Стали известны параметры первых российских универсальных десантных кораблей (УДК), которые в 2022 году планируют заложить в Крыму. Судно данного типа сможет нести свыше 20 тяжелых вертолетов и будет способно перевозить до двух усиленных батальонов морской пехоты численностью около 900 человек. Также корабль получит доковую камеру для десантных катеров, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в кораблестроительной отрасли.
Еще один собеседник агентства рассказал, что водоизмещение УДК будет больше, чем планировалось: около 25 тыс. тонн при длине порядка 220 метров. Ранее сообщалось, что водоизмещение вертолетоносцев может составить около 15 тыс. тонн. Источник добавил, что ВМФ выдал тактико-техническое задание на два таких корабля. Ожидается, что они будут заложены в мае 2022 года на в Керчи.
Предпосылки создания УДК оснащенных вертолетами
Конец Второй Мировой Войны привел в мир новый порядок, состоявший из двух-полюсной системы. Советский Союз и Соединенные Штаты получили статус сильнейших стран в мире, соревнующиеся друг с другом во всех параметрах – технология, экономика, стандарты жизни и конечно вооруженные силы. Одним из новых изобретений того времени являются вертолетоносцы.
Соединенные Штаты Америки пришли к этому первые. Успехи высадки десантных бригад вертолетами в Корейской Войне 1951-1953 годов показали и подчеркнули важность аэромобильности войск в горячих точках. В итоге Пентагон решил перестроить старые авианосцы, эсминцы и крейсера под новый тип кораблей, получивший в будущем имя «вертолетоносец».
По общим характеристикам этот новый тип корабля имеет общие черты с двумя другими классами кораблей – авианосец и десантный корабль. Однако после провала Америки во Вьетнаме, Штаты не могли сидеть сложа руки и ничего не предпринимать. Обычные вертолетоносцы не оправдали надежд командование ВМС США. Командование морского гиганта создали новый тип кораблей, который получил универсальность в десантных действиях.
Десантно-штурмовые корабли, а за ними и универсальные десантные корабли стали воплощением мечты любых штурмовых захватов побережья. Они были универсальными потому что у них была способность содержать и доставлять до нужной цели штурмовые вертолеты, пассажирские вертолеты, вспомогательные корабли дислокации пехоты, морскую пехоту и бронированную технику, включая танки. С появлением самолетов с вертикальным или коротким взлетом, универсальные десантные корабли смогли брать на палубу даже их. Другими словами появился класс кораблей, который смог собрать авиацию, сухопутные и морские силы в одно. Более того у них есть способность быть военными госпиталями.
Заложенные УДК проекта 23900 стали стремительно расти
Российской империи, Советскому Союзу и современной России не везло с авианесущими кораблями. Проектов с конца XIX века до первой четверти XXI века было разработано немало, но авианесущими кораблями в достойных количествах обладал только СССР в период с середины 60-х годов до 1991 года.
На сегодняшний день в составе российского флота находится только один авианосец. Но время идет, и российский флот задумался о замене «Адмирала Кузнецова». Кроме этого, заложены два универсальных десантных корабля – УДК – проекта 23900. О перипетиях в их проектировании и строительстве мы расскажем в этой статье.
Немного истории
Подробно об истории авианесущих кораблей в Российской империи и Советском Союзе можно прочитать в статьях «История авианосцев России. Начало
», «
История авианосцев России. Эпоха Горшкова
», «
История авианосцев России. Последние советские авианосцы
» и «
История авианосцев России. Будущие российские авианосцы
». В последней статье рассказывается о нескольких вариантах проекта авианосца, который должен прийти на смену «Адмиралу Кузнецову» в Российском ВМФ. Окончательно было принято решение о строительстве авианосца по проекту «Шторм». Правда, дата начала строительства до сих пор не определена. Одновременно российские адмиралы пришли к выводу о необходимости иметь в составе флота еще один класс авианесущих кораблей.
Универсальные десантные корабли
УДК – это многофункциональные корабли, имеющие на вооружении вертолеты различных классов. В США прорабатывается вопрос об оснащении УДК типа «Америка» самолетами с вертикальным взлетом и посадкой F-35, но при этом УДК приобретает характеристики легкого авианосца. Изначально, десантные корабли-вертолетоносцы появились как воплощение концепции загоризонтной высадки десанта. Дело в том, что с 60-х – 80-х годов ХХ века береговая оборона не позволяет высадить десант с обычных десантных кораблей. Кораблям просто не дадут возможность подойти к берегу. Оговоримся, что речь идет только о тех участках побережья, на которых находятся современные береговые ракетные и артиллерийские подвижные комплексы. Для высадки десанта на незащищенные участи побережья по-прежнему используются традиционные десантные корабли и катера. Если же есть необходимость высадить десант на побережье, прикрытое современными комплексами береговой обороны, используется так называемая вертикальная загоризонтная высадка. Для этой цели с десантных кораблей-вертолетоносцев и универсальных десантных кораблей с дистанции 100 – 200 км от побережья на вертолетах высаживается морская пехота. Техника для нее доставляется или на десантных катерах на воздушной подушке, или на обычных десантных катерах. Вертолеты различного назначения, десантные катера на воздушной подушке и просто десантные катера базируются на универсальных десантных кораблях. Таким образом, УДК производит высадку десанта, находясь вне зоны поражения средств береговой обороны. Задача десанта – захватить плацдарм и дать возможность подойти к захваченному побережью традиционным десантным кораблям с основными силами.
По теме
6618
Акцент на «городской повестке»
ВЭБ.РФ расширяет географию: важные для людей проекты реализуют с регионами и городами
В XXI веке боевой технике присуща многофункциональность. Поэтому современные УДК кроме помещений для десанта имеют на борту оборудованный госпиталь, а боевые информационно-управляющие системы – БИУС – позволяют проводить не только десантные, но и целый ряд других операций – высадка и обеспечение миротворческих сил, помощь в случае стихийных бедствий, перевозка и снабжение гуманитарной помощью, выполнение штабных функций. УДК называют кораблями проекции силы.
Такого рода корабли – большие и не очень – входят в состав флотов многих стран: США, Великобритании, Франции, Италии, Японии, КНР, Южной Кореи, Испании, Австралии. Строится такой корабль и для турецкого флота. Необходимость создания подобных кораблей признана и в российском флоте. Ради справедливости надо сказать, что над темой УДК работали и в Советском Союзе. В 70-е – 80-е годы ХХ века был разработан УДК проекта 11780. Этот УДК был вариантом советских авианесущных крейсеров семейства проекта 1143 и являлся ответом на американские УДК типа «Тарава». Поэтому у моряков и разработчиков он получил неофициальное прозвище «Иван Тарава». Но в XXI веке решили построить корабли за границей. В эпоху, когда конфронтация еще не достигла абсолюта, в России был проведен конкурс среди зарубежных УДК. В нем участвовали корабли Франции, Голландии и Южной Кореи. В конкурсе победил французский УДК типа «Мистраль». В составе ВМФ Франции находятся три корабля данного типа. Французы согласились на то, что кормовые части УДК будут построены в Санкт-Петербурге, и на буксире будут доставлены во Францию. Контракт на постройку двух «Мистралей» был подписан в 2011 году. Корабли были готовы к передаче ВМФ России в 2015 году. Они получили название «Севастополь» и «Владивосток», для них были сформированы экипажи, которые прибыли во Францию для обучения и приема кораблей. Но грянула «Русская весна», Крым вошел в состав России, и Президент Франции принял решение не передавать УДК России, расторгнуть сделку и вернуть деньги. Об этой истории много написано в интернете. Отметим только два факта – «Севастополь» и «Владивосток» были куплены Египтом на деньги, предоставленные для этого Саудовской Аравией, и, согласно условиям контракта, в России остался комплект чертежей «Мистраля».
Проект 23900
Сразу после расторжения сделки с Францией Главком ВМФ объявил, что в России будут построены аналоги «Мистралей», так как этот класс кораблей объективно нужен флоту. Началось проектирование. На Международных военно-морских салонах в Санкт-Петербурге появлялись сначала концепт-модели, а потом и модели кораблей, предлагаемых флоту промышленностью в качестве УДК. Конкурировали два проекта -«Прибой» от Невского ПКБ и «Лавина» от Крыловского государственного научного центра. Сначала речь шла о кораблях водоизмещением 15 000 тонн, впоследствии 30 000 тонн.
Модель УДК проекта 23900 (фото: Андрей Максимов)
В конце концов, на салоне 2022 года была представлена модель УДК проекта 23900, шифр «Прибой», которая удовлетворяла требованиям флота. На его борту могут базироваться до 16 вертолетов – противолодочные или спасательные Ка-27, десантные Ка-29, вертолеты ДРЛО Ка-31 и ударные Ка-52К «Катран». В перспективе на них будет базироваться новый палубный вертолет КБ им. Камова Ка-65 «Минога». Корабль несет четыре десантных катера проекта 11770 шифр «Серна» на воздушной каверне или четыре катера на воздушной подушке проекта 12061 шифр «Мурена». В особых случаях он может брать четыре катера проекта 02510 типа БК-16/БК-18. УДК может взять на борт 1 000 морских пехотинцев и до 75 единиц боевой и автомобильной техники. В качестве оружия самообороны, УДК оснащены одной 100-мм универсальной артиллерийской установкой А-190, и двумя – тремя зенитными ракетно-пушечными комплексами «Палаш», или «Панцирь-МЕ».
По теме
8445
Нацнарыв
В мононациональных крымско-татарских поселениях царит шариат и ждут своего часа горы оружия
В июле 2022 года произошла закладка двух УДК проекта 23900 на судостроительном в Керчи. Стоимость контракта составляет более 100 миллиардов рублей. Для многих выбор завода вызвал вопросы. Но на самом деле всё логично. В Советском Союзе было четыре судостроительных завода, на которых строили корабли повышенной сложности. На Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге построены все атомные ледоколы страны (кроме «Таймыра» и «Вайгача»). На Севмаше в Северодвинске – все атомные подводные лодки с баллистическими ракетами и большинство атомных лодок с крылатыми ракетами и атомных торпедных подводных лодок. На Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (ныне Украина) построены все авианесущие корабли Советского Союза. Но был ещё и четвертый судостроительный в городе Керчь. На этом заводе есть сухой док длиной 300 метров, что позволило построить на «Заливе» серию первых советских супертанкеров типа «Крым» проекта 1511, водоизмещением 180 000 тонн. Там же на «Заливе» был построен атомный лихтеровоз «Севморпуть». Правда, за украинский период завод оказался в запустении, но сейчас активно восстанавливается. Заложенные УДК получили названия «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Эти название носили два больших десантных корабля океанской зоны проекта 1174 шифр «Носорог».
Модель УДК проекта 23900 (фото: Андрей Максимов)
Модель УДК проекта 23900 (фото: Андрей Максимов)
Вопросы
Основной вопрос, как ни удивительно, можно сформулировать так – «А разработан ли проект 23900?
». Такая постановка вопроса имеет право на существование. Разработка проекта любого военного корабля, особенно авианесущего, дело сложное и долгое. После утверждения проекта кардинально изменять тактико-технические данные корабля крайне нежелательно, так как это влечет за собой создание фактически нового проекта.
11 сентября 2022 года ТАСС со ссылкой на два источника сообщило — «Два УДК водоизмещением 15 000 тонн впервые в истории России планируется заложить на судостроительном заводе в Керчи в 2020 году
». Источники сообщили, что корабли будут нести 10 вертолетов различных классов и иметь доковую камеру для десантных катеров. При объявленном водоизмещении в 15 000 тонн количество вертолетов не вызывало вопросов. В январе 2022 года – через 6 месяцев – Главком ВМФ России адмирал
Николай Евменов
уже заявил, что водоизмещение «Прибоев» будет более 20 000 тонн, и что по своим характеристикам они будут превосходить французские «Мистрали».
В июле 2022 года состоялась закладка двух кораблей, за которой наблюдал Президент России. Можно предположить, что закладывали корабли водоизмещением 20 000 тонн. Но вот что удивительно – 14 августа 2022 года, всё тот же ТАСС, ссылаясь на неназванного источника, передал – «Тактико-технические характеристики кораблей заметно изменились в ходе проектирования. Их водоизмещение выросло до более чем 30 000 тонн
». То есть увеличилось от заявленного в полтора раза. Еще раз подчеркнем – проект современного военного корабля – сложнейший документ, связывающий воедино тысячи параметров – мощность генераторов для обеспечения энергией всех потребителей корабля, сложнейшие схемы трубопроводов, силовых и информационных кабелей, сотни километров труб и кабелей различного назначения и многое другое. Один пример. При проектировании корабля в так называемые кабель-трассы закладываются все необходимые кабели. Военный корабль разделен переборками на водонепроницаемые отсеки. При пересечении кабель-трассой переборки, она герметизируется, чтобы обеспечить водонепроницаемость отсека. После этого вложить хотя бы еще один кабель уже невозможно. Конечно, в кабель-трассу закладывается несколько резервных кабелей, но при постоянных изменениях в проект это уже не поможет.
Модель УДК проекта 23900 (фото: Андрей Максимов)
По теме
11152
Загадки «Варана»
В России создан проект авианесущего корабля, к которому вопросов больше, чем ответов
Одновременно, по сообщению ТАСС, количество вертолетов увеличилось до 16. В состав авиакрыла заявлены некие ударные и разведывательные беспилотники, которые пока не разработаны.
Проект между тем продолжал стремительно расти. В декабре 2020 года заместитель Министра обороны Алексей Криворучко
заявил – «
Под руководством президента Российской Федерации были заложены два универсальных десантных корабля нового проекта водоизмещением 40 000 тонн каждый
».
Что происходит? На ум приходит только одна, очень нехорошая аналогия с историй строительства БДК проекта 11711 «Иван Грен». Военные столько раз кардинально меняли технические требования к кораблю, что БДК водоизмещением около 5 000 тонн строился восемь лет! Очень не хотелось бы, чтобы «Прибой» ожидала такая же судьба. По какому проекту заложили корабли? Есть ли он вообще? Если заявленные сроки окончания строительства (2025 и 2027 год) будут соблюдены, то конструкторы должны вносить изменения буквально «на коленке», что чревато. Или же дело в том, что у флота по отношению к УДК двойственная позиция – с одной стороны, такие корабли флоту нужны, с другой стороны, флот еще не решил, а какие задачи должен решать, и в каких конфликтах должен принимать участие такой корабль? Он нужен как средство загоризонтной высадки десанта, или как корабль проекции силы где-нибудь в Африке? Тумана напускает и фраза Президента России Путина
, сказанная при закладке кораблей: «
Они хорошие, современные. Мы даже планировали их немножко переделать и использовать для других целей. Практически, то же самое, только для других целей. Но сейчас не буду пока об этом говорить
». Ну не может плавучий госпиталь быть основным назначением УДК.
Так на что же намекал Президент своей загадочной фразой? Возможный ответ – в Керчи строятся не УДК, а лёгкие авианосцы. Проект тяжелого авианосца «Шторм» сейчас, похоже, не по карману стране. Его строительство постоянно откладывают (как, впрочем, и атомного эсминца «Лидер»). Может быть, действительно, предполагается пойти по американскому пути, и вооружить УДК самолетами вертикального взлета и посадки — СВВП. Такая машина у нашего флота есть. Это Як-141. Более того, этот самолет в годы разрухи был продан в США, и, используя наработки Як-141, американцы сделали свой F-35. Конечно, Як-141 летал в конце 80-х – начале 90-х годов, и разработчики нового самолета будут отталкиваться от наработок яковлевцев. Недаром Юрий Борисов
еще в 2022 году заявил, что в России ведется разработка нового СВВП. Борисов предположил, что такие самолеты должны быть приняты на вооружение в 2025 – 2027 годах. А это именно то время, когда в Керчи должны спустить «Рогова» и «Москаленко».
Заключение
Что же, в конце концов, получится, покажет время. Первые ответы появятся, когда корпуса кораблей на стапеле будут сформированы. То, что этот заказ имеет приоритет, говорит тот факт, что ССЗ «Залив» передал часть гражданских заказов другим заводам. Очень хочется, чтобы при строительстве проекта 23900 не получился долгострой.
Общая характеристика
Относительно новый тип военных кораблей, используемый не каждой страной, имеющей выход в море или океан. Основной причиной является нужда современных технологий и конечно же высокая стоимость постройки и содержание такого гиганта, уступающего в этих параметрах только авианосцу.
Вертолетоносец это тип военных кораблей, переносящий на себе вертолеты, военную технику и отряды десантных войск для тех или иных целей на расстояния, которые вертолеты сами пролететь не могут.
Более того вертолетоносцы имеют возможность с помощью авиационной поддержки находить местоположение подводных лодок. Однако, быстрый рост технологий и появление атомных подводных лодок сделал последнюю характеристику вертолетоносцев менее важной так как атомные подводные лодки имеют торпеды с более большой дистанцией поражения и глубину погружения субмарины. В связи с этим основной задачей осталось помощь в дислокации десантных видов войск. До второй половины 1960-ых годов вертолетоносцы были перестроенными авианосцами и крейсерами. И только после войны во Вьетнаме стали строиться полноценные корабли этого класса.
В современном мире универсальные десантные корабли используются исключительно в групповых действиях. Из-за своего размера, вертолетоносцы становятся легкой целью поражения. Универсальные десантные корабли нуждаются в боевых суднах, которые могли бы сопровождать и защищать их в возможных неблагоприятных условиях. Для того чтобы объяснить структуры этого типа морских гигантов, разберем основные их примеры по странам, у которых они есть.
Вертолетоносцы СССР – противолодочные крейсера
СССР как сверхдержава времен Холодной Войны не являлась в военно-морском отношение супер силой. Сила СССР в основном заключалась в сухопутных войсках, авиации и ядерном/баллистическом оружие. Все же на счету СССР было пару вертолетоносцев-противолодочные крейсера «Ленинград» и «Москва», а так же не воплотившийся в явь «Халзан».
- ПК «Москва» и «Ленинград» вошли в эксплуатацию в 1967-м и 1969-м годах. Оба корабля находились под Командованием Черноморского Флота. Однако оба были задействованы далеко за пределами Черного Моря.
- ПК «Москва» совершил 11 боевых служб в Средиземном Море и многие другие задания и учения в других морях. В 1972-м году на борт корабля была произведена первая в истории СССР посадка самолета (с вертикальным взлетом и посадкой) ЯК-38. В 1996-м году был продан Индии на металлолом.
- ПК «Ленинград» совершил 15 долгосрочных боевых служб, проходившие в разных уголках земного шара. Самым ярким примером боевой службы было разминирование Суэцкого Канала в 1974-м году. После развала СССР был продан на металлолом Индии в 1991-м году.
- Проект «Халзан» не смог реализоваться из-за экономического спада СССР и начала войны в Афганистане.
Российские Вертолетоносцы
На данный момент в строю ВМС России нет ни одного вертолетоносца. Единственным экземпляром был ПК «Москва», пробывший в строю российского флота до 1996-го года.
После изменения политики страны в начале 2010-ых, РФ заказала французам 4 УДК типа «Мистраль» в 2011-м году. Новому типу кораблей планировалось дать название «Прибой» («Владивосток» и «Севастополь» – имена УДК, которые должны были быть куплены у Франции). Он был немного изменен от своего французского прототипа. Однако несмотря на то, что первый корабль уже был построен в 2014-ом году, Франция отказалась продавать его из-за Крымского кризиса.
“Прибой”
Конечно, это была не самая приятная новость для правительства РФ, но с другой стороны это заставило их начать разработку строительство собственного УДК. Благодаря тому, что над кораблями «Мистраль» работали инженеры обеих стран, РФ получила технологию строительство таких морских гигантов. В итоге на выставке «Армия – 2015» был представоен проект УДК «Лавина». При сравнении с «Мистраль», отечественный УДК будет немного меньше в водоизмещение, но ничем не будет уступать в боевой мощи. Планируется, что первое боевое судно «Лавина» будет построено в 2022-ом году.
Наш УДК имеет лишь отдалённое сходство с французским аналогом
Российский проект тяжелее и мощнее относительно французского вертолётоносца. У «Прибоя» проекта 23900 полётная палуба шире на 15 метров, а осадка корпуса глубже на метр.
Кроме того, француз слабо защищён и не способен выдержать прямого боестолкновения. Именно поэтому Париж использует такие корабли и как командный пункт, и как военный госпиталь. Российский же УДК гораздо ближе по функционалу к ещё тому — советскому — проекту восьмидесятых годов прошлого века.
Также и необходимость действовать в сложной ледовой обстановке предполагает совсем другие прочностные характеристики корпуса, чем у легкомысленного француза, явно не предназначенного для того, чтобы подниматься до столь высоких широт.
Не подходит французский вертолётоносец российскому ВМФ и по базовым критериям: у него только одно машинное отделение, а у наших боевых кораблей их должно быть раздельных два, что обеспечивает живучесть боевой единицы при огневом контакте с противником. У француза не изолированы топливные резервуары, при поражении которых огонь может перекинуться на критически важные узлы и механизмы.
© defense.gouv.fr
Французский «Мистраль» вооружён намного слабее российского УДК по многим базовым критериям.
Кроме того, гребные винты «Мистраля» смонтированы на поворотных винторулевых колонках с электрическим приводом, которые обеспечивают этому плавсредству сверхманёвренность. Наша промышленность не производит электрических колонок такой мощности. Соответственно, и схема главной энергетической установки у российского УДК будет другой — скорее всего, дизель-газотурбинной.
Вертолетоносцы США: «Иводзима», «Тарава», «Уосп» и «Америка»
Тип боевых кораблей «Иводзима» были построены в 1959-1970-х годах. В 1971-1978-х годах были построены УДК «Тарава». УДК «Уосп» были построены в 1987-2009-х годах. И наконец первый УДК «Америка» вошел в строй ВМС США в 2014-м году. Все корабли последних 3 типов, в общем количестве 14 кораблей, на данный момент находятся в строю. Тип «Америка» является самым новым примером УДК флота США.
УДК типа Иводзима
В общей сложности планируется построить 11 УДК «Америка» (на данный момент 1 построен, 1 строиться и этом году планируется его вход в состав ВМС США- УДК «Триполи»). Экипаж корабля составляет 1060 человек. «Америка» имеет возможность перевозки до 1820 солдат морской пехоты, 40 плавающей бронированной техники, 11 десантных кораблей дислокации, 26 вертолетов или 22 самолетов класса «F35B».
Общая характеристика: длина – 257 м, ширина – 32,5м, мощность – 70 000л.с., максимальная скорость – 22 узла (оптимальная 18 узлов), дальноходность – 9 500 морских силь, максимальное водоизмещение – 45 700 тонн.
Имеет радиоэлектронное вооружение, зенитную артиллерию класса «Фаланкс», ракетное вооружение класса «ESSM» и «RAM».
Вертолетоносцы Франции: «Мистраль»
Всем хорошо известный тип универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев, стал настоящим брендом после того как ВМС Российской Федерации заказал у французов 4 таких боевых корабля. ВМС Франции являются одним из передовых в кораблестроение надводного флота. УДК «Мистраль» яркий пример этому, пришедший на замену устаревшему типу «Жанна Д’арк».
«Мистраль» является примером современного универсального десантного корабля. Полная укомплектовка новейшего вооружения и технологии способствует этому типу быть лидером в этом аспекте. «Мистраль» одновременно может содержать 16 вертолетов классов NHI NH90 и Eurocopter Tiger, 70 бронированной техники, от 450 до 900 солдат морской пехоты (в зависимости от времяпровождения пехоты на корабле) и 4 десантных судна. Основными задачами корабля являются доставка до пункта назначение и высадка десантных групп (пехоты и боевой техники); содержание и обслуживание вертолетов; быть военным госпиталем; быть центром командного управления.
«Мистраль» имеет радиолокационное вооружение класса «DRBN-38» и «MRR-3D», ракетное вооружение класса «Simbad», зенитная артиллерия класса «Браунинг» и «Бреда-Маузер», артиллерия класса «АК-630».
Общая численность экипажа 160 человек, 20 из которых офицера.Предельное водоизмещение 32 000 тонн (21 000 тонн полное), длина 199 м, ширина 32 м, высадка 64,5 м, мощность 20 400 л.с, максимальная скорость 19 узлов (оптимальная 15 узлов), максимальная дальноходность 10 700 морских миль.
Первый корабль этого типа «Мистраль» был построен в 2005-ом году. На данный момент существует 5 кораблей этого типа: 3 находятся на вооружение ВМС Франции («Мистраль», «Тоннэр» и «Диксмюд»), 2 планируется продать ВМС Египта (после того как Франция отказалась продавать их Российской Федерации в связи с Крымским кризисом).
Что известно о разрабатываемых в России УДК?
После ввода запрета на покупку УДК «Мистраль» у Франции в России приступили к разработке собственного вертолетоносца. Им стал универсальный десантный корабль (УДК) проекта «Прибой», который впервые представили в виде макета на стенде главного командования ВМФ России в рамках форума «Армия-2015» в подмосковной Кубинке.
Предполагалось, что разработка Невского проектно-конструкторского бюро сможет успешно решать задачи по приему, перевозке и высадке морского десанта. «Прибой» должен был обладать российскими десантно-высадочными средствами, авиакрыльями и оружейными системами. Ожидалось, что будет возведено не менее четырех таких кораблей.
Тогда сообщалось, что УДК «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тыс. тонн при осадке 5 м, развивать скорость до 20 узлов, дальность его плавания составит 6 тыс. миль, а автономность похода — 60 суток. На борту УДК могут размещаться до восьми противолодочных и десантно-высадочных вертолетов Ка-27 и Ка-52К. Корабль способен перевозить до 60 единиц техники и нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М или два — проекта 12061М. Судно сможет обеспечить свою противовоздушную оборону с помощью ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».
ЗРПК «Панцирь-С1». Инфографика Подробнее
В дальнейшем проект УДК типа «Прибой» представил Крыловский государственный научный центр (КГНЦ, Санкт-Петербург) на международном военно-техническом форуме «Армия-2018». В материалах КГНЦ говорилось, что водоизмещение корабля составит 23 тыс. тонн, длина — 200 м, ширина — 34 м, скорость — 14–20 узлов (26–37 км/ч), дальность плавания — 6 тыс. миль, автономность — 30 суток. Предполагалось, что «Прибой» получит комплекс ПВО и 76-мм артиллерийскую установку, однако во время похода УДК будет прикрывать группировка ударных кораблей. Возведение двух таких кораблей было включено в Государственную программу вооружения на 2018–2027 годы.
«Тактико-технические характеристики нашего корабля практически аналогичны «Мистралю». При этом у «Прибоя» намного лучше показатели боевой устойчивости. Корабль оснащен даже аппарелью (платформа для высадки десанта на берег), которой можно воспользоваться в случае крайней необходимости», — рассказывал телеканалу RT начальник сектора проектного отдела КГНЦ Алексей Лицис на полях форума «Армия-2018».
В сентябре 2022 года ТАСС со ссылкой на источники в кораблестроительной отрасли сообщал, что два УДК будут заложены на судостроительном в Керчи в 2022 году. Головной корабль планируется сдать флоту до конца 2027 года. Собеседник агентства также рассказал, что разработка техпроекта находится в финальной стадии, после ее завершения будет подписан контракт на постройку УДК.
Вертолетоносцы Австралии: «Канимбла»
«Канимбла» и «Манура» – два универсальных десантных корабля ВМС Австралии типа «Канимбла». Страна-производитель является Соединенные Штаты Америки. Во время эксплуатации в Соединенных Штатах были типом «Ньюпорт». ВМС Австралии купила эти корабли в 1994-ом. В 1996-ом году были перестроены из танко-десантных кораблей в вертолетоносцы. В 2010-ом году было выявлено множество неисправностей, в связи с чем оба корабля были списаны в 2011-ом.
УДК «Канимбла» имели возможность перевозки до 450 солдат морской пехоты, до 4 вертолетов, 2 десантных судна дислокации и до 40 единиц бронированной техники (включая танки).
«Канимбла» имел радиоэлектронное вооружение класса «SRBOC», радиолокационное вооружение класса «Kelvin Highes», зенитная артиллерия класса «Фаланкс» и пулеметы 12,7мм, ракетное вооружение класса «RBS-70».
Боевое судно имело 8 450 тонн максимального водоизмещение, 168 м длины, 21 м ширины, 16 500 л.с. мощности, 20 узлов максимальной скорости (оптимальная 15 узлов), 14 000 морских миль дальноходности на оптимальной скорости. Экипаж корабля состоял из 210 человек.
Вертолетоносцы Южной Кореи: «Токто»
Универсальные десантные корабли ВМС Южной Кореи. В общем запланирована постройка 3-х кораблей этого типа, но на данный момент построен только 1 – «Токто», построенный за 2 года и вошедший в строй ВМС Южной Кореи в 2007-ом году.
По своим характеристикам корабль имеет длину 199м, ширину 31 м, максимальное водоизмещение 18 000 тонн, максимальная скорость 22 узла (оптимальная 18 узлов), дальноходность 10 000 морских миль, экипаж состоит из 400 человек.
«Токто» имеет зенитно-ракетные вооружения класса «ASMD», радиолокационное вооружение класса «AN/SPS-95K», зенитно-артиллерийское вооружение класса «Goalkeeper».
УДК может принимать и перевозить до 720 солдат морской пехоты, 27 бронированной техники, 4 десантных кораблей дислокации и 10 вертолетов.
Вооружение
Помимо боевых вертолётов, наши УДК получат и серьёзное штатное вооружение для обеспечения собственной безопасности. Возможно (хотя облик кораблей пока ещё окончательно не определён) это будут, исходя из функциональных критериев, два ЗРК «Панцирь-М», два ЗРАК «Палаш» и 100-мм артиллерийская установка А-190.
Французский аналог вооружён намного слабее. Он может «похвастаться» лишь мини-пушками М134 (2 ед.), двумя пусковыми установками «Simbad», да четырьмя 12,7-мм пулемётами.
Как видим, ничего похожего ни по форме, ни по сути, ни по возможным боевым задачам, ни по инженерной начинке, ни по силовой установке между будущим российским и уже давно существующим и быстро устаревающем французским кораблём нет.
Вертолетоносцы Великобритании: «Оушен»
УДК Королевского флота «Оушен» является единственным экземпляром вертолетоносцев (в строю) в Англии. Строительство этого военного судна началось в 1993-м году, в 1995-м судно было спущено на воду, но в строй ВМС Великобритании вошло только в 1998-м году. Крестной мамой вертолетоносца считается сама королева Элизавета II (в Англии есть традиция крестить корабли перед тем, как они входят в строй).
«Оушен» может перевозить до 18 вертолетов, 830 солдат морской пехоты, 40 бронированной техники и 4 десантных кораблей дислокации.
Со стороны точки зрения вооружения в наличие есть ракетная артиллерия класса «DS30M», зенитная артиллерия класса «Фаланкс» и пулеметы класса «M134».
Общие характеристики корабля: длина – 203м, ширина – 36м, максимальное водоизмещение 21 750 тонн, максимальная скорость 18 узлов (оптимальная 15 узлов), дальнеходность 8 000 морских миль, экипаж – 450 человек (200 из которых летного состава).
От проекта к строительству
На протяжении нескольких последних лет, после завершения истории с «Мистралями», на отечественных выставках регулярно появлялись материалы по собственным проектам УДК. Также звучали заявления о способности нашей промышленности строить такие корабли и о скором начале строительства. Однако до определенного времени реальные работы откладывались.
В ноябре прошлого года стало известно, что Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, входящее в состав корпорации «Ак Барс», разработает новый проект УДК. Уже в начале января 2020-го материалы по этому проекту, получившему номер «23900», продемонстрировали руководству страны. Также стало известно, что в ближайшие месяцы на в Керчи (тоже входит в состав «Ак Барс») состоится закладка сразу двух новых УДК.
Изначально сообщалось о закладке кораблей в мае, но в связи со сложной обстановкой эти мероприятия перенесли. Также сместилось подписание контракта на строительство. По данным отечественных СМИ, министерство обороны и подписали такое соглашение 22 мая. За два УДК исполнитель получит ок. 100 млрд руб.
20 июля в Керчи состоялась торжественная церемония с участием президента Владимира Путина, представителей правительства и Минобороны. Закладные доски установлены на секциях будущих кораблей «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко».
Вертолетоносцы Японии: «Сиранэ», «Харуна» и «Хюга»
Эсминцы-вертолетоносцы типа «Сиранэ», эскадренные миноносцы-вертолетоносцы типа «Харуна» и «Хюга» являются примером вертолетоносцев ВМС Японии. «Харуна» и один из «Сиранэ» уже списаны с вооружения Японии. «Хюга» последняя модель семейство вертолетоносцев построенных Японией, следовательно лучше будет рассказать о них.
«Хюга» и «Исэ» крупнейшие корабли Морских Сил Самообороны Японии. Пришли в строй в 2009-м и 2011-м годах как замена своим предшественникам эсминцам-вертолетоносцам типа «Харуна». По своим характеристикам больше похож на легкий авианосец (в некоторых изданиях его так и называют). Противолодочная оборона является приоритетной задачей этого типа вертолетоносцев.
«Хюга» имеет возможность перевозки до 11 вертолетов или самолеты с вертикальным/коротким взлетом. На вооружение корабля есть радиолокационное вооружение класса «OPS-20С», радиоэлектронное вооружение класса «БИУС», ПВО класса «FSC-3», зенитная артиллерия класса «Фаланкс», ракетная артиллерия класса «ESSM», противолодочное вооружение класса «ASROC», минно-торпедное вооружение и артиллерию.
Общая характеристика: длина – 197м, ширина – 33м, мощность – 100 000 л.с., максимальная скорость 30 узлов, максимальное водоизмещение 18 000 тонн.
Строительство универсальных десантных кораблей для ВМФ России
Макет УДК «Прибой»
В текущем году российский ВМФ ждет радостное событие: должна состояться закладка и начаться строительство двух УДК проекта «Прибой» на в Керчи. Во второй половине 2020-х годов ВМФ должен получить два УДК: «Севастополь» и «Владивосток».
Точные характеристики нового проекта пока неизвестны. Ориентировочные же данные таковы: полное водоизмещение корабля 28 000 тонн; полная скорость хода – 22 узла; дальность хода – 6000 морских миль; автономность – 60 суток; экипаж – 320 человек, кроме того: до 900 морпехов, до 50 единиц боевой техники, до 6 десантных катеров в доковой камере; авиакрыло: более 20 десантных вертолетов Ка-29, противолодочных Ка-27, либо ударных Ка-52К.
Новость действительно хорошая. Судостроительная промышленность получает новый крупный заказ, также будет работа и для производителей вертолетов. Впервые с советских времен отечественное судостроение получает заказ на строительство таких крупных судов для ВМФ.
В данной статье рассматриваются как отечественные проекты УДК, так и иностранный опыт, осмысливается концепция применения таких кораблей в составе ВМФ России и иностранных государств.
УДК: иностранный опыт
США
У США как главной морской державы на сегодня самый большой флот УДК, равно как и опыт их проектирования, строительства и эксплуатации. К настоящему времени в ВМФ США применялись 3 типа УДК.
УДК типа «Тарава»
Первыми из них стали УДК типа «Тарава» построенные в 1971–1978 годах. Эти корабли имели полное водоизмещение около 40 000 тонн; двигатели – паротурбинная установка мощностью 70 000 л.с.; скорость до 24 узлов; дальность хода – 10 000 морских миль; экипаж – 1067 человек; десант – 1903 человека морской пехоты. Штатный состав авиационной группы предусматривает наличие на борту кораблей типа «Тарава» 16 вертолётов CH-46D Sea King, 6 вертолётов CH-53D Sea Stallion и 4 вертолётов UH-1N. Максимально возможное число летательных аппаратов на борту — 43 ед.
УДК типа «Уосп»
Следующими в составе американского флота стали УДК типа «Уосп». Эти корабли строили с 1987 по 2009 годы. Всего было построено 8 кораблей. Характеристики УДК «Уосп»: полное водоизмещение – 40 532 тонны; двигатели – 2 паровые и 2 газовые турбины мощностью 70 000 л.с.; максимальная скорость – 24 узла; дальность хода – 9500 морских миль; экипаж – 1147 человек и 1893 человека морской пехоты; авиакрыло – 30 – 32 вертолёта CH-46, 6 – 8 самолётов AV-8B или до 46 вертолётов CH-46 или 20 самолётов AV-8B.
УДК типа «Америка»
Последний проект, строящийся сейчас, – УДК типа «Америка», который обладает следующими характеристиками: полное водоизмещение – 45 700 тонн; двигатели – 2 ГТУ General Electric мощностью 70 000 л.с.; максимальная скорость – более 22 узлов; дальность хода – 9500 морских миль; экипаж – 1059 человек; десант – 1871 солдат морской пехоты; авиакрыло – до 29 вертолетов и самолетов, либо 22 истребителя F-35B.
Япония
Эсминец-вертолетоносец типа «Идзумо»
На вооружении японских ВМС находятся 2 типа УДК (здесь они называются эскадренными миноносцами-вертолетоносцами). Первый тип – эсминцы-вертолетоносцы «Идзумо». Полное водоизмещение – 27 000 тонн; двигатели – 4 ГТУ General Electric мощностью 112 000 л.с.; скорость хода – 30 узлов; экипаж – 470 человек и 500 человек десанта; авиагруппа – до 28 летательных аппаратов (вертолетов, конвертопланов, истребителей).
Эсминец-вертолетоносец типа «Хюга»
Второй тип – эсминцы-вертолетоносцы «Хюга». Полное водоизмещение – 18 000 тонн; двигатели General Electric мощностью 100 000 л.с.; максимальная скорость – 30 узлов; экипаж – 370 человек; десант – 100 человек; авиакрыло – 11 вертолетов.
Франция
УДК типа «Мистраль»
Французские ВМС располагают широко известными нам УДК типа «Мистраль». Эти корабли имеют полное водоизмещение в 32 300 тонн; двигатели: 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт), 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт), 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт); суммарная мощность двигателей – 20 400 л.с.; скорость хода – 19 узлов; дальность хода – 10 700 морских миль; экипаж – 160 человек; десант – до 900 человек морской пехоты; авиакрыло – 16 тяжелых либо 32 легких вертолета.
Великобритания
Вертолетно-десантный корабль-док HMS Albion (L14)
Вертолетно-десантный корабль-док HMS Albion (L14). Полное водоизмещение – 18 500 тонн; двигатели – 4 дизеля суммарной мощностью 21 213 л.с.; скорость хода – 18 узлов; дальность хода – 8 600 миль; экипаж – 325 человек; авиакрыло – 3 вертолета «Си Кинг» Мk 4.
КНР
УДК проекта 071 типа «Циньчэньшань»
УДК проекта 071 типа «Циньчэньшань». Стандартное водоизмещение 19 000 тонн; двигатели – 4 дизеля суммарной мощностью 47 200 л.с.; максимальная скорость – 20 узлов; дальность хода – 11 000 км; десант – 1000 человек; авиакрыло – 4 вертолета Z-8.
Испания
УДК Хуан Карлос I
УДК Хуан Карлос I. Водоизмещение – 27 079 тонн; двигатели – дизель-электрическая двигательная установка суммарной мощностью 30 000 л.с.; скорость хода – 21 узел; дальность хода – 9000 морских миль; экипаж – 900 человек; десант – 1200 морских пехотинцев; авиагруппа – до 30 самолетов и вертолетов.
Нидерланды
УДК типа «Роттердам»
Корабль имеет нормальное водоизмещение в 12 750 тонн. Основой силовой установки являются четыре дизельных генератора Stork Wärtsilä 12SW28 общей мощностью 14,6 МВт. Генераторы подают электроэнергию на четыре электромотора общей мощностью 12 МВт. Электродвигатели связаны с двумя гребными винтами, по два на каждый винт. В носовой части корабля имеется подруливающее устройство. Подобная силовая установка позволяет десантному кораблю развивать скорость до 19 узлов.
Дальность плавания на экономической скорости 12 узлов – до 6000 миль. Экипаж – 128 человек. Десант – 600 морских пехотинцев. При необходимости этот десантный корабль может перевозить свыше 30 танков или до 170 бронетранспортеров. Авиакрыло – от 4 до 6 вертолетов.
УДК: отечественный опыт
СССР не строил УДК, однако проектировал как ответ американскому УДК «Тарава». Речь идёт об УДК проекта 11780. Эти корабли должны были иметь нормальное водоизмещение в 25 000 тонн; в качестве двигателей предполагалась котлотурбинная установка мощностью 180 000 л.с.; максимальная скорость – 30 узлов; дальность хода – 8000 морских миль; десант – 1000 человек, до 40 танков; авиакрыло: десантный вариант – 12 Ка-29 или противолодочный вариант – 25 Ка-27.
БДК проекта 1174 «Носорог»
Также стоит сказать несколько слов о пошедших в серию БДК проекта 1174 «Носорог». Эти корабли строились для ВМФ СССР в 1973-1978 годах. Они имели полное водоизмещение в 14 060 тонн; двигатели – 2 ГТУ суммарной мощностью 36 000 л.с.; скорость – 20 узлов; дальность хода – 7500 морских миль; экипаж 239 человек; десант – до 500 человек, до 50-ти танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 автомашин; авиакрыло – 4 вертолета Ка-29.
Строительство УДК: подводные камни
Как видно из международного опыта и из опыта СССР, УДК широко применялись и применяются во флотах по всему миру. Вполне понятно в этом контексте стремление российского ВМФ иметь такие корабли на вооружении.
УДК могут использоваться: • для высадки десанта на побережье противника; • в качестве командного корабля; • в качестве легкого авианосца; • в качестве госпитального судна; • в качестве корабля стратегической проекции силы; • в качестве плавучего аэродрома для противолодочных вертолетов.
Подобная многофункциональность вызывает симпатию к кораблям подобного типа, однако в строительстве подобных судов для ВМФ России есть подводные камни.
1. Способна ли промышленность осилить строительство этих кораблей? Готов ли ССЗ «Залив» построить такие крупные корабли в приемлемый срок? С учетом новизны проекта десять лет на строительство кораблей выглядит вполне реалистичным сроком.
2. На каких двигателях будут ходить эти корабли? Тут кандидат только один – рыбинский «Сатурн», где только-только разворачивается производство ГТУ для фрегатов проекта 22350. Сможет ли предприятие обеспечить своевременную поставку двигателей для УДК? Не возникнет ли при этом задержка поставок двигателей для фрегатов?
3. УДК в море требует надежных ПВО и ПЛО. Это значит, что каждый УДК в боевых условиях должны сопровождать корабли с современными и дальнобойными системами ПВО, противолодочные корабли, а также несколько подводных лодок. Способен ли наш ВМФ предоставить такой эскорт для УДК «Прибой»?
4. В условиях нехватки кораблей 1-2 ранга оправданно ли строительство УДК, которые требуют двигателей, с которыми и так дефицит, занимают место на стапеле, поглощают денежные средства? Не лучше ли заказать дополнительные фрегаты проекта 22350 или 11356Р или корветы проекта 20380?
5. Каково тактическое применение этих кораблей в российском ВМФ? Где мы собираемся высаживать десант? Какими группами кораблей руководить? Где проецировать силу нашего ВМФ?
Выводы
УДК – широко распространенный тип корабля в разных флотах мира. Разнообразны применяемые при их проектировании конструкционные решения и ТТХ кораблей. По размерам они могут варьироваться от сравнительно небольших: УДК типа «Роттердам» или БДК проекта 1174 до размеров легкого авианосца, как, например, УДК «Америка». Двигательные установки на этих кораблях также отличаются разнообразием: дизельные, дизель-электрические, газотурбинные.
Наиболее интересен опыт США в строительстве УДК, так как они эксплуатируют уже третье поколение подобных кораблей. Американцы с 1970-х годов строят однотипные УДК практически с одинаковыми размерами, скоростью, дальностью хода, мощностью силовой установки, десантовместимостью. Изменениям подвергаются главным образом двигатели (замена паротурбинной установки на ГТУ) и авиакрыло, пополняющееся новыми видами ЛА. Применение УДК во флотах НАТО вполне очевидно и не оставляет сомнений. Для США и их союзников УДК — это наступательное оружие, которое может быть применено в любых районах Мирового океана, надежно прикрытое огромным флотом НК и ПЛ. Но что же насчет России?
Сомнений в том, что наша промышленность сможет построить такие корабли, немного. Скорее всего, при должном финансировании лет через десять мы эти корабли получим. Двигатели для них может построить рыбинский «Сатурн», вполне возможно, на основе агрегатов для фрегатов проекта 22350.
Что до тактического применения этих кораблей, то оно не вполне ясно. Нам, по большому счету, негде высаживать десант, более того, в случае конфликта с серьезным противником 900 человек десанта и пара десятков вертолетов погоды не сделают, зато сами окажутся в очень уязвимом положении. Американцы могут обеспечить своему десанту мощнейшее прикрытие с моря, мы же этого сделать не в состоянии.
УДК в море – очень уязвимая цель и требует мощного прикрытия с воздуха и от ПЛ противника. Для российского флота выделить такой эскорт для УДК — сейчас сложная задача.
Единственная функция, которую УДК «Прибой» смогут однозначно выполнять, – это функция плавучего аэродрома для вертолетов ПЛО.
Пожалуй, наиболее оптимальным решением было бы отложить строительство УДК лет на десять и сейчас сосредоточить силы на насыщении флота кораблями 1-2 рангов, многоцелевыми АПЛ и ДЭПЛ и лишь по решении этой задачи переходить к строительству крупных авианесущих кораблей. Однако мы не ищем легких путей.
Остается только добавить, что проект строительства УДК «Прибой» имеет и свои плюсы: судостроительная промышленность получает крупнейший за последнее время заказ и возможность обрести новые компетенции в строительстве крупных надводных кораблей. Новый заказ также получают производители вертолетов, что также хорошо для нашей промышленности.