Ракетный корабль на воздушной подушке типа «Сивуч» пр. 1239


Ракетный корабль на воздушной подушке типа «Сивуч» пр. 1239

Первым ракетным кораблем на воздушной подушке пр.1239 стал РКВП «Бора», заложеный в 1984 г. на заводе в Зеленодольске под Казанью, сданный ВМФ в 1989 г. и после опытной эксплуатации вошедший в 1997 г. в состав сил постоянной готовности Черноморского флота. Вскоре после первенца был заложен и второй корабль этой серии – «Самум». Малый ракетный корабль на воздушной подушке со скегами пр.1239 (шифр «Сивуч») спроектирован в период с 1974 г. по 1987 г. в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Л.В. Ельского. Корабль предназначен для нанесения удара по надводным кораблям противника и отнесен ко второму рангу.

РКВП создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1. Опыт применения МРК на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран пр.1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.

РКВП обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность — 36 вариантов использования двигательно-движительной установки. С одной стороны корабль — это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой — быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов.

Корабль имеет корпус в виде остроскулого катамарана с надувными гибкими ограждениями в носовой и кормовой частях для удержания воздушной подушки. Корпус и надстройки изготовлены из легких алюминиево-магниевых сплавов. Энергетическая установка включает два ГТД, которые через угловую редукторную передачу работают на два винта «тандем» на колонках, поднимающихся из воды при ходе под дизелями. Каждый из двух дизелей работает на свой гребной винт. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать торпеда. Для образования воздушной подушки используются два автономных дизель-нагнетательных агрегата. Мореходность — до 8 баллов. Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Так, за все прошедшие годы эксплуатации РКВП «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире. Более того, была проведена возможность движения вообще с выключенными движителями. РКВП при работе только двигателей-нагнетателей был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

При этом корабль может поражать любого противника ракетами типа «Москит» (8 противокорабельных ракет). Кроме того, здесь имеется сильная система ПВО, которая представлена зенитно-ракетным комплексом «Оса» (20 зенитных управляемых ракет), 76,2-мм и 30-мм автоматическими орудиями. Автономность плавания — 10 суток. Экипаж — 68 человек, из них 9 — офицеры. Специалисты ЦМКБ “Алмаз” расценивают проект корабля как этапный проект. На его основе отрабатываются гидродинамические платформы из алюминиево-магниевых сплавов.

Сейчас в составе флота находятся два РКВП пр.1239. По ударному потенциалу таким РКВП на ЧФ нет равных. Они являются крупнейшим в своем подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходными боевыми кораблями, использующими гидродинамическую платформу. Опыт использования РКВП в боевой учебе флота дал основание командованию ЧФ считать, что корабли проекта 1239 по своим тактико-техническим характеристикам являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров, существенно усиливающими боевой потенциал бригад ракетных катеров.

Решение поразило своей простотой

Для выполнения всех требований к будущему «Сивучу», сотрудники «Алмаза» провели комплекс испытаний буксируемых моделей на открытой воде. Одной из них был уникальный разрезной макет для определения внешних сил, действующих на корпус. Почти одновременно приступили к испытаниям малой самоходной модели «Икар-1» для отработки управляемости и других характеристик движения.
Общий вид возможной модификации скегового корабля на ВП

В 1979 году стартовали ходовые и морские испытания большой самоходной модели «Икар-2» (СМ-02). Их результаты позволили решить ряд технических трудностей. Разработчики определили линию замыва внутренних бортов скегов, оценили остойчивость корабля на ходу и, самое главное, устранили проблему прорыва воздуха к гребным винтам из зоны воздушной подушки.

Специалисты и научные консультанты с самого начала предсказывали, что в положении «на ВП» с началом движения и при разгоне, особенно в области «горба сопротивления», к гребным винтам начнет попадать воздух. В результате этого происходили импульсные повышения (забросы) оборотов винтов и двигателя, что иногда даже приводило к срабатыванию автомата защиты от превышения оборотов. Кроме того, воздух, прорывающийся под скег, попадал через кингстоны в систему охлаждения, что приводило к серьезным срывам и перебоям в работе различных систем. Для ликвидации этого эффекта первоначально попытались на киле скегов установить дополнительные вертикальные кили значительной высоты и протяженности. Однако они лишь увеличивали сопротивление движению, но не повлияли должным образом на степень прорыва воздуха к винтам.

Скеговый катер на ВП «Икар-2»

Решение проблемы пришло не сразу, но поразило своей простотой всех участников проекта. Начальник испытательной партии решил полностью отказаться от дополнительных килей, а движение модели начинать при самой малой подаче воздуха в ВП и наращивать ее по мере увеличения скорости. Предыдущие амфибийные катера однозначно требовали сначала полного подъема на подушку и только после этого могли начинать движение. Дальнейшие испытания «Икара-2» показали, что опыт эксплуатации амфибийных катеров совершенно не применим для скеговых. В отличие от первых, они требуют «порционной» подачи воздуха в ВП по мере ускорения движения. И так вплоть до «загорбового» режима, в котором воздух поступает в подушку в полном объеме. Как оказалось, подобный подход еще и сглаживает горб сопротивления и облегчает разгон. Этот факт подтвердили все дальнейшие тесты.

Испытания большой самоходной модели «Икар-2» подтвердили удивительно высокие мореходные качества скеговых КВП. Корабль, имея водоизмещение менее 50 тонн, двигался «на волнении до 3 баллов» включительно с минимальной потерей хода. Для ознакомления с моделью на испытания пригласили моряков соседней береговой базы пограничных катеров и несколько опытных командиров катеров проекта 205П. Погода стояла свежая, и волнение в открытых районах составляло 3 балла. Испытания стартовали, и по желанию гостей «Икар-2» набрал скорость около 30 узлов против фронта волны. Офицеры каждый раз слегка приседали при встрече с волной. Руководитель испытаний спросил, зачем они это делают, и получил дружный ответ, что столь маленький катер на таком ходу и при волнении должен получать сильные удары в корпус, в ожидании которых моряки и подгибали ноги. Они были приятно удивлены мягкости хода и попросили ещё раз пройти под разными углами к волне. Результат был тот же. После испытаний, по возвращении на базу все участники отметили, что катера проекта 205П хоть и имеют вес в 5 раз больше, но идут гораздо жёстче, чем «Икар-2».

Малый ракетный корабль проекта «Сивуч» (горбовой режим на ВП)

Назначение

Назначением малых ракетных кораблей проекта 1239 является:

  • Уничтожение боевых кораблей и транспортов противника в прибрежных районах и открытом море.
  • Обеспечение прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в районах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника.
  • Ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне дружественных сил.
  • Ведение борьбы с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника.

Спасение людей

На основе корпуса и энергетической установки, включающей нагнетатели и двигательнодвижительный комплекс, может быть создана платформа для целого ряда кораблей. Именно так преимущества отработанной скеговой гидродинамической схемы проявятся в высшей степени.
Высокая скорость даже в условиях сильного волнения плюс стабилизация корпуса при движении — эти качества дают огромное преимущество при нанесении ракетных ударов по целям противника. Корабль может выходить в район выполнения задачи в режиме катамарана. Нанесение удара и уклонение от контрудара могут быть выполнены на высоких скоростях, а это во многом определяет успех операции. Опыт эксплуатации «Сивучей» показал, что эти корабли наносят ракетные удары с высокой точностью. Применение дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) еще более повышает эффективность и безопасность решения боевых задач.

Общепринятая практика судовождения сопряжена с риском возникновения аварийных ситуаций. В отдельных случаях решающим фактором спасения людей и техники является время прибытия помощи. В подобных случаях высокая скорость и мореходность скегового корабля могут обеспечить успех спасательной операции. Такой корабль способен оказать первую экстренную поддержку в спасении и эвакуации людей до прибытия основных средств помощи.

Особенностью конструкции корпуса скегового корабля является наличие двух горизонтальных килей по всей длине корпуса. Если смонтировать водомётные движители выше килевой линии, все это позволит ему становиться в прибрежной полосе или на мелководье на свои кили, как на стационарные опоры. Данное свойство дает возможность кораблю в режиме «на ВП» преодолевать отмели и приближаться к необорудованному берегу до глубины 1 метр. На этой глубине корабль может сесть на свои кили и осуществлять погрузо-разгрузочные работы или спасательные операции.

Высокая скорость и маневренность корабля позволяют ему с помощью реактивных установок залпового огня эффективно участвовать в операциях по подготовке и огневой поддержке десанта. Кроме того, благодаря малой осадке на ВП и возможности передвижения по мелководью, корабль можно использовать как скоростное средство высадки диверсионных отрядов или групп корректировки огня.

Конструкция

Корабли проекта являются крупнейшими в своём подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходными боевым кораблем, использующими гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой

.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка корабля состоит из двух раздельных двигательно-движительных установок маршевого и полного хода, способных работать раздельно и совместно. Корабли проекта могут двигаться в трёх главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Проверена возможность движения кораблей с выключенными движителями, так МРК при работе только двигателей-нагнетателей

[
что?
] способен двигаться за счёт истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Поддержка десанта

Двухрежимность движения скегового корабля позволяет создавать на основе его платформы корабли типа ОВР, ПЛО и ПМО. Их основной рабочий режим использует малый ход, а высокую скорость они набирают для перехвата или срочного перехода в заданный район. На базе МРК «Сивуч» также могут быть сконструированы корабли для высадки и огневой поддержки десанта, ударные ракетные, спасательные, специальные и малые корабли разных назначений.
Наличие широкой транцевой кормы «платформы» даёт возможность заменять оборудование по модульному принципу, в зависимости от специализации корабля.

ЦМКБ «Алмаз» предлагает еще более широкий подход к строительству скеговых КВП. Бюро провело испытания самоходной модели «Стрепет». Проектные разработки на их основе подтверждают: сегодня мы можем создавать корабли водоизмещением около 1000 тонн с максимальной скоростью 100 и более узлов. Ходовые качества и боевые возможности таких кораблей соизмеримы с характеристиками экранопланов, атаки которых не обнаруживаются со спутников. При этом следует учесть, что эксплуатация скеговых кораблей по сравнению с экранопланами несравнимо проще, дешевле и надежнее.

Скоростной паром RSES-500

Описанные технологии в области КВП скегового типа можно применить и для создания коммерческих грузопассажирских судов, способных эффективно обслуживать внутренние и внешние морские линии. В конце ХХ века «Алмаз» разработал проект скоростного парома скегового типа RSES-500 для эксплуатации на основных грузопассажирских маршрутах в Балтийском море. Реализация этого проекта оказалась трудновыполнима из-за экономических сложностей того периода.

Для создания нового поколения малых высокоскоростных кораблей на воздушной подушке предприятиям нужна стабильная государственная поддержка. Без нее Россия рискует потерять лидирующие позиции в этой нише судостроительного рынка и будет вынуждена снова «догонять» ведущие морские державы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]