийского флота в августе 1993 года. Бортовой №302; — РТ-233. Заводской №357. Начало строительства – октябрь 1988 года. Спущен со стапелей в июле 1993 года. Вошел в состав Каспийской флотилии в сентябре 1994 года. Бортовой №219; — РТ-234. Заводской №358. Начало строительства – апрель 1989 года. Спущен со стапелей в марте 1994 года. В строю с августа 1996 года, Каспийская флотилия. Бортовой №215;
Всего было запланировано построить 15 кораблей проекта 10750, всего построено девять, еще четыре корабля был заложены, но строительство заморожено. Планировалось создать экспортный вариант – проект 10750Э.
Основные характеристики:
— водоизмещение стандарт/полное – 131/135 тонн; — длина – 31.5 метра; — ширина – 6 метров; — осадка – 1.6 метра; — силовая – три дизеля ЗД-12; — ЭУ – три дизель-генератора по 50 кВт; — скорость эконом/полная/траления – 10/12/6-10 узлов; — дальность до 400 миль; — автономное плавание – 72 часа; — мореходность не более 5 баллов; — вооружение боевое: АК-306М, ПЗРК Стрела-3 (8 единиц); тралы: ГКТ-3МО, СЭМТ-1, АТ-6; КИУ-2М, 2ХШЗ-200; -оборудование: ГАС МГ-99А1, аппаратура НВ «Хмель», РЛС «Нихром», навигационная РЛС «Миус», система навигации «Брасс», радиопеленгатор АПР-50Р, эхолот НЭЛ-МЗБ; — состав экипажа – 15 (офицер, два мичмана) моряков.
Источники информации: https://and-kin2008.narod.ru/pr10750.html https://forums.airbase.ru/2012/10/t67303,5—rejdovyj-tralschik-pr-10750-shifr-sapfir.6552.html https://russian-ships.info/boevye/10750.htm
Вооружение
Вооружение тральщиков состояло из:
- Из 1 шестиствольного 30-мм длинноствольного автомата АК-306М 54 калибра, установленного на танке. Темп стрельбы составлял 4000-5000 выстрелов в минуту. Угол вертикального наведения составлял от -12 до +88°, а горизонтального — до 180°. Начальная скорость снаряда составляла 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание ленточное, 2000 патронов в круглом магазине. На борту двое мужчин. Вес орудия составляет 1 918 кг. Подводное орудие имело систему дистанционного управления от колонны 219-1.
- Из 8 комплектов переносных зенитно-ракетных комплексов «Стрела-3». Как только головная часть ракеты выходит из пусковой трубы, стабилизаторы открываются под действием пружин. Затем стабилизаторы наклоняются, и на расстоянии 5-6 м от пусковой установки запускается двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции отключается специальная инерционная пробка, которая подготавливает заряд взрывчатого вещества к детонации. На расстоянии 80-250 м от стреляющей установки срабатывает вторая ступень защиты — пиротехнические взрыватели полностью сгорают и взрывная подготовка завершается. В полете искатель самонаведения всегда контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси снаряда, искатель отслеживает цель и корректирует курс снаряда до встречи с целью. Если снаряд промахивается, в течение 14-17 секунд после запуска активируется самоуничтожение, и снаряд уничтожается. Скорость зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 м до 4,5 км, потолок от 15 м до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекс): 16 кг.
- С 1 глубоководным контактным тралом GKT-3MO, для траления якорных мин. Глубина трала от 5 до 120 м, ширина до 130 м, скорость траления до 12 узлов при состоянии моря до 5 баллов. Конвой состоит из буксирной линии, одного или двух обычных гидродинамических земснарядов (сетчатого типа — земснаряды МТ-3), двух траловых секций и двух распределителей. Все компоненты трала, включая провода, изготовлены из материалов с низким коэффициентом намагниченности. Переключающие элементы автоматически поддерживают заданную глубину. Расстояние от трала до траулера составляло 150-180 метров. Трал не имеет никаких маркеров для отмели.
- Из 1 электромагнитного соленоидного трала ŃEMT-1, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия магнитного поля. Трал один, поверхностный или полый и волочильный. Ширина полосы траления составляла 65 м, глубина воздействия — до 30 м, скорость траления — до 8 узлов, состояние моря — до 4 баллов. Длина буксира варьировалась от 150 до 180 м.
- С 1 акустическим тралом АТ-6 для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Одиночный поверхностный или подводный трал, взятый на буксир, являлся акустическим излучателем.
- 1 комплексный миноискатель-уничтожитель КИУ-2М, предназначенный для поиска, обнаружения и уничтожения мин и миноподобных объектов впереди носовой части по курсу корабля. Комплекс состоял из якорной и донной ГАС обнаружения мин впереди по курсу МГ-99А1 «Кабарга-А1» и самоходной дистанционно управляемой машины СТИУ-2 «Кетмень», которая в соответствии с ГАС обнаружения мин, идентифицировала и классифицировала обнаруженный объект с помощью телевизионной системы и уничтожала мины путем постановки на них подрывного заряда, с последующим возвращением на корабль.
- С 2 зарядами по 200 м с кабелем для уничтожения донных и придонных мин. HZ используется на глубинах от 5 до 100 метров со скоростью буксировки до 6 узлов.
Тральщики были оснащены якорными и донными минами MG-99A1 Kabarga-A1, радиолокационными системами обнаружения мин и миноподобных объектов, навигационным радаром Miuss и радионавигационной системой Brass.
Навигационный радар Mius работает в режиме полного обзора в диапазоне длин волн 3,2 см и имеет мощность импульсного излучения 7 кВт. Стендовый комплект включал антенный тахометр A, индикаторный измеритель I; измеритель передачи/приема P; измеритель бортового преобразователя напряжения C; измеритель бортового выпрямителя напряжения B. Ширина луча антенны составляла 1,1° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной плоскости.
Тактико-технические данные
Водоизмещение: | 131 тонна в стандартной версии, 135 тонн в полной версии. |
Длина макс: | 31,5 метра. |
Максимальная ширина: | 6 метров |
Разливное: | 1,58 m |
Электростанция: | 3 дизеля 3D-12 по 300 л.с. каждый, 3 винта FSH, 1 руль. |
Система питания: | 3 ДГ мощностью 50 кВт каждый 380 В переменного тока. |
Крейсерская скорость: | полный 12 узлов, экономичный 10 узлов, траление 10-12 узлов |
Диапазон парусности: | 400 миль при скорости 10 узлов |
Автономия: | 3 дня |
Мореходные качества: | До 5 баллов |
Вооружение: | . |
снарядов и артиллерии: | 1×6 30-мм автомат АК-306М с ПУС «Колонка-219-1», 8 переносных зенитно-ракетных комплектов «Стрела-3 |
антимины: | 1 глубоководный контактный трал GKT-3MO, 1 электромагнитный трал SEMT-1 1 комплексный поисковый эсминец КИУ-2М, 1 акустический трал АТ-6, 2 струнных заряда ШЗ-200 |
Гидроакустика: | 1 минный тральщик ГАС MG-99A1 Kabarga-A1 |
радиооборудование: | Инфракрасный прибор ночного видения «Хмель», Государственный опознавательный радар «Нихром |
навигация: | 1 радар «Миус», 1 радиометр ARP — 50P, навигационная система «Брасс», эхолот NEL-M3B. |
Экипаж: | 15 человек (1 офицер, 2 матроса) |
Представители проекта
Имя | pr | В.О.С. № | Начало | Начало | Передача заказчику | Флот | Внимание. |
RT-57 | 316 | 350 | 20.10.1986 | 29.07.1987 | 12.12.1989 | BF | В сервисе |
RT-341 | 331 | 351 | 15.01.1987 | 25.04.1989 | 30.12.1989 | BF | Списано 22.06.2005 |
RT-248 | 348 | 352 | 16.03.1987 | 6.02.1990 | 29.09.1990 | BF | В использовании. Изменено на 13000 пр.13000 судоводитель. |
RT-249 | 206 | 353 | 9.04.1987 | 27.07.1990 | 29.12.1990 | BF | Был деактивирован в 2014 году. |
RT-252 С 2022 года — Василий Поляков | 319 | 354 | 12.10.1987 | 27.09.1991 | 30.12.1991 | BF | В использовании. |
RT-273 затем — Виктор Сегалов | 339 | 355 | 29.03.1988 | 11.12.1991 | 30.09.1992 | BF | Состоит из |
RT-231 С 2022 года — Леонид Перепеч | 310 | 356 | 28.07.1988 | 19.08.1992 | 25.08.1993 | BF | В сервисе |
RT-233 | 219 | 357 | 20.10.1988 | 8.07.1993 | 9.09.1994 | KVF | В сервисе |
RT-234 | 363 | 358 | 27.04.1989 | 31.03.1994 | 28.08.1996 | BF | В составе |
Алатау | 531 | 366 | 31.07.2014 | 30.10.2015 | 10.2016 | Военно-морской флот Казахстана | В использовании. |