Аналогов в мире этим уникальным малым ракетным катерам на воздушной подушке «Бора» и «Самум» проекта 1239 «Сивуч» не существует. Сами моряки называют их «Морской разрушитель». При атаке на противника, подойдя внезапно на огромной скорости, которая превышает скорость любого надводного корабля вдвое, он уничтожает ракетами приводящимися в боевое положение всего за тридцать секунд флагман вражеской эскадры оставляя её без командования. И уходит от туда на такой же скорости позволяющей ему после нанесения удара мгновенно покинуть зону поражения огневых сил противника.
Ракетные катера «Бора» и «Самум» — видео
Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой (64 х х 18 м). Впереди находится эластичный экран. Две ГТУ разгоняют его до 50 узлов при высоте волны 2 м, а при волне 3,5 м (ветер 5 баллов) — до 40 узлов. С одной стороны — это катамаран со скоростью до 25 узлов, с другой — КВП с максимальной скоростью до 50 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю избегать захвата ГСН торпед. Мореходность — до 8 баллов. Однако, несмотря на внушительные габариты и водоизмещение, его ракетное и артиллерийское вооружение такое же, что у катера пр. 1234.8 (чье водоизмещение меньше на 400 тонн, а ширина корпуса меньше на 6 м). Правда, большая площадь палубы позволила создать более комфортные условия для использования оружия и размещения экипажа. Сложность постройки и эксплуатации, высокая стоимость того и другого, при недостаточно мощном вооружении, предопределили судьбу проекта. Серия ограничилась двумя единицами.
История постройки кораблей
В 1974 году центральному конструкторскому бюро «Алмаз» главное управление ВМФ выдало техническое задание на создание нового ракетного корабля с высокой скоростью. Эти ракетные корабли создавались с учетом передового опыта, использованного при постройке проектов 1232 и 12322 – десантные корабли на «воздушной подушке», которые смогли доказать свою состоятельность. Головной корабль сошел со стапеля в городе Зеленодольске (республика Татарстан) в 1987 году и получил название «Бора», что означает сильный холодный и порывистый ветер. Второй корабль под названием «Самум» (горячий сильный ветер, присущий пустынному климату) был спущен на воду в феврале 1993 года. Но из-за технических доводок и сложности в эксплуатации в состав Черноморского флота он был принят только в начале XXI века. Этот корабль и стал последним в серии. Третий корабль был распилен прямо на стапеле в начале 90-х годов.
Тактико-технические характеристики катеров «Бора», «Самум»
Водоизмещение……………………1050 т.
Габаритные размеры Бора, Самум
Длина……………………65,6 м Ширина……………………17,2 м Осадка……………………3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)
Двигатели Бора, Самум
2 ГТУ М10-1 36 000 л. с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20 000 л. с. (на 2 винта) Мощность……………………2 × 36 000 л. с. и 2 × 20 000 л. с. Движитель……………………2 Скорость хода……………………55 узлов (101,9 км/ч) Дальность плавания……………………полная: 800 миль (45 узлов), экономическая: 2500 миль (12 узлов) Экипаж……………………68
Вооружение Бора, Самум
Артиллерия……………………1 × 76-мм артустановка АК-176, две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630 Ракетное вооружение……………………2 × 4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80); 1 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет)
Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» проекта 1239, шифр «Сивуч»
Ракетный корабль «Самум», Черное море | «Самум», ракетная стрельба по морской цели | «Самум» вернулся в Севастополь |
Ракетный корабль «Самум» и фрегат TCG «Goksu» (F 497) | Ракетный корабль «Самум», пролив Босфор | РКВП «Самум» следует в Средиземное море |
РКА «Р-109» и РКВП «Самум» на учениях | РКВП «Самум» возвращается в Черное море | РКВП «Самум» в Средиземном море |
РКВП «Самум» в проливе Босфор | «Самум» впервые примет участие в «Блэксифор-2014» | РКВП «Самум» |
Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» проекта 1239, шифр «Сивуч» является вторым в серии из двух кораблей, построенных на Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького. Головным кораблем данной серии является «Бора».
Проект 1239 разработан в Центральном морском КБ «Алмаз» в Санкт-Петербурге под руководством генерального конструктора В.И. Королькова. В память о балтийской канонерской лодке, погибшей в неравном бою с германскими кораблями в августе 1915 года, данный проект получил шифр «Сивуч».
Корабли проекта 1239 являются крупнейшими в своём подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходными боевыми кораблями, использующими гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.
Проект создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1 с учётом опыта применения МРК на боевой службе в Средиземном море. Катамаран проекта1239 обладает высокой мореходностью, имеет большую палубу и более комфортные условия использования оружия и размещения экипажа. При создании корабля широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.
Главная энергетическая установка корабля состоит из двух раздельных двигательно-движительных установок маршевого и полного хода, способных работать раздельно и совместно. Корабли проекта могут двигаться в трёх главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Проверена возможность движения кораблей с выключенными движителями, так МРК при работе только двигателей-нагнетателей способен двигаться за счёт истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.
Назначением малых ракетных кораблей проекта 1239 является: уничтожение боевых кораблей и транспортов противника в прибрежных районах и открытом море; обеспечение прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в районах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника; ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне наших сил; ведение борьбы с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника.
РКВП «Самум» был заложен Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького первоначально как «МРК-17», строительный номер 502, в сентябре 1991 года. 18 марта 1992 года было присвоено имя «Самум». 12 октября 1992 года спущен на воду. 26 февраля 2000 года введен в состав Балтийского флота. С 25 июля 2002 года находится в составе 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота. С августа 2002 года присвоен бортовой номер 616.
Основные характеристики: Водоизмещение полное 1050 тонн, стандартное 850 тонн. Длина 65,6 метра, ширина 17,2 метра, осадка 3,3 метра. Максимальная скорость 55 узлов. Дальность плавания 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 68 человек, в том числе 9 офицеров, 24 мичмана.
Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)
Вооружение: 2х4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80), 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет), 1 76-мм артустановка АК-176, 2×6 30-мм артустановки АК-630.
20 сентября 2014 года вышел из Севастополя на боевую службу в Средиземное море.
17 октября 2014 года под командованием капитана 2 ранга Олега Сардина, выполняющий задачи в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море, впервые совершил деловой заход в греческий порт Пилос. 31 октября прошел турецкий пролив Босфор и вернулся в акваторию Черного моря.
28 апреля 2015 года в соответствии с планом боевой подготовки в полигонах Черноморского флота принял участие в тактическом учение ракетных, противолодочных и минно-тральных кораблей. 09 мая в Новороссийске, совместно с ракетными фрегатами типа 054A «Linyi» (547) и «Weifang» (550) и сторожевым кораблем «Пытливый», примет участие в торжествах по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Отряд боевых кораблей ВМФ России и ВМС Китая в составе сторожевых кораблей «Linyi» («Линь И»), «Weifang» («Вэй Фан») и ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» Черноморского флота России, покинув Новороссийскую военно-морскую базу 12 мая, совершит совместный переход по утвержденному маршруту в Черном море, пройдёт проливы Босфор и Дарданеллы и прибудет в восточную часть Средиземного моря для встречи с остальными кораблями-участниками учения. Принял участие в российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие – 2015», которое проходило в Средиземном море с 17 по 21 мая. 06 июня в составе отряда кораблей Черноморского флота из состава постоянной группировки ВМФ в Средиземном море совершил заход в порт Александрия Арабской Республики Египет, который продлится до 09 июня. По сообщению от 14 августа в составе постоянного соединения Военно-Морского флота России в Средиземном море провел учение в восточной части акватории Средиземного моря. 29 августа прошел пролив Босфор и вернулся в акваторию Черного моря. 31 августа вернулся из дальнего похода в Севастополь. По сообщению от 05 октября в составе корабельной ударной группы успешно выполнил совместные ракетные стрельбы по сложной мишени, имитирующей отряд боевых кораблей условного противника.
По сообщению от 10 мая 2022 года в соответствии с планом боевой подготовки в полигонах Черноморского флота принял участие в двухстороннем тактическом учение с соединением ракетных катеров ЧФ. По сообщению от 17 мая отработал задачи по уничтожению морских и воздушных целей.
По сообщению от 15 февраля 2022 года провел ракетные и артиллерийские стрельбы в морских полигонах боевой подготовки в рамках сдачи курсовой задачи К-2.