Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» и его возможности

В последние годы политика РФ в военно-морской области претерпела существенные изменения. Теперь она предусматривает деятельность ВМФ по защите национальных интересов в различных районах Мирового океана. Эффективность действий сил флота зависит, помимо прочего, и от возможностей по высадке морского десанта.

Естественно, для десантирования в удаленных районах требуются крупнотоннажные средства перевозки. Эти задачи в ВМФ традиционно возлагаются на большие десантные корабли (БДК). Новейшим представителем этого класса является БДК проекта 11711 «Иван Грен».

История создания

В конце 90-х годов на флоте возникла необходимость замены морально и физически устаревших БДК проекта1171. Эта серия строилась в 1964–1975 годах. Сейчас в строю осталось только четыре таких корабля.

В 1998 году Невское ПКБ начало разработку среднего десантного корабля проекта 11711. Флот готов был заказать серию из шести единиц. Этим кораблям предстояло действовать в прибрежной и ближней морской зонах (на удалении до 500 миль). Кроме того, предусматривалось их использование в режиме «река–море». С этой целью первоначальная конструкция давала возможность кораблю проходить шлюзы и мосты крупных рек.

Очевидно, флот предъявлял проекту столь низкие требования по финансовым причинам. Кроме того, в силе была тенденция на снижение внешнеполитического влияния России. Поэтому строительство кораблей океанской зоны считалось в ВМФ не актуальным.

Со временем командование флота пересмотрело свои требования.

Было решено увеличить водоизмещение десантных кораблей типа «Иван Грен» до 5000 т и более. Это позволило переклассифицировать их в БДК. Новым в проекте был бесконтактный способ десантирования. Он предусматривает высадку десанта по понтонной переправе, наведенной от десантного корабля к берегу.

На протяжении шестилетнего этапа работы над проектом требования к БДК неоднократно изменялись. В частности, был сокращен первоначальный состав вооружения. Из-за этого корабль лишился возможности наносить удары по берегу. Считается, что это было сделано из экономии. Но зарубежные аналоги имеют схожее вооружение, хотя и менее ограничены в средствах.

Стапельный этап строительства БДК продолжался еще восемь лет. Среди причин задержки указывается недостаток финансирования и квалифицированных специалистов. Одновременно на заводе велось строительство фрегата для ВМС Индии. Видимо, руководство предприятия отдало приоритет экспортному проекту.

Этап достройки БДК «Иван Грен», включая швартовые испытания и доковые работы, проводился в течение еще четырех лет. В этот период корабль получил экипаж и бортовой номер 135.

Испытания – ходовые и государственные – продолжались почти год. Такая задержка объясняется неудовлетворительной отработкой кораблем заднего хода. По некоторым сведениям, этот недостаток полностью не устранен. Исправить ситуацию поможет перемена местами главных дизелей на втором БДК этого проекта. Эта достаточно сложная операция займет несколько месяцев. В случае успеха переделке подвергнется и «Иван Грен».

Торжественная передача БДК «Иван Грен» ВМФ состоялась 20 июня 2018 г.

Решение о постройке следующего корпуса – БДК «Петр Моргунов» –командование флота приняло 01.09.2014 г. Стапельный этап строительства продолжался с 11.06.2015 г. по 26 мая 2022 г. Постройка велась с применением, в основном, отечественных комплектующих.

В 2015 году командование ВМФ объявило о решении сократить серию с шести до двух единиц. Остановка программы, возможно, обусловлена несоответствием этого проекта предъявляемым требованиям. Не исключено, что флот отдает приоритет созданию универсальных десантных кораблей.

Чехарда на стапеле

Итак, что строить? После некоторых размышлений, от логичной идеи постройки улучшенной версии БДК проекта 1174 командование ВМФ РФ решило отказаться: это было крайне дорого и сложно (напомним, на дворе стояли 1990-е). Альтернативный и относительно дешевый вариант постройки в интересах ВМФ войскового транспорта в корпусе какого-нибудь ролкера тоже интереса у командования Флота не вызвал. В общем, на смену старым «десантникам» хотелось получить новые «десантники», но под какие конкретно задачи — этого, похоже, толком никто не представлял. Поэтому техзадание для нового корабля получалось достаточно расплывчатым. Из серии «Пойди туда, не знаю куда, и там построй то, не знаю что».

Проектирование будущего БДК проекта 11711 началось по техзаданию ВМФ России в 1998 году в Невском Проектно-Конструкторском бюро в Санкт-Петербурге. Поскольку финансы на тот момент откровенно пели романсы, сначала речь вообще шла о постройке чего-то совсем небольшого, типа нового среднего десантного корабля. Но довольно быстро здравый смысл победил, да и средства, видимо, нашлись, так что проект нового десантного корабля был переформулирован именно в проект БДК.

Ради ускорения проектирование решено было использовать для нового БДК размерения и обводы корпуса отлично зарекомендовавшего себя БДК проекта 1171 (строились в 1964–1975 годах). Это ограничило водоизмещение будущего нового БДК цифрой 5000 тонн. В целом у Невского ПКБ получался классический советский БДК. Впрочем, были и отличия: две (носовая и кормовая) надстройки вместо одной, вертолетный ангар, пара вертолетов Ка-29, а также улучшенные условия обитания экипажа и десанта.

facebook.com / Минобороны РФ

23 декабря 2004 года на судостроительном в Калининграде первый БДК проекта 11711, получивший имя «Иван Грен», был заложен. После чего началась чехарда. Командование ВМФ с завидным постоянством меняло свои взгляды на будущее использование «Грена», что приводило к постоянным корректировкам проекта уже начатого постройкой корабля.

Например, изначально вооружение БДК должно было состоять из 100-мм артустановки А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Но затем все это «великолепие» съежилось до одной двухавтоматной 30-мм автоматической артустановки «Дуэт», пары 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630М, пары 14,5-мм тумбовых пулеметных установок «Жало» и комплекса выстреливаемых пассивных помех.

Кроме того, исходно предполагалось, что БДК будет высаживать технику на берег «бесконтактно». То есть, не доходя до берега, будет вставать на якорь, опускать носовую аппарель и наводить от нее до берега понтонный мост. Затем от идеи «бесконтактности» отказались. Потом к ней вернулись. Потом… Ну, в общем, вы поняли.

Все это раз за разом «резало» проект и сам строящийся корабль «по живому», всячески отодвигая сроки готовности. Одновременно в конструкцию корабля стали внедрять стелс-технологии. Одновременно начались перебои с финансированием. Одновременно в России стали подумывать о приобретении у Франции универсальных десантных кораблей эконом-класса «Мистраль», что ставило под вопрос необходимость достройки головного БДК проекта 11711…

wikipedia.org /

Особенности проекта 11711

В основу нового БДК были заложены наработки по проекту 1171 «Тапир». С небольшими изменениями был использован корпус предшественника. Такому выбору способствовал успешный опыт его эксплуатации. Отработанная технология сборки корпуса позволяла снизить затраты на строительство БДК.

Проект получил новую надстройку и вертолетный ангар.

Корабль имеет вертолетную площадку, которая обеспечивает взлет и посадку вертолетов массой до 12 т. Была изменена планировка внутренних помещений БДК в целях оптимального перемещения грузов. Помимо этого были улучшены условия обитаемости проекта (кубрики для экипажа и десанта, спортзал).

При постройке использовались новые материалы и технологии снижения радиолокационной заметности корабля. Однако, по оценкам западных изданий, это не возымело такого эффекта, как на десантных кораблях НАТО.

Проект 11711 предусматривает два способа погрузки десантной техники на борт. Основной – своим ходом по аппарелям и вспомогательный – при помощи крана (16 т) через грузовой люк. Люк обеспечивает также вентиляцию грузового трюма. Это дает возможность заблаговременно перед высадкой прогревать двигатели бронетехники безопасно для здоровья экипажей. Для подъема плавсредств на борт десантного корабля предназначены два шлюпочных крана.

Высадка будет производиться посредством носового высадочного устройства (аппарели) – прямо на берег или в воду. При невозможности БДК сблизиться вплотную с сушей используется неконтактный способ высадки. При этом цепь понтонов выпускается из грузового трюма и соединяет БДК с берегом.

Есть также возможность высадки с помощью двух десантных катеров и двух многоцелевых вертолетов Ка-29.

Для базирования последних БДК имеет полноразмерный ангар. Вместо двух Ка-29 в ангаре может находиться один ударный Ка-52К.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА3700. Они предназначены для вращения двух винтов фиксированного шага. ДРРА3700 имеет в своем составе:

  • 16-цилиндровый V-образный дизельный двигатель 10Д49. Он оснащен турбонаддувом и развивает мощность 5200 л.с.;
  • виброизолирующие муфты для состыковки дизеля с редуктором и редуктора с валопроводом;
  • реверсивный редуктор РРП6000;
  • цифровой блок управления «Пурга-11». Он также обеспечивает возможность диагностики установки и обучения личного состава в интерактивном режиме. Корабль также оснащен двумя дизель-генераторами АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый.

Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» и его возможности

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711 (по кодификации НАТО Ivan Gren) в скором времени станет самым современным БДК в составе российского флота. БДК «Иван Грен» предназначен для высадки десанта, перевозки боевой техники, а также различного оборудования и грузов. Всего для ВМФ России было заложено два корабля данного проекта. Головной корабль «Иван Грен» проходит завершающую стадию государственных испытаний, второй БДК «Пётр Моргунов» готовится к спуску на воду. От дальнейшей постройки кораблей данного проекта российские военные отказались в пользу создания еще более крупных и вместительных судов данного класса.

В конце декабря 2022 года генеральный директор Прибалтийского судостроительного Эдуард Ефимов рассказал журналистам о том, что большой десантный корабль «Иван Грен» вышел на завершающую стадию государственных испытаний. Незадолго до этого новейший российский корабль провел свои первые стрельбы и проверил корабельную артиллерию в Балтийском море. Стоит о корабль с очень трудной судьбой, он был заложен в Калининграде еще 23 декабря 2004 года, но был спущен на воду лишь 18 мая 2012 года и до сих пор не включен в состав флота. На начальном этапе сборку корабля серьезно осложняли нестабильное финансирование и проблемы на самом предприятии.

При этом новый корабль на флоте без сомнения ждут. Ввод его в состав флота существенно расширить возможности ВМФ России на море и в отдаленных регионах планеты. Десантный корабль океанской зоны «Иван Грен» проекта 11711 сможет брать на борт до 300 морских пехотинцев, а также 13 основных боевых танков (массой до 60 тонн) либо на выбор до – 36 БТР/БМП, боевая техника располагается на танковой палубе. Также на борту корабля имеется крытый ангар и взлетная площадка для вертолетной техники. Он может принять на борт до двух транспортно-боевых вертолетов Ка-29, либо поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и ударный вертолет Ка-52К «Катран».


Большие десантные корабли проекта 11711 являются дальнейшим развитием советских БДК проекта 1171 «Тапир». Проектированием кораблей нового проекта занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Корпус кораблей проекта 1171 был взят за основу не случайно, он отлично зарекомендовал себя за десятилетия службы в составе советского, а затем и российского флота. При этом большая часть конструкций в рамках реализации нового проекта претерпела значительные изменения. Главным образом были переработаны надстройки и внутренние помещения десантного корабля. При строительстве БДК «Иван Грен» были использованы самые современные технологии, в особенности, направленные на снижение заметности за счет использования современных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников. На борту БДК появились тренажерный зал, столовая, а также более комфортабельные кубрики и каюты.

Погрузка боевой техники на корабль может выполняться либо самостоятельно по аппарелям, либо при помощи кранов. Погрузка грузов и техники в десантное отделение может осуществляться через грузовой четырехстворчатый люк, расположенный в верхней палубе при помощи крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки на борт моторных лодок, шлюпок и техники на борту имеются также два шлюпочных крана. Помимо всего прочего грузовой люк корабля может использоваться для вентиляции, выводя выхлопные газы, работающей техники с подпалубного пространства (десантного отделения). Вентиляция десантного отделения очень важна, так как позволяет перевозимой технике прогревать двигатели, что очень важно в условиях низких температур воздуха. Выхлопные газы работающей на холостом ходу техники довольно быстро заполняют десантный трюм, поэтому вентиляция через верхний грузовой люк просто необходима, благодаря этому десантники не отравятся выхлопными газами.

Главной особенностью или «фишкой» кораблей проекта 11711 является так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых створок могут выталкиваться на воду инженерные понтоны, которые в сцепленном виде формируют мост на берег. Данный понтонный мост стыкуется с берегом, на который производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники и морских пехотинцев. Данная схема десантирования позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, серьезно снижая риск сесть на мель.


Возможности БДК «Иван Грен» позволяют ему перевозить морем танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояние до 3,5 тысяч морских миль (на скорости хода 16 узлов). Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе. Технику на борт можно загружать разными способами: палубным или портальным краном, также она может заехать на борт судна своим ходом через кормовую аппарель. Помимо боевой техники БДК может перевозить различные грузы, в том числе стандартные 20-футовые морские контейнеры. В стандартных 20-футовых морских контейнерах среди прочего может размещаться и ракетный комплекс Club-K, являющийся модификацией ракетной системы «Калибр». При этом вряд ли на борту БДК «Иван Грен» появятся какие-либо ракетные комплексы, так как противодействие кораблям противника не входит в его прямые задачи.

Легкие плавающие БТР, БМП и БМД могут выпускаться в море прямо с кормы и носа корабля, они в состоянии добраться до берега самостоятельно. Высадка десанта возможна при волнении моря до 4-х баллов. Благодаря дальности хода «Иван Грен» обладает возможностью отдаленного десантирования, он в состоянии патрулировать определенный регион на протяжении месяца, автономность плавания составляет именно 30 дней.

Полное водоизмещение десантного корабля составляет 5 000 тонн, длина – 120 метров, ширина – 16,5 метра, осадка – 3,6 метра. Сердцем БДК «Иван Грен» являются два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 л.с. Возможности силовой установки позволяют разгонять корабль до максимальной скорости 18 узлов. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Наиболее современными БДК в составе российского флота до появления кораблей проект 11711 были БДК проекта 755 польской постройки. «Иван Грен» превосходит их по водоизмещению – 5000 тонн против 4080 тонн у кораблей проекта 755, помимо этого новый российский десантный корабль на 8 метров длиннее, на 1,5 метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Соответственно выше и его десантные возможности.


В рамках работы над проектом и постройкой корабля его вооружение претерпело изменения. Согласно первоначальному проекту на борту БДК должна была появиться одна 76-мм артиллерийская установка АК-176М, два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» и две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Однако в связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 претерпела изменения, а также для экономии денежных средств и времени постройки корабля в 2010 году было принято решение об изменении состава вооружения, которое сегодня носит сугубо оборонительный характер.

Вооружение БДК «Иван Грен» представлено одной двухавтоматной корабельной 30-мм автоматической артиллерийской установкой АК-630М-2, двух установок АК-630 с радиолокационной системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка», двух 14,5-мм установок МПТУ «Жало», а также комплекса выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», данный комплекс защищает корабль от ракет противника.

АК-630М-2 «Дуэт» – это современная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность – до 10 000 выстрелов в минуту. Основное ее предназначение – это обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. В первую очередь она предназначена для поражения противокорабельных ракет и иных видов управляемого оружия. Также установка может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и БПЛА противника, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.


Установки АК-630М-2 и АК-630 построены по схеме многоствольного оружия (по 6 стволов) с вращающимся блоком стволом (так называемая схема Гатлинга). Автоматика российских установок такого типа работает за счет энергии пороховых газов и в отличие от иностранных аналогов (Phalanx CIWS и Goalkeeper) не требует наличия внешних источников энергии для вращения блока стволов. Установленная на десантном корабле «Иван Грен» установка АК-630М-2 «Дуэт» стала дальнейшей модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, получившей меньшую радиолокационную заметность.

Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета. Это МПТУ «Жало» – 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки, которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями. Крупнокалиберные пулеметы позволяют эффективно поражать легкобронированные объекты на дальности до 2000 метров и 1500 метров по высоте. Для ведения огня по воздушным, надводным и береговым целям используются патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, бронебойно-трассирующей пулей БЗТ, а также зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ.

В интернете и различных СМИ можно было встретить утверждения о том, что новые российские БДК проекта 11711 якобы являются своеобразной заменой построенным во Франции, но так и не переданным Российской Федерации – универсальным десантным кораблям-докам типа «Мистраль», но это абсолютно неверно. Во-первых, постройка БДК «Иван Грен» началась задолго до решения Минобороны приобрести во Франции «Мистрали», во-вторых, корабли трудно сопоставить даже по своим техническим возможностям, главным образом размерам. Сравнивать их некорректно из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в 4 раза), а также размерах авиационной группы (Мистрали могут нести на борту до 16 легких вертолетов).

АК-630М-2 «Дуэт» — российская корабельная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка

Более корректным является сравнение новых российских БДК проекта 11711 с китайскими кораблями Тип 072-III (класс Yuting-II), которые представляют собой большие танкодесантные суда, являющиеся основными десантными средствами в составе военно-морских сил КНР. При близких характеристиках и размерах, российский проект в выгодную сторону отличается наличием на борту полноценного вертолетного ангара.

Несмотря на то, что российские военные моряки не заинтересованы в дальнейшем приобретении БДК проекта 11711 (информация об этом появилась в 2015 году), отказавшись от них в пользу более крупных кораблей нового поколения, ставить крест на дальнейших перспективах БДК проекта 11711 пока что рано. В настоящее время корабль уже обладает паспортом экспортного облика, поэтому может продвигаться Россией на экспорт. Об этом сообщал телеканал «Звезда» со ссылкой на Сергея Власова, являющегося генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), речь идет о проекте 11711Э, который получил увеличенное до 6600 тонн водоизмещение.

К более крупным десантным судам, которые в будущем могут появиться в составе российского флота, можно отнести корабли проекта «Прибой». В рамках работы форума «Армия-2015» был впервые представлен макет универсальных десантных кораблей проекта «Прибой» с водоизмещением более 14 тысяч тонн и вместимостью до 500 десантников, 20-30 танков или 60 единиц различной военной техники. Помимо всего прочего данные кораблей смогут взять на борт до 8 вертолетов Ка-27 или Ка-52К.

Источники информации: https://ria.ru/forces/20171229/1511888116.html https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201708030944-qlqy.htm https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-11711 Материалы из открытых источников

Вооружение

В отличие от своих предшественников БДК проекта 11711 имеет только зенитно-артиллерийские комплексы (ЗАК). В их числе ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» в носовой части надстройки и два АК-630М в кормовой части вертолетного ангара. Их основное назначение – борьба с противокорабельными ракетами противника.

В основе обоих комплексов автоматическая шестиствольная пушка калибра 30 мм АО-18.

Она обеспечивает дальность стрельбы по воздушным целям до 4000 м и скорострельность до 5000 выстрелов в минуту.

ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» – двухавтоматная установка с возможностью применения одного или двух автоматов одновременно. Ее скорострельность достигает 10 тыс. выс./мин. Управление стрельбой осуществляется системой «Вымпел-АМ2» по данным РЛС МР-123АМ2.

Также может использоваться лазерный целеуказатель КМ-11-1 совместно с дальномером ЛДМ-1 «Крейсер».

Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей

Проект117111171775МТип 072-III (Китай)
Год выпуска20181964–19751974–19912003–2005
Водоизмещение – стандартное – полное5000*3040 43602768 40803430 4170
Размерения – длина – ширина – осадка120 6,5 3,6113 15,6 4,15(6,15)112,5 15 3,7119,5 16,4 2,8
Скорость181617,518
Дальность3500 (на скорости 16 уз.)4800 (12 уз.)3500 (16 уз.) 4000 (12 уз.)3000 (14 уз.)
Автономность, сут.30203030
Экипаж, чел. (офицеров)10069 55 (5)87(8)104
ГЭУ2 Д × 5200 л.с.2 Д × 4500 л.с.2 Д × 9600 л.с.2 Д × 4745 л.с.
Вооружение1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»; 2×6 30-мм АК-630; 2 × 14,5 мм МТПУ «Жало»1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б, 2 × 2 25-мм автомата 2M-3M; 2 ПЗРК Стрела-3 (24 ЗУР); 2×40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС)1 АК-176; 2 × АК-630М; 2 × РСЗО А-215 «Град-М» (320 НУРС); 2 × ПЗРК «Стрела-3»1×2 37-мм АУ Tип 76F; ПЗРК
Десантовместимость: – ОБТ / БТР – десантников13 / 36 30020 / 47 44010 /12 34010/н.д. 120
Авиация2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран»нетнетверт. площадка
Построено114289
В строю14169

* В западной прессе указывается полное водоизмещение проекта до 6000–6600 т.

От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличаются бо̀льшим водоизмещением. Однако это существенно не отражается на его десантных возможностях. Указанное количество десантников (300 чел.) не соответствует ни роте (как для проекта Тип 072-III), ни батальону (пр. 1171).

Предположительно, БДК «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 чел.). Или сможет высаживать полноценный десант только совместно с другими десантными кораблями.

По своему вооружению БДК «Иван Грен» существенно слабее своих отечественных аналогов, но близок к зарубежным.

Боевой путь

Ввиду непродолжительного срока службы БДК «Иван Грен» удалось поучаствовать только в двух военно-морских парадах 2022 и 2018 гг.

Оценить перспективу проекта 11711 можно исходя из его преимуществ и недостатков.

Новый проект по своим ТТЭ принципиально не отличается от предшественников. Основными преимуществами БДК типа «Иван Грен» являются:

  • вертолетный ангар;
  • средства для бесконтактной высадки десанта;
  • улучшенная обитаемость.

Всего этого можно было достичь в рамках модернизации существующих проектов БДК. Что касается авиационных возможностей, то по ним «Иван Грен» не сравнится с десантным вертолетоносцем. Возможность транспортировки стандартных контейнеров нельзя серьезно считать преимуществом. Для этого давно придуманы контейнеровозы.

К недостаткам проекта 11711 можно отнести:

  • моральное устаревание;
  • невозможность размагнитить корпус в соответствии с проектным заданием;
  • недостаточная прочность конструкции корпуса;
  • проблемы заднего хода.

В итоге, Северный (121 бригада десантных кораблей) и Черноморский флоты получат по одному новому десантному кораблю. Это будет незначительное (на одну единицу) усиление, а не качественный скачок в области десантных возможностей ВМФ.

Между тем руководство рассматривает экспортные перспективы десантных кораблей проекта 11711. Но внешний рынок выдвигает повышенные требования к БДК:

  • полное водоизмещение – не менее 6000 т;
  • десантовместимость – до 500 морских пехотинцев;
  • оборудование корабля док-камерой для десантного катера на воздушной подушке.

Упорству храбрых…

Первоначально предполагалось, что Флот получит «Грена» еще в 2008 году. Фактически же новый БДК удалось спустить на воду и приступить к его дальнейшей достройке лишь 18 мая 2012 года.

Правда, ситуацию несколько скрашивало то, что в 2010 году получил контракт на строительство еще одного БДК проекта 11711. Контракт-то завод получил, но… Но тут случились известные события 2014 года в Крыму, которые аукнулись, во-первых, отказом Парижа отдавать Москве построенные для нее «Мистрали», во-вторых, отказом ряда западных поставщиков отгружать для «Грена» нужное России оборудование.

С одной стороны, потеря «Мистралей» вновь актуализировала для ВМФ РФ тему скорейшего ввода в строй «Грена». С другой стороны, решение возникших проблем с импортозамещением вновь сдвинуло вправо сроки готовности головного БДК проекта 11711 и не позволило приступить к закладке второго БДК того же проекта.

К лету 2015 года задача адаптации проекта 11711 под отечественное оборудование была в целом решена. Параллельно «набирал обороты» «Сирийский экспресс», так что каждый БДК для ВМФ РФ оказался буквально на вес золота. Вместе эти обстоятельства способствовали тому, что 11 июня 2015 года наконец-то был заложен второй БДК проекта 11711. Он получил названием «Петр Моргунов».

Предполагалось, что ВМФ РФ получит 6 БДК проекта 11711. Однако не самая радостная картина застрявшего у , который на момент закладки «Моргунова» не только все еще достраивали, но и продолжали переделывать, поубавила флотский оптимизм в отношении данного проекта. В результате было озвучено решение о сокращении серии новых БДК до «Грена» и «Моргунова» «ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения». По мнению представителей Минобороны РФ, водоизмещение БДК нового поколения превысит 14000 тонн…

facebook.com / Объединенная судостроительная корпорация

Говоря проще, три года назад командование ВМФ РФ вернулось к той точке, с которой в 1998 году стартовал проект 11771. Флоту понадобился улучшенный вариант советского БДК проекта 1174, способный к «загоризонтной высадке» и «вертикальному охвату»!

А вот еще кое-что для тех, кто не понял. Сокращение серии с шести кораблей до двух не позволило заметно снизить стоимость постройки БДК проекта 11711, оставив ее очень высокой.

Но двинемся дальше.

Пока приободренный возвращением в ВМФ РФ моды на БДК-вертолетоносцы Крыловский государственный научный центр устраивал презентации настольных моделей отечественных универсальных десантных кораблей будущего, проходивших под шифрами «Прибой» и «Лавина», на «Янтаре» достраивали «Грена» и строили «Моргунова». После фантастических средств и сил, затраченных с 1998 года на проектирование и создание БДК проекта 11771, Флот просто обязан был получить хоть что-то!.. Пусть это «что-то» и было уже переведено в разряд бесперспективных проектов путем сокращения серии до двух кораблей.

21 июня 2016 года «Иван Грен» наконец-то смог отправиться на заводские, а за ними и на государственные испытания. Они проходили, мягко говоря, сложно. Это явствует хотя бы из того, что приемный акт о завершении государственных испытаний «Ивана Грена» был подписан только 2 июня 2022 года.

По не подтвержденной официально информации, «Грен» испытывал проблемы с остойчивостью, недостаточным сектором обстрела для артустановок, размагничиванием, управляемостью при движении задним ходом… Корабль возвращался на , снова уходил на испытания, обнаруживал новые «косяки», вновь брал курс на завод… Словом, упорству храбрых поем мы песню.

Затем заказчик корабль наконец-то принял.

facebook.com / Объединенная судостроительная корпорация

Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России

Процесс и результат работы по созданию этого проекта является примером непродуманного подхода к строительству флота. Имело место простое пополнение морально устаревших кораблей слегка модернизированными аналогами.

Очевидно, что необходимость действовать в Океанской зоне требует качественного повышения боевых возможностей флота. Полумеры в виде большого десантного корабля «Иван Грен» или «москитного» флота с ракетами «Калибр» – пустая трата денег. Перспективным направлением, к примеру, может стать строительство универсальных десантных кораблей проекта «Прибой».

История появления БДК проекта 11711

Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.

Все старые десантные суда, которые были сделаны ещё в СССР, не могли вместить достаточное количество морских пехотинцев, поэтому в 1998 году Невское проектно-конструкторское бюро получило техническое задание на разработку судов подобного типа. Изначально, специальное десантное судно предполагалось сделать небольшим. Использовать его предполагалось на Чёрном и Балтийском морях.

Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.

Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
  • Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
  • Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
  • На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.

Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]